Обнародование и вступление в силу федеральных законов. Подписание и обнародование законов президентом рф

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Пятая стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ. Эта стадия именуется в литературе санкционированием закона и осуществляется главой государства путем подписания его официального текста. В настоящее время сам термин санкционирование встречается довольно редко; как правило, в конституциях употребляется понятие "подписание" или "промульгация".

Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике.

Другими словами, это издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно указом, приказом или другим актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

В нашей стране процедура подписания закона регламентирована ст.107 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.

Подписание Президентом федерального закона не является актом формальным. В соответствии со ст.107 Конституции Президент вправе отклонить закон, что влечет его повторное рассмотрение. Президент не может отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон и федеральный закон, преодолевший вето Президента. Также подлежит подписанию Президентом и обнародованию вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации Закон РФ о поправке к Конституции (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации от 31 октября 1995 г) .

Как свидетельствует практика, иногда возникают споры по процедурным вопросам с участием самого Президента РФ. Данная ситуация свидетельствует о необходимости принятия решения на законодательном уровне о соответствующей процедуре. Тот факт, что между Основным законом и внутренним законодательством существует вакуум, недопустим.

Правило подписания и обнародования принятого федерального закона Президентом Российской Федерации, основанное на мировом опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной деятельности и завершающей стадией законодательного процесса.

В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту для подписания и обнародования.

Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы Президент мог внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая при необходимости ученых и специалистов, проанализировать необходимость и своевременность его издания и принять решение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либо отклонить, с тем чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще раз внимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложения Президента.

После подписания Президентом Российской Федерации закон должен быть в течение семи дней опубликован в установленном порядке. Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Официальным считается опубликование закона в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете". Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, разосланы государственным органам и общественным объединениям

Поскольку опубликование имеет особое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта, оно представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Действие нормативного акта определяется периодом времени от момента вступления в силу нормативного правового акта и установленных им норм до момента утраты им силы.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами:

  • 1) моментом принятия акта;
  • 2) моментом, который указан в самом акте либо специальном акте о введении в действие данного акта;
  • 3) моментом официального опубликования акта;
  • 4) истечением определенного срока после момента официального опубликования акта. Со вступлением в силу нормативный правовой акт приобретает правовую действенность.

Законы, как и любые другие нормативные акты, имеют начальный и конечный моменты своего действия. Крайне важно точно знать момент, когда закон начинает применяться, и момент, когда применение закона невозможно.

Основным параметром, обусловливающим начало действия закона, является его опубликование. Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Очевидно, что данная норма может быть реализована при условии утверждения официальных источников опубликования для каждого вида нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - Федеральный закон "О порядке опубликования") является основным документом, устанавливающим порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов. В статье 1 этого Федерального закона подчеркивается, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Кроме того, рассматриваемый Закон устанавливает семидневный срок после дня их подписания Президентом РФ, в течение которого федеральные законы подлежат официальному опубликованию. «Используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию» .

В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст.4 Федерального закона "О порядке опубликования" официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Существует ряд законодательных актов, устанавливающих порядок вступления в силу документов конкретной отрасли права. Так, в ст.5 Налогового Кодекса РФ установлен порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования" Акты таможенного законодательства согласно п.3 ст.4 ТК РФ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

В настоящее время Федеральным законом "О порядке опубликования" устанавливается, что федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Но было время, когда дата вступления в силу закона зависела от даты получения текста закона, опубликованного в официальном источнике опубликования, различными органами на местах.

Аналогичная ситуация со вступлением в силу законодательных актов, связанная со временем фактического распространения их текстов в той или иной местности, существовала в России и ранее, что вызывало трудности при определении момента действия закона, поскольку печатные издания доходили до населения обширной территории через различные промежутки времени и, соответственно, в разные даты по мере поступления официальных источников.

Однако наличие нормы об одновременном вступлении в силу законов на территории РФ не решает всех проблем, связанных с определением момента, когда именно вступил в силу конкретный закон.

Одной из основных проблем является определение источника первого официального опубликования федеральных законов. На практике встречаются прямо противоположные точки зрения по данному вопросу. Многие правоведы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в "Собрании законодательства РФ". В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" . В соответствии с данным Постановлением день, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", содержащий текст рассматриваемого федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по этому поводу было высказано следующее мнение: "Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его Постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальным. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах") был избран неверно" .

В Определении Конституционного Суда от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Конституционный Суд РФ приводит уже дату, указанную в "Собрании законодательства Российской Федерации": "Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования)" Текст этого Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в "Собрании законодательства Российской Федерации" - от 30 марта 1998 г. (N 13. Ст.1464). В настоящее время дата "Собрания законодательства Российской Федерации", которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, кроме того, всегда проходит какое-то время, прежде чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ по поводу вышеназванного Определения Конституционного Суда: "Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если "Собрание законодательства Российской Федерации" поступило в продажу либо 31 марта, либо 1 или 2 апреля 1998 г., т.е. раньше, чем закончил публиковаться в "Российской газете" Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона" .

Таким образом, если закон опубликован и в "Собрании законодательства Российской Федерации", и в "Российской газете", остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона "О порядке опубликования", определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень сложно.

Согласно упомянутой норме Федерального закона "О порядке опубликования" официальная публикация - первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, то с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить. Однако в российском законодательстве вопрос возможности применения правил расчета сроков, содержащихся в ГК РФ, к порядку определения момента вступления в силу нормативных правовых актов остается неразрешенным.

Очевидно, что проблема определения сроков вступления в силу законов и других нормативных правовых актов не исчерпывается вопросами, затронутыми в настоящей статье. Федеральный закон "О порядке опубликования" нуждается в существенных изменениях, поскольку сегодня он не решает многих вопросов, связанных с определением моментов вступления в силу федеральных законов.

Представляется необходимым принятие нормативных актов, устанавливающих статус источников официального опубликования законов. Например, подобные документы могли бы определять понятие даты источника официального опубликования, тираж, возможность опубликования закона в специальных выпусках, порядок выхода региональных выпусков источника, возможность (невозможность) опубликования закона частями, ответственность за несвоевременную публикацию и т.д. Кроме того, представляется, что работа над проектом федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации", отклоненным недавно Государственной Думой РФ, будет продолжена; концептуально новый федеральный закон, думается, мог бы решить многие вопросы, касающиеся аспектов вступления в силу законов и других нормативных правовых актов.

На стадии опубликования завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс - это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

В конце данного раздела можно сделать вывод о том, что стадия подписания, обнародования и вступления в силу принятого закона подробно регламентирована. В то же время в практике встречаются неоднозначные толкования правовых норм, в связи с чем эти вопросы были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется 11резиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ ).

Выборы происходят на основе не только Конституции РФ , но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной … Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ , обладающим...

Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится...

– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом , иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом). … Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской … Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ ...

семи дней после их подписания Президентом РФ . Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно. полного их текста, в "Российской газете" или в "Собрании законодательства.

7.2.5. Акты Президента Российской Федерации . Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. … Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представленный закон . В случае одобрения закон вместе с текстом постановления направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается...

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания . * Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г … См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России .

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конститу­цией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федераль­ный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных за­конов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые официально опубли­кованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней по­сле их подписания Президентом РФ. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федераль­ного закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конститу­ции РФ).

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Прези­денту, и при необходимости Совету Федерации, направить для рабо­ты в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ра­нее принятой редакции.

Если на голосование палаты поставлен вопрос об одобрении фе­дерального закона в ранее принятой Государственной Думой ре­дакции, решение в этом случае принимается большинством не ме­нее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции феде­ральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федераль­ный закон считается одобренным, если решение об этом было при­нято большинством не менее чем 3/3 голосов от общего числа чле­нов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.


Определенной спецификой характеризуется принятие феде­ральных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конститу­ции РФ, федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее 1/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распростра­няется.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерально­го Собрания, являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают поста­новления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заяв­ления и обращения, которые могут оформляться постановлением па­латы.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответст­венно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

По процедурным вопросам решение принимается большинст­вом голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Феде­рального Собрания определяется Федеральным законом «О поряд­ке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Феде­рации применяются только те акты палат Федерального Собра­ния, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

ТЕМА 23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Депутатский запрос, право обращения с запросом к члену Прави­тельства Российской Федерации. Право на безотлагательный прием долж­ностными лицами, на получение и распространение информации.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата.

В пятидневный срок одобренный федеральный закон Совет Федерации направляет Президенту РФ для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107). В течение двух недель Президент либо подписывает закон, либо мотивировано отклоняет его. В случае мотивированного отклонения закона Президентом РФ (президентское вето) судьба его решается либо путем создания согласительной комиссии и достижения разумного компромисса, либо Парламент силами обеих палат (квалифицированным большинством в обеих палатах) преодолевает президентское вето, чем вынуждает Президента РФ подписать закон. Однако Президент вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, который во внеочередном порядке должен рассмотреть доводы и претензии Президента и поставить точку в споре. Если Конституционный Суд не найдет оснований для признания закона антиконституционным или принятым с нарушением процедуры, то спор решается в пользу Парламента и наоборот, если судьи согласятся с доводами Президента, спор будет решен в его пользу.

Подписанный закон, как и любой нормативный правовой акт, подлежит обнародованию (опубликованию) , поскольку законодатель исходит из презумпции, что лицо, не имеющее возможности ознакомиться с законом, освобождается от ответственности за его нарушение. В то же время, со времен Древнего Рима существует правило, согласно которому "ignorantia legis non excusant" – "незнание закона не извиняет" и не освобождает от ответственности. Однако для этого нормативный правовой акт должен быть опубликован . Опубликование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г.).

В Российской Федерации официальными источниками опубликования на федеральном уровне считаются "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) . Акты регионального уровня публикуются в региональных официозах. Опубликованные документы должны иметь соответствующие реквизиты: вид нормативного акта; наименование; дату принятия; должность лица, подписавшего документ; указание места и даты подписания; регистрационный номер.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания публикуются в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", "Официальном интернет- портале правовой информации" (pravo.gov.ru).

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ публикуются в "Российской газете", "Собрании законодательства РФ", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), распространяются официально в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. Если законодательный акт был одновременно опубликован в "Российской газете" и "Парламентской газете", то при ссылках принято указывать "Российскую газету", поскольку она является официозом, имеющим к тому же значительно больший тираж. Если в обеих газетах публикуется документ с продолжением в двух и более номерах, то принято при ссылках указывать оба источника.

Ведомственные нормативные акты публикуются в "Российской газете", на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) и в Бюллетене нормативных актов. Ведомственные акты доводятся до их исполнителей также по линии ведомственной рассылки.

Историческая справка. На протяжении истории с момента образования РСФСР и до принятия Конституции РФ 1993 г. источниками публикации нормативных правовых актов были "Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства", СУ РСФСР, "Известия ВЦИК", "Ведомости Верховного Совета РСФСР", "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", газета "Советская Россия", "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации", "Российская газета".

Что касается сроков опубликования, то они различны. Законы публикуются в течение недели со дня их подписания Президентом РФ, Указы Президента РФ – в течение 10 дней (вступают в силу через 7 дней). Постановления Правительства в случае чрезвычайной важности публикуются немедленно (в том числе и через средства массовой информации, которые хотя официальными публикациями не признаются, однако юридическая сила документа от этого не умаляется). Во всех других случаях эти постановления публикуются не позднее 15 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 7 дней). Ведомственные акты публикуются не позднее 10 дней с момента принятия (вступают в силу в течение 10 дней).

Сроки опубликования и сроки вступления в действие нормативного правового акта различны. Часто они оговариваются в самом акте. По принятым правилам законы вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования. При этом возможно указание на то, что какие-то статьи вступают в силу со дня опубликования (практически на следующий день), другие – с отсрочкой, иногда весьма длительной. Примером может служить Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ, который окончательно вступил в силу только в 2009 г. Уголовный Кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г. Примеров таких немало. В этом есть определенный смысл: люди должны иметь время ознакомиться с требованиями закона. В то же время длительная отсрочка едва ли желательна, если только она не сопряжена с определенными организационными и финансовыми сложностями, как это имело место с Законом о местном самоуправлении. Отсрочка вступления в действие закона может быть сопряжена и с состоянием самой нормативно-правовой базы. Так, вступление в силу гл. 17 ГК РФ было обусловлено введением в действие Земельного кодекса РФ.

  • Демократический и открытый характер государства не исключает наличия государственной тайны, поэтому отдельные акты могут носить закрытый характер.
  • На "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению палат, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования). На данном интернет-портале могут быть размещены и иные правовые акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти.


Просмотров