Соотношение международного и национального права. Международное право и национальное право: соотношение и взаимодействие

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В силу особенностей их связей как с внешней средой, так и внутрисистемного характера международное и внутригосударственное право - это две системы одной социальной действительности, оба обладают рядом свойств сходного характера, выступают в качестве внутреннего единства более высокой системы - права как общественного явления.

В нашей стране, по понятным причинам, исследователи проблем соотношения внутригосударственного и международного права сводили право только к нормам законодательства. Понимание права как системы норм не позволяет исследовать в динамике отношения между внутригосударственным и международным правом и, кроме того, искусственно сужает сферу их взаимодействия. Такое понимание права не дает возможности раскрыть взаимосвязь международных и внутригосударственных правоотношений и роль правосознания. Поэтому для анализа права важно, чтобы его сугубо правовое содержание не сужалось. Это важно и для того, чтобы можно было выяснить, почему между данными правовыми системами установились различные связи.

В современном мире, для которого характерна смена «кода» культуры, когда перед человечеством стоят глобальные проблемы выживания и существует опасность ядерного уничтожения, проблемы общественной безопасности приобретают особое значение. Среди них на первом плане - защита прав и свобод человека, сложившихся экосистем, культур и цивилизаций, обеспечение стабильного развития всех народов мира. Для этого необходимо создание механизма, который мог бы обеспечить ответственную деятельность всех правительств, т. е. создание новых и расширение существующих полномочий международных организаций. Нужна концепция равновесного развития человечества - целостной цивилизации, гармонически сочетающей в себе наследие всех стран и народов.

Тоталитарные, диктаторские режимы не признают общечеловеческие ценности, принципы и нормы международного права, грубо нарушают права и свободы граждан, национальных меньшинств. В этой связи возникает вопрос приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и национальными. Отсюда также вытекает примат международного права над внутригосударственным правом.1 Примат международного права должен быть закреплен в конституциях всех стран, а судебная власть при рассмотрении дел должна учитывать принципы и нормы международного права.

Основным мотивом, по которому большинство ученых, в первую очередь международников, буквально возводило «берлинскую» стену между внутригосударственным и международным правом, считая, что нормы международного права могут действовать внутри страны только с санкции государства, было то, что система международного права и системы внутригосударственного права имеют различную природу ; международное право - результат согласования воли государств, и поэтому даже на международной арене приоритет остается за волей государств, а не за правом . На самом деле международное и внутригосударственное право имеют одну социальную природу , в центре той и другой системы - человек, его естественные и неотчуждаемые права и свободы.

Вопрос исследования соотношения международного и внутригосударственного права требует также выяснения объекта регулирования этих правовых систем . Таким объектом права выступают определенные общественные отношения, возникающие по поводу различных материальных и нематериальных благ, а не сами эти блага.

Основными факторами, определяющими приоритет международного права над внутригосударственным, являются:

1) ценностный фактор, т. е. приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями;

2) фактор экономического характера - интернационализация производства, международное разделение труда, образование мирового рынка;

3) политический фактор - наличие средств массового уничтожения, которые представляют опасность для всего человечества.

приоритетность международной правовой системы определяется развитием современного мира, идущего от униформизма к плюрализму, наличием общесоциальных ценностей, их значимостью сравнительно с классовыми, национальными интересами. Решающей общесоциальной ценностью при этом является человеческая личность, ее права и свободы.

В настоящее время все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других.

Таким образом, в соответствии с нормами современного международного права его субъектами являются физические лица, нации, народности, государства, международные (межгосударственные) организации, юридические лица (государственные и общественные организации). Субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица, международные организации, государство, нации, народ.

Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям:

    Дуалистическое;

    Монистическое;

Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом.

Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

5. Источники мп

К основным источникам международного права относятся международный договор и международный обычай.

Международный договор - это соглашение двух или нескольких сторон-участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, которое выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Договор является основным источником международного права.

Международный обычай - это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признаётся участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента:

    длительность применения,

    всеобщность признания

    убеждение в юридической обязательности.

К вспомогательным источникам международного права относятся: решения и постановления международных органов и организаций, которые в основном касаются внутренних вопросов этих международных организаций и поэтому не являются источниками международного права. Следовательно, решения, принимаемые Советом безопасности ООН по существу, применяет нормы международного права к конкретным ситуациям. Вспомогательными источниками для международного права являются и решения международных третейских судов и других третейских органов, которые также не создают новых норм международного права, а только применяют уже существующие, принимая конкретные решения. К вспомогательным источникам международного права относятся также внутригосударственные законы и решения национальных судов, поскольку в определённых обстоятельствах их положения могут получить международное признание и стать договорными или обычными нормами международного права.

И, наконец, третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т. е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат вспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм.

6 - 7 Принципы МП

Принципы международного права - это наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросовмеждународной жизни, также являются критерием законности других норм, выработанных государствами в сфере международных отношений, а также законности фактическогоповедения государств.

Принципы международного права - это императивные нормы международного права или нормы jus cogens (лат.).

Принципы международного права, как императивные положения, не могут быть отменены никакими другими установлениями специального характера или реформированы с учётом специальных обстоятельств.

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:

    Принцип неприменения силы и угрозы силой; - Применение вооруженной силы в порядке самообороны правомерно только в том случае, если произойдет вооруженное нападение на государство.

    Принцип разрешения международных споров мирными средствами; - разрешает международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность

    Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; - недопустимость вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета

    Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; - государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

    Принцип равноправия и самоопределения народов; - развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…

    Принцип суверенного равенства государств; - Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

    Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; - создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

    Принцип нерушимости государственных границ; - регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

    Принцип территориальной целостности государств; - запрещает угрозу силой или её применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства.

    Принцип уважения прав человека и основных свобод - поощрение и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии

В литературе выделяют два типа правовых систем – международное право и внутреннее (национальное) право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой:: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Среди отличительных черт принято выделять:

  • 1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции. Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;
  • 2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;
  • 3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международноправовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;
  • 4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

Итак, международное право можно определить как особую систему права – совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Проблема соотношения международно-правовых и национальных норм исторически не нова: юридические исследования в этой области получили свое развитие примерно с XVI в. и совпали с периодом оформления самого международного права в виде целостной концепции знаний, отличной от внутригосударственного права . И. И. Лукашук отмечал: "...есть основания считать, что именно в XVI веке международное право начинает постепенно проникать в политику, растет число договоров, формируются обычаи, за которыми государства стали признавать юридическую силу. С конца XVI века в доктрине утверждается позитивизм. Очевидно, с наступлением этого века и начинается предыстория международного права. Однако самые главные характеристики современного международного права – общепризнанные принципы и нормы международного права, составляющие основу действующей системы международных отношений, еще далеки от своей “зрелой” формы выражения. Главным орудием разрешения международных споров и разногласий является война. Что же касается правовых норм, то большая часть из них носила не общий, а конкретный, индивидуальный характер, будучи результатом политических сделок в интересах только участников и нередко в ущерб интересам других стран. Даже такой элементарный принцип, как равноправие, признавался в весьма урезанном виде" .

Однако с течением времени увеличивались и развивались отношения между государствами, в связи с чем соотношение международно-правовых и национальных норм становилось предметом изучения не только ученых- юристов, но и философов, теологов, богословов. В XIX в. утверждается принцип суверенного равенства и происходит размежевание внутригосударственного права с международным правом . Именно тогда был заложен фундамент и основа соотношения международного и внутригосударственного права как равновеликих, но взаимодействующих правовых систем. Доктринальные разработки этого вопроса получают все более качественный и глубокий характер, вследствие чего на свет появляются концепции соотношения международного и внутригосударственного права, получившие условное название монистической и дуалистической доктрин.

Однако современное международное право постепенно интернационализируется . Суть интернационализации заключается в расширении и диверсификации связей между государствами, в том числе за счет реализации принципа сотрудничества государств. Уже "в XIX веке происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений..." . XX век стал новой вехой глобальных интеграционных процессов: на европейском континенте сформировано Европейское сообщество, ставшее в настоящее время во многих аспектах образцом коммунитарного права; в то же время прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик привело к появлению новых форм интегративного взаимодействия бывших союзных республик, прежде всего СНГ. Кроме того, шесть республик образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в целях формирования общего таможенного и экономического пространства. Российская Федерация участвует также и в иных интеграционных объединениях, например Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной для поддержания коллективной безопасности в Евро-Азиатском регионе.

В связи с этим сущность интеграции все отчетливее прослеживается и на содержании заключаемых участниками, субъектами международного права международных договоров, отражающих не только основные черты соприкосновения между государствами, но и специфику подобного взаимодействия между иными, новыми, нетрадиционными субъектами международного права, что напрямую влияет и дополняет новыми гранями взаимодействие международного и внутригосударственного права.

Современное международное право по-новому оценивает соотношение международного и внутригосударственного права, исходя из тех реалий, которые привнесла в нашу жизнь глобализация. Как отмечает Ю. А. Тихомиров, "с усилением в мире интеграционных тенденций процесс согласованного развития проходит более масштабно и интенсивно. Каждая национальная правовая система отражает суверенитет государства и его неодинаковые подходы к увязыванию собственных интересов на международной арене. Общие правила ведения дел в мировом сообществе вырабатываются путем признания их ценности и регулятивности для государств-участников. В то же время общепризнанные принципы и нормы международного права влияют на национальные правовые системы"

Каждое государство имеет собственную, уникальную правовую систему, которая является одним из важнейших атрибутов государственного суверенитета. Сколько в мире государств - столько и национальных правовых систем. Поэтому вполне правомерно говорить о конституционном праве Франции, уголовном праве Германии, административном праве Республики Казахстан и т. д.

Особенностью международного права как правовой системы и отрасли права является то, что оно в принципе неделимо, одинаково для всех государств. Особенности процесса нормообразования, субъектного состава и предмета регулирования международного права свидетельствует о его особой правовой природе, отличной от природы национальных правовых систем. Параллельное существование двух правовых систем - международного и внутригосударственного права - рождает проблему их соотношения и взаимодействия друг с другом.

Доктрина международного права знает, как минимум, два подхода к указанной проблеме. Согласно первому - так называемой монистической теории - не существует принципиально отличных друг от друга национальных и международной правовых систем. Монисты утверждают, что международное право можно рассматривать в качестве составной части (отрасли) любой правовой системы.

Дуалистическая же теория исходит из того, что международная и внутригосударственная правовая система самостоятельны и функционируют автономно друг от друга. На наш взгляд, более близка к истине вторая точка зрения, которая более точно отражает роль и значение международного права в современном обществе. При этом, конечно, нельзя говорить о какой-то изоляции и несовместимости двух правовых систем.

Следует отметить, что дуалистическая теория в различных ее интерпретациях в настоящее время более популярна. Одним из аргументов в ее пользу является и то обстоятельство, что международные и национальные судебные органы применяют, соответственно, международное и национальное право. Таким образом, судебная практика исходит из параллельного существования двух правовых систем.

Как уже отмечалось (см. п. 2 настоящей главы), в международно-правовой доктрине существует концепция "согласованного регулирования", в соответствии с которой тесная связь международного и национального права особенно сильно проявляется в отдельных областях общественных отношений, которые в равной степени испытывают воздействие обеих правовых систем. Например, статья 29 Таможенного Кодекса Республики Казахстан прямо указывает, что отдельные аспекты деятельности казахстанских таможенных органов регулируются международными договорами республики.

Кроме того, следует различать понятия "право государства" и "право, применимое в государстве", так как второе поглощает первое, включая в себя международно-правовые нормы и, несколько реже, правовые нормы иностранных государств.


Международное и внутригосударственное право в самом деле тесно связаны между собой. С одной стороны, целый ряд международно-правовых институтов регулируются нормами, составляющими часть национального законодательства: например, правовой режим государственных границ, порядок назначения послов и консулов, порядок предоставления политического убежища, правовой режим континентального шельфа, территориального моря и т.д. Существует целая категория актов национального права, которые принимаются лишь в связи с заключением международного договора (например - законы о ратификации).

Кроме того, целые институты международного права появлялись после своеобразной “обкатки” в национальном законодательстве (принцип самоопределения народов, принцип суверенитета народов над естественными ресурсами, запрет пропаганды войны, примат интересов личности и др.). Наконец, международное право активно использует общие правовые принципы (юридические максимы), которые также первоначально утверждались в национальных правовых системах.

С другой стороны, международное право активно влияет на процесс правотворчества в отдельных государствах. Так, международно-правовые документы закрепляют составы преступлений международного характера, стандарты в области прав человека, универсальные правила морского судоходства и гражданской авиации и т.п. Такие сферы внутригосударственных отношений, как дипломатия, заключение международных соглашений и ряд других преимущественно регулируются международными нормами.

Влияние международного права на национальные правовые системы отражается в формулировке статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 969 года, согласно которой государства-участники Конвенции не могут ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими международных договоров.

Это означает, что обязательства, принятые государством по международному праву, определяют содержание и порядок применения им внутренних правовых актов. Этот принцип нашел отражение и в Заключительном акте СБСЕ 975 года, в соответствии с которым каждое государство, при установлении своих законов и административных правил, должно сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Другим направлением воздействия международного права на внутригосударственное является деятельность международных судебных учреждений. Так, решения Европейского суда по правам человека прямо влияют на правотворческий процесс в европейских государствах, вынуждая их реагировать на каждый случай нарушения соответствующей Конвенции.

При этом следует учитывать, что нормы международного права адресованы исключительно субъектам международных публично-властных отношений, то есть государствам как таковым. Отдельные субъекты права (индивиды, юридические лица, государственные органы) непосредственно международно-правовым нормам, как правило, не подчиняются. Поэтому международно-правовое регулирование отношений с участием субъектов национального права носит не непосредственный, а опосредованный характер, а роль опосредующего звена здесь играет внутригосударственное законодательство.

Иными словами, государство, принимая на себя какое-либо международное обязательство, само должно обеспечить его фактическую реализацию своими органами, гражданами и юридическими лицами. Для этого государство принимает определенную систему мер - имплементацию . Фактически, имплементация означает включение международно-правовых норм в национальную правовую систему. Мировая практика знает несколько вариантов имплементации.

Наиболее распространенный вид имплементации - трансформация , которая предполагает, что для действия той или иной международной нормы в данном государстве требуется принятие им специального закона (другого нормативного акта), который и будет адресован всем лицам, находящимся под юрисдикцией этого государства. Например, если Казахстан присоединяется к конвенции, предусматривающей уголовную ответственность за финансирование терроризма, то лица, виновные в этом деянии, могут быть осуждены казахстанским судом только после внесения в Уголовный кодекс соответствующих изменений.

Если Казахстан становится участником Конвенции о правах ребёнка, то предусмотренные этой Конвенцией положения начинают действовать только после соответствующих поправок в семейно-брачное законодательство и т.д. Разновидностью трансформации является инкорпорация - дословное воспроизведение текста международного договора (его частей) в национальных законодательных актах.

Различают также прямую трансформацию , которая предполагает приобретение заключенным государством договором силы национального закона, и опосредованную трансформацию , при которой международный договор должен пройти соответствующую внутригосударственную процедуру. Иногда под трансформацией понимается вся совокупность мер, предпринимаемых государством для реализации норм международного договора на своей территории (материальная трансформация). Кроме трансформации, имплементация может осуществляться в форме рецепции и отсылки к международному договору.

Под рецепцией понимается включение положений международных актов в национальные законы. От инкорпорации рецепция отличается тем, что при ней текст договора заимствуется не дословно, а с небольшими текстуальными отклонениями. В то же время в доктрине международного права данный термин используется как близкий по значению термину “трансформация”.

В юридической литературе встречаются упоминания о “теории имплементации”, “теории трансформации”, “теории исполнения” и др. Вместе с тем, все они оперируют одними и теми же понятиями (рецепция, инкорпорация, адаптация, легитимация и т.д.), что позволяет говорить об определенной терминологической путанице в международно-правовой доктрине.

В ряде государств процедура трансформации вообще не требуется, потому что на конституционном уровне там закреплено, что ратифицированные государством международные договоры автоматически являются составной частью национального законодательства . Подобная норма получила в теории международного права название "генеральной отсылки". Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в одних государствах генеральная отсылка сформулирована как принадлежность международных норм праву страны (ФРГ), в других - верховному праву (США), в третьих - внутреннему законодательству (Испания), в четвертых - правовой системе государства (Российская Федерация).

Между этими терминами есть существенные различия, которые характеризуют соотношение международных и национально-правовых норм в той или иной стране. Например, понятие "правовая система" несколько шире понятия "право": с этой точки зрения, международные договоры государства могут и не составлять часть его права, а применяться лишь в процессе правотворчества, правоприменения, влиять на правосознание и т. д.

Что касается Республики Казахстан, то в Конституции (пункт 3 статьи 4) предусмотрены оба способа имплементации. Согласно данной норме, ратифицированные Республикой международные договоры применяются в Казахстане непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание специального закона. Кроме того, пункт статьи 4 называет международные договорные и иные обязательства Казахстана частью его действующего права. Эту формулировку воспроизводят и акты текущего законодательства.

Так, в пункте 2 статьи Уголовно-процессуального Кодекса говорится, что международные обязательства Республики Казахстан, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, являются составной частью уголовно-процессуального права. Фактически, в подобных случаях мы имеем дело с комплексным подходом, отражающим концепцию совместного регулирования. Различные законодательные акты Республики Казахстан содержат также отсылку к международным соглашениям с участием республики. Например, статья 45 Гражданского процессуального кодекса содержит норму, согласно которой процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана.

Важнейший вопрос, связанный с соотношением норм международного и внутригосударственного права - это вопрос о примате первого над последним. В теории современного международного права нет единой точки зрения на эту проблему. Одни ученые считают, что под приматом международного права над национальным следует понимать преимущество, которое международно-правовые нормы имеют в случае их коллизии с национальным законодательством. Другие толкуют этот принцип в том смысле, что государство при издании внутренних актов должно в первую очередь руководствоваться уже существующими международными документами, не допускать существенных противоречий между ними.

В данном случае мы имеем дело с пониманием примата международного права в хронологическом смысле. Наконец, третьи ученые ограничивают принцип примата международного права исключительно международной сферой. Согласно этой точке зрения, все государства в отношениях друг с другом должны руководствоваться исключительно международным правом, которое само по себе обладает ценностью, превосходящей соображения политической целесообразности, экономической выгоды и т. п.

Кроме того, некоторые представители умеренной монистической теории вообще отрицают примат международного права над внутригосударственным, делая акцент на приоритете последнего. С этой точки зрения, отношения между субъектами национальных правовых систем регулируются преимущественно национальным правом, в том числе в случаях его противоречия международным нормам.

Наконец, в некоторых случаях примат международных актов над национальными может не иметь места в связи с тем, что национальное право более адекватно регулирует тот или иной институт. Например, Конвенция ООН по морскому праву 982 года не имеет преимущества перед законами прибрежных государств, которые предоставляют внутриконтинентальным странам более благоприятный режим, чем предусмотрен в самой Конвенции.

В Конституции Республики Казахстан (пункт 3 статьи 4) указано, что ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед внутренним законодательством. Кроме того, согласно статьи 8 Конституции, Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права. Таким образом, о примате международного права по отношению к нашему национальному праву можно говорить как в юридическом, так и в политическом смысле. Говоря о примате международного права над внутригосударственным, следует отметить, что этот институт касается только ратифицированных международных договоров Республики Казахстан. Однако даже ратифицированное соглашение не имеет преимущества перед Конституцией нашей страны, так как последняя относит к действующему праву только соответствующие ей международные договоры.

Юридический примат международного права над казахстанским закрепляется во многих нормативных актах. Например, пункт 2 статьи 4 Таможенного Кодекса Республики Казахстан устанавливает, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международного договора.

Для решения вопроса о соотношении международного права и национального права Казахстана большое значение имеет Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан № 8/2 от октября 2000 года "Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан". Данное Постановление гласит, что преимущественную юридическую силу перед казахстанским законодательством имеют международные договоры, заключенные в соответствии с Конституцией, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом путем принятия соответствующего закона.

Что же касается международных договоров, которые были заключены до принятия Конституции 995 года и не предусматривающие ратификации как условия вступления в силу, то они сохраняют приоритет перед внутренним законодательством только в тех случаях, когда такой приоритет прямо предусмотрен законами Республики Казахстан, регулирующими соответствующие сферы правоотношений.

Международное право регулирует международные отношения, национальное право - общественные отношения внутри государства. Предметом международного права являются отношения прежде всего между государствами, а также между ними и другими участниками межгосударственной системы. Правила такого регулирования согласовывают между собой сами государства - основные субъекты международного права. Здесь, в отличие от национального права, нет органов, стоящих над субъектами права. Иногда международно-правовые документы принимаются на международных конференциях, разрабатываются в рамках международных организаций, в том числе ООН. Но и в этом случае они согласовываются между заинтересованными субъектами права. В отличие от национального права здесь граждане (субъекты права) сами не договариваются между собой, каким, например, будет Уголовный кодекс: за них такой кодекс примет стоящий над ними государственный орган (чаще всего - законодательный). Национальное право осуществляется постольку, поскольку действует государственная власть; его применяют прежде всего суды, но не субъекты права (граждане, юридические лица). Последние исполняют нормы национального права. За неисполнение конкретный субъект национального права наказывается стоящим над ним государством. В международном праве такого восседающего над его субъектами органа нет, и государства (субъекты права) сами согласовывают между собой механизм ответственности за международные правонарушения.
В последнее время говорят о возникновении кроме национального и международного права еще и третьего - наднационального права. Для примера ссылаются на то право, которое создается органами Европейского союза. Но в основе создания ЕС, как и ранее Европейского экономического сообщества, - соответствующие международные договоры, т.е. источники международного права. В силу международно-правовых договоренностей и функционирует столь своеобразное образование, как ЕС. И не противоречит международному праву то, что Европейскому союзу добровольно передано государствами-членами немало правомочий, традиционно реализуемых на национальном уровне в силу суверенитета. В этом - проявление роста значимости регионального уровня праворегулирования в сопоставлении с универсальным. При этом понимается, что региональные правовые нормы не могут противоречить основным принципам международного права, обеспечиваемым именно на универсальном уровне и зафиксированным прежде всего в Уставе ООН.
Древний вопрос - о соотношении права международного и национального - и сегодня вызывает дискуссии. Согласно одной теории (монистической) - это одна правовая семья, объединяющая в себе отличающиеся правовые системы. По другой теории (дуалистической) - это две самостоятельные правовые системы, развивающиеся параллельно, независимо друг от друга.
Современное преобладающее мнение состоит в акцентной оценке взаимодействия права международного и национального. Взаимовлияние проявляется уже на правотворческой стадии (общая законодательная практика государств может привести к складыванию соответствующей обычной нормы международного права). Еще более четко взаимодействие права и международного, и национального проявляется на уровне правоприменения: сегодня судья в национальном суде любого государства не может игнорировать при решении конкретного спора применимые нормы международного права.
Сохраняется сегодня и дискуссионность еще одного давнего вопроса - о соотношении международного права и реальной политики государств; о том, существует ли конфликт между политикой государства и международным правом.

Еще по теме Международное и национальное право: соотношение, отличия, взаимодействие.:

  1. 3. Право прав человека и международное гуманитарное право
  2. Международное право как регулятор международных отношений. Понятие, содержание и функции международного права


Просмотров