Экологическое право состоит из норм. В ведении Российской Федерации находятся. Формы взаимодействия общества и природы

(регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)
Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть специфический предмет правового регулирования, т. е. если есть специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы права, значит, есть и самостоятельная отрасль права (при наличии специфического метода регулирования, о чем речь дальше).
Регулируемые общественные отношения
Общие правила охраны окружающей среды обладают всеми признаками права, присущими другим отраслям права. Они носят волевой характер, т. е. создаются людьми по их усмотрению (что при наличии волюнтаристских начал и при отсутствии научной обоснованности приводит к их неэффективности – в лучшем случае, либо к столкновению с действительностью, с экономическими условиями жизни – в худшем).
Экологические правовые нормы направлены на упорядочение, на решение имеющих важное значение общественных отношений; регулирование (от латинского слова regula – правило) означает воздействие на что-нибудь с целью внести ясность, порядок, правильность, систему в движение, в деятельность или развитие какого-либо явления. Таким образом, экологическое право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) механизма.
Общие правила поведения, предусмотренные экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т. е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер. Все это доказывает принадлежность этих правил поведения людей в окружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.
Вместе с тем экологическое право обладает необходимыми признаками, позволяющими считать его самостоятельной отраслью системы права. Регулируемые общественные отношения являются очень важными, нуждающимися на современном этапе в упорядочении; характер этих отношений значителен, затрагивает жизненно важные для человека проблемы; характеристики их весомы как количественно, так и качественно.
Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются человеческие, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Они, безусловно, обладают спецификой – возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другой отраслью права.
Как и другие, регулируемые правом общественные отношения, экологические отношения носят производственный, социальный характер, может быть, даже более рельефно выраженный, чем в других отраслях права. Дело в том, что наибольшим загрязнителем окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения среды.
Это определяющее воздействие человека на среду, собственно и подвергаемое правовому регулированию, во многом зависит от социальных факторов – состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного климата в обществе, включенности экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества: сами цели охраны окружающей среды предполагают, прежде всего, обеспечение природного благополучия людей, создание природных условий их добротной жизни.
Три составные части экологического права
Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.
Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.
Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающей человека природной средой.
Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие.
Со временем, с 70-х гг., стала ясна неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: невозобновляемость многих природных ресурсов и их связанность между собой обусловили необходимость абстрагирования от каждого из них, перехода к более общему явлению и феномену – окружающей среде. Неминуемой стало обобщение – включение регулирования общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей среды. Земельное и иные отрасли природоресурсного права стали под отраслями экологического права, его составной частью.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.
Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.
Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.
Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это – конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право "работает" на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.

Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

  • 7. Понятие права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 8. Содержание права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 9. Экологическая система как объект права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты
  • 10. Понятие (виды, значение) права экологопользования
  • 11. Содержание права экологопользования
  • 12. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования
  • 13. Особый вид экологопользования
  • 14. Понятие и принципы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 15. Система и компетенция государственных органов регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 16. Формы, функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды
  • 17. Экономический механизм охраны окружающей среды
  • 18. Единая государственная система экологического мониторинга
  • 19. Экологический контроль
  • 20. Понятие, признаки эколого-правовой ответствеиности
  • 21. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования
  • 22. Административная ответственность в сфере экологопользования
  • 23. Уголовная ответственность в сфере экологопользования
  • 24. Материальная ответственность в сфере экологопользования
  • 25. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования
  • 26. Эколого-правовая ответственность, предусмотренная специальными нормативно-правовыми актами (специальная ответственность)
  • 27. Основания освобождения от эколого-правовой ответственности
  • 28. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды
  • 29. Правовая охрана земель
  • 30. Особенности ответственности за нарушение земельного законодательства
  • 31. Недра как объект эколого-правового режима недропользования
  • 32. Право недропользования и его виды
  • 33. Правовая охрана недр
  • 34. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
  • 35. Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда
  • 36. Право водопользования и его виды
  • 37. Правовая охрана вод
  • 38. Ответственность за нарушение водного законодательства
  • 38. Леса как объект эколого-правового режима лесопользования
  • 39. Право лесопользования и его виды
  • 40. Правовая охрана лесов
  • 41. Ответственность за нарушение лесного законодательства
  • 42. Животный мир как объект эколого-правового режима
  • 43. Право пользования животным миром и его виды
  • 44. Правовая охрана животного мира
  • 45. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира
  • 46. Атмосферный воздух как объект экологических отношений
  • 47. Правовые меры охраны атмосферного воздуха
  • 48. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
  • 49. Понятие и краткая характеристика природно-заповедного фонда рф. Гос. Кадастр особо охр. Территорий.
  • 50. Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства
  • Глава 19
  • Глава 20
  • § 1. Понятие эколого-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и его основные принципы
  • § 2. Правовые формы и методы правового обеспечения саштгарно-эпвдемиологического благополучия населения
  • 5. Система экологического права

    Раскрыть понятие отрасли права означает раскрыть и его систему. Понятие «система экологического права» имеет три смысловых значе-ния: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

    Система эколоппеского права как отрасль права. «Первокирпичиком» отрасли экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное примене-ние. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из эле-ментов, т. е. своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права.

    Под институтом экологического права понимается совокупность пра-вовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений (институт права государственной и других форм собственности на природ-ные объекты; институт права экологопользовании и др.). В зависимости от роли и значимости в системе экологического права институты организованы в две системы, представляющие Общую и Осо-бенную части. В Общую часть входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все иди значительную группу институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: эколого-правовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.

    Система экологического права как науки Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, дополнительно к информации, составляющей систему экологического права как отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: 1) методы научных исследований; 2) правоприменительная и правотворческая практика; 3) история развития экологического права; 4) источники экологического права; 5) международно- правовое регулирование экологопользования; 6) источники научно-правовой информации; 7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в эколого-правовой науке.

    Система экологического права как учебной дисциплины Эта система практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации,

    6. Понятие источников экологического права. Источники эк. Права.

    Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

    1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.

    2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при-нятие данных нормативно-правовых актов.

    3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом.

    4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

    Классификация: 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты . Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием РФ, состоя-щим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. (Лесной кодекс РФ, Федеральный закон о животном мире (22 марта 1995 г.)). Подзаконные нормативно-правовые акты представляют собой документы правового характера, прини-маемые Правительством РФ, правительствами республик, входящих в состав РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должно-стными лицами, имеющими право на принятие данных актов. 2. По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные. Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют пред-метом регулирования только экологические или преимущественно эколо-гические общественные отношения. 3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные. Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов. Процессуальные источники, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения. 4. По степени значимости в регулировании экологических отношений источники экологического права можно подразделить на основные норма-тивно-правовые акты и вспомогательные.

    Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию дей-ствующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный крут лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический характер и позволяют правильно применять тот или иной нормативный правовой акт к регулируемому отношению. 5. Особое место среди источников экономического права занимают ис-точники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в уста-новленном порядке. 6. Судебная и арбитражная практика. Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологиче­ского права, но они оказывают определенное влияние на совершенствова­ние экологических отношений. Эти акты служат делу совершенствования действующего законодательства, поскольку ст. 104 Конституции РФ дан­ным организациям предоставлено право законодательной инициативы.

    Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установ-ленной форме и процедуре и содержащий государственную волю законодателя в области экологопользования.

    В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Экологическое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

    Из серии: Конспект лекций

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право (Н. А. Кузнецова, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Экологическое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система экологического права

    Экологическое право как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения в сфере рационального использования и охраны окружающей среды от вредного воздействия в интересах настоящего и будущего поколений, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме – на Земле.

    Институты права в системе экологического права организованы в две системы: Общая часть (положения, «обслуживающие» все или значительную группу институтов Особенной части) и Особенная часть (институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объекта, по поводу которого этот институт возникает: экологоправовой режим землепользования, недропользования, водопользования и др.).

    Экологическое право состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

    В Общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права: предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

    Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

    Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

    Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права и включает в себя:

    а) исторический подход к исследованию проблем экологоправового регулирования;

    б) логический подход, исследующий общие закономерности, а затем частные явления;

    в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, охватывающий все стороны и связи исследуемых явлений.

    В предмет науки дополнительно включаются такие самостоятельные темы:

    1) методы научных исследований;

    2) правоприменительная и правотворческая практика;

    3) история развития экологического права;

    4) источники экологического права;

    5) международно-правовое регулирование экологопользования;

    6) источники научно-правовой информации;

    7) понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, применяемую в экологоправовой науке.

    Для экологического права природный объект имеет значение и как природное тело, а не только как экологически значимый объект. От гражданского права экологическое право отличается отсутствием в полной мере имущественного характера и товарных отношений в использовании и охране природных объектов. Земельное право регулирует главным образом имущественно-экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования и охраны. Экологическое право возникает в связи с использованием всей совокупности объектов, составляющих среду обитания человека.

    Экологическое право как учебная дисциплина практически совпадает с системой экологического права как науки; различие обусловлено потребностями будущей специализации.

    Под системой экологического права понимают структуру основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством.

    При определении внутренней структуры экологического права важна будет совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений.

    Система экологического права включает совокупность институтов экоправа, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экономическими закономерностями.

    Система включает пять экологических частей:

    1. Предмет, источники, объекты экологического права. Здесь рассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.

    2. Механизм экологического права. Включает концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование окружающей среды, природной среды, экономический механизм природной среды, экологическую экспертизу и экологический контроль.

    3. Правовая охрана окружающей среды в народном хозяйстве.

    4. Экологическая ответственность: основания, виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.

    5. Механизм международно-правовой охраны окружающей среды, включающий принципы, договоры, конвенции, международные объекты охраны, организации, конференции.

    Страница 4 из 5

    2.4. Система экологического права

    В теории права под системой права понимают внутреннее строение (структуру) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Таким образом, система экологического права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм и институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их содержания и роли в регулировании экологических правоотношений. Существует несколько точек зрения о системе экологического права. Так, О.И. Крас- сов считает, что система экологического права состоит из общей и особенной частей.
    По его мнению, Общая часть экологического права включает институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы экологического права значение. К ним относятся:
    - экологическая правоспособность и дееспособность;
    - управление в сфере охраны окружающей среды;
    - процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;
    - экономический механизм охраны окружающей среды;
    - нормирование в сфере охраны окружающей среды;
    - ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др.
    Правовые институты Особенной части занимают подчиненное по отношению к институтам Общей части положение, и сфера их действия ограничена отношениями в области охраны окружающей среды по поводу соответствующего вида негативного воздействия на окружающую среду или отношениями по поводу особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира. В частности, в Особенную часть экологического права им включаются такие правовые институты, как:
    - правовая охрана окружающей природной среды от химического загрязнения;
    - правовая охрана окружающей природной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления;
    - правовая охрана окружающей природной среды от вредных физических воздействий;
    - правовая охрана окружающей природной среды от радиоактивного загрязнения и др.
    Кроме того, по мнению О.И. Крассова, в Особенную часть экологического права входят также две его подотрасли:
    - заповедное право, в рамках которого определяется правовой режим особо охраняемых природных территорий;
    - фаунистическое право, регулирующее вопросы использования и охраны животного мира. Р. К. Гусев считает, что структура отрасли экологического права представлена тремя частями: общей, особенной и специальной. По его мнению, Общая часть экологического права включает:
    - общие положения (предмет, цели, задачи, принципы, источники и т.п.);
    - право собственности на природные ресурсы (формы, виды, субъекты, объекты, виды и содержание вещных и иных прав и т.п.);
    - управление охраной окружающей среды и природопользованием (системы и виды органов управления, компетенция и функции управления и т.п.);
    - право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав и интересов граждан;
    - экономико-правовой механизм охраны окружающей среды (плата за природопользование, плата за загрязнение, порядок формирования и расходования средств экологических фондов, меры экономического стимулирования);
    - нормирование качества окружающей среды;
    - право природопользования (виды, принципы, содержание правомочий и т.п.);
    - юридическую ответственность за экологические правонарушения.
    Особенная часть экологического права включает такие институты, как:
    - правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов: земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира;
    - правовая охрана атмосферного воздуха и озонового слоя;
    - правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и т.п.);
    - правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
    - правовая регламентация обращения с опасными, радиоактивными веществами и твердыми отходами. Специальная часть экологического права посвящена международно-правовой охране окружающей среды и международно-правовому сотрудничеству в данной области.
    Наконец, по мнению В.В. Петрова, система экологического права включает в себя пять частей.
    Первая - это предмет, источники, объекты экологического права. В ней рассматриваются концепция взаимодействия общества и природы, формы проявления экологического права, его источники, объекты, право собственности и природопользования.
    Вторая часть посвящена механизму экологического права, включающему концепцию механизма охраны природной среды и его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды, экономический механизм природной среды, экологическая экспертиза, экологический контроль и др.
    Третья часть рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. В центре внимания здесь находятся следующие вопросы: механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана природной среды в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства, в городах, пригородных и рекреационных зонах, особо охраняемых территориях.
    Четвертая посвящена рассмотрению юридической ответственности за экологические правонарушения, а именно: основания и виды этой ответственности, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения нарушений.
    Пятая часть раскрывает механизм международно-правовой охраны окружающей среды и посвящена изучению комплекса вопросов, связанных с международным сотрудничеством в данной области (принципы, договоры и конвенции, международные объекты охраны, международные природоохранные организации и т.п.).



    Просмотров