Виды прав и свобод. Социальные права человека

Классификация может осуществляться по различным основаниям, однако надо иметь в виду, что она зачастую весьма условна, ибо оказывается, что одно и то же право, одна и та же обязанность и свобода может одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

Одно из оснований - по политико-правовому статусу личности (это деление на права человека , т.е. права каждого индивида, и права гражданина , т.е. права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством) .

Другое основание классификации также связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о разделении прав, свобод и обязанностей по степени персонификации субъекта на индивидуальные (права отдельного человека) и коллективные (права социальных общностей).

В большинстве случаев права, свободы и обязанности человека по характеру своему индивидуальны. Однако конституционные формулировки это обстоятельство отражают не всегда достаточно четко. Например, "лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в облегченном порядке", ибо субъект права здесь указан во множественном числе. Только логический анализ приводит к заключению об индивидуальном характере данного права.

Что касается коллективных прав, то помимо права на забастовку, субъектами которого могут быть только трудовые коллективы либо профсоюзы, такими по природе вещей являются права разного рода меньшинств.

Можно классифицировать права и свободы, а также обязанности по универсальности и закреплению в конституциях и международных формах на основные (конституционные) и производные (не основные). Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством - основное право, а избирательные права производны от него.

Наибольшее значение, пожалуй, имеет классификация по сферам общественных отношений. Принято разделять права, свободы и обязанности на три основных группы. Первая группа - это личные или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.п.. Вторая - политические, связанные с участием в управлении обществом и государством: право голоса, свобода собраний, обязанность защищать Родину и т.п. Третья - экономические, социальные и культурные: право на труд, свобода труда, право собственности, обязанность платить налоги, право на образование, свобода творчества и т.п. Некоторые авторы третью группу делят на две: социально-экономические и социально-культурные права, свободы и обязанности.

Система прав и свобод личности

Личные права, свободы и обязанности.

Среди личных прав, свобод и обязанностей можно выделить следующие:

Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность;

Свобода мысли и совести;

Тайна частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища;

Свобода передвижения и поселения.

Рассмотрим теперь каждое из них более подробно.

А. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность. Этот блок прав представляет собой основу практически всего правого статуса человека, ибо без такой предпосылки любые другие права и свободы утрачивают смысл. Эти права включают ряд прав, если так можно сказать, второго порядка, то есть составляющих первые.

“Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность” - Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека. Как же обеспечено это право? Ст. 4 содержит запрет на рабство и работорговлю, ст. 5 запрет на пытки и жестокое, унижающее достоинство обращение, а ст. 9 запрет на произвольный арест и задержание.

Б. Свобода мысли и совести - это как бы продолжение изложенных выше прав, но уже в чисто духовной области. Свобода мысли - это, прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, что ему думать и как ему думать, во что верить и не верить, каких духовных ценностей придерживаться. В этой связи важно подчеркнуть различие между свободой совести и свободой вероисповедания. Первая шире второй, поскольку включает и свободу придерживаться атеистических убеждений, а вторая, следовательно, является частью первой. Ст. 18 “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…” Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их…”

В. Тайна частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища. Эти проявления личной свободы также получают в демократических государствах конституционные гарантии. В условиях авторитарных, особенно тоталитарных, политических режимов власть стремится контролировать частную жизнь людей, использовать полученную информацию для усиления господства над ними. Отсюда особая важность указанных конституционных гарантий. Ст. 12 Всеобщей декларации прав человека “Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств”.

Г. Свобода передвижения и поселения. Это важное проявление личной свободы. Современный человек, от которого условия жизни часто требуют мобильности и для которого нередко мобильность становится жизненной потребностью, должен иметь возможность быстро передвигаться по стране и даже по планете и селиться там, где это представляется ему наиболее благоприятным для развития его личности. Ст. 13 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну”.

Политические права, свободы и обязанности.

К политическим правам, свободам и обязанностям можно отнести следующие:

Право участия в управлении обществом и государством;

Избирательные права;

Право на объединения, свобода союзов и ассоциаций;

Свобода собраний и манифестаций;

Свобода информации;

Право петиций;

Право и обязанность защиты страны;

Право на сопротивление угнетению.

А. Право на участие в управлении обществом и государством. Обычно данное право содержится в конституциях в виде совокупности различных прав и свобод, и сопровождается подчас установлением соответствующих обязанностей - участие в публичных делах непосредственно или через выборных представителей.

Б. Избирательные права.

Это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии. Сюда относится, прежде всего, активное избирательное право, или право голоса - используется на голосовании, на выборах государственных и самоуправленческих органов, на референдумах и публичных собраниях. Пассивное избирательное право, или право избираться в выборные органы государства или самоуправления - предполагает право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвижение.

В. Право на объединения, свобода союзов и ассоциаций.

По общему правилу в демократических странах объединения образуются свободно, хотя и встречаются исключения. Такие исключения установлены для неполитических объединений, так как их деятельность регулируется гражданским, торговым, промышленным законодательством. В конституциях особо выделяется право граждан на создание политических партий. При этом от партий и иных общественных объединений требуется, чтобы их внутренняя организация отвечала демократическим принципам.

Г. Свобода собраний и манифестаций.

Свобода собраний - это неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями собрания, хотя это и не обязательный признак собрания.

Термин "манифестация" употребляется либо как синоним терминов "демонстрация", "шествие", либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом, а именно митингов, демонстраций, шествий, пикетов.

Публичные собрания могут быть запрещены в каждом отдельном случае и только если:

а) руководитель собрания разрешает доступ на него вооруженных участников;

б) возможность использования в ходе собрания насилия.

Руководитель собрания является его устроителем. Он ответственен за порядок проведения собрания и может назначать в помощь себе распорядителей, которые должны быть совершеннолетними и безоружными.

Д. Свобода информации.

Это условное обозначение целой группы свобод и прав: свободы слова, свободы печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободы распространения информации.

Разумеется, свобода печати и информации не должна приводить к разглашению сведений, которые в общественных же интересах должны считаться тайной. Тайна может быть военная, государственная, дипломатическая, профессиональная, коммерческая, личная и т.д. В демократических странах перечень сведений, составляющих охраняемую государством тайну, определяется законом, который устанавливает еще и срок, в течение которого она считается таковой.

Е . Право петиций.

Это право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Петиции могут быть индивидуальные или коллективные. Данное право закрепляется в конституциях.

Ж. Право и обязанность защиты страны.

Чаще всего рассматривается как одна из обязанностей граждан, однако, некоторые конституции считают ее также правом. Обязанность защиты страны может предполагать обязательную военную службу или заменяющую ее гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.

Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.

Выделяют следующие права и свободы:

Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы;

Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности;

Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее;

Обязанность платить налоги;

Право на социальное обеспечение;

Право на охрану здоровья;

Право на жилище;

Право на образование и академическая свобода;

Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям.

Рассмотрим каждое в отдельности.

А. Право частной собственности и ее наследование. Свобода хозяйственной инициативы. Ст. 17 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. 2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества”.

Б. Труд и связанные с ним социальные права, свободы и обязанности.

Ст. 23 Всеобщей декларации прав человека “1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд…”.

В целом ряде конституций провозглашается свобода труда, иногда запрещение принудительного труда.

Обязанность трудиться, которая в демократических странах имеет скорее моральное, чем юридическое значение, в странах "социализма" подчас оборачивается принуждением к труду.

Еще на одном праве следует в данной связи остановиться. Это право на забастовку, которое в демократических странах обычно на конституционный уровень не поднимается, хотя и признается и подробно регулируется законодательством. Законодательство обычно запрещает забастовки в органах и учреждениях, занятых "обслуживанием" государственного суверенитета (вооруженные силы, полиция, внешняя разведка), а также в службах негосударственного характера, остановка работы которых повлекла бы серьезные, если не катастрофические последствия для страны (персонал атомных электростанций).

В . Право на здоровую окружающую среду и обязанность беречь ее.

Противоречие между экономикой и экологией побудило современные государства использовать механизм правового регулирования, включая конституционный уровень, для защиты среды обитания человечества и, тем самым спасения его от обострившейся угрозы самому существованию.

Г. Обязанность платить налоги.

Эта естественная изначальная обязанность не всегда получает отражение в конституции как таковой. В конституциях тоталитарных государств налогообложение граждан может вообще отсутствовать (хотя граждане также платят налоги).

Д. Право на социальное обеспечение.

Ст. 22 Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства”.

В такой формулировке данное право обычно в конституциях не записывается, дабы избежать вопроса о судебной защите этого права. Конституции устанавливают обязательное страхование по старости, вследствие потери кормильца и потери трудоспособности. В "социалистических" же конституциях право на социальное обеспечение традиционно входит в круг провозглашаемых прав, хотя право на судебную защиту с этим связывается не всегда.

Е. Право на охрану здоровья.

Необходимо заметить, что в настоящее время законодательство большинства стран предусматривает два способа решения проблем, связанных со здравоохранением - страховую и государственную (бесплатную) медицину. Последняя предназначается для тех, кто не в состоянии расходовать на собственное здоровье своих средств за неимением таковых. Либеральная медицина основана на принципе: услуга - деньги и доступна только лицам с высоким доходом, которые имеют возможность выбирать себе самого квалифицированного врача. Страховая медицина - основана на предварительных страховых взносах, из которых оплачиваются медицинские услуги, когда в них возникает нужда. Но если сумма больше, чем страховка пациент доплачивает остаток из своего кармана.

В системе государственной медицины отсутствует непосредственная заинтересованность медперсонала в качестве услуг, чем и объясняются недостатки этого качества. Бесплатность медицины порождает различные привилегии в этом отношении (для соц. стран).

Ж. Право на жилище.

В демократических странах об этом праве обычно не говорят, даже там, где жилищной проблемы не существует. Что касается соц. стран, то, несмотря на закрепление этого права на деле, оно ни как не было обеспечено.

З. Право на образование и академическая свобода.

Одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества.

Неслучайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Государство заинтересовано, чтобы государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты. Конституции современных государств все чаще регулируют этот вопрос.

С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. В тоталитарных государствах свобода преподавания не допускается.

Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.

И. Свобода творчества, свободный доступ к культурным ценностям.

Ст. 27. Всеобщей декларации прав человека “Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами…”

В конституциях они стали определяться сравнительно недавно - это свободы так называемого третьего поколения. Их включение в конституции обусловлено тем, что размножившиеся в середине ХХ века тоталитарные режимы характеризовались в числе прочего стремлением правящих групп подчинить себе духовный мир людей. Поэтому не случайно, что указанные свободы мы встречаем преимущественно в конституциях тех стран, которые в течение какого-то времени пережили господство тоталитаризма.

Механизм реализации прав и свобод личности

личность право свобода

Права и свободы личности реализуются через систему гарантий

Гарантии прав и свобод.

Они подразделяются на две больших группы: внутригосударственные и международно-правовые. Первые в свою очередь, делятся на судебные и несудебные.

Внутригосударственными гарантиями служат, прежде всего, некоторые конституционные права как материального, так и, особенно, процессуального характера. Сюда можно отнести право петиций, права реализуемые в судебном и административном процессе и др.

Существует общий принцип - основные права граждан неотменяемы (отмена возможна только в условиях войны или чрезвычайного положения).

Главной гарантией в демократическом государстве является суд, независимый от любого другого государственного органа, не говоря уже о партийном органе (право рассмотрения дела в компетентном и беспристрастном суде, право на защиту и помощь адвоката).

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получающий все более широкое распространение институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсмен, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.).

Гарантией прав и свобод служит также ответственность за их нарушение. Прежде всего, речь идет об ответственности властей и их должностных лиц. Обычно такая ответственность носит общий характер и предусматривается текущим законодательством. Однако иногда встречается особое ее конституционное регулирование. Например, согласно ст.20 Хорватской Конституции "тот, кто нарушит положения настоящей Конституции об основных правах и свободах, несет личную ответственность и не может оправдываться приказом свыше".

Международно-правовые гарантии. Необходимость международно-правой регламентации гарантий прав человека была осознана особенно явно после второй мировой войны. Это было связано с последствиями фашизма - массовой гибелью людей.

Универсальная международная защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках ООН и ее специализированных учреждений, региональная - в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. Европейская система - наиболее совершенная. Она основывается на Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, заключенной в 1950г. государствами - членами Совета Европы, и дополнительных протоколах к ней. За соблюдением прав человека в государствах - членах Совета следят Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, а также Кабинет министров Совета Европы. Наше государство стремится вступить в Совет Европы, а для этого оно должно привести свое законодательство в соответствии с требованиями Европейской конвенции.

  • § 2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права
  • § 3. Естественно-правовая теория
  • § 4. Договорная теория
  • § 5. Теория насилия
  • § 6. Другие теории происхождения государства и права
  • Глава IV. Понятие и сущность государства § 1. Понятие государства
  • § 2. Признаки государства
  • § 3. Сущность государства
  • § 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства
  • Глава V. Типология государств § 1. Типология и ее необходимость
  • § 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства
  • § 3. Что представляло собой рабовладельческое право?
  • § 4. Феодальное государство и право
  • § 5. Капиталистическое государство и право
  • § 6. Социалистическое государство и право
  • Глава VI. Государство и право переходного типа § 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа
  • § 2. Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа
  • § 3. Особенности развития конституционного законодательства в переходный период
  • Глава VII. Функции государства § 1. Функции государства: понятие и основные признаки
  • § 2. Критерии классификации и виды функций государства
  • Глава VIII. Формы государства § 1. Понятие формы государства
  • § 2. Формы рабовладельческого государства
  • § 3. Формы феодального государства
  • § 4. Формы капиталистического государства
  • Глава IX. Государственный аппарат § 1. Понятие государственного аппарата
  • § 2. Структура государственного аппарата
  • § 3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
  • Глава X. Разделение властей в государственном механизме § 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей
  • § 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
  • § 3. Теория разделения властей и современные российские дилеммы
  • Глава хi. Государство, право и экономика § 1. Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах
  • § 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы
  • § 3. Собственность как экономическая и правовая категория
  • Глава XII. Правовое воздействие на экономику: понятие, формы, тенденции § 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику
  • § 2. Особенности правового воздействия на экономику
  • Глава XIII. Государство, право, природа § 1. Единство общества и природы
  • § 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
  • § 3. Международное сотрудничество в области охраны природы
  • Глава XIV. Государство и личность § 1. Общество, личность, государство
  • § 2. Государство и правовой статус личности
  • § 3. Правовой статус и фактическое положение человека
  • § 4. Система прав и свобод личности
  • § 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека
  • Глава XV. Государство, право и политическая система § 1. Государство как особое звено политической системы
  • § 2. Конституционный суд в политической системе общества
  • § 3. Нормативная основа политической системы общества
  • Глава XVI. Гражданское общество, государство и право § 1. Становление и развитие гражданского общества
  • § 2. Гражданское общество и государство
  • § 3. Гражданское общество и право
  • § 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе
  • Глава XVII. Правовое государство § 1. Становление и развитие идеи правового государства
  • § 2. Развитие идей правового государства в России
  • § 3. Основные признаки и черты правового государства
  • Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации § 1. Методологические проблемы исследования государства и права в условиях глобализации
  • § 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право
  • § 3. Миф о формировании мирового государства и права в условиях глобализации
  • Глава XIX. Современные правовые доктрины в странах Европы и сша § 1. Введение
  • § 2. Социологическая юриспруденция
  • § 3. Психологическая теория права
  • § 4. Нормативизм
  • § 5. Теории естественного права
  • Глава xх. Понятие и основные признаки права § 1. Определение понятия права
  • § 2. Основные признаки права
  • § 3. Право и закон
  • § 4. Основные принципы права
  • Глава XXI. Правовые системы современности § 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи
  • § 2. Англосаксонская правовая семья
  • § 3. Романо-германская правовая семья
  • § 4. Мусульманское право
  • Глава XXII. Право в системе социальных норм § 1. Социальные нормы и их классификация
  • § 2. Взаимосвязь права и морали
  • § 3. Право и технические нормы
  • § 3. Законы. Их виды и особенности
  • § 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • § 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования
  • Глава XXV. Нормы права § 1. Понятие и признаки правовых норм
  • § 2. Логическая структура правовой нормы
  • § 3. Виды правовых норм
  • § 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов
  • Глава XXVI. Правовые отношения § 1. Понятие правовых отношений и их основные виды
  • § 2. Субъекты права и участники правоотношений
  • § 3. Содержание правоотношения
  • § 4. Юридические факты
  • § 5. Объекты правоотношений
  • Глава XXVII. Правотворчество § 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы
  • § 2. Законодательная процедура и ее основные стадии
  • Глава XXVIII. Реализация права § 1. Основные формы (способы) реализации права
  • § 2. Использование, исполнение и соблюдение права
  • § 3. Применение права
  • § 4. Правовое регулирование и правовое воздействие
  • Глава XXIX. Правосознание § 1. Понятие правосознания
  • § 2. Структура и виды правосознания
  • § 3. Роль правосознания в жизни общества
  • § 4. Правосознание, право и язык юридических актов
  • § 5. Правовое воспитание граждан
  • Глава xxх. Правонарушение и юридическая ответственность § 1. Понятие правонарушения
  • § 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение
  • § 3. Основные принципы законодательного определения правонарушений и санкции за их совершение
  • § 4. Понятие и виды юридической ответственности
  • § 5. Принципы юридической ответственности
  • § 4. Система прав и свобод личности

    В современном мире существуют самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством. Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей, особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями, интеллектуальным своеобразием и другими причинами.

    Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в "чистом виде" как таковых безусловно объективных и общепризнанных прав и свобод человека не существует. Реальностью являются лишь представления, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей.

    Однако многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум в качестве основных прав и свобод человека должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

    Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государств.

    Впервые формальное, законодательное закрепление представления о правах человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десяток поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и не зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право).

    Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

    При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

    Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного создания политических и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами.

    Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

    Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

    Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и др. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе,

    Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

    Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права - избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены на виды в зависимости от степени их конкретизации. Например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

    Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, т.е. установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.

    Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

    Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но, в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

    В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином права человека, поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

    Термин права человека появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.

    Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление одной группы добиться соблюдения прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключаетопределенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод. Нарушение этих прав и свобод человека недопустимо в любом цивилизованном государстве.

    Согласно принятой в международных документах классификации права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Такой подход к определению основных прав человека и гражданина мотивируется тем, что вначале под правами человека понимали только гражданские и политические права. Это была концепция, идея, порожденная главным образом Великой французской революцией.

    Устав ООН не конкретизирует понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии и т. д.

    Права человека – права, которые принадлежат любому индивиду, поскольку он человек, член сообщества людей. Права человека признаются неотъемлемыми, необходимыми для жизнедеятельности и индивида и общества. К их числу прежде всего относят право на жизнь, право собственности, неприкосновенность личности, свободу и т.д. Они принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности, носят естественный и неотчуждаемый характер. (Всеобщая декларация прав человека)

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства.

    1.Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения.

    Необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.

    2. Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

    В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

    3. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

    К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права.

    Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью; и государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

    1. в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и прочее);

    2. в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и прочих);

    3. в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

    Принято различать права человека:

    Права человека I-го поколения :

    Традиционные либеральные ценности, сформулированные в ходе буржуазной революции. В их основе принципы свободы, равенства, неприкосновенности. По своей природе они относятся к негативным правам, Status Negativius (Защита индивидуальной свободы от госуд-го и иного вмешательства)

    Права человека II-го поколения:

    Сформировались в процессе борьбы трудящихся за улучшение своего соц-го и эконом-го положения:

    Право на труд; Право на отдых; Право на достойную зарплату; Право на материнство; Право на отцоство; Право на здоровое детство.

    По своей природе эти права Позитивны – Status Positivus (Требуют покровит-ва со стороны государства)

    Права III-го поколения (После II-й мировой):

    Право на мир; Окружающую среду; Право на соц. И эконом. Развитие

    Эти права по своей сути имеют двойственную природу: Они принадлежат каждому и всем.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Введение

    Глава 1.Общая характеристика общества. личности и государства

    Понятие общества, личности и государства

    Государство и правовой статус личности

    Правовой статус и фактическое положение человека

    Глава 2. Система прав и свобод личности

    Понятие системы прав и свобод личности

    Виды прав и свобод

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложение

    Введение

    Актуальность темы курсовой работы. Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

    Для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашений как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

    Из вышеизложенного можно с уверенностью сказать о актуальности данной темы курсовой работы.

    Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус личности и государства, устанавливают их взаимоотношения.

    Предметом исследования курсовой работы является взаимоотношение государства и личности, изучаемые в объеме государства и права, то есть выявление общих закономерностей этих взаимоотношений с целью выработки государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук и применяемых в юридической практике.

    Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.

    Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

    дать понятие обществу, личности и государству;

    рассмотреть правовой статус личности;

    изложить, что является фактическим положением человека;

    описать систему прав и свобод личности;

    раскрыть вида прав и свобод

    Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

    Глава 1. Общая характеристика общества, личности и государства

    Понятие общества, личности и государства

    Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами.

    Признаки общества:

    а) сложная организация, являющаяся упорядоченным целым, состоящее из совокупности элементов, индивидов, общностей, социальных институтов, социальных норм;

    б) элементы, составляющие систему, находятся друг с другом в соотношениях взаимовлияния и взаимозависимости, поэтому изменения в одном из элементов целостности порождает изменения в системе в целом;

    в) развитие общества как системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы ее элементов, а также изменений во внешней среде;

    г) отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность подчиняются определенным правилам.

    Структура общества: 1) социальные общности; 2) социальные нормы и ценности; 3)социальные институты и организации.

    Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду.

    Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

    Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми.

    В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же права периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.

    Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

    Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

    Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство.

    Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются, как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

    Государство и правовой статус личности

    Правовой статус личности - это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

    Права личности в структуре правового статуса - это формально- определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

    Права личности как права гражданина конкретного государства являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем[ Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456].

    Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав.

    Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявление несовпадения «ложного» и «сущего».

    Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением права и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и представить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

    Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

    С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определенно конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы неспособны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширенному толкованию правовых норм.

    Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередка и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

    Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения[)Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.].

    Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

    Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

    Правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие.

    1.3 Правовой статус и фактическое положение человека

    Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести, и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными факторами общественной жизни. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

    Определяя правовое положение человека, государство необходимо считается с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, так или иначе учитывать потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

    Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством.

    Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

    Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако любое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.

    С точки зрения потребностей и интересов индивида в практически-функциональном плане правовой статус следует понимать как систему гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающей в качестве суммы юридических возможностей, условий для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно. Выполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих притязаний.

    Поэтому содержание собственно правового статуса, изменение и развитие его формулировок - это относительно самостоятельная и в большинстве случаев очень важная проблема. Ведь качество, характер и специфика этих положений - особенно с учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными системами приоритетного и исключительного значения основным правам и свободам индивида, составляющим практически всегда сердцевину его юридического статуса - способны во многом предопределять характер фактического положения человека в обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов.

    При этом следует иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное и фактическое несоответствие (в той или иной степени) между юридическим и объективным социальным положением людей является своего рода необходимостью и закономерностью существования и развития правового статуса. Поскольку по гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно отразить фактическое положение индивидов в правовых нормах - тем более, что такая задача перед ним в качестве основной никогда не стоит и не ставится, а общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее возможностей правовой формы и юридической техники. В то же время - и это надо особо отметить - в демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют постоянную тенденцию к внешнему совпадению, фактическому соответствию, органической логической взаимосвязи. В чисто техническом, практически-прикладном отношении правовой статус неизбежно должен несколько «опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент своего возникновения, но и на относительно длительный период после своего появления. И не только по той причине, что общественная жизнь уже завтра может «перерасти» в свои юридические формы и требуется некоторый «запас» юридического пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение - дело сложное и ненужное), но главным образом потому, что в социальной жизни существуют противоречивые, различные тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает прогрессивное развитие и движение по восходящей линии в соответствии с наиболее справедливыми, гуманными и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы и тенденции обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на фактическом положении индивидов. В этих случаях правовой статус личности, оставаясь с юридической точки зрения неизменным, может в известном смысле «подтягивать до своего уровня» социальное положение людей.

    В этом смысле значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования социального правового государства, действительно должно быть велико. Тем более, что отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан процессы могут быть связаны и собственно с деятельностью государства, государственного аппарата, - которая, однако, может и должна быть в той или иной степени скорректирована, «исправлена» в том числе и правовым статусом, его требованиями - возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости - и на относительно независимую и самостоятельную судебную власть.

    Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы.

    Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода. Например, в 1992 году инфляция и общее ухудшение экономического положения России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий нетрудоспособным гражданам оказались крайне малы.

    Заканчивая данный вопрос, следует отметить, что ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

    1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

    2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

    3) процедура импичмента и др.

    Глава 2. Система прав и свобод личности

    2.1 Понятие системы прав и свобод личности

    Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права человека изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

    Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение, и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

    В тоже время многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

    При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека, и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию.

    Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государства[ Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.].

    Впервые формальное, законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десять поправок в Конституции США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми. Такому различению придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягало на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию - главным образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по отношению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, огражденной указанными правами.

    2.2 Виды прав и свобод

    Права и свободы по их социальному назначению разделяют на четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

    Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение, означает возможность свободного создания и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами[ Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456].

    Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения.

    Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.

    Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.

    Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

    Аналогично различению общего и специального правового статуса различают общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права - избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т. д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т. д.

    Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, то есть установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права свободы, предусмотренные текущим законодательством.

    Заканчивая данную главу, подведем краткие итоги. Считаю, что государство должно было бы обеспечить соответствие прав гражданина государства правам человека, поскольку именно в последних выражены высшая истина и справедливость, продиктованные самой природой и даже божественным замыслом.

    Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

    Практический опыт показывает, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно согласится также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущества политических и личных прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос.

    Заключение

    Написав курсовую работу на тему «Государство и личность», хочу подвестим итоги проведенного исследования.

    Понятие личности относятся к числу «вечных тем», которыми занимались мыслители различных эпох: от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь с проблемой экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные условия обитания, так и в системе ценностей гражданского общества человек - высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти.

    Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

    Любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода».

    Также в заключении хочется сказать о международном сотрудничестве в области прав человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением

    Все сказанное выше не означает, того что права личности непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительно права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

    В то же время в современном мире резко возросла взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

    общество государство личность россия

    Список используемой литературы

    Нормативно - правовые акты

    1)Конституция Российской Федерации 1993года.

    Юридическая литература

    2)Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. члена-корресподента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.

    3)Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456

    4)Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.

    5)Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.

    6)Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

    7)Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.

    8)Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1995.

    Приложение

    В данной работе были использованы следующие сокращения:

    РФ - Российская Федерация

    ГК - Гражданский кодекс

    ст. - статья

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Международные соглашения по правам и свободам человека. Понятие общества, личности и государства. Государство и правовой статус личности. Правовой статус и фактическое положение человека. Понятие системы прав и свобод личности. Виды прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 25.11.2008

      Изучение, обобщение и характеристика основных прав и обязанностей граждан России. Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина. Целостная система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

      реферат , добавлен 11.07.2011

      Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

      Понятие основных прав и свобод человека. Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина. Правовой статус и фактическое положение человека и личности. Отражение прав личности в нормативно-правовых государственных актах.

      курсовая работа , добавлен 13.07.2014

      Понятие гражданина, личности. Правовой статус личности: понятие, виды. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека, гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые основы и правовое положение личности в РФ.

      дипломная работа , добавлен 22.10.2008

      Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. Классификация основных прав и свобод. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод. Механизм осуществления гарантий прав и свобод.

      курсовая работа , добавлен 11.09.2005

      Характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации как наивысшей ценности государства. Классификация прав и свобод личности. Рассмотрение особенностей обеспечения личных и политических прав, исследование их конституционных основ.

      курсовая работа , добавлен 04.06.2015

      Понятие и классификация прав и свобод человека. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина. Отражение прав человека в конституции России. Международно-правовой базис прав человека. Понятие и виды правового статуса личности.

      дипломная работа , добавлен 04.11.2010

      Статус личности как совокупность прав и свобод, юридических обязанностей и ответственности, которыми она обладает в рамках существующих норм права. Классификация прав и свобод человека и гражданина, место и роль государства в их обеспечении и защите.

      курсовая работа , добавлен 02.03.2014

      Правовой статус личности в Конституции 1993 г. История политических прав граждан в России. Система политических прав и свобод. Политические конституционные права и свободы человека и гражданина. Реализация и защита политических прав и свобод в России.



    Просмотров