Характеристика действующей системы стандартизации в рф. Государственная система стандартизации в россии. Органы и службы стандартизации Российской Федерации

Основы стандартизации

Государственная система стандартизации
Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.
В России действует государственная система стандартизации (ГСС) , объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Объектами стандартизации являются изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.
Различают государственную (национальную) стандартизацию и международную стандартизацию .
Государственная стандартизация – форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных органов по единым государственным планам стандартизации.
Международная стандартизация проводится специальными международными организациями или группой государств с целью облегчения взаимной торговли, научных, технических и культурных связей.
Устанавливаемые при стандартизации нормы оформляются в виде нормативно-технической документации по стандартизации – стандартов и технических условий .
Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарт может быть разработан как на предметы (продукцию, сырье, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера труда, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством и др.
Технические условия (ТУ) – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным типам, маркам, артикулам продукции. Технические условия являются неотъемлемой частью комплекта технической документации на продукцию, на которую они распространяются.
Цели и задачи стандартизации
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) - с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Другими целями и задачами стандартизации являются:
1. Установление требований к качеству готовой продукции на основе стандартизации ее качественных характеристик, а также характеристик сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;
2. Разработка и установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий с учетом их назначения и условий эксплуатации;
3. Установление норм, требований и методов в области проектирования и производства с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;
4. Развитие унификации промышленной продукции, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
5. Обеспечение единства и достоверности измерений, создание государственных эталонов единиц физических величин;
6. Установление единых систем документации;
7. Установление систем стандартов в области обеспечения безопасности труда, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.

Формы стандартизации
В зависимости от метода решения основной задачи различают несколько форм стандартизации.
Симплификация – форма стандартизации, заключающаяся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его производстве марок полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п. до количества, технически и экономически целесообразного, достаточного для выпуска изделий с требуемыми показателями качества. Являясь простейшей формой и начальной стадией более сложных форм стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, так как приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование, отчетность.
Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации наиболее часто являются отдельные изделия, их составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Проводится унификация на основе анализа и изучения конструктивных вариантов изделий, их применяемости путем сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий, их составных частей и деталей к единой типовой (унифицированной) конструкции.
В настоящее время унификация является наиболее распространенной и эффективной формой стандартизации. Конструирование аппаратуры, машин и механизмов с применением унифицированных элементов позволяет не только сократить сроки разработки и уменьшить стоимость изделий, но и повысить их надежность, сократить сроки технологической подготовки и освоения производства.
Типизация – это разновидность стандартизации, заключающаяся в разработке и установлении типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т. п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Применительно к конструкциям типизация состоит в том, что некоторое конструктивное решение (существующее или специально разработанное) принимается за основное – базовое для нескольких одинаковых или близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений.
Агрегатирование – метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных и унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью.

  • Международный стандарт
  • Региональный стандарт
  • Госстандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)
  • Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
  • Стандарт отрасли
  • Стандарт предприятия

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.0).
Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные категории, которые должны быть удовлетворены (ИСО\МЭК2).
Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Технический регламент – регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

Единые государственные системы стандартов
На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 году. Основой её является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Фонд представляет четырех - уровневую систему:

  • Техническое законодательство – правовая основа ГСС.
  • Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
  • Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
  • Стандарты предприятий и технические условия.

Законодательная база ГСС находится в стадии становления.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) . Эта система устанавливает для всех организаций страны порядок организации проектирования, единые правила выполнения и оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства, что упрощает проектно-конструкторские работы, способствует повышению качества и уровня взаимозаменяемости изделий и облегчает чтение и понимание чертежей в разных организациях. ЕСКД включает в себя более 200 стандартов.
Единая система технологической документации (ЕСТД) представляет собой комплекс государственных стандартов, устанавливающих:
формы документации общего назначения (маршрутная карта технологического процесса, сводная спецификация, карта эскизов, схем и наладок и др.);
правила оформления технологических процессов и формы документации для процессов литья, раскроя и нарезания заготовок, механической и термической обработки, сварочных работ, процессов, специфичных для отраслей радиотехники, электроники и др.
Существует тесная связь между ЕСТД и ЕСКД. Эти системы играют большую роль в улучшении управления производством, повышении его эффективности, во внедрении автоматизированных систем управления и т. д.
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) устанавливает общие правила и нормы метрологического обеспечения. Основными объектами стандартизации ГСИ являются:
единицы физических величин;
государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы;
методы и средства поверки средств измерений;
номенклатура нормируемых метрологических характеристик средств измерений;
нормы точности измерений;
способы выражения и формы представления результатов измерений и показателей точности измерений;
методика выполнения измерений;
методика оценки достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
требования к стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;
организация и порядок проведения государственных испытаний, поверки и метрологической аттестации средств измерений, метрологической экспертизы нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической документации, экспертизы и аттестации данных о свойствах веществ и материалов;
термины и определения в области метрологии.

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Т.И. МОТОВА


ТЕМА:


ПЛАН:

  • 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • 3 ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

” В своем настоящем смысле стандартизация есть сочетание наилучших качеств изделий с наилучшими способами производства, для того, чтобы потребителю мог быть предложен наилучший продукт в достаточном количестве и по наиболее сходной цене”.

  • Генри Форд

Национальная система стандартизации РФ – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение НД в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.


Правовые основы стандартизации в России были

установлены Законом Российской Федерации

«О стандартизации »,

а с 01.07.2003 г. установлены

Законом РФ "О техническом регулировании".

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ; Постановлениями Правительства РФ; приказами Росстандарта РФ.

Основные положения национальной системы стандартизации


Этапы реформирования системы

(с принятием Федерального закона

«О техническом регулировании»)

Переходный

(2003–2010 гг.)

преобразование ГСС

в Национальную

стандартизации

с изменением

правового статуса

системы с государственного

на добровольный

Начальный (2002 г.)

состояние

Государственной

стандартизации

функционирующей

Окончание

формирования

национальной системы

стандартизации

системы, возглавляемой

негосударственной

организацией

и базирующейся

на национальных

стандартах только

добровольного

применения

Основные положения национальной системы стандартизации


Начальный этап

Основа ГСС – фонд законов, подзаконных актов, НД по стандартизации.

Фонд представлял четырехуровневую систему

1 уровень

4 уровень

2 уровень

3 уровень

Техническое

законодательство

  • государственные
  • стандарты

предприятий;

стандарты РФ;

  • технические
  • межгосударственные

стандарты (ГОСТами);

  • государственные

стандарты бывшего

СССР (ГОСТ);

  • правила, нормы и

по стандартизации;

  • ОБ ТЭИ
  • отраслевые

стандарты (ОСТ);

  • стандарты

технических и

инженерных

обществ (СТО)

Основные положения национальной системы стандартизации


Документы НСС

ГОСТ Р 1.0-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Р 1.2-2004 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

ГОСТ Р 1.5-2012 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Основные положения национальной системы стандартизации


Органы по стандартизация – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Высшим органом по техническому регулированию и метрологии является

Основные положения национальной системы стандартизации



НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях.

Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

Основные положения национальной системы стандартизации


Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Центральные организации

ТК по стандартизации

Академия Росстандарта России(учебная)

Региональные организации

Региональные

Региональные органы

Филиалы Академии Росстандарта России

Региональные лаборатории Государственного надзора

Отделы стандартизации предприятий

Службы стандартизации

Бюро стандартизации

Группы стандартизации в подразделениях

Лаборатории стандартизации и метрологии


Основные положения национальной системы стандартизации


В оргструктуре Росстандарта предусмотрены подразделения

для реализации значительного объема работ:

19 научно - исследовательских институтов,

13 опытных заводов,

Издательство стандартов,

2 типографии,

3 учебных заведения,

более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ).

Основные положения национальной системы стандартизации


Работы по государственной стандартизации планируются.

Составление планов находится в ведении Росстандарта РФ,

(Росстроя РФ).

Эти комитеты - основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных.

Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

Основные положения национальной системы стандартизации


Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организации).

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Росстандарта России (научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации.

Основные положения национальной системы стандартизации


  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральное конструкторское бюро» (ФГУП «ЦКБ»)
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное производственно-транспортное предприятие "Стандарт" (ФГУП ГПТП "Стандарт")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт метрологии" (ФГУП "СНИИМ")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-технический центр метрологии систем экологического контроля "ИНВЕРСИЯ" (ФГУП ГНТЦ "Инверсия")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (ФГУП "ВНИИФТРИ")
  • Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (ФГУП "ВНИИР")

Основные положения национальной системы стандартизации


Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты по стандартизации (ТК).

комитеты создаются на базе предприятий, специализирующихся по определенным видам продукции

По статистическим данным, на 2013г. в России было зарегистрировано 482 ТК.

ТК могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение таких заданий.

Основные положения национальной системы стандартизации


Основные функции ТК:

составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

оказание научно-методической помощи организациям, применяющим нормативные документы (НД);

привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

Основные положения национальной системы стандартизации


Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, стандартов в Российской Федерации осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти;

– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙКОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Контроль (надзор) может осуществляться на стадиях разработки, изготовления, реализации, эксплуатации, хранения, транспортировки продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг.

В отношении продукции Государственный контроль (надзор) за соблюдением Требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.


Основная цель государственного контроля (надзора) – это обеспечение безопасности продукции, работ и услуг, а также выявление фальсифицированной продукции.

Государственный контроль (надзор) осуществляют государственные инспектора по надзору за государственными стандартами.

В ходе проведения Государственного контроля (надзора) применяются различные методыизмерительный контроль, технический осмотр и другие методы, обеспечивающие

достоверность и объективность

результатов надзора.


По результатам проверок органы государственного контроля (надзора) вправе:

– выдавать предписания об устранении нарушений в установленный срок;

– принимать решения о полном или частичном приостановлении производства продукции, если невозможно устранить нарушения;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата о соответствии;

– привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.


При выявлении нарушений в ходе проведения Государственного контроля (надзора) в Российской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя, исполнителя или продавца.

Ответственность устанавливается:

Гражданским кодексом РФ,

Кодексом РФ об административных правонарушениях,

Уголовным кодексом РФ,

ФЗ «О техническом

регулировании»

и другими законодательными актами.


Список использованных источников

Основные источники:

1. Николаева, М. А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник / Николаева М. А., Карташова Л. В.; . - Москва: Форум: Инфра-М, 2010. - (Высшее образование). - 335 с.:

Дополнительные источники:

2. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 671 с.

3.Российская Федерация. Законы. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 дек. 2002 г. №184 –ФЗ: в ред. от 28.09.2010 г. – Режим доступа: КонсультантПлюс.

Интернет ресурсы

3. www. gostinfo.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

-----------

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

Им. проф. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА

П.М.Егоров

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

210312, 210402, 210405

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 006.063(076.5)

ББК Х621.149я73

Рецензент

технических наук С.А.Кравченко

Егоров П.М.

УДК 006.063(076.5)

ББК Х621.149я73

© Егоров П.М., 2010

высшего профессионального образования

Документы в области стандартизации.

Иерархия документов правовой и нормативной базы.

Закон юридический акт:

Принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения;

Регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Обладающий наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства.

Пример. Законами являются технические регламенты по вопросам ЭМС и безопасности.

Подзаконный акт – правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный акт принимаются на основании и во исполнение законов. В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:

Указы Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

Постановления палат Федерального Собрания РФ;

Решения судов и арбитражных судов.

Пример. Подзаконными актами являются нормативные правовые акты (НПА), содержащие обязательные требования к единой сети связи и к оборудованию связи.

Нормативный документ (НД) – документ устанавливающий правила, общие принципы и характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, доступный широкому кругу потребителей.

Пример. Стандарт – нормативный документ по стандартизации.

К документам в области стандартизации , используемым на территории Российской Федерации, относятся:

Национальные стандарты (ГОСТ Р);

Межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации (ГОСТ);

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке (ОК);

Стандарты организаций (СТО).

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Национальный стандарт (Российской Федерации) – утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) и доступный широкому кругу пользователей.

Правила (нормы) стандартизации – нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.

Рекомендации по стандартизации – документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации) – разработанный и принятый в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

Стандарт организации – стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Правила обозначения стандартов.

Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него тире четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта (года его регистрации).

Пример. ГОСТ Р 50628-2000

Примечание. До 2000 г. год принятия стандарта указывался двумя последними цифрами этого года. После 1 июля 2003 г. национальные стандарты Российской Федерации не принимают, а утверждают.

Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации и большинство из них содержит только дополнительные (конкретизирующие) положения к стандарту, устанавливающему общие (основные) требования к данному объекту стандартизации, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта.

Пример. Требования к аккредитации установлены в следующих стандартах: ГОСТ Р 51000.4-2008, ГОСТ Р 51000.6-2008 и т.д.

Если национальный стандарт Российской Федерации входит в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических национальныхстандартов Российской Федерации, то обозначение данного стандарта формируютпри его разработке в порядке, установленном основополагающим стандартомданной системы. При этом в обозначение стандарта включают одно-,двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой частиобозначения точкой.

Примеры. ГОСТ Р 8.563-96, ГОСТ Р 40.002-2000

Обозначение национального стандарта, идентичного международному, формируют из индекса «ГОСТ Р», обозначения соответствующего международного (регионального) стандарта (без указания года его принятия) и отделенного от него тире года утверждения национального стандарта Российской Федерации.

Примеры.

Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 10264:1990, обозначают:

ГОСТ Р ИСО10264-2003

Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту МЭК 61097-10:1999, обозначают:

ГОСТ Р МЭК61097-10-2004

Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО/МЭК 17025:1999, обозначают:

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000

Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса «ГОСТ»,регистрационного номера и отделенных от него тире четырех цифр года принятиястандарта (его регистрации в Бюро по стандартам).

Примечание. До 2000 г. год принятия стандарта указывался двумя последними цифрамиэтого года.

Пример. ГОСТ 22261-94

Система обозначений межгосударственных стандартов, имеющих общий объект стандартизации, входящих в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, а также стандартов, идентичных международному, аналогична системе обозначений национальных стандартов РФ.

Примеры. Для стандартов, имеющих общий объект стандартизации:

ГОСТ 30324.2-95

Для стандартов, входящих в систему(комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов:

ГОСТ 8.009-94

Для стандартов, идентичных международному:

ГОСТ МЭК 61097-10-2006 (идентичен стандарту МЭК 61097-10:1999)

Межгосударственному стандарту, модифицированному по отношению к одному международному (региональному) стандарту, после обозначения в скобках приводят обозначение примененного международного (регионального) стандарта.

Пример. ГОСТ 31245-2004 (ИСО/МЭК 15421:2000)

Эксплуатационные документы.

Для эксплуатации конкретных изделий, ознакомления с их конструкцией, изучения правил эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования), отражения сведений, удостоверяющих гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия и т. п. разрабатываются эксплуатационные документы.

Эксплуатационный документ (ЭД) – конструкторский документ, который вотдельности или в совокупности с другими документами определяет правилаэксплуатации изделия и (или) отражает сведения, удостоверяющиегарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик(свойств) изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течениеустановленного срока службы. К ЭД относят текстовые, графические и мультимедийные конструкторские документы, которые в отдельности или в совокупности дают возможность ознакомления с изделием и определяют правила его эксплуатации. ЭД подразделяют на виды, указанные в табл. 3.

Таблица 3 – Виды эксплуатационных документов

Вид документа Код Определение
Руководство по эксплуатации РЭ Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия ИМ Документ, содержащий сведения, необходимые для монтажа, наладки, пуска, регулирования, обкатки и сдачи изделия и его составных частей в эксплуатацию на месте его применения
Формуляр ФО ● Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия, а также сведения, которые вносят в период его эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные)
Паспорт ПС ● Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия
Этикетка ЭТ ● Документ, содержащий гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации изделия
Каталог деталей и сборочных единиц КДС Документ, содержащий перечень деталей и сборочных единиц изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др.
Нормы расхода запасных частей НЗЧ Документ, содержащий номенклатуру запасных частей изделия и их количество, расходуемое на нормируемое количество изделий за период их эксплуатации
Нормы расхода материалов НМ Документ, содержащий номенклатуру материалов и их количество, расходуемое на нормированное количество изделий за период их эксплуатации
Ведомость комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) ЗИ Документ, содержащий номенклатуру, назначение, количество и места укладки запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, расходуемых за срок службы изделия
Учебно-технические плакаты УП Документы, содержащие сведения о конструкции изделия, принципах действия, приемах использования, техническом обслуживании, областях технических знаний с необходимыми иллюстрациями
Инструкции эксплуатационные специальные ИС Документы, содержащие специальные требования, относящиеся к использованию по назначению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хранению, транспортированию и утилизации, оформленные в виде самостоятельных частей ЭД или в виде приложений к ним
Ведомость эксплуатационных документов ВЭ ● Документ, устанавливающий комплект эксплуатационных документов и места укладки документов, поставляемых с изделием или отдельно от него

● – обязательный документ

МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

3. Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Феникс, 2010.

4. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – СПб: Питер, 2006.

5. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Высшее образование, 2007.

6. Метрология, стандартизация и сертификация / Под ред. А.С.Сигова – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

7. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ.

8. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.

9. ГОСТ 1.5-2001. Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

10. ГОСТ 2.601-2006. ЕСКД. Эксплуатационные документы.

11. ГОСТ 8032-84. Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел.

12. ГОСТ 24343-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения.

13. ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

14. ГОСТ Р 1.1 -2005. Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.

15. ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.

16. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.

17. ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

18. ГОСТ Р 1.7-2008. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе международных стандартов.

19. ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.

20. ГОСТ Р 1.10-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.

21. ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации.

22. ГОСТ Р 1.15-2009. Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Порядок создания и функционирования. Термины и определения.

1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 3

1.1. Законодательная и нормативная база стандартизации. 3

1.2. Документы в области стандартизации. 7

1.3. Правила обозначения стандартов. 9

1.4. Эксплуатационные документы. 10

1.5. Объекты стандартизации. Виды стандартов. 12

1.6. Организация работ по стандартизации. 14

2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА СТАНДАРТИЗАЦИИ. 15

2.1. Научно-технические принципы стандартизации. 15

2.2. Система предпочтительных чисел. Параметрические ряды. 16

3. МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ. 21

3.1. Упорядочение объектов стандартизации. 21

3.2. Унификация, типизация и агрегатирование. 23

Унификация – рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Объектами унификации являются изделия, составные части, детали, комплектующие изделия, марки материалов и т. п. Ряды предпочтительных чисел, систематизация и классификацияявляются основой унификации. 23

3.3. Комплексная и опережающая стандартизация. 26

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ. 29

4.1. Международные организации по стандартизации. 29

4.2. Стандартизация в рамках Европейского союза (ЕС). 32

4.3. Национальная стандартизация в развитых странах. 34

Петр Михайлович Егоров

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

210312, 210402, 210405

Редактор Л.А.Медведева

План издания 2010 г., п. ____

Подписано к печати _______________

Объем 2,4 усл.-печ. л. Тираж 200 экз. Зак. ________

РИО СПбГУТ 191186 СПб, наб. р. Мойки, 61

Отпечатано СТ «Факультет ДВО» 191186 СПб, наб. р. Мойки, 61

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

-----------

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Им. проф. М.А.БОНЧ-БРУЕВИЧА

П.М.Егоров

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

210312, 210402, 210405

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 006.063(076.5)

ББК Х621.149я73

Рецензент

Ведущий научный сотрудник ФГУП «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева», доктор

технических наук С.А.Кравченко

редакционно-издательским советом университета

Егоров П.М.

А72 Основы стандартизации: методические указания к упражнениям и лабораторным работам (спец. 210312, 210402, 210405) / ГОУВПО СПбГУТ. – СПб, 2010.

Приведены подробные определения всех основных понятий стандартизации, развернутые пояснения к ним и необходимая литература. Издание обеспечивает самостоятельную работу студентов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», может быть использовано при подготовке студентов к проведению интернет-экзамена.

УДК 006.063(076.5)

ББК Х621.149я73

© Егоров П.М., 2010

© Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича», 2010

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4-5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОССТАНДАРТА РФ

Правовые основы стандартизации в России были установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации", а с 01.07.2003 г. установлены Законом РФ "О техническом регулировании". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ; Постановлениями Правительства РФ; приказами Госстандарта РФ.

В РФ действует Государственная система стандартизации (ГСС). Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

    ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

    ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

    ГОСТ Р 1.4-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

    ГОСТ Р 1.5-2002 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".

Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа - разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации. За разработку и / или принятие технологических регламентов отвечает регламентирующий орган власти. Выполнение регламента обеспечивает исполнительный орган по регламентам, который иногда может быть одновременно и регламентирующим органом власти.

Работа по стандартизации в России осуществляется руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями.

Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), который осуществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

    координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

    взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

    направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

    подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

    устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

    принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

    осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

    руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

    осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

    представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете

    сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

    руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

    осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

    участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

    устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций (с учетом международных договоров и соглашений России с другими государствами);

    при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

    организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

В оргструктуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно - исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Госстандарта РФ создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ). Эти комитеты - основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ).

Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

Основные функции ТК:

    определение концепций развития стандартизации в своей области;

    подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

    составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

    оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

    привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и НИИ Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов. Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций - разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий - основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

Закон "О стандартизации", принятый 10 июня 1993 года подводит нормативную базу на основании которой развивается стандартизация и сертификация в России. Закон о стандартизации вводит понятие стандартизации, устанавливает правила организации работ по стандартизации и сертификации, утверждает требования к нормативным документам по стандартизации и государственным стандартам. Дальнейшее развитие стандартизация и сертификация в России получили с принятием закона "О техническом регулировании", регламентирующем стандартизацию в области сертификации продукции и услуг, аккредитации органов по сертификации и регистрации систем сертификации в России. Государственные стандарты на основании закона о стандартизации принимает Госстандарт России. Стандартизация и сертификация продукции в строительстве, а также принятие ГОСТ на продукцию в строительстве в соответствии с законом о стандартизации принимает Росстрой РФ (Госстрой России). Стандартизация в России основывается также на целом ряде государственных стандартов, среди которых можно особо выделить ГОСТ 1.xx На нашем сайте вы можете ознакомиться с текстом и скачать ГОСТ любых видов. На сайте в открытом доступе выложены все действующие в России ГОСТ, это более 30 000 ГОСТ . Для всех ГОСТ раз в квартал проводится обновление текста и описания. Помимо ГОСТ на нашем сайте можно скачать ТУ бесплатно . Порядок стандартизации, разработки и принятия ГОСТ определяет Госстандарт России. По мере разработки новых ГОСТ, внесения поправок и изменений в тексты, проводится стандартизация базы данных и тексты ГОСТ публикуются на нашем сайте за 1-2 года до вступления в силу на территории России. Даты последнего обновления текста ГОСТ и стандартизации описания добавляются в описание стандарта. Стандартизация опубликования текстов ГОСТ устанавливает требования к защите опубликованных стандартов от изменения. В целях соблюдения требований стандартизации и сертификации каждый ГОСТ публикуется в графическом виде. Стандартизация отображения официальных документов в сети также распространяется на все текстовые изменения к ГОСТ. Нумерация государственных стандартов, а также стандартизация их по видам и происхождению производятся в следующей форме: Вначале номера ставится аббревиатура "ГОСТ", что означает "ГОсударственный СТандарт". Затем следует символ "Р", если стандартизация ГОСТ проводилась в России, а не в СССР. Далее, через пробел в номере ГОСТ следует стандартизация аббревиатуры аутентичности данного ГОСТ текстам международных стандартов ИСО, МЭК и т.п. После перечисления всех аббревиатур ставится номер ГОСТ. Возможны следующие варианты стандартизации: Поскольку стандартизация в России устанавливает обязательства Госстандарта России по опубликованию государственных стандартов в сети на безвозмездной основе, в то время как стандартизация в Европе, Америке и других странах предусматривает распространение стандартов на платной основе, то знание соответствия между стандартизацией аббревиатуры ГОСТ и его аутентичностью позволяет пользоваться международными стандартами без их приобретения. Такая особенность стандартизации в России изрядно портит настроение европейским и американским чиновникам, живущим за счет продажи стандартов ИСО и МЭК. В конце, после перечисления всех необходимых аббревиатур следует стандартизация числовой части номера ГОСТ. Все государственные стандарты имеют числовые номера вида XXXXX.XX.XX.XX-XXXX, где первое число определяет номер группы ГОСТ, второе номер подгруппы и так далее, последним ставится год. Стандартизация предусматривает указание года в номере ГОСТ из двух или четырех цифр, в зависимости от даты разработки стандарта до 2000 года или после. Иногда подгруппы ГОСТ разделяются символом "-" вместо точки, в данных случаях стандартизация проводилась с целью запутать запутанное, поскольку никакой объективной необходимости в такой замене нет.

ГОСТ на стандартизацию:

  • ГОСТ Р 1.0 Стандартизация. Основные положения.
  • ГОСТ Р 1.1 Стандартизация и сертификация. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.
  • ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в России. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
  • ГОСТ Р 1.4 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.
  • ГОСТ Р 1.5 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
  • ГОСТ Р 1.6 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.
  • ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов.


Просмотров