Понятие особенности значение и цели систематизации законодательства. Систематизация законодательства: понятие и виды

Систематизация нормативных актов являет собой деятельность, которая направлена на совершенствование и приведение существующих правовых положений во внутренне согласованную, упорядоченную и единую систему. В современных государствах правотворческие органы принимают разные виды нормативных документов: законы, положения и т. п. В связи с этим имеет место постоянное и непрерывное движение правотворчества. Динамичное развитие социальных связей, формирование новых потребностей общества требуют структурированного правового регулирования.

Постоянное изменение системы, совершенствование и развитие, внесение изменений в существующие положения, принятие новых, отмена устаревших положений требуют укрупнения и приведения в определенную обоснованную структуру.

На карточках фиксируют или основные реквизиты документа (заголовок, вид, дату издания, место официальной публикации и прочее), или его полный текст. Последнее считается более предпочтительным. В соответствии с выбранным ранее рубрикатором составляются рубрики картотеки. Поиск карточек может осуществляться как вручную, так и автоматизированным способом.

Сис­тематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систе­му действующих законодательных актов с целью их доступнос­ти, лучшей обозримости и эффективного применения. В осно­ве этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются создание стройной систе­мы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение уста­ревших и неэффективных норм права, разрешение юридичес­ких коллизий (это расхождение правовых норм двух или более действующих НПА, регулирующих одно и то же общественное отношение), ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны 4 основные формы системати­зации: учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

1. Учет- сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение гос. органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Принципы: полнота, достоверность, удобство.

В России учету подлежат: (ФКЗ, ФЗ, Указы През-та РФ, НА Прав-ва РФ, Акты ФОИВ, законы субъектов РФ; акты соответствующих ОМС; нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; постановления Конст. Суда РФ.

Разновидности учета:

1)Журнальный учет – ведется по хронологическому и алфавитному предметному принципам. Наиболее удобная форма учета – тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

2) Картотечный учет – создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты НПА. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам.

3) Поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии – внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты НПА.

4) Автоматизированный учет – наиболее удобный и распространенный в настоящее время (с помощью компьютера). В России «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс».

2. Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае тек­стуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по тематическому принципу (т. е. по предмету регули­рования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Кроме того, инкорпорация под­разделяется на официальную (осуществляется специально на то уполномоченным субъектом и имеющая обязательный характер. Примером офиц-ой И. – Собрание зак-ва РФ) и неофициальную (осуществляемая специально неуполномоченным субъектом и не имеющая юридического значения).

Хронологическая инкорпорация – акты упорядочиваются по дате их принятия.

Предметная инкорпорация – акты упорядочиваются по предмету правового регулирования.

3. Кодификация - вид систематизации, который предпола­гает переработку норм права по содержанию и его систематизи­рованное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Всегда носит официальный характер. Кодифи­кация законодательства может быть всеобщей (когда переработ­ке подвергается все законодательство государства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законо­дательства) или специальной (охватывающей нормы определен­ного правового института).

Формы кодифицированных актов: Кодекс, Устав, Положения, Правила

4. Консолидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов без изменения их содержания. Осуществляется компетентными органами государства.

Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т.д. Так, в 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР объединил в один акт 48 ранее принятых нормативных актов о служебных командировках.

Систематизация – это обработка, приведение нормативных правовых актов в единую, согласованную систему.

Эта деятельность необходима для оперативного поиска нужных норм. Систематизация используется в качестве способа обеспечения субъектов права необходимой и достоверной нормативно‑правовой информацией. Кроме того, с течением времени в массиве законодательства образуются повторы и противоречия. Преодолеть эти недостатки помогают меры систематизации.

Виды систематизации различаются в зависимости от:

Глубины преобразований исходного нормативного материала. В одних видах систематизации осуществляется объединение нормативных актов без изменений содержания (инкорпорация), в других (например, кодификации) – принципиальное обновление законодательства, его глубокая переработка;

Субъектов, осуществляющих систематизацию. Одними видами систематизации могут заниматься любые лица (инкорпорация), другими – только официально уполномоченные лица, в первую очередь – государственные органы (кодификация);

Юридической силы результата систематизации. Например, результаты инкорпорации не имеют юридической силы, а результаты кодификации – обязательны для применения, поскольку они являются законами и иными нормативными актами (уставами и т. п.).

Выделяют следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – форма систематизации, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней отработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов.

Инкорпорация – не простое механическое перепечатывание текстов, а упорядочение. В данном случае осуществляется внешняя обработка актов. Она может выражаться во внесении в текст первоначального акта последующих изменений, удаление из документа отмененных норм. В сборник может входить только фрагмент нормативного акта, тематически подходящий для данного издания. Известны хронологические инкорпорации, объединяющие акты, изданные в определенный период времени. Разновидность хронологической инкорпорации – свод законов . Известны своды законов России 1832 года, законов СССР, РСФСР. Историческими примерами являются своды законов Юстиниана, Сперанского.

В современной России предпринята попытка создания такого рода акта. Еще в 1994 году Президент Российской Федерации издал Указ от 28 января 1994 года № 223, согласно которому была создана Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации. В числе иных перед Комиссией ставилась задача подготовки Свода законов Российской Федерации и Свода актов Президента и Правительства Российской Федерации. В 1998 году был издан Указ Президента РФ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». С изменениями 1995 года из 12 пунктов указа действуют два. Все полномочия по работе над Сводом переданы Государственно‑правовому управлению Президента Российской Федерации, которое осуществляет, в частности, подготовку контрольных текстов нормативных актов на машиночитаемых носителях и поддержание их в контрольном состоянии.



В зависимости от субъекта, ее осуществляющего, инкорпорация подразделяется на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

По способу охватываемого нормативного материала инкорпорация бывает генеральной и частичной. Генеральная инкорпорация включает все законодательство, а частичная объединяет группы актов по отдельным признакам.

Инкорпорированные документы могут быть статичными или развивающимися.

Примером развивающейся инкорпорации являются справочные правовые системы. Так, например, компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» содержит правовые акты, которые предварительно подвергаются профессиональной юридической обработке.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении. Инкорпорация справочной системы может быть произведена по запросу пользователя с использованием таких оснований, как тематика, вид документа, дата принятия, ключевые слова и другие.

Кодификация – это вид систематизации, осуществляемый законодательными органами с целью упорядочения правовых норм.

Кодификация используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую степень концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.

Особую важность в выделении кодифицированных актов в особый вид играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования кодекса. Можно выделить следующие признаки кодифицированных актов:

Высокая юридическая цельность и внутренняя согласованность кодифицированных актов;

Стабильность и устойчивость;

Широкий круг регулируемых отношений.

Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, сложившуюся группу.

Основным условием кодификации является требование к ее предмету, которым может быть группа нормативных правовых актов, представляющая собой систему, обладающую свойствами отрасли права.

Таким образом, кодификация не является разновидностью текущего правотворчества. Исходя из этого кодекс и текущий закон существенно различаются по своей структуре, роли в системе права, порядку формирования норм. Важными условиями для принятия акта в форме кодекса являются:

Устойчивость, стабильность общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

Сложившееся правовое закрепление данных отношений;

Отраслевая принадлежность положений нормативных правовых актов, которые предполагается положить в основу кодификации.

Консолидация – форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативные правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Эта форма систематизации носит производный комплексный характер. Она может производиться несколькими способами, в частности консолидация может быть осуществлена законодателем в виде принятия новой редакции какого‑либо закона.

Целью консолидации является устранение повторов. Количество актов при этом уменьшается, содержание не изменяется, за исключением редакторских исправлений. В процессе консолидации допускается унификация терминов, выравнивание стиля. Новый акт, консолидировавший прежние документы, полностью прекращает действие вошедших в него документов.

Занимая промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией, консолидация все же отличается от них. От инкорпорации ее отличают субъекты, осуществляющие систематизацию. Инкорпорация может осуществляться любыми субъектами, консолидация – правотворческим органом. Отличает их и результат систематизации. Инкорпорация завершается составлением сборников, собраний, а консолидация – принятием нормативного акта. От кодификации консолидация отличается глубиной переработки нормативного материала. Кодификация предусматривает существенное обновление, консолидация – только редакторское совершенствование.

Систематизация осуществляется также при издании одноименных законов, сменяющих друг друга. Так, например, в 1995 году был принят Федеральный закон № 154‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в который до 6 октября 2003 года вносились изменения. Новый Федеральный закон № 154‑ФЗ был принят 6 сентября. Статьей 84 этого Закона предыдущий Федеральный закон № 154‑ФЗ был отменен.

Выделяют такой вид систематизации, как учет, признаваемый также как метод хранения нормативной информации. В любом случае учет является самостоятельным видом юридической деятельности. Он включает в себя сбор нормативных актов, их обработку, хранение.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учеб. пособие. – Саратов: Гос. акад. права, 2000.

Концепция развития Российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова . – М., 2004.

Лукьяненко В.Е . Об однородных и комплексных отраслях права // Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения: Учен. зап. – Ульяновск, 1997. – Вып. 1 (3). – С. 24–29.

Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1998.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. – № 9.

Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 30.

Рыбаков В.А. Преемственность в праве и кодификации права // Журнал российского права. – 2007. – № 4.

Система и структура права, система законодательства. – М., 1999.

Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Моск. ун‑та. – Серия 11: Право. – 1994. – № 4. – С. 26–33.

Черенкова Е.С. Соотношение системы права и системы законодательства в современной России // Вопросы государства и права. – М., 2001. – С. 98–107.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М., 1994.

Контрольные вопросы

Из каких элементов состоит система права?

Какими признаками обладает институт права?

Какова роль предмета и метода правового регулирования для построения системы права?

Какие существуют виды отраслей права?

Глава 13. Правовые отношения. Юридические факты

Понятие правоотношения.

Признаки правоотношения.

Классификация правоотношений.

Субъекты правоотношений.

Объекты правоотношений.

Юридические факты.

деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений.отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение,приведение в определенную научно обоснованную систему. издание разного рода сборников и собраний законодательства.

С.з. необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности право-творческой деятельности,способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.

В понятие "С.з." включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.

Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ. нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет. в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предмет-ной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам,располагаемым по алфавиту (например, аванс , аккредитив , аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная. когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.

Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта(вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов,указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Иногда понятие С.з. имеет более узкий смысл, а именно инкорпорация законодательства в форме издания собраний законодательства, а также деятельность судебных и иных правоохранительных органов по текущему учету действующих нормативных актов.

ПиголкинА.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Систематизация законодательства - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное законодательство современных государств представляет обширное (порой трудно обозримое) нормативное хозяйство, состоящее из… … Элементарные начала общей теории права

    Юридический словарь

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

    Систематизация законодательства - упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих … Официальная терминология

    Систематизация законодательства - официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов и лиц, связанная с расположением по заранее определенным принципам нормативно правовых актов, приведением их во внутренне… … Теория государства и права в схемах и определениях

    систематизация законодательства - (систематизация права) процесс сведения к единству нормативно правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и… … Большой юридический словарь

    Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации… … Большой юридический словарь

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются … Энциклопедический словарь конституционного права

    - (см. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под систематизацией законодательства понимается деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне… … Юридический словарь современного гражданского права

Книги

  • Систематизация и кодификация информационного законодательства , . В сборнике, подготовленном по итогам Международной конференции по информационному праву, прошедшей 13-14 марта 2014 г., в Институте государства и права РАН на базе Сектора информационного…

Систематизация законодательства - упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, цельную систему.

Действующее право состоит из множества различных правоустановительных актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в кото-рых выражено и представлено нормативно-правовое со-держание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правово-го материала (и внутри отдельных правоустановительных актов, и в рамках всей совокупности таких актов) и удоб-ства практического пользования им применяются различ-ные способы (виды) систематизации правоустановительных актов.

Наиболее простым способом систематизации норма-тивно-правовых и иных правоустановительных актов явля-ется организация различных форм их учета по опреде-ленному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизиро-ванного) соответствующей правовой информации по инте-ресующему вопросу.

Более развитыми способами систематизации правоус-тановительных актов являются их инкорпорация, консоли-дация и кодификация.

Инкорпорация - это способ систематизации, кото-рый состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологичес-кому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или не-официальном порядке) разного рода сборники или собра-ния действующих правоустановительных актов по опреде-ленному предмету и кругу вопросов правовой регуляции. При подготовке таких изданий в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста публикуемого акта (изъятие из текста положений, утративших силу; внесение в текст уже ранее принятых новых правовых положений и т.д.). Но подобная обработка текста акта при инкорпорации не сопровождается изменением или редак-тированием действующих норм права, содержащихся в инкорпорируемых актах.

Инкорпорация - объединение в систематизированном виде действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания. Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Инкорпорация бывает систематической и хронологической. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов.

Официальная инкорпорация издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений.

Официозная инкорпорация - издание собраний актов компетентным органом (например, Министерством юстиции) по поручению правотворческого органа, но без его официально выраженного утверждения.

Неофициальная инкорпорация - издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий.

Консолидация — это способ систематизации, состо-ящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавли-вающим органом государства. При этом все прежние кон-солидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консо-лидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устарев-ших норм, установление ряда новых норм и в целом при-нятие нового правоустановительного акта.

Консолидация - вид систематизации, при котором множественность нормативных актов одного и того же предмета правового регулирования преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. При этом содержание отдельных нормативных актов не изменяется и не дополняется. Может осуществляться редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания. Консолидация используется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов. Она широко используется с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.

Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обнов-лении правовых норм определенной отрасли или подотрас-ли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Кодификационный акт отличается качественной новиз-ной содержащихся в нем нормативно-правовых положений. Это новый акт как по форме, так и по своему норматив-но-правовому содержанию и характеру. Некоторые кодифи-кационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотрас-левой характер и включают в себя все основные нормы со-ответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой под-отрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный ко-декс РФ и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).

Кодификация - создание законодателем (органом нормотворчества) сводного, систематизированного, внутренне согласованного, крупного нормативного акта. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов.

Всеобщая кодификация - вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.

Комплексная кодификация - состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.

Отраслевая кодификация - вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

Специальная кодификация - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).

Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила.

Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей со-ответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в част-ности, Свод законов Юстиниана (VI в.), а также подготов-ленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской импе-рии". В настоящее время готовится Свод законов РФ.

В различных национальных системах права и "право-вых семьях" имеются свои специфические концепции си-стематизации источников действующего права, свои осо-бенности в понимании и использовании тех или иных спо-собов и видов систематизации правоустановительных актов.

Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:

Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");

ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");

- "Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);

- "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

- "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);

- "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

- "Юридический Мир" (издательство "Дело и право");

- "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

Система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Виды учета : журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.

В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.

Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.



Просмотров