В проекте конституции н м муравьева предполагалось. Основные положения «Конституции» Н. Муравьёва

Введение

Роль Конституции в жизни страны и общества трудно переоценить. В Конституции и путем ее применения в жизнь российское общество реализует в практическую жизнь концепцию государственности России как основополагающего способа организации общества.

Конституция в соответствии с отведенной ролью в жизни страны представляет собой юридический акт со всеми присущими Основному закону чертами и свойствами. Ей отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права.

Конституция - это главный, основной закон государства. Среди всей системы многочисленных нормативно-правовых актов, действующих в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, Конституция является основанием, стержнем и одновременно вершиной всего права, фундаментом его развития.

Основной целью данной работы является раскрытие сущности Конституции РФ как основного правового акта государства, фундамент всей правовой системы, регулирующей жизнь общества.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть следующие ключевые вопросы:

Обосновать главенствующую роль Конституции как стержня юридической системы государства, ведь в этом заключается ее сущность и основная роль;

Из сущности Основного закона вытекают присущие лишь ему черты и юридические свойства, их также необходимо тщательно проанализировать;

Надо сказать, что процесс законотворчества идет непрерывно, ведь в жизни нет ничего застывшего и на века определенного, и поэтому неудивительно, что конституционное развитие, то есть обновление и дальнейшее совершенствование Основного закона является естественным процессом. Для решения этого вопроса необходимо знать порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию;

Конституция РФ – действующий, но далеко не идеальный правовой акт, в данной работе также ставится задача в общих чертах проанализировать пробелы в конституционном законодательстве, а также предположить дальнейшие направления конституционного развития с учетом современной обстановки.

Исходя из раскрываемых вопросов и построена структура глав данной курсовой работы. При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, О.Е. Кутафин, Р.В. Енгибарян, Б.С. Эбзеев и др.

Конституционные проекты в дореволюционной России

Конституция Н. Муравьева

« Конститу́ция» Никиты Михайловича Муравьева - проект программного документа Северного общества декабристов. Составлялась в 1822-1825 годах. Наряду с «Русской Правдой» П. И. Пестеля является важнейшим источником для изучения политических воззрений декабристов. Официально обществом не была принята как программный документ, однако была широко известна и отражала большинства его членов.

Основой всех конституционных проектов декабристов стали идеи «Эпохи Просвещения», принципы «естественного права».

В целом Н. М. Муравьёв придерживался весьма умеренных позиций. В своей работе он свёл воедино многие неосуществлённые проекты эпохи Александра I.

Во многом «Конституция» повторяла положения «Уставной грамоты» Новосильцева - Вяземского (закончена в 1821 году).

Преобразования, предусмотренные «Конституцией» в государственном устройстве:

Введение конституционной монархии с оговоркой о возможности введения республики. «Если бы императорская фамилия, - показал Муравьёв на следствии, - не приняла Конституции, то как крайнее средство я предполагал изгнание оной (фамилии) и предложение республиканского правления».

Образование федерации из 13 держав и 2 областей.

Державы привязывались к морям или крупным судоходным рекам. Состоять они должны были из 368 уездов или поветов, а те из волостей от 360 до 1500 жителей мужского пола в каждой. Столицей должен был стать Нижний Новгород - город, славный своим вкладом в борьбу с польской интервенцией в XVII веке.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Создание двухпалатного «Народного веча», избираемого на основе большого имущественного ценза и состоящего из «Верховной думы» (верхняя палата) и «Палаты представителей народных» (нижняя палата). Депутаты в обе палаты должны были избираться на 6 лет, и каждые два года треть депутатов переизбиралась. В верхнюю палату избирали по 3 депутата от органов управления каждой державы и по два от областей. В нижнюю - по одному депутату от 50 тыс. жителей мужского пола.

В державах избирались «Державные веча», депутаты которых избирались на 4 года и четверть их ежегодно переизбиралась.

Исполнительная власть принадлежала императору - «верховному чиновнику российского правительства», бывшему также Верховным главнокомандующим, назначавшим с согласия Верховной думы послов, консулов, судей верховных судебных палат и министров. Император получал большое жалованье - от 8 до 10 млн рублей серебром в год . Император мог содержать свой двор, однако придворные в таком случае лишались избирательных прав, так как находились «в услужении».

Преобразования, предусмотренные «Конституцией» в земельном вопросе:

Крепостное право планировалось отменить: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным».

Земельные владения помещиков полностью сохранялись. В собственность бывших крепостных крестьян планировалось передать только дома с огородами, а не пахотные земли: «Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащим». Для сравнения: Павел I планировал наделить государственных крестьян землёй по норме 15 десятин на двор.

Так же по «Конституции» должно было наступить равенство всех граждан перед законом, свобода слова, печати, вероисповеданий, свобода собраний, занятий, передвижения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Северное общество пошло по другому пути. Его программой стала «Конституция», разработанная одним из её лидеров Н.М. Муравьевым. Конституция Н. Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применение его к русской действительности. Конституция Муравьева в отличие от «Русской правды» Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией. Работая над конституцией в 1821 и последующих годы, Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. В это время он склонялся к идее конституционной монархии, что и нашло яркое отражение в конституции.

Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости и одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». В последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх того по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным. Сословия тоже отменялись: «Все русские равны перед законом». По конституции Муравьева должны были быть ликвидированы многие феодально-абсолютстские учреждения. Военные поселения должны быть немедленно уничтожены. Все гильдии и цехи - пережитки феодального общества - объявлялись ликвидированными. Отменялась «табель о рангах», разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов. Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и пр.) отменялись и заменялись названием гражданин или «русский».

Конституцией утверждался ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

Конституция Никиты Муравьева была ограниченно монархической, в крайнем случае, он предполагал введение республики. По конституции законодательная и судебная власти были разделены. Император, полагал Муравьев, есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Согласно конституции император получал большое жалование и, если ему угодно, мог содержать за свой счет придворный штат. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Тем самым император лишался возможности находить опору в реакционных силах Европы.

Верховным органом законодательной власти по конституции Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верхней думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Если закон принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписания получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал силу закона уже и без одобрения императора. Таким образом, император имел только право суспенсивного вето.

Конституция Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: обязателен был имущественный ценз (минимум 500 рублей недвижимости или 1 тысяча рублей движимой собственности), возраст - 21 год, постоянное местожительство, не быть в личной зависимости. Для того чтобы быть избранным в тот или иной государственный орган, надо было располагать еще более значительной собственностью (до 30-60 тысяч рублей в члены Верховной думы). Женщины по конституции Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права.

Будущая Россия представлялась Муравьеву (в отличие от Пестеля) федеративным государством. Он был сторонником государственного устройства США. Согласно конституции империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые назывались державами. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым. В державах существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой деревне принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким, должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.

Понятие Родины и её защиты вознесено в конституции Муравьева на большую высоту: «Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям Отечества, быть всегда готовым к защите Родины…»

Конституция Муравьева не была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков. С конституцией Муравьева спорили декабристы Н. Бестужев, Торсон, Штейнгель и др. В Северном обществе было немало республиканцев по убеждениям, которые были не согласны по многим пунктам с конституцией Муравьева.

Вывод. Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П. Пестель и Н. Муравьев единодушно признавали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходит через все документы декабристов. Хотя вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному. И Пестель, и Муравьев выступали за введение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных ограничений, развитие принципов частной собственности. Вместе с тем между программами были и существенные различия. Если рассматривать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

«Конституция» Муравьева

Свою политическую и социальную программу Н.М.Муравьев изложил в трех проектах «Конституции», последний из которых написан уже в тюрьме по требованию властей и является самым радикальным из всех его проектов. «Конституция» Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы, начавшейся с осени 1821г. Политико-правовые взгляды Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а так же трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев изучил все существовавшие на тот момент конституции и законы революционных Франции, США, Испании. Несмотря на использование европейского и американского опыта, в «Конституции» заметна адаптация к российской действительности.

Муравьев предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Будучи противником строго централизованной государственной власти, Муравьев видел Россию федерацией, состоящей из тринадцати держав и двух областей, со столицей в Нижнем Новгороде, переименованном в Славянск. Определение федеративного устройства исходит не из принципа народности, а из хозяйственно-экономических особенностей региона. Кроме того, следует отметить, что у Муравьева вообще не было разделения людей на национальности, все жители России, а так же иностранцы, принявшие гражданство, назывались «русскими».

В проекте торжественно декларировалась ликвидация крепостного права. «Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным». Однако помещичье землевладение оставалось неприкосновенным, как частная собственность. За крестьянином оставалось домовладение, т.е. дом и приусадебный участок. Первоначально Муравьев, как и некоторые другие декабристы, предполагал освободить крестьян совсем без земли, и лишь в последнем варианте он уже считал возможным предоставить бывшим помещичьим крестьянам по 2 десятины пахотной земли на двор. В более выгодном положении оказывались военные поселяне, государственные и удельные крестьяне: на правах общинных владельцев они получали те земли, которые обрабатывали до этого. Решая вопрос таким образом, Муравьев, освобождая крестьян от личной зависимости, ставил их в зависимое положение от помещиков в экономическом плане.

Проект Муравьева предусматривал упразднение сословной структуры общества, провозглашал всеобщее равенство граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий и неотъемлемое право граждан создавать различного рода объединения и сообщества. Сословия уничтожались, однако не каждый становился после этого «гражданином», т.к. в данном случае это определение указывает на право участвовать в общественном управлении, т.е. избирать и быть избранным. Условия гражданства устанавливались довольно жесткие.

Будучи ярым противником диктатуры, Муравьев, проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Высшим законодательным органом должно было стать Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты народных представителей. Избирательным правом пользуется все, возрастом от двадцати одного года, кроме лиц, находящихся в частном услужении, и имеющее имущества на пятьсот рублей серебром. Верховная Дума избирается на шесть лет и каждые два года обновляется на одну треть своего состава при общем количестве в сорок пять членов. Члены Думы должны быть старше тридцати лет и обладать имуществом не менее чем на шесть тысяч рублей. Палата Представителей состоит из 450 членов и избирается сроком на два года. Наличие второй палаты обусловлено федеративным устройством с предоставлением каждому члену-федерату мест в общем законодательном органе. Государственные чиновники и лица на казенной службе не могут быть избранны ни в одну из палат Народного Вече. Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Законы принимаются или отвергаются простым большинством.

В каждой державе законодательным органом являлось Державное Вече, состоявшее из Державной думы и Платы выборных. Компетенция палат определяется Конституцией. Областная держава не является самостоятельной единицей, не имеет собственной конституции, не ведет внешних сношений, не имеет собственную денежную единицу и т.д., но имеет широкие полномочия по разрешению местных хозяйственных, административных и финансовых дел. «Конституция» так же предусматривает организацию местного самоуправления на выборной основе. Этим управлениям вверяется хозяйственная и административная власть.

Высшая исполнительная власть принадлежала императору, «верховному чиновнику». Он являлся верховным главнокомандующим, мог с согласия Верховной Думы назначать министров и судей верховных судебных мест. При вступлении на престол император приносит присягу в верности и защите конституции. Ему выделяется жалование, на которое он может содержать двор, однако придворные на время службы лишаются избирательного права и права занимать государственные должности. Император командует вооруженными силами, но ни имеет права заключать мир или объявлять войну без согласия Народного Вече, при выезде за границу теряет свой титул. Император не может изменять или отменять законы, присваивать себе функции законодательной власти.

В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом предполагалось Верховное судилище, в державах - державные судилища, а в уездах - уездные. Низшей судебной инстанцией являлся волостной «совестный суд». Так же Муравьем высказал ряд предложений по усовершенствованию уголовного права и процесса.

Для внесения изменений в уставные законы или Конституцию предусматривается особый порядок. В столице избирается Народный собор, равный по числу составу Народного Вече. Этот Собор обладает только функцией подготовки требуемого законопроекта, после предоставления которого Собор распускается, а документ публикуется и распространяется. Затем каждая область избирает свой Собор. Все заседания областных соборов проходят в один день и обязаны принять или отвергнуть проект Народного Собора. После такой процедуры вводится новый закон, если он не принимается, то сохраняется действие прежнего.

Если у Пестеля роль своеобразного буфера выполняла военная диктатура, то Муравьев предусматривал назначение Временного революционного правительства, действующего во время работы Учредительного собрания, голосование которого определит дальнейшую судьбу России. На следствии Муравьев выразил симпатии республиканскому правлению. Некоторые исследователи предполагают, что наличие монархических идей в проектах Муравьева имело и тактические соображения, диктуемые традиционно привычным для России монархическим образом правления и боязнью отпугнуть членов общества «якобинскими идеями». Еще М.Лунин отмечал противоречивость монархического проекта Муравьева, полагая, что «независимость областей не согласуется с монархическим правлением».

Со своими проектами Конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1796– 1843).

Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах Конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является самым радикальным из всех его проектов. Н. М. Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.

Н. М. Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договорного происхождения государства Н. М. Муравьев осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. "Русский народ – свободный и независимый – не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя". Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. "Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал Монтескье, а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека... Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе, но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права".

Первым мероприятием в ряде преобразований, провозглашенных Н. М. Муравьевым, была отмена крепостного права. "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным". В тюремном варианте проекта Конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением "помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия... и по две десятины на каждый двор для оседлости их". В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право "приобретать землю в потомственное владение". Никаким выкупом освобождение крестьян в проектах Муравьева не сопровождалось. Все жители России объявляются равноправными, "гражданские чины и классы уничтожаются". Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18- и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. "Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который кажется ему выгоднейшим", и "всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом", а также излагать свои мысли невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам". Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече.

Формой правления, наилучшей именно для России, Н. М. Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля высших властей в государстве.

Законодательная власть вручена Народному вече, "составленному из двух палат: Верховной Думы и Палаты Представителей". Избирательным правом пользуются все совершеннолетние жители (кроме лиц, находящихся в частном услужении), имеющие движимое или недвижимое имущество.

Монарх как глава исполнительной власти не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верховным военачальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников.

Государственное устройство – федеративное : вся Россия разделена на области, называемые державами, и для каждой из них учреждается областное управление. В основу деления России на державы положены исторические, экономические и географические характеристики.

Конституция Муравьева предусматривает также организацию местного управления на выборной основе. Этим управлениям "вручается хозяйственная и административная власть".

Судебная (Судная) власть отделена от административной и осуществляется централизованной и довольно сложной системой судебных органов. В уездах действуют совестные суды.

Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. "Весь план Пестеля, – писал он, – был противен моему рассудку и образу мыслей". Муравьев называл его "варварским и противным нравственности". Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором он усматривал опасность установления революционной диктатуры.

Введение

История освободительного движения в России начинается с декабристов. Именно они впервые создали революционную организацию, разработали политическую программу и осуществили вооруженное выступление против самодержавно-крепостнического строя. Особенностью движения декабристов было то, что впервые носителем революционных идей стал класс дворянства. Движение декабристов зародилось во второй половине второго десятилетия XIX века. Главными предпосылками возникновения данного движения было распространение прогрессивных и патриотических взглядов среди дворянства в результате победы в Отечественной войне 1812 г. и более близкого знакомства с жизнью Европы.

Декабристы – первые русские революционеры, выступившие в декабре 1825 года с оружием в руках против самодержавия и крепостничества. Участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, они называли себя «детьми 1812 года». Будущие декабристы были свидетелями беспримерного подвига русского народа, освободившего свою страну и европейские государства от наполеоновского ига. На родине же они снова увидели мрачные картины крепостного права, тяжелое положение вчерашних героев. Большое влияние на молодых офицеров оказала потаенная русская литература, произведения Радищева, вольнолюбивые стихи Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также произведения прогрессивных западноевропейских мыслителей. Все это формировало взгляды «лучших людей из дворян», как называл декабристов В.И. Ленин. Восстание декабристов сыграло большую роль в истории нашей страны. «Пушки Исаакиевской площади разбудили целое поколение» отметил А.И. Герцен. А.С. Пушкин, друг и единомышленник декабристов, высоко оценивая их подвиг, написал пророческое стихотворение «Послание в Сибирь». Пылкий патриотизм, стремление вывести родную страну на прогрессивный исторический путь развития побудили декабристов к организации движения, закончившегося восстанием полков петербургской гвардии 14 декабря 1825 года и Черниговского армейского полка под Киевом с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года. Этим восстаниям предшествовала длительная подготовка, которую вели передовые офицеры, объединившиеся в тайные революционные общества почти сразу же после Отечественной войны 1812 года. Истории движения декабристов посвящены сотни книг и статей – научные исследования и популярные работы. О декабристах написано немало романов и повестей. Их деятельность изучали и изучают многие поколения граждан нашей страны. В различных краеведческих музеях, в том числе и в самых отдаленных любовно собраны материалы о жизни и деятельности декабристов.



Предпосылки восстания

Существует ряд предпосылок появления декабристского движения. Объективная основа - обострение противоречий феодально-крепостнического строя, очевидное несоответствие между мощью России, взлетом ее культуры и варварским крепостничеством. Осознание этого противоречия способствовало широкое распространение в России идеологии Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтера, Руссо). Особенно издательская деятельность Новикова. Ряд исторических событий, способствовавших осознанию необходимости преобразований: Французская революция: кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать "ужасов народной революции" и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях (важная предпосылка ориентации на военный заговор в соответствии с формулой "для народа, но без народа"). Война 1812 г.: пробуждение национального самосознания и общественной активности ("мы дети 1812 года"). С одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основателями и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813-14 явились для них в известной степени политической школой. Заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, плюс как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами. Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны - новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка "уставной грамоты" (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. - окончательный поворот к реакции (в т. ч.1822 - закрытие масонских лож). "Аракчеевщина" (в т. ч. особенно мрачное проявление - военные поселения с 1816 г). Важный и сложный вопрос о непосредственных организационных предпосылках, о влиянии конкретных политических традиций: Традиция военного, гвардейского переворота и цареубийства (еще участники событий 1762 г. называли их "революцией", мадам де Сталь: "в России самодержавие, ограниченное цареубийством").

Конституция Никиты Муравьева

Конституция Никиты Муравьева это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 гг. она использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н. М. Карамзина, "истории... " Суворова и других работ. Конституция Никиты Муравьева в отличие от "Русской Правды" Пестеля не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией. Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг право, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Никита Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром. Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, "владельцем" - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение. Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: "Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным” гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом". Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения. "Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воли божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе "одни вещи": человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а "право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. "Военные поселения немедленно уничтожаются", - гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи - пережитки феодального общества - объявлялись ликвидированными. Отменялась "табель о рангах", разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов. Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского". Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский". Понятие "русский" по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Никиты Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан. Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае Никита Муравьев предполагал введение республики. "Если бы императорская фамилия показал он на следствии не приняла конституции, то как крайнее средство я предполагал изгнание оной (фамилии) и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции Никиты Муравьева император есть только "верховный чиновник российского правительства", он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Надо представить себе, как резко изменило это определение прежнее положение, в каком противоречии находилось оно с феодальными утверждениями о "божественности" неограниченной царской власти и полнейшей безнаказанности всех деспотических действий "от бога помазанного" царя. Император получал большое жалованье "8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось) . Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров, обер-шенков и т.д. - как личных прислужников царя. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана. Декабристы хорошо знали, каково было реакционное значение постоянных поездок императора за границу, где вершились дела Священного Союза. Надо было воспрепятствовать будущему императору находить опору в реакционных силах Европы. Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства североамериканских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав (и областей) было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. По конституции Никиты Муравьева император имел, таким образом, только право так называемого суспензивного вето. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой системе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы. Она развязала бы классовую борьбу в стране. Ликвидировать до конца остатки феодализма гораздо легче в конституционной, нежели в абсолютной, монархии. Это историческое значение конституционной монархии указано Энгельсом: "... борьба феодализма с буржуазией не могла быть доведена до решительного конца в старой абсолютной монархии, а только в конституционной монархии". Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить введение его конституционного проекта. Он считал, что в борьбе за него придется воспользоваться силою оружия.



Просмотров