Не является источником авторского права

Современные информационные потоки настолько разнообразны и зачастую противоречивы, что определить, кто был первым при создании какого-то произведения, а кто – лишь сделал ремикс или написал рассказ «по мотивам» практически невозможно. Борьба за право называться «первопроходцами» стала популярным занятием многих авторов и их юристов.

  • признание авторства;
  • использование и разрешение использовать созданное под псевдонимом либо подлинным именем; иногда – анонимно;
  • обнародование произведения;
  • неприкосновенность произведения.

Существенным моментом является право автора на отзыв своего произведения. Оно подразумевает, что уже после разрешения обнародовать свое творение автор может передумать и отказаться. Это правило не распространяется на создание компьютерных программ, частей составного произведения и служебных произведений.

Определение

Собственно, можно утверждать, что охраной прав авторов произведений (литературы, культуры, искусства и науки) занимается гражданско-правовой институт. Понятие авторского права, его источники и система его охраны контролируется именно нормами гражданского права.

Казалось бы, давать четкое определение авторскому праву нет необходимости. Каждому человеку понятно, что создатель какого-то произведения рассматривается как единоличный его владелец. Ведь не оспариваем же мы права Пушкина на строчки "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...", и точно знаем, что цитируем Лермонтова, когда в разговоре с приятелем произносим: "Скажи-ка дядя, ведь недаром…".

Но в современных условиях, когда книги выпускаются в соавторстве, научные открытия делаются целыми лабораториями, а то и институтами, возникла необходимость сформулировать понятие авторского права (его источники весьма разнообразны). Итак, субъективно мы говорим о праве автора (или правообладателя) использовать произведение искусства или литературы. Объективно, говоря об авторском праве, мы подразумеваем совокупность различных норм, которые определяют и контролируют признание авторства и охрану произведений. Кроме того, авторы наделяются имущественными и неимущественными правами на свои творения.

Форма представления

Существует несколько условий, необходимых для признания наличия авторского права на что-то. Произведение науки, искусства или литературы должно существовать в объективной форме. Источники авторского права могут быть представлены в таком виде:

  • в письменной форме (рукопись или нотная запись, например);
  • в устной форме (произнесенная публично речь, исполненное музыкальное произведение);
  • в виде аудио- или видеозаписи;
  • в форме объемно-пространственного макета (скульптура, модель, сооружение, инсталляция).

Это далеко не полный перечень объективных форм существования авторских произведений. Общество постоянно развивается, и возникают новые формы представления своих трудов.

Другое дело, что любое овеществление происходит за счет материальных носителей. Наиболее распространенными оказываются бумага, холст, CD и т. п.

Что такое творчество

Второе важнейшее условие, которому должны отвечать международные источники авторского права, говорит о том, что вновь созданные произведения – результат творческой деятельности. В правовой терминологии нет четкого определения творческой деятельности. Предполагается, что если любой мыслительный процесс заканчивается созданием совершенно самостоятельного произведения, то это и называется творчеством.

Правда, мы различаем виды творчества и их особенности. Так, литературная деятельность предполагает наличие новизны и оригинальность произведения. В юридической практике чаще встречаются арбитражные разбирательства как раз относительно оригинальности написанного, чем об установлении авторства.

В п. 1 статьи 1259 ГК перечислены наиболее распространенные источники авторского права в РФ. В частности, выделены:

  • литературные произведения;
  • театральные постановки (сценарии, музыка, хореография, пантомима и т. д.);
  • аудиовизуальные записи;
  • предметы изобразительного искусства и скульптуры (включая комиксы и графические повествования);
  • предметы декоративно-прикладного искусства;
  • проекты и их реализация в области архитектуры, градостроения, садово-паркового дизайна;
  • фотографии;
  • геологические изыскания и географические открытия (овеществленные в виде карт).

Следует помнить, что авторское право возникает независимо от объявления о его наличии. С момента первого публичного показа (выступления, публикации) речь идет об обнародовании произведения литературы или искусства, и, соответственно, о наличии прав на его эксплуатацию.

Составные и производные произведения

Система источников авторского права рассматривает и такое понятие, как производные произведения. Производными считаются самостоятельные, но связанные между собой (и, конечно, с основным) произведения. Наиболее распространенные формы – переводы, аннотации, аранжировки и инсценировки.

Что же касается составных произведений, то ими признаны всевозможные сборники и альманахи, словари и энциклопедии, антологии и базы данных. Обобщая, можно утверждать, что составное произведение – это творческий труд одного или нескольких человек по подбору и систематизации каких-либо материалов.

На что не распространяется авторское право

Следует помнить, что официальные документы и государственные символы (не только герб и флаг, а и денежные знаки, и награды и т. п.) не рассматриваются как источники авторского права. Это же утверждение относится к произведениям народного творчества, информационным сообщениям о событиях и т. д. (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Авторское право как часть гражданского права - достаточно сложная и целостная система, где основным системным признаком, как отмечалось выше, выступает иерархическая структурность. В соответствии с и. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации отнесено правовое регулирование интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права являются видом интеллектуальной собственности, и следовательно, их правовое регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Законодательство РФ об авторском праве и смежных правах, как уже отмечалось, основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации , принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , а также указов Президента России, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти .

Российская правовая традиция (со времени разработки проекта Гражданского уложения Российской империи и кодификаций советского периода) также основана на включении правовой регламентации интеллектуальной собственности в общее гражданское законодательство . Глава 69 ГК РФ представляет собой Общую часть для всех или большинства положений, закрепленных в части четвертой ГК РФ, которая состоит из разд. VII «Права па результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Непосредственно вопросам охраны авторского права посвящена гл. 70 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторского права положения оказались включенными в иные главы части четвертой ГК РФ, например положения гл. 71 посвящены смежным правам, но параграф 5 «Право изготовителя базы данных» раскрывает базу данных как объект комплексного правового регулирования - это объект авторского права (творческие базы данных), на который одновременно возникает смежное право у ее изготовителя; смежное право публикатора в отношении произведений науки, литературы и искусства и др.

Важное значение в сфере нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией авторского права, имеют указы Президента России и постановления Правительства РФ. Появление в нашей стране новых правовых механизмов в рамках реформы гражданского законодательства, в частности легализация свободного распространения произведений по волеизъявлению правообладателей (институт свободных лицензий), расширение круга охраняемых объектов (интернет-сайтов и иных сложных информационных ресурсов), произошло благодаря Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации , подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации».

Или другой пример. Согласно Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. Для реализации этой цели выделены приоритетные направления, среди которых предусмотрено совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культуры, в том числе создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним. Для осуществления последнего этапа Концепции принято постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторского права, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторского права, издаются нормативные правовые акты и иные документы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти , например приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19 февраля 2008 г. № 30 «О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе»; приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15 октября 2010 г. № 182 «Об утверждении формы отчета аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе» и др.

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В настоящее время Российская Федерация участвует в следующих международных конвенциях, регулирующих правоотношения в сфере авторского права:

  • - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; в дальнейшем неоднократно пересматривалась и на сегодняшний день действует в редакции от 1979 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) . Одновременное существование бернской и межамериканской систем международного авторского права привело к тому, что с 1928 г. на официальном уровне получила поддержку идея унификации. В частности, в рекомендации VI, выработанной на Конференции по пересмотру Бернской конвенции в Риме, высказывались пожелания, чтобы все заинтересованные правительства объединили усилия для подготовки общего соглашения по авторскому праву. Однако попытки, предпринимаемые в этой области, не дали ожидаемых результатов до тех пор, пока ЮНЕСКО в 1947 г. не взяла на себя инициативу по обеспечению унификации и универсализации ;
  • - Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г., для Российской Федерации - 9 марта 1995 г.). Рассматриваемое соглашение было разработано для того, чтобы дать возможность СССР и США стать участниками многостороннего международного договора по охране авторских прав и обеспечить таким образом охрану этих прав на всемирном уровне ;
  • - Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в ред. от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);
  • - Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);
  • - Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

Необходимо учитывать в национальном праве весьма значительный по объему нормативный материал международных договоров в связи с вступлением России в ВТО: Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (заключено в г. Марракеше, 15 апреля 1994 г. В п. 1 ст. 9 Соглашения указано, что члены ВТО соблюдают ст. 1-21 Бернской конвенции (в ред. 1971 г.) и приложения к ней) и двух договоров, подготовленных и принятых под эгидой ВОИС. Пожалуй, ни одно другое техническое новшество не вызывало в такой короткий срок столько разговоров о необходимости изменения законодательства об авторском праве, сколько их породило распространение Интернета. Такими «интернет-договорами» стали Договор ВОИС по авторскому праву (1996) и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.) (далее - Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам) .

Если говорить в основных чертах о Бернской конвенции, то существенные изменения, внесенные в ст. 6 bis в 1967 г. (Стокгольмский акт Бернской конвенции) касаются срока охраны моральных (личных неимущественных) нрав автора. Конвенция возлагала на все без исключения страны Бернского союза обязательство охранять моральные права по меньшей мере до истечения срока охраны имущественных прав. Это привело к тому, что новая редакция не устраивала делегацию из Великобритании, которая разъяснила, что в ее стране право противодействовать всякому искажению, извращению или иному изменению произведения, способному нанести ущерб чести и репутации автора, регламентируется общим правом и законом о диффамации, который запрещает судебное преследование после смерти лица, подвергшегося подобным посягательствам. В конечном счете было найдено устраивавшее всех решение, которое нашло отражение в п. 2 действующей ст. 6 bis: «Те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора». Что же касается перечня моральных прав и их содержания, то Стокгольмский акт не привел к существенным изменениям в этой сфере.

Итак, Бернская конвенция признает широкий круг имущественных авторских прав, которые обеспечивают высокий уровень охраны интересов автора. В первоначальной редакции Бернской конвенции были названы право на воспроизведение, право на перевод, право на публичное исполнение и право на переработку. Предоставляемый Конвенцией уровень охраны выражается в одном из ее принципов - принципе минимальных стандартов, согласно которому законы каждого государства участника Союза должны обеспечивать некоторые основные, гарантированные, базовые уровни защиты авторских нрав . В п. 1 ст. 5 Конвенции указано, что в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу данной Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, особо предоставляемыми этой Конвенцией.

Таким образом, как уже отмечалось, нормы международных договоров Российской Федерации имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с этим их роль в регулировании авторских отношений очень высока.

Большую роль в коллизионном регулировании вопросов интеллектуальной собственности и авторского права, в частности на уровне ЕС, играют положения п. 1 ст. 8 Регламента (ЕС) Европейского парламента и Совета от 11 июля 2007 г. № 864/2007 «О праве, применимом к внедо- говорным обязательствам» (Рим II) , в соответствии с которыми правом, подлежащим применению к внедоговорным обязательствам, вытекающим из нарушения прав интеллектуальной собственности, является право страны, в которой испрашивается охрана.

В Великобритании в случае возникновения коллизий в сфере авторского права правоприменитель руководствуется общим принципом, закрепленным в Законе Великобритании о международном частном праве от 8 ноября 1995 г. - применения права страны места совершения правонарушения, а в случае возникновения спора к внедоговорным отношениям применяется право страны, в которой был причинен ущерб. Законодательством Германии предусмотрено сочетание национального и территориального принципов защиты авторских прав. Специально предусмотренных норм, посвященных коллизионному регулированию вопросов интеллектуальной собственности, законодательство Германии не содержит, однако на практике руководствуется принципом, закрепленным в Бернской конвенции, - применения права страны, где испрашивается охрана. В случае нарушения авторского права Закон Лихтенштейна о международном частном нраве от 19 сентября 1996 г. предусматривает применение права страны места совершения правонарушения.

Право страны места совершения правонарушения и право страны испра- шивания охраны прав интеллектуальной собственности являются двумя наиболее распространенными привязками, закрепленными в том или ином виде в законодательстве отдельных стран ЕС .

В различных странах существуют подобные нормативные правовые акты, которые, однако, различаются по направленности и содержанию, отсюда и значительные отличия в правоприменительной практике по данному вопросу. Например, в Великобритании основным актом, регулирующим авторское право, является Закон об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г. (The Copyright, Designs and Patents Act 1988) . В ст. 1 этого закона говорится о том, что авторское право представляет собой право собственности, существующее в отношении таких произведений, как оригинальные литературные, драматические, музыкальные или художественные произведения; звуковые записи, фильмы, теле- и радиопередачи или кабельные программы; типографское оформление опубликованных изданий. Одним из последних актов в указанной области является Закон о цифровой экономике (The Digital Economy Act 2010) . С его принятием в Великобритании существенно ужесточилась государственная политика регулирования авторских правоотношений в сети Интернет. Основная цель закона заключается в упрощении процедуры выявления и наказания нарушителей авторского права в Глобальной сети Интернет и подачи с их стороны апелляций.

Нелишне заметить, что подобная проблема существовала и в США. Основными нормативными правовыми актами США в отношении авторского права являются U. S. Code Title 17 и Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act - DMCA). В действительности, четкой границы, отделяющей легальное использование контента от нелегального, в американском законодательстве не существует. Поэтому на решение суда должна влиять оценка того, какая часть оригинального объекта была использована, являлось ли ее использование коммерческим по своей природе, нанесла ли новая интерпретация произведения ущерб продажам старого, и не являлась ли она пародией. В Великобритании и США как представителям англосаксонской правовой традиции особая роль в системе источников права отводится судебному прецеденту.

Необходимость обеспечения доступности произведений в режиме онлайн побуждает национальное законодательство в сфере авторского права реагировать на подобные запросы. Однако следует заметить, что ни один из названных актов соответствующего регулирования и прямых предписаний на этот счет не содержит. В итоге все это привело к реализации проекта Европейского кодекса авторских прав, разработанного группой ученых в сфере авторского права (Wittem Group) . В настоящее время в ЕС сформировалась идея о необходимости создания единого, или унифицированного, европейского авторского права, что должно работать на обеспечение доступности произведений в режиме онлайн, предоставлять новые возможности для роста цифровой индустрии, создавать новые возможности для авторов, а также повышать конкурентоспособность Европейского региона, единого цифрового рынка. В качестве примера в странах общего права следует указать на Принципы и предложения в отношении реформирования авторского права, предложенные Альянсом авторов и нацеленные на предоставление авторам больших возможностей по распространению их произведений в рамках творческой (креативной) экономики при одновременном обеспечении и защите их интересов, предусмотренных в Зеленой книге «Политика в сфере авторского права, креативности и инноваций в цифровой экономике» (2013), что далее привело к принятию Белой книги, уточняющей предусмотренный законодательством объем вреда от нарушений авторских прав (2016) .

Россия как представитель европейской правовой традиции достаточно четко разделяет сферу правотворчества и сферу правоприменения. В связи с этим судебные решения по конкретным авторским делам не приобретают прецедентного характера в смысле общеобязательности данных решений при рассмотрении аналогичных дел в будущем. Однако совершенно очевидно, что в целях обеспечения единства судебной практики, которая является реальным механизмом защиты авторских и смежных нрав, в целях соблюдения законности при рассмотрении гражданских дел невозможно нс учитывать ее в деятельности судов, в сфере правотворчества, в целях развития юриспруденции .

В иерархии нормативных актов, посвященных регулированию авторских отношений, главенствующая роль, безусловно, принадлежит правовым актам высших органов государственной власти. В советское время к источникам авторского права относили типовые авторские договоры и в литературе отмечали чрезвычайно важную роль в регулировании отношений между создателями произведений и организациями, занимающимися их использованием. На сегодняшний день положение кардинально изменилось. Действующее гражданское законодательство исходит прежде всего из принципа свободы договора, в том числе свободы авторского договора, предоставляя сторонам определять все его основные условия самостоятельно с учетом тех гарантий, которые закреплены законодательством. Следовательно, все утвержденные ранее органами государственного управления типовые авторские договоры утратили свое нормативное значение.

В современном международном регулировании прав на объекты авторского права важное место занимает право ЕС. Директивы ЕС содержат общеобязательные правила, принятые в установленном порядке компетентным органом - Европейским парламентом и (или) Советом, т.е. представляют собой нормативные акты, основная функция которых - создание общих начал правового регулирования в конкретных сферах общественной жизни . Посредством директивы создается общая правовая норма, которую должны учитывать государства - члены ЕС в своем национальном законодательстве. И таким образом установленная директивой норма направлена на сближение (гармонизацию) законодательных актов государств - членов ЕС. Главное же состоит в том, что гармонизация не означает обязательное копирование государством предусмотренного в директиве правила, в связи с этим остается возможность для учета национальных особенностей правового регулирования в каждом государстве. В законодательство ЕС входит несколько директив, гармонизирующих разные аспекты авторского права и смежных прав, которые оказали непосредственное влияние на российское законодательство:

  • - Директива 91/250/ЕЕС от 14 мая 1991 г. «О правовой охране компьютерных программ», замененная Директивой 2009/24/ЕС от 23 апреля 2009 г.;
  • - Директива 92/100/ЕЕС от 19 ноября 1992 г. «О нраве на прокат и праве на предоставление в безвозмездное временное пользование, и некоторых правах, относящихся к авторскому праву в области интеллектуальной собственности», замененная Директивой 2006/115/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О праве аренды, праве безвозмездного пользования и некоторых правах, смежных с авторским правом в сфере интеллектуальной собственности»;
  • - Директива 93/98/ЕЕС от 29 октября 1993 г. «О гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав», замененная Директивой 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006 г. «О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав (кодифицированная редакция)»;
  • - Директива 96/9/ЕС от 11 марта 1996 г. «О правовой охране баз данных» (далее - Директива 96/9/ЕС);
  • - Директива 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. «О гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе»;
  • - Директива 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 г. «О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства»;
  • - Директива 2004/48/ЕС от 29 апреля 2004 г. «Об обеспечении прав на интеллектуальную собственность»;
  • - Директива 2012/28/EU от 25 октября 2012 г. «О некоторых случаях разрешенного использования произведений-сирот» .

В качестве иллюстрации гармонизации законодательства государств - участников СНГ можно привести Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств - участников СНГ, принятого постановлением от 7 апреля 2010 г. № 34-6 на 34-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте понятие и назовите виды источников авторского права.
  • 2. Расскажите о международно-правовой охране авторских прав. Что вам известно о международных соглашениях (конвенциях) как источниках гражданско- правового регулирования отношений в сфере авторского права? Назовите базовые конвенции в области авторского права.
  • 3. Каков европейский опыт совершенствования законодательства об авторском праве? Приведите примеры имплементации правовых норм Директив ЕС в национальное законодательство.
  • 4. Можно ли считать судебный прецедент источником авторского права?
  • 5. Назовите акты высших судебных инстанций, имеющие прецедентное значение в сфере авторского права.
  • Полная кодификация правил об интеллектуальной собственности в части четвертой ГКРФ (разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации») привела к отмене всех шести специальных законов, действовавших в этой области, которые содержали многочисленные и достаточно серьезные противоречия друг с другом и с иными законами. См.: Статья 2 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231 -ФЗ«О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  • Основополагающая новелла четвертой части ГК РФ - это законодательно закрепленное положение о едином исключительном праве. Похожая модель авторского правабыла закреплена в ст. 135 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республикот 31 мая 1991 г., от которой решено было отказаться с принятием Закона РФ «Об авторскомправе и смежных правах» 1993 г.
  • См. более подробно: Бузанов В. Ю., Степанов П. В., Суханов Е. А., Шерстобитов А. Е.,Щербак II. В. Научно-практический комментарий к части IV Гражданского кодекса Российской Федерации / под общ. ред. Е. А. Суханова. М., 2008. С. 286-287.
  • Одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.
  • Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  • 5 В современной литературе представлена точка зрения, которая объясняет низкий уровень охраны авторских прав в Российской Федерации неучастием России продолжительноевремя в основных международных договорах в данной сфере. Первоначально Россия началазаключать двусторонние соглашения с другими странами с целью закрепления охраныи защиты авторских прав иностранных граждан, охраны и защиты прав российских авторов за рубежом. В последующем Россия постепенно стала присоединяться к региональными универсальным соглашениям в данной сфере. См.: Матвиенко Д. В. Защита авторских правиностранных граждан в Российской Федерации и в странах Европейского союза: автореф.дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 16.
  • См.: ЛигщикД. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 517.
  • См.: URL: http://legislation.gov.uk/ukpga/2010/24/contents (дата обращения: 26.11.2016).
  • Сложность гражданских дел, вытекающих из отношений, связанных с созданиеми использованием объектов авторского права и смежных прав показала, что у судов имеются затруднения в применении законодательства, регулирующего данные правоотношения, в связи с чем Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленум ВерховногоСуда РФ с 1993 г. неоднократно давали судам разъяснения. См., например: письмо ВАС РФот 19 октября 1993 г. № C-13/OC3-317 в связи с принятием Закона Российской Федерации«Об авторском праве и смежных правах»; информационное письмо Президиума ВАС РФот 28 сентября 1999 г. № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”»; постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судовпри рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»; постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; Обзорсудебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальныхправ, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г., и др.
  • См.: Европейское право: учебник / под общ. ред. Л. М. Энтина. М.: Норма, 2000. С. 133.
  • Например, подобно Директиве 2012/28/EU в России были разработаны законопроекты о допущении перехода некоторых произведений в общественное достояние (проектфедерального закона № 525953-6 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданскогокодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия; проект федерального закона № 525979-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации”» (в частиперехода объекта авторских и смежных прав в общественное достояние)).

Все права создателей любого происхождения и гражданства охраняются гражданскими кодексами их государств. В некоторых случаях такую защиту может предоставлять и законодательство другой страны, например, на территории которой было создано произведение или которое считается родиной автора. Все эти нюансы прописаны в законодательных актах и международных соглашениях между государствами.

Источники авторского права РФ определены по строгой иерархии своего значения и первое место в этой системе занимает Конституция РФ. Именно она дает гарантии свободы творчества в любом направлении. Далее идет Гражданский Кодекс РФ, который определяет порядок воплощения авторских прав на творческие создания. Вместе с данным кодексом работает еще и ряд определенных федеральных законов, находящихся в согласовании с ним. В данной правовой отрасли именно Кодекс предопределяет судьбу всех результатов творческой деятельности, так как является основным ключом права. Источники авторского права РФ определяют первоначального правообладателя на творение в связи с функционирующими на момент создания творений федеральными законами. Гражданским кодексом определятся многие сферы созидательной деятельности граждан, например, существует закон, отдельно охраняющий права рекламы или права информационных технологий. Наряду с такими дополнительными подзаконными актами выступают и указы от главы государства, причем они обладают большей юридической силой. Президентские указы могут быть реализованы только в его компетенции, там же где силу имеют только федеральные законы, регулирования не происходит. так же имеют защиту определенными нормативными актами. Любое нарушения законодательства или распоряжения президента карается Гражданским Кодексом или другим соответствующим законом. Помимо президента дополнительные нормативные акты авторского права могут издаваться и такими федерационными органами как, Министерства или Федеральные службы. Например, служба по защите и контролированию интеллектуальной собственности, их охранных документов и товарных символов находится под контролем Министерства образования, но при этом осуществляет:
  • контроль по использованию патентов, интеллектуальной собственности и товарных знаков;
  • соблюдение при этом интересов РФ и других лиц во время распределения прав между ними.
Совет! При этом нельзя считать объектами данного права судебную практику, в том числе и арбитражную. Дело в том, что они не являются источниками норм права, а только их распределяют и толкуют. Все их решения обязаны выполняться любыми лицами, попадающими под действие законодательства на территории РФ.

Международные источники авторского права

РФ состоит во множестве международных договоров о соблюдении авторских прав. международного характера имеют преимущество перед внутренними, что доказано законом Гражданского кодекса, который гласит о том, что если соглашениями предусмотрено другое решение, нежели внутренним законодательством, то соблюдать необходимо именно международный. Наше государство имеет двухсторонние соглашения с множеством европейских стран, а также общие договора, включая:
  • Бернскую конвенцию;
  • Всемирную конвенцию;
  • Конвенцию, по определению Всемирной организации;
  • Московское соглашение о сотрудничестве.
Согласно этому, авторство определяется по законодательству государства, в котором произведение было создано или опубликовано впервые.

Особое внимание следует обратить на международные нормативные акты, регулирующие вопросы авторского права.

Прежде всего, это Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. В соответствии с данной Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан (статья II). Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника Конвенции пользуются в каждом другом государстве-участнике Конвенции охраной, которую это государство-участник Конвенции предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

В указанной Конвенции приводится примерный перечень охраняемых произведений: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры (статья I).

Конвенция установила исключительное право автора на перевод, но она также предусмотрела право государства своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением некоторых ограничений (статья V).

Конвенция устанавливает также минимальный срок охраны произведений, на который распространяется действие конвенции, - он составляет время жизни автора, а также двадцать пять лет после его смерти (срок в государствах-участницах конвенции не может быть меньшим). Таким образом, различные государства в соответствии с данной конвенцией вправе предусмотреть иные сроки охраны авторских прав с момента смерти автора, отличные от установленного Конвенцией, но не менее двадцати пяти лет. При этом государства-участники Конвенции не обязаны обеспечивать охрану произведения в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категории законом государства-участника Конвенции, чьим гражданином является автор, если речь идет о не выпущенном в свет произведении, или, если речь идет о выпущенном в свет произведении, - законом государства-участника Конвенции, в котором произведение впервые выпущено в свет.

13 марта 1995 года Россия присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979).

Но при присоединении к Бернской конвенции Россия сделала оговорку, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Следует также отметить Стокгольмскую конвенцию. Данной конвенцией учреждается Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и дает надлежащие рекомендации.

Нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • - стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.
  • - создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений.
  • - принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно ст. 44 Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру;
  • - сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры;
  • - положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав.

Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона;

Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Авторское право представляет собой самостоятельный подинститут права интеллектуальной собственности, нормами которого регулируются отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

В объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, культуры, искусства (произведения).

В субъективном смысле – совокупность личных неимущественных и имущественных прав, конкретного субъекта на произведения.

Принципы : неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора

Авторское право возникает в силу создания произведения науки, литературы и искусства. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Т.е. если произведение ещё не обнародовано, но выражено в какой-либо объективной форме - то оно подлежит охране автор-м правом, независимо от того, доступно ли оно обществу или нет.

Важнейшим источником АП является ГК - посвящена гл. 61 ГК, г. которой всего 6 статей. В них определены: предмет регулирования, объекты авторского права и смежных прав и сфера действия авторского права и смежных прав.

Основная масса норм, регулирующих отношения по поводу создания произведений, сосредоточена в специальном Законе от 17.05.2011 "Об авторском праве и смежных правах".

Источниками АП являются также:

1) Законы, регулирующие в целом общественные отношения, отличные от авторских, но содержащие отдельные правила об использовании некоторых объектов авторского права с учетом их специфики:

· З-н. от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РБ», в котором определены объекты архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе и те из них, которые являются произведениями архитектуры и градостроительства;

· З-н. от 17 июля 2008 г. «О средствах массовой информации», которым определен порядок распространения продукции средств массовой информации и правила использования в СМИ авторских произведений и писем;

· З-н. от 14 июля 2008 г. «О геодезической и картографической деятельности» - геодезические и картографические материалы и данные являются объектами интеллектуальной собственности.

2) Постановления Правительства, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование отдельных видов произведений. В настоящее время действуют 7 таких постановлений.

Напр. Инструкция о порядке распределения и выплаты вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, утвержденная постановлением Государственного комитета по науке; и технологиям РБ от 29 мая 2008 г. № 6.

3) Международные конвенции, договоры и соглашения:

· Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., (РБ с 12 декабря 1997 г.)

· Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятые на дипломатической конференции в г. Женеве в 1996 г. (РБ с 10 июня 1998 г.).

В общем плане объекты АП : произведения литературы, науки, искусства. Более конкретно объектами АП являются : литературные произведения; драматические и муз-драматические произв-я, произв-я хореографии и пантомимы и др сценарные произв-я; муз произв-я с текстом и без текста; аудиовизуальные произв-я; произв-я скульптуры, живописи, графики, литографии и др. произв-я изобразит искусства; произв-я прикладного искусства и дизайна; произв-я архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотограф. произв-я и произв-я, получ-е способами, аналогич. фотографии; компьютерные программы; произв-я науки (монографии, отчеты, статьи) и иные произведения.

Признаки объектов :

1. произведение должно быть продуктом духовного творчества . Возникает с использованием психических сил человека; [ПО УЧЕБНИКУ!!!]

2. произведение должно являться рез-том творческой деят-ти . Творческий хар-р определяют его оригинальность, неповторимость, уникальность;

3. произведение должно быть выражено в объективной форме : письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объёмно-пространственной и других формах + электронная (добавили в З-н).

Объекты охраняются независимо от назначения, достоинства или обнародованности произведения. АП охраняется не только произведение в целом, но и его отдельная часть (включая его название), если эта часть соответствует признакам.

К объектам АП также относятся:

· производные (зависимые) произв-я – произведения, созданные на основе самостоятельных (независимых) произведений (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, и другие переработки произведений науки, литературы, науки и искусства);

· а также составные произведения – создаются путём соединения в единое целое уже существующих произведений (сборники, в т.ч. базы данных, газеты, журналы и др. составные произв-я, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда).

Служебным произв-ем признается произ-е науки, лит-ры, искусства, созд. автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловл. трудовым договором. АП на служебное произв-е принадлежит его автору , исключ. право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю , если иное не предусм. договором между ним и автором. Наниматель, облад. исключ. правом, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать их указания при использ. служебного произв-я, а также имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произв-я к конкретным условиям его использ-я, без получения на это согласия автора служебного произв-я. Иное м.б. установлено договором между нанимателем и автором. Автор не вправе препятствовать обнародованию служебного произведения нанимателем , а также реализовать свое право на отзыв.

Если наниматель в течение 5 лет со дня создания произведения не начнет использование этого произведения или не передаст исключительное право другому лицу, исключительное право на произведение переходит к автору , если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором.

Не являются объектами АП :

· офиц. документы (пр-е акты, суд. постановления, иные док-ты адм-ого и суд-ого характера, учредит. документы организаций), а также их офиц. переводы;

· гос. символы (флаг, герб, гимн), символы гос. наград (ордена и медали), гос. знаки (денежные знаки, почтовые марки и иные знаки), офиц. геральдические символы (флаги, гербы АТЕ, геральдические знаки, знамена, нагрудные знаки, эмблемы гос. органов и др.);

Субъектами АП признаются авторы (соавторы) , а также иные лица , которым имущественные авторские права уступлены, перешли в порядке правопреемства либо принадлежат в силу закона.

Первоначальным обладателем авторского права на произведение является его автор . Автор - ФЛ, творческим трудом которого создано произведение. (дееспособность в АП с 14 лет , право считаться автором - не ограничено ). При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства ).

Автор - единственный субъект АП, у кот-ого возникают как имущественные, так и личные неимущественные права на произведение. Остальные субъекты авторского права приобретают только имущественные права на произведения (в силу закона, заключения договора, в порядке правопреемства).

Правообладатель – физическое и/или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на объект авторского права или смежных прав в силу факта создания произведения, правопреемства, на основании заключенного договора или ином законном основании.

К правообладателям относятся также наследники . К ним всем переходит данное право в полном объёме (не делится). Оно не может делиться на доли . Личные неимуществ-е права не переходят по наследству (право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование, право на отзыв) , только защищаются наследниками. К наследникам переходит исключительное право и право следования , личные неимущественные права они только охраняют.

Наследники имеют право обнародовать необнародованные произведения наследодателя, если это не противоречит воли автора, прямо выраженной в завещании. При использовании произведений после смерти автора, наследники вправе разрешить внесение изменений, сокращений и дополнений, если при этом не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения, и это не противоречит воли автора, прямо выраженной в завещании. П 1 ст 15, ч 5 п 1 ст 15 Закона.

Исключительное право переходит по наследству. Наследники автора имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования произведения за исключением случаев – гл 4 Закона (т.е если есть свободное использование), п 3 ст 16 Закона. Право следования переходит по наследству на срок действия исключительного права .

Другие субъекты, которым в силу закона принадлежат имущественные права на произведения:

· производителя аудиовизуального произведения . Заключение с автором (авторами) аудиовизуального произведения договора на его создание влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на это произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором.

· издатели энциклопедий , энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, а также юридические лица, на которые возложены функции редакции, средства массовой информации. Им принадлежит исключительное право на такие издания в целом.

В порядке правопреемства исключительное право переходит при реорганизации юридического лица – правообладателя. При этом юридическое лицо-правопреемник (юридические лица) в порядке, установленном законодательством, становится (становятся) субъектом авторского права (субъектами авторского права) в отношении объектов, принадлежавших реорганизованному юридическому лицу.

1. Организация по коллективному управлению . Коллективное управление имущественными правами авторов и иных правообладателей – это деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей, имеющая целью обеспечение сбора, распределения и выплаты авторам или иным правообладателям. Ст 4 Закона – Национальный центр Интеллектуальной собственности .

2. Коллегия по интеллектуальной собственности Верховного суда . Может рассматривать 1 судья. Решение вступает в силу немедленно. Кассационной инстанции нет. Пошлина 20 и 50 б.в.

В случае если произведение является результатом совместной творческой деятельности двух и более лиц , все они признаются соавторами произведения. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно , если иное не предусмотрено договором между ними. При этом не имеет значения, образует ли такое произведение одно неразрывное целое (нераздельное соавторство - ни один из соавторов не вправе без достаточных на то оснований запретить другим соавторам использование произведения) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство - каждый из соавторов вправе использовать свою часть, имеющую самостоятельное значение независимо от других соавторов.), т.е. может быть использована независимо от других частей этого произведения.


Похожая информация.




Просмотров