Курс лекций по прокурорскому надзору. Прокурорский надзор: конспект лекций. · Объяснить и раскрыть студентам этапы развития органов прокуратуры Кыргызской Республики

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет

В. Н. Дранников

КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Учебное пособие
Для студентов специальности
021100 Юриспруденция

Таганрог 2004

Рецензент: канд.юр.наук Зарва Г.Н. (Таганрогский институт управления и экономики).

Дранников В.Н.
Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное
пособие. − Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 120 с.

Настоящее учебное пособие представляет собой набор основных лекций по
общей части учебной дисциплины «Прокурорский надзор», которые систематизированы в определенной последовательности.
Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников высших образовательных учреждений. Может представлять практический
интерес и для широкого круга читателей, интересующихся юриспруденцией.

С Дранников В. Н., 2004

Содержание:
Указатель сокращений……………………….……………………………….. 4
1. Лекция № 1.
Содержание и основные понятия
дисциплины «Прокурорский надзор»…..…………………………………… 5
2. Лекция № 2.
Исторические этапы учреждения,
становления и развития прокуратуры
России…………………………………………………………………………. 8
3. Лекция № 3.
Предмет, функции, направления
и система учебной дисциплины
«Прокурорский надзор»……………………………………………..………. 36
4. Лекция №4.
Цели, задачи и принципы
деятельности прокуратуры РФ……………………………………………… 40
5. Лекция № 5.
Система, структура, организация
и управление деятельностью
прокуратуры РФ ……………………………………….…………………….. 44
6. Лекция № 6.
Правовое регулирование деятельности
прокуратуры РФ……………………………………………………………… 58
7. Лекция № 7. Специализированные прокуратуры в РФ ………………… 63
8. Лекция № 8. Концепция развития прокурорского надзора в РФ………. 69
Приложение
1. Конституция Российской Федерации
от 12 декабря 1993 года (извлечение)…………………………………………………………………………….. 74
2. Федеральный Закон
«О прокуратуре Российской Федерации»
(в редакции федеральных законов:
от 17.11.95 № 168 - ФЗ, от 10.02.99 № 31
- ФЗ, от 19.11.99 № 202 - ФЗ, от 02.01.2000 № 19 - ФЗ)………………..… 77

Указатель сокращений:

Арбитражно-процессуальный кодекс.

БВС СССР

Бюллетень Верховного Суда СССР.

БВС РСФСР -

Бюллетень Верховного Суда РСФСР.

Бюллетень Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ.

Главная военная прокуратура.

Гражданский кодекс РФ.

Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Министерство внутренних дел РФ.

Исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскные мероприятия.

Российская Федерация.

Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Федеральный Закон.

Федеральная служба безопасности.

Лекция № 1. Тема: Содержание и основные понятия дисциплины
«Прокурорский надзор».
1. Краткое содержание курса.

1. Краткое содержание курса.
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в
Российской Федерации, согласно Конституции РФ и Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации», рассматривается как одна из самостоятельных
форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач
по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости, а также является одной из наиболее
существенных гарантий по реальной охране прав и законных интересов граждан.
В содержание курса правовой дисциплины «Прокурорский надзор» в первую очередь входят:
- раскрытие задач прокуроров и их полномочий;
- существо актов прокурорского реагирования (протест, представление, постановление - универсальны для всех направлений прокурорской деятельности, но в каждом
из них есть своя специфика), их структура, реквизиты, требования правового и стилистического характера;
- изучение тактики и методики осуществления прокурорского надзора;
- положение о единстве и неделимости прокурорского надзора (акты, равная мера
прокурорского реагирования на любую проблему);
- система и структура органов прокуратуры;
- формы участия прокуратуры в совершенствовании законодательства и правовой
пропаганды;
- взаимодействие с другими правовыми учебными дисциплинами (уголовное и уголовно-процессуальное право, гражданское и гражданско-процессуальное право,
административное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, семейное право, трудовое и др. отрасли права).
2. Общепринятая терминология.
Для успешного усвоения курса прокурорского надзора необходимым условием является освоение терминологии, которая выработана в теории и практике
прокурорского надзора и активно используется в научной, учебной и практической
деятельности.
Коренным практически для всех остальных терминов является понятие
«прокурор». Однако для удобства усвоения курса освещение этих терминов целесообразно разделить на две группы в зависимости от того, является ли то или иное
понятие правовой категорией закона или же не упоминается в нем, но присутствует
в литературе по прокурорскому надзору, разрабатывалось в одноименной теории.
Итак, к первой группе терминов относятся:
прокурор − физическое лицо, состоящее на постоянной (или временной) службе в
органах прокуратуры, принятое на работу в установленном ФЗ «О прокуратуре РФ»

Порядке и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора.
«прокурор» имеет два значения:
1) должностное лицо собирательное, обобщающее;
2) другие должностные лица, выполняющие прокурорские
функции.
Прокурорский работник - под ним, согласно Федеральному Закону «О прокуратуре РФ» ст.41, понимается работник органа учреждения прокуратуры, имеющий
классный чин или воинское звание, но выполняющий функции, не связанные с надзором или следствием и др. оперативной деятельностью (научной, педагогической и
др.).
Прокурорский надзор - триединое понятие:
1) основная функция прокуратуры, как самостоятельный и специфический
вид государственной деятельности федеральной государственной службы
(надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел в суде,
участие в правотворческой деятельности, координация борьбы с преступностью и др.).
Важнейшая функция - надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;
2) отрасль юридической науки - сумма знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, методах и средствах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т.д. (тесная взаимосвязь с науками: уголовное,
уголовно-исполнительное, гражданское и арбитражно-процессуальное право, криминалистика и др.);
3) учебная дисциплина - часть учебных программ юридических образовательных учреждений, которая по структуре и содержанию делится на общую и особенную части, как и во всех юридических дисциплинах.
В общей части рассматриваются вопросы предмета, метода, системы, целей, задач и
принципов, а также полномочий прокуроров и т.д.
Содержанием особенной части является правовая информация об особенностях осуществления деятельности прокуратур на отдельных направлениях прокурорского надзора, о специфике прокурорского реагирования на различные виды
неточности требований Конституции РФ и всех законов.
Предмет прокурорского надзора - также входит в эту группу (тема 3, вопрос 1).
Полномочия прокурора - совокупность его прав и обязанностей, установленные ФЗ
«О прокуратуре РФ» ст.22 (требования предоставления материалов, статистики и
др. сведений), ст. 30 (исполнение законов при осуществлении ОРД, следствия, дознания, отмены при этом незаконных решений и т.д.). Ряд полномочий предоставляются соответствующими статьями УК, ГК, АрбК, УПК, ГПК, АрПК и др. законами
РФ при обязательном учете должностного положения прокурора и сферы его деятельности.

Вторая группа терминов курса прокурорского надзора содержит следующие:
Объект прокурорского надзора. Под ним следует понимать деятельность, связанную с исполнением законов, государственных органов, учреждений, организаций,
органов местного самоуправления, а также должностных и физических лиц.
Субъект прокурорского надзора - участник прокурорско-надзорной деятельности
(прокурор в узком и широком смысле этого термина), производящий проверку исполнения законов юридическими и физическими лицами (субъектами надзора). И
тех и других может быть несколько в ходе одной проверки.
Правовые средства прокурорского надзора - предусмотренные законами действия
и правовые акты, с помощью которых регулируются полномочия прокуроров
По цели правовые средства прокурорского надзора классифицируются на
следующие группы:
- правовые средства, направленные на выявление нарушений законов (требования от
руководства поднадзорных органов предоставления для прокурорской проверки
необходимых документов, их копий, материалов, статистических и иных сведений);
- правовые средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов
(протесты на незаконные действия поднадзорных; внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствовавших; требования об
отмене любых незаконных и необоснованных постановлений органов дознания,
следователей, а также постановлений администрации органов и учреждений);
- правовые средства предупреждения нарушений закона (санкционирование действий и решений должностных лиц в случаях, предусмотренных законом; дача согласия на совершение определенных действий, предусмотренных законом; принятие
решений; участие в производстве следственных и других процессуальных действиях; дача указаний следователю или дознавателю по вопросам квалификации преступления и т.д., внесение представлений);
- правовые средства привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение законов (возбуждение уголовного дела, возбуждение производства об административном правонарушении; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания);
- правовые средства возмещения ущерба, причиненного нарушением закона (предъявление и поддержание в судах иска в интересах пострадавших; дача письменных
указаний органам дознания и предварительного следствия о принятии мер по обеспечению гражданского иска).
Акты прокурорского надзора (реагирования) - документы, закрепляющие
специальное решение прокурора, которое выражает его реакцию на выявленные
нарушения закона (постановления, протесты, представления, письменные требования).
Методы и тактика прокурорского надзора также относятся к этой группе терминов, но рассмотрению их посвящен второй вопрос настоящей темы.

Контрольные вопросы
1.
2.
3.
4.
5.

Сформулируйте определение прокурорского надзора.
Назовите основные составляющие содержания прокурорского надзора.
По каким признакам определяются составы групп основных терминов
прокурорского надзора?
Приведите состав и понятие первой группы термина прокурорского надзора.
Приведите состав и понятия второй группы терминов прокурорского надзора.

Лекция № 2. Тема: Исторические этапы учреждения, становления
и развития прокуратуры России.
1.
2.
3.
4.

История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
Возникновение прокуратуры в России.
Послепетровский период развития прокуратуры в России.
Губернская реформа 1779 года в России и совершенствование
структуры органов прокуратуры.
5. Судебная реформа 1862 года.
6. Дооктябрьский период деятельности органов прокуратуры.
7. Послеоктябрьский период деятельности прокуратур в России.
8. Учреждение самостоятельных органов прокуратуры в СССР.
9. Военный период деятельности прокуратур.
10. Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992
года).
11. Развитие прокуратуры Российской Федерации (1992-н/в).
1. История возникновения прокуратуры в зарубежных странах.
На переломном этапе нынешних радикальных преобразований, когда
кризисное российское общество находится в поиске подходящих моделей государственных структур, часто с оглядкой на западный мир, юристы всё с большим интересом обращают внимание на многовековую историю петровского творения - прокуратуру. При этом они отмечают поразительное сходство противоречивой ситуации времен петровских и нынешних. Как и в тот переломный для Отечества период,
прокуратура сейчас подвергается суровому испытанию - от попыток растворения ее
независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного «ока государева».
Указом Петра I от 2 марта 1711 года в России учреждается фискальная
служба, назначение которой состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». В 1713
году в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714
года «О должности фискалов». В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требова-

Ния. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярна в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и
правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
За образец этой службы Петр I взял, по мнению некоторых источников,
государственные органы Франции, по мнению других − Германии, но на наш
взгляд, это разногласие не представляется существенным, так как появление первого органа власти, который выполнял функции надзора, связано с процессом утверждения королевской власти во Франции и борьбой королевской власти с феодальными сепаратистскими тенденциями. Как известно, в общеисторический промежуток времени Французское государство являлось одним из наиболее прогрессивных
государств в Европе, развивающихся на пути к установлению абсолютизма и складыванию единого национального государства. В связи с этим логично было бы
предположить, что Германия в дальнейшем позаимствовала у Франции некие черты
государственного устройства.
Следует отметить, что, в отличие от судопроизводства, зародившегося в
далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно. Считается, что впервые прокуратура была образована во Франции в
XIV веке в период инквизиционного процесса. Король Филипп IV Ордонансом от
25 марта 1302 года учредил прокуратуру как орган представительства интересов
монарха.
С первых лет существования это был сугубо обвинительный, карательный орган. Прокуратура Франции была предназначена для исполнения воли короля,
влияние которого на формирование ее органов и определение направлений в ее деятельности было весьма сильным. (Не без причины прокуратуры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».)
Сфера деятельности королевских прокуроров постоянно расширялась.
При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к
сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк
В.И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем»
защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо
из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы
промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявленным требованиям, чтобы и здесь не нарушались интересы короля.
Со временем в круг обязанностей прокурора был включен даже контроль
за работой сеньориальных и церковных судов. Велика была роль прокуроров и при
производстве дознания.
В 1586 году был принят Закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры в системе государственных

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Руководствуясь данной книгой, студент сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. В книге с учетом последних изменений в законодательстве РФ в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Прокурорский надзор». Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Структура и содержание книги соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов юридических вузов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. План:

      Прокуратура в государственно-правовой системе РФ.

      Предмет и система курса «Прокурорский надзор».

      Основные понятия курса «Прокурорский надзор».

    Вопрос 1.

    В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. (ст. 10 КРФ).

    В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение и в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» (в действующей редакции) представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (ст. 1 Закона).

    Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные органы государственной власти, осуществляющие правоприменение. Компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

    Законом о прокуратуре на нее также возложен надзор за исполнением законов:

      Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

      Судебными приставами;

      Администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, а также координацию деятельности правоохранительных органов.

    Названные функции и направления деятельности определяют и основные параметры характеристики отношений прокуратуры с органами исполнительной власти. Особенно это касается ее отношений с иными правоохранительными, а также контролирующими органами.

    Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов правоохранительными и контролирующими органами, за соответствием законодательству их действий и решений, направленных на выявление правонарушений, привлечение виновных к юридической ответственности.

    Контролирующие органы обязаны предоставлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе для преследования лиц, совершивших преступления.

    Прокуратура обязана информировать контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным ими материалам, при необходимости вносить предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

    Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои интересы, права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных федеральными законами. В суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

    Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или частное представление на незаконные либо необоснованные приговор, определение или постановление суда, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу на незаконное или необоснованное решение.

    Генеральный прокурор РФ вправе обращаться к Пленуму ВС РФ, Пленуму ВАС РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, административным, уголовным и иным делам. Т.о. прокурор в судах общей юрисдикции и арбитражных судах выступает в качестве стороны или участника соответствующего судебного разбирательства.

    Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

    При этом следует подчеркнуть, что суд принимает решения независимо от кого бы то ни было и подчиняется только закону.

    Прокуратура и Конституционный Суд РФ.

    Конституция РФ не указала Генерального прокурора РФ в числе субъектов полномочных обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций республик, уставов, а также иных законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в законную силу международных договоров РФ (ст. 125). Вместе с тем согласно ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» с последующими изменениями постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Генеральному прокурору РФ (ст. 77) как руководителю системы прокуратуры РФ, осуществляющей надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Это связано с юридической силой указанных постановление и заключений, ибо акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

    Согласно Закону о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    Прокуратура РФ и Президент РФ.

    Характер задач и полномочий прокуратуры исключает возможность ее отнесения к органам исполнительной власти. Хотя отдельные элементы таких взаимосвязей присутствуют в отношениях прокуратуры с Президентом РФ как с главой государства.

    Так, Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ только по представлению Президента РФ.

    Прокуратура РФ и законодательная власть.

    Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное назначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федерального Собрания – парламента РФ предопределяются тем, что парламент является представительным и законодательным органом РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального собрания и Президенту РФ доклад ос состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

    Генеральный прокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка. Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов о фактах нарушения законов проводят проверку информации и принимают соответствующие меры реагирования.

    Согласно закону Председатель Совета Федерации в порядке, установленном этой палатой российского парламента, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

    ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

    ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

    КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    СК Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

    ТК Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

    УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

    Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

    Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    ОРД – оперативно-розыскная деятельность

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ – Содружество Независимых Государств

    РФ – Российская Федерация

    Тема 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

    1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»

    Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.

    Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

    Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.

    Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

    Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знания полномочий прокурора, тактики и методики организации его работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.

    Для тех, кто поступит на службу в правоохранительные органы, прокурор будет являться должностным лицом, координирующим и направляющим деятельность по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Например, осуществляя уголовное преследование, прокурор является руководителем досудебного производства по уголовному делу. Его указания и распоряжения обязательны для исполнения как органами предварительного следствия и дознания, так и лицами, уполномоченными осуществлять ОРД. Знание положений соответствующих законов и ведомственных нормативно-правовых актов позволит избежать неприятных конфликтов с сотрудниками прокуратуры при исполнении ими своих обязанностей. Прочные знания об организации и деятельности органов прокуратуры имеют важное значение для успешной карьеры будущего юриста.

    Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.

    Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:

    – теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;

    – правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;

    – тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.

    Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

    – закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;

    – средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;

    – практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.

    1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти

    Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

    Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

    В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

    Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

    Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

    Краткий курс по прокурорскому надзору

    © Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2017

    1. Понятие и значение прокурорского надзора. Дисциплина «Прокурорский надзор»

    Прокурорский надзор представляет собой форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

    1. Прокурорский надзор наделен следующими признаками :

    Осуществляется от имени государства, т. е. не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов РФ, представительной, исполнительной или судебной власти, а от всех них в совокупности, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных лиц и физических лиц в соответствие с интересами государства;

    Это специфический, самостоятельный вид государственной деятельности, которую не могут кроме прокуратуры осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные организации, органы, должностные или физические лица.

    Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    2. Суть прокурорского надзора заключается во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.


    3. Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) выделяют следующие отрасли прокурорского надзора :

    ☑ надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры;

    ☑ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

    ☑ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    ☑ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    ☑ уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

    ☑ координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

    ☑ возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и другими федеральными законами.


    4. Прокуроры в соответствии с российским процессуальным законодательством:

    ☑ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами;

    ☑ опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

    Прокуратура РФ также принимает участие в правотворческой деятельности.


    5. Прокурорский надзор рассматривается также как:

    ☑ основная функция прокуратуры, которая заключается в том, что она является самостоятельным и специфическим видом государственной деятельности федеральной государственной службы;

    ☑ правовая учебная дисциплина;

    ☑ отрасль юридической науки.

    Как правовая учебная дисциплина прокурорский надзор включает изучение законодательства о прокурорском надзоре, теории и практики деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

    Как отрасль юридической науки прокурорский надзор – это сумма знаний о законодательстве, которое регулирует деятельность прокуроров по осуществлению надзора.


    6. Субъектами прокурорского надзора являются:

    Прокуроры – физические лица, принятые на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре, которые состоят на постоянной или временной службе в органах прокуратуры и исполняют должностные обязанности, предусмотренные данным Законом и приказами вышестоящего прокурора;

    Прокурорские работники – другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).


    7. Объектами прокурорского надзора являются предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

    2. Предмет, цели и задачи прокурорского надзора

    Под предметом прокурорского надзора понимается сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

    1. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных:

    С соблюдением Конституции РФ;

    Исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.


    2. Предметом прокурорского надзора является:

    ☑ соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    ☑ соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

    ☑ соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


    3. Целью прокурорского надзора является результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важная функция – надзор.

    Целями прокуратуры являются обеспечение:

    ☑ единства и укрепления законности;

    ☑ защиты прав и свобод человека и гражданина;

    ☑ верховенства закона;

    ☑ защиты охраняемых законом интересов общества и государства.


    4. Задачи прокурорского надзора многочисленны и существенно различаются между собой:

    ☑ средствам их решения;

    ☑ кругу субъектов, т. е. органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

    Под общими задачами понимаются укрепление законности, защита личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами.

    5. Специальные задачи стоят перед конкретным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений законов).

    Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.


    6. Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости:

    ☑ от направления (отрасли) прокурорского надзора;

    ☑ вида применяемого правового средства;

    ☑ конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (своевременность истребования нормативных правовых актов для проверки их соответствия закону, получение полной информации о конкретном нарушении закона, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.).

    Частные задачи не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

    3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

    Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ представляют собой основополагающие начала, которые закреплены в Конституции РФ и в других законах, определяющие сущность и предназначение прокуратуры, задачи и полномочия прокуроров, содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за исполнением законов.

    1. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.


    2. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются:

    Единство и централизация;

    Независимость;

    Законность;

    Гласность.


    3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются :

    ☑ на общие;

    ☑ внутриорганизационные.


    4. К общим принципам организации и деятельности прокуратуры относятся:

    ☑ законность – неуклонное соблюдение всеми законов и иных нормативных правовых актов;

    ☑ гласность – открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для средств массовой информации и граждан;

    ☑ единство – все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, образуют единую систему;

    ☑ независимость органов прокуратуры – все свои действия прокуроры осуществляют только на основе закона, материалов проверок, расследований, проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности;

    ☑ политическая независимость. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.


    5. К внутриорганизационным принципам деятельности прокуратуры относятся:

    ☑ зональный – означающий, что весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам;

    ☑ предметный – означающий, что критерием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, т. е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов;

    ☑ предметно-зональный – означающий, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения».


    6. Органы прокуратуры:

    ☑ осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

    ☑ действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

    ☑ информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.


    7. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных российским законодательством случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

    4. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокурора

    1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет установленную законом ответственность.


    2. Прокурор не обязан :

    Давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов;

    Предоставлять материалы кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.


    3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.


    4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо по решению вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

    Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в 10-дневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.


    5. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в Законе о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.


    6. Неисполнение требований прокурора , вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут установленную законом ответственность.


    7. Прокуроры участвуют в заседаниях:

    ☑ федеральных органов законодательной и исполнительной власти;

    ☑ органов местного самоуправления.


    8. Генеральный прокурор РФ , его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях:

    ☑ палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий;

    ☑ Правительства РФ.


    9. Прокурор субъекта РФ , города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях:

    ☑ представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ;

    ☑ органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.


    10. Прокурор , его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов:

    федеральными органами исполнительной власти;

    ☑ представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;

    ☑ органами местного самоуправления;

    ☑ коммерческими и некоммерческими организациями.


    вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

    5. Участие прокуроров в заседаниях. координация деятельности по борьбе с преступностью. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Участие в правотворческой деятельности

    1. Генеральный прокурор РФ , его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.


    2. Прокурор субъекта РФ , города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.


    3. Прокурор , его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.


    4. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов:

    ☑ внутренних дел;

    федеральной службы безопасности;

    ☑ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    таможенной службы и других правоохранительных органов.


    5. В целях обеспечения координации деятельности названных органов прокурор:

    ☑ созывает координационные совещания;

    ☑ организует рабочие группы;

    ☑ истребует статистическую и другую необходимую информацию;

    ☑ осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.


    6. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

    При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.


    7. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования.

    Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.


    8. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

    Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.


    9. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются :

    ☑ заявления, содержащие сведения о нарушении законов;

    ☑ иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.


    10. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

    Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда могут быть обжалованы только вышестоящему прокурору.

    Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.


    11. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

    6. Понятие отраслей прокурорского надзора

    Под отраслью прокурорского надзора понимается самостоятельная законодательно закрепленная часть направления деятельности прокурорского надзора, которая характеризуется наличием собственных объекта и предмета надзора, специфическими задачами и полномочиями прокурора в области надзора.

    1. К основным отраслям прокурорского надзора относятся:

    Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

    Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

    Надзор за исполнением законов судебными приставами;

    Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

    Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ);

    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

    Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.


    2. Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой , и соответственно такой системе необходимо четкое и постоянное взаимодействие всех подразделений в решении основных задач.


    3. Взаимодействие отраслей прокурорского надзора обеспечивается :

    ☑ планированием работы;

    ☑ деятельностью коллегий органов прокуратуры;

    ☑ подготовкой мероприятий, проверок;

    ☑ соответствующими нормативными правовыми актами прокурора;

    ☑ подготовкой документов прокурорского реагирования.



Просмотров