Колдоговор и ответственность сторон по его выполнению. Вводный инструктаж по безопасности труда. Порядок проведения и оформления. Особые нормы трудового законодательства, регулирующие применение труда несовершеннолетних

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждений, в организации. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом и законом Российской Федерации «Околлективных договорах и соглашениях». Решение о заключении коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общеесобрание (конференция) работников организации. Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора на равноправной основе образуется комиссия из наделенных полномочиями представителей. Работодатель издает приказ о формировании комиссии. Представители работников своим решением утверждают состав комиссии.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Стороны имеют право самостоятельно устанавливатьсрок в этих пределах. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами. Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти к согласию по всём рассматриваемым вопросам, то они составляют протокол разногласий. После того, как договор будет подписан сторонами (обычно руководителем организации и председателем выборного профсоюзного или иного уполномоченного органа), он с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду итрудовым отношениям для уведомительной регистрации.

Условия договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются. Содержание Договора обычно включает следующие положения:

Оплата труда, рабочее время и время отдыха;

Льготы для отдельных категорий работников;

Обязательства по обеспечению эффективной занятости работников и предоставлению особых льгот работникам при их высвобождении из организации;

Нормы и обязательства, регулирующие социальное обслуживание работников;

Социальное обеспечение и медицинское страхование; обязательства работодателя по охране труда;

Порядок внесения дополнений и изменений в договор, порядок контроля за выполнением договора, сроки отчета по выполнению условий договора, ответственность сторон,обязательства по обеспечению условий работыпрофсоюзов.

В содержание коллективного договора могут включаться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и платы положениями, установленными законодательством, дополнительныельготы компенсации. Порезультатам проведения аттестации рабочих,мест по условиям труда зарабатывается комплексный план мероприятийи соглашение по охране труда, соглашение является приложением к колдоговоруи должно бытьнаправлено на устранение выявленных недостатков, содержатьдополнительные мероприятия по улучшению условий труда, определять общиезатраты предприятия на мероприятия по охране труда. Установлена административная ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение договора, за непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров иосуществления контроля за соблюдением колдоговора.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

  • соблюдения законодательства;
  • полномочности представителей сторон;
  • равноправия сторон;
  • свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
  • добровольности принятия обязательств;
  • реальности обеспечения принимаемых обязательств;
  • систематичности контроля и неотвратимой ответственности.

Стороны коллективного договора и порядок его заключения

Сторонами коллективного договора выступают: работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным, в соответствии с уставом (положением) организации (иным локальным актом), лицом.

Работники, будучи стороной коллективного договора, являются самостоятельным субъектом трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица . При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора - ею являются работник (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Как отмечалось ранее, его представителем обычно выступает руководитель организации, но это могут быть и другие должностные лица организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом (положением) организации либо иными локальными актами.

Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом (распоряжением) работодателя.

Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная процедура разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. Допускается ведение переговоров от имени работников лицами, представляющими работодателей (ст. 36 ТК РФ).

В начале переговоров по новому коллективному договору любая из сторон вправе направить письменное уведомление в течение трех месяцев до окончания действия прежнего коллективного договора или в срок, указанный этим договором. Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия, составляется протокол разногласий. В течение трех дней после составления протокола стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Им обычно бывает авторитетный ученый (юрист, экономист, социолог), специалист или общественный деятель.

Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора. Работодатели обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают:

  1. представители работников;
  2. общее собрание (конференция) работников организации.

В целях конкретного ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

Работодатель и его уполномоченные представители обязаны предоставлять не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. При этом участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведедения, если они являются государственной или коммерческой тайной . Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются в установленном законом порядке к ответственности (ст. 37 ТК РФ).

При недостижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров. Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта, месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом по организации и решением профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

ТК РФ предусмотрел процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду по месту нахождения организации. Работодатель обязан направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий. С уведомительной регистрацией связывается вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора его сторонами.

Содержание и структура коллективного договора

Нормативные условия (положения) коллективного договора - локальные нормы права, установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются на работников данной организации либо ее производственной единицы. Нормативные положения призваны решать три группы правовых вопросов:

  1. когда законодательство прямо предусмотрело коллективный договорный порядок их разрешения;
  2. если существует явный пробел в законодательстве, но их разрешение коллективным договорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства;
  3. когда общие положения законодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения).

Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нормативных положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие: перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных отпусков; обязанность администрации не переводить учеников производственного обучения на другие работы, не связанные с осваиваемой профессией; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц, проходящих производственное обучение, и др.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальному правотворчеству .

В отличие от нормативных условий (положений) коллективного договора, его обязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.

Информационные положения коллективного договора - это такие положения, которые не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений, характерные и для работников данной организации.

Реализация коллективного договора и контроль за его выполнением

Под реализацией коллективного договора следует понимать осуществление на практике тех условий (положений), которые составляют его содержание. С юридической точки зрения практическая реализация коллективного договора призвана создать правовой климат для существования социально-партнерских отношений между работодателем и работниками, сгладить угрозу социального конфликта, обеспечить благоприятную социальную инфраструктуру для работающих. Реальное действие условий коллективного договора ведет к устранению конфронтации и установлению социального мира в организации, что способствует прогрессивному развитию производства , трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. И хотя в результате действия коллективного договора нельзя устранить эксплуатацию наемного труда, но ограничить работников от чрезмерной эксплуатации можно и нужно.

Срок действия коллективного договора по законодательству не должен превышать трех лет. Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет (ст. 43 ТК РФ).

В течение срока действия коллективного договора по взаимному согласию сторон в его содержание могут вноситься изменения и дополнения. Процедура их внесения определяется коллективным договором, а если она не определена - в порядке, аналогичном заключению этого договора.

При ликвидации организации законодательство гарантирует первоочередную защиту интересов работников, связанных с действием коллективного договора. Претензии работников по этому договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации до расчетов с бюджетом , банками и другими кредиторами в соответствии с действующим законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников организации по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор и приложения к нему.

Если происходит смена формы собственности организации, коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ст. 43 ТК РФ).

Ответственность за нарушение коллективного договора

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по коллективному договору предусматривается различными нормативными актами и имеет свою специфику в зависимости от того, какая сторона и какие конкретно лица оказались виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору.

Ответственность сторон социального партнерства. Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, установленных федеральным законом (ст. 54 ТК РФ).

Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора или строгого выговора).

За уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения, либо нарушение сроков их заключения предусмотрена ответственность (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанные выше нарушения производится судом:

  • по заявлению представителей работников;
  • по заявлению органов исполнительной власти по труду;
  • по инициативе прокурора .

Порядок и сроки рассмотрения дел об административных наказаниях регламентируются законодательством (КоАП РФ).

Действующее законодательство не предусматривает в отношении трудового коллектива и отдельных работников за невыполнение обязательств по коллективному договору какой-либо ответственности юридического характера. Они несут главным образом моральную и общественную ответственность. Если же, как указывалось выше, в невыполнении работником условий договора имеются признаки дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в надлежащих случаях (при наличии имущественного ущерба) - к материальной ответственности . Профсоюзный и иной уполномоченный работниками предприятия орган за невыполнение обязательств по договору несут моральную ответственность перед трудовым коллективом, который они представляют. Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительских обязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзной дисциплины - по уставу профсоюзов.

Если стороны предусмотрели в содержании коллективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, а работники и профсоюзная организация указанное обязательство не выполняют, то при признании забастовки незаконной они могут быть привлечены к юридической ответственности.

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отложении или приостановлении забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины. В случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба работодателю производится за счет профсоюзных средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

Социально-партнерские соглашения

Появившиеся в переходный к рыночной экономике период социально-партнерские соглашения на более высоком, чем предприятие, уровне - это новый в трудовом праве вид правовых актов-договоров.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений , заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. Как и коллективный договор, оно является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения иные. В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений коллективные соглашения могут быть: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные.

Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в масштабах Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты труда , а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Профессиональное тарифное соглашение предусматривает нормирование оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников определенных профессий. Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашений, они могут быть трехсторонними и двусторонними. При этом количество участников определяют caми стороны. Характер конкретных соглашений определяется уровнем регулируемых отношений. Действующее законодательство установило четыре возможных уровня заключения соглашений: общефедеральный, уровень субъекта Федерации, отраслевой и административно-территориальный.

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

  • при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов (например, ФНПР), общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
  • при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Роструд;
  • при заключении профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений выступают:

  • при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • при заключении отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта РФ;
  • при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления .

Заключению соглашений предшествует стадия ведения коллективных переговоров и формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей, являющихся участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, - в Роструд; соглашение, заключенное на уровне субъекта РФ, - в орган по труду субъекта РФ для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие действующему законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях. Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

В соглашениях могут также содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. Некоторые положения могут включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных договоров, заключаемых в организациях.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо с установленного в нем дня. В соглашении стороны определяют срок его действия и порядок контроля за выполнением. При этом срок действия не может превышать трех лет (ст. 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.

Когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, то действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение о тарифах, а также межотраслевое тарифное соглашение и профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50% работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения. По взаимной договоренности, т.е. в порядке, определенном соглашением, стороны могут вносить изменения и дополнения в его содержание. Если же указанный порядок в соглашении не определен, то изменения и дополнения вносятся в порядке, аналогичном заключению самого соглашения, т.е. с соблюдением процедуры предварительных коллективных переговоров.

Действенность соглашения зависит от его содержания и от контроля за его неукоснительным соблюдением. Контроль устанавливается на всех указанных выше уровнях заключения соглашений и осуществляется самими сторонами непосредственно или уполномоченными ими представителями и соответствующими органами по труду. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Юридическая ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение соглашений установлена в отношении лиц, представляющих в соглашении работодателя (объединение работодателей): за уклонение от участия в переговорах; за нарушение и невыполнение условий (положений) соглашения; за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля. Виновные лица в указанных случаях несут, как правило, административную ответственность.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждений, в организации. Порядок разработки и заключения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом и законом Российской Федерации «Околлективных договорах и соглашениях».

Решение о заключении коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общеесобрание (конференция) работников организации.

Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора на равноправной основе образуется комиссия из наделенных полномочиями представителей. Работодатель издает приказ о формировании комиссии. Представители работников своим решением утверждают состав комиссии.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Стороны имеют право самостоятельно устанавливатьсрок в этих пределах. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами. Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти к согласию по всём рассматриваемым вопросам, то они составляют протокол разногласий.

После того, как договор будет подписан сторонами (обычно руководителем организации и председателем выборного профсоюзного или иного уполномоченного органа), он с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду итрудовым отношениям для уведомительной регистрации.

Условия договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.

Обязательства по обеспечению эффективной занятости работников и предоставлению особых льгот работникам при их высвобождении из организации;

Нормы и обязательства, регулирующие социальное обслуживание работников;

Социальное обеспечение и медицинское страхование; обязательства работодателя по охране труда;

Порядок внесения дополнений и изменений в договор, порядок контроля за выполнением договора, сроки отчета по выполнению условий договора, ответственность сторон,обязательства по обеспечению условий работыпрофсоюзов. В содержание коллективного договора могут включаться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и платы положениями, установленными законодательством, дополнительныельготы компенсации.

Порезультатам "проведения аттестации рабочих,мест по условиям труда зарабатывается комплексный план мероприятийи соглашение по охране труда, оглашение является приложением к колдоговоруи должно бытьнаправлено на устранение выявленных недостатков, содержатьдополнительные мероприятия по улучшению условий труда, определять общиезатраты предприятия на мероприятия по охране труда.

Установлена ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение договора, за непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров иосуществления контроля за соблюдением колдоговора.


1.6. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению
Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из его основных трудовых прав и закреплено в ст. 21 ТК РФ.

Коллективный договор - это важнейший элемент организации трудовых отношений, правовая форма согласования интересов работодателя и работников. Условия договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для сторон социального партнерства, на которых они распространяются.

Инициатором коллективных переговоров с целью разработки, заключения, изменения и прекращения договора может выступать любая из сторон социального партнерства самостоятельно или представители работников и работодателя.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

В организации на равноправной основе формируется комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей работников и работодателя по соглашению между ними. Представители работодателя в состав комиссии назначаются работодателем или лицом, им уполномоченным.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ.

В соответствии со ст.40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Необходимость заключения коллективного договора в обособленных структурных подразделениях возникает в силу того, что они расположены вне места нахождения юридического лица или имеют свои специфические технологические и организационные особенности.

Коллективные договоры, принятые в филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях организации, не должны включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями коллективного договора организации.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:


  • формы, системы и размеры оплаты труда;

  • выплата пособий, компенсаций;

  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;

  • частичная или полная оплата питания работников;

  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

  • другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Минтруда РФ 6 ноября 2003г. разработан макет коллективного договора, носящий рекомендательный характер для сторон, участвующих в разработке и заключении коллективного договора.

Порядок, сроки разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами в процессе ведения коллективных переговоров.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

В соответствии со ст.50 ТК РФ коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее 1 месяца со дня получения соответствующего запроса.

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
2.1. Законодательство об охране труда
Изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин, позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов, влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

В широком значении охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, реабилитационные и иные мероприятия и это конкретизируется в ст. 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:


  • охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей;

  • направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия;

  • способствует его культурно-техническому росту, т.к. лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, развиваться, заниматься спортом, развивать личность. Охрана труда способствует гуманизации труда.
Экономическое значение охраны труда в том, что она:

  • способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики;

  • способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени.
Правовое значение охраны труда в том, что она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков и трудоспособности инвалидов.

Правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе его трудовой деятельности, но и для лиц, требующих особой заботы, уже при приеме их на работу. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы.

Вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, республиканском и региональном уровнях.

Охрана труда является важнейшим элементом правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Охрана труда является, по своей сути, одним из важнейших гарантов соблюдения трудовых прав граждан.

Принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. Конституции Российской Федерации установлено, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда…» (ст.7), «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…» (ст.37).

В соответствии со ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:


  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

  • указами Президента Российской Федерации;

  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ.

В случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:


  • на работодателей;

  • на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

  • на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

  • на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

  • на военнослужащих, направляемых на работы в организации;

  • на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной и муниципальной службе (ст. 11 ТК РФ).

В настоящее время законодательные акты РФ о труде и охране труда представляют собой цельную систему, устанавливающую нормы во всех областях трудового права.



Просмотров