Патриаршая комиссия. Общие вопросы защиты материнства и детства. Доклад без сочувствия

10 марта 2016 г. в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На заседании были рассмотрены результаты работы Комиссии за истекший период, в частности, говорилось об исполнении поручения Священного Синода Русской Православной Церкви [Журнал № 105 заседания Священного Синода от 23.10.2014, п. 4] и основных приоритетных направлениях дальнейшей работы Комиссии и общецерковной работы в данной сфере. Были рассмотрены и одобрены Обращения Комиссии к общественным организациям и политическим деятелям и к епархиальным комиссиям и ответственным за семейное служение о необходимости усиления общественного служения православных христиан в сфере заботы о семье. Также был рассмотрен вопрос о деятельности Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

В совещании принял участие протоиерей Александр Зайцев, назначенный ответственным по вопросам защиты семьи в Юго-Западном викариатстве г. Москвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства сказал о том, что семья - это основа общества, опора государства, человеческий фундамент Церкви. Необходимо остановить кризис семьи, содействовать возрождению семьи и пониманию ценности рождения детей и жизни каждого ребенка с момента зачатия. «Семья по своей природе - колыбель жизни, и нельзя превращать ее в фабрику смерти», - подчеркнул отец Димитрий, назвав ситуацию с абортами национальной катастрофой России, которая остается одним из мировых лидеров в области убийства нерожденных детей. Печально, что до сих пор не реализовано сделанное Святейшим Патриархом Кириллом предложение о выведении абортов из системы ОМС. «Безнравственно народными средствами оплачивать уничтожение будущего самого народа и нашего государства», - добавил священник.

Также он сказал о распространении химических абортов, гормональной контрацепции с абортивным механизмом, о процедурах ЭКО, которые сопровождаются гибелью нерожденных детей. На миллиарды рублей, которые ежегодно идут из бюджетов на ЭКО, можно построить дома для тысяч многодетных семей. Тревожит ежегодное снижение числа браков и рост количества разводов, в т.ч. среди молодежи. Более половины браков заканчивается разводом. До 90% мужчин не платят алименты брошенным женщинам с детьми.

«К сожалению, - сказал о. Димитрий, - мы сталкиваемся сегодня с активной пропагандой, прямо направленной против семьи и брака. В частности, наше общество столкнулось с небывалым ростом спекуляций на тему семейного насилия, говорящих о семейном насилии, о семье как источнике угрозы». «Это подрывная работа, направленная на разрушение семьи как основы российского общества и государства. Но семья, наоборот, является наиболее безопасным местом для детей, женщин, пожилых людей», - подчеркнул глава Комиссии, напомнив о проблеме ювенальной юстиции. Русская Православная Церковь считает приоритетными права родителей, а не государства в деле воспитания детей.

Очень важными задачами являются подготовка к браку, к таинству венчания, организация на приходах семейных клубов и родительских центров, работа с духовенством, которое должно знать, в частности, о проблемах биоэтики и новых репродуктивных технологиях. О кризисе семьи шла речь в ходе встречи Святейшего Патриарха с главой Римско-Католической Церкви. Видение этих проблем и подходы к ним у православных и католиков во многом совпадают. В деле защиты семьи, жизни, естественных нравственных норм самоизоляция недопустима и невозможна. Но практическое сотрудничество не должно вести к каким-либо вероучительным уступкам или отклонениям. «Нам предстоит большая работа и на Всемирном Русском Народном Соборе, и на X Всемирном Конгрессе Семей, который в этом году пройдет в Тбилиси», - сказал отец Димитрий. В преддверие Великого поста он призвал всех через таинство покаяния изменить парадигму самоуничтожения на парадигму сохранения жизни.

Секретарь Комиссии Сергей Александрович Иваненко доложил о результатах работы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства за истекший период. Основные цели и задачи деятельности Комиссии - популяризация семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ общества, обсуждение актуальных вопросов в сфере защиты и поддержки семьи, материнства и детства, формирование политики Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи. В 112 епархиях, включая викариатства Москвы, назначены ответственные клирики по работе с семьей.

Была отмечена положительная роль Комиссии в развитии государственно-общественного диалога. Положительным образцом сотрудничества Церкви, общественных сил и государства в сфере заботы о семье является содействие Комиссии общественному обсуждению двух важных правительственных документов - Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р) и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р). В результате диалога экспертов Комиссии с разработчиками этих важных документов они были существенно усовершенствованы. В документах в явной форме нашли отражение некоторые фундаментальные принципы, без которых невозможна плодотворная, созидательная государственная семейная политика.

При участии Патриаршей комиссии в 2015 году в Общественной Палате РФ были проведены четыре Круглых стола: 1) «Семейные клубы и родительские сообщества - неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», 2) «Роль системы образования в подготовке молодёжи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», 3) «Как помочь развитию семейного образования: роль семейных объединений и школ в развитии семейного образования, необходимость государственной поддержки», 4) «Традиционные семейные ценности в системе высшего образования». Через Общественную Палату РФ одобренные рекомендации по итогам круглых столов направлены в органы государственной власти.

Участники заседания получили изданные Комиссией четыре сборника материалов, посвященных защите семьи и жизни, вопросам биоэтики.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказал о социальной деятельности Русской Православной Церкви в деле поддержки многодетных и неполных семей, беременных женщин и молодых матерей с детьми.

На Заседании выступил Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, с докладом «Современные вызовы и угрозы традиционным нравственно-духовным и семейным ценностям России».

Он предложил разработать и ввести в образовательные стандарты учебный курс, посвященный воспитанию детей в духе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей (например, «Семьеведение»), исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов сексуального просвещения детей, а также предложил использовать все гуманитарные курсы в школе для популяризации среди несовершеннолетних ценности семьи, материнства, отцовства и детства, уважительного и бережного отношения к человеческой жизни, в том числе жизни нерожденного ребенка.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сказал о необходимости поддержки многодетной семьи. В России, где с каждым годом наблюдается колоссальная убыль многодетных семей, необходимо создать положительный образ счастливой многодетной семьи. «Нужна пропаганда такой семьи. Мы в своем приходе помогаем многодетным семьям получать квартиры, даем льготы по оплате школы. Наши многодетные семьи живут лучше всех», - сказал отец Владимир.

В ходе заседания Комиссии также выступили со своими сообщениями и предложениями члены Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Максим Обухов, руководитель информационного отдела Комиссии, Силуянова И. В., заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

В этом заседании также приняли участие протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Лаврова Н.Ю., руководитель Управления по реализации Всероссийской программы «Святость материнства», клирики, назначенные в Москве и Московской области ответственными за пастырскую работу по семейной тематике: протоиерей Кирилл Каледа от благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, протоиерей Виталий Ткачев от викариатства Новых территорий г. Москвы, протоиерей Александр Краля от Московской (областной) епархии, представители викариатств города Москвы: протоиерей Андрей Речинский (Центральное викариатство), протоиерей Александр Зайцев (Юго-Западное), протоиерей Александр Березовский (Северное), протоиерей Михаил Мелешко (Северо-Восточное), священник Тимофей Куропатов (Южное), священник Сергий Сиротин (Юго-Восточное), приглашенные председатели епархиальных отделов по вопросам семьи, защиты материнства и детства: протоиерей Александр Дягилев (Санкт-Петербург), протоиерей Михаил Бень (Барнаул), священник Иоанн Золотавин (Ростов-на-Дону), священник Дмитрий Ваулин (Екатеринбург), а также сотрудники Патриаршей Комиссии.

Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования. Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами «материнство» - свойство только женщины.

«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос - равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории.

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства - т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству - с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации , это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».


Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет . В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать - «семья». Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства - феномены динамичные, развивающиеся.

Права матери и ребенка и механизм их защиты

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери - женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

Статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

Статья 68. Защита родительских прав;

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ.

Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, существующая с 2011 года, уполномочена заниматься на общецерковном уровне целым рядом важных вопросов, одним из которых формирование позиции Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи, а также по законопроектам в сфере семейных отношений, материнства и детства, ведение от имени Русской Православной Церкви диалога по вопросам семьи с органами государственной власти и местного самоуправления всех уровней.

В этом диалоге Патриаршая комиссия уделяет большое влияние правовым вопросам - поскольку законодательство серьезно влияет на демографию и положение семьи, являясь своего рода практическим отражением тех или иных ценностей. В зависимости от того, отражаются ли в нормах закона те или иные взгляды на семью, они могут либо создать условия для рождения детей, распространения многодетности - либо эти условия уничтожить.

В течение нескольких последних лет Патриаршая комиссия опубликовала немало официальных документов, дающих оценку различных законодательных предложений и иных решений, связанных с защитой семьи и прав родителей.

Эти документы предназначены не только для законодателей или представителей государственной власти. Они обращены и ко всем православным христианам и здоровым общественным силами, желающим сохранить и защитить семью как основу будущего России и всего нашего народа. В этих документах собраны важные богословские, нравственные и правовые ориентиры для общественного и церковного диалога с государством. Многие люди и организации, которым небезразличны судьбы нашего отечества, считают весьма полезным для себя их содержание.

Несмотря на то, что документы эти, как правило, связаны с оценкой конкретного законопроекта или какой-то иной конкретной инициативы, в них излагаются важные общие принципы православного христианского отношения к семье и вопросам семейного законодательства.

Так, к примеру, Комиссия обращает внимание на то, что, с точки зрения нравственных принципов, государство обязано уважать основополагающие права родителей в области воспитания детей и принятия решений, которые их касаются. Церковь убеждена, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», а право воспитывать детей, выбирать для этого методы и подходы, принимать иные решения, касающиеся детей - принадлежат не государству, а их родителям.

Любые законодательные решения, приводящие к ущемлению прав и свободы родителей в отношении воспитания их детей, а значит и выбираемых ими конкретных методов защиты их прав и интересов, заботы об их психологическом благополучии, являются нравственно недопустимыми, противореча незыблемым нравственным принципам, которым учит православная вера. Комиссия подчеркивает, что православные политические и общественные деятели не должны поддерживать законодательные и практические решения, отступающие от этого принципа.

Говоря, о помощи государства семье, Комиссия подчеркивает еще один принцип - это принцип сугубой добровольности принятия любой помощи и любых услуг вообще гражданами и, в частности, семьями. Недопустимо, когда родители и семьи принуждаются к оказанию социальных услуг, социальному сопровождению. Те редкие ситуации, когда родители нарушают справедливые нормы закона и это оправдывает принудительное вмешательство в семейную жизнь, должны рассматриваться в сфере уголовного и административного права, а не законодательства о социальных услугах. Получение же любых услуг и помощи может происходить только добровольно, без какого-либо принуждения.

Большую дискуссию в обществе вызвала критика со стороны Комиссии пропаганды, использующей понятие «насилие в семье». В своих документах Комиссия указала, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Она обратила внимание общества, на то, что такие концепции, как «семейное насилие», «домашнее насилие» и им подобные тесно связаны с ложными идеологиями, направленными против семьи - такими, как идеология радикального феминизма. Эти идеологии разрушительны для семьи и общества и основанные на них решения не могут принести пользы.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют нравственно недоброкачественную направленность. Анализируя весь корпус документов разного уровня, в том числе международного, связанных с так называемым «противодействием семейному насилию», эксперты Комиссии обнаружили его тесную связь с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые - в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Эти концепции, разумеется, не просто ложны, но и разрушительны для общества, семьи и подлинных отношений любви между людьми.

Фактически, концепция «семейного насилия» в ее существующем виде направлена не столько против какого-либо реального насилия, сколько против семьи как таковой, традиционных семейных ценностей, прав родителей. Предлагаемые в связи с ней решения являются серьезной угрозой для семьи и ведут к массовому нарушению прав человека и прав семьи.

Некоторые современные представления о правах детей дают им расширительное толкование. Это противоречит традиционной культуре семейной жизни и воспитания, ведет к противопоставлению прав детей правам родителей, что недопустимо. Одно из проявлений такого подхода - попытки представить в качестве недопустимого насилия и преследовать применение родителями в воспитании детей умеренных физических наказаний.

С точки зрения православного вероучения, наказание является необходимой частью воспитания ребенка. Выбор необходимых поощрений или наказаний - это право родителей, которые должны осуществлять его исходя из любви к ребенку и целостной заботы о развитии его личности. Неправильно, когда родителей преследуют в уголовном порядке за разумное и умеренное наказание детей в их же собственных интересах, как это, увы, сегодня иногда случается.

В заключение стоит упомянуть краткое заявление Патриаршей Комиссии в связи с публикацией официальной позиции ЮНИСЕФ, поддерживающей законодательное признание однополых союзов. В нем Комиссия подчеркивает важнейшие здравые основы международного права и жестко критикует попытки под видом защиты ложно понимаемых «прав человека» отменить самого человека, перечеркнув основу человеческого общества - семью, основанную исключительно на браке мужчины и женщины. В заявлении Комиссия также обращает внимание на серьезные злоупотребления в работе многих международных структур и призывает всех православных христиан и других людей доброй воли, включая политических и общественных деятелей, всеми законными средствами противодействовать таким злоупотреблениям.

Комиссия ведет большую и серьезную экспертно-правовую работу в области защиты семьи. Можно смело сказать, что у этой работы нет аналогов на современном пространстве России. И эту работу, с Божьей помощью, Комиссия в своем служении всей церковной полноте намерена продолжать в сотрудничестве со всеми здоровыми общественными силами.

Екатерина Чистякова

Охрана материнства и детства в РФ, понятие, содержание. Номенклатура учреждений, управление (РФ, область, город, р-н). Основные проблемы ОМД в РФ.

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

Обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства;

Разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

Охрану женского труда и трудовой деятельности подростков;

Государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей;

Гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья;

Качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров “Брак и семья”, генетических центров и др.; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.; 3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 6) охрана здоровья детей школьного возраста.

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ “О дополнительных мерах по охране материнства и детства” (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов - 86 дней, при рождении 2 детей и более - 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Указ Президента “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В соответствии с приказом МЗиМП Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии - в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше

7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства - снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

47. Организация и управление акушерско-гинекологической помощью женщинам (РФ, область, город, р-н). Родильный дом, структура, задачи.

Основными учреждениями, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь, являются: родильные дома и женские консультации, которые могут быть и в составе поликлиники.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме; сан.просвет.работа.

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение - 50 - 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение - 20 - 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности - 25-30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое - для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10-12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6-8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности - 280 дней, а гинекологическая - в среднем 330-340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении - 9,7, гинекологическом - 6,5.

48. Женская консультация, структура, задачи. Участковый принцип и диспансерный метод в работе жен.консультации. Роль стом.обслуживания беременных в профилактике перинатальной, младенческой и материнской смертности.

Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются:

Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

Оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении;

Консультации по вопросам контрацепции и профилактики абортов;

Санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни;

Оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства;

Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человек взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня - 6,5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога - от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год.

В последние годы создаются центры “Брак и семья”, которые оказывают лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика); проводят медико-генетические обследования семей с наследственной патологией.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинеты участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет; манипуляционная; кабинеты терапевта, онкогинеколога, венеролога, стоматолога; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. При организации медицинской помощи беременным важным является своевременное (до 3 месяцев) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена стоматологом при первичной явке, и далее – по показаниям.

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели “Обменную карту родильного дома”. Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации

49. Организация лечебно - профилактической помощи детскому населению

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

1.острое расстройство пищеварения

2.пневмония

3.заболевания ВДП

4.острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1.многопрофильные детские больницы

2.детские поликлиники

3.детские отделения взрослых поликлиник

4.детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5.специализированные детские больницы и учреждения

6.дома ребёнка

7.дошкольные учреждения

8.детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра

11. Права семьи, баременных и матерей в области охраны злоровья граждан

Каковы права граждан в области охраны здоровья членов семьи?

В целях охраны здоровья членов семьи, граждане Российской Федерации имеют право:

По медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на медико-генетические и другие консультации в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

На выбор семейного врача (по договоренности всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи);

Семьи, имеющие детей (в первую очередь: неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы, установленные законодательством в области охраны здоровья;

В интересах лечения ребенка, члену семьи, осуществляющему уход за ним, предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания, независимо от возраста ребенка;

На пособие по уходу за больным ребенком и при карантине (для детей в возрасте до 7 лет пособие выплачивается за весь период лечения или карантина, для детей в возрасте от 7-15 лет пособие выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока).

Каковы права беременных женщин и матерей в области охраны здоровья?

Каждая женщина в период беременности имеет право на работу в условиях, отвечающих ее физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

Женщина в период беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска.

Размеры государственных пособий устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (принят 19.05.95 г.) и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.95 г. N 883);

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3-х лет полноценное питание, в т.ч. в случае необходимости, обеспечение их продуктами через специализированные пункты питания и магазины по заключению врачей.

12.Права несовершеннолетних в области охраны здоровья.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

Диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

Медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

Санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

Бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

Получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных или иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Государственная система охраны материнства и детства: забота о здоровье женщин, детей, гарантии гражданских прав женщины-матери и прав ребенка, охрана женского труда и труда подростков, соц страхование беременной женщины и женщины-матери, материальная поддержка материнства и детства (денежные пособия, материальные льготы), общественное воспитание и обучение детей и подростков, леч-профилактическая помощь женщинам и детям.

Денежные пособия: по соц страхованию, многодетным матерям, матерям-одиночкам, на рождение ребенка, в мало обеспеченных семьях, на детей военнослужащих, частичная оплата отпуска до достижения ребенком года.

Учреждения охраны материнства и детства: перинатальный центр;родильный дом;женская консультация, центр планирования семьи и репродукции; центр охраны репродуктивного здоровья подростков; дом ребенка, в том числе специализированный; молочная кухня.

Основные учреждения: женская консультация - является государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает квалифицированную амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам вне беременности, во время беременности и в послеродовой период (раннее выявление беременных и постановка на учет, оказание леч-профил помощи, психопрофил подготовка, снижение материнской смертности, мертворождения, профил недонашиваемости, профил и леч гинекол заб, предупрежение абортов, гигиен воспитание женщин), родильный дом.

Своевременное поступление в женской консультации позволяет полноценно обследовать женщину, определить риск для плода при наличии экстрагенитальной или акушерской патологии и отягощенном акушерском анамнезе, своевременно скоррегировать имеющиеся патологические состояния матери и плода, наметить тактику наблюдения женщины в следующие сроки беременности, а также правильно определить срок декретного отпуска.

Леч-профил. помощь детям: сеть детских больниц, поликлиник (организация и проведение прививок, диспансеризация, работа с родителями – режим кормления, прикорм, работа с педагогами), санатории, лагеря, ясли, дет сады, дома ребенка, дет стомат поликлиниками, в школах, ПТУ.

29 мая 2017 года был подписан Указ Президента Российской Федерации, объявляющий 2018-2027 годы в нашей стране Десятилетием детства. Правительству Российской Федерации было поручено в трехмесячный срок утвердить план основных мероприятий, проводимых в рамках этого Десятилетия до 2020 года.

Православные верующие, как и многие другие российские граждане, ожидали, что Десятилетие детства продолжит движение нашей Родины в направлении, намеченном в утвержденной в 2014 году «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года», то есть станет одним из шагов, «направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе» .

Однако по приближении окончания срока, отведенного на подготовку плана мероприятий Десятилетия детства, в Русскую Православную Церковь, в том числе в Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, поступает все больше обращений от граждан и организаций, обеспокоенных содержанием этого документа. По мнению их авторов, многие пункты готовящегося плана могут не только не содействовать укреплению и защите семьи, что является необходимым условием подлинной заботы о детях, но и стать источником опасности для семьи, прав родителей, традиционных семейных и нравственных ценностей народов России. Изучив сложившуюся ситуацию, Патриаршая комиссия вынуждена заявить, что в значительной мере разделяет эту обеспокоенность общественности.

Прежде всего, за все время работы над планом мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, ни один из вариантов проекта этого документа не был официально опубликован участвующими в его разработке ведомствами для всеобщего сведения. В результате многие общественные организации и эксперты, представители традиционных религиозных общин нашей страны, не говоря уже о самих российских родителях и семьях, интересы которых прямо затрагивает этот документ, оказались фактически исключены из процесса его обсуждения. Иными словами, доступ к участию в доработке проекта, его критической оценке, в реальности получили лишь представители довольно ограниченного круга «избранных» организаций и специалистов. Только благодаря усилиям некоторых из них широкая общественность смогла познакомиться с несколькими вариантами текста проекта, причем неофициально.

Такая ситуация не может быть признана здоровой и нормальной. Президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что вопросы, затрагивающие интересы российских семей, никогда не должны решаться келейно, без учета мнения всего нашего общества.

Необходимо подчеркнуть, что предложенный в июне этого года первый вариант проекта плана мероприятий, когда с ним все же смогло ознакомиться общество, вызвал серьезную и во многом обоснованную критику со стороны многих специалистов и организаций, выступающих в защиту семьи и прав родителей, российских семейных ценностей и традиций. Однако, как следует из доработанного варианта проекта, который стал доступен впоследствии, их замечания и критика были учтены лишь в весьма незначительной степени. Это вызывает серьезную тревогу.

Уместно напомнить в этой связи о прозвучавших некоторое время тому назад в стенах Государственной Думы РФ словах Святейшего Патриарха: «Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей. В то же время забота о защите подлинных интересов ребенка требует поставить во главу угла заботу о семье, определить, признать и защищать право родителей на воспитание детей» .

Между тем, многие пункты неофициально опубликованных вариантов проекта стали причиной обоснованной озабоченности экспертов и организаций, выступающих в защиту прав семьи и родителей, подчеркивающих значение традиционных семейных и нравственных ценностей. Они несут с собой серьезные риски и могут привести к нанесению вреда семье ― основе российского общества. Патриаршая комиссия убеждена, что мероприятия, реализуемые в рамках Десятилетия детства, не должны нести с собой рисков и угроз для семьи.

Так, у многих экспертов вызывает серьезную обеспокоенность внедрение в российскую практику термина «ответственное родительство». В документах международных структур этот термин, как правило, используется в контексте вопросов т.н. «планирования семьи» и тесно связан с контролем над рождаемостью, вопросами «сексуального и репродуктивного здоровья», т.н. «сексуального образования» детей и молодежи ― то есть со всем тем, что активно и системно используется как для разрушения традиционных семейных и нравственных ценностей, так и для фактического уничтожения самого нашего народа. Многие организации, популяризующие этот термин в России, весьма своеобразно понимают «ответственное родительство», считая его условием не только следование «правильным», с их точки зрения, методам воспитания детей, но и материальное благополучие семьи. В такой ситуации государственная поддержка «ответственного родительства» рискует стать инструментом не укрепления, а разрушения традиционных семейных ценностей, проводником фактического стороннего контроля над семьей и вмешательства в ее жизнь. Не менее серьезные опасения вызывает попытка навязать российскому обществу некоторые иные чуждые для него и ценностно небезопасные термины, такие как «замещающая семья».

Хорошо известно, что действующее российское законодательство в отношении защиты семьи весьма несовершенно. К сожалению, оно не обеспечивает в полной мере и достаточно эффективно надлежащей защиты прав семьи и родителей. Нормы действующего законодательства, предусматривающие возможности вмешательства в семейную жизнь и привлечения родителей к ответственности за те или иные, реальные или мнимые, нарушения, в значительной мере избыточны и чрезмерны. В таких условиях нельзя поддержать предложения, предполагающие введение новых мер юридической ответственности для родителей за те или иные действия, ужесточения такой ответственности.

Защита детей от реальных угроз и настоящего насилия ― это, разумеется, необходимое и благое дело. Но требования силами государства бороться «со всеми видами насилия» могут стать серьезной угрозой для семьи в нынешней ситуации, когда термины «насилие» или «жестокое обращение» часто чрезмерно широко понимаются как в теории, так и на практике. Не секрет, что сегодня «насилием» может объявляться и, увы, уже нередко объявляется нормальное поведение заботливых и любящих родителей, которые управляют жизнью и поведением своего ребенка, предъявляют к нему необходимые требования или применяют те или иные воспитательные меры. То, что преподносится обществу и политикам как «борьба с насилием», на этом фоне на практике может легко превратиться в борьбу против семьи, родителей и традиционной российской культуры семейной жизни и воспитания детей. Особенно серьезные опасения это вызывает в условиях, когда к планированию и осуществлению государственной семейной политики имеют допуск специалисты и организации, позволяющие себе всерьез заявлять, что «потенциал насилия скрывают в себе сами основания российской культуры».

Детство немыслимо вне семьи. Десятилетие детства должно стать временем подлинного уважения к семье, ее настоящей защиты и поддержки ― только так, через семью, можно действительно заботиться о детях. Но, к сожалению, многие важнейшие цели, заявленные в Концепции государственной семейной политики и других государственных документах, ― разработка и реализация мер подлинной поддержки семьи, в том числе экономической и налоговой, совершенствование защиты прав родителей, поддержка семейных и родительских клубов ― во многом остаются словами, далекими от воплощения в жизнь декларациями. Между тем, без их реализации нас ждет усугубление и без того тяжелой демографической ситуации, нашей стране угрожает новое падение рождаемости. О каком Десятилетии детства можно будет говорить в стране, где рождается мало детей?

Наконец, Десятилетие детства ― это прямой призыв к защите жизни детей во внутриутробном периоде их развития. Говоря о совершенствовании государственной политики охраны детства, было бы лицемерно забывать о том, что сотни тысяч детей ежегодно гибнут в нашей стране в результате сознательного пресечения их жизни абортом. Частью Десятилетия детства должна стать эффективная работа по предотвращению этой трагедии. Одним из шагов в эту сторону Патриаршая комиссия призывает сделать реализацию предложения Святейшего Патриарха по прекращению финансирования уничтожения детских жизней абортами в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призывает провести действительно открытое и широкое обсуждение проекта плана мероприятий, предполагаемых к осуществлению в рамках Десятилетия детства. Оно должно пройти с участием всех заинтересованных общественных сил, прежде всего самих семей и родителей, общественных организаций и экспертов, выступающих в защиту семьи, прав родителей, традиционных семейных и нравственных ценностей, представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин России, выражающих нравственные убеждения огромной части жителей нашей Родины. Их голосу и требованиям должно быть уделено самое серьезное внимание при доработке этого важного государственного документа.



Просмотров