Права детей в дошкольным учреждениям. Правовое воспитание в ДОУ – формируем у детей гражданскую позицию. Развлечение по правовому воспитанию в ДОУ

Отдавая малыша в детский сад, немногие родители задумываются о юридических тонкостях. Между тем маленький человечек с рождения имеет права, закрепленные в Конвенции ООН о правах ребенка. Основываясь именно на этом международном документе, страны-участники Конвенции разрабатывают собственное законодательство. И знать основные положения таких документов будет абсолютно нелишним.

Право на жизнь

Возможно, у некоторых эти слова вызовут улыбку и недоумение. Но это право ребенка указано в Конвенции первым. Государство обязано обеспечить условия для выживания и здорового развития ребенка. Надеемся, о выживании речь идти не будет, а вот здоровое и разностороннее развитие чада - главная задача дошкольного учреждения любой формы собственности.

Здесь также нелишне упомянуть о детях с умственными или физическими отклонениями. Выбрасывать их за борт жизни, игнорировать их потребности, препятствовать общению с окружающим миром - грубейшее нарушение прав. Обычный детский сад не имеет права отказать в приеме ребенку-инвалиду и должен обеспечить ему подходящие условия для пребывания в учреждении.

Как родитель вы имеете право требовать от администрации переоборудования помещений с учетом потребностей ребенка, например, установку перил вдоль стен в группе для самостоятельного передвижения.

Право на услуги здравоохранения

Ребенок, посещающий детсад, имеет право на квалифицированную, а главное - своевременную медицинскую помощь. Если малыш заболел, персонал учреждения обязан немедленно проинформировать родителей и по согласованию с ними принять меры, способствующие скорейшему восстановлению состояния здоровья ребенка.

Однако наряду с этим родители должны знать, что в обязанности сотрудников детского сада не входит лечение ребенка, в т.ч. и контроль приема препаратов в случае наличия хронических заболеваний, требующих постоянной медикаментозной коррекции. Максимум, что может сделать персонал - дать ребенку симптоматическое средство ( , поноса, проч.), предварительно обсудив данный момент с родителем, либо вызвать бригаду скорой помощи для немедленной госпитализации малыша.

Отдельная животрепещущая проблема для многих родителей - это прививки. Без письменного согласия родителей ребенку не имеют право делать вакцинацию. Равно как и отказывать ребенку в посещении дошкольного учреждения в случае отказа родителей от прививок - независимо от причины отказа.

Право на образование

Независимо от возраста ребенка в распорядок его дня обязательно включаются развивающие занятия. Они могут быть самыми разными, но при этом должны соответствовать следующим принципам:

  • разностороннее развитие талантов ребенка, его умственных и физических способностей;
  • воспитание уважения к правам и свободам человека;
  • воспитание уважения к родителям ребенка, к стране его проживания и происхождения, к ценностям этих стран, а также к ценностям стран с другим жизненным укладом;
  • понимание и терпимость к другим народам, людям других национальностей, верующим различных конфессий;
  • бережное отношение к окружающей среде.

Если ребенок принадлежит к национальному или религиозному меньшинству, ему никто не может запретить пользоваться родным языком и собственной культурой, а также проповедовать свою религию и исполнять ее обряды.

Право на отдых и досуг

Играя, ребенок учится жить, поэтому нельзя лишать его возможности участия в играх и развлекательных мероприятиях. Также сотрудники детского сада должны содействовать предоставлению возможностей для культурной жизни и занятий искусством. Это вовсе не обозначает, что нельзя пресекать вдохновенное творчество по расписыванию обоев. Но альтернативный вариант сесть за стол с альбомом и красками малышу обязательно следует предложить.

Право свободно выражать собственное мнение

Если у маленького человечка есть к персоналу какие-либо просьбы, жалобы или претензии, их ни в коем случае не следует игнорировать. Нельзя отказать ребенку в желании посетить туалет только по той причине, что по плану массовое усаживание на горшок планируется через 20 минут. Или заставлять есть рисовую кашу, если она ему не нравится. Сюда же относятся не только физические потребности, но и право ребенка на поиск, получение и передачу какой-либо информации или идеи. Если воспитателю задается вопрос, что это за цветок или куда убежала кошка, следует обязательно удовлетворить детское любопытство.

Право на уважение

Жестокое обращение с ребенком подразумевает не только физическое наказание, но и моральное унижение его человеческого достоинства. К сожалению, это право нарушается у нас чаще всего. Если на вашего ребенка повышают голос, обзывают его, поднимают на него руку, запирают в темной комнате, запугивают, пресекайте подобное поведение персонала незамедлительно.

Присматривая за детьми, персонал не имеет права заниматься посторонними делами. Читать книгу, болтать по телефону или сплетничать с коллегами во время прогулки, не обращая внимания на детей, абсолютно недопустимо.

Право на питание

Полноценное питание - обязательное условие для полноценного физического развития ребенка, поэтому нужно постоянно контролировать рацион ребенка. Если вы заметите, что ребенка кормят некачественными продуктами или плохо приготовленной едой, принимайте меры.
А как поступить, если ребенку можно кушать не все, например, у него на ряд продуктов или диета по медицинским показаниям? В таком случае вы имеете право обсудить с персоналом вопрос приготовления блюд, которые не нанесут вред здоровью ребенка, и ребенку должны готовить отдельно. Возможно, полностью выполнить все ваши требования не удастся, но компромисс найти можно. Например, если ребенку нельзя есть курятину, и вы заменяете ее мясом кролика, вряд ли учреждение обеспечит вам наличие крольчатины. Но приготовить суп на воде, а не на мясном бульоне вполне можно договориться.

Несовершеннолетние дети имеют особый правовой статус и могут пользоваться дополнительными привилегиями. У ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, есть право на защиту своих интересов, собственного достоинства. Случается так, что права ребенка в детском саду могут быть нарушены, и виновные лица остаются безнаказанными из-за отсутствия жалоб детей. В силу возраста ребенок не способен защитить себя, если обидчик - взрослый человек (например, воспитатель). Именно поэтому обязанность по защите прав и интересов ребенка возлагается на его родителей.

Законодательная база

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав детей согласно ФГОС:


Конвенция ООН определяет приоритетность вопроса обеспечения интересов детей. Подчеркивается важность здравоохранения, безопасности, а также профессиональной пригодности персонала детского сада. Особое внимание уделяется защите детей от всех видов насилия, грубого обращения, ориентации образования на личностное развитие, поддержку талантов, умственных и физических способностей, недопустимости жестокости и унижения по отношению к детям.

Права ребенка в ДОУ

Чтобы избежать нарушений прав ребенка персоналом детского учреждения, необходимо предварительно ознакомиться с отзывами родителей об организации образовательного процесса, провести беседу с воспитателями, обсудить вопрос с членами семьи и на основании полученных данных сделать выбор в пользу достойного учреждения. Как только ребенок зачисляется в ДОУ, организация обязана гарантировать защиту его прав, перечень которых четко прописан в законодательстве.

Право на образование

Сотрудники ДОУ обязаны проводить с детьми образовательные занятия для повышения интеллектуального уровня детсадовцев. С этой целью для дошкольных организаций разрабатываются специальные программы, оптимизированные под легкое восприятие и понимание воспитанников. Обычно такие занятия проводятся в игровой форме для достижения более высокой эффективности и увеличения восприятия.

Отсутствие таких программ в детском саду является прямым нарушением прав детей. Развивая детей по общим программам, важно сохранять индивидуальность каждого ребенка. Поэтому при индивидуальном и дифференцированном подходе к детям выявляются их таланты, способности. Когда эти обязанности не выполняются, дети не получают в ДОУ новых знаний.

Право на игру

Известно, что ключевым моментом при обучении детей дошкольного возраста является игра, с помощью которой развиваются их творческие, интеллектуальные способности, совершенствуются навыки общения. Во время игр развивается коммуникабельность, воспитываются нравственные, социальные качества. Занятия должны сменяться отдыхом и развлечениями в зависимости от настроения и пожеланий детей. Сильная усталость и нервное напряжение недопустимы при посещении занятий.

Право на здоровье и жизнь

Право на жизнь и здоровье обеспечивается государством в первую очередь. Персонал ДОУ обязан обеспечить ребенку полную безопасность посредством соблюдения положений законодательных и локальных актов (техники безопасности, рекомендаций, инструкций). Родители могут получить рекомендации в отношении конкретного воспитанника, если его поведение или состояние здоровья отличаются от остальных.

За детьми должно осуществляться постоянное медицинское наблюдение. Они имеют право на охрану здоровья, бесплатную медицинскую помощь, оздоровление.

Право на защиту от жестокого обращения

В детских образовательных учреждениях запрещены незаслуженные наказания и физическое насилие в отношении ребенка, которые могут повлечь причинение вреда его здоровью. Недопустимы оскорбления, унижения или другие действия, связанные с семейным положением ребенка, финансовым состоянием его семьи, работой родителей и пр. К сожалению, в большинстве случаев такие противоправные деяния не удается обнаружить своевременно, поскольку ребенок боится рассказать об этом родителям.

Право на защиту нужд и интересов дошкольника

Защищая нужды и интересы воспитанников в детском саду, необходимо основываться на следующих принципах:

  • постоянное внимание к детям;
  • психологический комфорт;
  • позитивный климат в детском коллективе;
  • соблюдение норм питания, наличие необходимых средств гигиены, оборудования.

Дошкольное учреждение всегда посещает множество детей, и у каждого из них есть свои определенные нужды и интересы, которые необходимо учитывать. Общие правила, установленные для всех детей, могут быть трудновыполнимы для конкретного ребенка. В таких случаях нужно использовать индивидуальный подход для соблюдения прав воспитанника.

Право на качественное питание

Питание в детском дошкольном учреждении должно быть полноценным и сбалансированным. Родители имеют право знакомиться с меню, выяснять качество используемых продуктов, посещать кухню для проверки соблюдения санитарных и гигиенических норм при приготовлении пищи. При наличии у ребенка медицинских показаний (например, аллергии на какой-либо продукт) необходимо незамедлительно сообщить об этом воспитателю, который обязан проследить, чтобы этот продукт был заменен на другой, схожий по характеристикам и питательной ценности, для конкретного ребенка.

Примеры нарушения права

Распространенные примеры нарушения прав ребенка:

  • Отказ в принятии в ДОУ ребенка из-за отсутствия регистрации по месту расположения учреждения.
  • Отказ в посещении ДОУ из-за отсутствия прививок.
  • Запрет на посещение занятий физической культурой при отсутствии формы.
  • Недопуск к занятиям. Ребенка необходимо приводить в сад в установленное время, в противном случае его имеют право не принять, но при наличии уважительных причин (например, посещение врача) необходимо оповестить воспитателя о том, что ребенок опоздает, и вопрос будет решен. Забирать воспитанника из детского сада можно в любое время, но не позднее времени окончания его работы.
  • Отчисление из сада без уважительных причин. Однако если воспитанник не посещает детский сад более 90 дней, его могут отчислить.
  • Условия при приеме детей в сад (например, если малыш не ходит на горшок самостоятельно или принимает пищу с помощью взрослых).

Что делать родителям, если права их ребенка нарушаются?

Для подтверждения факта нарушения прав ребенка родителям необходимо убедиться в наличии такой ситуации. Дети не всегда могут объективно оценивать произошедшие события, возможны фантазии и предположения, выданные за реальность.

Не стоит сразу после рассказа ребенка бежать в сад и устраивать скандал. Первым делом нужно точно выяснить, действительно ли были нарушены права и обязанности. Существует несколько способов выяснения истинных обстоятельств.

Текст: Марина Пантелеева, юрист

Ребенку в дошкольном учреждении гарантируется защита его прав, интересов и достоинства. Одним из прав ребенка в детском саду является право на благоприятную психологическую атмосферу.

Права ребенка в детском саду: Психологический комфорт

В детском саду за обедом малыш старательно выкладывает капусту из щей на стол. Не любит капусту. Нянечка, замечая это, подходит к ребенку и сгребает жутко пахнущей тряпкой все выложенные ингредиенты ему в тарелку.
- Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь!
Еще лет десять назад действия нянечки можно было назвать хоть и сомнительным, но методом воспитания. В современном мире это называется нарушением права ребенка на комфортный микроклимат в детском саду.
Дошкольное учреждение может представлять собой современное здание с хорошим ремонтом, укомплектованное по последнему слову техники, содержать развивающее оборудование для игр и занятий и реализовывать инновационные программы развития базовых способностей детей. Но нас, родителей, больше волнует эмоциональный комфорт в саду.
Ведь малышу все равно, насколько навороченное оборудование, для него самое яркое впечатление от пребывания в саду - это противная пенка на какао, которое подают на полдник. И если какао не выпить, воспитатель грозится не взять на прогулку. Или постоянный гул, который стоит в группе и мешает ребенку сосредоточиться. Или несправедливое отношение воспитателя по отношению к разным детям, когда, например, за одну и ту же провинность одних детей не наказывают, а вашего отстраняют от игр, заставляя сидеть на стульчике. Или постоянное повышение голоса на детей… К сожалению, в дошкольном учреждении ребенок рискует столкнуться с любой формой проявления эмоционального и психологического насилия.

Права ребенка в детском саду: что говорит закон?

Федеральным законом „Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации в качестве одной из целей политики государства предусмотрена защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Конвенция о правах ребенка гарантирует малышу в том числе защиту от эмоционального насилия, к которому относится, например, постоянная критика в адрес ребенка, оскорбительные замечания, преднамеренная социальная изоляция малыша, ложь со стороны воспитателей, словесные угрозы. В связи с тем что маленькие дети очень впечатлительны, незаконное поведение работников дошкольного учреждения может нанести им серьезную психологическую травму.

Воспитателям детского сада категорически запрещено пренебрегать нуждами и интересами детей. Например, в рабочее время воспитатели не должны развлекать себя общением в Интернете, отвлекаться во время прогулок на беседы с коллегами, читать свои журналы и книги.
Вспомните ситуацию, которая часто повторялась в детсаду во время дневного сна, когда вы сами были маленькими: воспитатели, строго запретив детям вставать во время тихого часа, где-то кучковались и пили чай. Какой-нибудь малыш, боясь нарушить запрет и выйти в туалет, обязательно делал свои дела в постели.
В настоящий момент такой ситуации вообще не должно быть. Действующее законодательство запрещает игнорировать просьбы малыша или оставлять его без присмотра.

Права ребенка в детском саду: что могут сделать родители

Прочувствовать, насколько благоприятная и дружелюбная атмосфера в саду, можно еще на первом организационном собрании, которое устраивает заведующая, чтобы познакомить родителей с воспитателями, показать группу, в которую будут ходить детки, подписать договор, заполнить всевозможные анкеты и так далее.
То, что коллектив сада - это большая дружная семья, можно понять, если заведующая говорит о нем с неподдельным чувством гордости: „У нас все работники - большие молодцы, но вашим ребятам повезло особенно: Наталья Петровна получила высшую категорию, неоднократно становилась лучшим воспитателем в саду”, „Здесь у нас уголок достижений. Мы вывешиваем сюда грамоты и благодарности. Дети у нас замечательные, они постоянно участвуют и занимают достойные места в различных конкурсах. Спасибо родителям, что поддерживают малышей во всех начинаниях”.
Но бывают случаи, когда заведующая то и дело критикует свой коллектив, принижает воспитателей. Естественно, психологический климат в таком сообществе нарушен, из-за чего воспитатели и нянечки могут постоянно срываться на детей.

1. Прислушайтесь, как заведующая ведет себя с родителями. Молча раздает договоры и ждет, пока все заполнят? Или внимательно объясняет, комментирует каждый пункт, рассказывает, как будут строиться занятия, какой режим в саду?

2. Уточните, заставляют ли в садике обязательно доедать еду, или объем порции ребенок может регулировать сам. Может ли малыш приносить с собой перекус (печенье или фрукты), если питание в детском саду придется ему не по вкусу?

3. Перед тем как отправить ребенка первый раз в детский сад, пообщайтесь с воспитательницей и нянечкой, которые работают именно в вашей группе. Вам импонируют эти люди? С ними комфортно разговаривать? Вызывают ли они доверие? Если с первых минут разговора дошкольный работник вызывает у вас чувство неприязни, то, может, задуматься о другой группе или другом учреждении? Ведь общаться с данными людьми предстоит весьма часто, а ребенок так вообще должен находиться в их обществе пять дней в неделю.

Самый доступный способ проверить благоприятную атмосферу в саду - понаблюдать, как проходят прогулки. Воспитатель все время проводит с детьми или отвлекается? Дети развлекают себя сами, пока работник дошкольного учреждения листает очередной каталог с косметикой? Воспитатель говорит с подопечными корректно, спокойно или повышает голос? Как общаются детки между собой - агрессивно или тихо сидят? Это две крайности. В первом случае возможны постоянные драки. Вторая ситуация говорит о том, что воспитатель постоянно ругает, одергивает детей за активные игры и шум.

Права ребенка в детском саду: что делать, если сад не нравится

Казалось бы, если что-то не устраивает - меняйте детсад. Однако реальность такова, что устроить ребенка и вновь вставать в для многих - непосильная задача. А уж поменять одно учреждение на другое - вообще роскошь. К тому же где гарантии, что в новом саду будет не так же. Если в саду неблагоприятный социально-психологический климат, поднимите этот вопрос на собрании родителей с приглашением социального работника, психолога и заведующей садом. Спросите, чем вы как родители можете помочь группе для налаживания благоприятной психологической атмосферы. Например, ввести какие-то традиции, устроить чаепитие, сходить вместе в поход. Быть может, облагородить совместными усилиями воспитателей, родителей и детей площадку. Ведь так интересно играть на площадке, зная, что песочницу раз­украсила твоя мама, а песок насыпал - Мишин папа, деревянный столик вкопал - дед Егора, разноцветные следы ладошек на нем оставили все детки, Маринина мама из бечевки сплела самую настоящую паутину, а сама Марина не пожалела игрушечного паука. У ребенка развивается уважение и к собственному труду, и к родителям.

Бывает так, что в коллективе работников сада преобладают пессимизм, апатия и антипатия друг к другу. Тогда на помощь должны прийти психолог и социальный педагог уже из департамента образования.
На протяжении всей истории человечества правовое отношение к карапузам постоянно менялось. Прав у малыша практически не было. В нашем веке внушительный перечень прав гарантируется малышу конвенциями, кодексами и законами. При этом дети не способны самостоятельно защищать права и отстаивать свои интересы. Это - задача родителей!

Права ребенка в детском саду: правила диалога с сотрудниками ДОУ

Парируем отговорки со стороны работников сада:

Воспитатель: Какая экскурсия на хлебопекарный завод? Я и так с вашими оболтусами устаю.
Родитель: Плохо, что вы не заинтересованы не только в личном успехе каждого члена коллектива, но и в своей работе. Мы будем вынуждены обратиться в отдел образования.

Воспитатель: Ребенка поставила в угол, потому что во время завтрака он разбил чашку. Третью за эту неделю.
Родитель: Страшно, что моральное насилие в нашей группе воспринимается как само собой разумеющееся. А вы сами встаете в угол за каждый промах? Не думаю, что вам понравилось бы лишиться премии за забытые ключи или разлитый чай.

Воспитатель: Я шлепнула ребенка за дело. Раньше вообще розгами воспитывали и на горох ставили.
Родитель: Да, но и ребенок раньше был полностью бесправным существом, принадлежащим родителям, а сейчас он - самостоятельный субъект права. И абсолютно все законы нашей страны запрещают детей бить. Шлепок можно квалифицировать как физическое насилие.

Воспитатель: Слабаком и маменьким сынком я назвала вашего Диму ради мотивации. Чтобы он таким не вырос.
Родитель: По Конституции РФ каждый гражданин имеет право на честь и достоинство, пусть этому гражданину всего пять лет.

Воспитатель: Я ребенку скотчем рот заклеила за плохие слова? Не было такого, он нафантазировал.
Родитель: Значит, мы будем вынуждены установить в группе веб-камеры, что позволит нам проверить, чем занят ребенок в группе и все ли с ним в порядке.

В мае начинается очередной набор в муниципальные детские сады. Попадание ребенка в список на зачисление и радость, и стресс, и, в первую очередь, родителей волнует вопрос комфортности пребывания ребенка в учреждении. Стоит знать, что при поступлении в детский сад ваш малыш имеет внушительный список прав, регулируемых рядом нормативных документов: от Конвенции по правам ребенка до Семейного кодекса РФ. Что это за права и как проследить, соблюдаются ли они в вашем саду - расскажем в нашем материале.

Права ребенка

Долгие десятилетия дети были фактически бесправными существами, которых можно было физически наказывать и воспитывать жесткими методами фрекен Бок. Сейчас ситуация формально иная, и любой ребенок в дошкольном учреждении имеет ряд базовых нерушимых прав:

Право на эмоциональный комфорт

Малыш, особенно в первые недели посещения сада, испытывает стресс от незнакомой обстановки и разлуки с родными. Задача воспитателя в данном случае - помочь ему адаптироваться и создать атмосферу, в которую ребенок будет стремиться. Если малыш утром в саду плачет и не хочет вас отпускать, но при этом тянется к воспитательнице, согласен пойти к ней «на ручки», а вечером иногда не хочет уходить - это первые признаки того, что все в порядке и эмоциональная атмосфера в группе благоприятна для малыша.

Право на сохранение жизни и здоровья

Безопасность - одна из базовых потребностей любого человека, поэтому на территории сада должны быть соблюдены элементарные требования: отсутствие наледи на ступеньках и сосулек на крыше, хорошо закрепленные качели и «лазилки», очищенная от опасного мусора территория для прогулок. Сюда же относится «тихий час» в режиме дня сада, обязательное наличие в саду медработника, аптечки и четко отлаженный механизм оказания первой помощи, если она, чего доброго, потребуется вашему малышу.

Право на развитие способностей

Занятия физкультурой, танцами, рисование и лепка, конструирование, обучение счету и письму - все эти занятия, соответствующие возрасту вашего ребенка, должны обязательно входить в распорядок дня в саду. Конкретный перечень занятий зависит от коллектива и оснащения сада (например, в некоторых учреждениях есть бассейны, балетные студии, где-то воспитатели дополнительно обучают английскому языку и т.п.), также за отдельные виды образовательных услуг может потребоваться дополнительная - как правило, невысокая - оплата.

Право на свободную игру

Игра - практически основная деятельность дошкольника, через игру дети развиваются и познают мир. В распорядке дня сада обязательно должны быть часы, свободные от занятий, когда дети под присмотром воспитателя играют в настольные или ролевые игры. Грубым нарушением этого права является, например, коллективный просмотр мультфильмов или компьютерные игры.

Право на полноценное питание

В детском саду дети обязательно получают четырех? или пятиразовое горячее питание. Меню при этом должно быть разнообразным, продукты - свежими, а порции - достаточными. Если ваш ребенок имеет пищевые особенности - например, аллергии или непереносимость отдельных продуктов, - то вы должны своевременно проинформировать об этом персонал сада, и его меню будет скорректировано.

Право на равноправное отношение

Все дети имеют свои особенности характера, но они не должны вести к предвзятому отношению со стороны воспитателя. Ситуация, когда за один и тот же проступок ребенка ласково журят, а другого при этом отправляют в угол на полдня, является нарушением прав ребенка.

Право на защиту интересов и потребностей

Обеспечение нужд малыша в детском саду - первоочередная задача персонала. Сюда входит целый перечень задач: начиная от наличия чистого постельного белья и полотенец и заканчивая походом в туалет по первой же просьбе ребенка. В данном случае распространенный вариант несоблюдения права - когда воспитатель отправляет детей в спальню на «тихий час», запрещая шуметь, а сам садится читать книгу или пьет чай с коллегами.

Право на защиту от жестокого обращения

Шлепки, обзывания, крики, нотации, тычки и прочие «воспитательные приемы», которые отдельные педагоги старой школы до сих пор почитают вполне действенным инструментом, как раз и подпадают под определение жестокого обращения с ребенком. Сюда же относятся ситуации, когда малыша обижают другие дети, а воспитатель никак не вмешивается в процесс, считая, что подопечные сами разберутся.

Обязанности родителей

Чтобы права ребенка в детском саду соблюдались должным образом и малыш мог чувствовать себя комфортно с первого дня, родители тоже обязаны выполнять ряд условий:

С первого дня обеспечить ребенка всем необходимым для посещения детского сада. Как правило, это два комплекта удобной сменной одежды, носки, спортивная форма, чешки, качественная вторая обувь, расческа, игрушка «для сна», одежда и обувь для прогулок по сезону. В частном саду к списку могут добавиться полотенце, зубная щетка, постельное белье.

Своевременно и в полном объеме оплачивать пребывание и питание ребенка в детском саду. В настоящий момент плата составляет 146 рублей в сутки, из этой суммы 15 рублей составляют плату за содержание и вносятся вне зависимости от посещаемости, остальная часть денег идет на питание и оплачивается по фактическому времени пребывания в саду.

Соблюдать режим работы учреждения. Как правило, муниципальные сады работают с 7:00, прием детей производится до 8:00 ? 8:30, забирать ребенка в период адаптации нужно около 13:00, в обычное время - не позднее 19:00.

Соблюдать режим дня ребенка вне сада, на каникулах и в отпуске. Сами сотрудники садов подчеркивают важность своевременного подъема - не позднее 7:30, обязательного дневного сна с 13:00 до 15:00 и отхода ко сну не позднее 22:00.

Как проверить соблюдение прав ребенка?

К сожалению, ни один родитель не может неотлучно находиться в детском саду рядом с ребенком, чтобы проконтролировать соблюдение всех его прав. Однако проверить, какие порядки царят в выбранном вами саду, все же можно.

Понаблюдайте со стороны за тем, как проходит прогулка в детском саду. Насколько внимателен воспитатель, следит ли он за детьми или поглощен общением с коллегами? Насколько безопасна площадка, на которой дети гуляют (особенно болезненно этот вопрос стоит, конечно, в частных садах)? Как ведут себя воспитатели - кричат на детей или разговаривают спокойно даже с шалунами?

Проанализируйте стиль общения заведующей на родительском собрании. Насторожить вас должна либо чрезмерная строгость и критика всего и вся, начиная с непослушных детей и заканчивая нерадивыми воспитателями, либо излишняя слащавость и сюсюканье. Если заведующая четко рассказывает о распорядке сада, режиме питания, занятиях, сдержанно хвалит успехи детей и готова ответить на все ваши вопросы - поводов для беспокойства, скорее всего, нет.

Попросите на этапе заключения договора с садом показать вам группу и познакомить с воспитателем и нянечкой. В группе оцените состояние туалетов, спальню, количество и состояние игрушек в игровой. Уточните, индивидуальный ли шкафчик у каждого ребенка, изучите меню (оно должно быть в группе в свободном доступе). Обратите внимание также на различные доски почета, уголки с фотографиями ребят, выставки их рисунков и поделок - все эти детали говорят о том, что к детям здесь относятся с уважением и интересом.

Узнайте, насколько вовлечены в процесс родители. Общие субботники, обязательное присутствие на утренниках и праздниках, шитье костюмов на конкурсы и изготовление поделок вместе с детьми, с одной стороны, отнимают родительское время, с другой - служат показателем открытости сада и заинтересованности его в развитии детей и укреплении семейных отношений.

Самый главный индикатор для вас - состояние ребенка. Ежеутренние капризы могут быть связаны с ранними подъемами, но если вы замечаете повторяющиеся жалобы, синяки и отметины на коже ребенка или тревожащие изменения в его поведении (вспышки агрессии, любое необычное поведение, которое длится больше двух недель после адаптационного периода) - это повод для визита в сад и разговора с воспитателем или заведующей. Помните, что несмотря на обилие формальных прав у ребенка, сам отстоять их он не может, так что это целиком и полностью ваша зона ответственности.

Татьяна Выводнова

Дошкольное образование — чудесная возможность для ребенка социализироваться, завести друзей и раскрыть своих таланты и способности. Но только если его права в должной мере соблюдаются работниками детского сада.


Родитель должен знать, на что именно имеет право претендовать ребенок во время пребывания там, чтобы пресечь возможные нарушения.

Как государство обеспечивает права юного гражданина?

Маленький ребенок, как и любой гражданин страны, имеет свои права и свободы, которые гарантированы государством и не должны нарушаться.

Их определяет перечень нормативных документов РФ:

  • о правах ребенка , подписанная странами ООН 20 ноября 1989 года. Россия также подписала этот международный документ;
  • ФЗ-273 “ ” от 29.12.2012г.;
  • ФЗ-124 “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998г.;
  • Декларация о правах ребенка от 20.11.1959г.;
  • Семейный кодекс РФ .

Перед тем как отправить ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), родители должны ознакомиться с основными правами ребенка, чтобы они были корректно реализованы педагогическим составом сада.

Право ребенка на творческое развитие

Согласно российскому закону “Об образовании”, любой ребенок может претендовать на индивидуальный подход в , а также выявление его талантов и их развитие. Для этого воспитатели обязаны осуществлять творческие занятия (рисование, лепка), которые не могут быть однообразными, а также должна отсутствовать дискриминация по уровню способностей со стороны педагога.

Важно! Отсутствие развивающих творческих занятий является прямым нарушением прав дошкольника.

Право на игры и полноценный отдых в стенах ДОУ

В детских садах часто проводятся уроки по развитию мелкой моторики, где ребята делают что-либо своими руками, на других занятиях — разучивают буквы, но смена развивающей деятельности и игр — обязательна. В процессе игр малыши также учатся и готовятся ко взрослой жизни, разыгрывая различные ситуации и эпизоды жизни взрослых.

Существуют федеральные образовательные стандарты, которые определяют варианты досуга для ребенка в саду. Воспитатель при этом не является человеком, который просто наблюдает — он реализует и сопровождает новые игры, развивающие детей и позволяющие в то же время отдохнуть.

«Изучение» телефона или праздные разговоры с другим персоналом показывают педагога как безразличного к своим обязанностям работника. Часто бывает, что в группах устанавливают телевизор и дети днями напролет смотрят мультфильмы. Само собой, воспитатель таким образом снимает с себя нагрузку, но он также нарушает и права дошкольника на полноценные активные игры.

Для отдыха ребенку должна быть предоставлена своя кроватка, где он будет спать. Это должно быть комфортное для него место.

Государство на страже жизни и здоровья детей в саду

  • грубое насильственное отношение воспитателя к ребенку, а также сарказм или крик в его сторону является одним из самых главных нарушений прав маленького гражданина. Педагог должен быть готов к разному поведению ребенка, должен быть подготовлен и иметь стремление работать с таким ребенком;
  • недостаточное оснащение сада или несоответствие питания государственным нормам . Детский сад должен представлять предметы, которые понадобятся ребенку для удовлетворения своих бытовых нужд. Помещение должно быть чистым и безопасным;
  • безразличие воспитателя к детям является неприемлемым . Дети должны быть под присмотром как на прогулке, так и в группе детского учреждения.

Есть ли способы узнать о нарушении прав ребенка?

Родители — главные защитники прав своего ребенка. Они должны знать его права и контролировать их надлежащее исполнение. Но сделать это не так просто, ребенок может придумать лишние обстоятельства или, наоборот, от испуга пытаться скрыть нелицеприятный факт нарушения. Последнее может быть использовано нерадивым воспитателем для продолжения своего вольного обращения с малышом. Но некоторые способы всё-таки есть:

  • родитель может доверительно поговорить со своим ребенком . Если это не помогает, сыграть в ролевые игры, где ребенок отзеркалит поведение воспитателя;
  • тревожность, беспокойство, плаксивость и нервозность должны насторожить любого родителя . Ребенок также может отказываться идти в сад. Необходимо узнать причину, возможно, даже через психолога;
  • сейчас зачастую родители детей из одной группы создают чат в мессенджерах, где можно уточнить у других родителей о подобных случаях с их детьми , чтобы сопоставить информацию. Перед поступлением в тот или иной сад можно пообщаться с родителями в группах в социальных сетях, собрать отзывы;
  • родители имеют право не только прийти в детское учреждение предварительно перед поступлением, осмотреть группу, но и попросить сертификаты на пищевые продукты . Воспитатель не имеет права отказать родителю в этом. Однако если это случилось, родитель может обратиться с жалобой к заведующей ДОУ.

Права родителей

Перед поступлением в ДОУ родитель должен ознакомиться с его уставными документами, распорядком дня и меню. В частности, могут потребоваться все необходимые документы на продукцию, используемую при приготовлении пищи малышам.

С другой стороны, они имеют право получать рекомендации от , наблюдающих ребенка.

Родитель может защищать права своего ребенка и защищать его интересы в ДОУ.

При возникновении нарушения родитель может обратиться к заведующему ДОУ или в прокуратуру для проведения расследования в детском учреждении.

Зачастую родителям неудобно проявлять слишком высокие требования к работникам ДОУ. Очередь на сад длинная и когда ребенку в конце концов предлагают место, родитель рад такой возможности и, конечно, портить отношения с воспитателями совсем не хочется. А последние, тем не менее, не всегда проявляют должное уважение к своей работе и обязанностям. Только родитель может уберечь своего ребенка от ущемления данных ему от рождения прав.



Просмотров