Статьей 236 трудового кодекса российской федерации. Теория всего. Порядок выплаты зарплаты

Охрана окружающей природной среды, как недавно говорили охрана природы, необходима каждому государству. Природная среда — это те экосистемы, в которых живут граждане той или иной страны, и они
в первую очередь заинтересованы в чистом воздухе и воде, в неядовитых продуктах питания. Среду приходится защищать от загрязнения сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, от бытовых стоков каждого крупного населенного пункта. Так что законы об охране среды — это всегда законы об ограничении деятельности человека в данном районе. Среду необходимо защищать и от посягательств извне, дабы чужеземцы не захватили природные богатства, исторически (по праву жительства) принадлежащие конкретному народу. Все это так, и, однако, во всех этих рассуждениях имеется множество противоречий.

Вводная глава Что такое экология?
Глава I Факторы и ресурсы среды
Глава II Экология особи (аутэкология)
Глава III Основы учения о популяции
Глава IV Биоценозы, экосистемы, биосфера
Глава V Экосистемы урбанизированных ландшафтов
Глава VI Биоценотические закономерности эволюции городов
Глава VII Законы экологии и деятельности человека
Глава VIII Природоохранное законодательство России
Приложение

Мы уже знаем, что человек не противопоставлен своей среде обитания, он часть ее. Она не нуждается в особой защите, потому что основные компоненты круговорота веществ «обслуживаются» не человеком
и отнюдь не высшими организмами, а необозримым множеством самых примитивных организмов, пределы толерантности и приспособляемости которых необычайно велики. Так что охрана окружающей среды сводится всегда к регламентации средопреобразующей деятельности человека, причем о гражданах здесь говорить не приходится, они не в состоянии уничтожить собственное местообитание. Его уничтожают общественные структуры, чаще всего не внемлющие призывам граждан. Поэтому нельзя говорить, что среда передана во владение какому-то народу и является его достоянием. Свое достояние можно ведь и прокутить! Природная среда, уничтоженная в каком-то локальном месте планеты, — это угроза всему населению Земли.

Итак, человек не может использовать среду как свое достояние, являясь сам частью природной среды. Гражданин не в состоянии достаточно повредить своей среде обитания, а общество это в состоянии сделать без его ведома и согласия. Произвольное и полное использование ресурсов природной среды практически невозможно. Тем не менее, каждому государству необходим Закон об охране окружающей природной среды. Наше государство приняло в 1963 году Закон РСФСР «Об охране природы» . С государственными преобразованиями он к 1985 году устарел. Взамен ему Верховным Советом Российской Федерации был принят 19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации « Об охране окружающей природной среды» . До этого у нас не было общего закона
в области охраны окружающей природной среды.

Закон 1991 года характеризовался следующими основными чертами:

1. Это комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Он выполняет три задачи: а) сохранение природной среды; б) предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на нее; в) оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Прямое действие закона выражается в том, что его нормы действуют без дополнительных актов — постановлений, инструкций, положений и пр.

2. В законе определяется мера разумного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. То есть устанавливаются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на среду, превышение которых создает опасность здоровью человека.

3. Закон формулирует экологические требования человека, как вида, к источникам вредного воздействия на природную среду.

4. Центральная тема закона — человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды. То есть, в конечном счете, — это закон об охране человека. Человек рассматривается в двух аспектах: как субъект, воздействующий на среду и несущий ответственность за последствия своих действий; а также как объект воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.

5. Указаны механизмы исполнения предписаний Закона. Они состоят из стимулирования охраны среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей. Меры такого воздействия — экономические механизмы охраны природной среды: экологическая экспертиза, экологический контроль, правомочия по ограничению, приостановлению, прекращению деятельности экологически вредных объектов, административная, уголовная ответственность, возмещение вреда, причиненного нарушением закона, экологическое воспитание и образование.

Согласно тексту Закона, природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Это не нужно понимать как возможность народов, населяющих страну, произвольно и полно использовать все природные богатства своей территории, прикрываясь лозунгами национальных интересов или острых политических моментов, переживаемых обществом.

Закон содержал 15 разделов, разбитых на 94 статьи.

20 декабря 2001 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

По объему он мало изменился и содержит 14 глав, разделенных на 84 статьи.

В первую главу Закона по-прежнему включены общие положения. Там очерчены задачи природоохранного законодательства Российской Федерации, состоящие из регулирования отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

В начале даются основные понятия: окружающая среда, природная среда, компоненты природной среды, природный объект, природно-антропогенный объект, антропогенный объект, природный комплекс. Кроме того, определяется качество окружающей среды: благоприятная среда, негативное воздействие на окружающую среду. Здесь же определены природные ресурсы, загрязнение окружающей среды и нормативы ее качества, а также мониторинг, контроль в области охраны, экологический аудит, а также вред окружающей среде, экологический риск и дано понятие экологической безопасности. Последнее, впрочем, как и многие другие понятия, определено, видимо, без участия экологов, поэтому экологический смысл остается не совсем ясным.

Здесь же сформулированы основные принципы охраны окружающей среды, которыми должно руководствоваться любое физическое и юридическое лицо на территории страны. Вот некоторые из них:

    соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

    обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

    научно обоснованные сочетания экологических, экономических интересов и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среде;

    ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

    платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

    независимость контроля в области окружающей среды;

    презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

В общем, в этой главе гарантированы права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, а также ответственность органов государственной власти и обязательность проведения государственной экологической экспертизы. Оговорен и приоритет сохранения естественных экологических систем. Вводится обязанность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений юридических и физических лиц.

В последней статье этой главы перечисляются объекты охраны окружающей среды. Это земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, а, кроме того, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
и околоземное космическое пространство. Из живой природы это леса
и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию .

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и в Список всемирного природного наследия,
а также государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Во второй главе даются основы управления в области охраны окружающей среды. Здесь в с татьях с 5 по 10 регламентируют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной, разграничения этих полномочий.

В третьей главе оговариваются права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Здесь в статье 11 снова декларируется право граждан на благоприятную окружающую среду, и перечисляются права граждан создавать общественные объединения, направлять обращения в органы власти, принимать участие в собраниях и митингах, выдвигать предложение и обращаться с жалобами, предъявлять в суд иски. Обязаны же они относительно немногое: сохранять природу, бережно к ней относиться и соблюдать законодательство.

12 статья регламентирует участие организаций в природоохранной деятельности, а последняя, 13, статья этой главы оговаривает систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду.

В четвертой главе Закона, как и в предыдущем, предлагаются экономические механизмы охраны окружающей природной среды, их задачи, планирование и учет ресурсов. Определяются здесь и лимиты на природопользование, платность использования ресурсов, экологическое страхование, экологические фонды и экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды. В главах с 14 по18 подробно оговариваются и методы экономического регулирования, и федеральные программы в области экологического развития, и предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды.

В пятой главе определяется нормирование качества природной среды. Ни для кого не секрет, что нынешняя природная среда часто загрязнена настолько, что отрицательно воздействует на все живое. Прежде всего, здесь освещаются требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. Все нормативы предельно допустимых доз и уровней загрязнения, а также экологические требования к продукции рассмотрены в этом разделе в статьях с 19 по 31.

Шестая глава состоит всего из двух статей и содержит описание процедуры оценки воздействия на окружающую среду и порядок проведения экологической экспертизы. Определены ее цели, вводится обязательность такой экспертизы при принятии любых хозяйственных решений. Рассмотрены объекты государственной экологической экспертизы, обязательность общественной экологической экспертизы и определены как ответственность за невыполнение требований экспертизы, так и ответственность экспертов.

Наиболее объемная седьмая глава Закона определяет экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов. Здесь перечислены правила хранения, применения и уничтожения химических, биологических, производственных и бытовых отходов, охрана озонового слоя Земли. Эта глава содержит статьи с 32 по 56, в ее конце оговорена возможная приостановка деятельности, если она осуществляется с нарушением требований, указанных в этой главе.

В восьмой главе всего в одной статье описан порядок установления зон экологического бедствия и рассмотрены чрезвычайные экологические ситуации. Определены признаки, по которым выделяются территории как зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, и приводятся меры по устранению таких зон и способы финансирования этих дорогих мероприятий.

Специальная девятая глава Закона останавливает внимание на природных объектах, находящихся под особой охраной. Здесь описаны меры охраны и ее правовой режим, природно-заповедный фонд Российской Федерации, государственных природных заповедников, заказников, национальных парков и памятников природы. Специальной охране подлежат также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды организмов и зеленые зоны вокруг городов и поселков .

Государственным природным заказником считается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов.

Национальными природными парками называют изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветитель-ское, рекреационное значение, как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, мест отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны , в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Нужно заметить, что все положения об этих территориях, охраняемых видах организмов и зеленых зонах, окружающих поселения человека, сходны с такими же, давно принятыми практически во всех просвещенных странах, независимо от их экономического уровня.

В десятой главе статья 63 описывает государственный экологический мониторинг. Порядок его организации устанавливается правительством Российской Федерации, результаты также используются правительством. Доступность этих результатов для граждан в статье не оговаривается.

Глава одиннадцатая Закона посвящена экологическому контролю за состоянием окружающей среды. Объяснены его задачи и значение, введена иерархия службы контроля — государственной, производственной, общественной. Безусловно, прав у государственных контролирующих чиновников оказалось значительно больше, чем у общественных контролирующих организаций. Общественному контролю в этой главе, состоящей из 6 статей, отведены только две позиции в 68 статье.

Вместо специального раздела, посвященного экологическому воспитанию и образованию граждан страны, появились две отдельные главы.

Глава двенадцатая регламентирует научные исследования в области охраны окружающей среды. В ее единственной статье перечисляются только возможные цели, по которым могут проводиться научные исследования. Так что эта глава оказалась существенно урезанной в сравнении с предыдущим законом .

Новая глава, появившаяся в этом варианте Закона, — 13 глава , посвящена основам формирования экологической культуры. Она представлена четырьмя статьями, и поскольку только они в тексте Закона связаны с обучением экологии и эколого-просветительской деятельностью, то приведем главу целиком.

Статья 71 . Всеобщность и комплексность экологического образования.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 74 . Экологическое просвещение.

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Таким образом, в отличие от предыдущего закона, в новом существенно усилена государственная компонента и уже не оговариваются столь подробно права граждан и их приоритетность. Несмотря на то, что оставлено информационное обеспечение граждан в области качества окружающей среды, здесь уже полностью исключена роль Правительства Российской Федерации в организации системы всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования всех граждан страны. Это должны были осуществлять специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации, обеспечивающие население экологической информацией и участвующие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования. В республиках, автономных областях и округах, в краях, областях и органах местного самоуправления обязательно предписывалось Законом организация всеобщего экологического образования, воспитания и просвещения, как необходимейший атрибут охраны окружающей среды. К сожалению, от этих положений осталось очень немного, что позволило с момента принятия этого нового закона практически свернуть в образовательных учреждениях преподавание экологии. Мы вернемся к этой теме в 13 главе Закона.

Глава четырнадцатая Закона посвящена ответственности за экологические правонарушения. Прежде всего, перечисляются виды такой ответственности. Здесь предусматривается и дисциплинарная, и материальная, и административная ответственность. Имеется статья и об уголовной ответственности за экологические преступления. Оговаривается, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Оговаривается обязанность полного возмещения вреда окружающей среде и порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того, предусмотрено и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства, а также требования об ограничении, приостановлении или даже о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В четырнадцатой главе Закона обсуждается возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Предполагается возмещать такой вред в полном объеме в виде адекватного материального возмещения, либо — в натуральной форме, в виде восстановления окружающей природной среды. Рассмотрены варианты возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, здоровью граждан или их имуществу, оговорены способы исковых требований о прекращении экологически вредной деятельности.

Предусмотрено в пятнадцатой главе Закона и международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды. Здесь утверждается, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права .

К сожалению, из Закона изъяты определения особо охраняемых территорий. Мы приводим эти определения из текста предыдущего Закона. Вот они: «Государственными природными заповедниками считаются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом, природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных».

Там ученым, ведущим такие разработки, оказывалась государственная поддержка, и они входили в состав экспертных советов, давая заключения по экологической экспертизе проектов, участвовали в решении практических задач рационального природопользования, формирования экологической культуры общества. И, что особенно важно, — несли персональную ответственность за научные результаты своих разработок.

Экологические правонарушения были перечислены в тексте предыдущего Закона, вот некоторые из них:

— несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

— загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

— порча, повреждение и уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

— нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, продуктов из них, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

— превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней и концентраций вредных веществ;

— несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

К сожалению, в тексте Закона они опущены, но мы напоминаем их из текста предыдущего Закона. Принципы эти сводятся к следующим:

— каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

— каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

— экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

— недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы;

— должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

— должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовым природосберегающим технологиям;

— государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

— все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Эти основополагающие принципы международного сотрудничества чаще всего и нарушаются под предлогом национальных интересов или государственной тайны.

Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ.

Закон "Об охране окружающей среды": общие сведения

В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу.

Принципы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:


Объекты, подлежащие защите

Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ "Об охране окружающей среды"). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:


Особые категории

Закон РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон "Об охране окружающий среды" определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:

  • государственные заповедники, заказники;
  • ботанические сады;
  • природные памятники;
  • дендрологические и национальные парки;
  • лечебно-оздоровительные и курортные местности;
  • постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.

В данную категорию Закон "Об охране окружающий среды" включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.

Права граждан

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон "Об охране окружающей среды" позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.

Обязанности

В соответствии с законодательством, граждане должны:

  1. Оберегать природные богатства.
  2. Сохранять окружающую среду.
  3. Выполнять другие экологические требования.

Взаимодействие с госорганами

Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.

С работником начинаются с заключения договора с нанимателем. В соглашении прописываются условия осуществления деятельности, обязанности, ответственность, права сторон. Отдельный пункт договора посвящен порядку оплаты труда. В случае нарушения условий соглашения наступает ответственность, предусмотренная в законодательстве. В частности, при несоблюдении нанимателем сроков выплаты зарплаты, отпускных и прочих сумм, причитающихся персоналу, к нему применяются положения ст. 236 ТК РФ. Рассмотрим подробнее эту норму.

Ст. 236 ТК РФ (2016 г.)

В случае нарушения нанимателем сроков выплаты заработка, отпускных и иных причитающихся сотруднику сумм, наниматель должен погасить образовавшуюся задолженность с уплатой процентов. При их расчете используется 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, действующая на момент неисполнения обязательства. Проценты исчисляются от неуплаченных в срок сумм с дня, следующего после установленной даты выплаты, за каждый день. В ст. 236 ТК РФ предусмотрены меры на случай частичного погашения задолженности по зарплате и прочих средств, которые причитаются сотруднику. В этой ситуации величина процентов определяется исходя из фактически не начисленных ему средств. Как указывает ст. 236 ТК РФ , коллективном/трудовом договоре, другом внутреннем документе компании может предусматриваться возможность повышения размера денежной компенсации. Обязанность по выплате процентов возникает вне зависимости от установления вины нанимателя.

Ст. 236 ТК РФ с комментариями

Согласно действующим нормам, наниматель обязан в установленные сроки выплачивать вознаграждение работнику, отпускные и прочие суммы, установленные трудовым/коллективным договором, правилами распорядка и иными локальными документами. При этом, как указывает 136 статья Кодекса, начисление производится не реже 2-х раз в месяц. Величина заработка определяется по занимаемой должности, имеющейся квалификации, специальности, качественными и количественными производственными показателями. Максимальная его величина не ограничена. Задержки с перечислением зарплаты указывают на грубейшие нарушения трудовых норм. За соответствующие действия наступает ответственность, в том числе, по ст. 236 ТК РФ.


Пример расчета

Согласно указанию ЦБ, ставка рефинансирования составляет 9.75%. Рассмотрим, как она применяется в рамках ст. 236 ТК РФ. Пример будет следующий. По коллективному договору, наниматель должен выплачивать зарплату за 2-ю половину месяца не позже 5-го числа последующего периода. Величина з/п - 8 тыс. р. Предположим, что причитающуюся сумму работник получил только 23 числа. При действующей ставке величина компенсации равна:

8 000 х 1/150 х 9.75% х 18 дн. = 9 руб. 36 коп.

Начисление осуществляется за каждый просроченный день до фактического погашения задолженности.

Приостановка работы

Кроме ст. 236 ТК РФ , к нанимателю могут быть применены и другие меры. Так, если задержка заработка была больше 15 дней, то персонал вправе приостановить свою деятельность на предприятии, уведомив об этом руководство. Между тем, из данного правила есть несколько исключений. Не допускается приостановление работы:


Суммы выплат за основной и дополнительный отпуска

Трудовое законодательство закрепляет большое число норм, позволяющих гражданам реализовывать право на отдых при вступлении в правоотношения с нанимателем. Ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск. Его продолжительность - 28 дней (календарных). Законодательство предусматривает и более длительный период. Кроме этого, нормами установлена возможность предоставления дополнительных отпусков. При рассмотрении споров, касающихся их, следует учесть ряд нюансов. В первую очередь право на дополнительный период отдыха имеют лица, определенные 116 статьей ТК, а также иные сотрудники, согласно законодательству. При этом необходимо принять во внимание, что положения, присутствующие в коллективных договорах, локальных документах и регулирующие порядок предоставления таких отпусков, ухудшающие условия для работников в сравнении с правилами, предусмотренными в правовых актах, судом применяться не могут. В силу ст. 8 и 5 Кодекса, они считаются недействительными. Часть отпуска по ходатайству сотрудника может заменяться денежной выплатой. При этом закон запрещает компенсировать дни отдыха беременным женщинам, несовершеннолетним работникам, гражданам, занятым в тяжелых или вредных условиях производства. В случае расторжения контракта с сотрудником, отпускные вместе с прочими суммами выплачиваются в день увольнения. Если на этот момент гражданин не находился на предприятии, то средства ему должны быть переданы не позже дня, следующего после предоставления лицом требования о расчете. Если возник спор о величине суммы, причитающейся гражданину, наниматель должен в срок, указанный выше, перечислить неоспариваемые средства. Остальную часть сотрудник вправе взыскать через суд.

Особенности разбирательства дел

В случае рассмотрения иска сотрудника, состоящего в трудовых правоотношениях с нанимателем, по вопросам просрочки выплаты причитающихся истцу средств, следует учесть ряд важных моментов. В первую очередь ходатайство работодателя о пропуске подчиненным срока на обращение в инстанцию не может само по себе выступать как основание для отказа удовлетворить претензии. В данном случае установленный законодательством период давности пропущенным не считается, поскольку нарушения работодателя относится к категории длящихся.

Ст. 236 ТК РФ регламентирует материальную ответственность работодателя перед работником за невыплату (или задержку выплаты) причитающихся последнему сумм вознаграждения за труд и иных компенсаций. Комментарии к положениям ТК РФ и ответы на часто задаваемые вопросы, приведенные в этой статье, помогут разобраться во всем и работникам, и работодателям.

Статья 236 ТК РФ с комментариями 2017 года

Ст. 236 ТК РФ введена как мера противодействия запрещенному тем же ТК РФ принудительному труду (ст. 4 ТК РФ). Поскольку работодатель изначально является более сильной стороной трудовых отношений, ему вменяются дополнительные обязанности и ответственность за их нарушение.

В том числе прямым нарушением ТК РФ является невыплата работодателем в установленный срок любых сумм, причитающихся работнику. При этом действующая редакция ст. 236 ТК РФ не предусматривает каких-либо послаблений в зависимости от степени вины работодателя в нарушении сроков выплат.

Согласно комментариям юристов и разъяснениям судов невыплата работнику причитающихся денежных средств в срок рассматривается как незаконное пользование этими средствами. Исходя из этого, установлен минимальный размер причитающейся работнику компенсации. Ее величина в ст. 236 ТК РФ определяется как невыплаченная вовремя сумма, умноженная на определенную ставку за каждый день просрочки выплаты этой суммы. Значение ставки в тексте статьи изменено с 03.10.2016 (п. 2 ст. 2, ст. 4 закона РФ «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 272-ФЗ):

  • до этой даты она равнялась 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • с 03.10.2016 ее размер составляет 1/150 действующей ключевой ставки ЦБ РФ.

Поскольку с 01.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке (информация Банка России от 11.12.2015), внесенное в расчет законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ изменение, по существу, равнозначно 2-кратному увеличению компенсации за задержку выплаты.

Кто имеет право на денежную компенсацию от работодателя?

На компенсацию вправе рассчитывать любой работник, с которым заключен трудовой договор или имеются фактические трудовые отношения, в том числе:

  • Если работник выполняет (выполнял) трудовую функцию без заключения договора. Ключевым моментом здесь будет допуск работника к работе, за которую ему должен заплатить работодатель (ст. 67 ТК РФ).
  • Если между работником и работодателем заключен иной договор, по сути маскирующий трудовой. Следует отметить, что предметом трудового договора является трудовая функция, выполняемая работником на протяжении рабочего времени. А предметом договора, например, гражданско-правового характера (ГПХ) выступает конечный результат деятельности работника. Если есть признаки именно трудовой функции, договор при спорах будет рассматриваться как трудовой.

Какие выплаты, кроме заработной платы, имеются в виду в ст. 236 ТК РФ?

В ст. 236 ТК РФ перечислены:

  • зарплата;
  • отпускные;

Что относится к этим иным выплатам? По мнению юристов и судов, это любые выплаты, на которые вправе рассчитывать работник при нормальном ходе событий. В том числе:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • оплата за простои не по вине работника;
  • компенсация среднего заработка при незаконном увольнении или отстранении от работы;
  • компенсация расходов работника в служебных командировках;
  • компенсация расходов за использование имущества работника;
  • прочие аналогичные выплаты.

Подробнее о пособиях читайте в разделе .

Что считается задержкой выплаты?

Основные моменты приведены в таблице.

Невыплата наступает

На основании

Зарплата

После дня, установленного как день выплаты зарплаты (либо, если такой день приходится на выходной, с предыдущего рабочего дня)

Трудовых договоров, правил внутреннего трудового распорядка

Отпускные

Не позднее чем за 3 дня до начала отпуска

Расчеты при увольнении, если сотрудник в последний день находился на работе

В последний день на работе

Расчеты при увольнении, если сотрудник в последний день на работе не был

После дня, следующего за днем, когда такой сотрудник предъявил требование о расчете

Прочие выплаты

По истечении дня, когда выплата должна была быть произведена

1. Нормативных актов, регулирующих конкретные выплаты.

2. Трудовых или коллективных договоров

ВАЖНО! Первым днем просрочки считается день, следующий за наступлением срока, установленного для выплаты, а последним — день погашения долга работодателем (включительно).

О том, какими документами устанавливаются сроки выдачи зарплаты, читайте в материале .

Порядок предъявления работодателю сумм, рассчитанных по статье 236 Трудового кодекса РФ

Возможны 3 варианта развития событий:

  1. Работодатель скрупулезно выполняет требования ТК РФ и в случае задержки выплаты сам исчисляет и доплачивает проценты по ст. 236. На практике это самый редкий вариант.
  2. Работник, вовремя не получивший деньги, направляет работодателю письменную претензию об оплате процентов за пользование денежными средствами. Работодатель соглашается с требованиями и производит расчет.
  3. Работодатель не соглашается с претензиями работника. В этом случае работник имеет право обратиться в органы трудовой инспекции и в суд, представив доказательства того, что его право получать деньги в определенный срок было нарушено, а также что работодатель отказался либо проигнорировал требование погасить задолженность по процентам добровольно.

ВАЖНО! Протяженность периода, в течение которого работник может обратиться в суд, установлен равным 1 году со дня истечения срока выплаты (ст. 392 ТК РФ).

Как производится расчет процентов со своевременно не выплаченных сумм?

Компенсация по ст. 236 ТК РФ с 03.10.2016 рассчитывается по формуле:

СЗ × ключевая ставка / 100 / 150 × КДЗ,

СЗ — сумма задолженности;

КДЗ количество дней задержки оплаты;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сумма задолженности — это сумма, которую работник должен получить на руки, уже после вычета НДФЛ и прочих удержаний (например, алиментов).

Пример

Срок выплаты зарплаты работнику за сентябрь 2017 года — до 5 октября. Фактически зарплату выплатили 10.10.2017. Зарплата, начисленная работнику за сентябрь, составила 40 000 руб. В сентябре работник получил аванс 15 000 руб. В августе 2017 года он взял корпоративный заем с условием, что сумма будет погашаться путем ежемесячного удержания из его зарплаты по 4 000 руб.

СЗ = 40 000 - 5 200 (13% НДФЛ) - 15 000 - 4 000 = 15 800 руб.

Компенсация составит:

15 800 × 10 / 100 / 150 × 5 = 52,67 руб.

О том, как законом РФ от 03.07.2016 № 272-ФЗ изменены правила выплаты зарплаты, читайте в материале .

Итоги

Задержка работодателем причитающихся работнику выплат сверх установленного для этого срока чревата для первого (независимо от факта наличия его вины в этом) дополнительными платежами в адрес второго. Эти платежи представляют собой компенсацию, рассчитываемую по формуле, учитывающей реально имеющуюся сумму долга, число фактических дней задержки и величину действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ. Размер ставки можно увеличить, установив его во внутреннем нормативном акте.

Если работодатель допустил пропуск срока выплаты зарплаты сотрудникам, придется выплатить компенсацию. Попробуем выяснить, есть ли возможность избежать ее уплаты или хотя бы сократить размер выплат.

Из статьи вы узнаете:

Порядок выплаты зарплаты

Действующие требования к порядку выплаты заработной платы сотрудникам установлены положениями ст. 136 ТК РФ. Она, в частности, определяет и сроки выплаты денежных средств, причитающихся работнику. В соответствии с данной статьей специалист должен получать заработную плату не реже, чем два раза в месяц. Большая частота выплат может быть установлена работодателем самостоятельно: трудовое законодательство допускает такую возможность.

Кроме того, данная статья указывает, что срок выплаты заработной платы не должен превышать 15 дней с того момента, когда завершился период, за который она выплачивается. Таким образом, работодатель обязан выплатить зарплату за предыдущий месяц не позднее, чем 15 числа месяца, следующего за ним. Впрочем, выплачивать деньги именно 15-го числа наши эксперты не рекомендуют: узнайте, почему - из этой .

Скачать документы по теме:

Обратите внимание! Если день выдачи зарплаты выпадает на выходной или праздник, ее нужно выплатить в последний рабочий день перед ними.

Определение сроков выплаты зарплаты

Максимально возможный срок выплаты зарплаты и ее периодичность - это основные требования, предъявляемые трудовым законодательством к работодателю в части его обязанностей по оплате труда работника. А вот конкретные числа для осуществления таких выплат организация может выбрать самостоятельно с учетом указанных условий. Целесообразно закрепить их в локальном нормативном документе компании или другой документации.

В этом качестве можно использовать:

  1. правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
  2. коллективный договор;
  3. индивидуальный трудовой договор с работником.

Указать сроки выплат можно в одном из этих документов или в нескольких из них. В последнем случае необходимо обратить внимание на то, чтобы они совпадали. А вот применять в качестве документа, где отражаются сроки выплаты зарплаты, положение об оплате труда, может быть опасным для компании, хотя это и не запрещено. В этом мы расскажем о возможных последствиях такого решения.

Статья 236 ТК РФ: ответственность работодателя за несвоевременную выплату зарплаты

Ст. 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за нарушение утвержденных сроков выплаты заработной платы. Она реализуется в форме выплаты работнику финансовой компенсации за несвоевременную выдачу причитающихся денег. Согласно данной статье трудового законодательства, такая компенсация передается работнику одновременно с выплатой зарплаты после задержки.

Обратите внимание! Условие о выплате компенсации применяется при задержке не только зарплаты, но и отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и других обязательных выплат.

При этом нарушением считается как несоблюдение требований к срокам выплаты денег, определенных трудовым законодательством, так и невыполнение условий, прописанных в ПВТР, коллективном или индивидуальном трудовом договоре. В дополнение к материальной ответственности на компанию может быть наложено административное наказание, предусмотренное положениями ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель организации, ответственный за задержку выплаты, может быть привлечен к ответственности следующих видов:

  • административная - по ст. 5.27 КоАП РФ;
  • дисциплинарная - по ст. 192 ТК РФ;
  • уголовная - по ст. 145.1 УК РФ при условии корыстного или иного личного умысла.

Подробнее о порядке применения указанных мер мы рассказываем в этой .

Размер материальной ответственности за задержку зарплаты

Согласно ст. 236 ТК РФ величина материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы устанавливается в относительном размере и зависит от величины ключевой ставки Центрального банка РФ. Напомним, с 26 марта 2018 года ее размер составляет 7,25%. О том, как влияет этот показатель на размер ответственности, мы рассказываем в этом . Минимальный размер компенсации, определенный статьей 236 ТК РФ, составляет 1/150 данного показателя за каждый день просрочки выплаты. Отсчет указанного срока начинается на следующий день после даты, в которую работник должен был получить зарплату, и заканчивается днем ее фактической выдачи.

Если заработная плата была не выплачена работнику не полностью, а частично, это не освобождает работодателя от применения к нему мер материальной ответственности. В данной ситуации ее величина будет рассчитываться пропорционально размеру задолженности работодателя перед работником по зарплате.

Установление размера компенсации

Согласно ст. 236 ТК РФ основным фактором, от которого зависит размер компенсации работнику за несоблюдение сроков выплаты зарплаты, является величина ключевой ставки ЦБ РФ. При ее изменении порядок расчета компенсации изменяется автоматически: действующее законодательство не предусматривает необходимости издания каких-либо дополнительных нормативных документов для урегулирования этого вопроса.

Более того, если изменение размера ключевой ставки произошло в период задержки выплаты зарплаты, работодатель обязано рассчитать размер компенсации за периоды действия разных величин этого показателя с учетом их фактических значений на конкретную дату. Несоблюдение указанного требования может повлечь за собой .

Положения статьи 236 Трудового кодекса РФ допускают изменение размера компенсации по инициативе работодателя, но только в сторону увеличения. Такой повышенный размер выплат должен быть зафиксирован документально в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или индивидуальном трудовом договоре с сотрудником. Если величина компенсации меняется в сторону увеличения, ее новый размер целесообразно зафиксировать приказом, который внесет изменения в соответствующий документ организации.

Обратите внимание! Повышенный размер компенсации может также быть установлен региональным соглашением в субъекте Федерации, где работает организация.

Условия выплаты компенсации

В отличие от порядка применения уголовной ответственности, выплата компенсации за задержку перечисления зарплаты в соответствии с 236 статьей ТК РФ производится без дополнительных условий. Это означает, что работодатель обязан компенсировать работнику указанную задержку вне зависимости от причин ее возникновения. Это могут быть задержки перечисления денег по вине банка, сложное финансовое положение предприятия и любые другие факторы. Во всех этих случаях обязанность работодателя по уплате компенсации сохраняется. Подробнее о том, какой позиции придерживаются суды по этому вопросу, мы рассказываем в этом .

Порядок выплаты компенсации

По общему правилу компенсация за задержку выдачи заработной платы, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, выплачивается работнику одновременно с погашением имевшей место задолженности. В этом случае соответствующие сведения подлежат внесению в расчетный листок работника наряду с остальными составляющими его зарплаты. Если же организация не выплачивает компенсацию в добровольном порядке, сотрудник вправе обратиться в суд для восстановления своих прав, а также взыскания компенсации морального вреда и потерь, понесенных им в результате действия инфляционных процессов. В этом случае велика вероятность, что суд встанет на сторону работника: наглядно подтверждает это мнение.

Работодатель может зафиксировать величину компенсации в пределах, установленных действующим законодательством, или в повышенном размере в ПВТР, коллективном или индивидуальном трудовом договоре. Если условие о размере компенсации не указано ни в одном из этих документов, она рассчитывается в порядке, определенном положениями ст. 236 ТК РФ.

Пример расчета компенсации

Размер компенсации, установленной статьей 236 ТК РФ, рассчитывается как произведение размера задолженности работодателя перед работником, 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ и количества дней невыплаты зарплаты.

Например, ООО «Компания» задержало выплату зарплаты работнику Иванову А.А. на 12 календарных дней. Общая сумма задолженности на двенадцатый день, начиная от установленной трудовым договором даты выплаты зарплаты, составляет 15 тысяч рублей.

Таким образом, компенсация за задержку будет рассчитываться следующим образом: 15 000 (размер задолженности) * 1/150 *7,25% (доля ставки рефинансирования за каждый день просрочки) *12 (количество дней просрочки). В результате сумма компенсации за указанный период составит 87 рублей.

Чтобы не ошибиться в сложных расчетах, воспользуйтесь нашим удобным выплат по ст. 236 ТК РФ.



Просмотров