Какие виды права существуют в рф. Что такое право и каким оно бывает. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Классифицируются по различным основаниям.

Классификация отраслей права (рис. 13)

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Рис. 13. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма и содержание. Процесс есть форма жизни закона. Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, яапяются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные - они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природо 11 ол ьзо ван и я.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 14. Состав публичного права

Представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 15.

Различия публичного и частного права представлены на рис. 16.

Рис. 15. Состав частного права

Рис. 16. Различия между публичным и частным правом

Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Авторы деления права на публичное и частное — римские юристы. Они сами отмечали условность этого деления, ибо государство так или иначе может принимать или принимает участие и в частном праве. В современных условиях государство все активнее вторгается в регулирование экономических отношений. Это является свидетельством того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер.

Отметим, что в Советском государстве концепция частного права вообще не признавалась. Все отрасли права считались публичными.

Краткая характеристика некоторых отраслей права

Среди всех отраслей системы российского права ведущее положение занимает . Это объясняется спецификой общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли. правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Преобладающим методом является императивный. Главный нормативный акт этой отрасли — Конституция (Основной закон) Российской Федерации, которая является актом прямого действия. Другие источники — федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов Федерации и др.

. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц. Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Основной метод — императивный. Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

. Предметом его регулирования являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная отрасль права, регулирующая отношения хозяйственной деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т. д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, т. е преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный. В силу большого нормативного объема гражданское право дифференцировалось. Отдельные комплексы норм гражданского права обособились сначала в правовые институты, а затем и в отдельные отрасли:

  • земельное право;
  • авторское право;
  • предпринимательское право;
  • изобретательское право;
  • патентное право и др.

К относятся: Конституция РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, законы о собственности, о предприятиях и т. д.

. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

Основной метод - диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основной метод - императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Земельное право. Предмет - общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основной метод - диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет - общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной. Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод - императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства. Метод - императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Это означает, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, их признание, соблюдение и защита – обязанность государства (ст. 2); они являются непосредственно действующими; определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права человека определяют как меру возможного поведения, т.е. возможность совершать действия, не запрещенные законом.

Конституция РФ проводит различие между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина, поскольку понятие «человек» шире, чем понятие «гражданин». Понятие «человек» охватывает всех людей (поэтому правами и свободами человека в равной степени обладают граждане, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы). Понятие «гражданин» указывает на принадлежность данного человека конкретному государству, чтобы обладать правами гражданина необходимо иметь гражданство. Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство регулируется ст.ст. 6, 62 Конституции РФ и Законом «О гражданстве Российской Федерации». Принадлежность к российскому гражданству предполагает наличие дополнительных прав и свобод, тогда как иностранцы в России, к примеру, не обладают правом избирать в государственные органы, не могут быть членами политических партий, лишены права приобретать землю в собственность и т.д.

3. Основные виды прав и свобод человека

Личные права неотделимы от человеческой личности, не могут быть переданы другому лицу. К ним относятся:

право на жизнь (ст. 20). Это абсолютное право, не подлежащее никаким ограничениям. Человек свободен распоряжаться своей жизнью, имеет право на благоприятные условия труда, отдыха; государство обязано гарантировать безопасность граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, защиту от незаконных посягательств на жизнь; хотя смертная казнь как вид наказания сохранен в УК РФ, Указом Президента на применение смертной казни введен мораторий;

право на охрану чести и достоинства (ст. 21) также является абсолютным правом. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства, запрещено подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию;

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) проявляется в возможности человека располагать собой, иметь свободу в принятии решений и действия, беспрепятственно перемещаться в пространстве;

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.ст. 23, 24). Каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы по собственному желанию, если он при этом не нарушает правовых норм и прав других людей. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни (сюда относятся тайна межличностного общения, тайна усыновления, тайна врачебного диагноза, тайна завещания, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п.), закрепляется право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права;

право на неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не может проникать в жилище, без законных на то оснований, против воли проживающих в нем лиц (в т.ч. тайно, обманным путем или насильственно) Прослушивание или наблюдение за жилищем с помощью технических и иных средств возможно только на законных основаниях;

право на национальную идентификацию (ст. 26) предполагает возможность человека самостоятельно определять свою этническую принадлежность (независимо от национальности родителей) или не определять ее;

право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 27) выражается в возможности свободно передвигаться по России и выбирать место пребывания и жительства, а также в возможности свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться;

право на свободу совести (ст. 28). Поскольку Россия является светским государством, соответственно, каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права обеспечивают личности возможность участвовать в общественно-политической жизни, в управлении государством. Главным образом они принадлежат гражданам. К политическим правам и свободам относятся:

свобода мысли и слова (ст. 29) означает, что человек может иметь различные взгляды на те или иные события жизни общества и государства и открыто выражать их в устной и иной форме. Вместе с тем законом не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

право на объединение (ст. 30) принадлежит как гражданам России, так и иностранцам, лицам без гражданства и включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения; вступать в уже существующие объединения и выходить из них либо воздерживаться от вступления;

право на проведение публичных мероприятий включает возможность проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования (ст. 31). Подобные мероприятия не должны нарушать права и свободы других лиц, проходить без оружия, носить мирный характер (не создавать угрозу общественной безопасности, нормальному функционированию транспорта и т.д.). Это право исключительно граждан России;

право граждан на управление делами государства (ч. 1 ст. 32) конкретизируется в избирательном праве, праве на референдум (ч. 2 ст. 32), праве на равный доступ к государственной службе (ч. 2 ст. 32), в отправлении правосудия (ч. 5 ст.);

право на петицию (ст. 33), те на письменное или устное обращение граждан в государственные и местные органы власти (могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы и иметь индивидуальный или коллективный характер).

Социально-экономические права и свободы с одной стороны, создают возможность для реализации инициатив работоспособной, материально благополучной части общества, а с другой – предоставляют поддержку и защиту нетрудоспособной социально незащищенной части в соответствии с определенными социальными стандартами. Объем и перечень данного вида прав, их гарантированность зависит от степени развитости экономики конкретной страны, наличия у нее ресурсов. Данная группа состоит из следующих прав и свобод.

право на предпринимательство (ст. 34) – деятельность, осуществляемую самостоятельно, на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (услуг).

право частной собственности (ст.ст. 35, 36) означает право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе землей как единолично, так и совместно с другими лицами; лишение имущества возможно только по решению суда, гарантируется право наследования, принудительное изъятие имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного равноценного возмещения;

право на свободу труда (ч.ч. 1 – 4 ст. 37). Каждый человек вправе решать для себя вопрос о своей трудовой деятельности, в т.ч. и не заниматься ею, принудительный труд запрещен. Сюда же входит право на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

право на отдых (ч. 5 ст. 37). Закон ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часами в неделю. С учетом условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и других факторов, существует более сокращенная продолжительность рабочего времени.

право на социальное обеспечение (ст. 39), т.е. государственную помощь и поддержку человека, который по тем или иным не зависимым от него причинам не имеет достаточных средств к существованию. Это право включает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия;

право на жилище (ст. 40). Содержание данного права проявляется в возможностях иметь постоянное жилье в пользовании (государственном, муниципальном жилищном фонде), в частной собственности (дом, квартира). Никто не может быть произвольно лишен жилища. На государство возложена обязанность по обеспечению права на жилище: содействовать развитию рынка недвижимости в жилищной сфере; стимулировать жилищное строительство и т.п.

право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) состоит в возможности на платной основе (иностранцам, лицам без гражданства) и бесплатно (гражданам России) получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Государство принимать программы по охране и укреплению здоровья населения, меры по развитию системы здравоохранения, содействовать развитию физической культуры и спорта;

право на образование (ст. 43) есть возможность получения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на общедоступной основе и бесплатно дошкольного и среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования; на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Наряду с государственными предусматривается существование негосударственных образовательных учреждений;

право на культурную деятельность и свободу творчества (ч. 1 ст. 44). Данное право принадлежит любому человеку и включает в себя право на личную культурную самобытность (сводный выбор нравственных, эстетических и др.ценностей); на приобщение к культурным ценностям (доступ к государственным музеям, библиотекам и пр.); право на гуманитарное и художественное образование и некоторые др.

Право можно раскрыть при помощи его основных признаков :

  • 1. Право носит государственно-волевой характер , это выражает его общечеловеческую и классовую сущность.
  • 2. Содержание права – это выражение государственной воли при помощи норм.
  • 3. Право – это нормативная основа таких принципов, как законность и правопорядок, нормы права обязательны для всех.
  • 4. Институционность – подразумевает выражение норм права в строго определенной форме, установленной государством.
  • 5. Право является особым регулятором взаимоотношений между людьми, поэтому носит властно-регулятивный характер.

Право призвано отражать государственную волю общества, последняя, в свою очередь, основана на экономических, духовных, природных и других условиях жизни. Воля общества воплощает его интересы и потребности и придает им силу общеобязательного закона. Так общественная воля становится волей государства, носящей обязательный характер для всех.

Государственная воля имеет несколько признаков, которые позволяют отличать ее от других видов воли. Она мотивирует интересы граждан, не зависит от воли отдельных лиц, оформляется в виде правовых актов, издаваемых государством. Такой признак права, как формальная определенность обладает рядом особенностей. Это равное предоставление сторонам в правовых отношениях и прав, и обязанностей, специфическое строение нормы права, ее внешнее выражение.

  • регулятивно-статическая или функция закрепления, устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц, правосубъективность участников правоотношений. Данная функция больше всего отражает суть права: участникам правоотношений предоставляются правомочия, в рамках которых они действуют по своему волеизъявлению.
  • регулятивно-динамическая функция устанавливает, какими должны быть действия людей в будущем, осуществляется она при помощи обязывающих норм. То есть государством закрепляются определенные обязанности граждан: платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину и пр.
  • охранительная функция выполняется государством, которое принимает властные решения, исполнение которых гарантировано мерами принуждения государственного характера. Эта функция придает праву ряд качеств: стабильность, четкая регламентация, строгий порядок действий.
  • оценочная функция – с ее помощью право является критерием правомерности или неправомерности чьих-либо решений и действий. Если человек поступает правомерно, у государства нет к нему претензий. Так формируется позитивная ответственность в противовес негативной юридической ответственности. Право дает свободу действий, но в то же время является юридическим основанием действий, благодаря чему предохраняет от неблагоприятных последствий их совершения.

Ответить на вопрос «Что такое право?» можно по разному:

– это система норм, регулирующих общественные отношения и влекущих юридические последствия для их участников; официальный критерий законного и незаконного поведения. есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем
Право это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или становленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусматрена юридическая ответственность. — это объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями.

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления , напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

Современная правовая система складывается из структурных составляющих, каждая из них — отдельный вид права. Каждый вид права охватывает какую-либо сторону общественных отношений посредством внедрения законов и правовых норм. Несмотря уникальность каждого вида по значению, взаимосвязь элементов права несомненна. В процессе неуклонного развития общества появляется необходимость в создании новых видов и подвидов права, так как регулярно происходящие социально-политические изменения ведут к появлению новых граней во взаимодействии членов общества, для которых в действительных законах не предусмотрено правовых норм.

На сегодня все виды права, составляющие правовую систему государства, принято делить на подгруппы: право материальное и право процессуальное. Подвиды материального права регламентируют правоотношения, обязанности субъектов, обозначают их права. В них входят нижеперечисленные виды права:

  • трудовое;
  • конституционное;
  • финансовое;
  • гражданское;
  • уголовное;
  • предпринимательское;
  • экологическое;
  • семейное.

К процессуальному праву принадлежат виды, которые регламентируют реализацию установленных для субъектов прав и обязанностей. Также виды процессуального права определяют отношения в ходе расследований, судебного производства разной направленности, устанавливают определенные сроки завершения процессуальных мероприятий. К их числу принадлежат такие виды права:

  • гражданское процессуальное;
  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное процессуальное.

Конституционное право. Оно необходимо для регламентирования отношений государства и граждан при закреплении в стране конституционного строя. В статьях конституционного права устанавливаются правила создания необходимых государственных органов и прописываются права и обязанности граждан. Конституционное право оговаривает правовой статус личности в государстве и прочие меры, необходимые для регулировки отношений в этом аспекте.

Метод конституционного права: учредительно-закрепительный.

Где прописано: Конституция государства, Федеральные Конституционные и основные законы.

Административное право. Этот вид права регламентирует отношения граждан и исполнительной власти. Он определяет рамки деятельности исполнительных органов разного уровня и должностных лиц.

Методы: императивный, власти и подчинения.

Где прописано: Кодекс об административных правонарушениях, государственные законы «Об оружии», «О полиции».

Уголовное право. Регламентирует отношения, возникающие при совершении гражданами преступлении, устанавливает ответственность за правонарушения преступного характера.

Метод уголовного права: императивный.

Источник: Уголовный кодекс.

Финансовое право. Производит регулирование денежных отношений, в том числе в банковской сфере и в сфере налогообложения.

Метод: императивный.

Где прописано: Налоговый кодекс и соответствующие государственные законы — закон «О бюджете» и «О банках и банковской деятельности».

Гражданское право. Оно определяет отношения в обществе, связанные с имуществом и собственностью. Существует несколько подвидов гражданского права, отличаемых в соответствии с типом правонарушения и способом его разрешения.

Метод: диспозитивный.

Где прописано: Гражданский кодекс.

Краткое описание еще нескольких видов права:

  • семейное — регламентирует взаимосвязанные родственные и имущественные отношения;
  • трудовое — регулирует отношения на рынке труда;
  • гражданско-процессуальное — регламентирует гражданское судопроизводство;
  • уголовно-процессуальное — регулирует уголовное судопроизводство.

Почему именно мы?



Просмотров