В пространстве и по кругу лиц. §2. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Применение гражданского права по аналогии

Действие во времени.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Действие в пространстве.

Пределы действия определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах гос. границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в ин. тер. водах, невоенные суда в открытом море и в ин. территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет гос. и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного гос. лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.



Искл: иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

ЧЕТВЕРНИН: !!! Считает неправильным то, что пишут во всех учебниках!!! (То, что применение права по кругу лиц – это кому адресован закон) «Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц» - это обозначение неких явлений на языке командной теории.Если изменить слово право на приказы, то все становитс ясно.

Во времени:

Следует различать момент вступления закона в силу и действие во времени норм этого закона.

Закон вступает в силу:

С момента времени в будущем (pro futuro), если это установлено в самом законе.

Нормы этого закона действуют с момента вступления закона в силу, но при этом применяются:

К отношениям, возникающим с момента вступления закона в силу;

К отношениям, возникшим до вступления закона в силу (смягчающий закон имеет

обратную силу, отягчающий - не имеет).

Закон утрачивает силу в четырех случаях:

Отмена его законодателем;

Издание нового закона по тому же предмету регулирования;

Истечение срока действия закона;

Признание его недействительным, утратившим силу (по решению компетентного суда).

В пространстве: Национальные нормативные акты действуют в пределах юрисдикции государства, издающего нормативные акты. Вместе с тем государство в определенных случаях должно применять нормативные акты другого государства, если это предусмотрено ратифицированным международным договором или вытекает из положений международного частного права.

Экстерриториальное действие нормативных актов регулируется международным правом. Территория дипломатического представительства государства за рубежом, принадлежащие представительству транспортные средства рассматриваются как часть территории этого государства.

Уголовный закон другой страны принимается во внимание, когда суд решает вопрос о выдаче

лица, обвиняемого этой стране в совершении преступления; например, если обвиняемому по закону другой страны грозит смертная казнь, а в стране суда смертная казнь не допускается, в выдаче будет отказано.

Договоры о взаимной правовой помощи могут предусматривать исполнение судебного решения по уголовному делу на территории другого государства, но только при условии признания

этого решения соответствующим органом и, в конечном счете, судом этого государства.

В сфере частного права, к «отношениям с иностранным элементом» суд может применить закон другой страны. Но иностранный закон не имеет прямого действия, суд применяет его в силу

закона своей страны.

Институт международного частного права (существующий в отдельной стране механизм принуждения к соблюдению договоров «с иностранным элементом») ограничивает применение актов другого государства так называемой оговоркой о публичном порядке. Для государств, принадлежащих к разным культурам, использование чужих стандартов не всегда желательно или возможно. Поэтому закон предусматривает возможность использования судом оговорки о публичном порядке.

По кругу лиц

Со времен советской доктрины искажается вопрос о действии права «по кругу лиц». По существу

такого вопроса нет, поскольку право - общеобязательно.

Здесь следует различать два вопроса - о действии нормативных актов “по кругу лиц” и об адресатах правовых норм. Что касается первого, то в действительности такого вопроса просто нет.

Ибо нормативные акты государства действуют не по “кругу лиц”, а по территориальному принципу. Они обязательны для всех лиц, находящихся на территории данного государства, за исключением тех, на кого распространяется принцип экстерриториальности. Что касается второго вопроса, то на него отвечает гипотеза правовой нормы.

Действие уголовного закона во времени

В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов его действия. В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии.

В зависимости от содержания уголовно-правовой нормы различают три типа действия уголовного закона во времени:

  • уголовно-правовые нормы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на события, произошедшие до вступления в юридическую силу уголовного закона;
  • уголовно-правовые нормы, устанавливающие преступность деяния, усиливающие наказание или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеют, и их действие распространяется только на те события, которые произошли после вступления уголовного закона в юридическую силу;
  • уголовно-правовые нормы, не изменяющие правовой статус лица, совершившего преступление (не ухудшают и не улучшают его положение), вступают в действие с момента вступления уголовного закона в юридическую силу и распространяются на любые события, независимо от времени их совершения.

«Обратная сила уголовного закона» позволяет избегать злоупотреблений в применении уголовно-правовых норм. Такой порядок принят в международной практике и впервые закреплен в ст. 10 УК РФ.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Действие уголовного закона по кругу лиц

Уголовное право, в отличие от других , ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать рядом признаков, к которым относятся: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями.

Несмотря на то что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства, уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково. Это связано со спецификой служебной деятельности.

Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются персонами нон грата (нежелательными лицами) и высылаются за пределы Российской Федерации. Однако дипломат, совершивший преступление на территории России, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял.

Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ.

Для при течения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда.

Действие уголовного закона по кругу лиц очень ярко проявляется и в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. Эти правила гласят, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В этом проявляется забота государства о своих гражданах. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, но совершившие преступление вне ее пределов, могут быть выданы иностранному государству для привлечения их к ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором.

НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

3.1. Действие норм права во времени. Действие норм права во временив отечественной теории государства и права принято определять началом и окончанием действия нормативных правовых актов . Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Момент вступления нормативных правовых актов в силу в практике различных государств определяется по-разному. В одних случаях он связывается с датой принятия или утверждения нормативного правового акта, в других – с датой его официального опубликования, в третьих – с какими-то другими сроками.

В Российской Федерации тоже нет единообразного порядка вступления нормативных правовых актов в силу. Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. При этом официальным опубликованием федерального конституционного закона или федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.2 нормативные акты Президента РФ и нормативные акты правительства РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи, а нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования, если этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.



Свои правила опубликования и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту 4 ст. 23 Устава Иркутской области нормативные правовые акты Иркутской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные нормативные правовые акты Иркутской области, дата вступления в силу которых не определяется ими непосредственно, вступают в силу на следующий день после их официального опубликования, если иной порядок не определен федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами Иркутской области.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу. Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом. Этим моментом может быть: а) момент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) конкретная дата. В-третьих, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента, установленного другим, вспомогательным нормативным актом, вводящим в действие основной нормативный акт. Например, многие кодексы, принятые в нашей стране, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего кодекса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действовать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и организациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные акты, не имеющие общего значения и предназначенные строго определенным адресатам.

Окончание действия нормативных правовых актов связывается обычно с утратой нормативными актами юридической силы. Порядок утраты нормативными правовыми актами юридической силы тоже имеет несколько вариантов. Во-первых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае истечения срока их действия. Этот случай касается временных нормативных актов, которые, как известно, принимаются на определенный срок и по истечении этого срока автоматически утрачивают силу. Во-вторых, нормативные правовые акты утрачивают силу в случае их официальной отмены другим нормативным актом. Например, Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. отменил как полностью, так и частично целый ряд ранее действовавших законов и подзаконных актов. В-третьих, нормативные правовые акты утрачивают силу, если в действие вводятся новые нормативные акты, устанавливающие иные правила по тем же самым вопросам. В этом случае происходит фактическая утрата нормативным актом юридической силы. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, которая вступила в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования, т. е. 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось действие Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. В-четвертых, фактически утрачивают силу и те нормативные акты (или отдельные положения нормативных актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно части 6 ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу. И, в-пятых, нормативные правовые акты утрачивают силу (также фактически) в случае изменения обстоятельств, на которые они были рассчитаны. Например, акты периода Великой Отечественной войны утратили смысл и прекратили свое действие после ее окончания.

Таким образом, началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются их временные пределы и временные пределы содержащихся в них норм права. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в нем нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они будут распространять свое действие только на те общественные отношения, которые будут возникать с момента вступления этого акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в нем нормы, по общему правилу, не распространяются. Иными словами, закон (нормативный правовой акт) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, действует во многих странах мира. Оно вносит стабильность в правовое регулирование общественных отношений, гарантирует права и свободы личности, создавая уверенность в том, что вновь принимаемые нормативные акты не ухудшат правового положения участников уже урегулированных правом общественных отношений. Вместе с тем из этого правила есть два исключения. Во-первых, обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ). Так, согласно ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Во-вторых, обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено законом. Например, ст. 11 уже упоминавшегося Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гласит: «Действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса».

С утратой нормативным актом юридической силы содержащиеся в нем нормы права, по общему правилу, перестают регулировать соответствующие общественные отношения и не могут больше применяться. Вместе с тем в некоторых случаях закон, уже утративший силу, все же может применяться и, таким образом, фактически продолжает еще действовать. Эта ситуация называется «переживанием» закона.

«Переживание» закона – явление, прямо противоположное обратной силе закона. Здесь нормативный правовой акт, отмененный или замененный новым, продолжает «жить» и после введения в действие нового нормативного акта и как бы «переживает» отведенный ему временной срок. «Переживание» закона, как фактическое действие нормативного акта, формально утратившего юридическую силу, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу нормативным актом и сохранились после введения в действие нового нормативного акта. Такие отношения называются длящимися, и применение к ним нормативного акта, уже утратившего силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового нормативного акта. Например, к преступлениям применяется закон времени совершения преступления, если новый закон не приобрел обратной силы, т. е. не устранил преступность деяния или не смягчил наказание.

3.2. Действие норм права в пространстве. Действие норм права в пространствеэто их действие в пределах определенной территории. Нормы права и содержащие их нормативные правовые акты, по общему правилу, действуют в пределах территории государства .

Но что понимается под территорией государства и что к ней относится? В научной и учебной литературе нет однозначного определения территории государства, однако точнее всего территорию государства представляется определять как пространство, на которое полностью и безраздельно распространяется власть государства . К этому пространству относятся: во-первых, сухопутная территория , в состав которой входят суша в пределах государственных границ, а также принадлежащие государству острова и анклавы независимо от их местонахождения; во-вторых, водное пространство , в состав которого входят внутренние воды (озера, реки, каналы, водохранилища, внутренние морские воды) и территориальное море (в России – прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль); в-третьих, находящееся над сухопутной территорией и водным пространством государства воздушное пространство ; в-четвертых, находящиеся под сухопутной территорией и водным пространством государства недра . Кроме того, в состав территории государства входит и так называемая условная территория , к которой относятся: территория посольств и консульств за рубежом; курсирующие под флагом государства гражданские речные, морские и воздушные суда, если они находятся в водах и воздушном пространстве своего государства либо в открытом море и воздушном пространстве над ним; военные корабли и военные воздушные суда государства независимо от их местонахождения; космические корабли, станции и другие космические аппараты государства; кабели и трубопроводы, проложенные в открытом море; технические сооружения на континентальном шельфе и в открытом море и некоторые другие объекты.

Действуя в пределах территории государства, нормативные правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно нормативные правовые акты центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормативные правовые акты центральных органов государственной власти, так и нормативные правовые акты местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т. е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т. д.).

В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации. Например, в бывшем СССР, если лицо совершало преступление на территории одной союзной республики (субъекта федерации), а к уголовной ответственности привлекалось на территории другой, к нему применялось уголовное законодательство той союзной республики, на территории которой было совершено преступление.

Несмотря на то, что нормативные правовые акты государства, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т. е. действие за пределами территории государства. Как представляется, экстерриториальное действие нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан государства за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно части 1 ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых Уголовным кодексом РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого государства и наоборот. Это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. К этим территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие.

3.3. Действие норм права по кругу лиц. С действием норм права в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц.По общему правилу, нормы права и содержащие их нормативные правовые акты каждого конкретного государства распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного государства. Это и граждане государства, и иностранцы, и лица без гражданства, и государственные органы, и различные организации, и прочие лица, являющиеся субъектами права. В то же время из этого правила есть исключения.

Во-первых, в каждом государстве имеются правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Так, например, в Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства не могут иметь некоторые юридические права и обязанности. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть назначены на некоторые государственные должности (например, судьи, прокурора, нотариуса), не обязаны нести военную службу и т. д.

Во-вторых, отдельные нормы права распространяют свое действие только на определенные категории субъектов: должностных лиц, военнослужащих, врачей, учителей, студентов и т. д. Например, норма, содержащаяся в части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), действует только в отношении должностных лиц.

В-третьих, дипломаты, консульские работники, другие лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, не подлежат аресту и задержанию в случае совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания. Вопрос об их ответственности за данные правонарушения решается дипломатическим путем.

Оно основывается на пяти принципах – территориальном, гражданства, покровительственном («специальном»), универсальном, реальном.

1) Территориальный принцип. Все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ее Уголовным кодексом. При этом не имеет значения, являются ли эти лица гражданами Российской Федерации, лицами без гражданства или иностранцами. Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 1 ст. 11 УК РФ .

К территории Российской Федерации относятся:

- сухопутное пространство (суша) в пределах Государственной границы РФ, определяемой Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1. 04. 1993 г.;

- водное пространство , включая внутренние воды (реки, озера, моря, расположенные внутри Государственной границы), территориальное море (примыкающий к суше и внутренним водам морской пояс шириной в 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ);

- исключительная экономическая зона Российской Федерации (море, простирающееся за пределами территориальных вод, на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, а в некоторых случаях определяемых на основании договора РФ и прибрежного государства); Но на иностранных граждан юрисдикция РФ распространяется здесь только за преступления, связанные с деятельностью на этой экономической зоне. Например, за незаконный улов рыбы, можно, а допустим, за убийство одним иностранцем другого – нет.

- континентальный шельф РФ (морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка); Юрисдикция аналогичная той, что в искл. Экономической зоне.

- воздушное пространство (столб воздуха над сушей и водами в пределах Государственной границы, а также территориальными водами);

- недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов).

- территориипосольств .

По уголовному закону РФ несут уголовную ответственность также лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Что касается невоенных судов и кораблей, приписанных к РФ и находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашего государства, то уголовный закон России применяется в том случае, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 3 ст. 11 УК РФ). Иные случае - это если наше судно находится во внутренних водах другого государства, а на нем совершено преступление, которое: а) касается внутренних дел прибрежного государства; б) связано с оборотом наркотиков или оружия; в) последствия которого могут иметь место для прибрежного государства; г) иное предусмотренное международными договорами.


Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. Россия осуществляет свою юрисдикцию над запущенными ею в космос космическими кораблями и их экипажами.

2) Принципа гражданства . Он установлен в статье 12 УК РФ и предусматривает, что в случае если международным договором не предусмотрено иное, граждане РФ, совершившие преступление за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве , в котором, оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

В случае, если гражданин нашей страны имеет двойное гражданство, может возникнуть вопрос, по чьему закону он несет ответственность, совершивши преступление на территории третьего государства. На помощь приходит принцип «эффективного гражданства» - применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу етс.

3) Покровительственный принцип (принцип специального режима ). Так как РФ участвует в борьбе с международными преступлениями, то в статье 12 установлено, что иностранцы и апатриды, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне РФ, могут подлежать ответственности, в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Этот принцип вытекает из международных обязательств РФ.

4) Универсальный принцип . Универсальный принцип, базирующийся на действии ряда международных соглашений, участницей которых является РФ, предполагает применение уголовного закона России к иностранцам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно на территории РФ, совершившим преступление за пределами РФ, в отношении которого Россия обязалась принимать меры по пресечению и наказанию. Российская Федерация является участницей международных соглашений по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушных судов, незаконным распространением наркотиков и др. Так же, как и в случае применения реального принципа, необходимо, чтобы виновное лицо не понесло наказания в иностранном государстве и привлекалось к уголовной ответственности на территории России.

5) Реальный принцип . Реальный принцип дает основания для привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на территории российского государства, за преступления, совершенные за границей РФ, если они направлены против интересов РФ. В этом случае Россия выступает в роли своеобразного "потерпевшего", в силу чего виновные лица несут ответственность по российскому уголовному закону. Однако требуется, чтобы указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекались к уголовной ответственности на территории России.

6) Выдача преступника. В рамках универсального принципа иногда требуется выдача преступника другому государству, на территории которого он совершил преступление (но по каким-либо причинам оказался в РФ). Следовательно, данный вопрос регулируется Европейской Конвенцией «О выдаче лиц, совершивших преступления». В международном праве действует правило: "или наказывай, или выдай". Вопрос о выдаче решается на основе двусторонних соглашений между государствами - договоров о правовой помощи или других международных договоров.

В соответствии с Европейской Конвенцией выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством, запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. При этом недопустима возможность применения смертной казни. Следовательно нужно 4 условия : а) в обоих странах преступление наказуемо; б) в обоих странах за него санкция минимум 1 год лишения свободы; в) от одной страны должен быть официальный запрос к стране, задержавшей преступника; г) когда государство выдает преступника, оно должно убедиться, что его не казнят.

Что касается выдачи российских граждан, совершивших преступление за границей, то в УК установлен принцип невыдачи собственных граждан. В силу действия принципа гражданства такие лица будут отвечать по УК РФ.



Просмотров