Обстоятельства смягчающие и отягощающие уголовную ответственность

При выборе должностными лицами вида и размера наказания важно установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному определению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и размера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или иного предусматривающего ответственность закона.

Представляется, что к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, законодатель отнес лишь те, которые влияют на уровень общественной опасности правонарушения или правонарушителя. Данные обстоятельства должны быть распознаны, вычленены и должным образом зафиксированы должностными лицами. Следовательно, к смягчающим и отягчающим относятся обстоятельства, лежащие вне состава правонарушения, но прямо или косвенно касающиеся проступка и совершившего его правонарушителя.

Включение в общие правила наложения административных наказаний необходимости учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств объясняется чисто практическими соображениями: законодатель стремится обеспечить объективную, полную и всестороннюю оценку.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • - совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим КоАП РФ, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, наличие факта раскаяния, признания, возможного оказания помощи правоприменительному органу при осуществлении производства по делу свидетельствует о стремлении загладить и искупить свою вину и, следовательно, заслуживает смягчения административного наказания.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда заключается в полном или частичном устранении физических или моральных последствий административного правонарушения. С определенной долей условности это поведение можно сравнить с отказом от совершенного правонарушения. Добровольное выполнение указанных действий виновного, естественно, заслуживает снисхождения при определении вида и размера наказания.

Добровольное возмещение ущерба может проявляться как в материальном, так и в моральном плане. Виновное лицо может компенсировать причиненный ущерб деньгами, личным трудом, покупкой испорченной вещи или предмета. Возможно также возмещение ущерба в моральном плане - принесение извинений в письменной или устной форме.

Следует отметить ту особенность, что некоторые смягчающие обстоятельства, названные в законе, могут толковаться должностными лицами органов внутренних дел расширительно либо, напротив, ограничительно. Так, признак «добровольное возмещение причиненного ущерба» подменяется неравнозначным признаком «возмещение ущерба». В итоге ответственность смягчается в ситуациях, когда ущерб возмещен виновным не по своей инициативе, а в результате мер, принятых органами административной юрисдикции. При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует руководствоваться положением, что возмещение ущерба проявляется в добровольном, инициативном, без напоминаний со стороны третьих лиц, возмещении потерпевшему причиненного ущерба. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об игнорировании в ряде случаев выяснения обстоятельств ущерба. При решении вопроса о выборе вида и размера предполагаемого наказания в обязательном порядке следует выяснить, было ли возмещение ущерба полным или частичным.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это - кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателя с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний правонарушитель из-за недостатка жизненного опыта порой не способен осознать вредные последствия своего противоправного поведения, дать им объективную оценку. Не вызывает сомнения, что в данном случае нет нужды налагать на него административное наказание как на взрослого нарушителя. Действия и решения должностных лиц органов внутренних дел должны преследовать прежде всего воспитательные, а не репрессивные цели. К тому же при решении вопроса о применения наказания к несовершеннолетнему следует использовать педагогические приемы в общении с подростками. Законодатель предусмотрел рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, специальными органами административной юрисдикции - комиссиями по делам несовершеннолетних. При рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних, в целях определения необходимой меры воздействия принудительно-воспитательного характера на несовершеннолетнего, должна учитывать его возраст, устойчивость психики и др. факторы. Например, если несовершеннолетний имеет заработок, то на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Забота государства и общества о материнстве и детстве обусловливают смягчающее воздействие этого обстоятельства. Состоянию беременности присущи психическое изменение в поведении, повышенная раздражительность, критическая оценка окружающего мира, что способствует, в ряде случаев, ослаблению контроля над собой. К тому же вызванные действиями и решениями органов правоприменения переживания беременной женщины могут отразиться на физическом и психическом здоровье будущего ребенка. Основанием применения смягчающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются явные признаки беременности, а в других - наличие подтверждающего документа (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

В правоприменительной практике следует руководствоваться здравым рассудком, и «вообще при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных женщинами, имеющими детей дошкольного, даже и школьного возраста, необходимо избирать такую меру ответственности, которая не отрывала бы мать от детей и сильно не отражалась на материальном положении семьи» См.: Комментарий к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях/Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1983. С. 72..

Содержательная часть п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП России не конкретизирует, находится ли ребенок при матери или в другом месте, что на практике вызывает определенного рода трудности. Например, во время проведения специальных мероприятий сотрудниками милиции в ночное время в г. Москве задерживаются женщины за занятие проституцией (ст. 6.11). Во время рассмотрения протоколов за совершение указанных административных правонарушений не единичны случаи заявлений женщин о наличии у них детей. Разбирательство же по делу позволяет установить, что дети находятся на фактическом содержании бабушек (дедушек), причем как в городах Российской Федерации, так и ближнего зарубежья. Представляется, что наличие малолетних детей как смягчающее вину обстоятельство, должно применяться только в случаях личного, фактического воспитания матерью своего ребенка.

В практической деятельности важно помнить, что данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики (г. Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Волгоградская и Калужская обл.) свидетельствует, что смягчение административной ответственности применяется при совершении правонарушений:

  • · бывшими сотрудниками органов внутренних дел;
  • · ветеранами войны и труда;
  • · инвалидами и участниками боевых действий в «горячих точках»;
  • · многодетными родителями.

В КоАП предусмотрены обстоятельства, отягчающие ответственность за совершенные административные правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях не дает юридического определения отягчающего обстоятельства. Представляется, что под ним следует понимать сведения о нежелательных для общества особенностях совершения правонарушения, а также данные о личности виновного, представляющие общественную опасность, свидетельствующие о чрезмерно высокой степени вредности и устойчивой установке нарушителя на противоправное поведение.

В данном случае применяется более суровое административное наказание в повышенном размере. При этом нельзя выходить за рамки наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Кодекса об административных правонарушениях или иного законодательного акта.

Ст. 4.3 КоАП дает исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает наложение более сурового наказания за совершенное административное правонарушение. К ним относятся:

  • - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6;
  • - вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц;
  • - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Из текста статьи 4.3 КоАП РФ следует, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, претерпел некоторые изменения в сравнении с КоАП РСФСР. В частности, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, не указывается в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Игнорирование требований уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение свидетельствует о стойком нежелании лица отказаться от нарушения установленного в обществе порядка поведения, устранить возможные его вредные последствия. Отказ выполнить законные требования о прекращении противоправного поведения свидетельствует о неуважении к обществу, явной, направленной против окружающих агрессивности. Устойчивая противоправная ориентация правонарушителя заслуживает адекватного административного наказания в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

В то же время следует помнить, что содержательная часть рассматриваемой нормы КоАП предусматривает: правом требования прекращения противоправного поведения обладают только компетентные лица, наделенные определенными властными полномочиями. Во всех остальных случаях невыполнение требований прекратить противоправное поведение не может рассматриваться как отягчающее ответственность обстоятельство.

При этом важно помнить, что в ряде случаев неисполнение требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения может образовать самостоятельный состав административного правонарушения (напр.: неповиновение законному распоряжению работника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы - ст.19.3; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - 19.4).

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за первое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 Кодекса годичный срок. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что наложенное административное наказание не возымело должного предупредительно-воспитательного результата, виновный не сделал правильных выводов для изменения противоправного поведения, а, следовательно, очередное строгое наказание должно предоставить ему такую возможность. Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивости антиобщественного поведения. При этом отягчающим обстоятельством признается только совершение однородного административного правонарушения, за которое нарушитель привлекался к административной ответственности. Например, гражданин совершил мелкое хулиганство (ст. 20.1) и был привлечен к административной ответственности; в данном случае только повторное совершение мелкого хулиганства в течение года может признаваться обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение же других административных правонарушений не является основанием для признания факта проступка отягчающим обстоятельством.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Законодательством об административных правонарушениях это обстоятельство предусмотрено с целью ограждения подростков от разлагающего влияния взрослых правонарушителей. Характерной особенностью является то, что в данном случае имеется в виду лишь совершеннолетний правонарушитель, то есть достигший 18-летнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, угрозы, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - ст.6.10).

Совершение административного правонарушения группой лиц. Отягчающее значение данного обстоятельства объясняется повышенной общественной опасностью и значительными вредными последствиями административного правонарушения, содеянного группой лиц. При этом имеется в виду разовое, спонтанное объединение усилий нескольких лиц для совершения одного и того же правонарушения. Оно представляет повышенную, нежелательную для общества опасность, так как совершается, как правило, по предварительному сговору. По общему правилу групповым признается правонарушение, совершенное более чем двумя лицами, действующими совместно. В данном случае протокол об административном правонарушении составляется в отношении каждого субъекта. Очевидно, что размер ответственности этих лиц устанавливается индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, как и в прежнем КоАП, остается в числе условий, влияющих на усиление административной ответственности. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, наряду со стихийными бедствиями, непосредственно указанными в данной статье, относятся:

Как правило, при указанных обстоятельствах люди часто оставляют без присмотра дома, имущество. Правонарушитель знает об этом и использует беспомощность людей, их растерянность, панику, страх в своих противоправных интересах. Совершение правонарушения при подобных обстоятельствах указывает на пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, к элементарным требованиям морали, что, несомненно, должно заслуживать повышенную административную ответственность в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.20.6).

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Повышенная наказуемость за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения преследует цель ограничить, а в идеале - может быть даже искоренить наиболее распространенные условия совершения правонарушений. Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Проблема употребления спиртных напитков в последнее время приобрела особую актуальность, в том числе и по причине ее усугубления в подростковой среде.

Не вызывает сомнения, что обозначенная проблема уже давно из чисто криминологической переросла в социальную, имеющую, к сожалению, реальную возможность сыграть свою негативную роль в демографическом неблагополучии нашего общества в недалеком будущем.

Изложенные факты послужили основанием для того, чтобы отнести совершение правонарушения в состоянии опьянения к обстоятельствам, отягчающим ответственность. При этом поведение правонарушителя направлено также на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, что не должно проходить незамеченным для правоприменительного органа. Рассматриваемое обстоятельство должно быть подтверждено актом медицинского освидетельствования или показаниями свидетелей. Освидетельствование производится как с использованием технических средств, так и путем направления данных лиц в медицинские учреждения в порядке, установленном КоАП РФ. В то же время орган (должностное лицо), налагающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения и личности правонарушителя, может не признать рассматриваемые обстоятельства отягчающими. Это означает, что признание условия, указанного в данной статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административные наказания.

Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8), невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - ст.12.26).

Управление ФНС России по Карачаево-Черкесской Республике разъясняет , какие обстоятельства могут применяться в качестве смягчающих ответственность и как о них заявлять в налоговый орган.

К смягчающим обстоятельствам относятся:

  • незначительность просрочки (перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока, подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета и т.д.);
  • признание вины и устранение ошибок (признание вины, уплата налога, отсутствие задолженности на момент принятия решения, устранение ущерба, самостоятельное выявление и устранение ошибок и т.д.);
  • благотворительная деятельность (осуществление налогоплательщиком благотворительной деятельности);
  • социальная направленность деятельности налогоплательщика (налогоплательщик - сельхозпроизводитель, градообразующее предприятие, некоммерческий характер деятельности и т.д.);
  • тяжелое финансовое положение организации (ликвидация предприятия, реорганизация налогоплательщика, процедуры банкротства, неведение хозяйственной деятельности, сезонный характер работ и т.д.).
  • тяжелое материальное положение физического лица (пенсионер, отсутствие дохода и т.д.);
  • тяжелое состояние здоровья (инвалидность, тяжелое заболевание, болезнь во время совершения правонарушения и т.д.);
  • совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (личные и семейные обстоятельства, ошибки и т.д.);
  • несоразмерность деяния тяжести наказания (незначительный характер правонарушения, отсутствие неблагоприятных экономических последствий, отсутствие ущерба бюджету, добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, наличие постоянной переплаты, отсутствие умысла на совершение правонарушения и т.д.).
Все вышеперечисленные обстоятельства могут применяться в качестве смягчающих ответственность, но только при условии документального подтверждения их наличия.

Ходатайство (заявление) о применении обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, может быть подано в налоговый орган в любое время до вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе и непосредственно в ходе рассмотрения материалов налогового контроля.

В настоящее время для всех граждан, совершивших административные правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, установлена единая законодательная база, которая предусматривает неотвратимость применения санкций, исходя из норм части 1 ст. 19 Конституции РФ, т. е. из принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

В Госдуму внесен проект закона № 1001539-6 о декриминализации Уголовного кодекса РФ в сфере предпринимательской деятельности.

Законопроектом предусмотрено исключение из главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" составов правонарушений, сопряженных с причинением крупного ущерба, совершенных впервые.

Данные преступления переносятся в КоАП РФ - в главу 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности”.

Также предложено исключить в статьях о преступлениях в сфере экономической деятельности такой квалифицирующий признак как «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», так как экономическая деятельность носит, как правило, коллективно-организованный характер.

Мосгордума намерена принять поправки в столичный КоАП, регламентирующие ответственность за попрошайничество.

Как сообщает пресс-служба Мосгордумы, предлагается дополнить документ положением, допускающим взамен наказания за попрошайничество в метрополитене, вынесение предупреждения, которое может применяется в отношении впервые совершивших административное правонарушение граждан, а также с учетом сложившейся тяжелой жизненной ситуации.

Предупреждением предлагается наказывать за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира.

Госдума рассмотрит законопроект № 733457-6, смягчающий ответственность за отсутствие у водителя документов на управление транспортным средством.

Законопроектом исключается принудительное задержание транспортного средства при отсутствии у водителя документов на управление транспортным средством. В этом случае водитель будет подвергнут административному наказанию в виде штрафа или предупреждения.

В Госдуму РФ поступил законопроект № 704607-6 «О внесении изменений в статьи 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный группой депутатов.

Законопроектом предлагается исключить из условий, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение патентной системы налогообложения, условия в виде несвоевременной уплаты налога.

В случае принятия законопроекта ответственность за несвоевременную уплату налога в этом случае будет наступать в случаях и порядке, установленном главой 16 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в соответствии с НК РФ наличие недоимки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением патентной системы налогообложения, является основанием для отказа налоговым органом в выдаче индивидуальному предпринимателю патента на новый налоговый период.

Депутаты уверены, что ответственность в виде утраты права на применение патентной системы налогообложения при несвоевременной уплате налога является излишней и экономически необоснованной.

Президент РФ Владимир Путин заявил сегодня на встрече с членами президентского Совета по правам человека и омбудсменами, что было направлено на смягчение методов регулирования бизнеса.

Глава государства отметил: «Послание было посвящено главным образом развитию экономики, главный сигнал заключается в том, что в современных условиях мы делаем выбор не в сторону дополнительного и часто неэффективного регулирования, хотя оно, безусловно, нужно. Но главный выбор - это, безусловно, свобода предпринимательства».

Кроме того, Владимир Путин пообещал лично следить за офшорной амнистией капиталов, передает РБК .

Как сообщает пресс-служба Госдумы, законопроект предусматривает новую редакцию статьи 178 Уголовного кодекса, в соответствии с которой уголовному преследованию подлежат не действия по ограничению конкуренции, а заключение картеля и участие в нем.

Документом предлагается изменить также основания для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление по данной статье. Предлагается освобождать от уголовной ответственности только первого сообщившего о преступлении, когда в действующей редакции в качестве одного из условий освобождения применяется факт добровольного раскаяния.

Госдума рассмотрит законопроект № 225586-6, регламентирующий вопросы административной ответственности за нарушения правил проведения массовых мероприятий.

Напомним, ранее , что минимальный размер штрафа за нарушения правил проведения массовых мероприятий (10 тыс. рублей для граждан и 50 тыс. рублей для должностных лиц) - не позволяет учесть все обстоятельства дела и обеспечить должную индивидуализацию ответственности.

В связи с этим документ устанавливает, что с учетом конкретных обстоятельств физическому и юридическому лицу может быть назначено административное наказание ниже нижнего предела санкции, устанавливающей административную ответственность за совершение данного административного правонарушения.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 225238-6, направленный на совершенствование административного законодательства в части ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Законопроектом предлагается дополнить статью 15.11 КоАП РФ положениями, в соответствии с которыми должностные лица освобождаются от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации и уплаты недостающей суммы налога и соответствующей ей пени, а также в случае исправления ошибки в бухотчетности.

Сокращение срока лишения свободы для Михаила Ходорковскому и Платона Лебедева - результат решения независимого суда, который основывался на последних изменениях в законодательстве по экономическим делам. Об этом 20 декабря в ходе большой пресс-конференции сообщил президент России Владимир Путин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Сегодня стало известно, что Мосгорсуд, рассмотрев надзорную жалобу защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, уменьшил обоим подсудимым срок лишения свободы с 13 до 11 лет. Это значит, что они выйдут на свободу в 2014 году.

"Я не слежу за этим делом, - заявил Путин в ответ на вопрос журналистов, не является ли сокращение срока Ходорковского и Лебедева следствием его личной инициативы. - И вообще, вы напрасно недооцениваете нашу судебную систему. У нас независимый суд. И то, что срок по этому делу уменьшен, это результат либерализации законодательства по уголовным делам экономической направленности".

Напомним, что адвокаты Ходорковского настаивали на сокращении срока до уже отбытого. Сегодняшнее решение Мосгорсуда также будет ими обжаловано.

Сегодня в Мосгорсуде государственный обвинитель Владимир Ведерников попросил смягчить наказание экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю «Менатепа» Платону Лебедеву до 11 лет и 3 месяцев лишения свободы в колонии общего режима.

Как сообщает ИТАР-ТАСС , смягчение наказания прокуратура требует в связи с либерализацией ряда экономических статей УК РФ.

Напомним, в 2011 году Мосгорсуд уже снижал на 1 год наказание Ходорковскому и Лебедеву, осужденных Хамовническим судом Москвы к 14 годам заключения за хищение нефти и отмывание денежных средств.

Может быть опасно для общества. Именно поэтому противоправные деяния всегда требуют наказания, только в этом случае возможно предотвратить их повторение в дальнейшем и обезопасить граждан, их здоровье, права и свободу. Ответственность за проступки такого рода должна быть суровой, однако не следует отвергать и обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Учет подобных факторов поможет определить наиболее подходящее и справедливое наказание, а значит, сделать судебную систему в нашей стране более совершенной.

Общие понятия

Перед тем как говорить про обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, необходимо определить основные ее особенности и характеристики. Так, она представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности, в рамках которой уполномоченные органы (судебная инстанция) применяют определенные взыскания (или санкции) по отношению к лицам, преступившим закон в данной сфере. К особенностям административной ответственности (АО) относится:

  • Возможность регулирования направления законами и подзаконными актами.
  • Регулирование исключительно административных правонарушений и никаких иных более.
  • Отсутствие судимости в качестве меры наказания.
  • Наложение ответственности только на виновное лицо после получения доказательств и проведения суда.
  • Недопущение страданий обвиняемого, нанесения вреда его здоровью или достоинству.

При совершении нескольких правонарушений одним лицом наказание не суммируется и не обобщается, а назначается относительно каждого процесса отдельно.

Сроки давности административных проступков

У административных правонарушений существует и свой срок давности. Так, при прошествии двух месяцев со дня совершения деяния наказание назначено быть не может. При этом необходимо учитывать, что при длящихся правонарушениях (к примеру, проживание на территории России без регистрации) срок отсчитывается со дня выявления данного факта. При противоправных деяниях, обозначенных в статье 4.5 КоАП, срок увеличивается до одного года. К ним относятся проступки в области налогов, валюты, экологии.

Общий перечень смягчающих факторов

Итак, для начала приведем общий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Список хоть и не получается весьма значительным, но охватывает основные моменты, которые действительно могут повлиять на определение и смягчение возможного наказания. Включает он следующие пункты:


Дополнительные смягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что на усмотрение судьи могут быть обозначены и другие обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Коап РФ не содержит сведений об уступках вследствие болезни правонарушителя или его значительного возраста, однако в большинстве случаев эти факторы также учитываются, и скидка на них дается. Кроме того, крайне важно может быть и поведение провинившегося на процессе, а также его характеристика с работы или места учебы.

Подобные факторы актуальны не только в административном, но и в уголовном законодательстве нашей страны. Познакомимся с некоторыми из них немного подробнее.

Признание вины

Отвечая на вопрос, какое обстоятельство смягчает административную ответственность в большей степени, каждый второй юрист расскажет вам о добровольном признании вины или раскаянии. Как правило, судьи или присяжные заседатели оценивают не только сам факт информирования правоохранительных органов о проступке, но и наличие негативной оценки своих действий правонарушителем. То есть он должен оценить собственные деяния, понять их недопустимость и искренне захотеть не повторять подобного в будущем. Безусловно, даже самое правдивое раскаяние не является панацеей от наказания, однако в ряде случаев способно значительно уменьшить его.

Возмещение ущерба

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть дополнены таким пунктом, как возмещение ущерба объекту (человеку, юридическому лицу), пострадавшему от противоправных действий. Подобный фактор также требует прояснения ряда нюансов.

Так, возмещение ущерба пострадавшему должно быть совершено виновной стороной по собственной инициативе, без принуждения и в полном объеме, лучше до начала официального спора. Также понесенные убытки могут быть не только возмещены, но и устранены. Такие обстоятельства актуальны не только для физических, но и для юридических лиц.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, не признается ситуация, когда возмещение ущерба было совершено по настоянию судебной инстанции уже после открытия дела. Если этот вопрос является спорным, то он решается при помощи гражданского судопроизводства, в результате которого обе стороны могут окончательно прояснить нерешенные ранее моменты.

Состояние аффекта

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся состояния аффекта и эмоциональной нестабильности. Подобная временная особенность организма виновного лица объясняется неосознанной реакцией, порывом, сложным психоэмоциональным состоянием. Одного заявления провинившегося о совершении им действий в состоянии аффекта мало, для учета этого фактора необходимо мнение третьей, незаинтересованной стороны, квалифицированных экспертов.

Для определения подобной ситуации проводится специальная экспертиза, на основании которой подготавливается заключение. Оно и будет рассмотрено на суде при определении возможных послаблений. Если результаты такого исследования признаются спорными, то манипуляции могут быть повторены для выявления неточной информации или подтверждения полученных ранее данных.

Прочие факторы

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются и уже перечисленные выше факторы, такие как беременность правонарушительницы, наличие малолетних детей на иждивении у женщины, возраст виновного до 18 лет. При этом существует и ряд других возможных предпосылок, не указанных в законе напрямую. Это может быть тяжелое материальное положение, возраст старше 70 лет. В таких случаях суд рассматривает невозможность психологической или физической оценки своих действий, повлекших совершение правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц

Рассмотрим еще один важный вопрос: "Каковы обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридических лиц?" Для получения точного ответа необходимо определить, кто же является ответчиком от лица компании в такой неприятной ситуации. Согласно информации из все того же КоАПа, вина возлагается на физических лиц, являвшихся руководителями высшего звена компании, или членов совета директоров. Цель административного наказания в таком случае заключается в следующем:

  • Предупреждение совершения новых правонарушений виновным юридическим лицом или другими объектами.
  • Обеспечение выполнения взятых на себе обязанностей юридическим лицом.

Отвечая непосредственно на поставленный вопрос, необходимо отметить информацию, которая содержится в разделы 1, 3, 4, 5 административного кодекса России. Согласно ей, законы в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам. А это значит, что и смягчающие обстоятельства будут абсолютно идентичны, за исключением тех случаев, когда по смыслу статьи подразумевается применение относительно только физического лица.

Отягчающие обстоятельства

Необходимо отметить, что существуют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, о последних забывать также не следует. В их перечень входят несколько основных факторов:

  • Совершение проступка под воздействием алкогольных напитков.
  • Совершение проступка в трудное время, например во время стихийного бедствия, любой другой форс-мажорной ситуации, а также по религиозным или национальным убеждениям.
  • Правонарушение, содеянное не одним лицом, а группой.
  • Привлечение несовершеннолетних лиц к правонарушению.
  • Повторное совершение противоправного деяния при неистекшем сроке первого наказания за аналогичный проступок.
  • Продолжение совершения виновных действий при получении требований от органов власти и порядка прекратить их.
  • Правонарушение в отношении незащищенных категорий граждан (например, беременных женщин).

Необходимо отметить, что учет отягчающих факторов зависит напрямую от мнения судьи ведущего дела, при определенных обстоятельствах он вполне может не брать их в расчет.

Если отягчающее обстоятельство является непосредственным признаком правонарушения, определяющим его, то оно не может рассматриваться в качестве дополнительного фактора, усиливающего вину.

Перечень отягчающих обстоятельств (в отличие от смягчающих) не может быть расширен на усмотрение судебного органа, это попросту исключено. Согласно действующему законодательству, он является исчерпывающим.

Основные нюансы отмены административной ответственности

Регулирует наказание за противоправные действия такого рода Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Обстоятельства, смягчающие административную ответственность - не единственные нюансы, перечисленные в нем. Так, существуют особые условия, исключающие АО в принципе, даже несмотря на наличие признаков правонарушения. Заключаются они в следующем:


Основные нюансы освобождения от административной ответственности

Если административная ответственность лица уже была доказана, это еще не означает автоматическое назначение наказания. В отдельных случаях законом предусмотрена возможность освобождения от него, происходит это в следующих ситуациях:


Вместо заключения

Административное наказание представляет собой одну из разновидностей ответственности за совершенное гражданином правонарушение, противоречащие нормам действующего законодательства. В первую очередь цель подобного воздействия - предотвратить рецидивы преступления, не допустить их повторного совершения в будущем. Кроме того, возможность наказания за проступок влияет не только на самих правонарушителей, но и на каждого члена общества, являясь предупреждением о возможных санкциях при пренебрежении общими правилами.

При этом действующие законы остаются вполне лояльными и учитывают возможные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Перечень подобных факторов запротоколирован в кодексе об административных правонарушениях и является фиксированным. При этом необходимо учитывать, что в ряде случаев местные судьи имеют право принять за смягчающие обстоятельства и другие особенности. Благодаря их наличию правосудие становится более справедливым, способным учитывать большинство существующих нюансов.

В ст. 53 УК РК предусмотрено десять смягчающих наказание обстоятельств. Рассмотрим их в той последовательности, в какой они изложены в законе

  • 1. Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств (п. «а» ч. 1ст. 53 УК РК). К преступлениям небольшой тяжести в соответствии со ст. 10 УК РК относятся умышленные преступления, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы, а также неосторожные преступления, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим УК, не превышает пяти лет лишения свободы. Совершение преступления небольшой тяжести является смягчающим наказание обстоятельством, если оно совершено впервые. Последнее понимается не в фактическом, а в юридическом смысле. Так, если лицо фактически совершает указанное преступление во второй раз, но за первое истекли сроки давности привлечения виновного к уголовной ответственности или судимость за первое преступление уже погашена, то считается, что юридически лицо впервые совершило это преступление, и суд вправе признать такое обстоятельство смягчающим наказание.
  • 2. Несовершеннолетие виновного (п. «б» ч. 1 ст. 53 УК РК). Формулируя это обстоятельство, законодатель учитывает, что нередко несовершеннолетние в силу своей недостаточной социальной зрелости не способны в достаточном объеме правильно осознать опасность совершенного ими преступления. Кроме того, они более, чем взрослые, подвержены негативному влиянию со стороны других лиц (как старших по возрасту, так и сверстников), более подвластны настроению, но в то же время и легче поддаются исправительному воздействию и воспитанию.
  • 3. Беременность виновной (п. «в» ч. 1 ст. 53 УК РК). В этом случае учитывается, что состояние беременности влечет за собой некоторые функциональные изменения организма женщины и воздействует на ее психику. Наказание может быть смягчено и в случае, когда женщина совершила преступление не будучи беременной, однако к моменту назначения наказания находилась в таком состоянии. Законодатель при этом руководствуется принципом гуманизма и преследует цели охраны здоровья беременной женщины, нормального внутриутробного развития и рождения ребенка.
  • 4. Наличие малолетних детей у виновного (п. «г»ч. 1ст. 53 УК РК). В соответствии с уголовным законом малолетним признается ребенок, не достигший четырнадцатилетнего возраста. Признание этого обстоятельства смягчающим наказание обусловлено стремлением законодателя учесть интересы семьи виновного лица, в особенности интересы физического и нравственного развития его малолетних детей.
  • 5. Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления; добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного преступлением (п. «д» ч. 1 ст. 53 УК РК). Указанные обстоятельства также являются специфическими разновидностями позитивного поведения после преступного деяния, что и служит основанием для смягчения наказания (вызов «скорой помощи» для потерпевшего, пострадавшего в результате нарушения лицом правил дорожного движения, или доставление его в больницу, возвращение похищенного чужого имущества его владельцу, принесение извинений потерпевшему от оскорбления и т. д.).
  • 6. Совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств либо по мотиву сострадания (п. «е» ч. 1ст. 53 УК РК). Тяжелыми жизненными обстоятельствами могут быть признаны самые разнообразные обстоятельства лично-семейного или служебно-личного характера: смерть близкого человека, вызвавшая резкое ухудшение материального положения лица; его болезнь или болезнь его ребенка, супруга или других близких ему лиц; потеря работы и т. д.

Мотив сострадания предполагает совершение преступления из сострадания к потерпевшему, например лишение того жизни в случае его тяжелой неизлечимой болезни или непереносимых физических страданий (так называемая эвтаназия).

  • 7. Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (п. «ж» ч. 1 ст. 53 УК РК). Под принуждением понимается оказанное на виновного психическое воздействие в форме угроз или физическое воздействие с целью вынудить его совершить преступление. От аналогичного обстоятельства, исключающего преступность деяния (ст. 36 УК РК), рассматриваемое принуждение отличается тем, что виновное лицо сохраняло при этом возможность руководить своими действиями. Однако сам факт принуждения не может не свидетельствовать о меньшей опасности совершенного преступления, менее отрицательно характеризует личность виновного и поэтому служит основанием для признания наличия обстоятельства, смягчающего наказание. Под материальной понимается зависимость виновного от лица, у которого он находится на иждивении, проживает на его жилплощади, не имея собственной, и т. д. Служебная зависимость основана на подчинении виновного на работе вышестоящему должностному лицу (рабочего -- начальнику цеха, а того -- директору завода и т. д.). Иная зависимость может возникать в самых различных ситуациях (например, зависимость ученика и студента от преподавателя, свидетеля или подследственного от следователя и т. д.).
  • 8. Совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения (п. «з» ч. 1 ст. 53 УК РК). Указанное обстоятельство при соблюдении всех условий, установленных в уголовном законе, исключает преступность деяния (ст. 32,33,34,35,37 УК РК). В тех же случаях, когда такие условия не соблюдены, лицо несет ответственность за совершенное им при этих обстоятельствах деяние, тем не менее наличие самой ситуации необходимой обороны, задержания преступника и т. п. служит основанием для смягчения наказания.
  • 9. Противоправность или аморальность действий потерпевшего, явившихся поводом для преступления (п. «и» ч. 1ст. 53 УК РК). В таких случаях поведение потерпевшего занимает важное место в цепи условий и обстоятельств, вызвавших совершение лицом преступления. В этом смысле иногда даже говорят о своеобразной «вине» потерпевшего, что и служит основанием для смягчения наказания лица, совершившего преступление. Условием такого смягчения является то, что поведение потерпевшего, спровоцировавшего преступление, должно быть обязательно либо противоправным, либо аморальным. Противоправное поведение нарушает какие-то правовые нормы (уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и т. д.), аморальное -- нормы морали (этики) и правила поведения в обществе.
  • 10. Чистосердечное раскаяние, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления (п. «к» ч. 1 ст. 53 УК РК). Указанные обстоятельства относятся к разновидностям так называемого позитивного после преступного поведения, свидетельствующего о значительном снижении опасности лица, совершившего преступление. На первое место среди этих обстоятельств справедливо поставлена явка с повинной, Она представляет собой добровольное сообщение лица органам власти о факте совершения им преступления, сделанное при личной явке в органы власти. Явка с повинной имеет уголовно-правовое значение в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Это значение не зависит от мотивов такой явки. При этом не важно, знали или нет органы власти о совершенном преступлении, разыскивалось ли ими виновное лицо. Важно, однако, чтобы такая явка была не вынужденной, а добровольной.

Активное способствование раскрытию преступления, изобличению других участников преступления заключается в оказании помощи правоохранительным органам в изобличении сообщников, предоставлении и отыскании доказательств по уголовному делу (например, отыскание орудий и средств совершения преступления). Частным случаем такой деятельности является оказание правоохранительным органам помощи в розыске имущества, приобретенного в результате совершения преступления.

Согласно ч. 2 ст. 53 УК РК перечень смягчающих наказание обстоятельств не является исчерпывающим, и при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не указанные в ч. 1 ст. 53 УК.

В ч. 3 ст. 53 УК установлено, что если обстоятельство, указанное в ч. 1 этой статьи, предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания. При назначении наказания за указанные преступления суд не вправе признавать за соответствующими обстоятельствами значение смягчающих наказание, так как законодатель уже учел их при конструировании составов преступлений при смягчающих обстоятельствах (в санкциях соответствующих статей УК).

Смягчение наказания виновному в случае учета судом смягчающих обстоятельств осуществляется в пределах санкции статьи УК, по которой квалифицированы действия виновного. В новом УК РК формализована степень учета некоторых из этих обстоятельств. В соответствии со ст. 53 УК при наличии смягчающих обстоятельств, указанных в п. «д» и «к» ст. 53 УК, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК. Такая оговорка сделана для указанных обстоятельств (явка с повинной; активное способствование раскрытию преступления; изобличение других участников преступления и розыск имущества, приобретенного в результате преступления; оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после преступления; добровольное возмещение или устранение материального и морального вреда, причиненного преступлением; иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему) в связи с их особым значением, смягчающим ответственность лица. Они существенно снижают опасность виновного, а иногда и преступления, совершенного им.

Статья 54 УК РК предусматривает пятнадцать обстоятельств, отягчающих наказание. Таковыми являются:

  • 1. Неоднократность преступлений, рецидив преступлений (п. «а» ч. 1 ст. 54 УК). Уголовный закон относит к этим обстоятельствам разновидность повторности как вида (формы) множественности преступлений. Повторным, как отмечалось в главе о множественности преступлений, считается преступление, если в отношении первого преступления сохраняются уголовно-правовые последствия, т. е. не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 69 УК) и не погашена или не снята судимость (ст. 77 УК) в случае, если лицо было осуждено за первое преступление. Уголовно-правовые последствия совершения лицом первого преступления прекращаются и с освобождением его от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 65 УК), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 67 УК), в связи с изменением обстановки (ст. 68 УК). Освобождение от уголовной ответственности по указанным основаниям является безусловным, и, следовательно, это означает прекращение охранительного уголовно-правового отношения, возникшего в связи с совершением преступления, и реализацию (полную и окончательную) прав и обязанностей его субъектов. В связи с этим последующее совершение лицом преступления не должно признаваться повторным (неоднократным) и учитываться как обстоятельство, отягчающее наказание.
  • 2. Причинение преступлением тяжких последствий (п. «б» ч. 1 ст. 54 УК). Понятие этих последствий относится к так называемым оценочным понятиям, определяемым в конкретном случае судом с учетом всех обстоятельств дела в совокупности. Имеются в виду случаи, когда указанное обстоятельство не входит в число признаков состава преступления (так как в этом случае его квалифицирующее, отягчающее значение уже учтено законодателем при конструировании санкции соответствующей уголовно-правовой нормы).

Не являясь признаком состава преступления, тяжкие последствия должны находиться в причинной связи с совершенным лицом преступным деянием. Такими последствиями могут быть: гибель людей, причинение тяжкого вреда здоровью человека, причинение крупного материального ущерба и т. д.

  • 3. Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 54 УК). Законодательное определение этих форм соучастия в преступлении дано в ст. 31 УК.
  • 4. Особо активная роль в совершении преступления (п. «г» ч. 1 ст. 54 УК). Данное обстоятельство должно учитываться как тогда, когда преступление совершено одним человеком, так и тогда, когда преступление совершено в соучастии. Чаще всего это обстоятельство относится к организатору преступления или наиболее активному исполнителю преступления.
  • 5. Привлечение к совершению преступления лиц, которые заведомо для виновного страдают тяжелым психическим расстройствам, либо лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п. «д» ч. 1 ст. 54 УК). Эти обстоятельства серьезно повышают опасность совершаемого лицом преступления, так как в одних случаях (привлечение к совершению преступления лиц, страдающих болезненными психическими расстройствами; лиц, не достигших возраста уголовной ответственности) это может свидетельствовать о стремлении виновного лица избежать уголовной ответственности. Особую опасность представляет вовлечение в совершение преступления несовершеннолетних. Само по себе это деяние, совершенное в отношении любого несовершеннолетнего, образует самостоятельный состав преступления. В случае, если несовершеннолетний при этом не достиг возраста уголовной ответственности, это учитывается и как обстоятельство, отягчающее наказание.
  • 6. Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (п. «е» ч. 1 ст. 54 УК).

Мотив национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды предполагает стремление виновного в преступлении показать фактом его совершения наличие у него определенной неприязни к какой-либо нации, расе или религии, а также к тем или иным их представителям.

Мотив мести в принципе предполагает акт расплаты, причинение зла за зло, причиненное человеку в прошлом. В данном случае поведение потерпевшего является злом исключительно с точки зрения виновного, так как поводом для мести выступает правомерное поведение потерпевшего.

Цель облегчить или скрыть другое преступление нередко связана с мотивом мести за правомерное поведение потерпевшего, но возможно, что преступление в этом случае совершается из других побуждений, в связи с чем решающее для назначения наказания значение приобретает именно указанная цель преступления.

7. Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного (п. «ж» ч. 1 ст. 54 УК). Состояние беременности потерпевшей значительно повышает опасность преступления, так как представляет опасность и для не родившегося еще ребенка. Условием признания этого обстоятельства отягчающим наказание является достоверность знания виновного о состоянии беременности потерпевшей, в отношении которой происходит преступное посягательство.

Совершение преступления в отношении малолетних и других беззащитных и беспомощных лиц свидетельствует об особой безнравственности и жестокости виновного. Малолетними признаются подростки, не достигшие 14-летнего возраста, а престарелыми -- лица, достигшие пенсионного возраста (при этом следует учитывать индивидуальные особенности потерпевшего, поскольку пенсионный возраст в законодательстве определяется по-разному. Под беспомощным или беззащитным состоянием обычно понимается такое физическое или психическое состояние потерпевшего, при котором он не может оказать сопротивления (например, совершение преступления в отношении спящего, больного). Понятие лица, находящегося в зависимости от виновного, было раскрыто применительно к п. «е»ч. 1ст. 53 УК.

8. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с выполнением данным лицом своего служебного, профессионального или общественного долга (п. «з» ст. 54 УК). Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действие лица, входящее в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора с государственными, частными или иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями или учреждениями, деятельность которых не противоречит законодательству. Таким образом, потерпевшим от преступления не обязательно является должностное лицо, им может быть любой работник соответствующего предприятия, учреждения или организации. Под выполнением общественного долга понимается осуществление гражданами как специально возложенных на них общественных обязанностей, так и совершение других действий в интересах общества или отдельных лиц, например пресечение правонарушений, сообщение органам власти о готовящемся преступлении и т. д.

Связь преступления с осуществлением лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга выражается либо в том, что преступление совершается с целью воспрепятствовать указанным видам социально-полезного поведения лица, либо по мотиву мести этому лицу за указанное поведение. Преступление признается совершенным при отягчающих обстоятельствах не только в отношении самого лица, осуществлявшего служебную деятельность или выполнявшего общественный долг, но и в отношении его близких. Практика показывает, что для того, чтобы воздействовать определенным образом на лицо, осуществляющее служебную деятельность или выполняющее общественный долг (особенно на людей принципиальных), преступники нередко угрожают не самому.этому лицу, а его близким, а подчас и приводят эту угрозу в исполнение.

К близким относятся в первую очередь близкие родственники (родители, дети, усыновитель, усыновленные, родные братья и родные сестры, дед, бабушка и внуки, супруги), а также иные лица, интересы которых действительно дороги для соответствующего лица.

9. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего. (п. «и» ч. 1ст. 54 УК).

В судебной практике признак особой жестокости получил толкование в связи с рассмотрением дел об умышленных убийствах и связывается как со способом преступления, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным особой жестокости. Признак особой жестокости шире понятия причинения мучений и служит характеристикой личности виновного, таких его качеств, как беспощадность, безжалостность, исключительное бессердечие, проявившееся в совершении им преступления. Признак особой жестокости присутствует в случаях, когда, например, в процессе совершения преступления к потерпевшему применялись пытки, истязания или совершалось глумление над жертвой либо когда преступление совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий (нанесение большого количества телесных повреждений, использование мучительно действующего яда, длительное лишение пищи, воды). Особая жестокость может выражаться в совершении в отношении потерпевшего преступления в присутствии близких потерпевшему лиц, когда виновный сознавал, что причиняет им особые страдания.

Под садизмом понимается ненормальная страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиями. Распространенным проявлением садизма является половое извращение, при котором половое удовлетворение достигается при условии причинения партнеру морального или физического страдания. Это явление названо по имени французского писателя де Сада (1740--1814), описавшего это извращение в своих романах. Чаще всего (но не обязательно) садистские мотивы проявляются именно в половых преступлениях (изнасилование, насильственное мужеложство), в которых причинение потерпевшему физической боли является одной из целей виновного.

10. Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, легковоспламеняющихся и горячих жидкостей, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения либо общеопасным способом (п. «к» ч. 1 ст. 54 УК). Под оружием понимаются предметы, предназначенные для поражения живой цели и не имеющие иного, например хозяйственного или бытового, назначения. Оно бывает, например, огнестрельным и холодным. К огнестрельному оружию относятся пистолеты, винтовки, автоматы, пулеметы и т. п. Боевыми припасами признаются, например, патроны к оружию, артиллерийские снаряды, боевые части ракет. Взрывчатые вещества -- это порох, динамит, тротил и другие химические вещества и смеси, обладающие способностью к взрыву. Взрывные устройства -- это сооружения и устройства, предназначенные для взрыва (как заводского производства, так и самодельные), например, мины.

К холодному оружию относятся кинжалы, финки и другие его разновидности. Совершение преступления с использованием оружия, боеприпасов и иных представляющих опасность для жизни и здоровью людей значительно повышает опасность преступного посягательства и поэтому служит основанием для отнесения этого обстоятельства к отягчающим наказание.

Под физическим насилием понимается любая форма физического воздействия на потерпевшего при совершении преступления (нанесение ему побоев, тяжких повреждений, истязаний). Психическим насилием являются различного рода угрозы применения к потерпевшему или его близким физического насилия или причинения имущественного или иного вреда.

11. Совершение преступления с использованием условий чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках (п. «л» ч. 1 ст. 54 УК). Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Чрезвычайное положение является временной мерой и обычно вводится для скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. Оно может вводиться при наличии обстоятельств, представляющих собой реальную чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю Республики Казахстан. Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: а) попытка насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Очевидно, что совершение преступления в этих условиях представляет повышенную опасность, что и служит основанием для отнесения этого обстоятельства к отягчающим наказание.

Под стихийным бедствием понимаются землетрясения, наводнения, оползни и другие стихийные явления, связанные с гибелью людей, причинением вреда их здоровью или имуществу. Иным, кроме стихийного, общественным бедствием могут быть и «рукотворные» события, также связанные с наступлением указанных последствий (военные действия, пожары и т, д.). Массовые беспорядки предполагают грубое нарушение общественного порядка с привлечением большого числа людей (толпы) и сопровождаются погромами, разрушениями, поджогами и иными насильственными действиями.

  • 12. Совершение преступления в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения. Суд в праве, в зависимости от характера преступления, не признать это обстоятельство отягчающим (п. «м» ч. 1 ст. 54 УК). Состояние опьянения представляет собой действительно отягчающее обстоятельство, особенно когда виновный специально приводит себя в такое состояние, чтобы распалить свой гнев, подавить чувство страха и т.п. Состояние опьянения будет отягчающим обстоятельством и тогда, когда виновный не приводил себя специально в такое состояние для совершения преступления, но тем не менее опьянение способствовало развитию или усилению низменных чувств и этим самым способствовало совершению преступления с особой жестокостью, особым цинизмом, наглостью, дерзостью и т.п. Заранее невозможно дать исчерпывающий перечень, когда опьянение является отягчающим ответственность обстоятельством при совершении того или иного преступления. Это вопрос факта, который должен анализироваться и оцениваться судом с учетом всех обстоятельств дела. В случае непризнания состояния опьянения отягчающим обстоятельством, суд должен мотивировать это в приговоре суда.
  • 13. Совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу или профессиональную клятву (п. «н» ч. 1 ст. 54 УК). Указанное обстоятельство повышает ответственность и наказание, поскольку виновный вопреки требованиям принятой им присяги или профессиональной клятвы совершает преступление и тем самым подрывает служебную или иную этику. Порядок принятия присяги или клятвы определяется специальными нормами.
  • 14. Совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора (п. «о» ч. 1 ст. 54 УК). Данное обстоятельство облегчает совершение указанным лицом преступных деяний. Это свидетельствует о пренебрежительном отношении виновного к оказанному ему доверию по службе или использование при совершении преступления доверия, вытекающего из договора.
  • 15. Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти (п.«п» ст. 54 УК). Использование одежды или документов представителя власти является обстоятельством, отягчающим ответственность и наказание независимо от того, были ли они у виновного на законном или незаконном основании. Использование форменной одежды или документов представителя власти чаще является способом совершения преступления виновным. Такие действия преступника явно подрывают авторитет органов власти.

В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих наказание, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 УК, если обстоятельство, указанное в части первой этой статьи, предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.



Просмотров