Наследование авторских прав. Теория всего

При наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители умершего автора. Если этих лиц нет, или они не приняли наследство, или отказались от наследства, или лишены наследства завещателем, наследниками по закону являются соответственно наследники второй, третьей и последующих очередей. Автор может составить завещание, по которому наследником может быть как кто-либо из наследников по закону, так и любой другой гражданин, юридическое лицо или государство.
Ранее в абз. 4 ст. 552 раздела VII "Наследственное право" ГК 1964 г. содержалась норма, устанавливавшая, что в случаях, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования (по завещанию; из-за отсутствия у наследодателя наследников; из-за лишения наследодателем всех наследников права наследования; из-за непринятия наследства всеми наследниками или из-за отказа кого-либо из них от наследства в пользу государства), "входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении прекращается". Таким образом, наследование авторских прав государством не допускалось, хотя переход авторского права по завещанию к различным государственным предприятиям, учреждениям или организациям, являющимся юридическими лицами, был и тогда возможен.
Теперь действие ст. 552 ГК 1964 г. прекратилось в связи с принятием разд. V "Наследственное право" ГК РФ, в котором не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении наследования Российской Федерацией как авторского права, так и иных исключительных прав. Следовательно, автор может завещать свои авторские права государству, возможно также наследование государством авторского права вследствие его выморочности (ст. 1151 ГК РФ). В то же время пока не решен вопрос о том, как будет осуществляться наследование авторских прав государством, а также о том, какие государственные органы (или иные уполномоченные организации) и в каком порядке будут использовать авторские права, перешедшие к государству, до истечения срока их охраны.
В связи с этим усложнилось, в частности, решение вопроса о правах умершего соавтора, не имеющего наследников. Как правило, оставшиеся в живых соавторы (независимо от того, имеет место раздельное или нераздельное соавторство) осуществляют все действия по использованию произведения совместно с наследниками умершего соавтора и делят с ними полученное авторское вознаграждение.
На основании ранее действовавшего п. 4 ст. 552 ГК 1964 г. часть авторского вознаграждения, которая причиталась умершему соавтору, не имеющему наследников, не должна была начисляться, так как его право на получение доли вознаграждения считалось прекратившимся. В редакции ст. 497 ГК 1964 г., действовавшей до 1 июня 1973 г., также содержалась специальная норма о том, что не перешедшее к наследникам умершего соавтора право на долю вознаграждения за использование коллективного произведения прекращается .
В новых условиях доля авторского вознаграждения такого умершего соавтора должна переходить к государству в лице уполномоченного им органа. В связи с этим не ясно, вправе ли оставшиеся соавторы самостоятельно решать вопросы дальнейшего использования произведения или в этом должен участвовать представитель государства. Данный вопрос требует разъяснения, однако пока никаких нормативных документов по этому поводу еще не существует.
Авторское право может быть завещано наследодателем как кому-либо одному из его наследников, так и двум (нескольким) наследникам. Причем в последнем случае оно может быть завещано в целом или с указанием долей. В случае если исключительное авторское право завещано без указания долей, считается, что оно наследуется в равных долях. Однако установление долей направлено только на распределение денежных средств (доходов), полученных наследниками в результате осуществления соответствующего исключительного права. Само исключительное авторское право, несмотря на наличие в нем многочисленных разнообразных правомочий, в теории принято рассматривать как неделимое, поэтому к установлению долей в авторском праве применим п. 2 ст. 1122 ГК РФ.
Отсюда вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут осуществлять авторские права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны только с общего согласия всех наследников.
Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторских прав (например, осуществление прав будет поручено одному из них или будет решено передать права в доверительное управление какому-то третьему лицу). Такое соглашение по желанию наследников может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство либо составлено в форме самостоятельного документа.
На практике распространены споры между наследниками авторских прав, которые зачастую препятствуют широкому использованию произведений умерших авторов. В целом ряде случаев они бывают обусловлены необходимостью совместного осуществления наследниками авторских прав. К сожалению, полностью избежать таких ситуаций невозможно. В принципе наследодатель может завещать все права на какое-либо определенное произведение одному наследнику, а на другое (другие) произведение - второму наследнику и т.д., однако и в этом случае совместное осуществление прав наследниками все же будет необходимо, например, при издании сборников произведений или собраний сочинений автора.
Представляется возможным решение этой проблемы наследодателем путем совершения завещания, согласно которому на одного избранного им наследника возлагался бы завещательный отказ в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ). В то же время с учетом 70-летнего срока охраны авторских прав, наличия обязательных наследников и т.п. во многих случаях такое решение также может оказаться неприемлемым.
В случае спора между наследниками размер их долей или порядок осуществления ими авторского права должны определяться судом (абз. 2 п. 2 ст. 1122 ГК РФ).
Определенная специфика возникает при установлении доли пережившего супруга в случае наследования авторского права. Она объясняется тем, что по своей природе наследуемое исключительное право является самостоятельным правом, отличным от права собственности. Его существо состоит в том, что автор вправе сам использовать свое произведение или выдавать разрешения на использование другим лицам. Автор всегда осуществляет это свое право самостоятельно, и его супруг не может участвовать в осуществлении такого права в силу одного лишь факта состояния в браке с правообладателем (он может это делать только на основании поручения, доверенности и т.п.). Следовательно, исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности, и переживший супруг не имеет преимуществ перед другими наследниками в отношении наследования исключительного права.
В совместную собственность супругов входят только суммы авторского вознаграждения (дохода), полученные супругом-правообладателем при жизни.
При выделении обязательной доли в наследстве автора проблема заключается в имущественной оценке исключительного права, поскольку такая оценка обычно затруднительна или даже невозможна (например, если речь идет о рукописях никогда ранее не издававшегося автора). Во многих случаях имущественная оценка исключительного права может быть только приблизительной, так как даже в отношении уже обнародованного произведения невозможно заранее предугадать, каковы будут общие доходы от него на протяжении всего 70-летнего срока действия авторского права.
Таким образом, если наследуемое исключительное право поддается имущественной оценке, то применимы общие правила ст. 1149 ГК РФ. Но если наследуемое исключительное право не может быть оценено, то обязательная доля в составе такого права должна учитываться в процентном отношении без определения ее конкретной суммы . В случае поступления доходов от осуществления такого исключительного права необходимые наследники вправе получать свою обязательную долю - не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.
В связи с 70-летним сроком действия авторского права возникает вопрос, как долго необходимые наследники должны получать причитающуюся им долю (например, несовершеннолетние дети наследодателя через некоторое время станут совершеннолетними), а также что произойдет с обязательной долей в случае смерти таких наследников. Исходя из общих положений наследственного права, следует заключить, что необходимые наследники будут получать свою долю на протяжении всего срока действия авторского права, а в случае их смерти соответствующая доля должна будет перейти к их наследникам. Безусловно, такой порядок должен применяться только в том случае, если между наследниками не будет достигнуто соглашение об ином распределении наследственного имущества, т.е.если обязательная доля не будет выплачена им за счет другого имущества, входящего в состав наследства.
Спорным является вопрос о том, могут ли наследники, имеющие право на обязательную долю, участвовать в осуществлении исключительных прав, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора . По своей сути право на обязательную долю в наследстве является социальной гарантией получения определенного материального обеспечения нетрудоспособными родственниками и иными иждивенцами наследодателя. Данная мера является ограничением свободы завещания и должна осуществляться в жестких рамках, не допускающих необоснованного ущемления законных интересов других наследников. В связи с этим представляется, что было бы справедливым, если бы необходимые наследники участвовали только в доходах от использования произведений наследодателя, но не участвовали в распоряжении исключительными правами, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора. Однако из содержания ст. 1112 и 1149 ГК РФ вытекает, что поскольку такие лица наследуют наряду с другим имуществом также имущественные права и обязанности, то они должны участвовать в осуществлении исключительных прав и в защите личных неимущественных прав автора-наследодателя (если последний не указал в завещании конкретное лицо, на которое он в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве возлагает охрану своих личных неимущественных прав).



Всем известна фраза «жизнь коротка, искусство вечно». Незабвенность произведений напрямую связана с их использованием последующими поколениями. В этом процессе ведущую роль играют потомки самого автора, являющиеся наследниками его шедевров. Такая преемственность возможна благодаря отсутствию законодательного запрета на наследование авторских прав (с определенными исключениями).

Полет фантазии художника, поэта, маэстро не имеет пределов. Также как и список возможных творческих произведений не имеет границ. Несмотря на то, что нынешние виды искусства можно перечислить, возможность возникновения в будущем новых направлений не исключено.

Поэтому нормами права не ограничивается список возможных авторских произведений. Единственное условие – их творческий характер. В данной статье разберемся подробнее с нюансами перехода прав на обозначенные объекты от автора к наследникам.

В этой статье:

Что относится к авторским правам, какие конкретно права переходят наследникам

Наряду со способностью мыслить, творческая активность является главной чертой человека, отличающей его от животного.

Результатами творчества становятся различные объекты, имеющие материальное воплощение – музыка, произведения изобразительного искусства, программы для электронно-вычислительных машин, стихотворения, поэмы, романы и многое другое.

Авторами уникальных произведений могут быть люди любого возраста, от ребенка до старика. Даже младенец, намазавший фломастером линии на бумаге тоже является автором такого произведения изобразительного искусства.

Прежде всего, необходимо понимать, что унаследованные права являются производными по сравнению с изначальными правами авторов. Тем не менее, все имущественные права автора переходят по наследству.

В приведенной ниже таблице раскрыты основные из них.

Вид права Содержание
Право на обнародование Данное право заключается в представлении произведения широкой публике. Не редки случаи, когда различные аудиозаписи, книги обнародуются только после смерти автора его потомками.
Право на использование произведения Под использованием понимается извлечение из объекта права полезных свойств, в том числе материальных выгод. Сюда относятся трансляции, выставки и прочее использование произведения умершего автора.
Право на вознаграждение Отличие данного права от права использования заключается в моменте возникновения основания получения дохода. В первом случае наследники сами инициируют использование объекта авторских прав и определяют условия использования. В случае же с правом на вознаграждение, речь идет об уже существующем стабильном источнике, действующем контракте по которому выплачивался авторский гонорар ему самому, и будет выплачиваться после его смерти наследникам.
Право на охрану неприкосновенности произведения Данное право более походит на обязанность. Оно передается наследником в случае, если данная функция не поручена автором уполномоченному им третьему лицу.
Право на изменение произведения Наследники в процессе поиска достойного применения унаследованному произведению могут прийти к выводу о необходимости внесения корректировок. Это может быть обусловлено обнаружением смысловых или иных ошибок, изменением исходных данных, на основании которых создавалось произведение, в случае если без уточнения произведения потеряется его смысл.
Право на перевод Для расширения географии распространения произведения, имеющего текстовое содержание (письменное или аудио/визуальное) требуется перевод его на иностранные языки. Право выполнять такой перевод или поручать/разрешать его выполнение другим принадлежит автору и может быть передано по наследству.
Право на воплощение проекта в жизнь В качестве творческого произведения может быть создано дизайнерское решение, чертеж архитектурного сооружения и т. п. Постройка, воплощение в реальные объект таких произведений может осуществляться только автором или с его разрешения третьими лицами. Обозначенное право наследуется.

При наследовании авторских прав очень важно понимать нравственную составляющую. Какими бы ни были финансовые плюсы, нельзя забывать о ценности самого искусства. Деньги преходящи, а память об авторе шедевра может быть вечной.

Когда авторские права нельзя передать по наследству

Первый блок ситуаций, когда не переходят по наследству авторские права, касается их разновидности. Как известно, существуют личные неимущественные права и имущественные.

Так вот неимущественные авторские права по наследству не переходят. Этот запрет обусловлен тем, что они связаны с личностью человека. Сюда относится имя создателя, а соответственно и право на его указание. Не передается соответственно и само право на авторство.

Вполне логично, что наследникам нельзя обозначать свои имена на тех шедеврах, имущественные права на которые были получены ими от автора. В противном случае, истинного создателя картины, скульптуры, музыки, стихов, книги никто бы не узнал, была быть нарушена сущность авторства.

Исключением составляют ситуации, когда наследниками произведение было переработано, дополнении и так далее. Но в данном случае имя переработчика должно указываться наряду с именем автора первоначального варианта произведения, чтобы не нарушать личные неимущественные права автора.

К числу не передаваемых по наследству относится и право на защиту репутации автора. Однако этот запрет весьма условен.

Так наследники вполне могут выступить в защиту автора путем подачи иска в суд об устранении выявленных ими нарушений, допущенных со стороны третьих лиц. В числе них может быть затронута и репутация автора, тогда судебный спор неизбежен.

Так, нельзя наследовать права на коллективное произведение пока жив хотя бы один из соавторов. Этот запрет введен с целью исключения споров между живыми соавторами и наследниками умерших.

Способы передачи авторских прав

Нормативными актами не предусмотрено каких-либо особенностей наследования отдельных видов имущества. Все нюансы связаны исключительно с правоустанавливающими документами. Правовое регулирование наследования здесь обычно.

Сами способы, которыми осуществляется переход авторского права по наследству, являются стандартными:

  1. Нотариально удостоверенное завещание.
  2. Установленная законом очередность.

По каждому из обозначенных вариантов наследования имущественных прав автора Гражданским кодексом определен порядок и правила осуществления процедуры.

Завещание авторских прав

Как известно, человек волен в написании «духовной» (так в древности назвали завещание). Свобода завещания позволяет определить конкретного человека или юридическое лицо, которые будут после смерти наследодателя в полной мере реализовывать и защищать его авторские права.

Авторские же права представляют собой сложный объект и выливаются больше в набор определенных забот, нежели чем в финансовые поступления. Только грамотное и профессиональное использование прав на произведение способно сохранить его и принести доход.

По указанной причине, поводом к составлению завещания пожжет послужить один лишь факт включения в состав наследственной массы авторских прав, и необходимость распорядиться ими иначе, чем предусмотрено законной очередностью.

Наследование авторских прав по закону

В российском обществе существует шесть степеней родства. На основании этих степеней, гражданским законодательством выделено семь очередей наследников.

Принцип очередности построен по принципу последовательности исходя из отдаленности: сначала самые близкие (дети/супруги/родители), затем братья/сестры, потом более дальние и так до самой последней степени – пасынки, падчерицы и т. д.

Следует отметить, что супруги в процессе наследования занимают несколько особенное место.

Дело в том, что перед формированием наследственной массы необходимо выделить долю супруга в совместно нажитом имуществе (если этот процесс не был оформлен при жизни второго супруга соглашением или свидетельством на долю).

Данный принцип затрагивает и имущественные авторские права. Более того, порой супруги могут выступать соавторами при совместной творческой деятельности.

Необходимые документы

Помимо обычных наследственных документов (свидетельство о смерти, паспорта, подтверждение родства, завещание), при наследовании авторских прав нужно представить доказательства, удостоверяющие наличие таких прав.

Литературные произведения (сказки, былины), изобразительное искусство (иконостасы, хохломская роспись, гжель) были настолько объединены с самим народом, что и авторов таких произведений никто не знал.

Даже в наши дни как такового особого требования к подтверждению авторства в большинстве случаев нет.

К числу таких документов можно отнести следующие.

Документ Кто выдает
патент выдается Роспатентом
свидетельство регистрации произведения получается в РАО (Российском Авторском Обществе)
справка о первом опубликовании аудио- произведения выдается на радио
справка о первом опубликовании кино-/фото-произведения можно получить соответственно в кинотеатре/галерее, где проходил первый показ
справка об авторстве на художественное произведение изобразительного искусства по запросу в Союз художников России
справка об авторстве на литературное произведение по запросу в Союз писателей России

Применимо к программам для ЭВМ, в том числе Веб-сайтам, весьма удобным подтверждением авторства является договор с заказчиком такой программы (как правило, они делаются за деньги на заказ, но при этом права авторства остаются).

Сложность получения обозначенных документов заключается в том, что как правило их может запросить только сам автор. Хотя бы потому, что только ему может быть известна, к примеру, дата первого опубликования произведения.

Однако некоторые официальные документы могут запросить и заинтересованные лица (в РАО, Роспатенте, СХР, СПР).

Когда и как начинать оформлять, стоимость процедуры

Затягивать с получением наследств не стоит. Закон выделяет всего лишь пол года на то, чтобы вступить в наследство, а выяснение состава наследственной массы и сбор документов может занять не один месяц.

О чем позаботиться автору

При наличии в активах творца произведений искусства, созданных им, можно начать заботиться о судьбе шедевров еще при жизни. Совсем не обязательно для этого быть стариком. Просто истинные ценные произведения после публикации начинают «жить своей жизнью», можно сказать «отправляются в плавание». Неизвестно как далеко зайдет успех картины, фильма, песни.

Поэтому стоит распланировать их будущее на век вперед и начинать оформление как можно раньше.

  • заблаговременная подготовке и оформление документов, фиксирующих авторство, взаимодействие с РАО, профессиональными союзами;
  • сбор в одном месте всей документации на произведения, формирование архива творений и их реестра;
  • составление подробного завещания относительно авторских прав.

Значок «копирайт» особых юридических прав не добавит, но будет предупреждением для третьих лиц. Подобные действия автора существенно облегчат процедуру для наследников, а главное обеспечат дальнейшую «жизнь» самих произведений.

Правильные и последовательные мероприятия по оформлению авторства не позволят шедеврам потеряться и кануть в лету.

Как поступить наследникам

Само собой разумеется, что наследниками все процедуры начинаются после смерти наследодателя. Если есть завещание, сроки подготовительных работ существенно сокращаются.

При отсутствии такового необходимо позаботиться о сборе подтверждающих документов на произведения или иных доказательств авторства умершего.

Собрав необходимые доказательства наличия имущества и подтверждения родства, следует направиться к нотариусу. В нотариальной конторе наследники подают заявление и представляют имеющиеся документы. В течение полугода будет вестись наследственное дело, после чего выдается свидетельство о праве наследования авторских прав.

Про затраты

Объем расходов будет зависеть от состава наследства. Основная финансовая нагрузка, главная статья расходов в вопросах наследования заключается в государственной пошлине. Так вот при наследовании авторских прав она не уплачивается.

Если в наследственной массе содержатся только авторские права, то нотариусу придется заплатить лишь за техническую и правовую работу при оформлении заявлений (сумма отличается в зависимости от региона), а равно пошлину за свидетельствование подписей.

Порядок и правила наследования авторских прав

В составе наследственной массы должны быть все атрибуты произведения, его материальная форма, носитель, а также все разрешенные к наследованию права на произведение.

Исключение может быть сделано только на основании завещания, для которого нет границ ни по субъектному составу, ни по раздельному распределению объектов. Здесь отдельные функции допустимо возложить персонально на разных людей.

Порядок наследования заключается в следующих этапах:

  1. Сбор документов, выявление содержания наследства.
  2. Обращение с заявлением и документами к нотариусу.
  3. Получение свидетельства о праве на наследство.

В случае возникновения проблем при нотариальном оформлении, отказе нотариуса включить человека в состав наследников и прочем, придется обращаться в суд. Исковое заявление должно содержать мотивировочную часть (подробное описание ситуации со ссылками на нормы права) и просительную (что конкретно требуется).

Особенности и нюансы наследования авторских прав

Специфика такого объекта гражданских прав как произведение творческого труда определяет непосредственно особенности наследования авторских прав на такое произведение.

Авторские права на конкретное произведение переходят к преемникам как единое целое и не могут быть разделены это главная их особенность. Наследники одной очереди, получившие данные права, должны действовать по взаимному согласию при реализации полученных возможностей.

Получаемые от использования произведения доходы делятся между всеми наследниками в равных долях (если иное не предусмотрено завещанием).

Автором также могут быть заключены долгосрочные договоры с третьими лицами или даже Компаниями на реализацию или использование произведения. В этом случае договор будет определять все нюансы существования произведения.

Еще одна особенность, связанная с наследованием авторских прав затрагивает понятием «выморочное имущество».

Недвижимое имущество умершего, не востребованное, а равно при отсутствии наследников переходит в собственность муниципалитета или городов федерального значения (если недвижимость расположена в Москве или Санкт-Петербурге).

В случае с творческими произведениями правила иные. При отсутствии наследников, лишении права на наследование или когда ими заявлен отказ от наследства, имущественные авторские права по закону переходят к государству, а по сути, становятся достоянием общественности.

Наследование прочих исключительных прав на произведение

Следует отметить, что авторские права являются лишь одной из разновидностей исключительных прав. Последнее понятие более широкое и охватывает не только творческие произведения, но и прочие объекты интеллектуального труда, смежные права, а также объекты патентного права, то есть любая интеллектуальная собственность.

Исключительные права могут принадлежать не автору. К примеру, право на исполнение музыкального произведение может быть передано одному конкретному музыканту, и другие не смогут его публично воспроизводить на сцене.

Однако такое исключительное право по наследству не перейдет, так как связано с личностью исполнителя. А вот доходы от аудиозаписей и видео с концертов такого музыканта, исполнявшего чужое авторское произведение, будут принадлежать его наследникам.

Есть нюансы касательно таких объектов интеллектуальной собственности как можно научная диссертация и диплом. Целесообразность наследования прав на указанные объекты сомнительна.

Дело в том, что данные работы создаются для определенных целей (получение ученой степени, окончание ВУЗа).

После достижение обозначенных целей их использование обычно заключается в дальней разработке описанной в них проблемы, либо выкладывание для всеобщего пользования, как научная литература.

Еще более сомнительна относимость к данной теме курсовой, так как доля уникальности и научной ценности у ней не велика.

Сроки действия авторских и иных исключительных прав

Применимо к любой вещи можно с уверенностью сказать, что она передается по наследству как есть и наследник вправе ей пользоваться, распоряжаться также и столько же как сам бывший владелец.

Данное правило не относится к исключительным правам, срок действия которых ограничен.

Авторские права

Существенным отличием в порядке использования имущественных авторских прав самим автором и его наследниками является ограничение срока использования. Для автора статус и связанные с ними права являются пожизненными.

Наследники же получают выгоды от произведений только на срок не более 70 лет. После этого произведение становится достоянием общественности.

Несмотря на ограничение срока действия имущественных авторских прав, имя автора произведения неразрывно с его творением. То есть временные рамки не касаются имени автора.

Иные исключительные права

В отличие от авторского права, для прочих исключительных прав предусмотрен более короткий срок «полезного использования», то есть период, в течение которого права пользования будут принадлежать исключительно их обладателям, срок их действия.

Говоря о смежных правах, следует отметить, что срок их действительности зависит не от даты ухода из жизни первоначального обладателя, а по сути от момента начала их реализации.

Так, смежные права на аудиозапись действительны 50 лет с момента ее первого публичного воспроизведения (радио, телевидение, интернет). При этом, данный период не продлевается после смерти первого обладателя этого права, а продолжает течь.

Еще более короткий период действия имеют права на базу данных. Их изготовитель обладает исключительными правами на нее только 15 лет. Так что, до наследования этого исключительного права, как правило, не доходит.

Права на полезную модель действуют меньше времени, чем все прочие (10 лет). Это связано, вероятно, с постоянным совершенствованием технологи, научно-техническим прогрессом. В обозначенных условиях бессмысленно стоять на месте, используя старые разработки. Хотя права на изобретение действуют дольше, чем на модель – 20 лет.

Самый короткий, среди исключительных, срок действия имеют патентные права. Он составляет всего 10 лет. Сюда относятся права на товарный знак, права на наименование происхождения товара. Исчисление периода начинается со дня подачи заявки. Срок по данным правам, однако, может быть продлен на то же количество лет в заявительном порядке.

Несмотря на столь короткие, с точки зрения продолжительности человеческой жизни, временные промежутки действительности исключительных прав помимо авторских, они могут передаваться по наследству. При чем, не только людям, но и юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям (по завещанию).

Краткое резюме

Однако сказанное касается лишь своевременного обращения к нотариусу, с целью завить свои исключительные права на произведение по наследству, а также права на иное имущество, принадлежавшее при жизни наследодателю.

Таким образом, даже несмотря на то, что много времени уходит на сбор и подготовку всех необходимых документов, законодатель дает возможность, исполнить все необходимые условия, для того чтобы, получить свидетельство о праве на наследство авторских прав.

Помимо материальных ценностей: имущества, недвижимости, денег, и т.д., в наследственную массу включаются нематериальные блага. Так, родственникам или приемникам усопшего, осуществляется передача авторского права по наследству. Наследование происходит по общим правилам – с завещанием, или по закону. Однако нематериальность данного вида имущества стало причиной возникновения особенностей передачи наследникам. Объект собственности передаёт наследнику, получившему его, возможность использовать выгоду и получать прибыль от приобретённого наследодателем права авторства на интеллектуальное имущество.

Особенности наследования по завещанию и по закону

Право на какой-либо результат интеллектуальной собственности приобретается единожды и закрепляется за владельцем до момента смерти и на 70 лет после. Отсчёт срока начинается 1 января в год покупки и заканчивается 1 января, спустя указанный промежуток времени. Наследники получают данный вид имущества во владение ровно на 70 лет с года гибели усопшего наследодателя. Переход по наследству авторского права осуществляется двумя способами:

  1. По закону;
  2. По завещанию.
  • Завещатель составил документ согласно своим пожеланиям, без давления, угроз со стороны третьих лиц;
  • Завещание заверено нотариусом;
  • При составлении документа последней воли наследодателя, нотариусу была предоставлена справка, подтверждающая владение авторским правом на объект нематериального имущества, передаваемый в наследство.

Если завещание исключительного права отсутствует, наследниками могут стать только кровные родственники владельца авторских прав (включая усыновлённых детей и приёмных родителей).

Какие конкретно права переходят наследникам?

Основные особенности наследования авторских прав заключаются во власти, которую получают наследники, приобретающие права усопшего. Важной деталью наследования и эксплуатации авторского права является факт, что владелец прав не становится владельцем самого результата интеллектуальной собственности. Владелец авторского права (наследники в том числе) получает возможность заработать на нематериальных благах различными способами:

  • Публикация;
  • Тиражирование;
  • Распространение.

Пример: обладая правами на кинофильм, владелец авторства может сделать множество копий и выставить копии на продажу, в результате получая прибыль.

Случаи, когда авторские права нельзя передать по наследству

О том, какие из авторских прав не переходят по наследству, говорится в ст. 1142-1148 ГК РФ. По большому счёту, законодательно закреплено лишь одно право, которое наследники не смогут использовать – менять имя автора на результате интеллектуального труда. Пример: книгу, фильм, музыку, и т.д. нельзя подписать именем нового владельца.

В любой момент времени автором будет значиться лицо, результатом чьей умственной и творческой деятельности стал унаследованный предмет авторского права. В некоторых случаях в роли автора может выступать наследодатель, но если он также выкупал интеллектуальную собственность, автором будет значиться истинный создатель.

Дополнительно не переходят по наследству авторские права в случаях, когда наследодатель составлял завещание и указывал, какие манипуляции с интеллектуальной собственностью производить нельзя. Например, наследодатель волен запретить распространение или копирование предмета нематериальной собственности в течение определённого периода или перманентно.

Переход патента

Передача владения патентом передаётся по тем же правилам, что и авторского. Единственным различием остаётся срок владения патентом. В отличие от авторских прав, патенты имеют ограниченный срок действия. Если данный срок подойдёт к концу до смерти изобретателя и владельца, наследование станет невозможным. Если наследодатель умер раньше окончания срока патента, его наследники получат права на патент и лишатся их в момент завершения срока действия.

Оформление наследования и сроки

Наследование проходит по общим правилам. Если объект передаётся не одному, а нескольким наследникам, они признаются соавторами и будут владеть правом на интеллектуальную собственность в равной степени. Основные правила порядка получения авторских прав в наследство таковы:

  • В роли наследника может выступить и физическое, и юридическое лицо (авторское право часто передаётся музеям, государству, тематическим сообществам, предприятиям, и т.д.).
  • Если авторское право входит в состав организации или предприятия, то в наследство передаётся комплект (предприятие и авторское право совместно).
  • Сроки вступления в наследство общие и составляют 6 месяцев с момента открытия наследства;
  • При наличии серьёзных причин на пропуск отпущенного времени для вступления в наследство (командировка, серьёзное заболевание, и т.д.), срок может быть продлён. Как вступить в наследство после 6 месяцев после смерти .
  • В случае отказа от наследования нематериальных благ всеми наследниками и приемниками, либо их полного отсутствия, либо пропуска срока вступления в права наследования, имущество переходит во владение государства на 70 лет.

Личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения) прекращаются со смертью автора, но охраняются бессрочно. Это означает, что наследники автора не могут дать разрешение, например, на замену имени автора, внесение изменений в произведение, т.к. эти права охраняются бессрочно.

Исключительные права автора на произведения относятся к категории имущественных прав, а потому могут передаваться по наследству. Переход исключительных прав на произведение по наследству закреплен в ст. 1283 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Какие права относятся к исключительным, можно узнать

Исключительные права могут наследоваться как гражданами, так и юридическими лицами (организациями). Очередность наследования по закону определяется ГК РФ.

Какие права могут передаваться по наследству?

Исключительные права наследуются не только за автором, но и за другим правообладателем, который на момент смерти обладал такими правами, например, на основании договора с автором. Поэтому наследуется именно тот объем исключительных прав, который принадлежал умершему лицу.
Если на момент смерти автора какие-то его исключительные права на произведение были переданы другому лицу (например, по договору), эти права не включаются в состав наследственной массы и не переходят по наследству. В течение 70 лет после смерти автора эти переданные права будут принадлежать их правообладателю, который в свою очередь сможет передавать их по наследству своим наследникам.
То есть если на момент смерти автора права на воспроизведение и перевод какого-то произведения принадлежало издательству, эти права не перейдут по наследству наследникам автора.

Каким образом передаются исключительные права по наследству?

Наследование исключительных прав, так же как и другие имущественные права, может осуществляться по завещанию или по закону. Автор в завещании может указать любой порядок наследования исключительных прав. Правда в этом случае все равно должны быть соблюдены требования ГК об обязательной доле в наследстве (обязательная доля выделяется нетрудоспособным иждивенцам наследодателя и составляет половину доли, которую бы они получили, если бы наследовали по закону).
В случае отсутствия завещания исключительные права наследуются по закону в порядке определенной ГК очередности. Наследниками первой очереди являются родители, супруги и дети.

Общий срок принятия наследства - 6 месяцев со дня открытия наследства.

Как распределяются исключительные права, если наследников несколько?

Исключительные авторские права переходят к наследникам как единое целое и не разделяются (если автор не указал в завещании иное). В случае, если наследников несколько, они наследуют эти права совместно и каждый наследник может использовать произведения (или другой результат интеллектуальной деятельности) по своему усмотрению.
Отношения между наследниками в такой ситуации определяются соглашением. При этом автор не имеет права завещать в отношении одного произведения, например, одному лицу только право на распространение, а второму - право на перевод и обработку. Исключительные права на произведение наследуются только в совокупности.

Кто наследует исключительные права, если наследников у автора нет?

Если наследников у автора нет, исключительные права на произведения не переходят государству, как это происходит с другим имуществом наследодателя. В этом случае исключительные права на произведение прекращаются, и произведение поступает в общественное достояние.

Что такое общественное достояние?

Произведения, перешедшие в общественное достояние (в случае отсутствия наследников или истечения срока действия исключительных прав), могут использоваться любыми лицами свободно. При этом не должны нарушаться личные неимущественные права, охраняемые бессрочно, т.е. не должно присваиваться авторство на произведение, искажаться имя автора, замысел произведения или нарушаться его (произведения) целостность.

Как подтверждаются права наследника?

Права наследника подтверждаются наличием у него свидетельства о праве на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства. По желанию наследников можно выдать одно свидетельство о праве на наследство на всех или каждому отдельно.

Нотариус удостоверяет наследственные права только на основании документов, которые подтверждают наличие этих прав у наследодателя. В случае с авторскими правами нотариус может потребовать предоставить справку или иной документ, подтверждающий права наследодателя. Это может быть справка РАО или другой организации, занимающейся депонированием произведений (если данное произведение там было задепонировано), справка творческого союза и т.д. Но в то же время допускается в свидетельстве о праве на наследство просто указать принадлежность авторских прав автору в общей форме без указания конкретных произведений.

Как можно принять наследство?

Наследство можно принять путем подачи заявления о принятии наследства нотариусу в течение 6 месяцев со дня открытия наследства или путем фактического принятия наследства. Основанием для фактического принятия наследства применительно к авторским правам может служить, например: выпуск дисков с записями наследодателя (аудио-книг, песен и т.д.), создание сайта, посвященного творчеству автора, проведение концертов памяти автора и т.д. При этом необходимо помнить, что наследниками могут являться только те, кто определен законом в качестве наследников.

Можно ли отказаться от наследства?

Если наследство было принято по заявлению о принятии наследства, наследник может отказаться от наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Если наследник принял наследство путем его фактического принятия, суд по заявлению этого наследника может признать его отказавшимся от наследства и после 6 месяцев со дня открытия наследства, если причины пропуска срока будут признаны уважительными.

По наследству могут переходить не только исключительные права, но и материальные вещи - объекты интеллектуальной собственности. Например, рукописи, диски, картины, скульптуры и т.д. Они включаются в состав наследственной массы как имущество, принадлежащее автору на праве собственности. Право собственности и исключительные права на произведение независимы друг от друга. Наследниками вещи и наследниками исключительных авторских прав могут быть разные лица.

Как охраняются личные неимущественные права автора после его смерти?

Право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор при жизни может назначить лицо, которое после его смерти будет осуществлять охрану его личных неимущественных прав, указав это в завещании. Такое лицо может осуществлять эти полномочия пожизненно. Если автором это лицо не было назначено или оно отказалось исполнять такие полномочия или умерло, охрану личных неимущественных прав могут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица.

Статья 1230 ГК РФ устанавливает срок действия исключительных прав. В частности, она закрепила следующие положения: 1)

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение срока, определенного частью четвертой ГК РФ.

Исключения также устанавливаются гражданским законодательством; 2)

продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока регламентируются нормами ГК РФ.

Соответственно данным положениям ст. 1281 ГК РФ закрепляет срок действия исключительного права на произведение в зависимости от того, кем оно было создано, а именно: 1)

исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение создано в соавторстве, то исключительное право на него действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти; 2)

на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора; 3)

исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Однако здесь законодатель закрепляет условие, в соответствии с которым произведение должно быть обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора; 4)

если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения; 5)

Гражданское законодательство содержит нормы, регулирующие наследование отдельных видов имущества, которые закреплены как в части третьей ГК РФ, так и в части четвертой относительно наследования исключительных прав.

Наследование прав авторов результатов интеллектуальной деятельности обладает определенной спецификой, связанной с характером наследуемых объектов. Обычно оно осуществляется родственниками умершего, хотя в ряде случаев авторы могут завещать свои произведения гражданам, не состоящим с ними в родстве, или даже юридическим лицам.

Перед государством при этом стоят две задачи: 1)

защитить интересы наследников, предоставив им возможность получать доходы от использования произведений умершего автора; 2)

учесть интересы потребителей таких творческих результатов (по существу, всего общества), заключающиеся в возможно более широком и свободном использовании произведений.

Право автора произведения науки, литературы или искусства состоит из комплекса личных неимущественных и имущественных прав. К личным неимущественным правам автора относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв (ст. ст. 1265 - 1269 ГК РФ).

Под имущественными правами автора понимаются его исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом - права на воспроизведение произведения, его распространение, импорт, публичный показ, передачу в эфир, переработку и другие (ст. 1270 ГК РФ).

Личные неимущественные права автора тесно связаны с его личностью и, как правило, не способны по самой своей природе переходить к другим лицам (п. 1 ст. 150 ГК РФ). В статье 1265 ГК РФ подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Эта особенность также нашла отражение в ч. 3 ст. 1112 ГК РФ, которая прямо устанавливает, что личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства.

Вместе с тем в п. 1 ст. 150 ГК РФ уточняется, что "в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя". Это положение фактически содержит ограничение общего правила о неотчуждаемости и непередаваемости личных неимущественных прав и, следовательно, требует, чтобы случаи и порядок такого их осуществления были урегулированы законом.

Таким образом, по наследству не переходят такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако наследники вправе осуществлять защиту этих прав, причем данные правомочия наследников сроком не ограничиваются (п. 1 ст. 1267 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Данные полномочия осуществляются указанным лицом пожизненно. Здесь же законодатель предусмотрел и случай, когда отсутствуют подобные указания или назначенное автором лицо отказалось от их исполнения. В такой ситуации охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Данное правило распространяется и на случаи, когда назначенное лицо умерло.

Наследникам часто приходится решать вопросы, связанные с использованием произведений, которые не были обнародованы при жизни автора. В сложившейся ситуации они должны принимать решение о дальнейшей судьбе произведения: не просто защищать некие права от нарушения другими лицами, а самостоятельно осуществлять эти права. Аналогично складывается ситуация и при необходимости внесения тех или иных изменений в произведение умершего автора. Оба эти случая напрямую связаны с возможностью дальнейшего использования соответствующего произведения и вместе с тем затрагивают имущественные интересы наследника, а также интересы общества в целом.

Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ устанавливает, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Следовательно, поскольку к наследникам переходят исключительные права автора (п. 1 ст. 1283 ГК РФ), то и право на обнародование должно к ним переходить. Кроме того, законодатель особо оговаривает случай передачи такого права по завещанию. В то же время необходимо решить вопрос о том, может ли наследник вносить изменения в само произведение после перехода к нему исключительных прав после смерти автора. В части четвертой ГК РФ данный вопрос решается следующим образом: абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ указывает, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Характерной чертой исключительных прав автора является их отчуждаемость. В связи с этим исключительные (имущественные) права автора могут переходить по наследству (п. 1 ст. 1283 ГК РФ). Наследники автора приобретают право решать все вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведений умершего автора (определять виды и способы использования, его условия и сроки, заключать соответствующие договоры), а также получать за это вознаграждение.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (ст. ст. 1142 - 1144 ГК РФ), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого (рождение самого наследодателя в это число не входит).

В частности, к последующим очередям наследования относятся: 1)

родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя (четвертая очередь); 2)

родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя, т.е. двоюродные внуки и внучки, и родные братья и сестры его дедушек и бабушек, т.е. двоюродные дедушки и бабушки (пятая очередь); 3)

родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер, т.е. двоюродные племянники и племянницы, и дети его двоюродных дедушек и бабушек, т.е. двоюродные дяди и тети (шестая очередь); 4)

если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Законодатель также рассматривает случай, когда наследник умирает раньше наследодателя. Статья 1146 ГК РФ устанавливает правила наследования по праву представления. По закону доля наследника, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну: 1)

после смерти наследников первой очереди право наследования переходит к внукам наследодателя и их потомкам; 2)

после смерти наследников второй очереди - детям полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянникам и племянницам наследодателя); 3)

после смерти наследников третьей очереди - двоюродным братьям и сестрам наследодателя.

Кроме того, автор может составить завещание (гл. 62 ГК РФ), по которому наследником может быть как кто-либо из наследников по закону, так и любой другой гражданин, юридическое лицо или государство. При этом авторское право может быть завещано как кому-либо одному из наследников, так и двум (нескольким) наследникам. Причем в последнем случае оно может быть завещано в целом (тогда оно наследуется в равных долях) или с указанием долей. Однако установление долей направлено только на распределение денежных средств (доходов), полученных наследниками в результате осуществления соответствующего исключительного права. Само исключительное авторское право, несмотря на наличие в нем многочисленных разнообразных правомочий, в теории рассматривается как неделимое. В связи с этим к установлению долей в авторском праве применим п. 2 ст. 1122 ГК РФ. В нем законодатель закрепляет, что указание в завещании на части неделимой вещи (ст. 133 ГК РФ), предназначенные каждому из наследников в натуре, не влечет за собой недействительность завещания. Такая вещь считается завещанной в долях, соответствующих стоимости этих частей. Порядок пользования наследниками этой неделимой вещью устанавливается в соответствии с предназначенными им в завещании частями этой вещи.

Из вышеуказанного свойства авторского права (неделимости) вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут осуществлять авторские права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны исключительно с общего согласия всех наследников.

Наследники в целях решения данного вопроса могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторских прав (например, осуществление прав будет поручено одному из них или будет решено передать права в доверительное управление какому-то третьему лицу). Такое соглашение по желанию наследников может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство либо составлено в форме отдельного документа.

На практике распространены споры между наследниками авторских прав, которые довольно часто препятствуют широкому использованию произведений умерших авторов. В целом ряде случаев возникающие проблемы бывают обусловлены необходимостью совместного осуществления наследниками авторских прав. К сожалению, полностью избежать подобных ситуаций невозможно. В принципе наследодатель может завещать все права на какое-либо конкретное произведение одному наследнику, а на другое (другие) произведение - второму наследнику и т.д. Но и в этом случае совместное осуществление прав наследниками все же будет необходимо (например, при издании сборников произведений или собраний сочинений автора).

Названная проблема решаема. Наследодатель может совершить завещание, согласно которому на одного избранного им наследника возлагался бы завещательный отказ в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ). В то же время с учетом 70-летнего срока охраны авторских прав, наличия обязательных наследников и иного, во многих случаях такое решение также может оказаться неприемлемым.

Если же спор между наследниками возникает из-за определения размера долей или порядка осуществления ими авторского права, то подобный вопрос решается в суде (абз. 2 п. 2 ст. 1122 ГК РФ).

На практике возникают определенные проблемы при установлении доли пережившего супруга в случае наследования авторского права. Это объясняется тем, что по своей природе наследуемое исключительное право является самостоятельным правом, которое отличается от права собственности. Его сущность состоит в том, что автор вправе самостоятельно использовать свое произведение или выдавать разрешения на использование другим лицам. В соответствии с этим его супруг не может участвовать в осуществлении такого права в силу одного лишь факта состояния в браке с правообладателем (он может это делать, например, на основании поручения, доверенности и т.п.). Таким образом, исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности, и переживший супруг не имеет преимуществ перед другими наследниками в отношении наследования исключительного права.

В совместную собственность супругов можно включить только суммы авторского вознаграждения (дохода), полученные супругом-правообладателем при жизни.

В иных случаях при выделении обязательной доли в наследстве автора проблемы возникают при имущественной оценке исключительного права, поскольку такая оценка обычно затруднительна или невозможна (например, если речь идет о рукописях никогда ранее не издававшегося автора). Во многих случаях имущественная оценка исключительного права может быть только приблизительной, поскольку даже в отношении уже обнародованного произведения сложно заранее предугадать, каковы будут общие доходы от него на протяжении всего 70-летнего срока действия авторского права.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что если наследуемое исключительное право поддается имущественной оценке, то применимы общие правила ст. 1149 ГК РФ. Однако если наследуемое исключительное право не может быть оценено, то обязательная доля в составе такого права должна учитываться в процентном отношении без определения ее конкретной суммы. По мере поступления доходов от осуществления такого исключительного права необходимые наследники будут получать свою обязательную долю - не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

Поскольку срок действия авторского права ограничен 70 годами, то встает вопрос, как долго наследники должны получать причитающуюся им долю (например, несовершеннолетние дети наследодателя через некоторое время станут совершеннолетними), а также что произойдет с обязательной долей в случае смерти этих наследников. Проанализировав общие положения наследственного права, можно заключить, что необходимые наследники будут получать свою долю на протяжении всего срока действия авторского права, а в случае их смерти соответствующая доля должна будет перейти к их наследникам. Однако между наследниками возможно заключение соглашения об ином распределении наследственного имущества (т.е. если обязательная доля не будет выплачена им за счет другого имущества, входящего в состав наследства). Безусловно, в последнем случае будут применяться правила соглашения.

Законодатель предусматривает случай, когда в силу определенных причин у наследодателя нет наследников.

Так, п. 2 ст. 1283 ГК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ ("Наследование выморочного имущества"), входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Это происходит в случаях: 1)

отсутствия наследников как по закону, так и по завещанию; 2)

отсутствия у всех наследников права наследовать; 3)

отстранения от наследования всех наследников (ст. 1117 ГК РФ); 4)

непринятия наследства никем из наследников; 5)

отказа всех наследников от наследства без указания, в пользу кого сделан отказ (ст. 1158 ГК РФ).

Статья 1282 ГК РФ регулирует непосредственно переход произведения в общественное достояние. Законодательство устанавливает, что по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Однако при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Помимо сказанного ранее, можно отметить, что наследник в ряде случаев реализует права автора в отношении самого произведения. Например, ст. 1291 ГК РФ закрепляет, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Пункт 3 названной статьи распространяет это правило и на наследников автора, их наследников и иных в пределах срока действия исключительного права на произведение.

Особые правила закреплены в отношении права следования. Так, согласно ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Правом следования авторы обладают и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Кроме того, несмотря на то что данное право неотчуждаемо, оно переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

От наследования авторских прав следует отличать наследование авторского вознаграждения, начисленного при жизни автора, но своевременно им не полученного, а также начисленного после его смерти в соответствии с ранее заключенными этим автором договорами на использование его произведений, но до принятия наследниками наследства. В подобной ситуации наследники получают вознаграждение не в результате осуществления ими исключительных прав, перешедших к ним от наследодателя, а наследуют лишь определенные денежные суммы. Наследование осуществляется по общим правилам, установленным гражданским законодательством о наследовании невыплаченных сумм заработной платы и приравненных к ней платежей (ст. 1183 ГК РФ).

Таким образом, основной особенностью наследования авторских прав является то, что по наследству передаются не все авторские правомочия, а только исключительные (и иные имущественные) права автора. Личные неимущественные права автора по наследству переходить не могут. Для защиты этих прав в интересах общества в целом и личных интересах самих наследников последние наделяются специальными полномочиями по их охране, которые всегда являются более узкими по своему содержанию, чем соответствующие личные неимущественные права автора.

Порядок вступления наследников в обладание авторскими правами характеризуется также некоторыми особенностями. В частности, высказывались различные мнения относительно возможности принятия наследства, состоящего из авторского права, путем конклюдентных действий (вступления в фактическое владение).

По общему правилу на практике необходимо получение свидетельства о праве на наследство, подтверждающего перед третьими лицами наличие у наследника умершего автора прав на использование его произведений. Прежде всего это касается наследования исключительных прав автора на обнародованные им произведения, в отношении которых имеется реальная возможность их дальнейшего использования.

В свидетельстве в целом может указываться на наследование авторских прав либо могут быть перечислены конкретные произведения, на которые наследуется авторское право (например, если конкретные произведения уже выпущены в свет или если они упомянуты в завещании). Вместе с тем в большинстве случаев для удостоверения прав наследника представляется достаточным сам факт наличия у него свидетельства о праве на наследство, даже если в нем не уточняется наследование авторских прав.

Нотариусы в ряде случаев требуют от наследников предъявления доказательств того, что авторские права принадлежат именно данному наследодателю. Однако авторское право на произведение науки, литературы или искусства возникает в силу факта его создания, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или другого специального его оформления. Это означает, что не требуется какого-либо документального подтверждения наличия у наследодателя таких прав. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Следовательно, наследникам необходимо предъявить оригинал произведения либо его экземпляр для оформления прав на наследство. Лица, несогласные с таким утверждением, могут оспорить данное право.

Точки зрения о возможности фактически принять авторские права, переходящие по наследству, придерживается, например, И.А. Силонов в своей статье "О наследовании авторских прав" . В противовес данной точке зрения выступает С.П. Гришаев, который утверждает, что отдельные виды имущества нельзя в принципе принять путем фактического вступления во владение и управление им. Данное обстоятельство он относит к авторскому праву.

Что касается проблем, возникающих на практике при решении вопросов, связанных с наследованием авторских прав, то они различны. Как уже отмечалось, часть четвертая ГК РФ вступила в силу недавно, и практики ее применения очень мало, поэтому можно привести примеры из ранее вынесенных решений.

Так, при рассмотрении любых дел, связанных с авторскими правами, судам необходимо устанавливать множество обстоятельств, в том числе и тот факт, кому и на каком основании принадлежит исключительное право, можно ли передать его по договору. Это связано с тем, что в зависимости от наличия или отсутствия данного факта будет решаться спор в дальнейшем. Зачастую авторские права переходят по наследству, и новые обладатели используют их в качестве предмета той или иной сделки. Судам приходится устанавливать, действительно ли данное лицо обладает соответствующим правом.

Федеральным арбитражным судом Московского округа было рассмотрено дело о взыскании компенсации за единичное нарушение исключительного имущественного авторского права.

Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Астрель" (далее - ООО "Издательство "Астрель") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу "Легпромэкспресс" (далее - ЗАО "Легпромэкспресс") о взыскании за единичное нарушение исключительного авторского имущественного права на распространение произведения компенсации в сумме 20 тыс. руб.

Исковое требование, предъявленное со ссылкой на нормы ст. ст. 16, 30, 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", мотивировано тем, что ЗАО "Легпромэкспресс" нарушило исключительное право истца на распространение перевода книги Л. Виилма "Тепло надежды", выполненного Л. (псевдоним Р.).

Судами обеих инстанций было установлено, что ответчик (правопреемник ЗАО "Легпромэкспресс") распространял книгу автора Л. Виилма "Тепло надежды" в переводе с эстонского, выполненном Л. В обоснование заявленного требования истец указывает на нарушение ЗАО "Легпромэкспресс" принадлежащего ООО "Издательство "Астрель" на основании договора от 28.11.2002 авторского права на использование перевода книги "Тепло надежды", совершенного Р.

Вывод апелляционного суда о правомерности заявленного требования признан вышестоящей инстанцией правильным в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права, указанные в ст. 16 данного Закона, включая право на перевод, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 18 - 26 указанного Закона.

Из материалов дела усматривается и апелляционным судом установлено, что авторским договором от 22 марта 2002 г. Л. передала компании "Ои Ргета" исключительные имущественные права на использование произведений на русском языке на территории Эстонии, России с правом передачи третьим лицам, а именно переводы, созданные творческим трудом Л., книг автора Лууле Виилма, в том числе книги "Тепло надежды".

В соответствии с п. п. 1.1.1 и 1.1.2 указанного договора, компании "Ои Ргета" принадлежат исключительные права осуществлять самостоятельно, запрещать или разрешать третьим лицам осуществление таких действий, как воспроизведение произведения в форме книги и распространение любым способом.

Авторским договором N 1 от 28 ноября 2002 г. компания "Ои Ргета" передала Компании "АрПэ РиЬИзИегБ" принадлежащие исключительные имущественные права на использование произведений, в том числе книги "Тепло надежды".

Согласно приложению к авторскому договору N 1 от 28.11.02, заключенному между компанией "Aplis Publishers" и "OU Prema", последнее передало компании "Aplis Publishers" исключительные имущественные права на перевод на русский язык и использование переводов указанных в агентском договоре N 1 произведений на русский язык, выполненных Л.

Перевод произведений, указанных в договоре, выполнен Л. и используется с согласия обладателя авторских прав на оригинальные произведения Арво Виилма на основании наследования по закону.

Компанией "Aplis Publishers", в свою очередь, по договору N 43-М-02 от 28 ноября 2002 г. исключительные права на использование путем воспроизведения на русском языке и распространения во всем мире произведений автора Лууле Виилма, в том числе книги "Тепло надежды", переданы ООО "Издательство "Астрель".

Таким образом, ООО "Издательство "Астрель" представлены надлежащие доказательства о принадлежности исключительного права на распространение перевода книги Л. Виилма "Тепло надежды", выполненного Л.

Между тем ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что он является законным обладателем исключительного права и правомерно реализовывал перевод книги "Тепло надежды".

Согласно ч. 2 ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Учитывая вышеизложенное, выводы апелляционного суда о правомерности заявленных требований являются обоснованными, нормы материального и процессуального права применены правильно.

В связи с этим оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил оставить без изменения Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2006 г. N 09АП-8016/2006-ГК, которым решение отменено и иск удовлетворен, поскольку апелляционный суд пришел к выводу о наличии у истца исключительных имущественных авторских прав на русский перевод в исполнении Р. книги "Тепло надежды" и неправомерности распространения ответчиком этого произведения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2006 г. N КГ-А40/8681-06.

По решению суда издатель Игорь Захаров за нарушение авторских прав должен выплатить вдове писателя Сергея Довлатова - Елене Довлатовой 825 тыс. руб. Суд пришел к выводу, что издатель нарушил права наследницы Довлатова, выпустив в 2001 г. без ее согласия книгу "Сергей Довлатов. Эпистолярный роман с Игорем Ефимовым". Книга была издана тиражом 15 тыс. экземпляров. Ответчик не отрицал того, что издал книгу без согласия третьей жены Довлатова - Елены. В книгу вошла более чем 10-летняя переписка двух друзей-писателей Довлатова и Ефимова. Суд запретил тиражирование данного произведения, однако отказался конфисковать и уничтожить уже изданные экземпляры книги.

www.m3m.ru/text/news-4892.html

Осуществление защиты авторских прав наследниками создателей произведений довольно распространено. Можно привести еще пример, в котором наследница просит суд о защите исключительных прав, однако суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

По договору с Резниковым Анатолием Израиловичем автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного произведения "Приключения кота Леопольда". Предметом договора была передача А.И. Хайтом А.И. Резникову исключительных авторских прав на воспроизведение произведения, распространение любым способом, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, перевод, аранжировку, переделку и другую переработку произведения.

Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно.

Аркадий Хайт умер в Германии. После его смерти в декабре 2000 г. вдова и наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.

В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.

Решением Пресненского суда г. Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хайта в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения было указано, что в договоре "соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения - безвозмездно, то есть 0 руб.". В соответствии с положениями ГК РФ авторский договор является возмездной сделкой. Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный порядок передачи прав возможен только по договору дарения.

Так или иначе, но это означает, что в оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения "Приключения кота Леопольда", в том числе конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража, конкретный процент за передачу права на публичное исполнение произведения и т.д. При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.

Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует законодательство. В соответствии с гражданским законодательством сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий.

Также согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Следовательно, авторский договор от 22 января 1996 г. о передаче исключительных авторских прав безвозмездно, т.е. за 0 руб., противоречит требованиям, закрепленным действующим законодательством, и поэтому не может считаться заключенным.

В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Пресненского суда г. Москвы в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Тулубьева И.Ю. Наследство "кота Леопольда" // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. 2003. N 11.



Просмотров