Статья 7.24 часть 2 коап рф

18 Января, 2013

Ольга Иванова, бухгалтер Intercomp
17.01.2013. «Бухгалтерские вести».

Торговая организация – организация, деятельность которой направлена на систематическое получение прибыли от купли-продажи товаров.

Кассовые операции торговой организации – это действия связанные с платежами, осуществляемыми путем наличных расчетов, т.е. действия по приему, выдаче и хранению наличных денег в кассе торговой организации.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации содержит общие положения о порядке ведения кассовых операций и устанавливает процедурные правила по следующим разделам:

  • прием, выдача наличных денег и оформление кассовых документов;
  • ведение кассовой книги и хранение денежных средств;
  • ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

Торговая организация, осуществляя расчеты наличными деньгами должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций. Ответственность за ведение кассовых операций несет кассир, с которым должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия предназначен счет 50 «Касса». В Плане счетов бухгалтерского учета рекомендуется использование следующих субсчетов к этому счету:

  • субсчет 1 «Касса организации»;
  • субсчет 2 «Операционная касса»;
  • субсчет 3 «Денежные документы».

Рассмотрим несколько подробнее назначение субсчетов, рекомендованных по счету 50 «Касса.

  • 50.1 "Касса организации" - учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
  • 50.2 "Операционная касса" - учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
  • 50.3 "Денежные документы" - учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

При необходимости, разумеется, организация вправе открывать и другие субсчета, способствующие наглядности и удобству ведения учета по счету 50 «Касса». Так, если предприятие производит операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открываются соответствующие субсчета для учета операций по каждому виду валюты обособленно.

Таким образом, счет 50 «Касса» субсчет 1 «Касса организации» предназначен для учета всех наличных денежных средств в кассе предприятия. Счет 50 «Касса» субсчет 2 «Операционная касса» рекомендуется в основном для применения в транспортных организациях и на предприятиях связи. Однако некоторые торговые организации, имеющие сеть магазинов или постоянно действующих торговых точек, используют его для учета наличия и движения денежных средств по каждому подразделению. Счет 50 «Касса» субсчет 3 «Денежные документы» используется не для учета наличных денежных средств, а для учета оплаченных денежных документов. Если торговая организация не ведет кассовых операций с денежными документами и иностранной валютой, а также не имеет подразделений, учет по счету «Касса» в такой организации будет осуществляться по счету 50 без открытия субсчетов, так как в них нет необходимости.

Документы при учете кассовых операций.

Поступление денежных средств и документов в кассу предприятия отражается по дебету счета 50 «Касса», а их выбытие – по кредиту.

Как и раньше, кассовыми документами являются приходный и расходный кассовые ордера, расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость, кассовая книга.

Формы кассовых документов содержатся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299.

  • остаток наличных денег, полученных под отчет;
  • наличные деньги, сдаваемые уполномоченным представителем обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом.

Документ составляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером или лицом, имеющим на это полномочия. Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается также главным бухгалтером или уполномоченным лицом и кассиром. Если бухгалтерский учет на предприятии ведется одним бухгалтером, на квитанции к приходному кассовому ордеру он расписывается дважды. Документ заверяется печатью (штампом) кассира, после чего квитанция выдается на руки лицу, внесшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе предприятия. В Положении N 373-П ничего не говорится о ведении журнала регистрации ПКО и РКО. Напомним, что согласно старому Порядку в этом журнале подлежат регистрации бухгалтерией приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу.

Выдача наличных денег в виде заработной платы, стипендий и других выплат проводится по РКО, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям. Документ выписывается в одном экземпляре, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицами, имеющими на это полномочия. В строке «Основание» работник бухгалтерии указывает содержание хозяйственной операции, по которой выдаются денежные средства, а в строке «Приложение» – прилагаемые к ордеру первичные и другие документы с указанием дат их составления и номеров (в случае наличия таких документов). Если на документах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру, имеется разрешительная надпись руководителя организации (например, «Оплатить» с датой и подписью руководителя), подпись руководителя на расходном кассовом ордере не обязательна.

Выдавая деньги по расходному кассовому ордеру, кассир обязан потребовать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Реквизиты документа заносятся в расходный кассовый ордер. Получатель денежной суммы собственноручно заполняет строку «Получил», указывая в ней сумму прописью (копейки указываются цифрами), указывает дату получения и ставит свою подпись. Расходный кассовый ордер остается в кассе. Если по каким-либо причинам получатель не может лично получить деньги, кассир имеет право выдать их по доверенности, оформленной соответствующим образом. В этом случае в тексте после фамилии, имени и отчества получателя указываются фамилия, имя и отчество лица, получающего данную сумму по доверенности. Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру и хранится вместе с ним.

Такие выплаты как заработная плата и пособия по социальному страхованию производятся на основании платежной (расчетно-платежной) ведомости. По ведомостям могут также производиться выплаты депонированных сумм, оплата больничных листов и отпусков, командировочных расходов, если эти выплаты производятся нескольким лицам одновременно. При произведении выплат по ведомостям составляется один расходный кассовый ордер на сумму выплат по ведомости.

На титульном листе ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег. Ведомость визируется руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченными лицами. По истечении 3 (для районов Крайнего Севера 5) дней с момента получения денег на выплаты по ведомости кассир производит следующие действия:

  1. в ведомости напротив фамилий лиц, которым деньги не были выплачены, ставится отметка «Депонировано»;
  2. составляется реестр депонированных сумм;
  3. в конце ведомости делается запись о фактически выданных и депонированных суммах и скрепляется подписью кассира;

Кассовая книга. Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег ведут кассовую книгу. Ведется по утвержденной форме. Каждый год начинается новая кассовая книга. Заполняется за каждый день, когда совершались операции с наличными деньгами. Можно купить в магазине журнал установленной формы, тогда в начале года пронумеровываются страницы, прошиваются, все это скрепляется печатью и потом заполняется в хронологическом порядке вручную. Можно вести в электронном виде и распечатывать за каждый день, когда было движение, а в конце года прошнуровать, пронумеровать, скрепить печатью и подписью директора и главного бухгалтера (если он есть).

Кассовая книга состоит из двух частей: вкладного листа кассовой книги и отчета кассира. Если вы книгу купили, то все записи делаются шариковой ручкой под копировальную бумагу, второй экземпляр и есть отчет кассира, он отрывается и хранится отдельно.

Если вы ведете книгу в электронном виде, то распечатывается за каждый день приходные и расходные кассовые ордера, вкладной лист и отчет кассира, т.е. получается кассовая книга, состоящая из двух частей. Листы в них нумеруются в порядке возрастания с начала года, на последнем в месяце вкладном листе проставляется общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а на последнем за календарный год - общее количество листов за год. Заверительная надпись о количестве листов кассовой книги (книги учета денежных средств) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица (индивидуального предпринимателя) при ее наличии. Отметим, что согласно требованиям старого порядка кассовая книга опечатывалась сургучной или мастичной печатью. Сейчас этого делать не нужно.

Контроль над правильностью ведения кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия. Кассир несет полную материальную ответственность за недостачу вверенных ему материальных ценностей независимо от того, возникла эта недостача в силу его умышленных действий или в результате небрежного выполнения своих обязанностей. Однако при заключении договора о полной материальной ответственности оговариваются обязанности не только материально ответственного лица, но и администрации предприятия. Администрация обязана создать условия для надлежащего выполнения материально ответственным лицом требований по сохранности документов и материальных ценностей. Например, если администрация не предоставила кассиру сейф для хранения наличных денежных средств и документов и доступ к материальным ценностям практически имеет еще кто-либо, кроме него, он может оспаривать свою ответственность за выявленную недостачу в установленном законодательством порядке.

Лимит остатка наличных денег. Лимит остатка наличных денег - это максимально допустимая сумма денежных средств, которую можно хранить в кассе для проведения кассовых операций после выведения в кассовой книге суммы остатка денег на конец рабочего дня.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) устанавливает такой лимит самостоятельно путем издания соответствующего распорядительного документа, который должен храниться в определенном руководителем порядке. При этом лимит остатка кассы в 2012 г. в банке утверждать больше не нужно. Отметим, что раньше лимит остатка наличных денег устанавливался банком, а с руководителями предприятий он только согласовывался.

Правила расчета лимита остатка наличных денег изложены в Приложении к Положению N 373-П. Согласно им при установлении данного ограничения можно исходить или из объема поступлений, или из объема выдач наличных денег. Последний показатель используется при отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Итак, вариант первый. Сумму поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период сначала делят на рабочие дни указанного периода, а потом умножают на рабочие дни, приходящиеся на период времени между днями сдачи в банк поступивших наличных денег.

Вариант второй. Сумму выдач наличных денег (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам) за расчетный период делят на рабочие дни этого периода. Затем полученный результат умножают на рабочие дни промежутка времени между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег (за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам).

Следует иметь в виду, что в обоих случаях расчетный период не должен превышать 92 рабочих дня юридического лица, индивидуального предпринимателя. А период времени между днями сдачи в банк (получения из банка) наличных денег не должен быть более семи рабочих дней (при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - 14 рабочих дней).

Наличные сверх лимита. Хранить наличные деньги сверх лимита, то есть свободные денежные средства, на счетах в банках - обязанность организации (индивидуального предпринимателя).

Накопление в кассе наличных денег сверх установленного ограничения не допускается, за исключением дней выплат заработной платы, стипендий, вознаграждений, включенных в фонд заработной платы, и выплат социального характера. В указанные дни входит день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в это время кассовых операций.

Внимание! Вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель лимит остатка наличных денег рассчитывают исходя из ожидаемого объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или из ожидаемого объема их выдач.

Свободные денежные средства уполномоченный представитель организации (индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель) может внести напрямую в банк. Также деньги могут быть сданы для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя:

  • в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки и инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки денежных средств;
  • или в организацию федеральной почтовой связи.
  • Что касается обособленного подразделения, то его уполномоченный представитель помимо перечисленных выше организаций может внести наличные деньги своему юридическому лицу.

Отметим, что согласно старому порядку предприятия были обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

Одним из способов избежать нарушения по лимиту остатка кассы является выдача денежных средств под отчет. Это способ достаточно распространенный, тем более что сумму денежных средств, выдаваемых сотруднику под отчет, законодательство не ограничивает. Следует только помнить, что под отчет можно выдать деньги только сотруднику, полностью отчитавшемуся за ранее выданные суммы.

В бухгалтерском учете предприятие использует счет 50 «Касса» субсчет 3 «Денежные документы» по необходимости. Для торговых организаций использование этого субсчета становится актуальным, если оно, допустим, обеспечивает своих сотрудников проездными билетами на транспорт для выполнения работ, требующих поездок по городу, или талонами на бензин для тех же целей, а также направляет своих сотрудников в командировки, заранее приобретая билеты. В сущности, счет 50 «Касса» субсчет 3 «Денежные документы» заменил исключенный из нового плана счетов ранее действовавший счет 56 «Денежные документы». Почему нельзя приобретенные денежные документы сразу списать на затраты предприятия, зачем сначала учитывать их на счет 50 «Касса» субсчете 3 «Денежные документы»? Если торговое предприятие приобретает проездные билеты на месяц для своих менеджеров по закупкам, оно оплачивает билет сразу, т. е. тратит на него средства. Использование же этих средств будет осуществляться не сразу, а в течение месяца. А заранее приобретенный железнодорожный билет для командированного сотрудника может быть в силу изменившихся обстоятельств возвращен обратно. Поэтому стоимость таких документов можно списать лишь после их использования.

Приобретенные денежные документы хранятся в кассе предприятия и материальную ответственность за них, так же как и за наличные деньги, несет кассир. Если в течение дня имело место движение денежных документов, он составляет отчет, в котором указывает, сколько документов выбыло и сколько поступило. Данные отчета заносятся в книгу учета денежных документов.

Любая организация обязана вести кассовую книгу (форма N КО-4) , если получает или расходует наличные деньги. Кассовую книгу ведет кассир или другой работник, в должностные обязанности которого входит ведение кассовых операций. Контроль за ведением кассовой книги возложен на главного бухгалтера (при его отсутствии - на руководителя).

Оформление кассовой книги

Кассовая книга может вестись одним из трех способов: от руки, на компьютере либо в электронном виде.

Кассовая книга заполняется от руки

Перед началом работы с кассовой книгой ее листы надо пронумеровать и прошнуровать. Количество листов указывается на последней странице кассовой книги и заверяется подписями главного бухгалтера и руководителя организации и печатью организации.

Записи в книге надо делать чернилами или шариковой ручкой.

Каждый лист книги состоит из двух одинаковых частей (экземпляров):

    первая всегда остается в книге;

    вторая - отрывная.

Алгоритм заполнения кассовой книги следующий:

1. В начале смены кассир, то есть работник, в должностные обязанности которого входит ведение кассовых операций:

    по пунктирной линии (линии отреза) подгибает отрывную часть листа под первую и вкладывает между ними копировальную бумагу;

    указывает дату и сумму остатка наличных на начало дня, которая всегда равна остатку на конец предыдущего рабочего дня, в котором проводились кассовые операции.

2. В течение дня кассир построчно вносит в кассовую книгу записи о каждом приходно-расходном ордере (ПКО) и расходно-кассовом ордере (РКО), оформляемые на полученные и выданные наличные деньги соответственно.

Строка "Перенос" кассовой книги с общей суммой принятых и выданных к этому моменту наличных заполняется:

    или в конце смены;

    или когда одной страницы листа не хватило для записей за смену.

Если одного листа книги не хватило для всех записей за смену, записи вносятся в следующий лист, в котором в строке "Касса за" указывается та же дата.

3. В конце смены кассир:

    подсчитывает и указывает в кассовой книге общую сумму полученных и выданных денег (обороты по кассе) и остаток наличных на конец дня. При этом сумму, предназначенную для выдачи зарплаты по платежной или расчетно-платежной ведомости, указывает дополнительно в строке "в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии";

    ставит в кассовой книге свою подпись и указывает фамилию и инициалы.

4. После этого кассир передает кассовую книгу вместе с полученными за день ПКО и РКО бухгалтеру или главному бухгалтеру.

5. Бухгалтер, сверив записи в кассовой книге с данными ПКО и РКО:

    указывает в кассовой книге прописью общее количество полученных ПКО и общее количество полученных РКО и расписывается;

    возвращает книгу кассиру, оставляя себе ПКО, РКО и отрывную часть листа кассовой книги.

При этом, если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не вносятся.

Кассовая книга заполняется на компьютере

В этом случае кассовую книгу можно вести в бухгалтерской программе (например, в 1С) или в другой удобной компьютерной программе.

Записи в такую кассовую книгу вносятся так же, как и при заполнении кассовой книги от руки.

В конце каждого рабочего дня кассир распечатывает и подписывает 2 экземпляра листа кассовой книги, которые относит бухгалтеру вместе с оформленными за день ПКО и РКО. Сверка данных кассовой книги с данными ПКО и РКО проходит так же, как и при заполнении кассовой книги от руки.

Минимум раз в год распечатанные листы кассовой книги надо прошить, указав на обороте последней страницы их общее количество. Затем на этой странице ставят свои подписи и руководитель организации и проставляется печать организации.

Кассовая книга ведется в электронном виде

В этом случае кассовая книга оформляется с применением технических средств, обеспечивающих ее защиту от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации, и подписывается электронными подписями.

Срок хранения кассовой книги

Кассовые документы и книги, журналы учета ПКО и РКО, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, авансовые отчеты, документы по ревизии кассы должны храниться в организации в течение пяти лет.

По истечении сроков хранения документации она подлежит уничтожению.

Административная ответственность

Если кассовая книга в организации не ведется или записи в нее не вносятся или вносятся несвоевременно, то будет наложен штраф:

    на организацию в размере от 40 000 до 50 000 руб.;

  • на ее руководителя в размере от 4000 до 5000 руб.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Кассовая книга: подробности для бухгалтера

  • Кассовая книга и журнал кассира-операциониста у ИП

    Заполнять журнал кассира-операциониста? О кассовой книге Индивидуальный предприниматель, в том числе... общественного питания, может не вести кассовую книгу и документы, на основании... в этой книге. (Записи в кассовой книге (ф. 0310004) осуществляются кассиром... документы, а также не вести кассовую книгу. Добавим: то же самое... К сведению: освобождение от ведения кассовой книги не распространяется на ИП, являющегося... предприниматель однозначно может не вести кассовую книгу и документы, на основании...

  • Организация наличных расчетов в автономном учреждении

    До 50 000 руб. Ведение кассовой книги Поступающие в кассу и выдаваемые... наличные деньги должны учитываться в кассовой книге (ф. 0504514). Записи в ней... ордеру. Согласно внесенным изменениям вести кассовую книгу теперь может не только кассир... денег, отраженного в кассовой книге, и заверяет записи в кассовой книге подписью. Нельзя оставить...

  • Упрощен порядок ведения кассовых операций

    Оформления кассовых документов и ведения кассовой книги. Определены особенности оформления кассовых документов... оформления кассовых документов и ведения кассовой книги. Определены особенности оформления кассовых документов... основании фискальных документов. О ведении кассовой книги Согласно п. 4.6 Порядка... был сверить данные, содержащиеся в кассовой книге. А теперь он сверяет фактическую... остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге. Уточнен порядок оформления электронных документов...

  • Изменен порядок оформления кассовых операций и выдачи средств под отчет

    Деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (ф. 0310004) (п. 4.6 ... Указания № 3210-У). Записи в кассовой книге (ф. 0310004) осуществляются по каждому... чего следует, что записи в кассовую книгу (ф. 0310004) могут вноситься не... , отраженной в кассовой книге (ф. 0310004), и заверяет записи в кассовой книге (ф. 0310004 ... (ф. 031001, 0310002), прилагаемые к кассовой книге, должны отвечать требованиям, установленным законодательством...

  • Внесены изменения в порядок ведения кассовых операций

    Кассовых документов на бумажном носителе. Кассовая книга. Поступающие в кассу и выдаваемые... наличные деньги должны учитываться в кассовой книге (ф. 0310004). Записи в ней... Указании № 4416-У предусмотрено ведение кассовой книги не только кассиром, но и... , отраженного в кассовой книге (ф. 0310004), и заверяет записи в кассовой книге (ф. 0310004 ...

  • Новый порядок кассовых операций и выдачи денег под отчет

    Заверяться электронной подписью. Записи в кассовой книге в связи с поправками могут... . Ранее кассир сверял данные в кассовой книге с кассовыми документами, выводил сумму... и остатком денежных средств в кассовой книге. Оформление приходных и расходных кассовых...

  • Возврат денег покупателю при использовании онлайн-кассы

    Выданных наличных денежных средствах в кассовую книгу (п. 4.6 Указаний N ... покупателю) по РКО, учитывают в кассовой книге (п. 4.6 Указаний N ... денег, которые следует учесть в кассовой книге. То есть получается, что по...

Титульный лист кассовой книги - образец его можно скачать на нашем сайте. Его форма 0310004 состоит из 2 частей. Первая часть - это обложка данного бухгалтерского регистра, а вторая - последняя страница книги.

Что собой представляет бланк кассовой книги (титульный лист)

Титульный лист кассовой книги обычно выполняется из плотной бумаги для того, чтобы регистр как можно дольше оставался неповрежденным. В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ срок хранения такого бухрегистра, как кассовая книга, составляет не менее 5 лет.

Книга может быть распечатана на бумажном носителе либо вестись в электронной форме. (п. 4.7 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Перед проведением выездной проверки бухгалтерии проверяемого предприятия потребуется распечатать книгу, существующую в электронной форме, пронумеровать страницы, прошить, заверить печатью и подписями руководителя и главбуха

Форма кассовой книги (унифицированный бланк КО-4) утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88. Информация об этом указывается в верхнем правом углу страницы.

На титульном листе (обложке книги) должно быть приведено полное название предприятия, его код по ОКПО. Если это структурное подразделение, то указывается информация об этом. Под наименованием регистра ставится год, за который он ведется. Так, новая кассовая книга заводится каждый календарный год либо сразу после заполнения последней страницы предыдущей книги в течение этого же года.

На последней странице книги, в строке с указанием количества пронумерованных и прошнурованных листов ставится фактическое числовое значение. Запись заверяется печатью предприятия (при наличии) и подписями руководителя и главного бухгалтера с их обязательной расшифровкой. Завершающей записью является дата заверки информации о количестве листов в книге.

Подробнее о существующих видах кассовых операций читайте в статье .

Особенности применения унифицированной формы КО-4 в 2017 году

С начала 2013 года формы первичных документов, которые содержались в альбомах, унифицированных Госкомстатом, стали необязательны для применения. Однако если речь идет о первичных документах и регистрах, формы которых также установлены на основании других федеральных законов (в частности, это напрямую касается документов по кассовым операциям), в этом случае разработанная унифицированная форма остается обязательной.

Именно об этом говорится в информации Минфина России от 04.12.2012 № ПС-10/2012 о вступлении в силу с 2013 года закона о бухучете. Несмотря на то что с 1 июня 2014 года установлен новый порядок отражения операций по кассе (указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У), форма кассовой книги осталась неизменной. При этом ИП могут не вести данную форму бухгалтерского регистра (п. 4.6 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).

За правильностью ведения кассовой книги следит главный бухгалтер. Если эта должность на предприятии отсутствует или вакантна, то ответственным за ведение книги является его руководитель.

О том, как кассовые операции отражаются в бухучете, читайте в статье .

Отческий Иван Евгеньевич, директор Российско-Казахстанского научно-образовательного центра Института государства и права ТюмГУ.

Шевцов Андрей Владиславович, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Тюменского юридического института МВД России, старший лейтенант милиции.

Статья 7.24 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за распоряжение объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, без разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ч. 1), а также за использование вышеуказанного объекта без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда (ч. 2).

Объектом названного правонарушения является порядок распоряжения и пользования объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. ст. 294 - 297 ГК РФ право распоряжения объектом нежилого фонда (нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями) принадлежит собственнику или лицу, уполномоченному распоряжаться таким объектом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Управление объектами федеральной собственности осуществляет Правительство РФ, которое может делегировать федеральным министерствам и ведомствам (к примеру, Роспрому) <1> некоторые полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий.

<1> См.: Постановления ФАС Уральского округа от 7 декабря 2006 г. N Ф09-10821/06-С1, от 12 декабря 2006 г. N Ф09-11004/06-С1, от 16 января 2007 г. N Ф09-11881/06-С1, от 23 января 2007 г. N Ф09-12067/06-С1, от 19 февраля 2007 г. N Ф09-499/07-С1.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (в том числе по распоряжению объектами нежилого фонда), является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) <2>.

<2> См.: Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4897.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в противоправных действиях по распоряжению объектами нежилого фонда, их использовании в отсутствие разрешения специального уполномоченного федерального органа без надлежаще оформленных документов, с нарушениями специально установленных норм и правил.

Несоблюдение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, обычно выражается в том, что лицо:

а) продает, обменивает, вносит в уставный капитал хозяйственного общества, сдает объекты в аренду без согласия собственника;

б) не перечисляет плату за пользование государственным имуществом в федеральный бюджет;

в) предоставляет объекты в аренду под видом совершения других сделок - хранения и т.п.

Анализ судебной практики показывает, что помимо договора аренды и субаренды объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности, часто встречаются договоры о взаимном сотрудничестве, о совместной деятельности, имущественного найма, безвозмездного пользования, о праве использования и др.

Нарушение порядка использования объекта нежилого фонда может выражаться в том, что лицо использует объект нежилого фонда:

а) без надлежаще оформленных документов (например, без письменного договора аренды, без документов о государственной регистрации договора аренды);

б) с нарушением установленных норм и правил эксплуатации, содержания объектов нежилого фонда (они устанавливаются в актах соответствующих органов государственной власти и направлены на проведение своевременного и качественного ремонта, замену оборудования нежилых помещений и т.п.) <3>.

<3> Гуев А.Н. Постатейный комментарий к КоАП РФ. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 213 - 214.

Как указывает А.Н. Гуев, оконченными все упомянутые правонарушения (и по ч. 1, и по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ) считаются с момента их совершения <4>.

<4> Там же. С. 214.

Субъектами признаются: по ч. 1 - должностные лица, не исполняющие указанные требования; по ч. 2 - граждане, юридические лица - пользователи объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, а также должностные лица, не обеспечившие исполнение установленных требований.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом (по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ) либо как умыслом, так и неосторожностью (по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ).

Целями использования нежилых помещений могут быть оказание платных услуг в сфере общественного питания <5>; оказание услуг населению по заполнению бланков документов паспортно-визовой службы, отдела виз и разрешений <6>; предоставление комплекса ресурсов для обеспечения функционирования оборудования <7>; использование под спортивно-оздоровительную деятельность <8>; использование под столярный цех <9> и др.

<5> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2005 г. N Ф04-8701/2005(17470-А67-29).
<6> См.: Постановления ФАС Поволжского округа от 1 апреля 2004 г. N А49-5/04-221АДМ/7; от 12 апреля 2004 г. N А49-1/04-210АДМ/13; от 15 апреля 2004 г. N А49-17/04-248АДМ/17.
<7> См.: Постановления ФАС Уральского округа от 12 декабря 2006 г. N Ф09-11004/06-С1; от 16 января 2007 г. N Ф09-11881/06-С1; от 23 января 2007 г. N Ф09-12067/06-С1; от 19 февраля 2007 г. N Ф09-499/07-С1.
<8> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 18 января 2005 г. N А62-5450/2004.
<9> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 января 2007 г. N Ф08-5114/2006-2284А.

Только прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ) вправе возбудить дело об административном правонарушении по ст. 7.24 КоАП РФ. Рассмотрение дел о вышеуказанных проступках в зависимости от статуса правонарушителя осуществляется должностными лицами различных органов административной юрисдикции.

Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

В случае арбитражной подведомственности производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ. Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту жительства индивидуального предпринимателя.

При рассмотрении этих дел суды исходят из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами, а также гражданами, отнесено к ведению мировых судей (ч. 3 ст. 23.1 КоАП). Поскольку проведение административного расследования в случаях совершения комментируемых административных правонарушений не предусмотрено, рассматривать дела о соответствующих проступках вправе только указанные судьи.

При толковании и применении данной статьи следует иметь в виду особенности корреляции административно-правового статуса должностного лица и лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Для целей КоАП РФ, если законом не установлено иное, к должностным лицам приравниваются индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

В том случае, если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет административную ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ для граждан (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2).

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном федеральным законом порядке (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК РФ и ФЗ от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Привлечение индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст. 7.24 КоАП РФ возможно как по ч. 1, так и по ч. 2.

При квалификации должностного административного правонарушения, каковым, по мысли законодателя, является и правонарушение индивидуального предпринимателя, следует выяснить два момента:

  1. относится ли виновное лицо к категории должностных лиц, для чего необходимо раскрыть его правовой статус и все составляющие его элементы (наименование должности, порядок назначения, компетенция, полномочия и т.д.);
  2. входило ли совершенное противоправное деяние, квалифицируемое в качестве административного правонарушения, в служебные обязанности виновного должностного лица <10>.
<10> Ермоленко М.В. Административная ответственность должностных лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004. С. 23.

По делам, связанным с должностными административными правонарушениями, особый интерес представляет второй случай. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), выступая в качестве арендодателя, заключает договор аренды нежилого помещения без согласия собственника <11>.

<11> См. более подробно: Петров Д. Нет согласия - есть ответственность? // ЭЖ-Юрист. 2006. N 10.

Обычно действия другой стороны (арендатора) квалифицируются судом по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании того, что данная норма предусматривает ответственность за использование объекта федеральной собственности без надлежаще оформленных документов как для обладателей вещных прав, так и для любого другого субъекта, использующего объект федеральной собственности без законных к тому оснований. Насколько подобное решение соответствует закону?

Позиция других судов сводится к тому, что совершить действия по использованию находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов может только собственник этого объекта либо организации и учреждения, которым этот объект передан на праве хозяйственного ведения или оперативного управления <12>. По их мнению, получение согласия собственника на сдачу в аренду находящегося в федеральной собственности имущества является обязанностью организации, у которой данное имущество находится на правах владения, распоряжения и пользования. На наш взгляд, такой подход более последователен и согласуется с гражданским законодательством.

<12> См.: Постановления ФАС Поволжского округа от 1 апреля 2004 г. N А49-5/04-221АДМ/7; от 1 апреля 2004 г. N А49-8/04-238АДМ/17; от 12 апреля 2004 г. N А49-1/04-210АДМ/13; от 15 апреля 2004 г. N А49-17/04-248АДМ/17; ФАС Северо-Кавказского округа от 30 января 2007 г. N Ф08-5114/2006-2284А; от 30 января 2007 г. N Ф08-5096/2006-2338А; от 30 января 2007 г. N Ф08-5067/2006-2288А; от 30 января 2007 г. N Ф08-5063/2006-2286А.

Действительно, ведь в гл. 34 ГК РФ не установлена обязанность арендатора при заключении договора аренды убеждаться в том, что ФГУП (арендодатель) имеет согласие собственника на сдачу нежилого помещения в аренду. Недопустимость сдачи в аренду недвижимого имущества без согласия собственника установлена в ст. ст. 294, 295 ГК РФ, в п. 2 ст. 18 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", но только в отношении арендодателя, а не арендатора.

Как справедливо указывает Д. Петров, согласие собственника ФГУПа на передачу нежилого помещения в аренду должно иметь только ФГУП, и именно оно не вправе заключать договор аренды без такого согласия <13>.

<13> См.: Петров Д. Указ. соч.

Таким образом, однозначной правовой позиции по таким делам до сих пор нет. В ряде случаев (и в зависимости от конкретных обстоятельств дела) административное правонарушение по ст. 7.24 КоАП РФ, при котором арендатор заключил и исполняет договор аренды без согласия собственника, квалифицируется как малозначительное.

Так, между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Смоленской области (арендодатель) и предпринимателем М. (арендатор) заключен договор о передаче в аренду нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью.

Проверкой, проведенной арендодателем, установлено, что арендатор М., в нарушение положений договора аренды, распорядилась переданным ей в пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, - передала помещение в безвозмездное пользование другому предпринимателю Л. по договору о безвозмездном пользовании.

Прокуратурой Смоленской области в соответствии с положениями ст. 28.4 КоАП РФ вынесено Постановление о возбуждении в отношении предпринимателя М. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ.

Заместитель прокурора Смоленской области обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении предпринимателя М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ за нарушение правил распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности.

Решением суда заявление удовлетворено, предприниматель М. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.24 КоАП РФ в виде наложения штрафа.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда это решение отменено. Предприниматель М. освобождена от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ по малозначительности совершенного административного правонарушения, ответственность предпринимателя ограничена устным замечанием.

Суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции по данному делу исходя из следующего.

Отменяя решение суда первой инстанции и освобождая М. от административной ответственности, апелляционная инстанция правомерно указала на то, что, несмотря на наличие события административного правонарушения, совершенное предпринимателем М. правонарушение является малозначительным, так как не представляет большой общественной опасности и не наносит сколько-нибудь значительного ущерба государству, а также не повлекло наступления неблагоприятных последствий. Кроме того, помещение использовалось по назначению, указанному в договоре аренды, арендная плата вносилась без изменения в полном объеме, т.е. без причинения имущественного ущерба интересам собственника.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям <14>.

<14> О понятии малозначительности административного правонарушения см., к примеру: Цуканов Н.Н. Применение милицией ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях // Полицейское право. 2005. N 2. С. 63.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что передачей федерального имущества в безвозмездное пользование третьему лицу были нарушены государственные интересы, в частности Территориальное управление могло лишиться части доходов от использования переданного в аренду имущества, признан несостоятельным ввиду отсутствия надлежащих доказательств, которые подтверждали бы наступление указанных неблагоприятных последствий <15>.

Следует отметить, что органы прокуратуры практически не выносят постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц по ч. 1 ст. 7.24 Кодекса (за исключением индивидуальных предпринимателей в случае совершения ими действий по распоряжению федеральным нежилым фондом (к примеру, заключение договора субаренды) в пользу другого лица (как правило, такого же индивидуального предпринимателя)), поскольку, видимо, не считают субъектом правонарушения руководителей и других должностных лиц федеральных государственных предприятий и учреждений.

Мы поддерживаем мнение А.Н. Гуева о том, что под действие ст. 7.24 подпадает, например, государственное унитарное предприятие, сдающее свое здание без согласия федерального органа исполнительной власти <16>. Однако пока арбитражная практика в этом вопросе, к сожалению, идет по другому пути.

<16> Гуев А.Н. Указ. соч. С. 213 - 214.

При рассмотрении объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 КоАП РФ, мы уже указывали на момент, когда правонарушение считается оконченным. Следует особо отметить, что этот момент имеет существенное значение для правильной квалификации административного деликта.

Так, прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Д. к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву отсутствия в действиях предпринимателя состава вменяемого ей правонарушения, что в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием, исключающим административную ответственность.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокурор обратился с кассационной жалобой.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в отношении предпринимателя по факту незаконного использования (без надлежаще оформленных документов) нежилого помещения, находящегося в федеральной собственности. Впоследствии прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по названной норме права.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.

В силу положений ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ административная ответственность в виде наложения административного штрафа наступает за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения представляет собой в том числе действия физического или юридического лица по использованию объекта нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, без надлежаще оформленных документов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем заключен договор о совместной деятельности с государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Владивостокский судостроительный техникум". По условиям договора вкладом в совместную деятельность со стороны техникума явилась часть помещения столовой, находящейся в федеральной собственности; со стороны предпринимателя - денежные средства и имущество для развития материально-технической базы столовой.

Суд пришел к правильному выводу, что указанный договор свидетельствует лишь о намерениях сторон вести совместную деятельность путем использования помещения столовой. Доказательств фактической передачи и использования предпринимателем названного помещения прокурор суду не представил.

Установив обстоятельства дела и оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд обеих инстанций сделал правильный вывод об отсутствии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.

На основании изложенного кассационная инстанция оставила без изменения принятые судебные решения, а кассационную жалобу - без удовлетворения <17>.

<17> См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 января 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5274.

Приведенный пример убеждает нас в том, что заключение соответствующего договора об использовании нежилого фонда (без доказательств фактической передачи нежилого помещения) еще не свидетельствует о наличии такого элемента состава, как объективная сторона административного правонарушения.

Учитывая изложенное, необходимо сделать некоторые выводы.

  1. Одной из основных причин нарушений законодательства является слабый контроль территориальных управлений Росимущества за распоряжением нежилым фондом, в том числе в виде проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности.

Необходимо последовательное взаимодействие территориальных управлений Росимущества с органами прокуратуры, а не только в рамках проверок использования федеральной собственности по запросам прокуратуры.

  1. Органам прокуратуры необходимо обратить внимание на сбор доказательственной базы по данной категории дел, поскольку во многих случаях не хватает доказательств.

Принадлежность используемого объекта нежилого фонда к федеральной собственности исходя из требований ст. 60 ГПК РФ и ст. 68 АПК РФ должна быть доказана выпиской из Реестра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  1. Средствами прокурорского реагирования, призванными осуществлять надзорно-охранительную функцию, должны стать: постоянные прокурорские проверки исполнения законодательства, регламентирующего управление и распоряжение федеральным имуществом; внесение прокурорами представлений об устранении нарушений действующего законодательства в адрес различных должностных лиц, в том числе руководителей территориальных управлений Росимущества; возбуждение дел об административных правонарушениях по ст. 7.24 КоАП РФ.
Товарный знак


Просмотров