Темы для проведения дня правовой помощи детям. День правовой помощи детям

Всероссийский День правовой помощи детям

    Познакомить учащихся с основными правами ребенка.

    Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.

    Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.

ХОД УРОКА:

I . Приветствие.
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?

Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!

Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!
Наталья Майданик

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права ребенка”.“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)

(Дети называют)

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет ) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

В 18 лет появляются права на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.

2. История возникновения праздника

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

- Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка (Universal Children"s Day), День защиты прав ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
20 ноября – это еще Международный день прав ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле - Организация Объединенных Наций. (показать слайд с эмблемой ООН и ссылкой на официальный сайт ). Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, пре­ступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. 20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка.

Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению

3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися ).

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

    обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

    защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

    обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

    признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

    защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

    защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

    меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

    за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

4.Всемирный день ребенка имеет свой флаг.

На зеленом фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – желтая, красная, белая, синяя и черная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.

В День ребенка многие организации, фонды и компании проводят благотворительные акции, направленные на оказание помощи нуждающимся детям.

5. Игра «Право на имя».

Только ты на свет родился

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие игры.
Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися ). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья, если хочешь подарить.

Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.

Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.

Очень трудно самому, жить на свете одному.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Сегодня ты живёшь с родителями, которые заботятся о тебе, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат тебя, когда ты болеешь, создают тебе условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье.

6.Уполномоченный по правам ребенка

Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому очень часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.

Если ты осознаешь, что твои права нарушаются, но не знаешь, как написать заявление? Куда обратиться?

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецова

Уполномоченный по правам ребенка в Мордовии Юткина Н.Е. (Показ фото)

Ты и школа!

Возраст: 6 лет 6 месяцев.

Ты и школа!

Возраст: 6 лет 6 месяцев.

Ты имеешь право поступить в школу (причем не позже 8 лет) при отсутствии

противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей)

тебя могут принять в школу в более раннем возрасте.

Поступление в школу.

Правила приема в школу закреплены в Законе РФ «Об образовании», а также в Уставе школы.

Школа обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на территории микрорайона школы

и достигли возраста поступления в школу.

При приеме в школу ты и твои родители имеете право ознакомиться с Уставом школы и

другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Твои права в школе:

Выбрать школу, в которой ты будешь учиться, а также форму получения образования. Ты

можешь получать знания в школе, а можешь обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные

дисциплины, что не исключает необходимости сдать экзамены в школе;

Обучаться по общей учебной программе, а если ты имеешь возможность досрочно выучить

какой- либо предмет - возможно обучение по ускоренному курсу. Порядок обучения по

индивидуальной программе определяется Уставом школы;

Участвовать в управлении школы, каким образом ты можешь участвовать в управлении школы

ты можешь узнать, прочитав Устав твоей школы;

На уважение твоего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на

свободное выражение твоих мнений и убеждений;

Твои обязанности:

Соблюдать устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик

должен быть ознакомлен с этим документом);

Добросовестно учиться;

Обязанности педагога:

Выполнять устав общеобразовательного учреждения;

Соблюдать должностные инструкции, правила внутреннего распорядка;

Охранять жизнь и здоровье детей;

Защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;

Обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

Охрана здоровья учеников.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные

образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут

проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.

На территории школы работает «Медпункт», где осуществляется медицинское обслуживание

школьников.

Расписание занятий в школе должно предусматривать перерыв для питания (в

предусмотренном для этого помещении для питания школьников) достаточной продолжительности.

Защите прав ребенка в области образования и воспитания.

1. В школах не должны ущемляться права ребенка.

2. По достижении 8 лет ты вправе участвовать в создании в школе общественных объединений

и организаций (кроме политических и религиозных общественных организаций).

Школьники во внеучебное время могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты

своих нарушенных прав; порядок их проведения определяется Уставом школы. Не допускается при

этом нарушение общественного порядка. Собрания не должны препятствовать образовательному и

воспитательному процессам.

4. Школа должна предоставить участникам образовательного процесса возможность

ознакомиться с Уставом школы, правилами внутреннего распорядка школы, а также информацией

об органах государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой

прав ребенка.

Данная информация должна находиться в месте доступном для школьников и их родителей.

Дисциплина в школе.

В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других

учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры

воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.

Запомни: в школе недопустимо применение методов физического и психического насилия по

отношению к школьникам. Использование таких методов является основанием для привлечения

педагога или другого работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или

ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом или

другим работником образовательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким

обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК РФ).

Перевод в следующий класс.

Ты будешь переведен в следующий класс, если освоил в полном объеме образовательную

программу и не имеешь задолженностей («двоек» по каким-либо предметам). В противном случае

перевод в следующий класс осуществляется условно: ты обязан ликвидировать задолженность в

течение следующего учебного года, а образовательное учреждение обязано создать условия для

ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Если ты имеешь задолженность (двойку) по двум и более предметам или был условно

переведен в следующий класс и не ликвидировал задолженность по одному предмету, то можешь

остаться на повторное обучение в том же классе. Также ты можешь быть переведен в классы

компенсирующего обучения с меньшим числом школьников на одного педагога либо получать

образование самостоятельно. Данный вопрос решается по усмотрению родителей (законных

представителей).

Окончание школы.

Ты вправе покинуть школу, окончив 9 классов, получив основное общее образование. По

окончании 11(12) классов выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании. В любом

случае тебе, как выпускнику, будет необходимо пройти итоговую аттестацию.

Экзамены.

Государственная итоговая аттестация проводится в форме Единого государственного экзамена

(ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена.

Экзамены можно сдать по 11 предметам. Два из них - русский язык и математику - придется

сдавать в обязательном порядке, а остальные - химию, физику, литературу, информатику,

географию, историю, обществоведение, биологию и иностранные языки (английский,

французский, немецкий или испанский) - можно сдать на добровольной основе по своему

сдавать и по каким предметам.

Государственная аттестация по всем указанным предметам, кроме иностранных языков, должна

проводиться на русском языке.

Для допуска к сдаче экзаменов необходимо иметь удовлетворительные годовые отметки по

всем общеобразовательным предметам за 10, 11 (12) классы.

7. Обязанности детей.

1. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».

Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ученики отвеча ют (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?

Ученики . Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

Ученики высказывают свое мнение.

8. Конкурс «Песни о правах».

(Подготовить музыкальные фрагменты песен)

Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).

2. «Чему учат в школе» (право на образование).

3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).

9. Викторина:

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)

В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)

Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)

Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)

Кот Базилио и лиса Алиса пытались пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)

В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека.Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.

Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)

Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.

Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)

Обсуждение проблемы:

Какими правами вы пользуетесь?

Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

Приходилось ли вам нарушать права других людей?

Вывод: Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.

А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.

У нас 3 группы:

1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников

2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся

3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.

После обсуждения на доске появляется схема:

- “Декларация” школьников Вы - школьники:

имеете право

обязаны

1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место.

2. Просить о помощи.

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.

4. Быть независимым.

5. Иметь собственное мнение и убеждение.

6. Совершать ошибки.

7. Отвечать отказом на просьбу.

8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям.

9. Получать то, за что платите.

никогда не обязаны

1. Быть безупречным на 100%.

2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа)

3. Любить людей, приносящих им вред.

4. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

5. Мириться с неприятной ситуацией.

6. Выполнять неразумные требования.

7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

1. Соблюдать тишину на уроках.

2. Посещать уроки, определенные расписанием.

3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками.

4. Соблюдать чистоту.

5. Выполнять учебные требования учителей.

6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

Учись работать с другими.

Уважай закон и права.

Держи свои слова.

Люби хорошо выполненную работу.

Уважай природу и окружающую среду.

Помогай больным и беспомощным.

Учись добиваться намеченной цели.

Учись работать в коллективе.

Встань на защиту прав человека.

Укрепляй дружбу между людьми.

Прислушивайся к чужому мнению.

Будь толерантным!!

Не обманывай, не жульничай, не воруй.

Будь мужественным.

Оставайся честным и вежливым.

10.Ты и школа!

Возраст: 6 лет 6 месяцев.

Ты имеешь право поступить в школу (причем не позже 8 лет) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) тебя могут принять в школу в более раннем возрасте.

Поступление в школу.

Правила приема в школу закреплены в Законе РФ «Об образовании», а также в Уставе школы. Школа обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на территории микрорайона школы и достигли возраста поступления в школу.

При приеме в школу ты и твои родители имеете право ознакомиться с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Твои права в школе:

Получить образование бесплатно;

Выбрать школу, в которой ты будешь учиться, а также форму получения образования. Ты можешь получать знания в школе, а можешь обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины, что не исключает необходимости сдать экзамены в школе;

Обучаться по общей учебной программе, а если ты имеешь возможность досрочно выучить какой- либо предмет - возможно обучение по ускоренному курсу. Порядок обучения по индивидуальной программе определяется Уставом школы;

Бесплатно пользоваться библиотекой;

Участвовать в управлении школы, каким образом ты можешь участвовать в управлении школы ты можешь узнать, прочитав Устав твоей школы;

На уважение твоего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений;

Твои обязанности:

Соблюдать устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

Добросовестно учиться;

Бережно относиться к имуществу школы;

Уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

11.Охрана здоровья учеников.

В школе создаются условия, которые обеспечивают охрану и укрепление твоего здоровья.
Учебная и внеучебная нагрузка, режим занятий в школе - все это определяется уставом школы.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
На территории школы работает «Медпункт», где осуществляется медицинское обслуживание школьников.

Расписание занятий в школе должно предусматривать перерыв для питания (в предусмотренном для этого помещении для питания школьников) достаточной продолжительности.

Дисциплина в школе.

В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.

Запомни: в школе недопустимо применение методов физического и психического насилия по отношению к школьникам. Использование таких методов является основанием для привлечения педагога или другого работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.
Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом или другим работником образовательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК РФ).

Перевод в следующий класс.

Ты будешь переведен в следующий класс, если освоил в полном объеме образовательную программу и не имеешь задолженностей («двоек» по каким-либо предметам). В противном случае перевод в следующий класс осуществляется условно: ты обязан ликвидировать задолженность в течение следующего учебного года, а образовательное учреждение обязано создать условия для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Если ты имеешь задолженность (двойку) по двум и более предметам или был условно переведен в следующий класс и не ликвидировал задолженность по одному предмету, то можешь остаться на повторное обучение в том же классе. Также ты можешь быть переведен в классы компенсирующего обучения с меньшим числом школьников на одного педагога либо получать образование самостоятельно. Данный вопрос решается по усмотрению родителей (законных представителей).
Окончание школы.

Ты вправе покинуть школу, окончив 9 классов, получив основное общее образование. По окончании 11(12) классов выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании. В любом случае тебе, как выпускнику, будет необходимо пройти итоговую аттестацию.

Экзамены.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

Если ты получил удовлетворительный результат при сдаче экзаменов по русскому языку и математике тебе будет выдан аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Награждение золотой и серебряной медалью.

Выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» и (или) похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Исключение из общеобразовательного учреждения.

Самой серьезной (крайней) мерой воздействия на нерадивого учащегося является его исключение из школы. Исключение применяется лишь за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, причем необходимо достигнуть возраста пятнадцати лет , в случае, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также препятствует нормальному функционированию образовательного учреждения.

12. Вывод по классному часу:

Каждый человек на свете должен знать свои права.

Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!

Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК пожелание и подумать, о реализации

какого вашего права в нем говорится.

Говори всегда правду.

Будь храбрым.

Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение –

В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.

Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому - семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.

Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!

Мы привыкли считать главным детским праздником возникший по рекомендации ООН в 1954. Всем странам было предложено ввести в календарь важную дату - Universal Children"s Day чтобы задуматься об ответственности взрослых перед самой незащищённой частью населения - несовершеннолетними детьми. Но есть ещё один день - 20.11.1959. Принятие Событие это празднуется как Всероссийский день правовой помощи детям. Какие рекомендации возможны по его проведению накануне важной даты в 2016?

Всероссийский план мероприятий: День правовой помощи детям

Правительственной комиссией координация усилий ко Дню правовой помощи поручена Министерству юстиции и территориальным органам на местах. К работе привлечены ассоциация юристов, благотворительные и некоммерческие организации, призванные обеспечить бесплатное просвещение и консультирование детей-сирот и семей в ТЖС. Пункты юридической помощи и телефон «Горячая линия» создаются по целому ряду вопросов:

  • защита интересов детей, оставшихся без родителей;
  • оказание содействия в усыновлении или принятии детей на воспитание в семью;
  • консультация семей, попавших в трудные жизненные обстоятельства;
  • помощь детям-инвалидам и их законным представителям.

Регионы формируют собственный план Дня правовой помощи детям с привлечением государственных и муниципальных учреждений: массовые мероприятия, конкурсы, акции волонтёров. В образовательных школах и ДОУ празднование проводится с участием юридических организаций: судей, службы судебных приставов.

Общеобразовательная школа: план мероприятий

День правовой помощи детям должен включать: просвещение, выявление нарушения прав ребёнка, формирование активной позиции и организацию помощи ребёнку в трудной ситуации.

Участники Мероприятие Краткое содержание Кто проводит
Все учащиеся Акция "Сообщи о нарушении прав" Установка опломбированных почтовых ящиков для анонимных сообщений в Прокуратуру (Уполномоченному по правам ребёнка) Образовательное учреждение совместно с Прокуратурой, Уполномоченным по правам ребёнка
Все учащиеся Единый "Детские права" Внесение в расписание занятий единого классного часа, посвящённого знакомству с (1989) с учётом возрастных особенностей Классные руководители, родительский комитет, подготовленные учащиеся - старшеклассники, студенты юридических вузов
Родители, педагоги Круглый стол: Региональное законодательство в помощь семье с детьми Обсуждение местных законов, их практического применения для родителей из семей в ТЖС

Администрация школы, учреждения соцзащиты, родительский комитет

Подростки, родители из семей в ТЖС Акция "Горячий телефон" Выделение специально отведённого времени (1-2 часа) для диалога с ответственными специалистами правовых учреждений (паспортного отдела, службы судебных приставов, опеки и попечительства, райотдела полиции) Администрация школы совместно с правоохранительными учреждениями, родительский комитет
Учащиеся старших классов Правовая игра "Что? Где? Когда?" Проведение мероприятия с участием команд из всех классов на правовую тематику Организатор внеклассной работы, классные руководители, актив старшеклассников, студенты
Все родители Диалог онлайн Онлайн-консультирование родителей в заранее отведённое время по законам жизни школы Администрация школы, родительский комитет

Особенности праздника в дошкольном учреждении

Дети младшего возраста могут подвергаться в семьях насилию, испытывать эмоциональный дискомфорт, поэтому диагностика и индивидуальная работа психолога должны быть включены в план мероприятий. День правовой помощи детям может проходить с конкурсом рисунков, поделок, стихов, где в роли жюри могут выступать волонтёры - студенты правовых учебных заведений. Возможно устроить обсуждения произведений, где на понятном языке рассказывается о нарушении прав детей. Например, рассказа «Ванька» А.П. Чехова.

Главная работа должна проводиться с родителями детей, для которых важен диалог с администрацией, разъяснение их прав и ответственности.

Что необходимо учесть при подготовке праздника

К распространённым ошибкам в проведении праздника в учебных заведениях относятся:

  • автономность его проведения (без участия территориальных организаций);
  • включение только массовых мероприятий (без продуманной индивидуальной работы);
  • недостаточный охват родителей учащихся;
  • слабое использование волонтёрской помощи.

Требуется большая подготовка для включения совместных акций со всеми заинтересованными структурами в план мероприятий. День правовой помощи детям - праздник, который имеет всего лишь трёхлетнюю историю, но обязательно займёт важное место в ряду других, решая задачу оказания реальной помощи каждому ребёнку.

« Всероссийский День правовой помощи детям »

Цель занятия:

    Познакомить детей с законами, которые защищают их права и интересы.

Форма занятия: беседа.

Ход занятия:

    Организационный этап

Подготовить место проведения, собрать детей, подготовить конспект беседы.

    Подготовительный этап

Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была принята также Конвенция о правах ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям мира.

История возникновения праздника

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых. В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребенка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.20 ноября 1989 года, когда была подписана Конвенция о правах ребенка, она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка. Декларация прав ребенка призывала всех родителей, органы власти, государственных деятелей, любые организации признать права и свободы ребенка, соблюдать их и всеми силами содействовать их осуществлению.

    Основной этап.

Сегодня ты живёшь с родителями, которые заботятся о тебе, стараются уберечь от всяких неприятностей, лечат тебя, когда ты болеешь, создают тебе условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защитить от всего, что может ему навредить. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют различные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования, выбор будущей профессии и т. д.

Дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому очень часто становятся жертвами несправедливости и насилия. Чтобы несправедливости в отношении маленьких членов общества становилось меньше, в России появился институт Уполномоченного по правам ребенка. Самая главная и важная функция Уполномоченного по правам ребенка - осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребенка. Особенность Уполномоченного заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. Если ты осознаешь, что твои права нарушаются, но не знаешь, как написать заявление? Куда обратиться? Если у тебя возникли проблемы с оформлением гражданства, тебе отказывают в предоставлении льгот, назначении и выплате социальных пособий, тебя незаконно выселяют из квартиры, тебе не дают реализовать свое право на жилье. В указанных, а также в других случаях, связанных с нарушением твоих прав - ты имеешь полное право обратиться за защитой к Уполномоченному по правам ребенка. Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

на воспитание;

на развитие;

на защиту;

на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

    право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

    право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

    меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

    немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

Закон «Об образовании» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).

    Заключительный этап.

Нарушением прав ребенка можно считать:

    Лишение свободы движения.

    Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

    Применение физического насилия к ребенку.

    Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

    Угрозы в адрес ребенка.

    Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

    Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

    Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Министерство юстиции Новосибирской области Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность человеку действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. Права человека предполагают законодательно закрепленную возможность получать человеком материальные, духовные и иные блага, свободы – действовать по своему решению без чьей- либо санкции. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность. Слайд 3


20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребёнка! Что такое конвенция ООН о правах ребёнка? «Конвенция» – это, по-русски, международный Договор. Конвенция о правах ребёнка состоит из статей о правах ребёнка, которые обязаны соблюдать во всех странах. Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – Уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны. Так что, в любой момент, тебе есть кому заявить о нарушении твоих законных прав! Твои права отражены в конституции. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 4




12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации Что такое Конституция Российской Федерации? Конституция Российской Федерации – это основной закон России, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Твои права, обязанности и свободы определены положениями Конституции Российской Федерации. Министерство юстиции Новосибирской области Слайд 6


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ Слайд 7


Министерство юстиции Новосибирской области Статья В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты Конституция РФ (Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.) Слайд 8


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 19. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, и имущественного положения. Конституция РФ (Все дети равны) Слайд 9








Министерство юстиции Новосибирской области Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ (Все дети имеют право на частную жизнь) Слайд 13


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Конституция РФ (Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание, одновременно ребенок должен уважать мнение других детей, в том числе и детей) Слайд 14


Министерство юстиции Новосибирской области «Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери Слайд 15


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Материнство и детство, семья находятся под защитой государства Конституция РФ Слайд 16


Министерство юстиции Новосибирской области Статья Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Конституция РФ (Защита интересов ребёнка являются предметом заботы семьи) Слайд 17


Министерство юстиции Новосибирской области 21 век - Век ребёнка 2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня - Международный день защиты детей 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии 4 ноября - День народного единства 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря День прав человека 12 декабря – День Конституции Р Ф Слайд 18


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституция РФ (Все дети имеют право на наилучшую заботу) Слайд 19


Министерство юстиции Новосибирской области Центр экстренной психологической помощи МЧС России +7 (495) – телефон горячей линии (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – единый номер телефона доверия по вопросам опеки и попечительства, защиты прав детей (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) – телефон доверия Срочной психологической помощи (круглосуточно – анонимно – консультация бесплатна) + 7 (383) – телефон Уполномоченного по правам ребенка при Губернаторе Новосибирской области (с 9.00 до – анонимно – консультация бесплатна) Слайд 20


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право получать медицинскую помощь и лечение любым способом, который поможет им сохранить здоровье) Слайд 21






Министерство юстиции Новосибирской области Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Конституция РФ (Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятию искусством) Слайд 24


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи Конституция РФ (Все взрослые всегда должны поступать так, что обеспечить интересы детей) Слайд 25


Министерство юстиции Новосибирской области Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба Конституция РФ (Каждый ребенок имеет право на защиту и помощь)в любой сложной ситуации) Слайд 26




Министерство юстиции Новосибирской области Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Конституция РФ (Все дети, поступившие плохо, даже совершившие преступление, имеют право на справедливое отношение к ним со стороны общества и государства) Слайд 28


Министерство юстиции Новосибирской области Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим. Владимир Путин – Президент Президент Российской Федерации Слайд 29 «В мире мудрых мыслей» Дмитрий Медведев – Председатель Правительства Российской Федерации



МБОУ Поповская ООШ

Классный час «Азбука прав ребенка»

Панфиловой И. С.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными правами ребенка,

провозглашенными Конвенцией ООН и способами их реализации.

способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

ФОРМА: урок – презентация.

Ход мероприятия:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

Что люди могут делать?

Что они обязаны делать?

На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.

Что же такое – законы?

Законы – это правила , которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года .

С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

В Конституции записаны права наших граждан (право на образование, Охрану здоровья, отдых, труд и пр.). Кроме прав у граждан России есть и обязанности (сохранять и беречь природу, защищать Родину и пр.)

О каких обязанностях должен помнить каждый школьник?

А что же такое право?

(Слайд 1) Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.

(слайд 2) Сегодня Оксана принесла интересную книгу. Кто из вас прочитает её название?

Кто знает сказку " Золотой ключик или приключение Буратино" А. Толстого?

Послушайте фрагмент из этого произведения (зачитывается отрывок о событиях в кукольном театре).

Как Карабас Барабас обращается с куклами?

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ - Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

(слайд 3) Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49. Она ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года и вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Конвенция -это закон, соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу, для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Как вы думаете, какие же права имеют дети?

Давайте все вместе послушаем песенку Смешариков.

(Просмотр видеоклипа. Слайд 4 ) - О каких правах вы услышали в песенке Смешариков?

(О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).

Как вы считаете, до скольки лет, согласно Конвенции, человек считается ребенком (предлагаются варианты ответов:

а) до 14 лет б) до 16 лет в) до 18 лет г) до 21 года?)

(слайд – 5) (статья1 Конвенции ООН гласит: ребенком является каждое человеческое существо до достижении 18 – летнего возраста)

Т.к. ваш возраст не достиг такового, вы еще дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны своего государства. Сейчас наши «юристы» расскажут вам о ваших основных правах и путях их реализации.

(слайд – 6) ПРАВА ребенка не трудны!

И нам они вот так нужны!

(сайд – 7) Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Каждый маленький ребенок

Вылезая из пеленок

Должен знать свои П Р А В А

(слайд –8) Право на имя и досуг

Тебе должно дано быть имя:

Алена, Паша или Дима.

Оно дано тебе одно

Но знай же ты – оно твое!

Ты гордо с ним вперед шагай

Храни его и прославляй!

Право участвовать

В играх и развлекательных мероприятиях,

В культурной жизни,

Заниматься искусством, спортом и техническим творчеством.

Для реализации этих прав вам достаточно записаться в любой из кружков «Детского дома творчества» или в секцию спортклуба.

(слайд – 9) Право на отдых и семью

Мама, папа, я – дружная семья.

Если грянет вдруг беда,

Друг друга выручим всегда.

(слайд – 10) Право даже на родню

(слайд – 11) Право мыслить нам свободно

И учиться, где угодно

Право на получение образования, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Это значит, что мы с вами, реализовав свое право на получение бесплатного среднего образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество еще более гуманным и счастливым.

(слайд – 12) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.

Для реализации своего права на бесплатную медицинскую помощь вам следует не забывать о медицинском страховании.

(слайд – 13) Защита от насилия

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия.

А это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас психологическое воздействие, т.е. убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к классному руководителю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

(слайд 14-16) Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ

Все те, кто предлагает вам наркотические или психотропные препараты, нарушают Уголовный кодекс РФ и подлежат уголовной ответственности за свои действия. А если кто-то из «друзей» ваших знакомых наркоманов попросит вас передать «другу» чек или таблетки, то учтите, что, ввязавшись в это грязное дело, вы становитесь соучастником преступления.

Учитель: (слайд – 17) Ребята, сегодня вы познакомились лишь с некоторыми статьями «Конвенции ООН о правах ребенка».

Порою жизненные ситуации так трудны, что у человека просто опускаются руки, и ему начинает казаться, что он загнан в угол и выхода нет. Поверьте мне, все проходят через подобные испытания.

И здесь главное – не замыкаться в себе и не оставаться один на один со своей бедой, а идти к людям.

Ты права все эти знай

И почаще вспоминай.

Будет легче тебе жить.

Родине своей служить.

Физкультминутка

Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте

Сделаем зарядку и отдохнём.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

Игра «Разрешается – запрещается»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак начинаем!

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка … (строго запрещается)

Слушать мнение ребёнка … (разрешается)

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина … (строго запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Спасибо. Все молодцы.

Учитель: В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав ребёнка, и дано их толкование, принимая во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Человек родился, как сложится его судьба, какую жизнь он проживёт, кем станет, зависит от людей, окружающих его с самого рождения. Мама и папа выбирают имя для малыша с первых дней жизни. Полное развитие ребенка как духовное, так и физическое происходит в семье. Только в семье мы чувствуем себя в безопасности, окружены любовью и заботой. Семья нас учит толерантности в отношениях с людьми разных национальностей, уважению к людям разных национальностей.

Что такое семья?

Это слово понятно всем как слова "хлеб", "вода".

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло - это настоящее счастье.

Случается иногда так, что у детей нет родителей по разным причинам. Тогда заботу о них берёт на себя государство. Оно также как настоящая семья заботится о детях, делает всё, чтобы дети развивались и духовно и физически. Ребята живут в детских домах.

Последнее время наше государство взяло курс на то, чтобы таких домов стало меньше, а дети находили семьи, где их будут любить и заботиться о них.

Ученик 1.

Семья - людей святой оплот

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе -

Семья, святой поклон тебе!

Ученик 2.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Ученик 3.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Ученик 4.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Ученик 5.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ученик 6.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Ученик 7.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

Ученик 8.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Ученик 9.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Ученик 10.

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Ученик 11.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ученик 12.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

(Появляется карта России. Слайд № 18)

Учитель. Расскажите о ваших семьях.

(Заслушиваем выступления учащихся). После рассказа о своей семье ребёнок прикрепляет семейную фотографию на карту России.

Дети, посмотрите, наши семьи образуют большую страну - Россию, чем крепче семья, тем сильнее и богаче Россия. Недаром наше правительство заботится о детях и семьях, в которых растут ребята. Ведь дети - это будущее нашей страны.

Ученик 13.

Если скажут слово "Родина"

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик 14.

У реки березка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной верхнедонской район.

Ученик 15.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель. - Да, ребята, Родина также как и мать одна. Как мама заботиться о детях, так и Родина заботиться о своих гражданах.

Путешествие по стране Правознания

А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Правознания.

1. - Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет

народная мудрость – сказки. Отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права

других героев, уничтожают и обижают их. Поможет нам брошюра «Конвенция ООН о правах ребёнка» (учащиеся отвечают на вопросы и находят соответствующую статью Конвенции):

1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за

вознаграждение, держал кукол в рабстве?

2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался

Попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное

перемещение на метле?

4. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?

5. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

6. В какой сказке нарушено право на отдых и досуг?

2. – Перед вами 3 плаката с надписями:

· Право на бесплатное образование

· Право на свободный труд, защиту от безработицы

· Право на неприкосновенность жилища

Остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».

Выберите правильный ответ.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они

нарушили? (ответ №3)

2. Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы,

потому что он не имел какого права? (ответ №2)

3. Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? (ответ №1)

Обсуждение ситуации

Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли

обитатели

птичьего двора имели одинаковые права?

Почему обижали маленького утёнка?

Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке, думает по-другому?

Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня? Какие слова были новыми?

Какие выводы вы для себя сделали?__

Конвенцию о правах ребенка. На территории Российской Федерации Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.

О каких правах узнали?

А почему вы должны знать права свои?

Кто помогает в соблюдении ваших прав?

Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?

Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.

Рефлексия.

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.

(Слайд 19) Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.



Просмотров