Материальные источники по истории. Источники Церковного права. Материальные источники

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблем церковного права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе. Это вполне объяснимо, так как новой российской государственности должно соответствовать право, вобравшее в себя весь положительный опыт прежнего российского законодательства. Православное церковное право является одной из важнейших составных частей фундамента, на котором сформировалась российская правовая система.

Этот факт признается не только отечественными, но и зарубежными правоведами. Более того, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви - одной из влиятельнейших организаций нашего общества. Более того, основополагающие христианские ценности составляют базис и неисчерпаемый резерв развития современного российского законодательства.

В контексте разделения источников права на материальные, духовные, институциональные и формальные, православное церковное право было для норм российского законодательства не столько формальным источником, сколько духовным, ибо определяло внутреннюю сущность и социальную направленность правового регулирования.

Сама русская правовая ментальность формировалась под влиянием византийской идеи права, которая через посредничество Церкви была рецепирована отечественным правопорядком. Помимо этого, через каноническое право Россия усваивала достижения классической римской юриспруденции.

ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА

Принято различать источники материальные, т.е. причины производящие право, или законообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), - и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мы получаем знание о праве.

Источниками церковного права, понимаемыми в первом смысле, признаются:

а) божественная воля Основателя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Его ближайших учеников;

б) воля Церкви, выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или в церковной жизни и практике;

в) верховная государственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве).

Источниками второго рода, т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат:

а) священное Писание и священное Предание;

б) памятники церковного законодательства и церковный обычай;

в) государственные законы, относящиеся к Церкви.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Божественное право

Принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники - это документы, памятники, в которых изложены эти нормы.

Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании - ей Церковь будет подчиняться "Во все дни до скончания века".

Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер.

Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право.

Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письменно, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право.

Однако, как представляется, не включать в Божественное право те заповеди, которые, хотя и имеют свой источник в Божественной воле, но не носят абсолютно неизменного характера, а вызваны преходящими обстоятельствами времени, было бы насилием над логикой. Вопрос об изменяемости правовых норм следует отделить от вопроса об их источнике.

Неизменность нормы нельзя считать непременными критерием ее принадлежности к Божественному праву. С одной стороны, воля Божия выражается и в попечении о наших временных нуждах, а с другой - изменяемость правил апостольского а значит, Божественного происхождения нетождественна, их отменяемости.

Включение совершенной неизменяемости правовых норм в число критериев, выделяющих Божественное право из всей совокупности действующего в церкви права, - это дань несостоятельной теории естественного права (Божественное право иногда называют естественным церковным правом в противоположность положительному праву Церкви), а корни этой теории носят совсем не христианский характер, хотя она и оказала в свое время влияние на канонистов.

Нормы Божественного права не составляют в своей совокупности законодательного кодекса, который бы определял весь строй и порядок церковной жизни. Они служат первооснованием, высшим началом и критерием законодательства самой Церкви.

Нормативно-правовые акты как источники права, их виды и отличия от иных нормативных актов.

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права и является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе.

Нормативно-правовой акт специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права.

По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность;

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства;

Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.



3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости;

В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного права».

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.

Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства. На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников.

Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права, а это в свою очередь означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться в следующих случаях:

1. Если данное отношение не урегулировано законом;

2. Иные источники права не противоречат закону;

При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках.

Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Источники права в формально-юридическом и материальном смыслах

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму.

Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта.

Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять:

а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом

в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико- хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. - Право частной собственности является

основой всех прав человека.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы

выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.

Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

Виды источников права

Форма (источники) права – совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм.

Стороны формы права:

  1. Внутренняя – структура и система норм права в виде институтов и отраслей права;
  2. Внешняя – совокупность юридических источников, которые внешне формально закрепляют правовые явления;

Признаки форм права:

  1. Фиксирование и закрепление права;
  2. Источник правовой информации;
  3. Организация содержания права;
  4. Наличие официальных реквизитов;

Основные виды источников права:

  1. Правовой обычай – санкционированное государством обычное правило поведения, которое сложилось исторически ранее и вошло в привычку в результате длительного использования и повторения определенных действий;
  2. Правовой прецедент – это решение уполномоченного государственного (судебного) органа по определенному юридическому делу, которое принимается в качестве образца при последующем рассмотрении аналогичных дел;
  3. Нормативный договор – добровольно заключенный договор, который выражает общность интересов сторон, имеет нормативное содержание и влечет взаимную ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора;
  4. Правовая доктрина – принципы и нормы поведения, которые изложены в научных трудах наиболее авторитетных ученых и практиков и являются признанными государством в качестве общеобязательных;
  5. Нормативный правовой акт – официальный, властно–волевой акт–документ компетентного государственного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит нормы права;

Виды актов:

В зависимости от субъектов правотворческой деятельности:

  1. Акты, принятые на референдуме;
  2. Акты государственных органов;
  3. Акты иных социальных организаций;
  4. Совместные нормативно – правовые акты;

По срокам действия:

  1. Акты неопределенно – длительного воздействия;
  2. Временные акты;

В зависимости от сферы действия:

  1. Общефедеральные;
  2. Нормативные акты административно – территориальных единиц;
  3. Акты органов местного самоуправления;
  4. Локальные акты;

По юридической силе:

  1. Законы;
  2. Подзаконные акты;

Источники права – внешняя форма выражения правовых норм.

Виды правовых источников.

Проблема источников права в теории права многопланова. Прежде всего, нет общепризнанного понятия того, что же понимать под термином "источник права". Термин "источник права" очень многозначен. Так, под термином "источник права" понимаются:

  • а) силы, творящие право. Например, источником права считают волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть;
  • б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке гармоничного гражданского кодекса;
  • в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. Например, о правовых памятниках как об источниках говорят, когда проводят исследования Русской правды, Соборного Уложения и т.д.;
  • г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона. Многозначность этого термина вызывает определенные трудности. Для их преодоления в теории права используются два термина: источник права и форма права.

Источники права понимаются в двух смыслах: в материальном смысле - как силы, вызывающие право к жизни; в юридическом смысле - как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного характера. Во втором случае имеется в виду юридический источник права, или источник права в формальном смысле. Эти юридические источники именуют формами права. Поэтому весьма распространено использование выражения "источники (формы) права".

То есть, источник права - это способ внешнего выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного характера.

В теории выделяют следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, юридическая доктрина.

Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.

Обычай - основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом.

Можно выделить такие черты обычая как источника права, как продолжительность существования, непрерывность применения, локальный характер, санкционирование государством.

Продолжительность существования заключается в том, что обычай очень консервативен и образуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Непрерывность применения заключается в том, что для того, чтобы обычай как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется только в сознании народа и нигде не записан. Локальный характер обычая выражается в том, что он применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.

Судебный (административный) прецедент - основной источник права англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционных и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем, то есть индивидуальное решение становится нормой права со всеми вытекающими признаками. К основному достоинству судебного прецедента относится то, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретного дела. Недостатками судебного прецедента являются определенный субъективизм при возникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при применении.

Договор нормативного содержания - это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Основная характеристика нормативного договора, как источника права заключается в том, что он представляет собой добровольное волеизъявление сторон.

В отличие от нормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления, в нормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным правовым нормам (то есть при заключении договора стороны сами создают нормы права, определяют условия, в соответствии с которыми будут регулироваться их отношения). Но после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение условий договора влечет соответствующее наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Специфика нормативного договора как источника права выражается в том, что он предусматривает правила поведения, не содержащиеся в нормативных актах. В то же время эти новые правила не должны противоречить действующему законодательству.

Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще основной источник права), в гражданском, трудовом и некоторых других отраслях права.

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.

В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают как непосредственные источники права, но являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, совершенствовании законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают помощь в процессе реализации правовых норм.

В современном мире в качестве непосредственного источника права юридическая доктрина используется иногда в государствах с религиозными правовыми системами, в частности, в мусульманских странах. Поэтому некоторые авторы эти религиозные писания рассматривают в качестве отдельного, самостоятельного источника права. В настоящее время в ряде мусульманских стран по-прежнему достаточно распространенными являются тексты священных религиозных книг - Корана, Сунны, Кияса.

Нормативный правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов. Различаются: конституция - основной закон государства; конституционные законы; обыкновенные законы; подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Источник права - это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.). Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном.

Материальные источники права - Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения, те или иные материальные или духовные факторы, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

Формальные источники права - являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.

следующие формы (источники) права:
1. Нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты). Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:
1) они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;
5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права;

2.Судебный прецедент - это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела. В том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю. Это общее правило становится обязательным, частью действующего права, которое подлежит применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами.



3. Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе.

4. Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.
5. Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

6. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать.
7. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте.

46. Характеристика основных форм (источников) права

Форма (источник) права - способ закрепления и выражения правовых норм. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком реальном виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов обществаРазличаются следующие основные формы (источники права): 1. Правовой обычай - санкционированное гос-вом правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Наиболее древний вид источников права. Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно-властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективна. Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы.2. Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юрид. делу, которому гос-во придает общеобязательное значение. Суть юрид. прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос. органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. ЮП явл-ся одним из главных источников права. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальная доктрина стояла на позиции - при режиме социалистической законности судебные и административные органы должны применять право, а не творить его.3. Нормативный договор - правотворческий акт компетентных субъектов, которым закрепляются правовые предписания и устанавливаются права и обязанности по их реализации. Это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. В качестве примеров такой разновидности источника права можно назвать договоры, заключенные между Россией и иностранными государствами, федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, администрацией предприятий и трудовыми коллективами.Нормативные договоры обретают юридическую силу на основании положений закона. Так, международные договоры РФ становятся источником права потому, что в качестве такового их признает Конституция РФ. Как гласит уже упоминаемое нами положение Конституции (ч, 4 ст. 15), "международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".

4. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это официально юридический документ, изданный гос-вом, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой гос-ва. Устанавливается компетентными органами, содержит в себе юридическую норму и предназначен для урегулирования общественных отношений в определённой сфере. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются гос-вом.

А) Конституция (основной закон);б) Законы – акт правотворчества принятый представит. законодат. органом гос.власти, либо путем непосредственного волеизъявления народа (референдум) в особом порядке, имеющий высшую юр.силу и регулирующий наиболее важное обществ. отношение;в) Подзаконный нормативный акт – обладает меньшей юр.силой, чем закон (приказы, положения, инструкции федер.ведомств).г) Нормативные решения органов исполнит. власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. 47. Нормативно-правовой акт как источник права

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это официально юридический документ, изданный гос-вом, содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой гос-ва.

Нормативно-правовой акт - изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Виды:

1. По субъектам законотворчества:

а) Акты непосредственного народного волеизъявления (референдум).

б) Акты государственных органов.

в) Санкционированные гос-вом акты общественных организаций;

г) Акты органа самоуправления;

по издавшему их органу : акты парламента, правительства, министерства, муниц. органа и т.д.

2. По срокам действия:

а) Неопределённо - длительного воздействия.

б) Временные.

3. По сфере действия :

а) Общефедеральные.

б) Акты административно территориальных единиц.

в) Акты органов местного самоуправления.

г) Локальные акты.

4. По отрасли права:

а) Конституционному, б) Административному,

в) Гражданскому, г) Уголовному и т.д.

5. По юридической силе: Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или группы: законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых

В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Признаки:

а) Имеет письменную форму;

б) Имеет атрибуты: (наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответств. должн.лица и т.д.(реквизиты));

в) Обладает определенной юр.силой в зависимости от принявшего его органа и места акта в сис-ме НПА;

г) имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи);

д) Имеет определенный предмет регулирования;

е) Действует в течение определенного срока (указывается в акте, либо бессрочно до отмены);

ж) Охватывает своим действием конкретную территорию (вся страна, ее часть, отдельное учреждение,..);

з) Входит в единую иерархию НПА, взаимосвязан с др. НПА;

и) Содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;

к) Подкреплен возможностью гос.принуждения в случае нарушения его предписаний;

л) Принимается в специальном порядке;



Просмотров