О личном подсобном хозяйстве. Личные подсобные хозяйства граждан

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Формы и правовые основы ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства. – Понятие и правовое положение садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан. – Правовое регулирование государственной поддержки садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан и личного подсобного хозяйства.

Формы и правовые основы ведения

Садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства

(формы ведения садоводства и огородничества;

правовое регулирование садоводства

и огородничества граждан)

Этот особый вид сельскохозяйственной деятельности является своеобразной российской традицией, наиболее популярной в последние десятилетия. Выращиванием овощей и фруктов для своей семьи на приусадебном участке или в садоводческом товариществе занимаются и сельские жители, и многие горожане.

Натуральное хозяйство помогает решить продовольственные проблемы. И в советский период к индивидуальному хозяйству обратились для того, чтобы дать возможность гражданам своими силами восполнить недостаток свежих овощей и фруктов и преодолеть их рыночную дороговизну.

Однако государство строго контролировало деятельность таких хозяйств, устанавливая предельные размеры выделяемых гражданам земельных участков для ведения садоводства и огородничества, подробные требования по освоению участка, в том числе по размерам садового дома и хозяйственных строений, иногда даже по выращиванию сельскохозяйственных культур.

192 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

В наше время индивидуальные формы хозяйствования также существуют для дополнительного обеспечения граждан продуктами.

Формы ведения садоводства и огородничества

Определим сразу, что мы говорим о тех формах, которые были специально созданы и закреплены в праве для данной деятельности граждан, то есть о законодательно установленных формах. Не редкость, когда под картофельные грядки просто используется участок земли у опушки леса или при дороге. Но такое натуральное хозяйство, .как правило, не признается и не защищается.

Законодательно установлены такие формы, как садоводческие, огороднические некоммерческие объединения граждан 1 . К ним отнесены и дачные объединения, которые имеют двойственный характер – с одной стороны, дачные поселки относятся к населенным пунктам, с другой стороны, ведение садоводства и огородничества на дачных землях всегда было достаточно распространено.

Кроме того, законодательством признается индивидуальное ведение садоводства и огородничества. Особым видом считается личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Специального определения ЛПХ в законодательстве пока нет, но праву хорошо известна категория "земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства". Кроме того, несколько нормативных актов упоминают об ЛПХ наряду с садоводческими и огородническими объединениями граждан 2 . Что же можно считать личным подсобным хозяйством? Это ведение садоводства, огородничества или животноводства на земельном участке, обычно расположенном рядом с жилым домом. Ранее, да и сейчас иногда, имущественный комплекс, в который входили дом, рассчитанный на одну семью, хозяйственные постройки и земельный участок для сада и огорода, назывался усадьбой, а такой земельный участок-– приусадебным. Как правило, он

1 См.: Ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

2 См., например: Указ Президента РФ "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2875.

§ 1. Формы ведения личного подсобного хозяйства___________ 193

предоставлялся в больших размерах (около 0,25 га), чем для тех же целей в товариществе.

Заметим, что к нашему разговору не имеют отношения садоводческие, огороднические, животноводческие потребительские кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и юридическими лицами) в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. Эти кооперативы, во-первых, образуются только особым кругом лиц, а во-вторых, действуют для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства, а не для ведения того же личного, натурального хозяйства.

В настоящее время действует несколько нормативных актов, регулирующих этот способ ведения сельского хозяйства, и в первую очередь Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 г. Этот Закон устанавливает основы организации и деятельности названных объединений, а также основы деятельности садоводов и огородников, не вступивших в эти объединения.

Особо следует выделить те нормативные акты, по которым происходит приватизация земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пользование для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

Кроме того, принято несколько нормативных актов, регулирующих различные формы государственной поддержки садоводства и огородничества. Это, например, Указ Президента РФ "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1997 г.); постановление Правительства РФ "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 27 июня 1996 г.

194 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

г -^^–––-––––––– ––– –––––~– ––––~–-–"––––-–––––– – –––––––––––––––~––––– ––––– """––~––– "–"""

Понятие и правовое положение

Садоводческих, огороднических некоммерческих

Объединений граждан

(понятие; правовое положение имущества;

организация садоводческих, огороднических

некоммерческих объединений граждан; права

и обязанности членов объединений; деятельность

объединений граждан; управление делами садоводческих,

огороднических и дачных объединений граждан)

Правовое понятие садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан установлено упомянутым Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Таким объединением называется некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Понятие

Объединения носят статус некоммерческой организации, правовое положение которых установлено ГК РФ и иным законодательством о некоммерческих организациях (см. гл. 5).

Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан установлено, что такое объединение может быть создано в форме некоммерческого товарищества, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства.

Некоммерческим партнерством по гражданскому законодательству признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение предусмотренных целей 1 . При этом имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства.

В свою очередь, потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на

" См.: Ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

§ 2. Понятие садоводческих объединений граждан 195

основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ). Но на садоводческие, огороднические и дачные кооперативы не распространяется Закон РФ "О потребительской кооперации". Что же касается некоммерческого товарищества, то такой вид объединения встречается только в данном Законе. Это возможно, поскольку установленный в ГК РФ перечень некоммерческих организаций является открытым.

Разница между установленными видами организаций заключается прежде всего в правовом положении имущества объединения и его участников. В то же время законодательством для всех организаций установлена такая категория, как "имущество общего пользования", которое может включать самые разнообразные вещи, необходимые для совместной деятельности в объединении.

В большинстве случаев, предусмотренных законом, имущество общего пользования находится в собственности организации как юридического лица. Так, членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива имущество общего пользования создается посредством объединения паевых взносов и является его собственностью. Из части указанного имущества можно образовать неделимый фонд. То же касается имущества, приобретенного на взносы членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства.

А вот в некоммерческом товариществе имущество общего пользования – в зависимости от того, кем и как оно приобретено – может находиться в собственности как товарищества, так и его членов: имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества, является его собственностью.

196 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

тельности товарищества, а также средства, предоставленные ему Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие задачам товарищества, которые предусматриваются уставом.

Организация садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан

Как и любое другое юридическое лицо, чтобы начать действовать, садоводческое, огородническое, дачное объединение должно быть организовано в установленном порядке.

Любой вид объединения создается по решению граждан – учредителей и соответственно будущих членов объединения. Решение принимается на их общем собрании, которое утверждает учредительный документ – устав.

Устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязательно должен содержать определенный перечень сведений. В нем указываются: организационно-правовая форма; наименование и место нахождения; предмет и цели деятельности объединения; порядок приема в члены такого объединения и выхода из него; права и обязанности объединения; права, обязанности и ответственность членов объединения; порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность за нарушение этих обязательств; порядок участия члена объединения в работах, выполняемых коллективно по решению общего собрания (собрания уполномоченных) либо правления; порядок формирования, структура, полномочия и организация деятельности органов управления; состав и компетенция контрольных органов; правовое положение имущества, в том числе порядок выплаты стоимости или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов объединения или его ликвидации; условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с объединением; порядок изменения устава; основания и порядок применения мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка, вплоть до исключения; порядок реорганизации и ликвидации объединения; порядок вступления в ассоциации (союзы) и открытия своего представительства.

§ 2. Понятие садоводческих объединений граждан____________197

В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества – порядок образования специального фонда, являющегося его собственностью.

Особо следует подчеркнуть, что устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не может противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъекта Российской Федерации. В случае противоречия действует законодательство, а не положения устава.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет в собственности обособленное имущество. Оно обязано иметь приходно-расходную смету, печать с полным наименованием такого объединения; кроме того, объединение может иметь штампы и бланки со своим наименованием и даже эмблему, зарегистрированную в установленном порядке. Особое отношение у законодательства к наименованию объединения. Наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнерство".

Объединение считается созданным с момента его государственной регистрации.

Участником садоводческого, огороднического некоммерческого товарищества и партнерства можно стать с 18, потребительского кооператива – с 16 лет. Членство в объединении в любом случае предполагает обладание земельным участком в границах земель, предоставленных объединению. При этом граждане РФ могут использовать земельный участок на основании любого правового титула, иностранные граждане и лица без гражданства – только на основании права аренды. В принципе из этого следует, что стать участником объединения можно при наличии свободного земельного участка.

Учредители некоммерческого объединения считаются принятыми в члены объединения с момента его государственной

198 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в него общим собранием членов объединения. Каждому из них в течение трех месяцев со дня приема правление обязано выдать членскую книжку или аналогичный документ.

Участники (члены) садоводческого, огороднического и дачного объединения имеют право:

Избирать и быть избранными в органы управления или орган контроля;

Получать информацию о деятельности органов управления объединением и его органа контроля;

Самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием;

Осуществлять в соответствии с установленными требованиями строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений – на садовом или дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений – на огородном земельном участке;

Распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом;

При ликвидации объединения получить причитающуюся долю имущества общего пользования;

Осуществлять иные не запрещенные законодательством действия.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан:

В течение трех лет освоить земельный участок (если иной срок не установлен земельным законодательством); использовать участок в соответствии с его целевым назначением; не наносить ущерб земле как природному и хозяйственному объекту, соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты. Нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;

Если речь идет о потребительском кооперативе – нести субсидиарную ответственность по обязательствам садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива;

Не нарушать прав иных членов объединения;

§ 2. Понятие садоводческих объединений граждан 199

Выполнять решения общего собрания (собрания уполномоченных) и правления такого объединения.

Своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные законом и уставом объединения, налоги и платежи;

Соблюдать строительные, экологические, санитарно-ги-гиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);

Соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.

Если член объединения не согласен с решением общего собрания, в том числе о привлечении его к ответственности, он может обратиться в суд.

Законом предусмотрена возможность ведения садоводства и огородничества не только в рамках членства в объединении, но и индивидуально. В этом случае гражданин, если это необходимо, допускается к использованию имущества, находящемуся в собственности объединения, выстраивая отношения с ним на основании договора.

Разумеется, основная деятельность объединений связана с целью их создания – работа в саду или огороде, разведение цветов, выращивание овощей, фруктов для обеспечения собственных нужд, загородный отдых.

При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе:

Создавать местные и межрайонные ассоциации (союзы);

Создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном ГК РФ;

Открывать свои представительства на территории Российской Федерации;

От своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, в том числе привлекать заемные средства, заключать договоры;

Открывать счета в банках на территории Российской Федерации;

Отвечать по своим обязательствам собственным имуществом.

В зависимости от формы объединения установлены разные взаимосвязи его самого и участников по поводу выпол-

200 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

нения обязательств. Так, члены некоммерческих товариществ и партнерств не отвечают по их обязательствам, и товарищества (партнерства) не отвечают по обязательствам своих членов. А члены потребительского кооператива, наоборот, обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

При этом не следует забывать, что данные объединения, будучи некоммерческими организациями, не могут создаваться с целью ведения сельскохозяйственного производства исключительно для того, чтобы получать прибыль и распределять ее между участниками. Речь в данном случае идет о запрете постоянной систематической предпринимательской деятельности, регулируемой государством особо. Но это не значит, что участники сельскохозяйственного по сути объединения, вырастив большой урожай, не могут часть его продать. По Закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. К такой деятельности и относится продажа избытка выращенного продукта (другая деятельность в рамках тех же целей).

Хозяйственная деятельность участников не зависит от решения садоводческого или огороднического объединения. Садовода или огородника нельзя обязать выращивать определенную культуру, сдавать часть урожая для продажи, вообще поставить труд на земельном участке в зависимость от какого-либо коммерческого договора. Членство в подобных организациях этого не предусматривает.

Делами в некоммерческом объединении управляет общее собрание (собрание уполномоченных), которое обязано решать наиболее важные вопросы, а также правление

и его председатель, в качестве органа, обязанного выполнять решения общего собрания и вести текущие дела. Собрание уполномоченных организуется, как правило, в объединении с

§ 2. Понятие садоводческих объединений граждан____________201

большой численностью участников, и его организация не должна ущемлять права всех членов объединения; поэтому оно должно быть создано на общем собрании.

Очередное общее собрание (собрание уполномоченных) членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения созывается не реже чем один раз в год его правлением. Внеочередное общее собрание проводится по инициативе правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов объединения.

Общее собрание (собрание уполномоченных) правомочно, если на нем присутствует более чем 50 процентов членов такого объединения либо не менее чем 50 процентов уполномоченных.

Общее собрание:

Вносит изменения и дополнения в устав объединения;

Принимает и исключает из членов объединения;

Избирает председателя и членов правления и досрочно прекращает их полномочия, если уставом такого объединения не предусмотрено иное;

Избирает членов ревизионной комиссии (ревизора) и комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочно прекращает их полномочия;

Принимает решения об организации представительств, фондов, о вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

Принимает решения о реорганизации или о ликвидации объединения;

Принимает решения о формировании и использовании имущества объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, устанавливает размеры целевых фондов и соответствующих взносов;

Рассматривает жалобы на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

Утверждает отчеты правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, других структур объединения.

202 Глава 8. Ведение садоводства, огородничества и подсобного хозяйства

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается на общем собрании прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года. Но Закон допускает установление иного порядка избрания, если он предусмотрен уставом объединения. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием.

Правление обладает следующими полномочиями:

Выполняет решения общего собрания членов объединения;

Осуществляет оперативное руководство деятельностью объединения;

Распоряжается материальными и нематериальными активами объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

Организует учет и отчетность объединения, составляет финансовые документы и отчеты объединения, готовит годовой отчет и представляет его на утверждение общего собрания членов объединения; обеспечивает делопроизводство объединения и содержание его архива;

Организует строительство, ремонт и содержание зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

Организует приобретение и доставку посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, ядохимикатов;

Организует охрану и страхование имущества объединения и имущества его членов;

Принимает и увольняет лиц, работающих по трудовым договорам;

Заключает сделки от имени объединения.

Председатель правления помимо того, что он возглавляет его заседания, обладает самостоятельными полномочиями: подписывает документы от имени объединения, по решению правления заключает сделки и открывает в банках счета объединения; выдает доверенности, представляет интересы объединения в органах государственной власти, местного самоуправления, других организациях.

Специальный орган объединения – ревизионная комиссия или ревизор – осуществляет контроль за деятельностью председателя, правления; избирается общим собранием на два года из числа членов объединения и подотчетен общему собранию.

§ 3. Государственная поддержка садоводческих объединений_____203

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Одной из форм использования земель сельскохозяйственного назначения является ведение крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с ЗК РФ и Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и...
(Земельное право)
  • Правовое регулирование использования земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства
    Особенности использования земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливаются ЗК РФ и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Садовый земельный участок ...
    (Земельное право)
  • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
    Земли сельскохозяйственного назначения могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности (кроме иностранных лиц). В настоящее время в государственной и муниципальной собственности находится 270,7 млн га, или 67,7% земель данной категории, в частной собственности - 129,3 млн га,...
    (Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах Российской Федерации)
  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
    Оборот земель сельскохозяйственного назначения и способы регулирования такого оборота существенно отличаются как от общих правил, установленных гражданским законодательством, так и от подходов законодателя к землям иных категорий. Так, принципами регулирования такого оборота являются: сохранение целевого...
    (Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства)
  • Личные подсобные хозяйства: особенности их влияния на обеспечение продовольственной безопасности сельского населения и решение социальных проблем
    Под личным подсобным хозяйством (ЛПХ) у нас понимается хозяйство, созданное и поддерживаемое трудом членов одной семьи. За многие годы своего существования оно показало себя как устойчивая и жизнеспособная форма, на которую не смогли повлиять многочисленные сельскохозяйственные реформы, ограничивающие...
  • Трансформация личных подсобных хозяйств в фермерские как фактор повышения благосостояния сельского населения
    В научном сообществе проблема увеличения числа фермерских хозяйств за счет трансформации личных подсобных хозяйств рассматривается уже много лет. Так, например, по этому поводу В. Башмачников пишет «...сектор крестьянских подворий (ЛПХ) имеет важное значение как резерв для расширения сектора высокотехнологичных,...
    (Формирование и развитие социально-экономических систем сельских территорий)
  • Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
    Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Договор же аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с гражданину...
    (Земельное право)
  • 2.1 Правовое регулирование личных подсобных хозяйств в Российской Федерации

    Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ , Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" , другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в статье 2, имеет два важных аспекта.

    Во-первых, личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности.

    Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

    Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции - от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

    О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса (ГК) РФ , п.2 ст.3 настоящего Федерального закона) и не облагается подоходным налогом.

    В соответствии с подпунктом 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

    Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

    Также установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.

    Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно п.1 и 2 ст.245 и п.1 и 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно ст. 253 Гражданского кодекса РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).

    Также настоящий Федеральный закон и п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ не требуют осуществления государственной регистрации личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

    Настоящий Федеральный закон (п. 3 ст. 3) гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

    Кроме того, настоящий Закон направлен на защиту прав граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, от произвольного вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Нормы ст. 6 настоящего Федерального закона не вводят каких-либо ограничений на поголовье и количество сельскохозяйственных животных, пчел и птицы, которых разрешено содержать в личном подсобном хозяйстве, следовательно, ни один орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и устанавливать какие-либо нормы (минимальные и максимальные) по количеству разрешенного поголовья скота, пчел и птицы, так как это не предусмотрено законодательством.

    В соответствии со ст. 35, 55 Конституции Российской Федерации решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, могут быть обжалованы в суд.

    За многолетнюю практику ведения гражданами личного подсобного хозяйства выработаны различные формы государственной и иной поддержки таких хозяйств:

    1) в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.03.1981 г. № 141 "О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР" федеральным органам исполнительной власти (прежде всего Минсельхозу России), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления разрешено вводить в свои штаты специалистов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Эта норма действует до сих пор;

    2) в соответствии с указом Президента РФ от 07.06.1996 г. № 819 "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" предусмотрено, начиная с 1997 года, выделение средств из федерального бюджета на льготное кредитование строительства жилых домов и обустройство земельных участков личного подсобного хозяйства, а также выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования.

    Государственной поддержкой является также освобождение владельцев личных подсобных хозяйств полностью или частично от налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей в соответствии с федеральными законами. Например, согласно подпункта 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения доходы граждан от продажи выращенной продукции в личных подсобных хозяйствах.

    Согласно ст. 6 и 8 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог на земельные участки личного подсобного хозяйства в границах и вне черты сельских поселений приравнен к налогу, взимаемому с сельскохозяйственных организаций (в 10 раз меньше чем для дачников или владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства), а в черте городских поселений для личного подсобного хозяйства земельный налог равен 3 процентам от ставок земельного налога, установленного в этом городском поселении для других видов деятельности.

    Соответствующими законами установлены льготы на подоходный налог (налоговые вычеты на расходы при приобретении земельных участков, жилых домов, хозяйственных сооружений и строений), налог на имущество, расположенное на земельном участке личного подсобного хозяйства, плата за забор воды для орошения и т.д.

    В пункте 2 статьи 7 Федерального Закона приведен примерный перечень мероприятий по государственной поддержке граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Порядок их реализации должен быть определен постановлениями и решениями Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Впервые предусматривается ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных, содержащихся в личном подсобном хозяйстве.

    Все меры государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство связаны с использованием средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов. Поэтому в настоящем Федеральном законе впервые установлено, что на личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств).

    Более половины некоторых видов сельскохозяйственной продукции (картофель, овощи, мясо, молоко) производится в личных подсобных хозяйства и поэтому они должны иметь государственную поддержку пропорционально своей доле в производстве сельскохозяйственной поддержки.

    Объемы и виды государственной поддержки личных подсобных хозяйств будут определяться ежегодно при принятии федерального бюджета на очередной год. Например, на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 24.12.2002 г. № 177 - ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" выделено 24,5 млрд. рублей, в том числе:

    1) субсидирование разницы процентных ставок по привлеченным кредитам и краткосрочным кредитам 3,2 млрд. рублей;

    2) государственная поддержка программ и мероприятий по племенному животноводству и элитному семеноводству 1,2 млрд. рублей;

    3) государственная поддержка программ и мероприятий по развитию растениеводства 1,3 млрд. рублей;

    4) компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур (субсидии и субвенции) 0,9 млрд. рублей;

    5) регулирование зернового рынка 1,0 млрд. рублей;

    6) субсидии на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений 2,1 млрд. рублей;

    7) на финансирование мелиоративных работ 2,4 млрд. рублей;

    8) федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (финансирование газификации, водоснабжения, жилищного строительства, дорожного строительства) 1,5 млрд.руб. и т.д.

    Указанные средства федерального бюджета выделяются Минсельхозом России в порядке, установленном Правительством РФ для каждого вида расхода средств.

    Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при принятии своих бюджетов также разрабатывают и осуществляют меры и программы по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

    Статья 8 определяет, что вместо государственной регистрации личных подсобных хозяйств их учет должен осуществляться в похозяйственных книгах. Порядок ведения таких книг должно определить Правительство РФ.

    Многие граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и, следовательно, они не смогут оформить пенсию. Статья 9 предоставляет таким гражданам право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

    Данная норма соответствует положению абзаца второго п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 29.05.2002 г. и 31.12.2002 г.), согласно которого граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять плату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за другого гражданина, за которого не осуществляется уплата страховых взносов.

    Форма пенсионной книжки застрахованного гражданина и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 10.04.2003 г. № 49 п.

    Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не может быть менее 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты (п. 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

    Таким образом, по мнению автора работы, органам государственной власти субъектов РФ на региональном уровне при принятии законов и программ по поддержке личных подсобных хозяйств следует особое внимание обратить на ст. 7 Федерального Закона «О государственной и иной поддержке личных подсобных хозяйств» и ст. 9 «Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию» .


    В ходе градостроительной деятельности определяются виды использования земель в пределах черты городов и сельских поселений. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области градостроительства и использования земель городов и сельских поселений определены Градостроительным кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает основы...

    Союза ССР сложил свои полномочия. Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг. Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. . Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени...



    Просмотров