Борисов н комментарий федеральному закону. А. Н. Борисов Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный)

Борисов А.Н. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния". ООО "Новая правовая культура", 2007.

Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния" Введение Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее комментируемый Закон или Закон) принят во исполнение прямого предписания, содержащегося в п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ: органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния. Приведенной нормой ГК РФ одновременно предопределена и сфера применения комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1 Закона).

До принятия комментируемого Закона вопросы государственной регистрации актов гражданского состояния на законодательном уровне наряду с частью первой ГК РФ и СК РФ регулировались разделом IV "Акты гражданского состояния" КоБС РСФСР и Законом СССР от 3 июля 1991 г. N 22951 "О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств" *(1) (см. комментарий к ст. 79 Закона). Однако, какихлибо концептуальных изменений в перечне актов гражданского состояния, процедуре их регистрации, формах документов с принятием комментируемого Закона не произошло. Федеральный законодатель лишь кодифицировал соответствующие нормы в отдельном федеральном законе. Кроме того, комментируемый Закон инкорпорировал нормы ранее действовавшей Инструкции о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. N 592 (см. комментарий к ст. 80 Закона).

Вместе с тем существенной новацией комментируемого Закона явилось то, что полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния возложены на органы ЗАГС, образуемые органами государственной власти субъектов РФ. Устанавливающая данное положение статья 4 Закона неоднократно подвергалась изменениям. В частности:

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 120ФЗ *(2) статья дополнена положениями, предусматривающими возможность наделения органов местного самоуправления муниципальных образований (где отсутствуют органы ЗАГС, образованные законом субъекта РФ), полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (при этом в ст. 79 Закона включено соответствующее переходное положение);

изменения, внесенные в статью Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122ФЗ *(3), легитимировали полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния в качестве федеральных полномочий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления);

в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199ФЗ *(4) дополнил статью положениями, обеспечивающими осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199ФЗ *(5) в связи с совершенствованием разграничения полномочий в статью внесены изменения, уточняющие положения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по записи актов гражданского состояния.

Наряду с изложенным за время действия комментируемого Закона в его положения вносились и другие изменения, в т.ч.:

Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 138ФЗ *(6) в ст. 12 комментируемого Закона введена норма, обязывающая руководителя органа ЗАГС сообщать в орган социальной защиты населения, налоговый орган и орган ПФР сведения о государственной регистрации смерти (кроме того, в ст. 67 Закона внесено дополнение, позволяющее сохранить в записи акта о смерти сведения о месте жительства умершего). Изменениями, внесенными в указанную статью Федеральными законами от 22 апреля 2003 г. N 46ФЗ *(7) и от 8 декабря 2003 г. N 169ФЗ *(8), данный перечень органов дополнен соответственно органом ФСС России и органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;



в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2002 г. N 44ФЗ *(9) внесены изменения в целый ряд норм комментируемого Закона в целях наиболее полного правового регулирования деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществления гражданами своих личных прав;

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121ФЗ *(10) внес в ст. 60 и 73 комментируемого Закона изменения, учитывающие принятые Президентом РФ меры по совершенствованию государственного управления в сфере миграции (создание ФМС России и определение ее полномочий).

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Комментируемая статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Как говорилось выше (см. введение), предмет регулирования комментируемого Закона предопределен непосредственным предписанием нормы п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ, согласно которой органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния, определены в ст. 4 комментируемого Закона. По общему правилу такими органами являются органы ЗАГС, образованные органами государственной власти субъектов РФ. На территориях, где отсутствуют такие органы, их полномочия возлагаются на органы местного самоуправления муниципальных образований этих территорий. За пределами территории России функции по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляют консульские учреждения России. Данные полномочия консульских учреждений России определены в ст. 5 Закона.

Общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния содержатся в части первой ГК РФ и СК РФ. В частности, в п. 1 ст. 47 части первой ГК РФ установлен исчерпывающий перечень актов гражданского состояния рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (см. комментарий к ст. 3 Закона). Порядку государственной регистрации перечисленных актов гражданского состояния посвящены соответственно главы II, III, IV, V, VI, VII и VIII комментируемого Закона.

Внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния регламентировано положениями гл. IX комментируемого Закона, а восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния гл. X Закона. Порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) определен главой XI Закона.

Статья 2. Законодательство об актах гражданского состояния 1. В п. 1 комментируемой статьи установлено, что комментируемый Закон основывается на положениях ГК РФ и СК РФ. Однако, согласно правовой позиции КС России, выраженной в определении от 4 октября 2001 г. N 248О *(11) и подтвержденной в определении от 23 апреля 2002 г. N 127О *(12), институт актов гражданского состояния регулируется гражданским законодательством. Как указал КС России, именно в гражданском законодательстве содержатся общеустанавливающие нормы об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния, о порядке регистрации этих актов, порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формах актовых книг и свидетельств, о порядке и сроках хранения актовых книг на основании закона об актах гражданского состояния (п. 4 ст. 47 части первой ГК РФ), а также исчерпывающий перечень актов гражданского состояния рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть гражданина, которые требуют обязательной регистрации (п. 1 ст. 47 ГК РФ). Тем самым, по мнению КС России, обеспечивается общефедеральное единство в регулировании указанных отношений.

В упомянутых определениях КС России также указано, что административным законодательством (а таковое согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении России и ее субъектов) регулируются отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти, в т.ч. в процессе создания и организации деятельности таких регистрационных органов, как органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Следовательно, организация и деятельность органов ЗАГС (системы этих органов) регламентируется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Комментируемый же Закон является федеральным законом, определяющим основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также направленным на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти (см. комментарий к ст. 4 Закона).

К этому следует добавить, что издаваемые в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам образования и деятельности органов ЗАГС, а также по вопросам наделения органов местного самоуправления полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния исходя из комментируемой статьи непосредственно актами законодательства об актах гражданского законодательства не являются. Законодательство об актах гражданского законодательства согласно п. 1 комментируемой статьи состоит из комментируемого Закона и нормативных правовых актов России, т.е. актов федерального уровня.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-Ф3 "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). - "Деловой двор", 2014.


Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом последних изменений и дополнений (в том числе вступающих в силу с 1 июля 2014 г.)

Комментарий содержит подробное толкование положений Закона, рекомендации по его применению, анализ судебной практики. Рассмотрены порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде, особенности банкротства отдельных категорий должников (в том числе индивидуального предпринимателя), а также упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Проведен сравнительный анализ с "предшественником" - Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Рассмотрены правовые позиции Конституционного Суда РФ, Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, мнение Минэкономразвития России

Книга адресована юридическим лицам, которые могут быть признаны банкротами, индивидуальным предпринимателям, их кредиторам, арбитражным управляющим и их саморегулируемым организациям, должностным лицам и сотрудникам уполномоченных органов, органа по контролю (надзору), регулирующего органа, а также преподавателям и студентам юридических и экономических вузов и факультетов


Список сокращений


Органы государственной власти, иные государственные органы и организации:


КС России - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России - Верховный Суд Российской Федерации;

ВАС России - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минпромэнерго России - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

Минтруд России - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба;

Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

ФНС России - Федеральная налоговая служба;

ФРС России - Федеральная регистрационная служба;

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам;

Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Роструд - Федеральная служба по труду и занятости;

ФКЦБ России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Госстандарт России - Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

Банк России - Центральный банк Российской Федерации;

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;

ФСС России - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Агентство - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов"


Правовые акты:


Закон о страховом деле - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ)*(316) ;

часть первая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ*(317) ;

часть вторая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ*(318) ;

Закон 1998 г. о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(320) ;

часть первая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(323) ;

Закон о банкротстве кредитных организаций - Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(324) ;

Закон о банкротстве субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(325) ;

часть вторая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ*(326) ;

Закон о государственной регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ)*(327) ;

часть третья ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ*(329) ;

Закон о долевом строительстве - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"*(335) ;

часть четвертая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ*(338) ;

Закон об исполнительном производстве - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(339) ;

Закон о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(341) ;

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС - Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"*(342) ;

Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(343) ;

Постановление Пленума ВАС России от 8 апреля 2003 г. N 4 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(344) ;

Постановление Пленума ВАС России от 15 декабря 2004 г. N 29 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(345) ;

Постановление Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"*(346) ;

Постановление Пленума ВАС России от 30 апреля 2009 г. N 32 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"*(347) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 58 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя"*(348) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве"*(349) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 60 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"*(350) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве"*(351) ;

Постановление Пленума ВАС России от 17 декабря 2009 г. N 91 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве"*(352) ;

Постановление Пленума ВАС России от 23 декабря 2010 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(353) ;

Постановление Пленума ВАС России от 25 декабря 2013 г. N 97 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве"*(358) .


Источники правовых актов:


www.pravo.gov.ru - "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru";

БВС РФ - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации";

БНА ФОИВ - "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";

Бюллетень Минюста РФ - "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации";

ВБР - "Вестник Банка России";

ВВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

Ведомости СНД и ВС РСФСР - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР";

Ведомости СНД и ВС РФ - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ";

ВКС РФ - "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации";

РГ - "Российская газета";

СЗ РФ - "Собрание законодательства Российской Федерации";

СПС - справочные правовые системы.


Иные сокращения:


ЕГР СРО арбитражных управляющих - единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСоБ - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

ИП - индивидуальный предприниматель;

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство;

МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда ;

НПФ - негосударственный пенсионный фонд;

ОПС - обязательное пенсионное страхование;

ПИФ - паевой инвестиционный фонд;

ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета;

СРО - саморегулируемая организация.


Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником


При написании данного комментария использованы нормативные акты по состоянию на 31 мая 2014 года

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2010 г. Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью (ст.ст. 70 - 78) Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. В комментируемой статье регламентировано осуществление контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что в отношении административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления предусмотрено следующее: любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом (п. 1); любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления (п. 2); административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать (п. 3). Часть 1 комментируемой статьи указывает на осуществление органами прокуратуры РФ и другими уполномоченными федеральным законом органами надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уместно упомянуть, что в Законе 1995 г. о местном самоуправлении (ст. 51) говорилось только о прокурорском надзоре за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Как определено в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ на основании п. 5 указанной статьи определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ)*(260). Согласно п. 2 ст. 1 названного Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ наряду с прочим осуществляет: во-первых, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; во-вторых, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами. Осуществление органами прокуратуры РФ надзора за исполнением законов регламентировано положениями гл. 1 разд. III "Прокурорский надзор" названного Закона, а надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - положениями гл. 2 того же раздела. В отношении "других" осуществляющих надзор органов, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, следует подчеркнуть, что такие органы могут быть уполномочены на осуществление надзора только федеральным законом. Данное правило основано на общих нормах ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона, регламентирующих осуществление исполнительнораспорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ соответственно. В качестве примера такого "другого" органа следует указать на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, в функции которых в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ)*(261) наряду с прочим входит выполнение таких функций, как: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, в т.ч. в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства органами местного самоуправления; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в т.ч. в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральным антимонопольным органом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы"*(262) и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"*(263) является ФАС России. 2. В ч. 2 комментируемой статьи указано на осуществление уполномоченными органами государственной власти контроля за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным Законом к вопросам местного значения. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления таких отдельных государственных полномочий регламентирован положениями ст. 21 комментируемого Закона. Так, в ч. 1 указанной статьи установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (см. ст. 21 Закона и коммент. к ней). 3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена т.н. "внутреннему" контролю за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно данной норме органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. В этом отношении следует отметить, что контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения отнесен положением п. 9 ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона к вопросам исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В ч. 1 ст. 34 комментируемого Закона в структуре органов местного самоуправления назван контрольный орган муниципального образования. Данному органу посвящена статья данного Закона, согласно ч. 1 которой контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (см. указанную статью и коммент. к ней).

Комментарий к статье 8.
1. Статья 5 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя устанавливает, что Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ (ч. I) и что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3). Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В части 3 указанной статьи установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется данной Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 10. Физкультурно-спортивные организации .
Комментарий к статье 10.
1. Комментируемая статья посвящена физкультурно-спортивным организациям, понятие которых определено в п. 30 ст. 2 комментируемого Закона: юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Там же установлено, что положения комментируемого Закона, регулирующие деятельность физкультурно-спортивных организации, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области физкультуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Отдельные из видов физкультурно-спортивных организаций прямо указаны в положении п. I ст. 5 данного Закона, в котором физкультурно-спортивные организации названы в качестве субъектов физкультуры и спорта в России: физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта.

Выше говорилось (см. комментарий к ст. 2 Закона), что в ст. 2 Закона 1999 г. о физкультуре и спорте понятие физкультурно-спортивной организации определялось как одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей. При этом понятие "физкультурно-спортивное объединение" было определено как общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте
Статья 4. Законодательство о физической культуре и спорте
Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации
Статья 6. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Статья 7. Полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 8. Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
Статья 9.1. Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта
Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
Статья 10. Физкультурно-спортивные организации
Статья 11. Олимпийское движение России. Олимпийский комитет России
Статья 12. Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России.
Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная олимпиада России
Статья 13. Местные и региональные спортивные федерации
Статья 14. Общероссийские спортивные федерации
Статья 15. Устав общероссийской спортивной федерации
Статья 16. Права и обязанности общероссийских спортивных федераций
Статья 17. Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций
Статья 18. Особенности реорганизации общероссийских спортивных федераций
Статья 19. Спортивные клубы
Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий
Статья 21. Признание видов спорта и спортивных дисциплин. Всероссийский реестр видов спорта
Статья 22. Спортивные звания, спортивные разряды. Почетные спортивные звания. Квалификационные категории спортивных судей.
Единая всероссийская спортивная классификация
Статья 23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Статья 24. Права и обязанности спортсменов
Статья 25. Правила видов спорта
Статья 26. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте
Статья 27. Спортивный паспорт
Глава 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и месту жительства граждан.
Адаптивная физическая культура
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
Статья 29. Развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.
Подготовка граждан к защите Отечества
Статья 30. Физическая культура и спорт по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт инвалидов
Глава 4. Спортивный резерв
Статья 32. Подготовка спортивного резерва
Статья 33. Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов
Статья 34. Учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта
Глава 5. Спорт высших достижений
Статья 35. Спортивные сборные команды Российской Федерации
Статья 36. Формирование спортивных сборных команд Российской Федерации
Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта
Статья 37. Объекты спорта
Статья 38. Финансирование физической культуры и спорта
Статья 39. Медицинское обеспечение физической культуры и спорта
Глава 7. Международная спортивная деятельность
Статья 40. Международное сотрудничество Российской Федерации в области физической культуры и спорта
Глава 8. Заключительные положения
Статья 41. Заключительные положения
Статья 42. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона Слисок сокращений
Органы государственной власти
Правовые акты
Источники правовых актов
Иные сокращения Список использованных правовых актов

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу О физической культуре и спорте в Российской Федерации, постатейный комментарий к Федеральному закону, Борисов А.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Просмотров