Какие сроки выплаты заработной платы установить. Как выплачивается аванс - новые правила и порядок выплат. Кто контролирует величину зарплат

2.1. Государственный сектор экономики.

2.2. Государственная собственность: состав, управление, распоряжение, использование.

2.3. Государственная собственность субъекта федерации на примере Краснодарского края.

2.4. Государственные корпорации.

2.5. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия: особенности образования и управления.

2.6. Государственные (муниципальные) учреждения.

2.7. Управление хозяйственными обществами, акции (доли в уставных капиталов) которых находятся в государственной (муниципальной) собственности

Государственный сектор экономики - это часть экономики, находящаяся в собственности государства, материальная основа выполнения государством своих целей. Это экономические ресурсы, с


помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. А именно: природные ресурсы - земля, недра, леса, водные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований; государственное имущество движимое и недвижимое, государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации; казенные, бюджетные, автономные учреждения (вооружённые силы, госаппарат, полиция, учебные, научные, лечебные, заведения, учреждения социальной защиты).

Государственной собственностью является: имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 214 Гражданского кодекса РФ).

Муниципальной собственностью является: имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не


закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (статья 215 Гражданского кодекса РФ).

В государственной собственности Краснодарского края находятся: средства краевого бюджета; имущество органов государственной власти края; имущество краевых государственных унитарных предприятий и учреждений; государственные архивы и государственные библиотечные фонды; памятники истории и культуры регионального значения и местного (муниципального) значения, переданные в государственную собственность Краснодарского края в установленном порядке. Также могут находиться: земельные участки, недра, лесной фонд и иные природные объекты; здания, сооружения, нежилые помещения, а также объекты инженерной инфраструктуры; жилищный фонд; объекты историко-культурного наследия; акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ; другое имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти Краснодарского края, государственных предприятий и учреждений Краснодарского края.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций.

В Российской Федерации государственные корпорации создаются на основании федерального закона, который устанавливает особенности их правового положения. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а РФ не отвечает по обязательствам


государственной корпорации, если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению целей, поставленных перед ней. Государственная корпорация, как организационно-правовая форма юридического лица, была введена федеральным законом 8 июля 1999 года. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть
автономным, бюджетным или казенным учреждением (статья 120 ГК РФ).
Казенное учреждение - государственное (муниципальное)
учреждение, осуществляющее оказание государственных

(муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах..." (Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих


организациях").

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.


Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.

Отличие автономного учреждения от казенного учреждения:

1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.

2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.

3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.

4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.

5. Изменяется система административного управления учреждением и формы

Цель перехода в форму АУ - получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности.

Органы управления автономного образовательного учреждения: наблюдательный совет, директор учреждения, общее собрание работников, педагогический совет

Вопросы для самоконтроля:

2.1. Что входит в состав государственного сектора экономики?

2.2. Какие органы осуществляют Государственная собственность: состав, управление, распоряжение, использование.


2.3. Состав и структура государственной собственности Краснодарского края.

2.4. Основные цели и задачи государственных корпораций.

2.5. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия: особенности в системе образования.

2.6. Государственные (муниципальные) учреждения.

2.7. Управление хозяйственными обществами, акции (доли в уставных капиталов) которых находятся в государственной (муниципальной) собственности

Тест для проверки остаточных знаний обучающихся

1. Имущественные отношения по владению, пользованию и
распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с
ними регулируются

1) земельным законодательством;

2) гражданским законодательством;

3) градостроительным законодательством.

2. Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических
лиц или муниципальных образований являются:

1) государственной собственностью;

2) федеральной собственностью;

3) собственностью государственных корпораций.

3. Государственное имущество субъекта федерации подлежит
обязательному учету в:

1) в долговой книге субъекта федерации;

2) в балансе государственной собственности субъекта федерации;

3) реестре государственной собственности субъекта федерации.

4. Государственное унитарное предприятие имеет право:

1) распределять закрепленное за ним имущество по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия;


2) приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

3) продавать закрепленное за ним недвижимое имущество.

5. Государственное или муниципальное предприятие может быть
создано в случае (варианты ответа):

1) необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

2) необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

3) необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ.

6. Собственник имущества государственного или муниципального
предприятия:

1) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия;

2) не имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия;

3) заключает соглашение на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия;

7. Операции со средствами, поступающими автономному
учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ:

1) зачисляется на расчетный счет, открытый в коммерческом банке;

2) зачисляется на лицевой счет, открытый в казначействе;

3) одновременно возможно применять оба варианта.


8. Государственная корпорация может создавать (являться
учредителем):

1) акционерные общества, акции которых находятся в собственности корпорации;

2) учреждения;

3) государственные унитарные предприятия.

9. Собственник государственного имущества (продавец) при
проведении конкурса о продаже имущества (варианты ответа):

1) обеспечивает проведение оценки приватизируемого имущества и определяет начальную цену приватизируемого имущества;

2) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении конкурса;

3) принимает от претендентов заявки и прилагаемые к ним документы по описям, принимает предложения о цене имущества.

10. Для обеспечения эффективного контроля исполнения условий
конкурса о продаже государственного имущества продавец обязан:

1) вести учет договоров купли-продажи имущества, заключенных по результатам конкурса;

2) принимать от победителей конкурса отчетные документы, подтверждающие выполнение условий конкурса;

3) проводить проверки документов, представляемых победителями конкурса в подтверждение выполнения условий конкурса, а также проверки фактического исполнения условий конкурса в месте расположения проверяемых объектов.

ТЕМА 3. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

3.2. Бюджетное устройство и принципы построения


бюджетной системы.

3.3. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

3.4. Бюджетные полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

3.5. Бюджетный федерализм и принципы межбюджетных отношений.

Бюджет как правовой документ - главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной (представительной) власти соответствующего уровня управления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Бюджетное устройство основано на экономических отношениях и юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по осуществлению бюджетного процесса, по взаимоотношениям между различными видами бюджетов; включает структуру бюджетной системы; принципы функционирования; бюджетную классификацию.

Бюджетная система РФ - совокупность всех бюджетов в РФ: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.


Структура бюджетной системы РФ:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Принципы бюджетной системы Российской Федерации:

Единство бюджетной системы Российской Федерации;

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

Самостоятельность бюджетов;

Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

Сбалансированность бюджета;

Эффективность использования бюджетных средств; * - общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Прозрачность (открытость);

Достоверность бюджета;

Адресность и целевой характер бюджетных средств;

Подведомственность расходов бюджетов;

Единство кассы.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.


Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций сектора государственного управления.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из
Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных
законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о
бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах
территориальных государственных внебюджетных фондов,

муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

К бюджетным правоотношениям относятся:

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов


бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные полномочия - права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Следует различать два вида субсидий: субсидия -межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета (межбюджетные субсидии); субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам и физическим лицам.

Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.


Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный федерализм - система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

Принципы построения межбюджетных отношений в Российской Федерации: распределение и закрепление расходов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничение и распределение доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований; выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным центром, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Последний рубеж для прекариата – это бюджетный сектор, долгое время задававший трудовые стандарты и служивший примером стабильной занятости. Он обеспечивает высокий стабильный доход плюс льготы в виде целого ряда компенсаций, при условии соблюдения бюрократических правил и служебной этики.

Многие поколения людей представляли себе госслужбу именно так, и, хоть заработок там и не достигал заоблачных высот, в сравнении с коммерческим сектором бюджетные работники имели если не гарантию сохранения рабочего места, то по крайней мере гарантию занятости, а также стандартные пенсии, медицинскую страховку и т. п. Но как только чиновники начали выполнять приказ своих политических хозяев к переходу на частные рынки труда, пропасть между их привилегированной защищенностью и положением остальной части общества стала зияющей. Понятно, что недалек был тот час, когда гибкости потребуют и от самого бюджетного сектора. Так и случилось во время кризиса 2008 года, хотя первые признаки стали заметны задолго до того.

Атака началась с попыток коммерциализовать, приватизировать и перевести на договорную основу услуги. Стали понемногу вводить временные трудовые договоры и частичную занятость с меньшей оплатой. Затем правительства предприняли наступление на весь сектор в целом. Государственные пенсии были объявлены «непозволительно большими» и «нечестными». Оправдывая урезание зарплат бюджетникам, правительства проводили параллели с частной экономикой. К тому же комплексы мер по налогово‑бюджетному стимулированию, валютное стимулирование и субсидии привели к огромному государственному дефициту. И хотя бюджетный сектор был в этом не виноват, он оказался легкой мишенью для сокращения бюджета. Незащищенные частные секторы солидарности не проявили. Финансовые рынки тоже настаивали на сокращении бюджетных расходов в подтверждение того, что правительства «на правильном пути». Началось размывание бюджетного салариата.

Во всем мире бюджетный (или обобществленный) сектор превращался в зону прекариата. Сильнее всего это проявилось в США, где рьяный неолиберальный экономический фанатизм создал финансовый «девятый вал» («идеальный шторм»). Города попадали в хронические должники из‑за жестких оков налогово‑бюджетных правил, требующих низконалогового режима «сбалансированного бюджета». Годами бюджетники защищали свои зарплаты через собственные профсоюзы и посредством коллективных соглашений, тогда как частный сектор страдал от уменьшения зарплат и сокращения льгот и пособий. Их профсоюзы по‑прежнему были крепки. В 2008 году 37 процентов государственных служащих состояли в профсоюзах, почти столько же, сколько в 1980 году, тогда как охват профсоюзами в частном секторе сократился с 20 до 7 процентов. В 2009 году впервые работники государственного сектора составили больше половины всех членов профсоюзов в стране. Они отлично защищали своих членов, но ширящееся неравенство между бюджетным и частным секторами вызывало растущее возмущение.



Кризис дал повод для уменьшения гарантий рабочего места в бюджетном (или обобществленном) секторе посредством увеличения функциональной мобильности. Административные руководители стали настаивать на том, чтобы госслужащие взяли на себя выполнение иных заданий вместо тех, на которые они соглашались при найме. Один градоначальник в штате Арканзас сказал, явно похваляясь: «Я плачу больше денег меньшему количеству людей и использую их по полной, давая больше поручений» (Bullock, 2009). Какой‑нибудь судебный секретарь теперь занимался маркетингом и вел веб‑сайт, пожарные стали по совместительству шоферами машин «скорой помощи», а сотрудники станции водоочистки за доплату работали еще и водителями грузовиков. Обзоры по городам и странам показали, что многие собирались воспользоваться кризисом для такого же перераспределения труда.

Всюду политическое право использовало рецессию для усиления кампании по сокращению зарплат, премий и льгот и уменьшению гарантий занятости в бюджетном секторе. Характерно, что, комментируя ситуацию в США, журнал The Economist (2009) утверждал, что «госслужащие напрочь испорчены», – на основании того, что в среднем они зарабатывали на 21 процент больше, чем служащие в частном секторе, и имели больше возможностей – на 24 процента – пользоваться медицинскими услугами. Примерно 84 процента государственных и муниципальных служащих все еще имели пенсионную программу с заранее определенными пенсионными выплатами, гарантирующую пенсионерам доход на основании стажа и конечной зарплаты. Для сравнения: в частном секторе таких был 21 процент. Эти цифры можно истолковать так: вот до какой нищеты докатились частные фирмы! Или сравнить с тем, что получала в это время элита и салариат в частном секторе.

Теперь нападкам подвергаются пенсии госслужащих (работников обобществленного сектора), что грозит ухудшить перспективы дохода их отпрысков – прекариата. И снова ситуация в США самая тревожная. Национальная ассоциация специалистов по бюджету штатов (National Association of State Budget Officers) предупредила, что американские штаты столкнутся с огромным дефицитом бюджета в связи с пенсионными обязательствами. Критике госсектора поспособствовали просочившиеся в средства массовой информации рассказы о нескольких бывших крупных госчиновниках, вышедших на пенсию и купающихся в роскоши.

Но США – это лишь первая ласточка. Атака на госсектор – часть процесса приспособления после 2008 года, происходящего во всех промышленно развитых странах. В Греции при правоцентристском правительстве к и без того огромному госсектору в период с 2004 по 2009 год добавились 75 тысяч чиновников. Как только в 2010 году наступил долговой кризис, госсалариат подрезали – и греческий прекариат получил пополнение. Правительство также объявило, что устранит барьеры входа для некоторых профессий, понизив оклады для уменьшения государственных расходов. В Италии также усиливалось давление на государственный сектор. В октябре 2009 года 40 тысяч полицейских прошли маршем по Риму – с требованием повысить зарплаты и обновить парк полицейских машин. Из‑за заморозки найма средней возраст итальянского полицейского составлял 45 лет. И они не одиноки, миллионы госслужащих теряли гарантии занятости. В Португалии 50 тысяч госслужащих в феврале 2010 года устроили демонстрацию протеста, выступая против замораживания зарплат, но правительство продолжило сокращение госсектора. В Ирландии, в конце 2010 года вынужденной принять помощь от Евросоюза, с большим трудом завоеванные доходы госсектора (и его порой старомодные льготы) подрезали за считанные месяцы.

В Великобритании, как и в США, две трети всех новых рабочих мест в десятилетии, предшествовавшем 2008 году, приходились на госсектор. Его сокращение увеличит численность прекариата просто потому, что поменяет соотношение государственного и частного секторов в сфере занятости. Но речь идет о том, что все больше госсектора превращается в зону прекариата – из‑за приватизации, аутсорсинга и вывода за штат.

Один из аспектов этой атаки – попытка передать больше услуг общественным или неправительственным организациям (НПО). В Великобритании это преподносится как способ уменьшить «большое государство» и создать «большое общество». Но это также способ получить услуги по дешевке, поручив то, чем занимаются штатные работники‑профессионалы, людям на нестабильных договорах и волонтерам. Организации, называющие себя благотворительными, стали основными работодателями, в 2009 году штат работающих в них на условиях полной занятости насчитывал 464 тысячи человек. Более половины своего дохода эти организации получают от правительственных контрактов по оказанию услуг общественного характера. Но сотрудники благотворительных организаций получают не так много и работают на нестабильных трудовых договорах. Существуя за счет частных пожертвований, они удешевляют социальные услуги, оказывая негативное влияние на государственные структуры схожего типа и узаконивая убогие договорные отношения для волонтеров. Это делает данный сектор особенно уязвимым во время рецессии. Если поток пожертвований иссякнет, такие псевдообщественные работники вполне могут и сами оказаться в прекариате. Не удивительно, что, когда рецессия усилилась, многие из них перешли работать в супермаркеты. В действительности перевод социальных услуг на контрактную основу увеличивает численность прекариата, одновременно затрудняя существование мелких благотворительных организаций.

Правительства, имея дело со своими гражданскими служащими, тоже действуют скорее как коммерческие фирмы, стремящиеся к функциональной гибкости и гибкости занятости. Например, экономят офисные площади за счет децентрализации и гибкости труда своих сотрудников. В США в 2000 году был принят закон, обязывающий федеральное правительство и его агентства разработать правила работы в Сети. К 2006 году 140 тысяч федеральных служащих, а это 19 процентов, выполняли работу с альтернативных рабочих мест. Это и есть прекариатизация, когда сотрудника изолируют, ограничивают его пространство и возможность участия в коллективных действиях.

В 2009 году в Испании 24 тысячи гражданских служащих – десять процентов от общей численности – частично работали дома, на условиях, что обязуются половину своего рабочего времени проводить в офисе. Удаленная работа также вводилась и в Италии, где госсектор славится привычкой к «прогулам». В Великобритании новатором стал городской совет Уинчестера, объединив четыре своих офиса в два и установив систему интернет‑записи, чтобы сотрудники могли зарезервировать свободный рабочий стол или комнату для переговоров, когда понадобится. Такая система «горячих столов» обезличивает офис, сотрудник уже не может назвать его «своим». Психологический эффект этого очень важен, поскольку превращение рабочего места в анонимное средство уменьшает привязанность как к фирме или организации, так и к рабочей силе как к субъекту, нуждающемуся в защите.

В итоге бюджетный сектор, долго остававшийся оплотом салариата и задававший стандарты достойного труда, быстро превращается в зону нестабильности, где и возрастает прекариат.

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в .

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.



Просмотров