Чем отличается закон от конституции. Чем отличаются конституция и закон

1) Имеет учредитель­ный характер . В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем су­веренитета и единственным источником власти.

2) Обладает высшей юридической силой . Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применя­ется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному за­кону.

3) Имеет всеохватыва­ющий характер . Конституция РФ распространяется на все сфе­ры жизни общества (экономическую, социаль­ную, политическую, духовную), в рамках кото­рых она регулирует базовые основы обще­ственных отношений.

4) Является основой для всех иных источников права . Принципы и положения Конституции РФ игра­ют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ.

5) Отличает особый порядок охраны . Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ – это орган, специ­альной задачей которого является правовая ох­рана Конституции РФ.

6) Характеризует осо­бый, усложнённый по­рядок пересмотра и внесения поправок . Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собра­нием. Внесение же поправок направлено на из­менение глав 3–8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Кон­ституции РФ: Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/ 5 членов СФ или депутатов ГД.

Функции Конституции РФ. (Наименование функции. Её сущность)

1) Политическая . Определяет устройство гос-ой власти в РФ, закрепляет политическое многообразие.

2) Правовая . Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющие­ся исходными и определяющими для различных отрас­лей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласован­ный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежа­щее правовое регулирование общественных отноше­ний с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов гос-ва.

3) Гуманистическая . Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой сис­темы гос-ва общепризнанные принципы и нормы международного права.

4) Учредительная . Устанавливает определённый порядок в гос-ве, создаёт систему институтов и органов власти РФ.

5) Мировоззренчес­кая . Способствует формированию правового сознания населения – совокупности знаний о праве, взгля­дов на право, отношений к праву и оценок права.

Конституционный строй РФ – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавли­ваемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конститу­ционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ. (Наименование принципа. Его содержание)

1) Суверенитет народа . Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и корен­ными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и гос-ва.

2) Признание человека, его прав высшей цен­ностью . Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью гос-ва.

3) Федерализм (См. 4.15. Федеративное устройство России (с. 311 –313). Децентрализация гос-ой власти, обеспеченная разграничением властных полно­мочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.

4) Республиканская форма правления . Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетен­ции органов власти – разграничена.

5) Разделение властей . Законодательство, исполнение законов и конт­роль за соблюдением законности осуществля­ются относительно независимыми друг от друга органами гос-ой власти при невме­шательстве и строгом разграничении их полно­мочий.

6) Правовое гос-во . Установление верховенства закона в обще­ственной жизни, существование системы соци­ального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечи­вающих ей активное и беспрепятственное ис­пользование конституционных прав и свобод.

7) Демократическое гос-во . Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

8) Социальное гос-во . Создание экономических и юридических усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осуществление ком­плекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп.

9) Светское гос-во . Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным.

10) Политический плюрализм . Установление запрета на признание какой-ли­бо идеологии в качестве официальной (гла­венствующей). Утверждение в обществе политического много­образия, провозглашение свободы политичес­ких мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Осно­ва для утверждения в стране многопартийности.



11) Многообразие и рав­ноправие форм соб­ственности . Признание различных форм собственности (го­сударственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы.

5.5. Законодательство РФ о выборах (См. 4.10. Избирательная кампания в РФ).

Основные понятия : избирательное право, активное избира­тельное право, пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регу­лирующих порядок выборов представительных органов и вы­борных должностных лиц государства, а также органов местно­го самоуправления: 1) Активное . Право избирать (с 18 лет). 2) Пассивное . Право быть избранным.

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день го­лосования для признания выборов состоявшимися.

2) Пропорциональная избирательная система при выборах депу­татов в ГД, мажоритарная избирательная систе­ма при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в ГД: 7% – барьер для формирования фракции; от 6–7% го­лосов избирателей – 2 мандата; 5% – 1 мандат.

4) Выборы глав субъектов РФ органами законодательной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ.

5) В выборные органы местного самоуправления может быть из­бран гражданин, достигший 18 лет.

Четкое определение, что такое Конституция, звучит так – это самый главный Закон государства, опираясь на который, оно и функционирует. Закон в том или ином виде существовал еще со времен древних государств, однако, в Конституцию он был воплощен только в 1787 году, когда впервые в истории был принят основной закон страны (в Соединенных Штатах Америки).

Именно Конституция США стала прообразом аналогичных документов для многих стран, хоть ее и сложно назвать полноценной Конституцией. Все потому, что она имеет сравнительно небольшой объем, что мало для главенствующего Закона: в ней всего семь законов, вступление (преамбула) и 27 поправок к законам.

Вторая в мире Конституция была принята спустя 4 года после американской во Франции. Она положила начало истории конституционной Европы.

Чем отличается Конституция от других законов

Конституция отличается от остальных законодательных актов следующим:

  • На ее основе принимаются все остальные законы и устанавливаются нормы;
  • В Конституции закреплены права и свободы граждан, форма государственного строя, а также система, по которой выстроены все высшие государственные инстанции;
  • Конституция – относительно стабильный и неприкасаемый Закон. При этом установлен особый порядок, согласно которому ее можно дополнять или изменять определенными органами;
  • Конституция характеризуется наивысшей правовой силой;
  • Конституция – это нормативный акт прямого выполнения и действия;
  • Как уже упоминалось, конституция – это Закон, действующий на всей территории страны, в отличие от некоторых законов, имеющих только региональное действие.

Конституция РФ, как и подобные документы других государств, имеет высшее правовое значение на территории страны. Она была принята в начале 90-х годов прошлого столетия российским народом на основе Конституции СССР от 1978 года и сразу же вступила в силу. Больше информации о дате принятия Конституции России вы сможете получить, ознакомившись с нашей статьей — Когда была принята Конституция РФ.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории всего государства, включая области, республики и остальные административные единицы страны. В данном Законе закреплены основы политического строя, главенствующего в стране, определены механизмы образования исполнительных, представительных, судебных органов и форма их функционирования. Также Конституция определяет свободы, права и обязанности каждого гражданина РФ.

Структура Конституции РФ

Конституция Российской Федерации, как главенствующий Закон, состоит из трех основных частей: преамбулы, раздела первого и раздела второго. Преамбула объясняет понятие и сущность Конституции, является вступительной частью. В ней изложены цели, основные функции и принципы данного нормативного акта.

Первый раздел состоит их 9-ти глав, каждая из которых имеет свое название, и ее составляет определенное количество статей (всего в Конституции 137 статей). Во втором разделе собраны переходные положения Конституции и заключение.

Разница между конституцией и другими законами

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

thedifference.ru

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

писаная

неписаная

существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

реальная

фиктивная

адекватно отражает реальное конституционное строение

не соответствует фактическим условиям, является декларативной

народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

октроированная (фр. octroyer - жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве

Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

Образование
нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации - это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Основной закон российского государства

Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов - 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности,
обусловливающие
центральное место
Конституции РФ
в правовой системе

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 / 5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 / 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 / 3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3-8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 / 3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 / 3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Основы конституционного строя

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Права и свободы человека и гражданина

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Президент Российской Федерации

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Правительство Российской Федерации

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ

Преобразование России в демократическое правовое государство

Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

  • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
  • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

  • демократии : права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
  • нравственные : вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
  • российской государственности : сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
  • патриотизма и интернационализма : любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

  1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
  3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
  4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
  6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
  8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
  9. Россия – советское государство . Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Что такое Конституция и зачем она нужна?

Сегодня в мире насчитывается не более десятка государств, не имеющих Конституции. Во всех остальных странах этот нормативно-правовой акт является главным законом и регулирует основы общества и государственного устройства.


Что же такое Конституция и для чего практически каждое государство придает ей высшую юридическую силу?

Слово «конституция» произошло от латинского constitutio , что означает структура, установление, устройство. Первоначально термин использовался для обозначения имперских актов в средневековой Франции (эдиктов, мандатов, декретов), позже применялся в каноническом праве – в постановлениях Папы Римского, называемых в наши дни апостольской конституцией.

В качестве определения как нормативного правового акта слово «конституция» вошло в обиход в эпоху Просвещения и Французской революции, когда им стали называть определенный фундаментальный закон, устанавливающий систему разделения власти.

В отличие от других законов страны, регулирующих частную и публичную сферу общественных отношений, Конституция является базой для любого законодательства и основным документом, который объединяет группу людей на едином географическом пространстве в то, что сегодня называется государством.


Конституция имеет верховенство по всей стране и обладает высшей юридической силой, что позволяет опираться на нее в случае разногласий, возникающих при трактовке обычных законов. Только Конституция закрепляет строй в любом государстве, а также определяет основные свободы и права его граждан.

Конституция – это гарант жизненного устройства и успешного существования любой страны. Она апеллирует к государству как к суверенному институту, направленному на поддержание целостности, правопорядка и традиций внутри определенного общества, а также решает вопросы территории, народонаселения и множество других важных задач, обеспечивающих полноценное функционирование группы людей внутри государственных границ.

Важную роль Конституция играет как документ, выстраивающий сложнейшую систему социума с его механизмами управления и иерархией власти. Если в стране нет основного закона, то возникают риски в ее развитии, появляется произвол в управлении, анархия и, соответственно, угроза развала государства и утраты его территориальной целостности.

В странах, не имеющих Конституции, эти вопросы чаще всего регулируются сводом основных законов, а в некоторых сообществах – религиозными законами, как например в Ливии, где с 1977 года Конституцию заменяет Коран.

В Российской Федерации Конституция – это высший нормативно-правовой акт, закрепляющий основы государственного строя, формирования судебных, исполнительных и представительских органов власти, прав, свобод каждого россиянина, а также образование местного самоуправления.


Последняя версия Конституции РФ была принята народом на всеобщем референдуме, проведенном по указу президента Бориса Ельцина 12 декабря 1993 года, и вступила в силу 25 декабря того же года.

Конституция РФ гарантирует жителям государства свободу слова, равенство по сословным и религиозным признакам, свободу передвижения, союзов и собраний, устойчивость национальной валюты. Документ дает право гражданам России на личную неприкосновенность, на контроль за действиями политической власти, на подачу петиций, установление в республиках, помимо русского, своих государственных языков.

Согласно Конституции РФ, на территории государства запрещена установка сборов, пошлин и прочих препятствий для свободного передвижения услуг, товаров и денежных средств. Не разрешается агитация и пропаганда, направленная на возбуждение ненависти по религиозным, расовым или национальным мотивам.


При формировании органов представительной власти Конституция запрещает президенту баллотироваться на третий срок, а в общественной жизни не дает права на формирование единой идеологии, обязательной для всех граждан.

www.mnogo-otvetov.ru

Чем конституция отличается от других законов?

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Что такое конституция и закон

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную.

От обычных федеральных законов федеральные конституционные законы отличаются: По своим содержательным характеристикам федеральные конституционные законы практически ничем не отличаются от обычных федеральных законов.. .
askort.com/?item_id=5973

Конституция — это основной закон любой страны. Он прописывает фундаментальные положения существования государства, его управления, права и обязанности граждан. Все остальные законы по иерархии стоят ниже Конституции, и они должны ей полностью соответствовать. То есть любой кодекс, закон или другой нормативный правовой акт не должны противоречить пунктам, статьям Основного закона. При разработке каждого нового документа проводится анализ и экспертиза его соответствия Конституции страны.

Отличия конституции от других правовых актов

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый.

Определений у понятия «Конституция» есть несколько. В соответствии с одним из них — это сбор основных законов и правил государства. Она предопределяет, какое политическое устройство принято в стране, являясь высшим нормативным актом. Конституция действует на всей территории государства и определяет права, а также обязанности всех ее граждан.

Что такое Конституция государства, и какова ее история

Четкое определение, что такое Конституция, звучит так – это самый главный Закон.

2.3 Юридические свойства и отличие Конституции от других законов

Порядок принятия и изменения Конституции Республики Казахстан.
Юридические свойства Конституции:
1) Особая юридическая сила заключается в верховенстве и непререкаемости Конституции.
2) Особое юридическое содержание означает, что в Конституции закрепляются самые существенные общественные отношения.
3) Особый порядок разработки, принятия и изменения
.

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а в Москве.

В отечественном правоведении под Конституцией понимают основной закон государства, отражающий волю народа, и в его интересах закрепляет наиболее важные принципы общественного строя и государственной организации страны. Как главный закон Конституция представляет собой единый законодательный акт, устанавливающий принципы организации и функционирования представительных органов государства, основные права и свободы человека и гражданина, территориальное устройство, форму правления, местное.

Конституция Российской Федерации

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio - установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той.

Вся электронная библиотека >>>

Основы государства и права >>

Основы государства и права

Раздел: Экономика и юриспруденция

7.1. Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В.

interadvokat.com

  • Магазин детский мир красноярск обмен или возврат товара Магазин детский мир красноярск обмен или возврат товара Москва, 1-й Институтский проезд, дом 1, стр. 4 (м. Рязанский проспект), при наличии документов, подтверждающих факт получения товара, а также, при предъявлении документов, удостоверяющих личность клиента. […]
  • Образец приказа об увольнении в связи с призывом на военную службу Кого призывают на военную службу На военную службу допустимо призывать лиц мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (т. е. до 26 лет включительно). При этом работодатель не может препятствовать призыву сотрудников на военную службу, поскольку служба в […]
  • Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Российская […]
  • Приказ о переводе работника на другую работу Перевод работника на другую работу (должность) внутри организации должен осуществляться в соответствии с приказом, который составляется на основании заявления о переводе или докладной записки с обоснованием перевода. Приказ может быть оформлен как в произвольном виде, так […]
  • Заявление на учебный отпуск: образец 2017 Обновление: 27 сентября 2017 г. Заявление на учебный отпуск (образец) Работники, которые параллельно с работой получают образование в учебных заведениях, могут столкнуться с тем, что такое совмещение в определенные моменты бывает невозможно, например, когда дата сдачи […]
  • По протесту прокурора отменен В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа г. № 860 "О переносе выходных дней в году" и статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации Нерабочие праздничные дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней […]

Конституция России:

  • · закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • · обладает высшей юридической силой;
  • · обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • · отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • · является базой для текущего законодательства.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутри государственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль. конституция закон юридический федеративный

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ - раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации - ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины - части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции - основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

Кодифицированные - представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

Некодифицированные - состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, - основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| - это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ - Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы -

Законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

Законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут - акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования - особая сфера;

в) порядком принятия - особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине - 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы - регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) - для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы - законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

Кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

Текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы - законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы - нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные - законы, действующие без ограничения срока;

2) временные - законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) - принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

Принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

Принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

Законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

Административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) - о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

Законы в области регулирования политики;

Законы в области регулирования социальной сферы;

Законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

Разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

Разница между конституцией и другими законами

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Определение

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.

Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.

При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

thedifference.ru

Чем отличаются конституция и закон?

Слово «конституция» в переводе с латыни означает «устройство, установление «. Это значит, что Конституция - это устройство государства и установление в нем законов, по которым живет общество данного государства. Она определяет принцип, по которому живут и действуют органы государственной власти, определяется избирательная система, отражены права и обязанности граждан.

Конституция - это главный закон государства , он обладает самой высшей юридической силой. Без конституции не может существовать ни одно правовое государство, общество погрузится в хаос, не будет стабильности и защиты.

История развития конституции

Происхождение слова «конституция» отправляет нас в далекое прошлое, в древние века. Еще Спарта и Древние Афины имели свои неписаные конституции. В Англии в 1215 году Первым Конституционным Актом явилась «Великая Хартия вольностей». В средние века была создана конституция (Основной Закон) и действующий до сих пор в Сан-Марино. Он был принят в 1600 году, но базой его считается «городской устав», который принят был в 1300 году. В более позднее время в 1529 году появляется конституция «Статус Великого Княжества Литовского» (дополнена в 1566 и 1588 годах). Но писаной первой конституцией считается Конституция США, образованная в 1787 году и действующая до нашего времени с поправками.

В каждом государстве своя принятая (писаная и неписаная) Конституция. У конституции нет срока действия. Она подлежит изменению (внесению поправок), дополнению, а иногда и переизданию, когда общество стоит на пороге перемен.

В Российской Империи с 1832 года действовали «Основные государственные законы «, но в результате появления Манифеста, который был издан по поручению Николая II и назывался «Об усовершенствовании государственного порядка», законы претерпели большие изменения. И в результате этих изменений с 1906 года с 23 апреля они считаются первой Конституцией России.

В Российской Федерации, в ее истории действовало 5 конституций:

  • 1918 год - Конституция РСФСР, принятая после «переворота» в октябре.
  • 1925 год - Конституция РСФСР - объединение в СССР с независимыми республиками.
  • 1937 год - Конституция РСФСР, принятая при Сталине.
  • 1978 год - Конституция РСФСР, принятая при Брежневе.
  • 1993 год - Конституция РФ - первая Конституция Демократической России, действующая и ныне.
  • Виды конституций

    В разных государствах конституции имеют отличия между собой. Принято разделять виды конституций:

    • Писаная конституция - это единый и единственный акт. Могут иметь место дополнительные акты, но формально это единая конституция.
    • Неписаная конституция - это совокупность законов (обычных). Они не соединены в единый акт, и возможно существование других источников, наделенных высшими юридическими правами.
    • Дарованная конституция - вводится в действие актом, который подписал глава данного государства (император), без согласования с народом.
    • Народная конституция - принятая на референдуме, либо высшим органом власти;
    • Гибкая конституция - это главный закон, который можно изменить, как обычный закон в государстве.
    • Жесткая конституция - главный закон, который можно изменить через более сложный порядок, чем обычный закон. Большинство конституций (писаных) можно отнести к жестким.

    Также конституции делятся на:

    1. Юридические - это все виды конституции (народные, писаные или неписаные, гибкие или жесткие) - все они обладают юридическими правами.
    2. Фактические - это государственно-общественные отношения, закрепленные в юридической конституции.
    3. Реальная конституция - в ней закрепленные законы - это действительность, а фактические и юридические тождественны.
    4. Фиктивная конституция - в ней закреплены законы или которых нет в действительности, или они отличаются от конституционных законов.

    Изменение Конституции

    Изменения и внесение поправок в основной закон государства напрямую связаны с общественной жизнью, с ее переменами, с расстановкой политических сил. Пересмотр некоторых положений Конституции РФ, в которых назрели перемены, предусмотрен 9 главой Конституции РФ и Федеральным Законом от 4 марта 1998 года . В нем говорится о порядке принятия поправок к Конституции РФ.

    Поправки могут вносить только президент страны, Государственная Дума, правительство РФ, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ.

    Но не все главы Конституции подлежат внесению поправок в указанном порядке. Речь идет о пересмотре положений 1,2 и 9 глав Конституции РФ. Он не может состояться в выше указанном порядке, но если все-таки 3/5 голосов депутатов в Государственной Думе и членов Совета Федерации поддержат предложение о пересмотре положений этих глав, то Конституционное собрание РФ или подтверждает неизменность Конституции РФ, или рассматривает проект новой Конституции РФ, и проект выносится на народное голосование.

    Чем конституция отличается от закона

    В отличие от конституционных законов, законы, изданные в стране, не должны нарушать основ Конституции . Она является фундаментом всего текущего законодательства в государстве. И если некий закон не подчиняется этому правилу, то он является антиконституционным. Об этом сказано в статье 15 Конституции РФ. Изданные законы должны быть опубликованными официально. Законы, которые не опубликованы, не применяются.

    Закон - это правило, которое регламентирует жизнь только в определенной сфере и,возможно, только локально, в то время, как Конституция действует на всей территории государства. Закон издается органом, наделенным такими полномочиями. На Федеральный закон президент РФ может наложить вето, и закон не будет принят. В отношении конституционных законов президент не имеет такого права. Конституция действует, пока не принят новый проект. Закон отменить проще - издается новый закон или у старого закона заканчивается срок действия.

    Конституция стабильна. И принятие новой Конституции ведет к кардинальным переменам в обществе.


    vchemraznica.ru

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    Виды законов в РФ

    Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Классификация законов:

    1. По юридической силе:

    Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

    ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) - акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

    Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

    ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ (часть 3, статья 76); статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы . Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

    2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

    - ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.

    - Закон РФ о поправке к Конституции РФ ;

    - ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о полит. партиях 11.07.2001);

    3. по территориальному признаку:

    - законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

    4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

    - ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;

    - ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

    Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

    1) по юридической силе;

    2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

    3) по порядку принятии;

    4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

    Глава 3. ВИДЫ ЗАКОНОВ

    Виды законов могут выть выделены по разным основаниям.

    Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

    К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне , относятся следующие вопросы:

    Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами.

    Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

    В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

    Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

    Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов.

    Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

    Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова « constitutio » — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце Х V 111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

    Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

    Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

    Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

    Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

    Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР» .

    Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

    Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

    Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

    Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений.

    Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

    Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации» . Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

    Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

    Рассмотрим федеральные конституционные законы . Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

    С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

    Федеральные конституционные законы в соответствии со ст. 76 Конституции России имеют верховенство над федеральными законами.

    Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Для его принятия необходимо большинство не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 1 ,“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 и другие.

    Страшун высказывается по вопросу о том, какие вопросы могут регулироваться федеральными конституционными законами : «значительная часть правоведов склонна толковать ч. 1 ст.108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим» в статьи, прямо предусматривающие соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер» .

    Федеральные конституционные законы непосредственно не относятся к формам гражданского права, однако опосредованное воздействие они оказывают. Так, например, при помощи федеральных конституционных законов урегулирована организация и деятельность судебных органов, которые могут рассматривать гражданско-правовые споры, споры в сфере экономики.

    Наиболее многочисленную группу составляют федеральные законы .

    Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» , «О военных судах Российской Федерации» .

    Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации» , «Об акционерных обществах» , «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

    В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

    Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со статьей 106 Конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции России ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными федеральными законами.

    Возможность данного вида закона для регулирования гражданско-правовых отношений исключительно велика. Международные договоры Российской Федерации, выступление в конфедерации сказываются на внутригосударственных гражданских отношениях.

    Закон субъекта Российской Федерации – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта Российской Федерации и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта Федерации и в совместном ведении. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, на федеральном уровне принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании данного закона и в соответствии с ним большинство субъектов Федерации приняли свои акты, в частности, Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов – предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

    Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 226.

    СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. № 13. Ст. 1447; ФКЗ-1 от 8 февраля 2001 г. внесены изм. и доп. // Российская газета от 10 февраля 2001 г. № 29.

    Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура.// Журнал российского права. 1997. № 4. С. 4.

    Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован СЗ РФ от 1 января 2001 г. № 1. Ст. 2.

    Собрание законодательства РФ от 1 января 1996 г. № 1. Ст. 1. (с изм. от 13 июля 1996 г., 24 мая 1999 г.) Понятие и виды преступлений против личности Одной из важнейших задач УК РФ, который основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, в его ст. 2 […]

    Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

    Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

    Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

    Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

    Виды конституций
    писаная неписаная
    существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)
    реальная фиктивная
    адекватно отражает реальное конституционное строение не соответствует фактическим условиям, является декларативной
    народно-суверенная (договорная)(Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) октроированная (фр. octroyer - жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

    Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

    Функции конституции

    Наименование функции Ее сущность
    Политическая Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие
    Правовая Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства
    Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
    Учредительная Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти
    Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

    Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

    => Принятие новой конституции

    Конституция Российской Федерации - это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

    Этапы конституционного развития России

    Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

    Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

    Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов - 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

    Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

    Особенности Конституции РФ

    Особенности, обусловливающие центральное место Конституции РФ в правовой системе Их подтверждение
    Принимается народом (или от его имени) 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ
    Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства
    Обладает высшей юридической властью Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону
    Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
    Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней
    Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции
    Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 / 5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 / 5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 / 3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3-8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 / 3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 / 3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

    Структура Конституции РФ

    По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

    Преамбула

    Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

    Первый раздел

    № главы Название главы Конституционные статьи Предмет регулирования
    Основы конституционного строя 1-16 Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии
    Права и свободы человека и гражданина 17-64 Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина
    Федеративное устройство 65-79 Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации
    Президент Российской Федерации 80-93 Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности
    Федеральное Собрание 94-109 Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса
    Правительство Российской Федерации 110-117 Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству
    Судебная власть 118-129 Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ
    Местное самоуправление 130-133 Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления
    Конституционные поправки и пересмотр Конституции 134-137 Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

    Второй раздел

    Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.



    Просмотров