Чем отличается субъективное право от объективного. Объективное и субъективное право: характер соотношения. Понятие, формы и объект толкования права

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право - необходимый элемент конкретного правоотношения и, следовательно, возникает на основании факта юридического.

Если субъективное право предусматривает возможность самостоятельно (не прибегая к помощи других лиц) совершать в рамках закона определенные действия (поведение) и требовать от всех и каждого не совершать действий, нарушающих это право, оно называется абсолютным (например, собственник вещи вправе распоряжаться ею в рамках закона).

Субъективное относительное право предусматривает возможность требовать определенного поведения (действий или воздержания от действий) от одного или нескольких конкретных лиц и связано с исполнением обязанности.

В зависимости от вида отношений, регулируемых различными отраслями права, субъективные права могут быть гражданскими, трудовыми, административными, процессуальными и др.; могут быть направлены на защиту имущественных и личных неимущественных интересов физических и юридических лиц.

Охраняются законом в принудительном порядке путем предъявления в суде притязания к нарушителю.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать эти права.

87. Систематизация законодательства

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. Система нормативных актов в РФ включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как: инкорпорация, консолидация, кодификация.

Инкорпорация (самый простой вид)- систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде.)

Консолидация - систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Они объединяются по признаку относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный эта.

Кодификация - систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.

В результате кодификации российского законодательства существующие правовые нормы сводятся в единый, цельный акт, который принимается соответствующими государственными органами. Формами кодификации являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д. Например, Конституция РФ - это главный кодифицированный акт. Кроме того, в РФ в настоящее время действуют следующие кодексы - Гражданский, Уголовный, Таможенный, Налоговый, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный и др. Также следует отметить Правила дорожного движения, Устав железных дорог и др.

Научное понимание права требует конкретного определения.

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).

Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.

Право предполагает не только юридические нормы, содержащиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их правомочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором - о праве в субъективном смысле (субъективном праве).

Объективное и субъективное право - юридические понятия, которые обозначают масштаб свободы и тех, кто ею обладает. Объективное право (это и есть право в собственном смысле как система норм) является совокупностью устанавливаемых и обеспечиваемых государством норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические прецеденты, правовые обычаи и другие конкретные формы права определенного периода. Объективным данное право является в силу того, что не зависит непосредственно от воли и сознания отдельных лиц.

Субъективное право всегда обеспечивается соответствующими поступками других субъектов, что связано с субъективной обязанностью, определяющей меру должного поведения субъектов права. Это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами являются конкретные права и свободы личности: на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на жилище, на осуществление правосудия, на образование и т.д.

Субъективное право -- форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности -- не “дар” законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать” или “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности, зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет, в конечном счете, к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

Объективное право зависит от изданной государством нормы, а субъективное право может существовать независимо от нее. Объективное право неразрывно связано с субъективным. Объективное право - это юридические нормы, выраженные в определенных юридических формах, субъективное право означает те юридические возможности, которые возникают и реализуются на основе объективного права (законодательства).

Деление права на объективное и субъективное коренится в самой жизни. Всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле правовых норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. В тех случаях, когда из обстоятельств дела или из контекста изложения достаточно ясно, о какой стороне права идет речь, термин «право» употребляется без слова «объективное» или «субъективное». В иных случаях приходится уточнять: имеем ли мы дело с объективным или субъективным правом. Различие объективного и субъективного права имеет познавательное и практическое значение. Выявляется, с одной стороны, относительная независимость объективного права от человека, так как люди прямо или косвенно участвуют в правотворчестве, с другой стороны, относительная зависимость субъективного права от того, кто им обладает, так как в любом государстве своими правами можно пользоваться не безгранично, а лишь таким образом, чтобы не приносить вред другим людям, обществу и государству. Нельзя не учитывать, что между объективным и субъективным правом существуют тесная взаимосвязь, органическая зависимость и взаимодействие. Поэтому следует говорить о двух сторонах единого права - объективной и субъективной, вне взаимодействия которых не может существовать и воплощаться в жизнь, возведенная в закон воля.

В зависимости от характера правообразовательного процесса в том или ином государстве, в тот или иной период времени имеют место определенные интервалы между формированием той или другой стороны права, в силу чего возникает кажущийся «приоритет» одной разновидности (или стороны) права над другой. Так, в ранние периоды развития человеческого общества при первоначальном возникновении права, а также в настоящее время в различных современных государствах (Англия, США, Индия и др.) решающее место среди источников права занимает судебная практика - прецедентное право.

В этом случае утверждение субъективного права с помощью индивидуальных государственных актов часто идет впереди формирования общих правовых норм. Судьи решают дела путем вынесения по ним конкретно-индивидуальных актов признания прав (обязанностей), а тем самым - правоотношений персонального характера. На этой основе создается единообразная судебная практика, порождающая общую норму, которая или фиксируется высшим судебным органом, или включается в законодательство (статутное право). В этом случае субъективное право во временном отношении как бы обгоняет объективное. Рано или поздно субъективное право (юридические права участников отношений) должно получить общенормативное государственное признание.

Если государство законодательствует активно и основным источником права являются нормативно-правовые акты органов власти и управления, в незначительной степени признается или совсем не признается (пусть формально) в качестве источника права правовой прецедент, то объективное право как бы предшествует субъективному. Устанавливаются общие правовые нормы, в соответствии с ними, на их основе возникают правоотношения, т. е. требования правовой нормы индивидуализируются, конкретизируются применительно к фактической ситуации в форме субъективных прав и юридических обязанностей сторон. И в этом случае только кажется, что правоотношения целиком зависят от законодателя, а не от системы факторов и, в конечном счете, от экономической основы общества.

Общие нормы законов остаются на бумаге (право не действует), если они не воплощаются в наличные права (обязанности) субъектов права.

Следовательно, вне субъективного права нет реализации общих норм законодателя.

Оценка преимуществ и недостатков того и другого процесса правообразования, а также сочетания обоих процессов должна даваться конкретно, с учетом всех общественных условий.

Ясно, что, изучая правовую действительность, нельзя ограничиваться анализом юридических норм. Необходимо изучать наличные права (обязанности) участников регулируемых общественных отношений. Надо иметь в виду, что содержание субъективного права составляют в первую очередь права и свободы личности, закрепленные в конституции (во всяком случае, в большинстве современных государств). Правомочия субъектов составляют «самое правовое» в праве.

Всем бодрого денька, на связи как всегда Андрей Александрович. В рамках изучения права многие сталкиваются с определенными трудностями. В частности, с трудностями понимания некоторых чисто юридических терминов и понятий. Одним из таким понятий является «субъективное право».

Субъективное право: определение

Субъективное право — это предусмотренная законодательством возможность субъекта права действовать определенным образом и требовать от других субъектов должного поведения по реализации его правомочия.

Как видите, определение сложненькое, и сложно самостоятельно что-либо в нем понять. Поэтому, постараюсь на пальцах объяснить. Как-то, уже давненько, в универе мне объяснили, кто такой профессионал: тот, кто может «по-человечачьи», то есть на пальцах, объяснить любые сложности. Собственно, приступим.

Все законодательство, которое принимается государственными законодательными органами — это объективное право. Его реализация не должна зависеть от воли других людей. К примеру, в законе сказано, что существует частная, муниципальная, государственная и иная форма собственности. Это пример объективного права: никто не может учредить какую-нибудь «свою» форму собственности.

Но в то же самое время объективное право порождает и субъективное право: возможность конкретного лица, например, бомжа Пети, владеть некой собственностью, которой, может, пока у него и нет. Но у нашего воображаемого Пети есть такое субъективное право — на частную собственность, предусмотренное законодательством. Возможно, Пете и не нужна собственность, но он может ею обладать!

Для реализации субъективного права заботливое государство создало для Петруши Росреестр (для регистрации права собственности), полицию и суд для его зищиты, да и много чего еще!

Таким образом, если Пете надоест жить на теплотрассе, и он вздумает купить квартиру, то вправе требовать от других лиц уважения этого его субъективного права собственности на квартиру.

Не трудно догадаться, что право на получение высшего образования, на заклбчение договоров, авторское право и прочее — субъективное право.

Однако существует такой нюанс. Простое дозволение в рамках объективного права не является субъекиивным. Поясним. В любом демократическом государстве действует правило: все, что не запрещено законом — разрешено. Это означает, к примеру,что Петя может пойти в лес по грибы, ягоды. И то, что он соберет, будет его собственностью. Но никто не обязан ему эти самые грибы в лесу обеспечить, в отличие от права на образование.

Если что не поняли, пишите в комментариях.

История появления субъективного права

Возможность для реализации субъективного права возникла не сразу. Это происходило постепенно — по мере развития производительных сил. Понятно, что в древности люди не могли быть свободны: поступать так, как им захочется, поскольку в древности общественная жизнь упиралась в выживание.

Только с развитием производства накопились ресурсы для того, чтобы каждый человек мог реализоывать свое право. К примеру, субъективное право на труд: трудиться в той сфере, в какой человеку хочется.

Отсюда же происходят и другие субъективные права: на собственность, свободу слова, собраний, право на договора и пр.

Защита субъективного права

Для того,чтобы разобраться с защитой субъективного права, необходимо обратиться к его структуре. Выделяют следубщие элементы структуры:

  • Право на собственные действия.
  • Право требования.
  • Право притязания.

То есть человек вправе осуществлять действия, предусмотренные объективным правом, требовать соответствующего поведения от других лиц, а также право обращаться в компетентные органы для защиты своего субъективного права.

Например, вас на работе заставляют делать работу, не предусмотренную трудовым договором (смотри статьи и ). Как быть? Согласно Конституции и Трудовому кодексу, никто не может быть в России принужден к труду. Поэтому гражданин может сам защитить свои субъективные права, например предложив работодателю составить дополнительное соглашение о выполнении отдельной работы за отдельную плату.

Также гражданин может обратиться как в компетентные государственные инсианции, так и в суд. Собственно, так и защищаются субъективные права.

Ежели что непонятно, пишите в комментах, будем разъяснять. А так, до скорого. Не забудьте подписаться на новые статьи и поставить лайки.

С уважением, Андрей Пучков

Нами уже было отмечено, что право понимается как «субъективное» и «объективное». Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право»

означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду.

Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения.

В трактовке субъективного права имеются два подхода, в зависимости от существующего в юридической науке и практике правопонимания. Первый из них связан с существующей характеристикой права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию.

Представители естественно-правовой теории происхождения и трактовки права считают, что субъективные юридические права - следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений. Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые затем должны получить официальное признание (санкционирование) со стороны государства или же судебную защиту.

Субъективное юридическое право характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, это возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению. Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т.

Е. один субъект отношений обязан не нарушать право другого. (Пример: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.) В-третьих, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган 3 . Центральным элементом является возможность собственных действий, в том числе возможность обладания, пользования и распоряжения социальными благами и ценностями. Однако без второго и третьего элементов возможность собственных действий не подкреплена обязанностью другого лица и его ответственностью.

Исторически субъективное право зарождается раньше, чем право объективное. Природа субъективного юридического права заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены принудительной силой государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление.

Право как мера свободы немыслимо вне общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным правом.

Объективное право в рамках романо-германской правовой системы отождествляется с совокупностью норм позитивного права, где основным источником права является закон.

Система современного объективного права создается в результате нормотворческой деятельности государства (его органов). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, т. е. всю систему законодательства. Структура объективного права складывается из отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и др.).

Диалектическое взаимодействие субъективного и объективного права - структурный стержень эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений.

Вопросы для самопроверки

1. Современное понимание сущности права.

2. Назовите этапы развития права.

3. Какие принципы характеризуют сущность права?

4. Современные подходы в определении права.

5. Право как всеобщая форма и равная мера свободы.

6. Основные характеристики естественно-правовой концепции

7. Дайте определение субъективному и объективному праву.

Еще по теме Субъективное и объективное право:

  1. 18. Понятие и значение субъективной стороны состава преступления. Понятие вины по уголовному праву. Субъективное и объективное вменение. Понятие и признаки субъективной стороны преступления.
  2. Определение субъективного и объективного избирательного права.
  3. Методологические проблемы определения объективного и субъективного, абсолютного и относительного вещного права
  4. 30. Понятие, содержание и формы вины. Субъективное и объективное вменение.
  5. Законная сила судебного решения имеет субъективные и объективные пределы.
  6. 1.1.1. Субъективные и объективные причины необходимости появления денег
  7. § 2. Субъективные предпосылки преобразования процессуального статуса и их взаимосвязь с объективными фактическими условиями

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

ТГП, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, эконом.теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции ТГП, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.

ТГП весьма активно использует философские (всеобщие) методы: метафизику и диалектику; категории и понятия философии: сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность и т.д.

В свою очередь, ТГП дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений.

Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), ТГП рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.).

Между ТГП и эконом.теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками также существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.

В системе юридических наук ТГП занимает особое место.

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая категория.

1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

2)ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

3) играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

Вместе с тем ТГП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.


Понятие и признаки права. Объективное и субъективное в праве

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

1. Нормативность.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует непрерывно (постоянно) вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы.

2. Общеобязательность (императивность). Право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Все субъекты без исключения (в т.ч. и государство) должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. Право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм.

3. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо.

4. Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника: четкость, ясность, недвусмысленность изложения. Законы должны быть понятны каждому.

5. Государственная природа. Право непосредственно исходит от государства. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

6. Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его, право охраняется и гарантируется государством.

7. Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Право – явление и объективное, и субъективное, однако объективное в нем преобладает. Объективное в праве:

1) оно возникло под воздействием объективно обусловленных потребностей сформировавшегося человеческого общества в установлении единых для всех без исключения справедливых правил поведения;

2) в объективной необходимости обязательно проводить в жизнь эти правила;

3) в неизбежности отражения в выработанных всеобщих правилах объективных законов, действующих в регулируемых сферах;

4) в наличии у права собственных объективных законов его возникновения, развития и функционирования.

Право объективно и по своему источнику, и по своей сущности, и по своим тенденциям. В силу объективности права его невозможно отменить по чьему-то волеизъявлению.

Право субъективно , потому что:

1) оно создается людьми, их сознательной деятельностью, по их воле

2) осуществляется, проводится в жизнь также сознательно.

С.С.Алексеев:«Субъективное право – право в субъективном смысле, - юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта;

объективное право – право в объективном смысле - нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право)».

Объективное право – это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта.

Субъективное право – это право конкретного лица достигать своего права, т. е. определенного блага или удовлетворения своего законного интереса (например, право быть избранным) Создается субъективное право, как правило, непосредственной деятельностью конкретного субъекта. Таким образом, субъективное право – это юридическая возможность конкретного субъекта


3. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Правовая система государства – это большое количество нормативно‑правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения.

Виды систематизации:

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации :

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой‑либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация –систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.Консолидированными называются законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции (хар-но для английского права).


Похожая информация.




Просмотров