Понятие органов исполнительной власти


Введение 2

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 3

2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти 6

2.1.Президент РФ 6

2.2. Правительство Российской Федерации 10

2.3. Федеральные органы исполнительной власти 13

2.4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 19

2.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 21

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Органы исполнительной власти (англ organs/bodies of executive) - в РФ органы гос-ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос-ное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере гос-ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные органы (высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; центральные федеральные О.и.в. - министерства, гос-ные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); б) О.и.в. субъектов РФ (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, гос-ные комитеты и ведомства). Они составляют единую систему О.и.в., возглавляемую Правительством РФ.

О.и.в. либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

О.и.в. осуществляют особый вид гос-ной деятельности - исполнительно-распорядительную. Они непосредственно реализуют акты представительных органов законодательной власти, указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных правовых актов руководителей глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих О.и.в.

По характеру полномочий различают О.и.в.: общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями гос-ного управления, напр., Правительство РФ и правительства субъектов Федерации) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами управления - министерства, гос-ные комитеты и др. ведомства Федерации и ее субъектов)

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти

2.1.Президент РФ

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).
Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.Исполнительная власть (2)Реферат >> Государство и право

Государственного управления; · административно-правового статуса граждан (физических лиц);· административно-правового статуса органов исполнительной власти ; · государственной и муниципальной службы...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, принципы и тенденции развития

    Реферат >> Государство и право

    Деятельности исполнительной власти - 15 Глава 2. Органы исполнительной власти - 20 2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти - 20 2.2. Виды органов исполнительной власти - 25 2.3. Система органов исполнительной власти ...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, тенденции развития

    Курсовая работа >> Государство и право

    Существенный элемент компетенции органов исполнительной власти . Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой... И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. Хабаровск, 1999 15. Бачило И.Л.Исполнительная власть в...

  • Исполнительная власть в РФ (4)

    Реферат >> Государство и право

    Системы и структуры органов исполнительной власти , но и устанавливал правовой статус органов , входящих в эту... и установления правового статуса органов исполнительной вла­сти . Общие принципы организации органов государственной власти также содержатся...

  • Тип занятия: Информационная лекция

    1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

    2. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Линейная и функциональная власти.

    3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.

    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Краткое изложение материала

    Под государственным органом следует понимать организационный коллектив , образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий публичные функции, структура и деятельность которого регламентированы законодательством.

    Задумайтесь над вопросом: является ли Администрация Президента РФ государственным органом? А органом исполнительной власти?

    Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Выделим их.

    1.Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан.

    2. Наделены оперативной самостоятельностью.

    3. Имеют постоянные штаты.

    4. Как правило, образуются вышестоящими органами.

    5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

    6. Их образования, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

    На лекции мы говорим именно о государственных органах исполнительной власти, то есть о конституционном понимании этого термина.

    Прежде чем перейти к понятию органа исполнительной власти, необходимо определиться с некоторыми достаточно важными теоретическими положениями.

    Кратко запишем определения понятий:

    1. Система органа исполнительной власти – это, как правило, их иерархическое построение, соответствующее административно-территориальному делению либо особенностям организации производства.

    2. Структура органа исполнительной власти – это его внутреннее строение, соответствующее задачам и функциям.

    3. Компетенция органа исполнительной власти – это совокупность установленных нормативными правовыми актами его прав и обязанностей (полномочий), а также круг дел, отнесенных к его ведению.

    Рассмотрим понятие органа исполнительной власти и основы его административно-правового статуса .

    Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в экономической, административно-политической, социально-культурной сферах государственного управления.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

    1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности.

    2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие:

    а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа;

    б) его структуру;

    в) его линейную и функциональную подчиненность.

    3. Компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном разрезе (компетенция в области планирования, контроля и т.п.), применительно к определенным субъектам (иным государственным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объединениям, гражданам).

    Виды органов исполнительной власти.

    Органы исполнительной власти можно поделить на следующие виды:

    1. По характеру компетенции – общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

    2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

    а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

    б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации).

    3. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    4. По территориальному масштабу деятельности – центральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

    1. Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.

    2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

    3. Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

    Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти

    Схемы:

    а) структура федеральных органов исполнительной власти (с примерами);

    б) характерные черты правового положения органов исполнительной власти;

    в) система органов исполнительной власти.

    Особое место в системе органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.

    Правовое положение российского Правительства определяется в настоящее время Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", другими законами, а также указами Президента России.

    В соответствии с Конституцией Правительство – это коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту.

    Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

    По представлению председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства. Министров обороны, внутренних дел, иностранных дел Президент назначает, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой.

    Интересно, что в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона о правительстве Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности.

    Правительство лишь координирует деятельность названных федеральных органов исполнительной власти.

    Д.Н. Бахрах: "Фактически и юридически Президент РФ – глава исполнительной власти".

    Заседания Правительства проводятся регулярно, но не реже одного раза в месяц.

    Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство:

    1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

    2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике.

    3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

    4) Осуществляет управление федеральной собственностью.

    5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.

    6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка борьбе с преступностью.

    7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

    Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Главное звено федеральной исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации. Они проводят политику государства и осуществляют управление в установленной сфере деятельности, а также координируют деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство - единоначальный орган, руководство министерством осуществляет входящий в состав Правительства министр. Министр издает приказы и инструкции, дает указания по вопросам деятельности министерства и подведомственных организаций.

    Регламентирование деятельности министерств и четкий порядок является важнейшим фактором повышения их работы. Министерства в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, международными договорами, общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями о них.

    Рассматривая другие разновидности федеральных органов исполнительной власти, необходимо отметить, что Федеральная служба и Федеральное агентство – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (в том числе исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения.

    Нормативная основа - Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность органов данного субъекта, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Основным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (комментарий к ст. 17 (ч. 1); ст. 18 (ч. 1 и 6); ст. 22 (ч. 1); ст. 29 (ч. 1).

    В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

    1. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации – президент республики, губернатор и т.д.

    Например, Губернатор Омской области самостоятельно формирует, руководит администрацией и определяет основные направления ее деятельности; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти области; утверждает их положения; принимает решения о приостановлении действия или о признании утратившими силу правовых актов органов исполнительной власти Омской области, принятых с нарушением федерального и областного законодательства; определяет кадровую политику; решает вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности заместителей Губернатора, управляющего делами Администрации, руководителей органов исполнительной власти Омской области; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

    2. Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация).

    Например, Правительство Омской области может быть структурно представлена Губернатором, первым заместителем Губернатора, заместителями Губернатора, управляющим делами Администрации, органами исполнительной власти Омской области.

    Правительство Омской области осуществляет реализацию определяемых Губернатором Омской области основных направлений внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Омской области; осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств, обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности; организует исполнение федерального и областного законодательства на территории Омской области; осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти Омской области федерального и областного законодательства и т.д.

    Для коллективного обсуждения принимаемых решений Губернатор Омской области образует коллегию Правительства Омской области - совещательный орган при Губернаторе Омской области.

    Состав коллегии Правительства Омской области и порядок ее деятельности утверждаются Губернатором Омской области. Председатель Законодательного Собрания Омской области участвует в работе коллегии Правительства Омской области с правом совещательного голоса.

    3. Исполнительные органы государственной власти отраслевой и межотраслевой компетенции (пример по структуре органов исполнительной власти Омской области).

    В структуру органов исполнительной власти Омской области входят: Архивное управление; Главное государственно - правовое управление; Главное управление архитектуры, градостроительства и строительного комплекса; Главное управление ветеринарии; Главное управление жилищно-коммунального комплекса; Главное управление культуры и искусства; Главное управление образования; Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; Главное управление сельского хозяйства; Главное управление социальной защиты населения; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Комитет внешнеэкономических и межрегиональных связей; Комитет по делам печати и полиграфии; Комитет по молодежной политике и туризму; Комитет по социальной политике; Комитет по управлению имуществом; Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет финансов и контроля; Лицензионная палата; Региональная энергетическая комиссия; Управление государственной вневедомственной экспертизы; Управление делами Администрации; Управление жилищных субсидий и льгот; Управление записи актов гражданского состояния; Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных; Экономический комитет.

    Необходимо учитывать, что на территории каждого субъекта Российской Федерации помимо собственной единой системы органов исполнительной власти действует система территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (Управление Министерства юстиции по Омской области, Управление Федеральной службы безопасности РФ по Омской области и др.).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Административно-правовой статус органов исполнительной власти

    1. Понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности

    В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений. Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

    Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

    Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций государства. От других государственных (законодательных и судебных) органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей. Объекты их управления - экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов. Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью. Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами, органами прокуратуры, а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.). Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве. Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти. Президент, который " находится как бы над Федеральным Собранием и Правительством России, должен создавать противовесы для них, обеспечивая их согласованное функционирование, а также способствовать повышению их авторитета. Для системы органов исполнительной власти характерен принцип централизации, т.е. подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Он вытекает из единства данной системы, когда объем полномочий каждого органа исполнительной власти четко очерчен законодательством. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции). Принцип централизации имеет большое созидательное значение, ибо в таком многонациональном государстве, как Россия, система органов исполнительной власти, закрепленная Конституцией, законами и указами Президента, является важнейшей гарантией против центробежных устремлений некоторых местных «элит». К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести и некоторые другие принципы, в частности, научности, учета национальных особенностей, объектов государственно-управленческой деятельности, сочетания коллегиальности с единоначалием, сочетания межотраслевых, отраслевых и территориальных начал в управлении.

    2 . Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

    Хотя формально, по действующей Конституции, Президент не является главой исполнительной власти, фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно - через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны.

    Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания. Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

    3 . Федеральные органы исполнительной власти

    Правительство - высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 Конституции и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Федеральная исполнительная власть имеет двухступенчатую структуру: Правительство России с его аппаратом и федеральные органы - министерства, государственные комитеты, федеральные службы и иные органы. Начиная с 1994 г. неоднократно производилась их реорганизация, обновление состава Правительства и его аппарата. В целом эта перестройка была подчинена политическим, экономическим и социальным преобразованиям, происходящим в стране. Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений - департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания. Постановлением Правительства от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации» 3 утверждены Регламент Правительства и Положение об Аппарате Правительства. В Регламенте решаются вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства и оформления принимаемых им решений. Особенности административно-правового статуса федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в основном отражены в Указах Президента от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» 1, от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» 2, от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»3 и от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (федеральный министр).

    Из этого определения следует, что современное министерство действует в качестве не только отраслевого, но и межотраслевого (координирующего) органа. Как орган отраслевого управления, министерство осуществляет весь комплекс управленческих функций в пределах своей сферы деятельности, г. е. подведомственной ему отрасли государственного управления. В отношении же неподведомственных (неподчиненных) ему федеральных органов исполнительной власти, а следовательно, и находящихся в ведении таких органов соответствующих объектов, министерство может осуществлять только одну управленческую функцию - координацию (согласование) их деятельности по вопросам, относящимся к сфере его деятельности.

    4 . Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    исполнительный власть президент правительство администрация

    Согласно ст. 11 Конституции и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Образование, формирование и деятельность этих органов регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым его руководителем. Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации (например, президент республики, губернатор края, мэр города федерального значения).Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и т. д. Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов). Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Высшие исполнительные органы Российской Федерации. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Исследование особенностей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Функции и деятельность Правительства.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства. Понятие и правовое положение министерств и других федеральных ведомств исполнительной власти.

      курсовая работа , добавлен 20.06.2008

      Понятие и правовой статус органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Полномочия Правительства РФ, структура федеральных министерств, служб и агентств. Порядок избрания глав администрации субъектов Федерации.

      курсовая работа , добавлен 16.03.2011

      Понятие и классификация органов исполнительной власти. Система, структура и основные полномочия органов исполнительной власти. Президент, правительство и государственная администрация. Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 05.11.2014

      Понятие органов исполнительной власти и их статус. Механизм органов исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Правительство РФ. Федеральные министерства, службы, агентства.

      курсовая работа , добавлен 13.12.2008

      Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2013

      Органы исполнительной власти. Принципы деятельности правительства. Состав Кабинета Министров. Разделение государственной власти. Административно-правовой статус центральных органов власти. Дисциплинарная ответственность руководителей местных органов.

      реферат , добавлен 26.02.2011

      Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2014

      Понятие и система органов исполнительной власти, их административная правоспособность и дееспособность. Правительство Российской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти, его задачи и функции. Полномочия главы субъекта Федерации.

      курсовая работа , добавлен 24.05.2015

      Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти. Правовой статус Президента республики РФ.

    Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

    1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

    2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

    3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

    а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

    б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

    в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

    г) единство системы государственной власти;

    д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

    е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

    ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

    з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

    4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


    5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

    6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

    7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

    а) исполнительно-распорядительная деятельность;

    б) контрольно-надзорные функции;

    в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

    г) нормотворческая деятельность;

    д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

    8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

    9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

    10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

    11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

    12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

    14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

    Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

  • 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

    Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

    Административно-правовой статус органов исполнитель ной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

    Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

    Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

    Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управ ление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

    Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

    Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности ц структуру органа.

    16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

    Функции местного самоуправления:

    – обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

    – обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

    – управление муниципальной собственностью;

    – обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

    – осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

    – обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

    В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

    Принципы делятся на общие и специальные.

    – верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

    – самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    – наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

    – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    – многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    – соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    – законность в организации деятельности местного самоуправления;

    – гласность деятельности местного самоуправления;

    – коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

    Специальные:

    – принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

    – принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ».



    Просмотров