Лица совершившие административные правонарушения перед законом. Принцип равенства граждан перед законом и судом. Механизм реализации принципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.


2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.




Комментарии к ст. 1.4 КОАП РФ


1. Закрепленный в ч. 1 настоящей статьи принцип относится к числу основных принципов, действующих при производстве по делам об административных правонарушениях. Содержание статьи прямо вытекает из провозглашенного ст. 19 Конституции РФ положения о равенстве всех перед законом и судом и о предоставлении государством гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Содержание принципа раскрывается и применительно к юридическим лицам, которые также могут нести ответственность за совершенное правонарушение. Специфические особенности ответственности юридических лиц и значение для них принципа равенства перед законом отражены в словах "независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности".

2. Равенство граждан перед законом при рассмотрении дела об административном правонарушении означает, что в отношении всех граждан применяются одни и те же материальные нормы и процессуальные правила. Одинаково для всех действуют нормы о понятии административного правонарушения, об обстоятельствах, исключающих возможность привлечения к ответственности, принципы назначения наказания, порядок рассмотрения дела, исследования и оценки доказательств, вынесения постановления, порядок его обжалования, рассмотрения жалобы, исполнения постановления и др.

Все эти вопросы регламентированы в законе, и производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с его требованиями. Единый для всех граждан закон не дает никому привилегий в зависимости от служебного, социального, имущественного положения или других обстоятельств. Содержание комментируемой статьи полностью соответствует ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона.

3. Конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом в настоящей статье Кодекса получил дальнейшее развитие. Он действует как в тех случаях, когда дела об административных правонарушениях уполномочен рассматривать судья, так и тогда, когда дела рассматривают другие органы, например комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, должностные лица органов внутренних дел, пограничных органов и др.

4. Из равенства граждан и юридических лиц перед законом вытекает и их равенство перед судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку при производстве по делам об административных правонарушениях применяются единые для всех правила, ни для кого не могут быть созданы более благоприятные условия либо, напротив, установлены не предусмотренные законом ограничения.

5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. В числе этих лиц называются депутаты, судьи и прокуроры.

В Конституции РФ об особых условиях привлечения к ответственности, в том числе и административной, говорится применительно к членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ст. 98) и судьям (ст. 122). Подробно эти вопросы рассмотрены в ст. 65 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В связи с этим на практике возникли вопросы о соответствии Конституции РФ законов, ограничивающих возможность привлечения к уголовной и административной ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. Эти вопросы рассматривались Конституционным Судом РФ. В его Постановлении от 20 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.) указывается, что "неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности". Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52) (Вестник КС РФ. 1996. N 2. С. 150).

Вопросы, касающиеся неприкосновенности судей, рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша (Вестник КС РФ. 1996. N 2. С. 21).

6. Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности прокуроров определен в ст. 42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Одним из основополагающих принципов права является равенство всех перед законом и судом. Нередко данный принцип рассматривается в качестве всеобщего. Однако по своему содержанию он является межотраслевым, поскольку привлечение органов судебной власти составляет предмет правового регулирования процессуальных отраслей права. С точки зрения обеспечения равенства всех перед законом данный принцип носит всеобщий характер, поскольку реализуется во всех правоотношениях.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ неоднократно отменяла решения нижестоящих судов общей юрисдикции в связи с выявлением противоречия Конституции РФ.

Так, в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда РФ и Законодательного Собрания Красноярского края Конституционный Суд РФ указал, что рассматриваемые конституционные положения, по сути, являются фундаментальными принципами юстиции в правовом государстве и в то же время составляют основу правового статуса личности и гарантий ее неприкосновенности (см. подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2002 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Положения ч. 1 настоящей статьи призваны декларировать предоставление равных гарантий любому субъекту, привлекаемому к административной ответственности, а также к участию в административном производстве, например, в качестве свидетеля или иного лица. При этом следует заметить, что в рамках данной гарантии закон указывает на недопустимость изменения общего правового статуса человека, в том числе гарантированного международными актами в зависимости от его личных свойств и качеств. Перечень таких свойств и качеств также предусмотрен настоящей статьей и, по сути, представляет собой трансформацию конституционных требований, детализированных применительно к административной ответственности. Перечень свойств личности, которые не могут рассматриваться в качестве оснований для изменения общих правил и порядка привлечения к административной ответственности, является открытым, что позволяет относить к данному перечню и иные характеристики субъекта. В этой связи наличие (отсутствие) дискриминации по тому или иному признаку в отношении конкретного субъекта может установить лишь суд на основании заявления такого лица.

2. В отношении отдельных категорий субъектов действующее российское законодательство предусматривает специальные требования и правила в части привлечения их к административной ответственности. В целях обеспечения стабильности государства и государственной власти ряду должностных лиц государства, а также субъектов РФ предоставляется иммунитет, т.е. неприкосновенность в случае совершения ими правонарушений. Институт неприкосновенности является отступлением от конституционного принципа равенства перед законом и судом, закреплен непосредственно Конституцией РФ в отношении строго ограниченного круга лиц и, следовательно, не может быть распространен федеральным законом на других лиц. Законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, а также ряда иных субъектов, не может освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, но вправе предусмотреть особые условия привлечения их к такой ответственности. Конкретный объем неприкосновенности, обеспечивающий недопустимость преследования депутата, судьи и т.п. именно в связи с их профессиональной деятельностью и в целях оказания влияния на нее, должен быть определен федеральным законодателем с соблюдением требований Конституции РФ. Таким образом, факт предоставления неприкосновенности не может рассматриваться в качестве освобождения от ответственности или от наказания, он лишь указывает на применение специального порядка привлечения такого субъекта к ответственности, например, получения согласия законодательного органа и т.п.

Следует также обратить внимание, что закон не связывает предоставления гарантий с гражданством лица, привлекаемого к ответственности, принцип равенства в полной мере распространяется на всех субъектов, независимо от наличия или отсутствия у них гражданства РФ. Наиболее важным в данном случае является переход общих конституционных гарантий из теоретических в практические, т.е. предоставление их любому субъекту в равной мере на практике — в процессе его привлечения к административной ответственности или иного участия в административном производстве.

Базисом принципа равенства участников гражданских правоотношений является статья 19 Конституции РФ, которая определяет, что все равны перед законом и судом.

Положение о равенстве перед законом и судом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека , провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридическое (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств - от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Установление юридического равенства независимо от указанных факторов есть результат социального прогресса, преодоление человеческой цивилизацией прямого признания неравенства людей как по закону.

Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает:

· равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие);

· равенство юридических обязанностей граждан и других лиц;

· равные основания юридической ответственности за нарушение закона;

· равенство перед судом как равное правосудие для всех.

Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно подкрепляется социальным равенством, т.е. равенством социальных возможностей. Поэтому мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Равенство всех перед судом означает, что все граждане могут обращаться в суд для осуществления правосудия, в отношении всех действует принцип равных оснований и других принципов юридической ответственности. Равенство перед судом обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым судом, в одном процессуальном порядке, соответствующем данному виду судопроизводства, на основе одинаковых процессуальных правил в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве с предоставлением равного объема гарантий всем сторонам, участвующим в деле.

Что касается частно-правовой сферы, то Конституция непосредственно провозглашает признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым устанавливается равенство всех форм собственности, а их перечень не является исчерпывающим .

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые определены законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности и никто не может быть лишен его иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не ограничиваются ни количество, ни стоимость находящегося в собственности граждан и юридических лиц имущества за исключением случаев, установленных законом.

Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации на праве собственности. К государственной собственности относятся также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют казну муниципального образования (ст. 215 ГК РФ).

На базе частной собственности и муниципальной собственности могут возникать и другие формы собственности. Так, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (ст. 244 ГК РФ).

Содержание собственности как юридической категории раскрывается через правомочия собственника. Следует отметить, что в последние годы традиционная концепция права собственности значительно обогатилась многими социальными, экономическими, природоохранными и другими правомочиями и обязательствами. Отсюда вытекают изменения в юридическом содержании собственности, находящие отражение в современном законодательстве .

Статья 34 Конституции РФ гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности.

Свобода экономической деятельности, гарантированная ст. 8 Конституции, обеспечивается правом каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности. В основу нормы ч. 1 ст. 34 положен принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами. Они, исходя из своих способностей и интересов, по общему правилу, самостоятельно определяют направления и способы использования принадлежащих им материальных средств, устанавливают необходимые хозяйственные связи и приемлемые условия их осуществления.

Занимаясь предпринимательской и иной экономической деятельностью, граждане становятся субъектами правоотношений, где имущество является объектом права. В ч. 1 ст. 34 Конституции РФ термин «имущество» употребляется как собирательное понятие, включающее в себя следующие виды объектов гражданских прав (ст. 128 ГК): вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, иное имущество, т.е. материальные объекты внешнего мира, имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них - интеллектуальная собственность. В целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности граждане могут использовать и некоторые принадлежащие им нематериальные блага, которые так или иначе связаны с их способностями, например, деловую репутацию, право авторства (ст. 150 ГК).

Свободно использовать можно лишь имущество, находящееся в частной собственности. Граждане вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, направленные на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц .

Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности. Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК, содержащей основные признаки предпринимательской деятельности:

· направленность на извлечение прибыли в имущественных отношениях;

· эта деятельность должна быть систематической;

· такая деятельность может осуществляться только после ее регистрации в установленном порядке.

Основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли и ее распределение между участниками.

Особенности же правового регулирования устанавливаются законодательством.

Граждане могут создавать юридические лица в качестве их учредителей, быть участниками (членами) юридических лиц. В зависимости от целей деятельности гражданское законодательство определяет виды юридических лиц (ст. 50 ГК), которые могут учреждаться и государством и муниципальными образованиями.

Нарушение права на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности влечет гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. Государство, гарантируя поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции), обеспечивает эту гарантию установлением запрета осуществлять экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Такой запрет согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Определение публично-правовых начал в регулировании, в частности, вопросов конкуренции, является необходимым условием создания цивилизованного рынка.

В российской экономике на некоторых рынках товаров и услуг, связанных, например, с транспортировкой газа по трубопроводам, железнодорожными перевозками, услугами транспортных терминалов, портов, аэропортов, сложилось положение, при котором удовлетворение спроса на этих рынках эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары же, производимые субъектами этой деятельности, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на них (на данных товарных рынках) в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров. Такое состояние товарного рынка называется естественной монополией. Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» . Естественные монополии являются исключением из общего правила о недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Часть 2 ст. 34 Конституции конкретизируется и развивается в нормах гражданского законодательства.

В п. 1 ст. 10 ГК содержится специальное указание на недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Основой антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» .

Он определяет монополистическую деятельность как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Этим Законом устанавливаются различия между конкуренцией и недобросовестной конкуренцией. Так, конкуренция определяется как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, в Конституции Российской Федерации содержится целый ряд норм прямого действия, направленных на обеспечение равенства сторон гражданских правоотношений, в том числе и договорных.


Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.

Конституционные принципы рыночной экономики. (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации) / Гаджиев Г.А. - М.: Юристъ, 2004. С. 18.

Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Витрянский В.В., Ем В.С., Козлова Н.В. и др.. - М.; БЕК, 2000. С.94.

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изм. и доп. от 8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г.) // «Российская газета» от 24 августа 1995 г.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Российская газета» от 27 июля 2006 г.

Черкасова Елена Константиновна,кандидат юридических наук, старший преподавателькафедры административной деятельностиОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень[email protected]

Механизм реализациипринципа равенства всех перед законом при производстве по делам об административных правонарушениях

Аннотация. Встатье рассматриваетсяреализация принципа равенства всех лиц перед законом при производстве по деламоб административных правонарушениях путем анализа иммунитетов различных категорий лиц от привлечения их к административной ответственностиили проведения в отношении них различных процессуальных действий, и на этой основе высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства.Ключевые слова:иммунитеты, административная ответственность, административное задержание, доставление, личный досмотр, досмотр транспортных средств.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях основополагающие положения, которые закрепляют основы административнопроцессуальной деятельности и определяют общие правила, которые в полной мере должны распространяться на все стадии производства. Особую роль в настоящее время принадлежит реализации принципа равенства всех перед законом, так как исходя из определения данного принципа и его фактическойреализации,во многом зависит отношение общества к правоохранительной системе в целом. Общественность судит об эффективности работы органов, чьей непосредственной задачей является привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушения, по тому, что в независимости от того кто совершил административное правонарушение или преступление, он должен быть привлечен к отвественности и понести соразмерно содеянному наказание.Вместе с тем отсутствие определенных ограничений по привлечению к административной или уголовной ответственности отдельных категорий лиц, а также применения в отношении них отдельных мер принуждения, может привести к незаконному давлению на данных лиц, через механизм привлечения их к какойлибо ответственности, может привести к ненадлежащему выполнению ими своих должностных обязанностей.Часть 1 ст. 1.4 КоАП РФ определяет общее правило равенства всех перед законом, в соответствии с которым любое физическое лицо вне зависимости пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положении, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств может быть привлечено к ответственности за совершение им административного правонарушения. Аналогичное правило в даннойнормезакона сформулировано и в отношении юридических лиц, как субъектов административной ответственности. Исключение для данного правила указано в части2 ст. 1.4 КоАП РФ, оно касаетсяне только вопросовпривлечения к административной ответственности, но и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако особые условия для отдельных категорий должностных лиц согласно данномунормативномупредписаниюопределяются не КоАП РФ, а Конституцией РФи другими федеральными законами. Кроме того Кодекс об административных правонарушениях РФ не дает исчерпывающего перечня всех должных лиц, в отношении которых законом определены иммунитеты,действующие при производстве по делам об административных правонарушениях.В соответствии с действующим законодательством особые условия действуют в разной степени в отношении следующих лиц:1.Лица, обладающие дипломатической неприкосновенностью;2.Президент Российской Федерации;3.Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий;4.Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;5.Председатель Счетной палаты и его заместитель, аудиторы Счетной палаты РФ;6.Уполномоченный по правам человека в РФ;7.Судьи;8.Прокуроры;9.Присяжные заседатели;10.Арбитражные заседатели;11.Руководитель и следователиследственного органа Следственного комитета;12.Депутаты представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;13.Депутаты представительных органов местного самоуправления;14.Зарегистрированные кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ;15.Сотрудники органов Федеральной службы;16.Сотрудники федеральных органов государственной охраны.Вместе с тем анализ нормативноправовых актов, регламентирующих правовой статус отдельных должностных лиц в РФ позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство неоднозначно подходит к определению иммунитетовот привлечения к административной ответственностии применения в отношении них процессуальных мер принуждения для отдельных категорий лиц при производстве по делам об административных правонарушениях.Лица, пользующие дипломатической неприкосновенностью,по общим правилам и нормам международного права не могут быть привлечены к ответственности за совершение ими противоправных действий на территории РФ. Соответственно если личность лица установлена, то к нему не могут быть применены ни какие меры обеспечения по делам об административных правонарушениях. Вопрос об их привлечении к ответственности и определения им наказания может быть решен тольков рамках международного сотрудничества на территории иностранного государства, чьи интересы они представляют.Что же касается граждан РФ, то позиция законодателя относительно вопроса о возможности привлечения их к административной ответственностисущественным образом разнится.Вопервых, данные иммунитеты в отношении отдельных должностных лиц действуют поразному. В одном случае законодатель вводит запрет на привлечение должностных лиц к административной ответственности, в другом –устанавливает дополнительные условия при разрешении данного вопроса, в третьем случае предусмотрен общий порядок производства по делам об административных правонарушения. Вовторых, действие дополнительных гарантий, обеспечивающих неприкосновенность отдельных должностных лиц, отличаются по территории действия (на территории всей РФ или на территории отельного муниципального образования).Совершенно оправданной представляется позиция законодателя относительно того, что не могут быть привлечены к административной ответственностиПрезидент РФи Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий. Вместе с тем вызывает недоумение, что аналогичный запрет на привлечение к административной ответственности действует также и в отношении сотрудников органов государственной охраны. Так часть1 ст. 20 ФЗ РФ от 27 мая 1996 г. № 57ФЗ «О государственной охране»в императивной форме указывает на невозможность применения к данной категории лиц административныхнаказаний, что,по сути,исключает привлечение их к административной ответственности.В отношении ряда должностных лиц предусмотрен особый порядок привлечения их к административной ответственности, при котором в большинстве случаев вопрос о привлечении к их данному виду ответственности решается через особую процедуру, при которой согласие на привлечение к административной ответственности дает уполномоченный на то законом орган.Так в соответствииподпунктом «а» ч. 2 ст. 19 ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»член Совета Федерации илидепутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не можетбытьпривлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Такое же правило действует в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ(ст. 12 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который также не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.Данное положение не дает четкого представления о том можно ли привлечь данных лиц к ответственности в рамках производства по делам об административных правонарушениях, если порядок их привлечения не судебный, а наказание, например, назначаетсядолжностными лицами полиции. Думается, что если законодатель не допускает возможности применения к данным лицам более строгих санкций, назначаемых судом за совершение противоправных действий, вполне логичным был бы запрет наприменение к данным должным лицам и менее строгих мер наказания за совершение административных правонарушений, назначаемыхвнесудебном порядке. Ведь и в том и другом случаелицо, будет считаться привлеченным к административной ответственности. Однако, так как прямого запрета нет, то это означает, что фактически иные должностные лица, кроме суда могут привлечь данных должностных лиц к административной ответственности.И Конституция РФ и ЗаконРФ от 26 июня 1992 г. № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации», а также отдельные положения УПК РФотдельно оговаривают, что судья в Российской Федерации является лицом неприкосновенным и порядок его привлечения к уголовной или административной ответственности имеет определенные особенности. Разрешает вопрос о привлечении к административной ответственности судьи либо судебнаяколлегияв составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации, либо судебнаяколлегияв составе трех судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Данное коллегиальное решение принимается в 10дневный срок, после поступления представленияГенерального прокурора Российской Федерации.Особо следует остановиться на рассмотрении порядка привлечения прокуроров к административной ответственности. Часть1ст. 42 ФЗ РФ от 17 января 1992 г. №22021 «О прокуратуре Российской Федерации»предусматривает, что в любом случае проверка сообщения о факте совершения прокурором правонарушения является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Однако данный федеральный закон ничего не говорит о том, в каком порядке будет происходить дальнейшее производствопо делу об административном правонарушении, после того как факт противоправного деянияподтвердится. Если сравнивать с уголовным судопроизводством, то тут закон четко определяет, что возбуждение и предварительное расследование уголовного дела в отношении прокурора осуществляется Следственным комитетом РФ.Статья 29 ФЗ РФ от 11 января 1995 г. № 4ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», определяющая гарантии правового статуса сотрудников Счетной палатыРФ, не содержит в себе ни каких ограничений относительно привлечения данных должностных лиц к административной ответственности. Данная норма закона лишь оговаривает невозможность производства по уголовному делу в отношении них в общем порядке.Также на общих основаниях могут быть привлечены к административной ответственности присяжные и арбитражные заседатели, руководитель и следователи Следственного комитетаи сотрудники органов федеральной службы безопасности(ФСБ).Следует особо отметить тот факт, что особые условия производства по делам об административных правонарушениях на основании действующего законодательства не распространяются по общему правилу на членов семей должностных лиц. Однако из данного правила есть исключение, и действует оно в отношении только на членов семьи арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия(ч.1 ст. 7 ФЗ РФ от 30 мая 2001 г. № 70ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»).Однако также как и в отношении присяжных заседателей, также и в отношении арбитражных заседателей и членов из семей в действующем законодательстве нет ограничений по привлечению их к административной ответственности. Гарантии неприкосновенности судей, а частности особый порядок привлечения их к административной ответственности, закрепленный в ч. 5 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 31321 «О статусе судей в Российской Федерации», не распространяется на них. В отношении данных категорий лиц действуют определенные ограничения при производстве по делу об административном правонарушении. Они закреплены в части 1 и 5 данной нормы и касаютсянеприкосновенности их личности, занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых ими личных и служебных транспортных средств, принадлежащих им документов, багажа и иного имущества, а также запретана применение в отношении них отдельных мер процессуального принужденияи личного досмотра.Особым статусом в рамках производства по делам об административных правонарушениях пользуются также депутаты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако часть 2 ст. 13 ФЗ РФ от 6 октября 1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»не исключает возможности привлечения данных должностных лиц,как к административной, так и к уголовной ответственности, но при этом определяет, что особый порядок производства по делам должен устанавливаться федеральными законами. Однако ни в УПК РФ, ни в КоАП РФ, являющихся нормативноправовыми актами, в которых и должны содержаться отдельные предписания, определяющие порядок производства по делам таких особенностейне предусмотрено. Отдельные дополнительные гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата отдельно могутопределяться конституцией (уставом) и законами субъектов РФ, но они касаются лишь определения того, что депутаты не может быть привлечен к какойлибо ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его полномочий, за исключением,когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.Ни каких ограничений по привлечению к административной ответственности нет ни в отношении,ни депутатовпредставительных органов местного самоуправления, ни в отношении зарегистрированныхкандидатовв депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ.В отношении депутатов представительных органов местного самоуправлениястатья40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»отсылает правоприменителя к иным нормативноправовым актам, которые должны предусматриватьособые условия производства по делам об административных правонарушениях. Однако таких законов до сегодняшнего дня принято не было. Что же касается зарегистрированныхкандидатовв депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ, то положения Федеральногозаконаот 26 ноября 1996 г. № 138ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»в целом допускают возможность привлечения данных лиц к административной ответственности, но при этом, не в полной мере соответствует действующему административному законодательству. Так в ст. 24 указанного закона указано, что зарегистрированныйкандидат в депутаты представительных органов местногосамоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФне может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, однако в связи с принятиемКодекса об административных правонарушенияхРФв 2002 году термин «административные взыскания»утратил свое юридическое значение.Относительно применения в отношении лиц, пользующихся определенными иммунитетами, отдельных мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, то законодатель также не выработал единого подхода. В подтверждение вышесказанному, следует отметить, что, например,могут быть задержаны и соответственнодоставлены в ОВД в общем порядке, если их личность установлена в связи ссовершением административного правонарушения только депутаты представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерациии депутаты представительных органов местного самоуправления. Однако для ряда категорий должностных лиц законодательпредусмотрел особые условия для применения такой меры принуждения как задержание. Например,сотрудники органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностеймогут быть задержаны в присутствии официального представителя органов ФСБ или на основании решения суда(ст.17 ФЗ РФ от 3 апреля 1995 г. № 40ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ обладает неприкосновенностью от административного задержания только на территории муниципального образования, но при этом может быть задержанс согласия прокурора субъекта РФ.Личный досмотр и досмотр транспортных средств в отдельных случаях могут быть проведены в отношении лиц, имеющих специальные гарантии их неприкосновенности. Так без какихто ограничений федеральные законы допускают проведение этих процессуальных действий в отношении депутатовпредставительных органов местного самоуправленияи зарегистрированныхкандидатовв депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ. Следует отметить, что ограничения, связанные с невозможностью проведенияотдельных процессуальных действий в отношении лиц, пользующихся особым правовым статусом,фактически делают невозможным в ряде случаев привлечение данных лиц к административной ответственности. Ведь без проведения определенных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, которые являются основными процессуальными способами собирания доказательств, просто невозможно в ряде случаев привлечь лицо к административной ответственности.В связи, с чем думается, правильным было бы введение общего правила, при котором действует особый порядок принятия решения о возможности привлечения того или иного должностного лица к административной ответственности уполномоченным на то должностным лицом или органом. Но при этом до принятия такого решения,недопустимо применениев отношении данных лиц мер обеспечения по делам об административных правонарушениях,если их личность установлена. После же принятия решения,по которому разрешено привлекать к административной ответственностиданных должностных лиц производство в отношении них должно осуществлятьсяв общем порядке.В целом подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что система ограничений, особых условий при производстве по делам об административных правонарушенияхв отношении отдельных должностных лиц РФ весьма сложна. При этом дополнительные трудности в правоприменительной деятельности создает то, что данные иммунитеты сформулированы различным образом и закреплены в отдельных нормативноправовых актах. Поэтому представляется целесообразным закрепление данных предписаний, определяющих в целом системно особые гарантии отдельных должностных лиц, в отдельной главе КоАП РФ или в отдельном федеральном законе. Реализация данного предложения позволит упорядочить систему иммунитетов и правильно разрешать вопросы, связанные с производством по делу об административных правонарушениях в отношении должностных лицРФ, пользующихся особым правовым статусом.

Ссылкина источники1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6ФКЗ, № 7ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 янв. С. 35.;2.О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: ФЗ РФ от 12 февраля 2001 г. № 12ФЗ// Собрание законодательства РФ. 2001. № 7. Ст. 617.3.Поддубный А.О. Особые условия применения административного задержания при производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.26 с.4.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ// Российская газета. 2003. 8 окт. допвыпуск № 3316;5.Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138ФЗ// Российская газета. 1996. 4 дек.№ 232.

Cherkasova Elena KonstantinovnaCandidate of legal Sciences, senior lecturer of administrative activity, Tyumen Institute of improvement of professional skill of employees of MIA of Russia, [email protected]

The mechanism for the implementation of the principle of equality of all before the law in the manufacture on Affairs about administrative offencesAbstract:the article discusses the implementation of the principle of equality of all persons before the law in the proceedings concerning administrative offences by analyzing immunities of different categories of persons from their attraction to administrative responsibility or conduct in respect to various procedural actions, and on this basis, proposals on improvement of current legislation.Keywords:immunities, administrative responsibility, administrative arrest, delivery, personal searches, searches of vehicles.

Новая редакция Ст. 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 1.4 КоАП РФ

1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная должность Российской Федерации - это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

Другой комментарий к Ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа - "все равны перед законом и судом", имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное выражение демократические начала российского законодательства об административных правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях (разд.IV КоАП РФ).

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП РФ взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, комментируемый принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создает должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.

Принцип равенства перед законом не был закреплен в КоАП РФ РСФСР, хотя, конечно, он усматривался на основе анализа всей совокупности содержащихся в нем правовых норм, не относящихся к его Особенной части. Следовательно, налицо новелла, в значительной степени демократизирующая новый КоАП РФ.

Новеллой является и то, что принцип равенства перед законом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, различные по своим организационным формам, а также по формам собственности, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл.27 КоАП РФ).

2. Конституция РФ и федеральное законодательство в отдельных случаях предусматривают особые условия привлечения к административной ответственности, равно как и применения мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях для определенной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом (депутаты, судьи, прокуроры, которых КоАП РФ характеризует как должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции). Эти особые условия, не выходящие в целом за рамки принципа равенства перед законом, находят свое выражение не в КоАП РФ, а в иных законодательных актах.

3. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст.19-20) установлено, что привлечение соответствующих лиц к административной ответственности возможно только в судебном порядке, при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания и при условии лишения их неприкосновенности.

В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой. Отказ палаты дать согласие на лишение неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим его прекращение. Соответственно дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

4. Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрен следующий порядок привлечения судей к административной ответственности за рамками, установленными КоАП РФ, а также без решения вопроса о лишении судей неприкосновенности. Установлено, что их административная ответственность наступает по решению судебных коллегий: в составе трех судей Верховного Суда РФ - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховных судов субъектов РФ, судов автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, судов субъектов РФ и т.п. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после получения представления Генерального прокурора РФ.

Задержанный по любому подозрению и принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть установлена в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" содержит следующие положения, относящиеся к порядку привлечения прокуроров к административной ответственности (ст.42). Любая проверка сообщений о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования дела они отстраняются от должности. Не допускается задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого ими транспорта (если иное не предусмотрено федеральным законом).

6. Особые условия привлечения к административной ответственности установлены также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ).

  • Вверх


Просмотров