Административный надзор его виды и содержание. Административный надзор и его функции

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблю­дении за исполнением действующих в сфере управления разнооб­разных специальных норм, общеобязательных правил, закреплен­ных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранитель-ные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов ис­полнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, об­щественных объединений и граждан.

1 СЗ РФ. 1997. № 15. Ст. 1794.

2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1526.

3 СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 652.


Субъектами административного надзора являются органы фе­дерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и радиационной безопасности), государ­ственные инспекции (Государственная инспекция по безопасности дорожного движения и др.).

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует орга­низационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, незави­симо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры администра­тивного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, выте­кающей из характера содержания их деятельности, является обес­печение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, то есть обеспечение законности в управ­лении. Решение данной задачи осуществляется путем предупреж­дения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственно­сти виновных лиц.

Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочи­ями, имеющими Надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.



Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных

4. Полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устра­нения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совер­шения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.

* Осуществляя деятельность по предупреждению правонаруше­ний, органы административного надзора вправе беспрепятственно посещать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетенцию, получать при этом необхо­димые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководителей поднадзорных объектов; давать разрешение на про­изводство отдельных работ, а также заключения по проектам стро-




ительства производственных и непроизводственных объектов (зда­ний, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медикаментов, продуктов питания; участвовать в различ­ных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объек­тов, по расследованию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необхо­димости границы; досматривать транспортные средства и запрещать их движение и др. Такие полномочия закреплены во многих поло­жениях об органах административного надзора, например, в Поло­жении о Федеральном горном и промышленном надзоре России 1 , в Положении о Государственном энергетическом надзоре в РФ 2 .

В целях профилактики правонарушений органы администра­тивного надзора осуществляют методическое руководство деятель­ностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координируют ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенство­ванию.

Вторую группу составляют полномочия по пресечению право­нарушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных полномочий является начавшееся либо длящееся правона­рушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к правонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о. приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствую­щих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимос­ти, связанной с угрозой жизни людей, они сами останавливают та­кие работы. На основании вынесенного постановления они приоста­навливают полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений; запрещают эксплуатацию техни­чески неисправных транспортных средств, изготовление промыш­ленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граждан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на право ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, си­стематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наделены Государственная инспекция по безопасности дорожного движения 3 , органы государственного над-


зора за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники 1 , Государственная противопожарная служба и др.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению пра­вонарушений, органы административного надзора выносят в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения в установлен­ные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоя­тельно возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные наказания. Пере­чень органов административного надзора, имеющих право рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена подведомственность дел каждого из этих органов.

Действующим законодательством определенным органам адми­нистративного надзора предоставлено право налагать штрафы на юридических лиц. Так, в соответствии с Законом РФ от 17 декаб­ря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в об­ласти строительства" органы Государственного архитектурно-стро­ительного надзора налагают штрафы на предприятия, учреждения, организации и объединения. В соответствии с Таможенным кодек­сом РФ за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридических лиц.

Те органы административного надзора, которые не наделены правом налагать административные наказания, направляют мате­риалы о правонарушении судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора различными путями. Ряд этих органов самостоятельно разрабатывают и утвер­ждают правовые, технико-юридические нормы, соответствующие правила. Так, например, Федеральный горный и промышленный надзор организует разработку и утверждает федеральные прави­ла и нормы по безопасному ведению работ, устройству, изготовле­нию и эксплуатации оборудования; Главная государственная инс­пекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники разрабатывает и издает нормативно-тех­ническую документацию по вопросам государственного надзора за техническим состоянием и соблюдением правил технической эксп-


; СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4742. ! САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1764. 1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

1 САПП РФ.1993. № 51. Ст. 4943.


Раздел VI. Административное право и законность в управлении


Глава 19. Способы обеспечения законности в управлении

луатации машин и оборудования 1 . Подобными полномочиями обла­дают органы государственного ветеринарного надзора 2 и др.

Некоторые органы административного надзора утверждают нормы и правила совместно с другими органами. Так, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности разраба­тывает совместно с заинтересованными организациями и утверж­дает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопас­ности 3 .

Одной из форм участия органов административного надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) други­ми органами. Так, Государственный таможенный комитет РФ под­готавливает проекты законодательных и иных правовых актов о таможенном деле, участвует в разработке правового механизма реализации таможенной политики РФ 4 .

В ряде случаев с органами административного надзора согла­совываются проекты правовых актов, принимаемых другими орга­нами. Так, Федеральный горный и промышленный надзор 5 рассмат­ривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержа­щие требования по безопасному ведению работ, устройству, изго­товлению и эксплуатации подконтрольного оборудования.

Таким образом-, административный надзор как разновидность контроля представляет собой деятельность специально уполномо­ченных государственных органов, должностных лиц, осуществляе­мую независимо от ведомственных границ и форм собственности, направленную на обеспечение, с использованием мер администра­тивного принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнитель­ной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, долж­ностными лицами и гражданами.

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих особо важное значение для общества и государства.

Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;

2) по пресечению правонарушений: выносить предписания о приостановлении работ, запрете эксплуатации технически неисправных транспортных средств;

3) по привлечению к ответственности виновных лиц: возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания;

4) по нормотворчеству: самостоятельно или совместно с другими органами разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы, правила.

Иногда смешивают два понятия административный надзор и надведомственный контроль, однако они имеют различия:

Во-первых , по их содержанию. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых , контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта.

При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти - привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);

б) административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам (за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования);

в) персонифицированный административный надзор (ОВД в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы).

Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых , административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.

Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся государственные комитеты (например, стандартизации и метрологии) и некоторые министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования, Федеральная служба безопасности).

В-пятых , административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах (проверка знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью).

Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий: предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - включающий систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности; заключительный - состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой (оформление и выдача гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону).

В-шестых , административный надзор и контроль характеризуют особые методы их осуществления. Для административного надзора основным методом является непосредственное постоянное наблюдение за соответствующими объектами, проверка по заявлениям и жалобам, а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы и др.

В-седьмых , административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют административно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомото-транспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.

С учетом изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками :

Отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;

Возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

Наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;

Возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

Строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

Итак, административный надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

К федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).

Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Деятельность органов административного надзора направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных границ. Цель - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

Административный надзор представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами специальных норм и правил, закрепленных в законах или подзаконных актах.

Субъектами административного надзора являются:

Федеральные службы;

Государственные инспекции (ГИБДД);

Структурные подразделения государственных органов.

Административный надзор обладает следующими признаками:

Отсутствие организационной подчиненности объекта субъекту;

Надзор осуществляется за соблюдением специальных правил, норм, стандартов;

Субъект не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта;

Субъекты вправе применять меры административного принуждения;

Надзор осуществляется как за юридическими, так и за физическими лицами;

Наличие у субъекта юрисдикционных полномочий, т.е. по рассмотрению дел о правонарушениях;

Формами административного надзора является проверка выданных лицензий, разрешений, документов.

Для выполнения своих задач органы административного надзора наделены полномочиями:

1. По предупреждению правонарушений: вправе запрашивать и требовать сведения, информацию, документы, беспрепятственно обследовать территории объектов, проводить проверки.

2. По пресечению правонарушений; дача предписаний об устранении выявленных нарушений, о приостановке работ, ведущихся с нарушением установленных требований, приостанавливать или аннулировать лицензии и т.д.

3. По применению мер ответственности: назначать наказания, проводить производство по делам об административных правонарушениях.

4. По нормотворчеству: устанавливают и разрабатывают правила, нормы, требования, стандарты при осуществлении той или иной деятельности.

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением на территории РФ всех законов, обеспечением их верховенства, единства и укреплением законности, защитой прав и свобод человека и гражданина.

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

Объектами прокурорского надзора являются:

Федеральные органы исполнительной власти;



Представительные и исполнительные органы субъектов РФ;

Органы местного самоуправления;

Органы военного управления;

Органы управления;

Органы контроля;

Коммерческие и некоммерческие организации;

Учреждения и организации исполнения наказания.

Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ. В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Методами прокурорского надзора являются:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Осуществляется на основании поступившей информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Для осуществления своих полномочий прокурор наделяется следующими правами: беспрепятственно входить на территорию объекта, иметь доступ к документам, проводить проверки, требовать материалы и документы, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объектами. Критериями установления несоответствия актов закону являются:

Несоблюдение правил, сроков, формы, процедуры издания норм, актов;

Отсутствие основания для издания актов;

Произвольное толкование или умышленное искажение положений закона и т.д.

3. Участие прокурора в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности и принятие по ним мер.



В случаях нарушений законов и иных актов прокурор может отреагировать в следующих формах:

1. Протест приносится на противоречащий закону акт и направляется органу или должностному лицу, издавшему неправомерный акт. Протест подлежит рассмотрению в течение 10 дней и о результатах рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

2. Представление – форма реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в органы, должностным лицам, которые полномочны принимать меры по их устранению. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца и о результатах рассмотрения прокурор извещается в письменной форме.

3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный орган, который в письменной форме должен сообщить прокурору о результатах рассмотрения.

4. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства объявляется должностному лицу с целью предупреждения готовящегося правонарушения.

54. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

55. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Гуманитарный институт

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Административный надзор

Курсовая работа по дисциплине «Административное право»

Выполнил:

студент группы 4282

Москалева Анна Дмитриевна

Проверил:

старший преподаватель, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Тимошенко Ольга Евгеньева

Великий Новгород 2015

Введение

Механизм системы органов государственного управления сложен по своему содержанию в силу разнообразия структурных подразделений и возложенных на них компетенций. Поэтому, для обеспечения наибольшей продуктивности их деятельности, необходим контроль, включающий в себя наблюдение за законностью и целесообразностью их действий. Однако, в условиях частого реформирования государственных структур,это довольно сложно. На данный момент государство стремиться сократить вмешательство вышеупомянутых систем в жизнь граждан, предприятий, учреждений и поэтому необходимо такое воздействие, которое смогло бы существовать в виде ограниченного контроля, то есть надзора. И, так как речь идет о надзоре в сфере органов исполнительной власти, то будет осуществляться административный надзоре.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения и органы, регулирующие деятельность субъектов административного права, на которые возложена функция по надзору за правовыми и технико-правовыми нормами в сфере государственного управления, обеспечение безопасности гражданам, обществу и государству в целом.

Предмет исследования -система надзорных органов Российской Федерации, способы и особенности реализации данной деятельности.

Целью данной курсовой работы является анализ понятия «административный надзор» и максимальное раскрытие его содержания.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

.Раскрыть суть понятия «административный надзор»;

.Изучить имеющуюся литературу по данной тематике;

Изучить субъекты административного надзора и их полномочия в сфере надзора;

.Систематизировать полученные знания и дальнейшая их обработка;административный надзор безопасность

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографического списка используемых источников и литературы.

В первой главе своей работы я разобрала имеющуюся на данный момент теоретическую основу такого вида деятельности органов исполнительной власти, как административный надзор. Максимально раскрыла его суть, путем рассмотрения и изучения его принципов и особенностей. Рассмотрела этапы осуществления административного надзора и описала в соответствии с имеющейся нормативной базой этапы плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указала нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид деятельности на территории Российской Федерации.

Вторая глава целиком посвящена субъектам, осуществляющим административный надзор, из числа которых были выделены 2 государственные структуры для дачи им характеристики.

В заключении подведены итоги сделанной мною работы.

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, статьи научных юридических журналов, печатные издания.

Глава 1 АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

1.1Понятие административного надзора

Структура и система государственных органов власти идет в ногу со временем и вынуждена претерпевать определенные изменения, совершенствовать свою правовую основу для наибольшей продуктивности своей деятельности, что невозможно без реформирования в сфере административного надзора.

Административный надзор - особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Единого нормативно-правового акта, закрепляющего основы сугубо административного надзора в России нет. Однако существует множество актов, регулирующие различные аспекты надзорной деятельности. К ним относятся:

.Конституция Российской Федерации 1993 года;

.Федеральные конституционные законы;

.Федеральные законыи Кодексы: Налоговый, Таможенный, Водный, Воздушный, Градостроительный, Земельный, Кодекс об административных правонарушениях;

.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

.Иные нормативные правовые акты органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные полномочия.

Стоит особого внимания ФЗ от 8 августа 2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который был принят с целью защиты прав поднадзорных и упорядочения надзорной деятельности.

Административный надзор реализуется в различных организационных и правовых формах, исходя из чего, принято выделять три его разновидности:

осуществляемый в отношении неперсонифицированногокруга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил;

осуществляемый в отношении определенного круга граждан, должностных лиц, юридических лиц по конкретным вопросам;

персонифицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы в соответствии Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Сам по себе надзор является разновидностью форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. В Российской Федерации 2 вида надзора:

прокурорский надзор, т.енадзор, осуществляемый органами Прокуратуры РФ за исполнением законов.

административный надзор.

Также, с точки зрения профессора Котюргина, административный надзор можно подразделить на общий и специальный.

Общий административный надзор проявляется в наблюдении органов исполнительной власти, наделенных специальными полномочиями, за точным исполнением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций законов и основанных на них подзаконных нормативных актов.

Специальный надзорраспространяется на две категории объектов:

на граждан, представляющих для органов внутренних дел определенный интерес ввиду своей противоправной деятельности;

на объекты разрешительной системы ввиду их значительной общественной опасности.

2 Принципы, этапы и особенности административного надзора

Выступая в качестве систематического контроля со стороны государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм, административный надзор имеет свои особенности наравне с иными видами надзора.

Так, административный надзор выступает как средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, и в тоже время является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности.

Особенности административного надзора:

Является особой разновидностью государственного контроля;

Властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, именуемые субъектами публичной исполнительной власти;

Между субъектами, осуществляющими административный надзор, и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность. Отношения носят характер «власть - подчинение»;

При осуществлении административного надзора идет направленность на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом;

Носит инициативный характер и производится систематически. По итогам проверки объектам дается оценка с позиции законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;

Невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

Органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности;

Осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан. Данное воздействие на субъекты происходит путем применения следующих методов:

постоянное наблюдение, периодические проверки;

обследование поднадзорного объекта;

изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Наличие особенностей, определенных способов и средств реализации своих полномочий у института административного надзора показывает его специфику, которая имеет свои основополагающие положения.

Согласно определению Ю.Н. Старилова, принципы административного права - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности организации и формирования государственной власти в целом, определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных управленческих органов, действующих в системе государственной власти, по осуществлению управленческих функций.

Рассматривая деятельность органов административного надзора, можно выделить 2 группы принципов, в зависимости от их содержания: общие принципы и специальные.

К общим принципам относятся:

Законность. Этот принцип имеет подзаконный характер и выражается в требовании точного и единообразного исполнения законов в осуществлении своей деятельности субъектами надзора.

Демократизм. В статье 1 Конституции Российской Федерации говорится о том, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что способствует участию граждан в решении государственных вопросов. В данном случае это достигается путем соблюдения прав и свобод человека и гражданина министерствами, ведомствами, законодательными и исполнительными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами самоуправления, органами контроля, также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Публичность. Согласно указанному принципу, административный надзор обязан обеспечивать своевременное устранение любых нарушений закона, восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к установленной законом ответственности. Права и обязанности лиц, ответственных за осуществление административного надзора по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в интересах закона и независимо от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений.

Гласность. В связи с тем, что административном праве действует принцип, обеспечивающий открытость государственного управления, то неудивительно, что административный надзор также предусматривает открытость для всеобщего сведения аспектов государственно-управленческой деятельности.

На принципе гласности заканчивается перечень общих принципов в сфере действия административного надзора и стоит перейти к специальным:

Единство и централизация административного надзора;

Процессуальная самостоятельность;

Независимость;

Комплексный подход к осуществлению надзора;

Единообразие осуществления надзора и применение наказаний за совершение административных правонарушений.

3 Этапы осуществления административного надзора

Административный надзор представляет собой процесс наблюдения за точным соблюдением законов отдельными объектами, которое осуществляется в определенной последовательности, поэтапно.

Предварительный этап состоит в анализе информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования.

Текущий этап подразумевает под собой систематическое и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых выявляются нарушения, применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок, решается вопрос о необходимости привлечения виновных к ответственности.

И последний заключительный этап состоит из анализа общего положения объекта надзора, выявления тенденции и разработки предложений по устранению нарушений.

Наиболее полное закрепление получило производство по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В нем четко выделяется четыре стадии, образующие завершенный цикл процессуальных действий.

Стадия формирования планов проведения плановых проверок поднадзорных объектов, которая начинается в первой половине календарного года, предшествующего планируемому, и завершается до 1 ноября того же года направлением сформированных планов в органы прокуратуры.

Стадия формирования сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которомГенеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Стадия реализации сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает несколько этапов.

На первом этапе надзорный органдолжен скорректировать собственный первоначальный план, направлявшийся в орган прокуратуры и положенный в основу формирования сводного плана. Этот скорректированный план в рамках традиционного планирования деятельности органа исполнительной власти должен стать составной частью плана работы органа на очередной год.

Затем проводится подготовка к плановому проверочному мероприятию: издание соответствующих приказов, определение целей и задач планового мероприятия, дату начала и срок проведения, назначение инспекторов и определение старшего.

Третий этап подразумевает проведение самого проверочного мероприятия. По завершении проверки представители каждого органа исполнительной власти составляют акты проверки, копии которых вручаются собственнику или руководителю проверяемого объекта под роспись. Продолжительность проведения проверочных мероприятий ограничена по общему правилу 20-дневным сроком.

Подготовка и направление доклада об осуществлении органом исполнительной власти административно-надзорной деятельности. На этой стадии субъект административного надзора должен предоставить информацию об исполнении своей части сводного плана перед Минэкономразвития России и об исполнении ведомственного плана надзорной деятельности перед вышестоящим министерством, Правительством РФ, Президентом РФ или органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, в ведении которого находится орган административного надзора .

Административный надзор, как правило, связан с применением различных мер административного принуждения:

административно-предупредительные меры (карантин);

меры административного пресечения (запрещение эксплуатации неисправного автомототранспорта);

меры административно-процессуального обеспечения (изъятие вещей, товаров и документов);

административные наказания.

Из чего следует вывод о том, что органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции, вследствие чего имеет право на применение юридических санкций в административном порядке.

Глава 2 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

1 Органы административного надзора

Субъекты административного надзора- это субъекты права, участники конкретного правового отношения, реализующие посредством осуществления административного надзора свою правосубъектность.

Административный надзор осуществляется в отношении:

)неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;

)определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил;

) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В главе 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статьях 23.3-23.65 названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные санкции. Среди них есть специализированные ведомства, такие как:

Государственный таможенный комитет РФ;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

Федеральный горный и промышленный надзор России;

Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

Государственная налоговая служба РФ;

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью;

Надзорные службы в сфере государственного управления можно разделить на три группы:

Специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственныйконтроль за соблюдением специальных правил;

Государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти, например Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, органы государственного пожарного надзора МЧС России и прочие;

Разнообразные ведомства, органы, структурные подразделения органов, осуществляющие надзор наряду с другими своими полномочиями.

2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Данный вид деятельности входит в аппарат МВД России и давно занял важное место в системе государственных орган, ведь количество автомобилей на дорогах с каждый годомрастет, в то время как уровень ответственности со стороны автолюбителей и пешеходов стремительно падает. По данным на 2015 год, на территории РФ зафиксировано 98.328.512 случаев нарушения правил дорожного движения, по Новгородской области 353.356 случаев.

Правовой основой являются Федеральные законы от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, Кодекс об административных правонарушениях и уголовный, утвержденное указом Президента РФ «Положение о ГИБДД»,Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и иные. А также нормативно-правовой акт международного уровня - Венская конвенция 1968 года «О дорожном движении».

В деятельности ГИБДД имеются все особенности, характерные для административного надзора:

участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию-правотворческий элемент;

производство разъяснения законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации и осуществляет пропаганду правил дорожного движения;

разработка мероприятия по повышению безопасности дорожного движения;

выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

осуществление предварительного контроля посредством контроля за соблюдением установленных регламентами требований, принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений; а также посредством производства регистрации и учета автомототранспортных средств и прицепов к ним;

пресечение неправомерных действий с помощью установленных закономпресекательных средств. Так, ГИБДД при обнаружении в неправомерных действиях признаков преступлений вправе возбуждать уголовные дела. Иные субъекты административного надзора в подобных случаях обязаны направлять материалы в органы внутренних дел, прокуратуру для решения вопросов о привлечении виновных в нарушениях правил к уголовной ответственности, в отличии от ГИБДД.

Сотрудники ГИБДД вправе:

останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог .

3Государственная налоговая служба РФ

Государственная налоговая служба - это единая система контроля над соблюдением налогового законодательства, над точностью исчисления и полнотой внесения налогов и других платежей в бюджет.

Входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

Главной задачей данной службы Российской Федерации, что видно из определения, является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, республик в ее составе, органами государственной власти субъектов в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба осуществляет в ходе своей деятельности множество функций, в числе которых есть функции по контролю и надзоруза:

соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

учетом всех налогоплательщиков, ведением ЕГРЮЛ, ЕГРИП и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

возвратом или зачетом излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

порядком заполнения расчетов по налогам и иным документам в случаях, установленных Министерство финансов Российской Федерации;

проверкойхозяйственной деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

осуществлением по заявлению совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, результаты которой сверки оформляются актом. Порядок проведения указанной сверки расчетов и порядок его передачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

пресечением нарушения законодательства. Например, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Можно сделать вывод о том, что, не смотря на разнообразие органов государственного управления в структуре органов власти государства, специальное место отведено системе федеральных служб Российской Федерации, осуществляющих важные функции, среди которых и административный надзор, которые направлен на пресечение, предупреждение, выявление правонарушений.

Заключение

Система органов государственного управления представляет собой сложный механизм управления, систему взаимосвязанных элементов, основной целью которых является обеспечение порядка не только в обществе, но и между государственными структурами. Нарастающие социальные противоречиям, коррупция и отсутствие эффективной работоспособности определенных органов подталкивает к увеличению контроля со стороны государства. Однако в государстве, которое провозглашает свободу, личную неприкосновенность и стремится ограничивать свое вмешательство в жизнь граждан, организаций и учреждений, введение контроля не всегда возможно. Зато реально установить меру в виде ограниченного контроля, то есть надзор.

Административный надзор рассматривается как способ осуществления законности, особый вид управленческой деятельности уполномоченных на то органов исполнительной власти с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Раскрывается данное понятие через анализ различных положений нормативно-правовых актов РФ, так как на данный момент нет единого акта, регулирующего данный вид деятельности органов. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодатель выделяет более 60 субъектов, способных осуществлять надзор. Изучив имеющийся материал, можно выделить определенные черты, присущие этой деятельности:

Является особой разновидностью систематического государственного контроля, направленного на соблюдение специальных правил;

Властными субъектами надзорной деятельности являются субъекты публичной исполнительной власти;

Между субъектами, осуществляющими административный надзор, и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

Основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил и уменьшения тяжести их последствий в сфере государственного управления;

Производится субъектами, наделенными надведомственными полномочиями и их должностными лицами. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют;

Осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан.

Особая форма реализации также имеет место быть в виде последовательно осуществляемых этапов:

предварительный - анализ информации о поднадзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования; текущий - непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе которых применяются меры пресечения, восстанавливается нарушенный порядок; заключительный - анализ общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.

Этапы реализуются различными органами, в пределах их компетенций при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации. Выявляя отхождения от правовых предписаний, органы административного надзора тем самым способствуют восстановлению установленного органами публичного управления порядка, пресечению незаконных действий и привлечению к ответственности, что способствует обеспечению условий для безопасного существования граждан и правомерной деятельности.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Опубликована «Российская газета», N 237, 25.12.1993;

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 03.11.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учебная и научная литература

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право/ - 3-е изд., пересмотр.и доп. - М. : Норма, 2008. - 816 с

Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право. История развития и основные современные концепции М.: Юристъ, 2002. - 410 с

Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А и др.; под ред. А.Я Сухарева, В.Е. Крутских. - Большой юридический словарь / Авт.-сост - М.: Инфра-М, 2003. - 704 с

Крутик А.А. Шпаргалка по административному праву: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 40с

Мелехин А.В, Административное право РФ, Курс лекций, 2009-619с

Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., С. В. Тихомиров; под ред. Л. Л. Попова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013



Просмотров