Международное право в различных правовых системах мира. Международное и национальное (внутригосударственное) право

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное вйдеяие институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, мен

талитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой

культуры конкретной страны.

Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т.д.) и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юриди- , ческих источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и рома-

но-германской.

В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права – судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Ру-.

Теория правовой системы рассмотрена в книге: Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. Часть I. Ярославль, 1995; Часть II. Ярославль, 1996.

мыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-ка-толическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).

Еще по теме Национальная правовая система:

  1. Глобализм грубо нарушает механизм преемственности в развитии национальных правовых систем. Проект глобализации мира предусматривает обструкцию и демонтаж национальных правовых культур

В широком смысле правовая система - это так называемые «правовые семьи », в которые входит несколько государств.

  • романо-германская правовая система;
  • англосаксонская правовая система (система общего права);
  • религиозные правовые системы (системы мусульманского, индусского, иудейского права);
  • социалистическая правовая система;
  • обычно-правовая система.

Выделяют также:

  • латиноамериканскую правовую систему;
  • североевропейскую правовую систему;
  • правовые системы Дальнего Востока;
  • правовую систему Индии;
  • плюралистические правовые системы.

Данная классификация хорошо известна как западной, так и российской юридической общественности по претерпевшему более десятка изданий классическому труду Рене Давида. В то же время сам Р. Давид признавал, что его классификация не полная и создана для достижения лишь определенных целей его книги. Неоднократно предпринимались попытки преодолеть ограниченность классификации Р. Давида в мировой и отечественной правовой литературе. Так, профессор Ю.А. Тихомиров наряду с романо-германской (континентальной) системой и системой общего права выделяет также североевропейскую правовую систему, латиноамериканскую правовую семью, а также так называемые «кочующие» правовые семьи. Он выделяет также социалистическую правовую систему, объединяя ее, правда, со «славянским или евразийским» правом. Профессор С.С. Алексеев выделяет еще и так называемые «заидеологизированные» правовые системы. Свои варианты классификаций предлагают и другие ученые (А.Х. Саидов, С.И. Архипов и др.).

Изучение особенностей международно-правовых подходов в правовых системах в узком смысле весьма затруднительно. Каждое государство имеет свой комплекс законодательства и свою судебную практику. Не менее сложно уяснение этого вопроса и для правовых систем в широком смысле. В то же время рассмотрение правовой системы в широком смысле (т.е. правовой системы как «правовой семьи») дает определенные преимущества. В этом случае можно выделить главное в подходах отдельных групп государств к основным вопросам статуса и применения международного права. Именно то, что в рамках правовых семей государства имеют близкие и иногда идентичные подходы, и обусловливает больший успех регионального международного права по сравнению с универсальным международным правом.

Романо-германская правовая система. Пожалуй, главной отличительной чертой статуса международного права в странах романо-германской правовой семьи является то, что международные договоры, как правило, автоматически включаются в их правовые системы.

Действительно, давайте сравним соответствующие положения основных законов ряда государств романо-германской правовой системы.

Конституция Греции устанавливает, что «общепринятые нормы международного права, а также международные соглашения с момента их ратификации законом и вступления их в силу согласно условиям каждого из них являются неотъемлемой частью внутреннего греческого права и имеют приоритет перед любым противоречащим им положением закона» (п. 1 ст. 28).

Конституция Испании устанавливает: «Международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства…» (п. 1 ст. 96).

Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни». Такое объяснение «исполняемости» обычных норм представляется неверным. Это - типичный пример западного мышления, попытка воспринять право другой культуры через свои собственные правовые (и философские) представления. Давайте задумаемся: почему обычай вообще становится обычаем? Почему в современном западном обществе появилось различие между законом и обычаем? Законы, в значительной своей части, требуют устрашения населения для их исполнения, так как они не находятся в гармонии с обществом, в котором действуют. Да и долго ли «живут» законы?

Законы, которые существуют 30-40 лет, мы уже называем устаревшими, не так ли? Конечно, некоторые законы могут существовать 100 лет и более, но, как правило, они касаются лишь отдельных вопросов (например, престолонаследия) и являются столь уникальными, что лишь подтверждают общее правило: жизнь закона составляет период, значительно меньший периода жизни одного поколения людей.

В отличие от закона обычай потому и стал обычаем, что он естествен и гармоничен. Он сложился в результате опыта десятков и сотен (возможно, тысяч) поколений людей. Он стал обычаем в результате своей естественной необходимости. И страх здесь занимает последнее место.

Безусловно, так называемые традиционные общества (в первую очередь общества государств Африки) имеют огромное количество обычаев. Даже внутри одного и того же государства часто можно говорить не об обычном праве этой страны, а об обычном праве какого-то конкретного народа. Так, например, в Нигерии среди нескольких сотен народов проживают три крупнейших - йоруба, ибо и хауса. При этом народ йоруба имеет длительную (несколько тысяч лет!) историю высочайшей централизации государства, народ ибо - вообще никогда не знал понятия «король», а хауса следуют в основном нормам исламского права. Конечно, столь большой контраст предопределил огромные различия в правовых обычаях этих народов, хотя они и проживают на территории одного государства. Тем не менее даже в таких сложных (с точки зрения национального состава) государствах, как Нигерия, могут появляться и некоторые общие обычно-правовые нормы.

Весьма интересен другой пример влияния обычного права на международно-правовую позицию государства. Конституция Республики Зимбабве устанавливает неравенство мужчин и женщин, допуская дискриминацию в их правах. В деле Магайя против Магайя Верховный суд страны подтвердил приоритет обычного права даже в отношении международно-правовых норм (в данном случае - Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). Следует отметить, что при подписании данной Конвенции Зимбабве сделало оговорку в соответствии со своей Конституцией. Но конституция как раз и устанавливает, что обычное право имеет статус закона государства.

Религиозные правовые системы. Среди религиозных правовых систем наиболее разработанной является исламская концепция международного права. По этому поводу написано немало весьма интересных работ. Следует отметить и попытку создания Международного исламского суда.

В мусульманских государствах общее международное право, как правило, не является частью права страны. Положения международного договора могут быть реализованы только путем издания соответствующего национального закона.

Различные авторы определяют исламское международное право по-разному. Так, Н. Арманази писал, что «исламское международное право - это совокупность норм, предписанных мусульманам для регулирования их отношений войны и мира с немусульманами, индивидуумами или государствами в мусульманских странах или вне их».

М. Кадури отмечал, что «исламское международное право является простым распространением права, предназначенного регулировать отношения мусульман с немусульманами внутри или вне Мира Ислама». М. аль-Гунейми определяет исламское международное право как «совокупность всех норм и практики, предписываемых или допускаемых исламом в международных отношениях». Однако, как отмечает профессор Н.В. Жданов, все определения исламского международного права исходят из того, что под международным правом понимается совокупность допустимых исламом норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а в основе лежит соответствие норм и обычаев в международных отношениях положениям ислама.

Международные отношения в соответствии с концепцией исламского международного права подразделяются на несколько сфер.

При этом наибольшее внимание уделяется регулированию отношений с соседними государствами и состоянию мира и войны. В основе классификации лежит разделение мира на три группы стран: Дар аль-Ислам (Мир Ислама), Дар аль-Харб (Мир войны) и Дар аль-Агд (Мир договора). В зависимости от толкований Мир войны является либо объектом агрессии «воинствующего ислама», либо источником опасности для «миролюбивого ислама».

Что касается международного права прав человека, то ряд положений исламского права расходится с универсальными международными актами. В то же время в целом исламская концепция международного права прав человека совпадает с международными стандартами в этой области. Особое значение здесь имеет Исламская декларация прав человека, принятая Организацией Исламская конференция в 1990 г.

В этой Декларации закрепляются все основные международно признанные права и свободы человека, хотя они и ставятся в зависимость от норм шариата. Так, в Декларации подчеркивается, что все люди равны, поскольку их объединяет поклонение Богу, а истинная вера является гарантией возрастания достоинства человека на пути его совершенствования. Ни один человек не имеет превосходства над другими, кроме тех, кто обладает большим благочестием и ведет более праведную жизнь. Декларация провозглашает, что человек рождается свободным и поклоняется только Аллаху. При этом отмечается, что все закрепленные в Декларации права и свободы ограничены нормами шариата.

Как известно, признанными источниками общего международного права являются обычай и международный договор. В то же время исламское международное право имеет свой взгляд на . Как следствие концепции единства исламской общины (уммы) исламское право является исключительно всеобщим, единым, универсальным и, таким образом, международным по своему характеру. Международное право в исламе всегда являлось составной частью права вообще (шариата). В основном оно применялось как правила пророка и его учеников, касающиеся ведения военных действий (магхази). Иногда нормы международного права рассматриваются в разделах «Джихад» («Священная война»). Таким образом, исламское международное право имеет те же источники, что и все другие части исламского права, а именно Коран и Сунну, единогласные решения юристов, аналогию, а также equity.

Это, конечно, не означает, что принципы исламского международного права не имеют ничего общего с так называемым универсальным правом. Наоборот, ряд основных принципов исламского международного права нашли отражение в общем международном праве. Скажем, фундаментальный принцип pacta sunt servanda находит свое обоснование в Коране: «Выполняйте свои обязательства».

В то же время имеются весьма серьезные опасения в отношении взаимодействия исламского и так называемого общего международного права. Так, профессор И. аль-Хунами (Египет) пишет, что исламское международное право «несовместимо с современной тесной интеграцией мусульманских стран с сообществом государств. Подобное парадоксальное положение требует основательных конструктивных усилий по примирению классического толкования мусульманского международного права, с тем, чтобы оно могло справиться с международной жизнью, как она является сегодня».

Согласно исламской доктрине международного права признается равный суверенитет всех членов международного сообщества. Ни одно государство не имеет права вторгаться в сферу суверенитета других государств и в их внутренние дела.

Профессор Шейх Вахбех аль-Зухили (Сирия) отмечает, что исламское международное право исходит из того, что отношениями мусульман и немусульман является мир, а не война. Таким образом, основанием для применения оружия может быть борьба с находящимися вне закона или отражение агрессии, а не атеизм и религиозные разногласия.

Говоря о месте и действии международного права в различных правовых системах вообще и в религиозных правовых системах в частности, следует отметить важную роль религии и в тех правовых системах, которые не являются религиозными по своей сути.

Так, например, известный юрист-международник, ныне судья Международного суда ООН П. Койманс отмечает роль протестантства в развитии международного права. Это, например, концепция мирового сообщества, а также протестантские идеи секуляризации права, особого места индивида и ряд других, которые в конечном итоге были реализованы в современном международном праве. Западный индивидуализм, проявляющийся, например, в концепции международных прав человека, может быть в том числе объяснен особой позицией христианства в целом и протестантства в частности. Протестантизм исходит из того, что основное значение имеют отношения человека (как индивида) и Бога. Именно индивидуальные (человек - Бог), а не коллективные (человек как член общества - Бог) отношения имеют главное значение.

Для понимания международно-правовой позиции Китая и некоторых других государств Дальнего Востока, безусловно, следует знать и понимать основные принципы конфуцианства. Конфуцианство оказало значительное влияние на международно-правовые подходы китайских юристов, в частности, к решению вопросов признания государств и правительств , взаимной помощи во время чрезвычайных ситуаций, применения военной силы, разрешения международных споров, в частности, с передачей спора третьему государству и др.

Огромное влияние на международно-правовые подходы ряда государств сыграла и продолжает играть буддистская религия. Профессор философии К. Джайятилеке (Шри-Ланка) отмечает, что сама сущность буддизма определяет основные подходы к международному праву.

Основные постулаты буддизма сами по себе делают такие, например, понятия, как национальная гордость, расовые и национальные чувства, ошибочными. Отсюда можно сделать вывод, что и так называемые национальные интересы государств имеют аналогичное значение.

Буддистская доктрина устанавливает особые принципы международного сотрудничества государств и разрешения международных споров.

В иудаизме также просматриваются свои особые позиции в отношении международного права. Так, в раввинистических прочтениях Писания выделяют три вида войн: «милхемет хова» (обязательная война), «милхемет решут» (необязательная война) и упреждающую (превентивную) войну. Здесь можно усмотреть некоторую общность с римским понятием bellum justum (справедливая война), хотя есть и различие: например, упреждающая война могла быть справедливой или несправедливой.

В настоящее время те институты, согласие которых на войну за расширение территории было необходимо по Талмуду, более не существуют, фактически исключается (с религиозной точки зрения) возможность ведения необоронительных войн. Как отмечают авторы, многие представители современного иудаизма прочитывают традиционные тексты в соответствии с современной доктриной прав человека и международного права.

Особые подходы к международному праву, безусловно, присущи и индуизму. Индуизм исходит из того, что нельзя прибегать к военной силе в отношениях с государствами, если не исчерпаны все мирные средства. Индуизм выделяет «дхарма юдха» (справедливая война) и «адхарама юдха» (несправедливая война)2. Проводится также четкое различие между комбатантами и некомбатантами.

В индуизме война считается нежелательным явлением, которого следует избегать, так как оно связано с убийством людей. Не случайно идея «позитивного нейтрализма», оказавшая столь значительное влияние на международное право второй половины XX в., получила свое идеологическое и практическое развитие именно из Индии. Махатма Ганди успешно оперировал индуистским понятием «ахимса», означающим отказ от применения насилия и нанесения ущерба, в качестве средства борьбы против британского колониального господства в Индии. Не менее важное значение имеет постулат индуизма, касающийся международного права прав человека: «Социальная гармония базируется на балансе обязанностей человека, а не на конфликте его прав».

В настоящей главе мы в общих чертах рассмотрели наиболее характерные черты применения международного права в правовых системах мира. Данная глава не ставит перед собой цели детального описания международно-правовых подходов отдельного государства или отдельной правовой системы.

Главной задачей является показать, что эти подходы различны как в каждом конкретном государстве (правовая система в узком смысле), так и в рамках одной и той же правовой семьи (правовая система в широком смысле). Кроме того, имеется большая группа государств, где одновременно (параллельно) действует несколько правовых систем («правовой плюрализм»).

Тем не менее существуют некоторые особенности международно-правовых подходов и у отдельных государств, особенно у стран, принадлежащих к одной правовой семье. Для глубокого понимания международного права следует обратить особое внимание на междисциплинарный подход. В первую очередь необходимо изучение и понимание других культур. Понимание международного права и права вообще невозможно без глубокого изучения культур других стран и народов. Ибо право - это элемент культуры, и понять право нельзя только с позиций своей собственной культуры!

В этом и сложность, и величайший интерес изучения отдельных правовых систем и уникального феномена общечеловеческой цивилизации - международного права.

Национальное (внутригосударственное) и международное право являются самостоятельными, но взаимосвязанными системами права. Если национальное право регулирует отношения внутри страны, то с помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и другими его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются коллективным принуждением. Как нормы международного права не имеют непосредственного действия в национальном праве государств-участников международного сообщества, так и нормы национального (внутригосударственного) права не применяются в международно-правовой сфере.

Соотношение национального и международного права - это всегда отношения связи и обратных связей, образующих в комплексе взаимодействие самостоятельных систем.

Формы взаимодействия национального и международного права:

1) национальное право служит своеобразным источником международного права, поскольку нормы последнего создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами, преимущественно с целью удовлетворения национальных интересов. Национальное право определяет организацию и деятельность государства, его политику не только внутри страны, но и на международной арене через внешнюю политику и дипломатию утверждает правовые нормы и принципы, закрепленные в моральном сознании своего народа, отечественных нормативно-правовых актах и тем влияет на международное право. Необходимость объединить потенциал двух систем (национальной и международной) в деле достижения и охраны высших ценностей человеческой цивилизации требует от внешнеполитической деятельности любого государства привносить в международное право успехах национального права, с учетом которых оно обновляется. Нормы национального права, отражающих национальные обычаи, традиции и являются объективными закономерностями социального бытия, будучи трансформированы в нормы международного права, служат источниками международного права, в частности способствуют возникновению международных обычаев.

По структуре международное право приближается к структуре национальной системы права (разделение на частную и публичную, наличие отраслей права - экономическое, космическое, воздушное, морское, охраны окружающей среды, уголовное право и др.);

2) международное право, его нормы и принципы определяют идейную и нормативную основу национального права. Общечеловеческие принципы и нормы, содержащиеся в международном праве, требуют от национального права, законов страны быть их хранителями. Нормы права, прежде чем стать частью национального права, проверяются на соответствие общечеловеческим ценностям, которые содержатся в международном праве. Конституции ряда государств закрепляют основные принципы и нормы международного права, создающие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут учтены государственными органами и должностными лицами во внутренней жизни страны.

В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписание международных деклараций, вступления в международные организации (вступление Украины в СЕ) национальное право обогащается за счет международного. Примером связи между национальным и международным правом является основополагающий принцип международного права pacta sunt servanta ("договоров надо соблюдать"). Применение норм международного права во внутригосударственной сфере обусловлено принципом добросовестного выполнения международных обязательств (bona fides), а также формулой статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания относительно неисполненного им договора". При помощи международных договоров, соглашений происходит унификация ряда отраслей внутригосударственного права, то есть приведение к единству правовых норм, действующих в пределах различных государств и государственных образований. Например, государство с помощью норм международного права устанавливает ширину территориального моря или стандарты охраны окружающей среды или прав человека, то есть в такой способ реализует и конкретизирует нормы международного права. Нормы внутригосударственного права нередко корректируются при вступлении государств в международные и европейские организации. Так, при вступлении Украины в Совет Европы наряду с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, как обязательное условие было выдвинуто ратификация протокола к конвенции об отмене нормы, санкционирует смертную казнь.

Защита прав человека на внутригосударственном уровне менее эффективен, если внутреннее право не открытое нормам и принципам международного права. В национальном праве должны законодательно закрепляться действие норм международного права и условия их реализации.

Принципы соотношения национального и международного права:

1) принцип приоритета международного права (международных договоров) над национальным - предполагает, что при их разногласий применяются нормы международного права (договора). Этот принцип принимается государствами или в законодательном порядке, либо на практике. Так, в США международный договор, как и Конституцию и законы государства, изданные в ее исполнение, отнесено к высших законов страны. В конституциях ряда стран (Германии, Греции, Болгарии, Испании, Кыргызстана, РФ, Литвы, Армении и др.) определены международные договоры как составная часть правовой системы (или права, или законодательства). Приоритет международного права перед национальным правом сопровождается ответственностью государства за выполнение международно-правовых норм и решений;

2) принцип приоритета национального права над международным - предполагает, что при расхождении норм международного и национального права применяются нормы национального права, поскольку международное право расценивается как сочетание международно-правовых норм различных государств. Считается, что нормы международного права применяются в том случае, если они не противоречат национальному праву;

3) принцип дуализма - предполагает взаимодействие обеих систем права (национального и международного), поскольку основывается на признании их наличии.

в настоящее время является действующим принцип приоритета международного права (договора) над национальным, если его нормы признаны государством в законодательном порядке. Преимуществом перед национальными законами обладают те международные договоры, которые в установленном законом порядке ратифицированы и опубликованы.

Нормы международного права в национальном праве реализуются через следующие системы:

1) система инкорпорации (прямой способ) - включения в национальную систему права правил международного договора в силу акта ратификации или иного вида принятия договора и непосредственное применение норм международного права государственными органами, прежде всего судами, а также должностными лицами и гражданами. Эта система характерна для РФ, США, Франции и Германии, поскольку на территории этих государств нормы международного права имеют прямое действие. Систему инкорпорации называют еще прямой трансформацией или включением, а правила международного договора - "самовиконуючими", то есть такими, что не нуждаются в конкретизации со стороны государства;

2) система трансформации (опосредованный способ) - способ выражения согласия государства на обязательность для нее международного договора, если на его основе выдается национальный (внутригосударственный) нормативный акт, который более-менее воспроизводит содержание договора. Сама по себе норма международного права не наделяет человека правами, только нормы внутреннего законодательства дают возможность лицу осуществлять права и обязанности, гарантированные государством в связи с заключенным ею международным соглашением. То есть, чтобы приобрести применение, нормы и принципы соответствующих международных договоров имплементируются - воплощаются в национальное право. Эта система действует в Великобритании и других странах общего права;

3) смешанная система - объединяет и систему трансформации, и систему инкорпорации.

Совсем не принципиально, какой способ введения норм международного права в национальное право (система трансформации или система инкорпорации) взятый государством за основу. Главным является то, чтобы международно-правовые нормы находили освещения в правовой системе государства и имели приоритет над внутренними правовыми нормами в случае коллизии (столкновения) с ними.

Принципы соотношения права ЕС и национального права:

o приоритет права ЕС над национальным;

o прямое действие права ЕС на территории государств-членов".

Внутригосударственное (национальное) и международное право

Иванов. Системы национального права (институты, отрасли и другие структурные объединения, регулирующие правоотношения в пределах конкретного государства, страны - французское право, российское право). Системы международного права (охватывает институты, отрасли, которые регулируют межгосударственные, международные правоотношения, в которые вступают суверенные субъекты, страны и некоторые другие участники). Оба вида систем тесно взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.

Считается, что приоритетом обладает система межнационального права, но это ошибочное мнение, т.к. общепризнанными ценностями можно считать разные их виды (не только европейские).

Рыбаков. Международное право - общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.

Особенности: 1) субъектами права выступают суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются ФЛ и ЮЛ, органы государства; 2) объектом (предметом) регулирования являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках государственных границ; 3) особый процесс нормотворчества - в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самими участниками отношений, т.е. государствами; 4) отсутствие обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде только с согласия спорящих сторон; 5) функциональные связи в сфере нормотворчества и правоприменения носят преимущественно координационный характер, в системе национального права - в основном субординационный; 6) в сущностном плане представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения; 7) источниками выступают договоры, пакты, декларации, резолюции; 8) представлено в единственном числе, национальные правовые системы - во множественном; 9) возникало на более поздних этапах общественного развития, чем национальное, - в буржуазный период.

Международное право складывается из двух подсистем: международное публичное право и международное частное право. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: есть различные точки зрения: 1) международное право входит в национальную правовую систему, составляет часть; 2) не входит в национальную правовую систему, занимает особое самостоятельное положение; 3) промежуточная правовая система (частично межгосударственная и частично внутригосударственная). Конституция РФ п. 4 ст. 15: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы…», данное положение содержится и в конституциях других стран, =>, подобная конституционная практика не лишает международное право самостоятельности и обособленности.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права: два варианта - 1) приоритет международного права над внутригосударственным; 2) приоритет внутригосударственного права над международным. Примат международного права над внутригосударственным может быть законодательно закреплен. Конституция РФ п. 4 ст. 15: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Способы влияния международного права на внутригосударственное: 1) инкорпорация - включение в состав национального права норм или совокупность норм международного права без существенных изменений; 2) трансформация - предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включения в состав последней; 3) имплементация - включает в себя и трансформацию, и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному.

Формы применения международного права на территории России: 1. Непосредственное применение общепризнанных норм международного права в случае пробелов в российском законодательстве; 2. Применение ратифицированных договоров вместо несоответствующих им норм российского законодательства;

  • 3. Применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Президента; 4. Применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных органов Правительства.
  • 51. Понятие правовой системы и семьи правовых систем

Правовая система - действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1) право - ядро правовой системы; 2) юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3) господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, которые используются в рамках правовой системы); 4) действующие в рамках системы источники правовых норм; 5) юрисдикционные органы.

Система права - более узкое понятие, чем правовая система. Значение правовой системы: показать, как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Разграничение понятий «система права» и «правовая система» возникло в связи с дискуссиями по вопросу субстрата права. Более широким понятием является правовая система. Система права поясняет, что такое система права как система и какие связи между ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях.

Нерсесянц. Правовая система - научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Выделяются следующие правовые семьи: 1) романо-германская, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, 4) правовая семья общего права, 5) мусульманская, 6) индусская, 7) семья обычного права, 8) дальневосточная. В зависимости от идеологии и юридической техники также выделяют: 1) романо-германскую (семью континентального права); 2) англосаксонскую (семью общего права); 3) религиозную (семью мусульманского и индусского права); 4) традиционную (семью обычного права).

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем: 1) внутри романо-германской правовой семьи выделяют: А) группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, право латиноамериканских стран, каноническое право и Б) группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. 2) внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. 3) славянская правовая семья включает: А) группу российского права (Россия и ее субъекты) и Б) западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария).

- 65.50 Кб

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Реферат по Сравнительному правоведению

на тему: «Особенности национального права стран Африки»

Москва, 2008 г.

Введение

Список литературы

Введение

Одна из самых интересных тем из всего курса сравнительного правоведения, на мой взгляд, - это тема, посвященная особенностям обычного права Африки. Интересна она, возможно, потому, что очень мало изучена, сложна в исследовании, но этим и привлекательна. Нельзя не попытаться понять или просто оставить без внимания такой пласт истории, права и ценностей целой континентальной культуры, ведь африканская правовая семья охватывает правовые процессы на огромной территории. В результате особенностей исторического развития сейчас право африканских государств, обретших национальную независимость после распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, так как основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Следует отметить, что термин «обычное право» часто используется для обозначения традиционного права, которое существовало у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А.Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений: не было ни юридических текстов, ни манускриптов по правовым вопросам, ни исковых заявлений и т.д.

В традиционном праве моральные и правовые нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей, целью примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения. Все это многообразие дополняется большими различиями по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – развитие традиционного африканского права.

Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.

Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.


Традиционное африканское обычное право

Африканское обычное право является правом групп, сообществ, но не правом индивидов. Эта отличительная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, чем союз двух индивидов, и развод был возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья другой, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы возникали главным образом между сообществами или группами.

В обществах Африки действовали два основных вида судов (иногда в одном обществе они действовали одновременно): это своего рода арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии централизованной политической власти споры решались с помощью арбитража или переговоров внутри местной общины. В разрешении конфликтов внутри семьи или клана участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи; когда же разногласия возникали между соседями, арбитраж и переговоры вели разного рода официальные и неофициальные лидеры.

Суды, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы и наказания, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликта задача суда или арбитража сводилась не столько к отысканию фактов, формулированию правовых норм и применению их с учетом этих фактов, сколько к наведению порядка, устранению причиненного зла и восстановлению гармонии в общине. Гармонию же можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны будут уверены в том, что справедливость восторжествовала.

Следует отметить и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».


Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.

Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:

  1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.


Формирование современных правовых систем африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них.

Здесь хотелось бы отметить отдельно историю смертной казни в Африке. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода колонизаторов в Африку. По обычному праву Уганды, например, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением. Однако, как свидетельствует М.А. Супатаев, ссылаясь на мадагаскарскую газету «Имунку ваувау» от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. «Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, - писала газета, - отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой».

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

 страны, активно применяющие смертную казнь;

 страны, редко применяющие смертную казнь;

 страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).

К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.

Вывод

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Как вывод, я бы хотела также сказать о том, что тема действительно очень интересная, мне понравилось работать с теми немногими источниками, в которых изложены какие-то определенные сведения относительно права Африки; в частности, наибольший интерес вызвала книга А.Х. Саидова по сравнительному правоведению, которая и явилась основным источником в моей работе.


Список литературы

 М. 1981

 Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки», журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» №6, 2001

 Allot A. New Essays in African Law L., 1970


Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»

Формирование современных правовых систем африканских стран
Вывод
Список литературы



Просмотров