Под реализацией авторских прав понимается

Ранее действовавшее законодательство (ст. ст.15 - 16 ЗоАП) весь комплекс авторских правомочий подразделяло на имущественные права и личные неимущественные права. При этом основным отличием личных неимущественных авторских прав являлось то, что они не имеют экономического содержания.

1) исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

2) личные неимущественные права, к которым относятся:

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения;

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Рассмотрение исключительного права на произведение лучше всего начать с исследования его правовой природы.

По данному вопросу в науке гражданского права происходит много споров. Так, А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19. И.А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 658. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что "принято выделять две группы правомочий по исключительным правам - личные неимущественные и имущественные". Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 47. В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 575.

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию "исключительное право" в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. ст.128 и 138 ГК РФ).

Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория "интеллектуальной собственности" характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. "Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот "интеллектуальной собственности") и иные (например, известное "право следования", имеющее как личные, так и имущественные элементы)".

Согласно ст.1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение - это право использовать произведение в соответствии со ст.1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону (в том числе способами, указанными в п.2 ст.1270 ГК РФ).

Использованием произведения, в частности, считается:

воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Исключением считается лишь случай, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Это указывает лишь на то, что автор может распространять экземпляры произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д. Прежде всего, закон связывает распространение только с теми произведениями, которые зафиксированы на материальном носителе.

Право на распространение закон не связывает с пуском в гражданский оборот такого количества экземпляров произведения, которое удовлетворяло бы разумные потребности публики. Распространением будут признаны продажа, сдача в прокат или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий произведения.

публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. В данном случае имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей;

прокат оригинала или экземпляра произведения.

публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой.

Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения.

Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его правопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможности автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать или другим образом перерабатывать произведения. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произведений. В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося несанкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав;

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Так же необходимо упомянуть и о таком объекте авторских прав, как программы для ЭВМ. Обычным способом их использования является прокат компьютера с установленными на нем программами для ЭВМ.

В силу ст.1271 ГК РФ для оповещения о принадлежащем исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений на практике призвано обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения. С помощью знака охраны службы и общества (таможенные, авторские и т.п.), в чью компетенцию входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с неправомерным использованием произведений, охраняемых законом.

Следует особо подчеркнуть, что использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права. Согласно ст.1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Одним из главных неимущественных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторства.

Право авторства обычно характеризуется, как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индивидуализации результатов творческого труда и общественного признания связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. В общественном признании данной связи заключается особый интерес создателя произведения, который и обеспечивается законом путем наделения творцов произведений особым субъективным правом авторства.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может принадлежать только действительному создателю произведения и является неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Право авторства является правом абсолютным. Возможные нарушения данного права могут состоять как в присвоении чужого авторства, так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное присвоение авторства.

Присвоение авторства идей, высказанных ранее в научных произведениях других авторов, не влечет юридической ответственности. Однако в ряде случаев можно вести речь об отсутствии новизны научной работы, если такой труд не будет содержать достаточного количества ранее неизвестных решений научных проблем.

Иная ситуация складывается, когда присваивают авторство на зафиксированные в материальной форме произведения. Российское законодательство в этом случае предусматривает гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Способы присвоения авторства бывают различны. Практике известны случаи, когда автор дает согласие другому лицу на присвоение своего произведения полностью или частично. Но чаще всего присвоение происходит вопреки воле и желанию автора произведения.

С правом авторства тесно связано право на авторское имя. Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), закреплено в абз.1 п.1 ст. 19 ГК. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя. В свою очередь, ст.1265 ГК РФ указывает, что право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Другими словами, право на имя - это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

В ст.1265 ГК РФ упоминается о трех возможных способах указания имени. Первый и наиболее распространенный способ - это указание подлинного имени. При отсутствии особого указания автора произведение подписывается фамилией, именем, отчеством автора либо его фамилией и инициалами.

Вторым способом реализации права на имя является указание вымышленного имени (псевдонима). Псевдоним (в переводе с греч) означает "носящий ложное имя". Нередко псевдоним становится вторым именем автора произведения. Так, например, всем известны такие псевдонимы, как Ахматова (Анна Андреевна Горенко), Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Аврора Дюдеван известна под мужским псевдонимом Жорж Санд.

Сейчас псевдонимы чаще всего встречаются в шоу-бизнесе и артистической среде (Жасмин, Витас, Валерия, Верка Сердючка и т.д.).

Как известно, в дальнейшем псевдоним может стать не только вторым именем, но и первым, так как ст. 19 ГК РФ (п.2) предоставляет гражданину право переменить свое имя в порядке, установленном законом. Глава VII Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Если речь идет об использовании произведения, созданного в соавторстве, порядок указания имен соавторов определяется соглашением между ними (например, псевдоним "Кукрыниксы" объединил фамилии и имя трех художников - М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова).

ГК РФ не устанавливает каких-либо ограничений при выборе псевдонима - в качестве псевдонима может быть использовано любое имя. Однако ограничения этого права очевидны и обусловлены самим смыслом гражданского законодательства. Так, вряд ли правомерным будет использование в качестве псевдонима имени, которое совпадает с именем известного человека и тем самым вводит публику в заблуждение относительно авторства данного произведения (например, использование псевдонима В.В. Путин или А.Б. Пугачева). Разумеется, выбор такого псевдонима будет нарушать права и интересы других лиц и может рассматриваться как злоупотребление правом. В общем виде запрет ненадлежащего осуществления гражданских прав, включая и злоупотребление правом, установлен ст.10 ГК РФ.

Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно), что представляет собой третий способ реализации права автора на имя.

Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), лица, которым известно подлинное имя автора, не вправе без согласия автора раскрывать его подлинное имя.

На практике способ указания имени автора и условия соблюдения анонимности устанавливается в договоре, по которому автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем. По общему правилу после заключения договора стороны не вправе изменить способ обозначения имени автора в одностороннем порядке.

Согласно п.2 ст.1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель (п.1 ст.1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного, считается представителем автора. В этом качестве издатель имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Для судебной защиты прав создателя произведения издателю нет необходимости представлять в суд доверенность от автора. При подаче заявления достаточно представить экземпляр произведения, на котором указано имя или наименование издателя. В случае если автор такого произведения не раскроет свою личность или не заявит о своем авторстве до разрешения спора по существу, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", суд принимает решение об удовлетворении иска в пользу издателя.

Право на неприкосновенность произведения так же является личным неимущественным правом автора.

Право на неприкосновенность произведения существовало еще в советском законодательстве. В частности, ст.480 ГК РСФСР 1964 года гарантировала охрану неприкосновенности произведений, указывая, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие бы то ни было изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора. Воспрещалось также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

В российском законодательстве были объединены два правомочия: право на защиту репутации автора и право на переработку. Статья 15 ЗоАП закрепляла право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Возвращение права на неприкосновенность произведения после 15-летнего перерыва является одной из наиболее значительных новелл ГК РФ.

В ГК РФ сформулировано право на неприкосновенность произведения как самостоятельное право, которое по своему содержанию значительно шире, чем право на защиту репутации автора.

Следует особо обратить внимание на то, что не допускается снабжение произведения иллюстрациями, комментариями и т.п. Это не означает запрет комментировать, критиковать, анализировать, объяснять, иллюстрировать чужие произведения, не спрашивая согласия автора. Все перечисленное возможно, но при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, отдельно от самого объекта критики или комментирования. Во-вторых, в этически допустимой форме. См.: Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2007. N 10. С. 8.

Статьей 1266 ГК РФ впервые законодательно закреплено, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел автора; не должна быть нарушена целостность восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

И последнее неимущественное право, которое я бы хотела рассмотреть в своей курсовой работе - это право на обнародование произведения, а так же иные права авторов.

Право на обнародование - это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор может считать свое произведение недостаточно готовым, законченным для представления его на суд публики, и потому он вправе не давать согласия на его обнародование. Свое право автор реализует при заключении договора о первом использовании необнародованного произведения или при передаче его работодателю, если это служебное произведение.

Право на обнародование произведения закреплено ст.1268 ГК РФ, согласно которой автор может осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.

Произведение считается обнародованным, если действия по обеспечению доступа к произведению широкого круга лиц осуществлены с согласия автора (или самим автором и по его воле).

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, которое обладает исключительным правом на произведение. Такое обнародование не должно противоречить воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Согласно ст.1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст.1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору (п.2 ст.1295 ГК РФ), работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв. Если автор после обнародования своего произведения не желает по каким-либо причинам его дальнейшего широкого использования, он обычно отказывается заключать договоры, направленные на отчуждение исключительного права на произведение. Тем самым использование произведения ограничивается случаями свободного использования. Вместе с тем автор может поступить более решительно - использовать свое право на отзыв.

Ранее (в ст.15 ЗоАП) право на отзыв было частью права на обнародование произведения.

В настоящее время право на отзыв сформулировано как самостоятельное право и регламентировано ст.1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование или обнародовал свое произведение. В зависимости от этого можно обозначить две ситуации с разными правовыми последствиями.

Первая ситуация сводится к тому, что автор дал согласие на обнародование своего произведения, но оно еще не было обнародовано. В этом случае автор должен сообщить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, что он отказывается от данного им ранее согласия на обнародование произведения. При этом никакого публичного заявления со стороны автора не требуется, но автор обязан возместить убытки, если они возникли у указанного лица.

Вторая ситуация имеет место тогда, когда автор дал согласие на обнародование своего произведения и оно уже было обнародовано. В таком случае требуется публичное оповещение об отзыве произведения (чтобы прекратить его бездоговорное использование). При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования ранее было закреплено ст.17 ЗоАП, согласно которой переход права собственности на произведение изобразительного искусства от автора к другому лицу означал первую продажу этого произведения.

В каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имел право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены (право следования).

В настоящее время право следования в измененном виде сформулировано в ст.1293 ГК РФ.

В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, при каждой его публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). При этом, в отличие от ЗоАП, размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты должны определяться Правительством Российской Федерации.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Законодательное закрепление права следования гарантирует автору вознаграждение при перепродаже оригинала его произведения.

Многие цивилисты считают, что это необходимо, поскольку художники и скульпторы вынуждены дешево продавать свои произведения, чтобы поддерживать свое материальное положение. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Законодательная формулировка права доступа не претерпела существенных изменений - ст.1292 ГК РФ соответствует ст.17 ЗоАП. Добавлено лишь положение о том, что автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото - и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

1) свобода творчества;

3) неотчуждаемость личных неимущественных прав автора;

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора.

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:

Литературные произведения;

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

Хореографические произведения и пантомимы;

Музыкальные произведения с текстом или без текста;

Аудиовизуальные произведения;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

Фотографические произведения и произведения полученные способами, аналогичными фотографии;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

На оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы (переработаны) из других произведений);

Простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда)

Обнародованные и необнародованные. (Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.)

Специальное правовое регулирование предусмотрено ГК для следующих видов произведений производные произведения; составные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; аудиовизуальные произведения; проекты официальных документов, символов и знаков; служебные произведения.

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. ГК предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения созданные:

В рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения);

По заказу;

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

При выполнении работ по иному договору.

В РФ, безусловно, охраняются произведения лиц. являющихся гражданами РФ. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий;

Если произведение обнародовано на территории РФ;

Если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории РФ.

Если этого требует международный договор, участником которого является РФ.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека, такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста. До достижения возраста 14 лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

Создание единого творческого произведения;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением между ними. Если таким соглашением не предусмотрено иное, часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, может быть использована ее автором по своему усмотрению, а доходы от использования произведения распределяются между правообладателями поровну.

Распоряжение исключительным правом на произведение осуществляется соавторами совместно.

Авторами аудиовизуального произведения (теле– и видеофильма и т. п.) являются: режиссер-постановщик, автор сценария, композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения.

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.

Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими правами, – некоммерческие организации, осуществляющие управление определенными имущественными правами авторов. Основанием для действий такой организации является договор с автором или иным правообладателем о передаче полномочий по управлению правами. Данные организации не вправе использовать объекты интеллектуальной собственности, права на которые переданы в их управление, но могут защищать соответствующие права.

Основные функции организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами:

Заключение с пользователями лицензионных договоров;

Сбор вознаграждения за использование произведений;

Распределение и выплата вознаграждения правообладателям;

Предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав;

Формирование реестров сведений о правообладателях, правах и объектах авторских прав. Государственная аккредитация организации по коллективному управлению правами предоставляется на следующие виды деятельности:

1) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

2) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений и др.

Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Исключительное право на произведение первоначально возникает у автора. Исключительный характер носят все авторские права, принадлежащие самим авторам, их наследникам или иным лицам, приобретающим авторские права в силу указания закона. Если же авторские права приобретены на основании договора, то их характер (исключительный или неисключительный) определяется содержанием договора.

Авторское право предполагает, что автору предоставлены определенные возможности (правомочия), связанные с созданием творческого произведения Единое авторское право можно считать состоящим из отдельных авторских правомочий. Авторские правомочия также часто называют субъективными авторскими правами.

Исключительное право носит абсолютный характер и должно соблюдаться всеми субъектами.

Право авторства – это право признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц.

Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности.

Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться. Право на имя возникает в силу факта создания произведения, но реализуется, как правило, при осуществлении права на обнародование или использование произведения. Способ указания имени определяется самим автором. При соавторстве последовательность указания имен определяется соглашением соавторов; при отсутствии такового имена, как правило, располагаются в алфавитном порядке.

Все вопросы, связанные с использованием псевдонима, решаются автором самостоятельно.

При использовании псевдонима не допускается злоупотребление данным правом, в том числе использование псевдонима в целях причинения вреда другому лицу, недобросовестной конкуренции, нарушение норм морали и нравственности.

Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения; охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен.

1.Об’єктом авторського права є результати творчої діяльності. Всі результати творчої діяльності визнаються товаром, отже вони можуть бути об’єктом будь-якого право чину у цивільному обороті. Для надання охорони потрібно лише надати об’єктам такої форми, щоб їх зміст можливо було розуміти без присутності автора. Право автора визнається за твором і якщо твір знаходиться на території іншої країни, але право на захист існує лише при наявності двосторонніх договорів між країнами. Суб’єктами авторського права може бути людина, колектив людей, але може бути і юридична особа (кіностудія). Суб’єктом може бути будь яка людина. Неповнолітні мають ті ж права, що і повнолітні: право ав-торства, право на ім’я, на винагороду, але право розпоряджатися – тільки в межах, встановлених ЦК. Автор має право випустити свій твір під власним ім’ям, під псевдонімом або анонімно. Суб’єктом авторського права може стати і держава – після закінчення строку дії авторського права (50 років).

Об"єкти авторського права - це твори науки, літератури і мис­тецтва, які є результатом творчої діяльності, незалежно від призна­чення, достоїнства і змісту твору, а також від способу і форми його вираження. У національному законодавстві в галузі авторського пра­ва визначено списки таких об"єктів, які, на жаль, не є вичерпними. Авторське право поширюється на опубліковані твори, що існують в якій-небудь об"єктивній формі: письмовій, усній, звуко- або відео-запису, зображувальній, об"ємно-просторовій та в інших формах. Авторське право не поширюється на ідеї, методи, процеси, способи, концепції, принципи, відкриття або прості факти. Авторське пра­во на твір не пов"язане з правом власності на матеріальний об"єкт, в якому виражено твір. Передача права власності на матеріальний об"єкт або права володіння матеріальним об"єктом сама по собі не тягне за собою передачі яких-небудь авторських прав на твір, ви­ражений у цьому об"єкті.Твір - це результат творчої діяльності. Творча діяльність - це процес створення нового, раніше невідомого, оригінального. Отже, результат буде творчим, якщо він є оригінальним.

Твір може складатися з різних оригінальних частин. Вони, так само як і оригінальна назва твору, охороняються авторським пра­вом. Авторське право охороняє елементи змісту твору лише у тій фор­мі, в якій вони виражені у творі, а не самі по собі.

Залежно від того, чи використовувалися у процесі створення твору інші твори, всі вони поділяються на самостійні та несамостійні. Са­мостійним є твір з оригінальною формою. Несамостійний - твір, ство­рений на основі іншого твору. У ньому обов"язково повинне міститися посилання на оригінал. Якщо у несамостійному творі було викорис­тано інший твір, що охороняється авторським правом, то його на­зивають залежним. Для використання залежного твору потріб­на згода авторів використаних в ньому інших творів. Несамостійні твори поділяються на похідні твори (переклади, обробки, рефера­ти, анотації та інші) і складені твори (збірники, енциклопедії, бази даних).

Згідно з авторським правом не підлягають охороні офіційні до­кументи (закони, судові ухвали, інструкції), їхні офіційні перекла­ди, державні символи і знаки (прапори, герби, ордени, зображення на купюрах і монетах тощо). Об"єкти, що носять офіційний або дер­жавний характер, мають одну загальну особливість - вони повинні широко і безперешкодно розповсюджуватися. Обсяг і характер їх використання визначають не їх творці-розробники, не особи, які їх затвердили або яким належить право на відтворення і використан­ня, а потреби суспільства. Тому вони не можуть охоронятися автор­ським правом, що передбачає обмеження в їх користуванні.

Суб"єктами авторського права є особи, яким належить суб"єк­тивне авторське право відносно твору. Володільцями цих прав мо­жуть бути автори, їх спадкоємці, інші правонаступники. Права на твори для кожної категорії суб"єктів виникають у зв"язку зі ство­ренням творів, переходом авторських прав у спадщину, згідно з ав­торським договором.

Найважливішими суб"єктами авторського права є автори творів науки, літератури і мистецтва. Авторами визнаються особи, творчою працею яких створено твір. Авторське право у автора твору виникає відразу після досягнення творчого результату, втіленого в об"єк­тивну форму, яка забезпечує його сприйняття іншими особами. Для визнання права авторства не потрібне виконання яких-небудь фор­мальностей, чиєї-небудь згоди або якої-небудь угоди.

Авторами визнаються і автори похідних (залежних) творів, зок­рема, перекладів, переробок, копій творів образотворчого мистецтва. При цьому для виникнення авторського права на похідний твір не має значення, чи охороняється законом первинний твір. Якщо ж він охороняється законом, то повинна бути отримана згода його автора або іншого володільця прав на твір для використання створеного на його основі похідного твору.

За малолітніх (осіб, які не досягли 14 років), а також повністю недієздатних громадян авторські права здійснюють їх батьки або опікуни, як їхні законні представники. Громадяни, визнані обме­жено недієздатними, можуть здійснювати свої права лише за згодою призначених їм опікунів. Неповнолітні (особи у віці від 14 до 18 ро­ків) здійснюють свої авторські права цілком самостійно.

Авторське право на твір, створений спільною працею двох і біль­ше осіб (співавторами), належить співавторам спільно, незалежно від того, чи утворює такий твір одне нерозривне ціле або складаєть­ся з частин, кожна з яких має також і самостійне значення.

Авторське право на колективний твір належить всім авторам, незалежно від ступеня творчого внеску кожного із співавторів і ха­рактеру твору. Питання про використання колективного твору вирі­шується в усіх випадках всіма співавторами на основі одноголосності.

Колективний твір, співавторство може бути нероздільним і роз­дільним. При нероздільному співавторстві твір є одним нерозривним цілим, частини якого не мають самостійного значення. При розділь­ному співавторстві твір є єдиним, однак він складається з частин, що мають самостійне значення, і при цьому відомо, ким з авторів ство­рені ці частини. Визнання співавторства нероздільним означає, що авторські права як на твір в цілому, так і на будь-яку його частину здійснюється співавторами тільки спільно. При роздільному спів­авторстві використання колективного твору в цілому також здійс­нюється за взаємною згодою всіх співавторів. Кожний співавтор вправі самостійно, без згоди інших співавторів, розпоряджатися своєю частиною твору.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право на него действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Для авторов, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, срок действия исключительного права исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения Для авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

До 2004 г. в России основной срок действия авторского права составлял 50 лет после смерти автора, до 1993 г. – 25 лет.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

В разных странах установлены различные сроки действия исключительного права. Предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права и не перешедших в общественное достояние в РФ вследствие истечения предусмотренного ГК срока действия исключительного права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия исключительного права на территории РФ не может превышать срок действия исключительного права, установленный в стране происхождения произведения.

2.ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Смежные права в соответствии с ч. 4 ГК выделены в отдельный правовой институт права интеллектуальной собственности.

Предметом правового регулирования данного правового института являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Смежные права охраняются в силу факта возникновения соответствующего объекта, без регистрации и соблюдения иных формальностей.

Для оповещения о смежных правах на исполнения и фонограммы используется знак охраны смежных прав, который состоит из трех элементов – латинской буквы «Р» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

С 1 января 2008 г. перечень объектов и субъектов смежных прав расширяется за счет появления правовой охраны таких новых объектов, как содержание баз данных и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Основными источниками смежного права являются:

Конституция РФ, ГК, международные договоры

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.);

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.);

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г).

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Объектами смежных прав являются

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4) базы данных (материалы, составляющие их содержание);

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав являются: 1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам. 2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия. 3. Организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений). 4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке. 5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

В главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице .

1. Авторские права: объекты

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. – основной признак, который отличает объекты авторского права .

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком. Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор. Но к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем. Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

3. Авторские права: возникновение и регистрация

Один из самых распространенных вопросов – как оформить авторские права? Его постановка не совсем корректна, потому что авторские права возникают в момент создания произведения, т.к. выражения его в любой объективной форме:

  • письменная форма выражения
  • устная форма выражения
  • форма изображения
  • аудио- или видеозапись
  • иные формы

В момент создания автор приобретает всю полноту авторских прав и вправе защищать их. Каких-либо формальностей, в т.ч. регистрации, для этого соблюдать не нужно.

Одновременно российское право позволяет зарегистрировать авторские права на программы для ЭВМ и базы данных. удостоверяет авторские права и освобождает от доказывания их существования и принадлежности в суде и иных государственных органах .

4. Виды авторских прав.

А) Личные неимущественные права включают:

  1. Право авторства – право признаваться автором произведения
  2. Право на имя – право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения
  3. Право на неприкосновенность произведения – право запрещать любые изменения произведения без согласия автора
  4. Право на обнародование произведения – право представить произведение публике
  5. Право на отзыв произведения – право отказать от обнародования после его совершения

Б) Исключительное право на произведение – право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права , к которым относятся:

  1. Право следования – право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.
  2. Право доступа – право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения .

5. Исключительное право на произведение.

Как уже было сказано ранее, исключительное право – это право использовать произведение в любой форме и любыми способами, в том числе путем:

  1. Воспроизведения (создания) экземпляров произведения
  2. Публичного показа и исполнения
  3. Распространения экземпляров произведения
  4. Импорта (ввоза) экземпляров произведения
  5. Доведения до всеобщего сведения – размещение в сети Интернет
  6. Перевода и переработки в иных формах.

Здесь перечислены далеко не все возможные способы использования произведения, существует и целый ряд других. Поскольку право на использование произведения принадлежит правообладателю, все третьи лица обязаны воздерживать от использования произведения без разрешения правообладателя .

6. Авторские права: срок действия.

  1. Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  2. Авторство, право автора на имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора защита этих прав осуществляется наследниками и другими заинтересованными лицами.
  3. Право доступа действует в течение жизни автора.
  4. Право следования действует, пока не прекратилось исключительное право на произведение.

После прекращения исключительного права произведения переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами .

7. Территория действия авторских прав.

Сегодня 167 стран мира являются участницами Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , заключенной в 1883 году. Не вдаваясь в детали данного международного договора, можно сказать, что произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Конвенции. Аналогично произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в России.

Следует учитывать, что авторские права за рубежом защищаются в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Полезные ссылки по теме “Авторские права” :

1. об авторских правах в Википедии.
2. Материалы по авторскому праву – сайт copyright.ru .
3. Агентство по авторским правам США (Библиотека Конгресса США) – официальный

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Глава 1. Развитие авторского права

В средние века предшественниками авторского права были так называемые "привилегии". Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь "проводниками" божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет. В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права".16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности". В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).

Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права.

Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента:

  • а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
  • б) новизна созданного произведения.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора). Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.

Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.

Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.

Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.



Просмотров