Сколько регионов в российской. Все время меняющееся число. Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Россия - это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.

Субъекты РФ

В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:

Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.

Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект - Республика Крым - и появился новый город федерального значения - Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ - 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.

В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:

  • численность населения и его плотность;
  • размер территорий;
  • национальный состав.

Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.

Государственно-правовой статус субъектов РФ. Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республика в составе РФ — это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется в государственных учреждениях республики наряду с русским, вводить свое гражданство. Территория республики, как и других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику — герб, флаг, гимн, а также столицу.

Отношения с Российской Федерацией республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двусторонних договоров о разграничении полномочий, первый из которых, ставший правовым прецедентом, был подписан 15 февраля 1994 г. между РФ и Республикой Татарстан. Федеративный договор именует республики суверенными. Эта формулировка повторяется в конституциях рада республик. Однако Конституция РФ суверенными их не называет и не признает за ними (впрочем, как и за другими субъектами РФ) права на выход из состава РФ.

Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственно-территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта — Уставом. Устав края, области, города федерального значения принимается соответствующим представительным органом и имеет высшую юридическую силу по отношению к законам и иным правовым актам субъекта. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык — русский. Край, область, город федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику — флаг, герб и гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Все они согласно Конституции РФ являются равноправными субъектами РФ наряду с республиками, краями, областями и городами федерального значения. Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ — края или области. Так, Таймырский и Эвенкийский автономные округа находятся в составе Красноярского края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий — в Тюменской, Агинский Бурятский — в Читинской, Усть-Ордынский Бурятский — в Иркутской, Ненецкий — в Архангельской, Корякский — в Камчатской и Коми-Пермяцкий — в Пермской области. Лишь Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область воспользовались правом, предоставленным законодательством РФ, и непосредственно вошли в состав Российской Федерации.


Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. По представлению органов автономии может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят, может также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором (автономный округ — край или область). В то же время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области.

Как и другие субъекты РФ, автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

В Конституции РФ проводится четкое разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: а) на предметы исключительного ведения РФ; б) на предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; в) на предметы самостоятельного ведения субъектов.

Конституция РФ предоставила всем субъектам РФ независимо от их государственно-правового статуса право создавать и иметь свои органы государственной власти. Конкретная их структура определяется ими самостоятельно, но с учетом общих принципов организации власти в Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят представительные (законодательные) и исполнительные органы, а также могут вхо-дить органы судебной власти.

Представительные органы власти субъектов. Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, т.е. фактически местными парламентами. Они носят различные наименования: Верховный совет (Республика Хакасия), Государственный совет (Республика Татарстан), Законодательное собрание (Красноярский край, Тверская область, Санкт-Петербург), Дума (Московская область, Москва) и т.д. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Депутаты избираются обычно по территориальным округам, иногда часть депутатов избирается по административно-территориальным округам, которые образуются по принципу равного представительства от городов, районов и других административных единиц. В подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы состоят из одной палаты. Гораздо реже встречаются двухпалатные органы законодательной власти (например, в Свердловской области).

К полномочиям представительного органа относятся: принятие конституции (устава) и законов субъекта, внесение в них изменений; утверждение региональных программ экономического, социального и культурного развития, бюджета субъекта, а также отчета о его исполнении; установление налогов и сборов субъекта; принятие решения об изменении статуса субъекта, его границ и административно-территориального деления; контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъекта РФ и др.

В конституциях и уставах многих субъектов РФ прописана процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта (президента республики, главы администрации или губернатора края, области, мэра Москвы и т.д.). Главы исполнительной власти субъектов РФ обычно не обладают правом единоличного роспуска представительного органа, но они могут вынести этот вопрос на референдум субъекта РФ.

Органы представительной власти субъектов РФ самостоятельны. Федеральное Собрание РФ и представительные органы субъектов РФ не образуют иерархически построенной системы органов законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ отличаются значительным разнообразием. В республиках в систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В подавляющем большинстве республик систему исполнительной власти де-факто возглавляет президент республики, избираемый населением.

Статус президента в республиках неодинаков:

а) глава государства (Республика Татарстан);

б) глава государства и исполнительной власти (Республика Северная Осетия);

в) глава государства и глава правительства (Республика Бурятия). В некоторых республиках пост президента не предусмотрен (Республика Карелия, Республика Хакасия). Главой исполнительной власти в таких республиках является председатель правительства, также избираемый населением. В Республике Дагестан высшее должностное лицо избирается представительным органом власти.

Еще большим многообразием характеризуется система органов исполнительной власти субъектов-нереспублик. Органом исполнительной власти общей компетенции в крае, области, городе федерального значения, автономной области и автономном округе является администрация, реже именуемая правительством. К отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти субъектов РФ относятся управления, главные управления, комитеты и департаменты. Являясь составной частью администрации субъекта, они в решении вопросов, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации и в совместном ведении РФ и ее субъектов, подчиняются соответствующим федеральным министерствам и ведомствам, образуя, таким образом, властную исполнительную вертикаль.

Высшим должностным лицом в крае, области, автономной области и автономном округе является глава администрации. В ряде субъектов РФ он официально именуется губернатором. Встречается и двойное наименование должности: глава администрации (губернатор) или губернатор (глава администрации). В Москве высшим должностным лицом является мэр, в Петербурге — губернатор.

Глава администрации — выборная должность. Его избирают граждане РФ, постоянно проживающие на территории субъекта РФ. Срок полномочий главы администрации, как правило, четыре года.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, включая их высших должностных лиц, определены в конституциях и уставах субъектов. Они решают вопросы социально-экономической жизни, разрабатывают проект бюджета и исполняют его; управляют и распоряжаются государственной собственностью субъекта; обеспечивают проведение на территории субъекта экономической, социальной и культурной политики, организуют выполнение соответствующих программ развития; принимают меры по обеспечению законности и правовой защиты граждан и др.

Высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, главы администраций, губернаторы, мэры) организуют и направляют деятельность органов исполнительной власти; назначают и смещают их руководителей, представляют субъект РФ в отношениях с государственными органами РФ, другими субъектами, в международных отношениях, а также решают многие другие вопросы.

Органы судебной власти субъектов РФ. На территории субъектов РФ действуют разнообразные суды: Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, а также арбитражные суды. Все они являются федеральными органами судебной власти. К органам судебной власти субъектов РФ относятся только три вида судов: конституционные суды республик, уставные суды других субъектов и мировые судьи.

Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики и органов местного самоуправления республиканской конституции. Конституционные суды республик — действующее звено судебной власти. Они образованы и функционируют в большинстве республик.

Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава.

Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции. Оба этих звена судебной власти субъектов РФ находятся в стадии становления.

Государственные органы Москвы. Москва является столицей Российской Федерации и городом федерального значения, т.е. субъектом РФ. Как субъект РФ Москва имеет свой основной закон — Устав (принят 28 июня 1995 г.) и органы государственной власти.

Постоянно действующим представительным и законодатель-ным органом власти Москвы является Московская городская дума, состоящая из 35 депутатов, избираемых на четырехлетний срок. Из числа своих депутатов Московская городская дума избирает председателя, который организует работу думы и ведет ее заседания. По вопросам своей компетенции дума принимает законы, постановления и иные правовые акты. Законы Москвы подписываются мэром, а постановления думы — ее председателем.

Устав Москвы предусматривает возможность досрочного роспуска думы. Она распускается в следующих случаях:

а) если принято решение о самороспуске;

б) если общее число депутатов сократилось до менее двух третей от установленного состава;

в) если постановление думы об отрешении от должности мэра не получило необходимого числа голосов на городском референдуме.

Органом исполнительной власти Москвы является Московская городская администрация, или мэрия. В структуру Московской городской администрации входят: правительство — орган исполнительной власти общей компетенции, комитеты и департаменты — отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, префекты административных округовтерриториальные органы исполнительной власти. Система исполнительной власти в Москве возглавляется мэром, являющимся высшим должностным лицом Москвы и премьером московского правительства.

Мэр избирается одновременно с вице-мэром на четыре года. Устав определяет возрастной ценз для них — не моложе 30 лет.

Полномочия мэра могут быть досрочно прекращены в следующих случаях:

а) отставки;

б) утраты им гражданства РФ;

в) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра;

г) отрешения от должности.

Процедура отрешения мэра от должности прописана в Уставе Москвы. Основанием для отрешения мэра от должности является нарушение им Конституции РФ, Устава Москвы, установленное в судебном порядке. Московская городская дума должна принять постановление об отрешении мэра от должности большинством — не менее двух третей — голосов депутатов и вынести его на городской референдум. Если вопрос об отрешении мэра от должности не получил на референдуме необходимого числа голосов, то мэр сохраняет свой пост, а дума, инициировавшая его, будет досрочно распущена.

В случае досрочного прекращения полномочий мэра его права и обязанности в полном объеме переходят к вице-мэру до окончания срока, на который был избран мэр.

Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны.

В нашем государстве территории не равноправны и обладают разным спектром полномочий и привилегий.

Все они отображены на политической карте, из них и состоит наша страна.

Субъекты РФ

Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие. Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

Субъекты РФ (для увеличения нажмите)

На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.

Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:

  • двадцать две республики;
  • девять краевых образований;
  • сорок шесть областей;
  • три города федерального значения;
  • одна автономная область;
  • четыре автономных округа.

В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

9 краевых образований

Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.

В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.

Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский. Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.

В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.

46 областей Российской Федерации

Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

3 города Федерального значения

Официально признанных мировым сообществом есть два города особого назначения: Москва и Санкт-Петербург. Недавно к списку был прибавлен Севастополь.

Данные крупные населенные пункты были выделены в отдельные субъекты, так как в них сосредоточено более тринадцати процентов жителей и почти четверть валового внутреннего продукта.

Санкт-Петербург и Москва в свое время были, а второй город и на сегодняшний день является столицей нашей страны. Их характеризует определенная экономическая замкнутость и высокий процент миграции в регионы.

1 автономная область

Единственная в своем роде Еврейская автономная область существует в РФ продолжительное время. Ее статус не подлежит изменению, так как для этого требуется изменение Конституции, а это возможно только при условии проведения референдума.

В период СССР было большое количество АО, впоследствии основная часть из них была переименована в республики или края. Многие автономные области стали независимыми государствами.

4 автономных округа

Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

К нюансам такого типа субъекта относятся:

  • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
  • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
  • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.



Просмотров