При осуществлении мероприятий по государственному контролю и муниципальному контролю. Муниципальный контроль - это что такое? Над какими структурами ФНС осуществляет контроль

1. Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля.

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контро-ля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов;

проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и т.д.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента РФ. Заместитель Председателя назначается на должность Со-ветом Федерации на тот же срок. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Для реализации возложенных на нее задач Счетная палата осу-ществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что включает в себя:

организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

подготовку и представление заключений в обе палаты парламента по исполнению названных бюджетов и т.д.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются, во-первых, на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды; во-вторых, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреж-дения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют пре-доставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего испол-нения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности СМИ.

Президент РФ. Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным Бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц и др.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (не-зависимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия необходимых мер.

В системе исполнительной власти образованы органы, наделенные специальной компетенцией в области финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство и федеральные службы.

Федеральное казначейство было образовано в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556і. В на-стоящее время его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7032. Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы страны, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Оно находится в ведении Минфина России.

Федеральное казначейство наделено следующими полномочиями для реализации стоящих перед ним целей:

доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

ведет учет операций по кассовому исполнению бюджетов;

открывает и ведет лицевые счета указанных субъектов;

составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета;

осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Наряду с перечисленными полномочиями Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными рас-порядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

В целях реализации перечисленных полномочий Федеральное казначейство имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

давать разъяснения по вопросам в сфере бюджетной деятельности;

организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок;

осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;

применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений обязательных требований в бюджетной сфере, а также меры по ликвидации последствий указанных наруше-ний.

Органы Федерального казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответ-ственность.

Правомочия органов Федерального казначейства в сфере финансовых отношений достаточно широки. Его роль значительно повышается в связи с передачей ему из банковской системы функций по кассовому исполнению бюджета, в соответствии со ст. 215.1 БК РФ.

В соответствии с БК РФ руководители органов Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством случаях операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Списание средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 284 БК РФ.

В целях усиления финансового контроля в 2004 г. была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), функционирующая на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 2781. Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Полномочия Росфиннадзора включают в себя осуществление контроля и надзора:

за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материаль-ных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

соблюдением требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций;

исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

исполнением бюджетов субъектами Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств и т.д.

Для реализации названных полномочий Росфиннадзор имеет право:

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов, данных с соответствующими документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять обязательные к исполнению представления и предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями нарушений зако-нодательства;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

давать разъяснения по вопросам компетенции Росфиннадзо- ра и др.

В ведение Росфиннадзора переданы контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина России. В свою очередь, Росфиннадзор находится в ведении Минфина России.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1 и Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в структуре Минфина России был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу. В рамках проводимой административной ре-формы Комитет был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, находящуюся в ведении Минфина России.

Служба наделена полномочиями:

по осуществлению контроля и надзора за выполнением всеми лицами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за привлечением к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

сбору, обработке и анализу информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подле-жащими контролю в соответствии с законодательством;

осуществлению проверок полученной информации о названных операциях, получению необходимых разъяснений;

Выявлению признаков, свидетельствующих о том, что опера

ция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма.

Служба также ведет учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, подлежащими контролю, формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых име-ется информация об их участии в экстремистской деятельности; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства в указанной сфере; принимает в пределах компетенции решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Служба координирует деятельность федеральных органов испол-нительной власти в данной сфере, а также направляет информацию по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией преступных до-ходов.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

В соответствии с Законом о налоговых органах РФ при Министерстве финансов РСФСР была создана единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, - Государственная налоговая служба РФ. Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В настоящее время правопреемником министерства является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Служба наделена широким кругом полномочий, включая осуществление контроля и надзора:

за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных платежей в бюджет;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Помимо названного ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщи-ков и иные полномочия.

В целях реализации полномочий ФНС России имеет право запрашивать и получать необходимые сведения от налогоплательщиков; проводить налоговые проверки, иные контрольные мероприятия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налоговых органов регламентируются также нормами, содержащимися в соответствующих статьях НК РФ.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере страховой деятельности возложено на Федеральную службу страхово-го надзора, созданную постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330, о чем подробнее говорится в гл. XIX учебника.

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков возложен на Федеральную службу по финансовым рынкам2. Это выражается:

1) в регистрации:

а) выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска;

б) правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами;

в) правил негосударственных пенсионных фондов, документов профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не-государственных пенсионных фондов;

осуществлении лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСФР России;

контроле порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

приостановлении эмиссии ценных бумаг;

проведении проверок эмитентов, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных субъектов в данной сфере;

проведении контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй; а также осуществляет иные функции по контролю и надзору.

Контрольные полномочия в сфере финансовой деятельности возложены также на Федеральную таможенную службу и Департамент экономической безопасности МВД России.

2. Ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, ведомствах руководителями соответствующих органов и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, ведомства.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Государственный контроль - надзор со стороны уполномоченных государственных органов, проводится с целью соблюдения законности, а также с целью обеспечения реального выполнения решений исполнительных органов.

Под контролем в муниципальном образовании понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик объектов и процессов установленным (плановым, нормативным) требованиям. Он ориентирован на соблюдение государственных и муниципальных норм и стандартов, строится на принципах законности, плановости, полноты и достоверности информации, целевого использования муниципального имущества и финансовых средств, эффективности контрольной деятельности

Виды государственного контроля:

    Конституционный контроль - вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законови иных нормативных актовконституцииданной страны.

    Валютный контроль- надзор государственных органов за соблюдениемвалютного законодательствапри осуществлениивалютныхопераций.

    Таможенный контроль- совокупность мер, осуществляемыхтаможенными органамив целях обеспечения соблюдениятаможенногозаконодательства.

    Иммиграционный контроль- комплекс мер, направленных на регулированиемиграциииностранных гражданилиц без гражданства.

    Государственный финансовый контроль- это система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению. В царской России существовал специальный орган финансового контроля -Государственный контроль Российской империи.

    Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами

Субъектами реального контроля явля­ются органы государственного управления федерального или ре­гионального значения. Органы государственного контроля соз­даны и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского го­сударства, а также из законодательно установленной сферы дея­тельности по контролю и надзору.

Система госу­дарственного контроля имеет вертикальные и горизонтальные структуры (органы). К ним относятся:

а) государственные органы контроля федерального значения и их подразделения, созданные в федеральных округах и субъектах РФ;

б) государственные органы контроля регионального значения - комитеты, комиссии, управле­ния и т. п., созданные в аппаратах руководителей исполнительной и представительной власти субъектов РФ.

Государственный контроль - это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на дости­жение целей государственного строительства и развития. Полно­мочия государственных контролирующих органов распростра­няются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования.

Президентский контроль. подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должно­стных лиц на предмет своевременности и эффективности испол­нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. характерна политическая составляющая, кот выразилась в деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах по укреплению вертикали исполнитель­ной власти, а также по упорядочению законодательства субъек­тов РФ в части его согласования и устранения расхождений с фе­деральным законодательством.

Среди субъектов президентского контроля особо выделяются: а) Контрольное управление Президента Российской Феде­рации; б) Военная инспекция (Управление военной инспекции аппарата Совета Безопасности Российской Федерации); в) управления - окружные инспекции аппаратов полномочных пред­ставителей Президента в федеральных округах.

К субъектам президентского контроля относятся структур­ные подразделения Администрации Президента Российской Фе­дерации, реализующие контрольную функцию, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контрольно-надзорные функции (ФСБ, ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонном заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, Фе­деральная служба исполнения наказания, ФС судебных приставов, ФМС)

Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участву­ют, например, в организации и проведении парламентских (депу­татских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др.

Счетная палата является постоянно действующим парламент­ским органом финансового контроля . Региональные контрольно-счетные палаты созданы практически во всех субъектах РФ. Счет­ная палата контролирует своевременность исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фон­дов по объемам, структуре и целевому назначению, анализирует выявленные отклонения от установленных показателей, готовит предложения по их устранению и совершенствованию бюджет­ного процесса в целом, проводит финансовую экспертизу проек­тов законов и нормативных актов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и их аппараты, на федеральные вне­бюджетные фонды. На органы местного самоуправления, предпри­ятия, организации независимо от форм собственности, контроль­ные полномочия Счетной палаты распространяются, если они получают, используют средства из федерального бюджета или уп­равляют федеральной собственностью, а также если они имеют предоставленные органами власти налоговые и иные льготы и преимущества.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам власти, руководителям про­веряемых предприятий представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а в ряде случаев и обяза­тельные для исполнения предписания. При неоднократном не­исполнении предписаний Счетной палаты ее коллегия может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, ор­ганизаций. В случае необходимости материалы проверки Счет­ная палата направляет в органы прокуратуры.

Правительственный контроль - контроль исполнительных органов государственной власти. Этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контроли­рующих организаций федерального и регионального значения.

федераль­ная служба занимается по контролем и надзором в уста­новленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Минис­терства РФ занимаются контролем деятельности только находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, т. е. осуществлять внутренний контроль. Федеральные службы по контролю и надзору, как правило, имеют федеральные подчиненные им территориальные органы на уровне субъектов Федерации, районов и городов.

Контрольное управление Президента РФ выполняет функ­ции контроля (включая проверки) исполнения федеральными органа­ми исполнительной власти и организациями федеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов и распоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФ Федеральному Собранию.

Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные подразде­ления осуществляют контроль соблюдения на­логового законодательства, учет налогоплательщиков и объектов облагаемого имущества, камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в об­ласти валютных отношений.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет конт­рольно-надзорную деятельность на рынке страховых услуг.

Банк России осуществляет контроль денежной массы в обраще­нии и банковский надзор. Банк России осуществляет жест­кий контроль наличных денег в обращении, а также валютных опера­ций коммерческих банков и валютной биржи.

Федеральная служба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнением организациями и физическими лицами за­конодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с целью противодействия коррупции и терроризму.

Федеральная таможенная служба наделена функциями проведе­ния таможенного контроля. Последний включает в себя контроль ис­полнения таможенного законодательства, контроль перемещения то­варов, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ, контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлину налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).

Государственный и муниципальный финансовый контроль является частью финансового контроля в широком

смысле слова. Помимо государственного и финансового контроля, существует и негосударственный финансовый контроль.

Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым кон-тролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.

Объектом финансово-правового регулирования является только государственный и муниципальный финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Выполнение этой обеспечивает «контроль рублем» за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств бюджета и госу-дарственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. на стадиях собирания, распределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств. В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой создание

эффективного финансового механизма1.

Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль состоит в:

проверках выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

проверках и ревизиях целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

проверках и ревизиях целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

проверках правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Государственный и муниципальный финансовый контроль отличается от экологического, различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической точки зрения государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово-правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образова-

См.: Теория финансов. Минск, 1998. С. 182.

ний. Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, использования средств государственных внебюджетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, института расходов государственных внебюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.

Кроме того, в комплексный финансово-правовой институт дарственного и муниципального финансового контроля включаются и нормы финансового права, регулирующие организацию и порядок проведения, общие цели, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характеристику его форм и методов.

В целях наибольшей доступности восприятия материала в данной главе будут рассмотрены общие вопросы государственного и муниципального финансового контроля, а фи

нансовый в бюджетной, налоговой сфере и т.д. будет

освещен в главах, посвященных бюджетному, налоговому праву идр.

Еще по теме § 1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля:

  1. § 2. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль
  2. § 2. Виды и органы государственного и муниципального финансового контроля

Базовым нормативным правовым актом в области государственного и муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В настоящее время ведется работа по внесению изменений с целью совершенствования механизмов проверок в отношении малого и среднего бизнеса.

«Частная собственность и свобода предпринимательства — такие же базовые ценности, как и патриотизм, уважение к истории и другие. Отношения бизнеса и государства должны быть партнерскими и равноправными» - сказал глава государства в ежегодном послании Федеральному Собранию. Одним из ключевых тезисов, касающихся бизнеса, стал тезис о реформировании контрольно-надзорной деятельности: проверки должны стать публичными, а предприятиям, работающим без нарушений в течение трех лет, следует предоставлять надзорные каникулы.

В настоящее время разработаны две концепции проекта федерального закона о государственном и муниципальном контроле: Высшей школы экономики и Минэкономразвития России. На основании обеих концепций Торгово-промышленной палатой РФ выработана свою точку зрения. Так, ТПП РФ поддержана необходимость введения риск-ориентированного подхода, альтернативных механизмов регулирования (СРО, добровольное подтверждение соответствия, страхование), обеспечение открытости информации, актуализация, систематизация и доведение требований к бизнесу.

В перспективе необходимо раскрытие обязательных требований к бизнесу на Едином портале как условие действительности проверки, проводимой в части соблюдения таких требований, введение института профилактических мероприятий, а также создание системы информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности, в том числе для оценки эффективности государственного контроля.

«В следующем году запускается специальный реестр - с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров», - заявил Президент РФ.

В соответствии с посылом, данным главой государства, 10 декабря 2014 в Государственной Думе принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон о проверках №294-ФЗ).

Напомним, что новый законопроект содержит идеи, сформулированные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, в том числе, в ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации, о ведении электронного реестра проверок предпринимателей.

Существуют две категории проверок предприятий: плановые и внеплановые. Информация о плановых проверках размещается на сайте Генпрокуратуры, и предприниматели знают о них заблаговременно. Сложнее обстоит дело с проверками внеплановыми: как следует из названия, они могут происходить внезапно. Несмотря на то, что закон предписывает контролирующему органу предупреждать предпринимателя о предполагаемой проверке за двадцать четыре часа, это правило редко соблюдается. О результатах проверок нигде не сообщается, то есть о них знают лишь сам предприниматель и инспекторы надзорного органа.

Единый реестр проверок призван обнародовать не только график плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, но и освещать результаты проверок, а также сведения о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Таким образом, проект закона предусматривает полное перенесение информации о проверках на единую электронную площадку.

По мнению ТПП РФ, введение реестра проверок должно, помимо информативной функции и функции учета, нести функцию защитного механизма для подконтрольных субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В этой связи Палата предложила внести в законопроект два важных положения:

1) проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера, не допускается;

2) результаты проверки, проведенной с нарушением вышеназванного положения, являются недействительными.

Однако введение реестра - это далеко не все, что предполагается сделать в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности. В частности, Торгово-промышленная палата России рассматривает введение единого реестра проверок как важный фактор реализации риск-ориентированного подхода, который предусматривает зависимость интенсивности проверок от степени риска причинения вреда и ущерба. Как показывает статистика, 89% всех контрольно-надзорных мероприятий проводятся такими органами как Ростехнадхор, Ространснадзор, МЧС. Это говорит о высокой степени влияния деятельности этих ведомств на бизнес. Поэтому, по мнению ТПП РФ, «пилотное» введение риск-ориентированного подхода целесообразно именно в этих структурах.

Кроме того, важным вопросом, требующим проработки, является ситуация с анонимными заявлениями, которые становятся основаниями для внеплановых проверок. Действующее законодательство не позволяет осуществлять внеплановую проверку по причине обращения анонима в контрольно-надзорные органы. Однако на практике такие случаи нередки. В 2014 году бизнес жаловался на проверки на основании сообщений, поступивших на телефон «горячей линии». «Натравливание» инспекторов зачастую выступает инструментом конкурентной борьбы среди предпринимателей и мести со стороны недовольных клиентов.

Внеплановые проверки составляют пятую часть всех внеплановых мероприятий, проведенных федеральными органами контроля. Препятствием для использования анонимных сообщений в качестве оснований для внеплановых проверок может стать предусмотренный Законом №294-ФЗ механизм согласования проверок с органами Генпрокуратуры.

Совершенствование порядка проведения контрольно-надзорных процедур является на сегодняшний день актуальной задачей, однако не менее важным является вопрос о справедливости наказаний за выявленные нарушения в ходе проверок предприятий малого и среднего бизнеса.

Согласно позиции ТПП РФ, необходима дифференциация штрафов в зависимости от категории подвергаемого штрафу субъекта малого и среднего предпринимательства, от уровня опасности, связанной с нарушениями, а также от того, впервые ли предприятие привлекается за правонарушение или имел место рецидив. Палатой уже было высказано предложение об отмене возможности административной приостановки деятельности на срок до девяноста суток в случае выявления нарушений. Кроме того, следует ограничить совокупный размер суммы штрафов на одного хозяйствующего субъекта, налагаемых по разным статьям КоАП в ходе одного контрольного мероприятия (предельную сумму необходимо установить, исходя из принципа дифференциации административного наказания). По мнению ТПП РФ, применение вышеуказанной системы наложения штрафов позволит в значительной мере исключить коррупционную составляющую и стимулировать представителей предпринимательского сообщества к исправлению выявленных нарушений.

Важным посылом стало сообщение Президента о надзорных каникулах, что подтвердили крупнейшие российские объединения предпринимателей, включая Торгово-промышленную палату. Вектор задан, и в будущем году предстоит большая работа по улучшению условий для бизнеса в целом совершенствованию механизмов контрольно-надзорной деятельности в частности.

Вопрос 4.

Вопрос 3.

Вопрос 2.

Вопрос 1.

В теории права ответственность рассматривается в форме позитивной и негативной ответственности. Под позитивной ответственностью понимается ответственная деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией РФ и закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" (т.е. в соответствии с законодательством). В науке муниципального права этот подход значительного числа сторонников не нашел, единственный - это профессор Коваленко, который пытается в рамках теории позитивной ответственности найти конструктивное начало. По нашему мнению, позитивная ответственность это не юридическая ответственность, и поэтому рассматривать ее не стоит.

Негативная ответственность - это неблагоприятные правовые последствия за принятие органами местного самоуправления или их должностными лицами противоправных решений и ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Традиционно в муниципальном праве эта ответственность делится на три вида, в зависимости от субъектов , перед которыми органы местного самоуправления несут ответственность:

  1. Перед населением, в результате утраты доверия.
  2. Перед государством, в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ и муниципальных образований.
  3. Перед физическими и юридическими лицами в порядке установленном законодательством.

При этом есть и некоторые нюансы в отношении этого казалось бы традиционного подхода. Напр., Тоболин понимает ответственность органов местного самоуправления как негативные юридические последствия за противоправные деяния, которые наступают в результате осуществления государством и населением функции контроля за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц. Но ответственность нельзя рассматривать как подотчетность, т.к. подотчетность более широкая категория.

Большинство авторов рассматривает юридическую ответственность исключительно в негативном аспекте, при этом субъектами ответственности являются органы и должностные лица местного самоуправления, основаниями ответственности являются противоправные действия и бездействия, и достаточно единогласно, субъекты перед которыми несут ответственность органы местного самоуправления, определяются как население, государство, физические и юридические лица.

Дополнительные основания классификации можно ввести, если смотреть через призму отраслей права: уголовная, административная, гражданская и т.д. Фактически все авторы говорят о том, что ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления имеет юридическую природу, но при этом упускают тот момент, что ответственность перед населением имеет не только юридическую, но и политическую природу (т.к. наступает в форме утраты доверия).



Практически все авторы говорят о том, что ответственность перед населением выступает в форме утраты доверия . Но виды ответственности, разные авторы, определяют по-разному: так почти все выделяют такую ответственность, как отзыв депутата . Рассматривая утрату доверия, Кутафин и Фадеев говорят о том, что это важный элемент не только применительно к местному самоуправлению, но и в целом к институту народовластия. И говорят, что утрата доверия возможна только в отношении выборных органов и должностных лиц. Такая констатация позволяет резюмировать, что перед населением в результате утраты доверия могут отвечать только выборные должностные лица. Отсюда вывод о том, что иные органы отвечают не перед населением, а перед органами и лицами, которых население уполномочило защищать свои интересы. Кроме этого, Кутафин и Фадеев разграничивают институт отзыва и институт выражения недоверия. При этом говорят о том, что выражение недоверия может выражаться в результате референдума либо на заседании представительного органа.

Васильев, рассматривая ответственность перед населением, говорит, что форма утраты доверия является в значительно степени общей и дает возможности найти причину утраты. Однако законодательство субъектов РФ позволяет выделить типичные причины утраты доверия:

  • ненадлежащее выполнение и невыполнение своих обязанностей;
  • совершение действий недостойных звания должностного лица.

Хотя и эти причины имеют достаточно общий характер. Но возникает вопрос, нужна ли тотальная детализация?

Предлагалось принятие и более мягких санкций - предупреждение населением .

В ряде субъектов РФ порядок отзыва депутатов необоснованно упрощен: не предусмотрены гарантии депутатской деятельности, отсутствуют четкие критерии оснований отзыва, нет четких критериев по количеству голосов отзывающих, не обеспечивается независимость избирательных комиссий и т.д.

Постовой также рассматривает институт отзыва депутатов, и утверждает, что правом на отзыв обладают граждане, проживающие в пределах избирательного округа, он считает, что вопросы отзыва не могут быть вынесены на местный референдум, т.к. есть гарантии, данные в федеральном законе и законодательстве субъектов РФ. Постовой признает отзыв единственной формой ответственности перед населением.

Тоболин: а) это политико-юридическая ответственность; б) утрату доверия считает чисто конституционной ситуацией. В тоже время, утрата доверия не является единственным основание ответственности перед населением, т.к. региональное законодательство устанавливает и дополнительные основания, напр., в Калужской области введена ответственность за неисполнение своих полномочий, а в Свердловской области, за нарушение правовых актов местного самоуправления. Он считает, что порядок досрочного прекращения полномочий конкретизируется в ряде субъектов РФ, а иные правила устанавливаются в уставах муниципальных образований.

Хрусталев в качестве основания приводит только утрату доверия населением, в качестве форм ответственности выделяет отзыв, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий.

В заключении можно сказать, что эта ответственность с точки зрения авторов, ее исследующих, вытекает логично из признания того факта, что население является субъектом муниципально-правовых отношений, а, следовательно, носит конституционный характер. Основанием ответственности является утрата доверия, хотя субъекты РФ могут устанавливать и иные основания. Общепризнанной формой является отзыв депутата, членов органа местного самоуправления, что касается выражения недоверия и досрочного прекращения полномочий, это виды ответственности также рассматриваются в качестве отдельных.

Ответственность перед государством устанавливается ст.49 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В соответствии с внесёнными изменениями в этот закон от 8 августа 2000 года, механизм ответственности существенно изменился. 8 августа было внесено еще три группы изменений, и эти четыре изменения составили конституционно-правовую реформу В.В. Путина, суть которой:

  1. изменить порядок комплектования Совета Федерации;
  2. появление президентских округов;
  3. изменение ответственности глав субъектов федерации;
  4. изменение механизма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, о чем мы сейчас и говорим.

Суть изменений . Представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования, принявшие нормативно-правовой акт, который признан судом противоречащим законодательству, обязаны отменить или изменить этот нормативный акт, а также опубликовать решение суда в течение 10-ти дней. Если же данный нормативный акт не отменен, и при этом произошло нарушение прав и свобод человека и гражданина или причинение другого вреда, то представительный орган может быть распущен, полномочия должностного лица досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

Процедура : если органы местного самоуправления не отменили нормативно-правовой акт, законодательный орган субъекта РФ по собственной инициативе или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ письменно предупреждает орган местного самоуправления (а высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупреждает главу муниципального образования) о возможности принятии к нему мер, установленных федеральным законом.

Если представительный орган или глава местного самоуправления в течение месяца не приняли изменений в противоречащий акт, то для них могут наступить отрицательные (вышеуказанные) последствия в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности. Представительный орган распускается в соответствии с законом субъекта федерации или федеральным законом. А глава местного самоуправления отрешается от должности указом главы исполнительной власти субъекта РФ, а главы станиц и т.п., отрешаются указом Президента РФ.

Кроме общего правила, в ст.49 введены дополнительные правила. Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, представительный орган местного самоуправления не отменил соответствующий нормативно-правовой акт, а законодательный орган субъекта федерации не принял вышеуказанные меры:

  1. то Президент РФ может выступить с инициативой федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления;
  2. Президент также может самостоятельно отрешить главу муниципального образования.

Одновременно с роспуском представительного органа (федеральным законом) и отрешением главы муниципального образования (указом Президента) назначаются выборы. При отрешении должен быть назначен временно исполняющий обязанности главы муниципального образования, право назначения такого лица предоставлено либо главе субъекта федерации, либо Президенту РФ.

Все эти варианты работают в том случае, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, права и законные интересы которых могут быть нарушены отрешением главы муниципального образования и роспуском представительного органа, могут обжаловать такое решение в соответствующий суд (в зависимости от органа, принимающего решение о роспуске). И суды должны рассмотреть и решить дело в течение 10-ти дней.

Это очень трудноосуществимая процедура, очень много слишком разных "если", очень много чисто юридических вопросов (почему это акт применения права оформляется в форме нормативного акта?). Таким образом, закон от 8 августа 2000, не только не снимает, но и добавляет новые противоречия, об этом говорил даже В.В. Путин.

Считается общепризнанным тот факт, что ответственность перед юридическими и физическими лицами является ответственностью гражданско-правовой. Основанием является незаконное действие/бездействие, в том числе принятие актов, противоречащих закону. Форма ответственности - возмещение убытков. При этом под незаконными действиями понимаются не только действия, которые не соответствуют закону, но и действия, которые не соответствуют иным нормативным актам любого уровня, в том числе и подзаконным. Особенностью данного вида ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления непосредственной ответственности не несут, но по решению суда, эта ответственность может быть на них возложена, причем содержание ответственности исключительно материальное.

Постовой, рассматривая эту ответственность, оперирует понятиями неправомерное и незаконное действие. Он считает обязательным признаком ответственности причинение имущественного или иного ущерба субъектам муниципально-правовых отношений. Этот ущерб возмещается за счет средств местного бюджета и за счет иного имущества муниципального образования, он может возмещаться как добровольно, так и по решению суда. Т.к. должностные лица не являются субъектами гражданского права, то с них можно требовать возмещения ущерба только в порядке регресса. Должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности (предусмотренной трудовым законодательством), а также административной, уголовной и т.д., но ни одна из них, не является ответственностью перед физическими и юридическими лицами.

Кутафин и Фадеев особо выделяют нарушение прав и свобод граждан, в том числе, путем принятия актов несоответствующих закону. Они указывают на привлечение к ответственности за невыполнение условий, заключенных договоров, особенно когда органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества. Эта ответственность наступает в судебном порядке. В качестве возможных неблагоприятных последствий, упоминается не только возмещение ущерба, но также и признание принятых органами местного самоуправления актов недействительными (эта ответственность, однако выходит за рамки гражданско-правовой).

Васильев рассматривает эту ответственность только как гражданско-правовую. Органы местного самоуправления выступают на равных началах с иными участниками гражданско-правового оборота. В тоже время, должностные лица не являются субъектами гражданско-правовых отношений и несут материальную и административную ответственность.

Тоболин не рассматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц, а говорит об ответственности перед гражданами. При этом ответственность перед гражданами рассматривает исключительно как административную, хотя в этом смысле, она не является ответственностью перед гражданами в прямом смысле этого слова. Про юридические лица он ничего не говорит.

Князев и Хрусталев соглашаются с Кутафиным и Фадеевым, и подробно рассматривают ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления перед организациями, предприятиями и т.д. Виды ответственности: а) признание незаконным акта местного самоуправления; б) возмещение ущерба. Обязанность возместить ущерб может быть возложена не только на орган местного самоуправления, но и на самое должностное лицо - это предположение противоречит действующему законодательству.

Вывод : исходя из положений действующего законодательства, эта ответственность рассматривается как гражданско-правовая, но в некоторых случаях, мы несколько выходим за пределы гражданско-правовой ответственности. Необходимо сделать указание и на то, что в научной среде есть понятийная путаница. Нельзя забывать о том, что административная, дисциплинарная и иная ответственность не только не входит в гражданско-правовую, но вообще является ответственностью перед государством, а не перед гражданами и юридическими лицами.



Просмотров