Основные принципы федерального закона о безопасности. Новый федеральный закон "о безопасности" рф

Образование Российской Федерации как независимого государства выдвинуло проблемы обеспечения национальной безопасности в число первостепенных задач. Это не могло не отразиться на содержании нормативно-правовых актов и, в частности, действующего Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

Если рассматривать структуру данного закона, то он состоит из преамбулы, закрепляющей положения о назначении данного законодательного акта и его базовых структурных элементов;

Общего раздела I, который определяет понятие безопасности, объекты и субъекты обеспечения безопасности, виды угроз, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности. Раздел II раскрывает систему безопасности Российской Федерации, основные ее элементы и функции, разграничивает полномочия органов власти, силы и средства обеспечения безопасности. Раздел III закрепляет правовой статус Совета Безопасности, его состав и порядок формирования, основные задачи и порядок принятия решений Советом Безопасности, а также порядок формирования межведомственных комиссий. Раздел IV определяет финансирование деятельности по обеспечению безопасности, подчеркивает, что оно осуществляется в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий. В разделе V устанавливается организация и порядок контроля и надзора за деятельностью органов по обеспечению безопасности.

Таким образом, Высший совет обороны улучшит свою координационную деятельность, предусмотренную Конституцией и специальными законами в области национальной обороны, общественного порядка и национальной безопасности, ведущих через комплекс мер, исследований и исследований на уровне информационных учреждений, общественного порядка и обороны для решения кризиса. Программа повышения безопасности в домене общественного заказа. Правительство Румынии на основе сотрудничества с Президентом Румынии в Высшем совете обороны страны может быть эффективным в осуществлении Национальной стратегии предупреждения преступности.

Впервые в законодательной практике находят свое юридическое закрепление такие понятия, как «безопасность», «жизненно важные интересы», «угрозы безопасности», «субъекты обеспечения безопасности».

Безопасность определяется законом как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а сама угроза безопасности как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности законом предусматривается разработка систем правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формирования или преобразования органов обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В стратегии должны быть указаны цели и роль органов власти, школ, семьи и гражданского общества в предупреждении преступности. Теоретически цели стратегии должны учитывать факторы и условия, которые способствуют вовлечению в преступное поведение и учитывают: защиту местных общин и школ; осуществление специальных программ для молодежи и их семей, живущих в условиях высокого уровня преступности, которые порождают насилие в семье, сексуальное насилие, употребление наркотиков или поощрение культуры преступности, такой как бедные и периферийные районы в городских районах или районах смежно; осуществление специальных программ для маргинализованных людей, живущих в сокращающихся промышленных районах, интегрированных в местные и региональные программы развития; борьба с торговлей людьми и употреблением наркотиков; специальные программы для молодежи с поведенческими проблемами или общение в бандах для совершения преступной деятельности; специальные программы для общины рома.

Эти положения закона актуальны до сего времени. Несмотря на динамичный характер состояния безопасности, различную степень и уровень состояния защищенности, их зависимость от времени, остроты внутренних и внешних угроз и способности реагирования на них управляющей системы, принципы обеспечения остаются неизменными. Более того, они и сегодня являются методологическо-правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности. «Этот закон по идеям, заложенным в нем, является сейчас одним из самых прогрессивных в мире, поскольку предусматривает необходимость системного подхода к рассмотрению всех проблем национальной безопасности. Эта системность заключается не только в триаде «личность, общество и государство», но и в сочетании внешней и внутренней безопасности, а также ряда отдельных видов безопасности» .

Ценности национальной безопасности Значения национальной безопасности определяются как социальные отношения, посредством которых существуют и проявляются экзистенциальные фундаментальные атрибуты румынского государства, конституционные права и свободы, а также интересы и потребности национальной безопасности. Значения национальной безопасности определяются потребностями национальной безопасности.

Фундаментальные потребности в области безопасности также относятся к решениям о доступе к жизненно важным стратегическим ресурсам для существования нации, потребностям граждан и общин и их защите от любых угроз. Они обеспечены возможностями общества, его устремлениями в контексте внутренней и международной безопасности и удовлетворены в отношении интересов национальной безопасности. В узком смысле интересы национальной безопасности определяют потребности и стремления страны, чтобы утверждать свои собственные ценности и гарантировать национальную идентичность и существование, выраженные через цели, пути и тактику, принятые на основе консенсуса всего общества с учетом их реализации.

Триада «личность, общество, государство» широко использовалась в теоретических работах русских ученых еще в XIX в. Так, исходя из особенностей угроз, отмечалось: «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как отдельному лицу, так и целому обществу и государству, другие - непосредственно правительству, третьи - главным образом отдельному гражданину. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству» .

Это связано с внутренней и региональной стабильностью, жизнеспособностью системы безопасности, к которой Румыния присоединилась, национальным богатством, всеобщим благополучием граждан, физическим здоровьем населения, защитой окружающей среды. Национальная безопасность - государство нации, социальные сообщества, граждане и государство, основанное на экономическом процветании, законности, равновесии и общественно-политической стабильности, выраженное через верховенство закона и гарантированное действиями экономического, политического, социального, юридического, военного характера, информационный и иной характер с целью неограниченного осуществления прав и свобод граждан, полного проявления свободы решения и действия государства, его основных атрибутов и качества субъекта международного права.

В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника угрозы на два типа - внутреннюю и внешнюю. В условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы (международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы) порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным, поскольку оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности.

Национальная безопасность - это впечатляющее, в целом противостоящее право, которое имеет в своем качестве ссылки ценности, интересы и национальные потребности, является основным условием существования румынской нации и государства, которая происходит из конституционного порядка и осуществляется в контексте субрегиональной, региональной и глобальной безопасности. Национальная система безопасности - орган законодательных, исполнительных и судебных органов, учреждений, экономических органов, неправительственных организаций и граждан, которые, согласно закону или свободно соглашающиеся, берут на себя обязательства или проявляют гражданские проблемы и озабоченности в отношении реализации, защиты или подтверждения ценностей и интересы безопасности.

Последовательная ориентация на такой подход позволит избежать разноголосицы в представлении дефиниций, противоречий в подходе к безопасности, укрепит терминологическую дисциплину в области безопасности.

Что касается основных элементов системы безопасности, то в соответствии со ст. 8 Закона ее образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Национальная система безопасности - все государственные органы с автономным статусом, а также другие юридически инвестированные учреждения для осуществления информации, контринформации и деятельности по обеспечению безопасности. Если, модернизируя Румынию, мы понимаем значительное повышение уровня жизни для обычного романа и другого отношения государства к потребностям гражданина, то эта модернизация невозможна без модернизации системы национальной безопасности. На долю, которую они представляют, а именно защита от «вооруженных нападений и принуждения, отсутствия внутренней подрывной деятельности и отсутствия эрозии политических, экономических и социальных ценностей, которые необходимы для качества жизни», национальная безопасность определялась как «великая политическая», «Отличная стратегия».

В качестве основных функций этой системы этим Законом определяются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Неудачи в такой области неприемлемы и, после их производства, могут быть включены в область политического банкротства. Они могут произойти от серьезного ухудшения качества жизни гражданина до потери независимости, потери территории или даже, в крайнем случае, исчезновения страны. На Западе, где мы недавно вернулись, национальная безопасность является общественным достоянием, чувство силы и эффективности обеспечивается качеством повседневной жизни гражданина. В этом смысле он может прямо выражать себя через общественные отношения или через средства массовой информации или мозговые центры.

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Весной того же года начались публичные дебаты по проекту стратегии национальной безопасности. Впоследствии эти же дискуссии расширились, в том числе обсуждения правовых рамок системы национальной безопасности. Вещи, казалось, были в пути. Центральная Европа, и особенно Юго-Восточная Европа, чревата национальным роспуском и геополитической фрагментацией. Государства исчезли и появились государства. Нервы румынских политических актеров были максимально растянуты, и не было времени для размышлений об архитектуре системы национальной безопасности или об улучшении ее демократического функционирования.

Безусловно, на практике диапазон функций данной системы значительно шире. Сюда могут входить планирование деятельности органов и сил безопасности в различных режимах функционирования системы; организация взаимодействия между различными государственными, коммерческими и общественными организациями; координация действий органов и сил по проведению мероприятий в области обеспечения национальной безопасности; обеспечение единства действий по укреплению безопасности на федеральном, местном и региональном уровне и др.

Все еще сильное влияние политической культуры национал-коммунистического режима не позволяло свободно обсуждать эту тему. И диалог в любом случае был бы трудным, потому что в то время на уровне «структур» существовал только опыт. Это будет долгими годами, пока Румыния не будет развивать зарождающуюся «культуру национальной безопасности». Мы знали о последствиях этого нового международного статуса для безопасности. Мы могли бы легче определить национальные, международные и международные миссии, друзей и даже потенциальных противников.

Структурные и функциональные компоненты представляют возможность определиться с понятием как системы безопасности Российской Федерации в целом, так и силами и средствами ее обеспечения. Под обеспечением безопасности Российской Федерации, исходя из содержания Закона, понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства. И как обязательное и непременное условие защиты национальных интересов - противодействие этим угрозам.

И последнее, но не менее важное: основные тенденции международной системы были видны. У меня был большой шанс перестроить систему национальной безопасности. Ремоделирование было и требуется, потому что система была построена в эпоху, когда данных и требований сегодняшнего дня не существовало. В начале 1990-х годов у нас не было такого тесного сотрудничества между румынской и западной разведывательными службами, но нет таких нетрадиционных форм европейского контроля над разведкой. Кроме того, в то же время мы накопили большой опыт функционирования системы национальной безопасности как в условиях демократического общества, так и в условиях новой международной системы.

Главной целью обеспечения безопасности Российской Федерации, исходя из общих положений Закона, является создание и поддержание необходимого уровня защищенности всех объектов безопасности. Экономическое, политическое, международное и военно-стратегическое положение страны должно исключать опасность ослабления роли и значения России как субъекта международного права, создавать благоприятные условия для развития личности, общества и государства.

Мы знаем наши уязвимости намного лучше, особенно те, которые связаны с коррупцией и очень неустойчивой этикой. Политический класс несет большую ответственность при обсуждении модернизации. Варианты политического класса должны быть очень четкими с точки зрения национальных интересов и определения приоритетности угроз этим интересам. Миссии для учреждений должны быть простыми и четкими приказами, как в рамках усилий по модернизации. И последнее, но не менее важное: политическая конкуренция не должна распространяться на учреждения национальной безопасности, а существенные убытки.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В соответствии с действующим законодательством государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии со ст. 12 Закона определяются силы и средства.

Это не позволило бы свободно обсуждать реальные проблемы в рамках национальной системы безопасности, но не относилось бы к производительности системы. Система национальной безопасности должна понимать, что модернизация Румынии имеет решающее значение для будущего, и ее следует поддерживать даже ценой жертвовать некоторыми «старыми традициями». Глобализация - это шанс, и вестернизация Румынии представляет гораздо меньшую опасность, чем бедность. Что касается гражданского общества, нам необходимо укрепить культуру безопасности, которая возникла в последние годы.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;

Факультеты политических наук должны расширить сферу озабоченности, способствуя появлению мастеров в области исследований безопасности. И средства массовой информации, которые были основным демократическим контролером системы национальной безопасности, пытаются, даже в ущерб прибыли, выделить больше пространства для модернизации национальной безопасности. Другие обязательства государств-участников - уважать права человека, поощрять и поощрять эффективное соблюдение этих прав, в том числе право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на равенство перед законом, а также эффективно пользоваться всеми основными правами и свободами человека.

Службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Что касается средств, то безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

В нем говорится, что в области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, договоров и международных конвенций, заключенных в этой области. Следует также подчеркнуть, что принцип уважения прав человека закреплен в Декларации принципов, регулирующих взаимные отношения между участвующими государствами с другими принципами, имеющими важное значение для отношений между государствами, такими как суверенное равенство, уважение одних прав собственности, отказ от использования, угроза, неприкосновенность границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела Из этого следует, что понимается, что принцип уважения прав человека - в концепции государств-участников - является важной нормой международного поведения, которая должна толковаться и применяться в полном соответствии со всеми другими основополагающими принципами.

Основные ресурсы обеспечения, помимо объективных преимуществ географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с ее интеллектуальным богатством, достаточно высоким научно-техническим потенциалом, возможностями ее природы и недр, перспективами в области демографии и рядом других факторов.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных федеральными законами, не допускается, гласит ст. 8 Закона, а относительно сил и средств - в ст. 12 сказано, что руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Остается заметить, что в числе основных органов системы обеспечения не назван внешнеполитический орган, каким является Министерство иностранных дел. Это министерство осуществляет государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. В настоящее время при обеспечении национальной безопасности упор делается на приоритет политико-дипломатических, международно-правовых, экономических и иных невоенных средств. Данный подход свидетельствует, что обеспечение национальной безопасности - долг всех государственных органов, а не только отдельных ведомств, пусть даже и силовых. Задача состоит в том, чтобы органы государственной власти и государственного управления всех уровней осознали свою обязательную сопричастность к решению проблем обеспечения национальной безопасности и не старались переложить эту функцию только на армию, милицию или контрразведку.

Закон Российской Федерации «О безопасности» полностью не решает этой задачи сегодня, как и десять лет назад, несмотря на свою прогрессивную концепцию. Он оказался рамочным правовым документом, обозначившим контуры системы обеспечения национальной безопасности.

В связи со сложностью социально-политической обстановки в обществе и, в частности, ввиду угрозы конституционной безопасности Российской Федерации, представляется необходимым разработать качественно новый Федеральный закон о национальной безопасности, который должен:

Определить систему органов национальной безопасности и сферу их деятельности;

Урегулировать координацию их деятельности и взаимодействия;

Определить содержание и модификации оперативной деятельности спецслужб и установить порядок использования ее результатов в профилактических целях и т.п.

При разработке новой редакции Закона о безопасности следовало бы признать необходимым принятие не Федерального, а Федерального Конституционного закона о национальной безопасности.

Следует признать также безусловное право Федерации на применение всего комплекса мер по защите общегосударственных интересов. Национальные интересы заключаются в поддержании целостности государства, утверждении единого суверенитета Федерации, сохранении общего экономического пространства, соблюдении однородности правового статуса человека и гражданина на всей территории страны.

Инструменты защиты интересов Федерации и санкции в отношении субъектов федеративных правоотношений должны быть четко прописаны в законе. Современное российское право не содержит необходимых механизмов, гарантирующих государственное и правовое единство страны.

Пока еще отсутствует единомыслие при определении как самого понятия юридической ответственности, так и классификации ее видов. Если известны и достаточно разработаны такие виды юридической ответственности, как уголовно- и гражданско-правовая. административная, дисциплинарная, материальная, то вопросы государственно-правовой ответственности только начинают разрабатываться и заявляться российскими правоведами.

В качестве рекомендации для включения в концепцию будущего Закона о национальной безопасности могут быть предложены такие элементы, как субъекты федеративной ответственности; перечень государственных органов, наделенных различными полномочиями по инициированию и прохождению процесса применения мер федеративной ответственности; основные признаки и виды федеративной ответственности.

В защиту такого кардинального предложения в сфере обеспечения национальной безопасности выступает факт отличия правовых мер от политических. Меры политической ответственности у всех на слуху: роспуск парламента, отставка правительства и др. Применяются они в соответствии с правовыми процедурами, но не в силу нарушения норм права, а по мотивам политической целесообразности. Федеративная ответственность наступает только и исключительно при нарушении норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Перечень механизмов федерального вмешательства достаточно широк:

Объявление режима чрезвычайного положения;

Введение прямого президентского правления; перераспределение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации;

Использование процедуры импичмента;

Роспуск законодательных (представительных) органов власти;

Меры финансового воздействия;

Перевод под непосредственное подчинение федерального правительства подразделений милиции;

Отмена незаконного решения органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

Ликвидация субъекта Федерации как самостоятельного образования.

Возможно, и эти меры не являются исчерпывающими для сохранения и безопасного функционирования государства и общества. Поэтому в проекте Закона должно быть прописано обоснование права государства на экстраординарные меры. Как и Закон о национальной безопасности, формы конкретных правовых механизмов и процедур федеративной ответственности являются перспективными и подлежат разработке в отечественном праве.

Оставление ситуации юридической безответственности субъектов федеративных отношений, как и отсутствие новой редакции Закона о национальной безопасности, чревато не только дезинтеграционными процессами, разрушением страны, но и угрожает сохранению и развитию в России национальных ценностей.

И в заключение справедливо обратиться к Г.Гегелю, который отмечал, что «сила страны состоит не в количестве ее жителей и солдат, не в плодородии земли и не в количестве территории, а в том, как посредством разумного соединения частей в единую государственную власть все это используется для реализации великой цели - совместной защиты» . Данная цель остается нереализованной на современном этапе. Российское государство, к сожалению, не обеспечивает полной безопасности каждому гражданину нашей страны, полной защиты его интересов


Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью ее деятельности.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты.

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

    личность - ее права и свободы;

    общество - его материальные и духовные ценности;

    государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности.

ОСНОВНЫМ субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные или иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает социальную и правовую защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии в законом.

Статья 3. Угроза безопасности.

УГРОЗА безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная или потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности.

БЕЗОПАСНОСТЬ достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности.

ОCНОВНЫМИ принципами безопасности являются:

    законность;

    соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности: конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.

ПРИ обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие требования даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

РАЗДЕЛ II.

СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Основные элементы системы безопасности.

СИСТЕМУ безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Статья 9. Основные функции системы безопасности.

ОСНОВНЫМИ функции системы безопасности являются:

    выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

    создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

    управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях;

    осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

    участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Верховный Совет Российской Федерации:

    определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

    разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

    устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;

    осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов государственной безопасности;

    не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации;

    определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

    ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Органы исполнительной власти:

    обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

    организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

    осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

    в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

    обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

    осуществляет правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

    обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности.

ОБЩЕЕ руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

    возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;

    совместно с Верховным Советом Российской Федерации определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

    контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

    в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

    не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.

Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации):

    в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;

    организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.

    Министерства и государственные комитеты Российской Федерации:

    в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивает реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

    на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности.

СИЛЫ и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, правоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушения порядка их деятельности.

РАЗДЕЛ III.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации.

СОВЕТ безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответственен перед Верховным Советом Российской Федерации за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования.

СОВЕТ безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР, Закона РСФСР "О Президенте РСФСР" и настоящего Закона.

В состав Совета безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности.

Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.

В число постоянных членов Совета безопасности Российской Федерации входят по должности: вице-президент Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации).

Секретарь Совета безопасности входит в число постоянных членов Совета безопасности, назначается Президентом Российской Федерации и утверждается в должности Верховным Советом Российской Федерации.

Членами Совета безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств: экономики и финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, безопасности, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, здравоохранения, Службы внешней разведки, а также иные должностные лица, назначенные Президентом Федерации с согласия Верховного Совета Российской Федерации.

В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет безопасности Российской Федерации может привлекать для участия в заседаниях на правах консультантов и других лиц.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности на территориях республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов для участия в работе Совета безопасности привлекаются их полномочные представители, а также председатель Государственного комитета Российской Федерации по национальной политике.

Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации.

ОСНОВНЫМИ задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:

    определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

    подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, преодолении или отмене чрезвычайного положения;

    разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

    совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации.

ЗАСЕДАНИЯ Совета безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Постоянные члены Совета безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса.

Решения Совета безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения Председателем Совета безопасности.

Решения Совета безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.

Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации.

СОВЕТ безопасности Российской Федерации в соответствии с основными задачами его деятельности образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе.

В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, отдельным проблемам обеспечения стабильности и правопорядка в обществе и государстве, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации

Советом безопасности Российской Федерации могут создаваться временные межведомственные комиссии.

Порядок формирования постоянных и временных межведомственных комиссий регламентируется Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

По решению Совета безопасности Российской Федерации постоянные и временные межведомственные комиссии могут возглавляться членами Совета безопасности, а также руководителями соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, их заместителями, либо лицами, уполномоченными на то Президентом Российской Федерации.

Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности Российской Федерации осуществляет его аппарат, возглавляемый секретарем Совета безопасности Российской Федерации.

Структура и штатное расписание аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также положения о его подразделениях утверждаются председателем Совета безопасности.

Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации.

НА межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности Российской Федерации возлагаются:

    оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, выявление источников опасности;

    подготовка научно обоснованных прогнозов изменения внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности Российской Федерации;

    разработка и координация федеральных программ по обеспечению безопасности Российской Федерации и оценка их эффективности;

    накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее усовершенствованию;

    информирование научных исследований в области обеспечения безопасности;

    подготовка проектов решений Совета безопасности Российской Федерации, а также проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности;

    подготовка материалов для доклада Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации.

РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ.

Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности.

ФИНАНСИРОВАНИЕ деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных средств.

РАЗДЕЛ V.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ.

Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности.

КОНТРОЛЬ за деятельностью по обеспечению безопасности осуществляет Верховный Совет Российской Федерации через Совет Республики и Совет Национальностей Верховного Совета Российской Федерации, соответствующие постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Органы государственной власти и управления Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению безопасности.

Общественные и иные объединения и организации, граждане Российской Федерации имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятельности органов обеспечения безопасности.

Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности.

НАДЗОР за законностью деятельности органов обеспечения безопасности осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Президент РФ Б. Ельцин.
Москва, Дом Советов России
5 марта 1992 года.

  • Экономика, Бизнес


Просмотров