Что такое право виды права. Кто такой юрист? Какие бывают типы юристов
Понятие права является одной из фундаментальных категорий общественной жизни человечества, одним из регуляторов социальных отношений. Вместе с тем, несмотря на длительное развитие этого института и его внимательное изучение последние несколько веков, определение того, что такое право, не имеет четко единственно
принятой дефиниции. Так, для позитивистов право - это совокупность принудительных норм, установленных властью для обеспечения эффективного функционирования общества. Позитивистская теория права выделяет его принудительный признак как главное отличительное качество. В противовес же позитивистам ряд философско-правовых течений наделяют право самостоятельной сущностью. Это буквально означает его естественность и неизбежное возникновение.
Различные виды права
Так или иначе, но долгий период развития правовой философии и юриспруденции породил определенную классификацию правовых норм.
Что такое право? Публичное и частное право
Основным критерием различия публичного и частного права является то, чьи же интересы затрагивают
отношения, регулируемые правом. Если речь идет об индивидуальном интересе - это частное право, если об общественном - публичное. Следует отметить, что среди нескольких существующих в мире систем (англосаксонской, романо-германской, дальневосточных, разного рода религиозных) публичное и частное право разделяется лишь в романо-германских правовых отношениях, корни которых уходят в латинское право времен Римской республики.
Что такое право? Материальное и процессуальное право
Различают и такие отрасли права. Понятие материального подразумевает всю совокупность правовых норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения, а также совокупность всех отраслей права, регулирующих права и обязанности субъектов. Процессуальное право является своеобразной надстройкой. Оно является совокупностью норм правовой системы, которая регулирует порядок при реализации норм и процессов материального права. Примером процессуального права являются те нормы, которые вступают в силу при
расследовании преступлений, судебном процессе, уголовном, гражданском или
административном наказании, рассмотрении соответствующих дел и так далее.
Что такое право? Международное и национальное право
Несложно уже догадаться о том, чем различаются международные и национальные нормы права. Если национальное является внутренним продуктом государства и регулирует все виды общественных отношений внутри него, представляя собой совокупность правовых отраслей, то международные нормы концентрируют тот совокупный опыт нашей цивилизации, который был приобретен путем многовековых международных отношений. Международное право предполагает договоренность и согласование между государствами его основных норм и положений. В частности, в эту сферу входит международное торговое право, поведение государств и армий в период военных действий и так далее.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее представление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.
1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. За их нарушение применяются различные меры государственного воздействия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:
Они устанавливаются или санкционируются государством;
Защищаются от нарушения государством;
Должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;
Они обязательны для всех.
Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.
2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных нормативных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).
Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян ного или временного характера, рассчитанное на многократное при менение.
По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:
а) федеральные нормативные правовые акты:
- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государственной жизни. Существуют следующие виды законов:
Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства;
Закон о поправках к конституции;
Федеральный конституционный закон;
Федеральный закон;
- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;
- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;
- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства России;
Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.
Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность.
б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:
- Конституция - основной закон республики, определяющий ее статус;
- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;
- закон субъекта РФ - региональный закон;
- постановления представительного органа субъекта РФ;
- указы Президента Республики. Издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;
- постановления Правительства субъекта РФ;
- постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;
в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле ния: постановления, распоряжения, приказы;
г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией.
Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следующие разделы:
Конституционный строй
Основы государственного управления
Труд и занятость населения
Социальное обеспечение и социальное страхование
Финансы
Хозяйственная деятельность
Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело
Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
Информация и информатизация
Образование. Наука. Культура
Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм
Оборона
Безопасность и охрана правопорядка
Уголовное право. Исполнение наказаний
Правосудие
Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат
Международные отношения. Международное право
Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий
3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определенную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:
I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-
2. История права и государства. нология.
3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское
правовых учений. право.
II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)
5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,
управление. 23. Криминалистика.
6. Административное право. 24. Теория оперативно-
7. Муниципальное право. розыскной деятельности.
III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.
9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.
IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,
право. 28. Адвокатура.
11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.
12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.
13. Международное частное 31. Бюджетное право,
право. 32. Налоговое право.
V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.
15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое
чения. регулирование.
16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование
17. Аграрное право. выпуска и обращения
18. Экологическое право. ценных бумаг.
36. Правовые основы аудиторской
Деятельности.
XIII 37. Управление в социальных
и экономических системах
(юридические аспекты).
38. Правовая информатика.
39. Применение математиче-
ских методов и вычисли-
тельной техники в юриди-
ческой деятельности.
Право изменяется, возникают новые специальности, например, образовательное право, международное образовательное право, педагогическое право.
4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.
Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.
Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:
Правомерное поведение, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;
Правонарушение - неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку.
Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.
Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Дееспособность - это способность гражданина своими действи ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет.
Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий они делятся на:
Правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений;
Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;
Правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении.
5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием других людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - более точное представление о праве в отличие от обыденного правосознания.
Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобода личности. Право является формой выражения свободы человека. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.
Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограничивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого человека, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, отмечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидированы еще не во всем мире, не во всех частях света.
6. Право как справедливость. Право нередко понимают как справедливость. По определению Аристотеля, справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.
Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Право - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличается от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон оказывается формой произвола какой-то группы населения и становится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нарушает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.
7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Правовое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отличается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на естественные различия.
Право признает людей формально равными, поэтому они имеют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных результатов и, следовательно, живут по-разному.
Социальное государство предполагает обеспечение каждого человека минимальным набором благ, позволяющим человеку вести достойную жизнь независимо от его особенностей: способностей, возраста, состояния здоровья и т. д.
1.Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности
Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содер-жанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение пра-ва, расходиться во мнениях о сущности и назначении права и так далее, но если воп-рос ставиться в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчёта, еди-ный взгляд, одну позицию. Действительно, если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеоб-щий масштаб поведения, то должна быть полная определённость хотя бы в одном-к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.
Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стаби-лизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разно-му. Определённость в понимании права-исходное начало определённости и порядка в общественных отношениях.
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исто-рически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической си-туации в действии вступало конвенционное начало, которое в числе других субъек-
тивных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.
Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстри-руют сказанное. Граждане при переезде из одной страны в другую быстрее адаптиру-ются к жизни, а юристы без больших усилий могут осуществлять судейскую деятель-ность, если правовые системы этих стран родственны. Единое понимание права спо-собствует экономической и культурной интеграции народов Европы, сближению на-родов разных континентов.
Возникает вопрос: почему в нашей стране сегодня налицо различные подходы к пониманию права? Вряд ли кто-то заинтересован в этом и сознательно к этому стре-миться. Можно предположить(и история знает такое), что в сознательном запутыва-нии вопроса для кого-нибудь заключается свой интерес, однако главная причина сос-тоит скорее всего в том, что старое понимание права перестало “работать”. “Теневые отношения” породили “теневое право”. То, что считалось правом официально, оста-лось без должного использования и применения. Писаное право утратило ценность. Разразился кризис законности, когда общество начало тяготиться собственными зако-нами, когда последние стали невыносимыми как для обездоленных, так и для власть имущих. Рассогласование между жизнью и правом не могло остаться незамеченным. Поиск подходов к новому пониманию права следует расценивать и как бессилие тео-ретиков изменить что-либо в существующей действительности, и как стремление легализовать(оправдать) отношения, складывающиеся помимо(или вопреки) офи-циальных форм и структур.
Разные подходы к праву согласуются с демократизацией общества, в частности с признанием плюрализма мнений. Разные силы, общественные движения и партии мо-гут иметь свои взгляды на нашу жизнь, на системы вообще и право в частности.
По мере того как открывались “ железные занавесы” и рушились “берлинские стены”, глубже стали осмысливаться буржуазные правовые системы, допускающие иные трактовки права. Этому способствовали также освобождение от идеологичес-ких догм, обращение к истории. Последняя, как оказалось, отличалась многообразием в понимании права.
Новый импульс к поиску того, что есть(что представляет собой) право, даёт ориентация на построение правового государства. Доктрина правового государства и теория “государства и права” изначально ориентировались на установление соответ-ствия между законом и правом, на подчинённое положение актов государственной власти.
В ракурсе формирования правового государства становится очевидным значение рассматриваемого вопроса для практической деятельности. Что охранять, чему под-чиняться и что игнорировать-эти вопросы встают перед каждым практическим работ-ником.
В общей форме можно сказать одно: для правоприменителей и рядовых граждан имеют значение изданные в надлежащем порядке, сохраняющие юридическую силу законы и подзаконные акты. Для субъектов правотворчества, для творцов законов важно отыскать право.
Существует гносеологическая причина разных подходов к праву. В процессе познания всегда существует возможность увлечься какой-то одной стороной явления, превознести её, не заметить других или пренебречь ими. Отсюда разные определения права, что само по себе даже неплохо, если при этом не искажается общая картина,ес-ли такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единс-твенно правильным, играть роль всеобщего.
Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое пони-мание права.
2.Сущность права. Признаки права
Вопрос о том, что есть право, в чём его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но, как было отмечено, с те-чением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право-это политичес-кая справедливость, для средневековых учёных-божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо-общая воля, Р.Иеринга-защищённый интерес, для Л.Петражицкого-импера-тивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.
Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил:”Юристы ни-когда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.
Действительно, мы уже убедились, что проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и ин-тересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономичаского развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, ис-торических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедея-тельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступ-ков человека, дозирует объём его свободы, воздействует на характер и способы удов-летворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.
Итак, какова же природа права, в чём, иначе говоря, заключена его сущность? Из-вестно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, глубинные свя-зи и отношения предмета, явления, которыми определяются все остальные их свойст-ва и признаки. Сущность права-это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается воле-вым характером.В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроцкий, голландский государственный деятель и философ эпохи Про-свещения, отмечал, что “право имеет своим источником волю”. Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.
Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремлён-ность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально психологический механизм действия права. Принципиально важным в связи с этим является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социа-льных групп и слоёв населения оно защищает, сущность права, таким образом, отра-жает основную, решающую его связь с социальной структурой и материально произ-водственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.
Итак, сущность права-это обусловленная материальными и социально-культур-ными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, соче-тания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным спосо-бом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим(общесоциа-льным) масштабом, мерой(регулятором) поведения и деятельности людей .
Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных норматив-ных регуляторов, придаёт ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание во-ли в праве при таком подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.
Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается госу-дарственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения(закон, судебный прецедент, нормативный договор, пра-вовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регу-лируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответст-вие общей воли этим требованиям придаёт ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается как господствующая система нормативного регулирования.
Понятие права и его признаки
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает ведущее место. В юридической литературе право рассматривается как общесоциальное явление и как волеизъявление государства (юридическое право).
Как общесоциальное явление право характеризуется определенной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общественной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права нации, народа; права человечества.
Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис точниками права.
Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.
Юридическое (положительное) право в свою очередь подразделяют на объективное и субъективное.
Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционированных), охраняющихся и находящихся под защитой государства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные возможности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нормативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:
а) право - это система правовых норм;
б) это правила поведения общего характера;
в) эти правила имеют общеобязательный характер;
г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;
д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;
е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;
ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.
Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регулированию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.
Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприниматься как безусловное руководство к действию, которое исходит от государственных структур и не подвергается обсуждению или оценке с точки зрения их целесообразности, рациональности, желания или нежелания осуществлять.
Право характеризуется внутренней формой, то есть объ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.
Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закрепляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения велений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закрепление в тексте правовой нормы.
Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, предусмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблюдением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отмену действия правовых предписаний.
Установление права означает подготовку и принятие органами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.
Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие беспрепятственному добровольному осуществлению соответствующими субъектами сформулированных в правовых нормах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению желательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.
Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.
Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах.
Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общественные отношения между людьми.
Функции права подразделяют на общесоциальные и специальные юридические.
К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается с учетом законов государства, определяет бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.
К специальным юридическим функциям права относятся регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная.
Регулятивная функция направлена на урегулирование общественных отношений посредством закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воздействие осуществляется таким образом, что, например, Верховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем принятия Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).
Охранительная функция направлена на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устранение их из повседневной жизни.
Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.
Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.
В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.
Принципы права, как руководящие юридические требования, отражают особенности и специфику юридического права, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. Например, их подразделяют на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.
Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными нормами права.
Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое виновное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.
Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отражающие его социальную сущность.
Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабовладельческую собственность; отсутствие четкой формулировки составов преступлений и широкий произвол судьи.
Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церковного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.
Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.
Конкретно-исторические принципы права определяют основы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.
Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности.
Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.
Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.
Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:
1. Право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает пределы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.
2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.
3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.
4. Право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.
5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж национального и международного значения.
Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование наиболее важных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.
Общая характеристика основных отраслей права Украины
Государственное (конституционное) право - ведущая отрасльправа и законодательства, включающая систему правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, которые закрепляют и регулируют отношения народовластия, основы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, системы государственных органов и организаций местного самоуправления в Украине.
Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управления, то есть подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Финансовое право - система правовых норм, регулирующих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.
Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущественными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.
Брачно-семейное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.
Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетворения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.
Экологическое право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения между людьми в сфере использования и охраны окружающей природной среды.
Предпринимательское право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства, то есть самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и торговле с целью получения прибыли.
Уголовное право - система уголовных норм, установленных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, совершившему преступление.
Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользования землей, определяют земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.
Следовательно, отрасли украинского права следует рассматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общества выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.
Юридический процесс - система взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъектов, что выражается в осуществлении операций по решению юридических дел, которые обусловливают соответствующие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.
Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституционных материальных норм, проведение конституционного процесса, принятие и исполнение решений и выводов Конституционного Суда Украины.
Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,
регулирующих порядок реализации норм административного права.
Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процессуальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголовных дел, ведения относительно них дознания и предварительного следствия, судебного разбирательства, вынесения приговоров и других судебных решений, организация их исполнения.
Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного разбирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.
Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок применения норм хозяйственного права и признания субъектов хозяйственной деятельности банкротами.
Характеристика источников права как внешней формы его проявления
Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.
Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержательной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагрузку. Если норме не придана определенная форма, то она остается нормой поведения, но не является нормой права.
К внешней форме (источникам) права относятся: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - санкционированное государством общепринятое правило поведения общего характера.
Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или административных дел.
Нормативный договор - объективно формально-обязательные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об образовании федерации, коллективный договор).
Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия.
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные отношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:
1) никто, кроме органов законодательной власти, парламента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;
2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;
3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;
4) в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона;
5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то государством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.
Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:
· нормативные акты Президента Украины;
· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших судов Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;
· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;
Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом;
Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;
Нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и
относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.
В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получения исполнителем.
Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; прямой отмены конкретного акта; фактической отмены акта другим актом, принятым по одному и тому же вопросу.
Обратное действие - это такое действие на правоотношение, которое подразумевает, что новый нормативный акт существовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административном законодательстве. Если нормативный акт, принятый после совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.
Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией: государства в целом, соответствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.
Относительно круга лиц нормативно-правовые акты распространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Исключением признаются отдельные иностранные граждане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пребывания. Это отдельные дипломатические и консульские работники, вопрос о юридической ответственности которых решается на основании международных соглашений.
Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных актов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.
Систематизация осуществляется государством, его органами и должностными лицами и негосударственными организациями и их служащими.
В систематизации различают инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений, тематика научного исследования и т. п.
Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).
Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом порядке после редакционной обработки (или без таковой), изменения не вносятся.
Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их содержательной переработке (устранение разночтений и противоречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нормативного акта.
Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.
Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений и структурно разделен на части, разделы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В современном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.
Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных организаций и органов. К ним не относятся положения об индивидуально-определенных органах, не имеющие общего характера.
Правовые отношения
Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, изменяются или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован ные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.
Основные признаки правоотношений: а) возникают на основе норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.
Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.
Субъектами правоотношений признаются те участники, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношений можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и т. д.); гражданское общество.
Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.
Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Дееспособность - способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на договоро- и деликтоспособность
Договороспособность - способность субъекта прав…
Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России , предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.
Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.
Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России
Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина
1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.
2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.
4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.
5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.
6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.
7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.
9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России.
Статья 20. Права и свободы человека
1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.
2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.
3. К правам и свободам человека относятся:
А) право на жизнь;
б) право на свободу;
в) право на признание и охрану достоинства человека;
г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений;
д) свобода передвижения;
е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию;
ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам;
з) свобода вероисповедания;
и) свобода мысли и убеждений;
к) свобода слова и право на информацию;
л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности;
м) право собственности;
н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам;
о) право на труд;
п) право на отдых;
р) право на жилище;
с) семейные права;
т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
у) право на благоприятную окружающую среду;
ф) право на образование;
х) свобода творчества;
ц) право на доступ к культуре;
ч) свобода самореализации;
ш) право на социальное обеспечение;
щ) право на объединение;
э) право на мир без войны;
ю) право на психологический комфорт.
4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.
Статья 21. Долг и обязанности человека
1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.
2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.
3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.
4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.
5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.
6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.
8. Труд является долгом каждого человека.
9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры - долг каждого человека.
10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 22. Права и свободы гражданина
1. К правам и свободам гражданина России относятся:
А) право на участие в формировании государственных органов и управлении
делами государства, контроль деятельности государственных органов и их
должностных лиц;
б) право на равный доступ к государственной службе;
в) право на участие в отправлении правосудия;
г) право на народное самоуправление;
д) свобода собраний;
е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.
2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 23. Долг и обязанности гражданина
1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.
2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.
4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.
5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.
6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.
7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.
8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.
Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина
1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.
2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.
3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.