Право не участвовать в выборах по конституции. Можно ли проголосовать за своих родственников? Активное и пассивное избирательные права

Здесь представлены наиболее частые вопросы, касающиеся участия граждан в выборах. Ответы сформулированы на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (No 51-ФЗ от 18 мая 2005 г.)». Данный закон является образцовым для регионального законодательства о выборах, поэтому в большинстве случаев, сформулированные ответы касаются и региональных выборов.

1. Что такое активное избирательное право?
Право граждан участвовать в голосовании на выборах по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. Что такое пассивное избирательное право?
Право граждан быть избранными в представительные органы власти.

3. Кто не может участвовать в выборах?
Не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Каким образом граждане включаются в списки избирателей?
Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его проживания на территории данного избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

5. Какие сведения об избирателе включаются в список?
Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства.

6. Кто и когда составляет списки избирателей?
Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 21 день до дня голосования. Списки составляются на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. Эти сведения представляются в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Подготовленный список избирателей передается в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления.

7. Как включаются в списки избирателей приезжие студенты?
Студенты, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию избирательного участка, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства.

8. Когда можно ознакомиться со списками избирателей?
Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования.

9. Можно ли вносить изменения в составленный список избирателей?
Да. Участковая избирательная комиссия после получения или составления списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан, соответствующих документов органов местного самоуправления, органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния и регистрационного учета граждан и др. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

10. Что делать, если Вас нет в списке избирателей или если указанные о Вас сведения неточные?
Гражданин вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателям, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются решением участковой избирательной комиссии в список избирателей. Такое решение принимается на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих нахождение места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

11. Где узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии?
Узнать адрес своего избирательного участка или своей участковой избирательной комиссии можно на сайте Центризбиркома, который предоставляет возможность перехода на сайты региональных избирательных комиссий. Региональный сайт, в свою очередь, предоставляет информацию по территориальным избирательным комиссиям (ТИК) и нижестоящим участковым избирательным комиссиям (УИК).

12. Какие документы нужны для того, чтобы получить избирательный бюллетень и проголосовать?
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень.

13. Как голосовать с помощью открепительного удостоверения?
Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Для получения открепительного удостоверения следует подать в соответствующую избирательную комиссию письменное заявления с указанием причины, по которой избирателю требуется открепительное удостоверение. Удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Открепительное удостоверение считается действительным, если в него внесены фамилия, имя и отчество избирателя, номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту жительства, а также если на этом открепительном удостоверении стоят печать избирательной комиссии и подпись члена избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение.

По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель должен быть включен в список избирателей на любом избирательном участке, при этом открепительное удостоверение у него изымается.

14. Как проголосовать досрочно?
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, а также список избирателей, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования. При проведении досрочного голосования также вправе присутствовать наблюдатели, назначенные разными политическими партиями.

15. Как проголосовать на дому?
Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. В отличие от досрочного голосования, голосование на дому проводится только в день выборов. На официальном языке голосование «на дому» называется голосованием «вне помещения для голосования». Такое голосование проводится на основании письменного или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц). Заявление, сделанное в любой форме, в обязательном порядке регистрируется участковой избирательной комиссией в специальном реестре.
Участковая избирательная комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Об отказе в проведении голосования на дому избирательная комиссия немедленно извещает данного избирателя.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней, реестр заявок, а также список избирателей, голосующих на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели от политических партий. Родные и близкие избирателя, голосующего на дому, не вправе принять участие в таком голосовании, если они не подавали соответствующих заявок.

16. Как пожаловаться на нарушения во время голосования?
Избирательные комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях закона в выборах, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения закона о выборах. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.

По материалам интернет-проекта «КОММУТАТОР - Содействие политическому участию и гражданским инициативам»

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Российская Федерация является правовым светским государством и право голоса является одним из фундаментальных прав каждого гражданина страны, которое также гарантируется в рамках исполнения Европейской конвенцией по правам человека. В отечественном законодательстве основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ закреплены в Федеральном законе, который касается основных гарантий избирательных прав и прав на участие в референдумах для всех граждан Российской Федерации.

Кто имеет право голосовать на выборах в Российской Федерации

Как уже было отмечено выше, основные положения о том, кто имеет право голосовать на выборах в РФ, определены в Федеральном законе. В соответствии с ним, для желающих принять участие в голосовании на выборах есть несколько ограничений. В частности, речь идет о возрастном цензе, гражданском цензе и цензе оседлости, что перекликается и с требованиями, выдвигаемыми по отношению к кандидату в президенты РФ.

Ценз оседлости скорее больше важен для того, кто хочет воспользоваться своим правом голосовать на выборах регионального уровня в РФ. К примеру, граждане, которые проживают или просто находятся в день выборов за пределами нужного региона, в котором проводятся выборы, не имеют права голосовать. Но это ограничение не распространяется на проведение выборов федерального значения, например, на выборы президента Российской Федерации. Во время проведения такого значимого мероприятия каждый гражданин РФ может воспользоваться своим правом голосовать, даже находясь или проживая за границей. Для того, чтобы человеку в данной ситуации предоставили право голосовать на выборах президента РФ, ему необходимо предоставить удостоверение личности гражданина Российской Федерации.

Гарантии для тех, кто имеет право голосовать на выборах в РФ

Помимо основополагающего права голосовать на выборах в РФ, для граждан Российской Федерации законодательством предусмотрен также ряд гарантий. Так, одними из важнейших являются политические гарантии. Речь идет о многообразии идеологий или плюрализме, а также о равенстве людей, свободе агитации и привлечении независимых наблюдателей для проведения честных выборов в РФ. Второй, не менее важной гарантией для всех, кто имеет право голосовать, является материальная гарантия избирательных прав.

Подразумевается, что все расходы на проведение выборов различных уровней компенсируются из бюджета страны, региона или муниципалитета – в зависимости от того, какого масштаба проводятся выборы в РФ. И третьей гарантией являются правовые гарантии, которые призваны обеспечить легитимность выборов в РФ. В соответствии с этими гарантиями граждане РФ, которые имеют право голосовать, имеют также возможность обжаловать действия должностных лиц, которые принимали участие в организации голосования и подсчете голосов.

Кто не имеет права голосовать на выборах в РФ

Помимо тех, кто имеет полное право голосовать на выборах и референдумах в РФ, существует несколько категорий граждан, которые не имеют подобного права. Так, ограничения в правах голоса касается граждан РФ, признанных судом недееспособными или осужденными и находящимися в местах лишения свободы. Впрочем, в соответствии с Конвенцией по правам человека, у заключенных должно быть право голосовать на выборах, поскольку по суду они лишены свободы, а не права избирать президента РФ.

Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ, любая дискриминация в отношении тех, кто намерен голосовать на выборах, противозаконна. Так, принимать участие в голосовании могут любые граждане РФ вне зависимости от веры, пола, расы, языка, места жительства, имущественного и должностного положения, убеждений и других обстоятельств.

По данным внешнеполитического российского ведомства, за пределами России живут несколько миллионов россиян. Нет ничего удивительного в том, что права «зарубежных» избирателей отличаются от тех, которыми обладают проживающие на территории РФ избиратели. К голосованию на выборах президента РФ в 2018 году Центральная избирательная комиссия намерена привлечь 35 миллионов «зарубежных» россиян.

Как информирует глава межведомственной группы по организации выборов за рубежом и член Центризбиркома Василий Лихачев, явка избирателей для голосования на выборах президента РФ может быть обеспечена за счет выезда ЦИК в «русские» районы и места повышенной активности российских средств массовой информации за границей.

К примеру, Центризбирком может организовать нахождение представителей того или иного кандидата на избирательных участках в других странах. Но поскольку многие россияне, проживающие за рубежом, в связи с финансовыми ограничениями не могут выехать для голосования в крупные города, где имеются российские посольства и консульства, Центральная избирательная комиссия может направить часть своих сотрудников в «русские районы», чтобы увеличить количество избирательных участков.

При этом как отмечал еще летом 2017 года заместитель главы Центризбиркома Николай Булаев, россияне, которые в день выборов 2018 года будут находиться за границей, смогут воспользоваться своим правом голосовать даже без открепительных удостоверений. Всего в других странах Центризбирком РФ планирует открыть около 360 избирательных участков.

Виды избирательных систем в РФ

Устойчивость механизма избирательного права гражданина РФ обеспечивается в том числе и форматом избирательных систем, существующих в Российской Федерации: мажоритарной и пропорциональной. В соответствии с мажоритарной системой, голосование на выборах проводится по одномандатным или многомандатным округам. Итоги голосования определяются после подсчета большинства голосов, которые были отданы за кандидата или нескольких кандидатов. При этом вполне вероятно применение правила абсолютного большинства, когда для победы на выборах в РФ претенденту достаточно набрать более 50% голосов – такой же принцип применяется и во время проведения выборов на должность президента РФ, глав субъектов Федерации или мэров. Также мажоритарная система предполагает, что победить может кандидат, который в итоге получит хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат предполагает, что избиратели имеют право голосовать за списки кандидатов, которые ранее были сформированы политическими объединениями, в том числе партиями или блоками. Такая система применяется при проведении выборов в Государственную думу РФ.

Что граждане некоторых стран СНГ (Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Туркмении), которые заключили специальное соглашение с Россией, теперь имеют право участвовать в муниципальных выборах, причем они могут как избирать, так и быть избранными. Для этого им достаточно лишь вида на жительство. В частности, такие постановления были изданы Тюменским облизбиркомом и Екатеринбургским горизбиркомом.

В связи с этим возникает вопрос: а кто может голосовать на выборах московского мэра?

На этот вопрос отвечает наш координатор группы по обучению Илья Мищенко:
- Общее правило таково: активным избирательным правом обладает дееспособный гражданин РФ в возрасте старше 18 лет, имеющий постоянное место жительства (штамп о "прописке" в паспорте) в пределах избирательного округа (страна, регион, муниципальное образование или мажоритарный (одномандатный/многомандатный) округ).

Отдельно нужно сказать о солдатах-срочниках. Когда гражданин призван на воинскую службу, он исключается из списка избирателей, как бы "теряет" свое место жительства. Для муниципальных выборов тут барьер в законе : он обладает активным избирательным правом только если его постоянное место жительства до призыва находилось в пределах данного муниципального образования . С федеральными выборами все просто: все граждане голосуют. С региональными выборами же проблема: с точки зрения ЦИК РФ военнослужащие могут голосовать на региональных выборах, если даже призваны из ДРУГОГО региона .

Самый больной вопрос - об иностранцах ("гастарбайтерах"). Здесь ситуация различна для муниципальных и для региональных/ федеральных выборов. Муниципальное - формально отдельное от государственного, местное самоуправление - (в отличие от государственной власти) касается всех жителей, даже иностранцев ; это соответствует международному праву. Если есть международный договор с данной страной (взаимный!), то ПРИ НАЛИЧИИ ВИДА НА ЖИТЕЛЬСТВА В РФ гастарбайтер вправе голосовать на муниципальных (местных) выборах , но не на выборах в органы государственной власти (то есть не на региональных и федеральных).

Таким образом, для Москвы получаем следующий расклад:
1. везде будут голосовать солдаты-срочники, которые вообще могут не иметь отношения к Москве;
2. на муниципальных выборах, которые пройдут в ряде муниципальных образований (в Новомосковском и Троицком АО, районе Вешняки в ВАО) теоретически вполне могут приходить голосовать гастарбайтеры. В худшем случае им могут заодно пытаться выдать и "мэрский" бюллетень, что недопустимо.

Так что, наблюдатели, будьте бдительны!

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.



Просмотров