Как защищаются права несовершеннолетних детей в рф. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в рф

Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»5 устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

  • - пособие по беременности и родам;
  • - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • - единовременное пособие при рождении ребенка;
  • - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • - ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери - женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка6.

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

  • - статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;
  • - статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
  • - статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;
  • - статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
  • - статья 68. Защита родительских прав;
  • - статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;
  • - статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ. Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

  • - право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • - право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;
  • - право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;
  • - право ребенка выражать свое мнение;
  • - право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав -- задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

  • а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;
  • б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
  • в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
  • г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.7

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав8. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ9, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

Создан при ООН с целью контроля за выполнением положений Конвенции о правах ребенка в странах, которые признали свое участие в подписании данного международного документа. О необходимости особо охранять права и интересы малолетних заявляется постоянно, но далеко не всегда для этого принимаются адекватные меры. Чтобы обезопасить жизнедеятельность той группы общества, которая неспособна в силу своего возраста защитить себя самостоятельно, создаются специальные органы. Их задача – обеспечить повсеместное соблюдение прав несовершеннолетних.

Один из важнейших документов, регламентирующих права несовершеннолетних – это Конвенция о правах ребенка. Она подписана рядом государств, которые обязались руководствоваться положениями данного документа при создании собственной законодательной базы. На государственных деятелях лежит ответственность контролировать соблюдение интересов детей в их стране. Для этого создаются различные организации. Отследить успешность их деятельности в целом и политики державы в области защиты детства, призван Комитет по правам ребенка. Задачи этой организации сводятся к тому, чтобы следить за исполнением государствами норм, прописанных:

  • в самой Конвенции о правах несовершеннолетних;
  • в протоколе, рассматривающем недопустимость вовлечения детей в вооруженные конфликты;
  • в протоколе о запрете торговли малолетними и их вовлечения в проституцию и порнографию;
  • в протоколе о процедуре сообщений.

Этот международный орган представляет собой состав из независимых экспертов из разных стран, общим числом восемнадцать человек. Их собрания проводятся с периодичностью три раза в год и проходят в Женеве. Каждая сессия работы Комитета включает:

  • пленарное заседание, длящееся три недели;
  • предсессионную рабочую группу, проходящую в течение одной недели.

Суть работы членов данного международного органа сводится к таким действиям:

  1. Оценка предоставленных странами-участницами докладов и отчетов о положении детей в данных государствах.
  2. Разработка рекомендаций для каждого члена комитета.
  3. Рассмотрение частных жалоб о нарушении прав малолетних.
  4. Опубликование общих замечаний, представляющих толкование правовых норм. В результате разрабатывается общее направление, которому должны следовать страны-участники, и отдельные советы конкретным странам.

Деятельность комитета в России

На одном из первых собраний Международного Комитета его членам было рекомендовано наладить работу подобных органов по защите прав ребенка внутри страны. Защита прав детей в России также связана с деятельностью такой организации. Ее существование в нашей стране началось с середины девяностых годов двадцатого века. Инициатором стали члены Министерства здравоохранения и социального развития, предполагая его как департамент по защите прав детей.

Профиль работы российского Комитета – защита интересов несовершеннолетних, пресечение случаев их нарушения. Его деятельность ведется в нескольких направлениях:

  1. Контроль за тем, как соблюдаются права детей в школе и в семье.
  2. Контроль за полнотой соблюдения юридических и гражданских прав несовершеннолетних.
  3. Организация просветительской работы среди родителей и педагогов по правовым вопросам, связанным с интересами детей.
  4. Совершенствование законодательной базы в рамках обеспечения максимальной защиты детских прав.

Первое направление предполагает, что Комитет – это тот орган среди прочих, куда опекуны или сам несовершеннолетний может обратиться в случае насилия над ним или морального оскорбления со стороны взрослых.

В рамках второго направления отслеживается соблюдение прав детей на образование, медицинскую помощь, на наследование ими имущества и финансов. Если члены Комитета сталкиваются с нарушением прав гражданского или юридического характеры, они обязаны рассмотреть этот вопрос и сообщить в соответствующие инстанции необходимую информацию. Третье направление обязывает Комитет:

  • знакомить взрослых с правами детей;
  • разъяснить законодательную базу по этим вопросам;
  • информировать об ответственности за нарушения интересов детей.

Основной международный документ, посвященный вопросу детства – это Конвенция о правах ребенка и протоколы к ней. Комитет, действующий на территории Российской Федерации, обязан следить, чтобы законодательная база страны не противоречила конвенционным положениям. В его обязанности входит и разработка проектов внутригосударственного совершенствования законов о детях.

Как обратиться в Комитет со своей проблемой

Для реализации деятельности Комитета по правам несовершеннолетних в России была введена должность Уполномоченного по правам ребенка. Произошло это первого сентября 2009 года, когда впервые был назначен детский омбудсмен при президенте РФ.

Поскольку огромная территория страны не позволяет решать множественные вопросы из центра, то в субъектах Федерации также появились уполномоченные по правам ребенка. Они получили название – региональные детские омбудсмены и призваны осуществлять надзорза соблюдением интересов маленьких граждан. Финансирование их деятельности возложено на власти регионов. При этом их службой руководит федеральный Уполномоченный при президенте.

Все заявления и жалобы, поступившие на официальный сайт федерального омбудсмена (с сентября 2016 года это Анна Юрьевна Кузнецова), перенаправляются для рассмотрения в конкретный район, о чем сообщается в письменной форме заявителю. Также указываются контакты для связи.

Функции уполномоченных определяются деятельностью Комитета по правам ребенка. Они на практике должны воплощать идеи и рекомендации международной организации. Задачи их работы таковы:


Чтобы задачи омбудсмена были решены, он наделяется определенными должностными полномочиями. Ему разрешено:

  • посещать при необходимости любую организацию и следить за ее деятельностью;
  • запрашивать необходимую информацию;
  • требовать пояснений от должностных лиц как о работе в целом, так и по конкретному делу.

Важным моментом в деятельности уполномоченных по павам ребенка является то, что у региональных омбудсменов есть свои общественные приемные. Сюда может обратиться любой человек, в том числе и ребенок, чтобы заявить о нарушении интересов несовершеннолетних. Это, пожалуй, единственная организация, где малолетний может действовать самостоятельно.

Важно также, что обратиться можно напрямую к конкретному человеку, а не к правоохранительной машине.

В каких случаях и как обращаются к омбудсменам


Для решения вопросов, связанных с ущемлением прав детей, при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по делам детства. На заседаниях такой комиссии начальниками отделов подаются отчеты и решаются вопросы по основным направлениям деятельности. Также могут быть рассмотрены жалобы, поступившие в отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Иногда такая деятельность оказывается недостаточной. Чтобы решить индивидуальную проблему с участием , можно использовать несколько способов:

  • узнать адрес его общественной приемной в конкретном городе прийти туда лично (список уполномоченных, к сожалению, не представлен на официальном сайте);
  • написать письмо по адресу регионального или центрального омбудсмена;
  • оставить сообщение на официальном сайте Уполномоченного при президенте России по правам ребенка или обратиться туда по телефону.

В любом случае дело будет рассматриваться служащими в конкретном городе. Если же их работа будет неудовлетворительной, возможно направить свою жалобу выше. К омбудсменам обращаются в различных ситуациях:

  • конфликт между родителями и школьным руководством по вопросу качества образования, предоставляемого ребенку;
  • правовые консультации по вопросам детских прав;
  • предложения внести изменения для усовершенствования образовательного и воспитательного процесса;
  • получение информации о гигиенических и санитарных нормах в школе, а также других случаях.

Однако правоведы всегда напоминают, что решать дело лучше сначала самостоятельно, поскольку в ряде случаев это вполне возможно и продуктивно. Жаловаться уполномоченному необходимо тогда, когда не получается решить вопрос на месте.

Защита детства – это национальный интерес для каждого государства. Деятельность комитета по правам ребенка направлена на улучшение положения несовершеннолетних в мире в целом и в конкретных странах. Для реализации поставленных перед ним задач в России создана должность уполномоченного по правам ребенка, к которому напрямую может обратиться любой гражданин по вопросу, связанному с нарушением прав малолетних.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка» всеми государствами-участниками . Заседания комитета проводятся в Женеве, и, обычно, это три сессии в год, состоящие из трех недель пленарных заседаний и одной недели предсессионной работы в группах.

Комитет по защите прав ребенка рекомендовал каждому государству - участнику учредить независимый механизм, предназначенный защищать и поощрять права ребенка , наделив его полномочиями по на нарушение прав детей и отслеживанию принятых мер. В России такой механизм был создан в 1998 году по инициативе Минздравсоцразвития и при непосредственном участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Он призван обеспечить координацию всех программ в интересах детей.

Уполномоченный по правам ребенка

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ . Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

Приближенность к структуре исполнительной власти в разных регионах проявляется по - разному. Большую независимость эта должность приобретает, как отдельная структура городской или областной администрации, что позволяет со стороны оценить качество государственной заботы , в сфере прав детей. В некоторых случаях наблюдается поглощение должности УППР другими государственными структурами, курирующими права детей: комитет по труду и защите населения, соцзащита материнства и детства и др.

Отдел по защите прав детей

Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:

  • рассмотрение устных и письменных жалоб;
  • правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
  • проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.

Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.

Права несовершеннолетних защищают:

  • органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
  • прокуратура;
  • инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.

Организации по защите прав ребенка

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства , которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист - инспектор по охране детства . Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога - педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям - сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

Права ребенка защищают многие организации, в том числе специальные комитеты, а также органы опеки, социальные службы. В каких случаях обращение в комитет по защите прав ребенка — это дело обязательное, и может ли родитель напрямую обратиться в эту инстанцию?

Сфера деятельности комитета

Где находится комитет по защите прав ребенка, как обратиться туда, и что для этого необходимо — вопросов, касающихся данной организации существует немало. Начать стоит с небольшого рассказа о ней. После того, как в 1959 году была принята Декларация о правах ребенка, возникла необходимость создания специального комитета, который будет следить за соблюдением правил вышеназванного документа. Такой комитет состоит из 18-ти независимых экспертов и заседает примерно 3-4 раза в год, обсуждая самые актуальные проблемы, связанные с детскими вопросами в мире.

Центральный комитет при ООН призвал правительство всех стран, подписавших Декларацию, создать на территории своей страны аналогичные комитеты. В России Комитет по защите прав ребенка был организован еще в середине 90-х. Чем же он занимается? На самом деле, сфера деятельности такой организации невероятно широка.

Во-первых, комитет следит за соблюдением прав ребенка в семье и школе. Если несовершеннолетний подвергается насилию со стороны взрослых или оскорблениям, уничижающим его моральный облик, представитель ребенка обязан обратиться в специальный комитет. Сам несовершеннолетний также может обратиться в комитет через социальных работников, если его права ущемляются.

Во-вторых, комитет следит за тем, чтобы юридические и гражданские права ребенка соблюдались полностью. Так, современные дети имеют право на образование, на достойные условия жизни, на наследование собственности и денежных средств. При несоблюдении этих прав, уполномоченный опекун должен также обратиться в комитет или в нижестоящие социальные инстанции. В том случае, если нарушаются права ребенка на получение бесплатной медицинской помощи или бесплатного образования, также необходимо писать заявление в комитет.

В число обязанностей данной организации входит и просвещение родителей, а также педагогов касательно прав современного ребенка. Россия подписывала декларацию о правах ребенка, а значит, указанные на ее страницах нормы являются законом, не соблюдение которого приводит к уголовному и административному преследованию. В данной конвенции отмечается, что ребенок обладает абсолютной свободой в деле выражения своих взглядов и своего мнения. Никто не имеет права принуждать ребенка к соблюдению определенных религиозных или политических взглядов, так как это карается по закону. Также конвенция защищает детей от трудовой эксплуатации, от сексуального насилия, от похищения и участия в военных конфликтах. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями, если они не были лишены соответствующих прав на свое чадо. В данном документе отмечается, что ребенка, которому не исполнилось 18 лет не имеют право призывать на военную службу.

Данный комитет также отвечает за совершенствование существующего российского законодательства. До июля 2016 года уполномоченным по правам ребенка считался Павел Астахов, и именно от него исходили разнообразные законодательные инициативы, касающиеся соблюдения прав детей. Именно уполномоченный по правам ребенка считается главой соответствующего комитета, и именно на него ложится ответственность в том случае, если полученная жалоба о нарушении прав детей не будет рассмотрена.

Как обратиться с комитет по защите прав ребенка?

Комитет защиты прав несовершеннолетних детей активно работает еще с 90-х годов, и каждый, кто столкнулся с неправомерными действиями по отношению к ребенку, имеет возможность в него обратиться. Однако специалисты перед началом разбирательства советуют разобраться в ситуации самостоятельно.

Зачастую конфликты возникают из-за недопонимания со стороны родителей и преподавателей. Так, например, многие родители жалуются на жестокость и рукоприкладство со стороны учителей. Столкнувшись с такой проблемой, необходимо сначала обратиться к директору, и если преподаватель не будет привлечен к ответственности, в суд или в комитет по правам детей.

Если учителя прививают детям привычки и навыки, которые не соответствуют взглядам родителей, с ситуацией также нужно сначала разобраться самостоятельно. Так, многие современные школы являются интернациональными, и в классах порой учатся детишки из самых разных стран. Именно поэтому уроки религиоведения или принудительное участие в патриотических мероприятиях может вызвать недоумение среди родителей. В данном случае, необходимо обратиться к директору школы с жалобой, а уже потом устраивать разбирательства в комитете по правам детей.

В том случае, если права ребенка уязвляются не по вине школьных сотрудников, а из-за деятельности родителей, обратиться в комитет могут педагоги или другие родственники несовершеннолетнего. Зачастую вредные привычки родителей, рукоприкладство и насилие с их стороны крайне негативно влияют на моральный облик ребенка. На этом фоне у него развивается агрессия, депрессия, низкая успеваемость. В таких ситуациях необходимо обращаться либо в органы опеки, либо напрямую в комитет по правам ребенка.

Данная инстанция обязана разбираться не только с теми жалобами, что поступают с территории Российской Федерации, но и с теми, что приходят из других стран, но лишь в том случае, если ущемляются права ребенка с русским гражданством. В течение последних пяти лет в прессу неоднократно просачивались известия о том, что за рубежом из-за жестокого обращения погиб ребенок, взятый из русского детского дома. Такие случаи не редки, и если права несовершеннолетнего действительно уязвляются, нужно немедленно обращаться в соответствующие инстанции. Если же малыш вместе с родителями получил другое гражданство, придется писать заявление в филиал международного комитета по защите прав ребенка, расположенный в стране проживания.

Как же обратиться к сотрудникам данного комитета? Для начала человеку необходимо отыскать адрес соответствующей инстанции в своем городе. Это можно сделать при помощи официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В каждом регионе есть свой уполномоченный, и на его имя необходимо писать само заявление. По указанному адресу можно взять специальный бланк, на котором придется изложить все подробности возникшей спорной ситуации. В том случае, если заявление составляется не родителями ребенка, стоит указать причину, по которой официальные опекуны не обратились к комитету напрямую.

После того, как заявление будет подписано и отдано сотрудникам комитета, остается лишь подождать несколько дней. На особо вопиющие жалобы специалисты реагируют очень быстро, приступая к дальнейшему разбирательству, которое зачастую включает в себя и судебные трения.

Существует и иной способ обратиться в комитет по защите прав ребенка — через социальные службы. Для этого необходимо обратиться к социальным работникам, ответственным за соблюдение прав ребенка. Объяснив им всю ситуацию, родители или опекуны имеют право потребовать составить заявление в специальную комиссию. Данный путь оказывается намного проще, поскольку социальные работники могут помочь в деле разрешения простых конфликтов, не доводя их до вышестоящих инстанций. Если же причина обращения в комиссию оказывается действительно серьезной, такие работники помогут составить правильное заявление. В том случае, если заявление о нарушении прав ребенка по каким-то причинам не рассматривается уполномоченными органами, можно обратиться в центральное отделение в Москве или напрямую к президенту РФ.

В России очень строго следят за соблюдением прав ребенка, и в случае, если указанные конституционные нормы были нарушены, родители имеют шанс обратиться в специальный комитет. Местные сотрудники работают обычно очень быстро, прекрасно понимая, что на кону стоит не только морально-нравственное состояние ребенка, но и его физическое здоровье, а также счастливое будущее.



Просмотров