Уголовное право России: понятие, предмет и метод. Задачи и функции уголовного права. Уголовное право понятие предмет и метод

От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов содержащих нормы гражданского права. Предмет гражданского права – это те общественные отношения которые регулируются нормами гражданского права а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения характеризующиеся равенством автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема №1

«Понятие, предмет, метод, источники Гражданского права»

Гражданское право как термин известен еще со времен Древнего Рима. И произошел от выражения «право граждан» - право римских граждан.

Гражданское право может рассматриваться:

  1. как наука о гражданско-правовых явлениях: возникновении, развитии, функционировании, выводов, суждений, категорий.

От гражданского права как системы правовых норм следует отличать понятие гражданского законодательства. Гражданское законодательство – это совокупность законов и иных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

В дореволюционный период самые известные труды следующих цивилистов: Анненков, Гамбаров, Покровский, Сперанский, Шершеневич, Муромцев и т.д.

Советский период: Огарков, Братусь, Венедиктов, Лунз, Новицкий, Иоффе.

Российский период: Суханов, Калпин, Масляев, Толстой, Сергеев, Челинцева, Алексеев, Брагинский, Ветрянский, Калмыков, Хохлов.

2. как отрасль права – это нормы, которые регулируют общественные отношения определенного вида.

3. как учебная дисциплина. Это дисциплина которая представляет собой систему занятий о гражданско-правовых явлений.

Предмет гражданского права – это те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а именно имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, характеризующиеся равенством, автономией воли и имущественной самостоятельностью участников этих отношений.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Гражданский кодекс закрепляет предмет гражданского права и гражданского законодательства.

Отношения, регулируемые гражданским законодательством делятся на 2 группы:

1. имущественные (имущественно-стоимостные) возникают в связи с принадлежностью, нахождением имуществу определенного лица либо от перехода имущества от одного лица к другому.

Ст.2 ГК РФ при раскрытии предмета гражданского законодательства делает ударение на имущественные отношения, связанные с имуществом.

Имущество в Гражданском праве:

Вещи: деньги, предметы материального мира

Долги (обязательства)

Право требования.

2. личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, которые возникают по поводу авторства на объекты интеллектуальной собственности (произведения науки, искусства, литературы и др.).

Ст.2 ГК РФ называет еще группу отношений, которые Гражданским правом лишь только охраняются . Это личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями (нематериальные блага: жизнь, здоровье, честь, деловая репутация).

В гражданско-правовой литературе высказаны 2 точки зрения на место личных неимущественных отношений в гражданском праве:

1. личные неимущественные отношения охраняются только гражданским правом.

2. личные неимущественные отношения входят в предмет гражданского права, регулируются и охраняются им.

В п.1 ст. 2 ГК РФ особенно выделяется то, что в предмет гражданского законодательство включается предпринимательство.

Особенности отношений, регулируемых гражданским правом

Отношения, регулируемые гражданским правом возникают между равноправными, имущественно самостоятельными и независимыми друг от друга субъектами.

В том случае, когда имущественные отношения основаны на административном или ином властном подчинении такие отношения регулируются другими отраслями права, если иное прямо не предусмотрено гражданским правом.

Субъекты отношений, регулируемые гражданским правом :

  1. граждане (физические лица)
  2. организации (юридические лица)
  3. государство в лице его органов
  4. субъекты РФ
  5. муниципальные образования
  6. особый субъект гражданского права – предприниматели: граждане, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  7. иностранные граждане и лица без гражданства (апотриды).

Метод Гражданского права – совокупность способов, средств, приемов по средствам которых гражданское права воздействует на общественные отношения и на поведение граждан при организации этих отношений.

Методы правового регулирования делятся на императивные и диспозитивные.

Императивный метод – способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права (административное и уголовное право).

Диспозитивный метод – способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Гражданско-правовой метод характеризуется признаками :

1. характер правового положения участников отношений. Для гражданского права характерно юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Это равенство проявляется:

А) в равноправии всех форм собственности РФ

Б) признание за субъектами гражданского права равного положения во взаимоотношениях отсутствия между субъектами отношений власти.

В) в равенстве мер гражданско-правовой ответственности субъектов друг перед другом.

2. особенность возникновения правовых связей между субъектами гражданского права. Эти правоотношения возникают по инициативе субъектов гражданского права.

Никто не может быть принужден к заключению гражданско-правовых договоров.

Гражданский кодекс предоставляет сторонам право самим определять характер и содержание взаимоотношений полностью или в определенной степени.

3. Специфика разрешения конфликтов между субъектами гражданского права.

Ст.11 ГК предусматривает следующие: нарушенные гражданские права защищаются судом, возможна самозащита гражданских прав, но следует иметь в виду, что способы самозащиты должны быть соразмерны и не выходить за пределы действий необходимых для пресечений правонарушений.

4. особенность используемых в данной отрасли права мер принудительного воздействии на нарушителя.

Ст.12 ГК РФ устанавливает защиту прав: взыскание, неустойки, возмещение убытков и т.д.

Санкции, применяемые в Гражданском праве к нарушителям носят только имущественный характер и удерживаются в пользу потерпевшей стороны, лишь в случаях прямо предусмотренных законом, возможно изъятие в пользу государства.

Гражданско-правовой метод – дозволительный , т.е. стороны действую в рамках закона в силу своих договоренностей.

Под системой гражданского права понимается совокупность институтов имеющую определенную последовательность и связь.

Деление системы гражданского права происходит на общую и особенную части. Система Гражданского права как отрасли права образуется наличием этих двух частей.

Система Гражданского права, как и другие отрасли – это и единство отрасли и ее дифференциация, потому что система представляет собой совокупность чего-либо общего, тождественного и отличного.

Система гражданского права:

  1. Общая часть гражданского права – это вся первая часть гражданского кодекса РФ.

2. Особенная часть:

Обязательственное право

Патентное право

Наследственное право

Международное частное право

Принципы гражданского права

Принципы Гражданского права – это его основные начала, руководящие положения, определяющие сущность гражданского права и имеющие общие обязательные значения в силу их правового закрепления.

Ст.1 ГК РФ закрепляет следующие принципы:

  1. неприкосновенность собственности
  2. свобода договора
  3. судебная защита нарушенных гражданских прав
  4. необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав
  5. недопустимость произвольного вмешательства в частные дела
  6. юридическое равенство в гражданских правоотношениях
  7. обеспечение восстановления нарушенных гражданских прав

Функции гражданского права делятся на:

  1. регулятивную – это функция регулирования отношений, составляющая предмет гражданского права. Гражданское право устанавливает правовое положение субъектов – лиц.

Гражданское право устанавливает основания и порядок осуществления права собственности, определяет порядок регулирования договорно-обязательственных отношений, регулирует основания, возникновения и содержания исключительных прав в сфере творческой деятельности.

  1. охранительную . Призвана восстановить нарушенное право. Способы охраны общественных отношений установлены в ст.12 ГК РФ. Основная цель гражданского права – восстановить нарушенное право, а где это невозможно, компенсировать потерю данного права.

Таким образом, Гражданское право, как отрасль – система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, основанные на самостоятельности и независимости их участников, методом юридического равенства в целях закрепления и развития товарно-денежных форм организаций экономики.

Источники гражданского права

Источники гражданского права – это формы выражения гражданско-правовых норм, имеющих обязательный характер.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Например, действующий Закон о банках и банковской деятельности заменил собой ряд имевшихся ранее в этой сфере разрозненных актов и отдельных норм как законодательного, так и подзаконного характера. Достоинством консолидации является возможность некоторой "расчистки" законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым - его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

4. Международные договоры

В понятие международного договора включаются как межгосударственные, так и межправительственные и межведомственные соглашения РФ с иностранным государством либо с международной организацией *(66) . В сфере гражданского права речь идет прежде всего о различных многосторонних международных (межгосударственных) договорах (конвенциях), участницей которых является Россия (как в собственном качестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматривает иные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применению подлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, содержащим гражданско-правовые нормы (например, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы РФ (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (однако не к взаимоотношениям российских субъектов, а к тем ситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферой действия, обозначенной в ее ст. 1 , т.е. к тем случаям, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право).

Женевская Вексельная конвенция N 358 от 7 июня 1930 г., в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях. Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории РФ *(67) . Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

Система нормативных актов гражданского права

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Нормы гражданского права содержатся не только в законах, но и в указах Президента, постановлениях Правительства РФ, в ряде случаев в актах министерств, федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права содержатся в Указах Президента РФ и не должны противоречить закону. Это единственное требование к Указам президента как источникам гражданского права.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам Президента и приниматься на основании закона.

Акты министерств содержащие нормы гражданского права должны соответствовать закону, Указам президента и приниматься на основании и по поручению Правительства РФ.

Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс.

Формально ГК, как, и все другие кодексы, является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержанием, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что,

во-первых, кодекс в систематизированном виде содержит все основополагающие правила гражданского права;

во-вторых, именно в нем предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов (большая часть из которых уже принята, причем именно в развитие правил ГК), т.е. система гражданского законодательства.

Новый Гражданский кодекс принимался частями.

Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 "Юридические лица", вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ - 8 декабря 1994 г., а также гл. 17 , посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса ). В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть) гражданского права (раздел I ), Вещное право (раздел II ) и Общую часть обязательственного права (раздел III ).

Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает один, но самый большой по объему раздел IV , посвященный отдельным видам обязательств (договорных и внедоговорных).

Третья часть Кодекса принята Государственной Думой РФ 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г. Она содержит два раздела, посвященные наследственному праву (раздел V ) и международному частному праву (раздел VI ). С момента введения в действие третьей части ГК РФ, т.е. с 1 марта 2002 г., полностью утратили силу сохранявшие действие отдельные разделы Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г.

Четвертая часть ГК РФ принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, и одобрена Советом Федерации 08 декабря 2006г. и введена в действие с 01 января 2008 года. Данная часть регулирует отношения авторских и патентных прав.

Гражданский кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В 1961-1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере отражала характер государствленной, плановой экономики и другие особенности тогдашнего общественного строя.

Переход к рыночной организации отечественной экономики потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым глубоко проработанным актом нового, "рыночного" законодательства, в едином комплексе охватившим весь предмет гражданско-правового регулирования, стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В связи с распадом Союза ССР они формально не вступили в действие, но были специально ратифицированы Российской Федерацией в 1992 г. и действовали в части, не противоречащей новым российским законам. Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентские указы. К сожалению, они нередко содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило, отличались весьма низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой гражданско-правовой кодификации, которая и была решена принятием нового Гражданского кодекса.

Общепризнано, что содержание ГК РФ отличается достаточно высоким современным уровнем, о чем свидетельствует как сложившаяся практика его применения, так и небольшое число внесенных в него изменений.

Иные федеральные законы (гражданское законодательство)

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Основная часть из этих законов уже принята. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.

Кодекс существенно повысил роль закона в регулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым:

Исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;

Существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации;

Предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу.

По мере реализации этих положений гражданское законодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированной системы.

Отдельные нормы гражданского права нередко содержатся также в многочисленных федеральных законах публично-правового характера, не входящих в систему актов гражданского законодательства, но в той или иной мере регулирующих имущественные отношения, входящие в сферу гражданского (частного) права. К сожалению, именно здесь противоречия с общими положениями ГК встречаются наиболее часто.

До принятия новых законов, предусмотренных нормами ГК, на российской территории продолжают действовать ранее принятые нормативные акты, имеющие силу законов в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством. Прежде всего, к ним относятся соответствующие акты, принятые высшими органами государственной (законодательной) власти Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. (провозглашение суверенитета РФ) до 1 января 1995 г. (вступление в силу части первой ГК РФ). Так, сохраняет силу принятый в 1992 г. Закон РФ "О залоге", но лишь в части, не противоречащей нормам ГК о залоге (в частности, действуют некоторые его положения о залоге прав). В основном же речь идет о нормативных актах (постановлениях) бывшего Верховного Совета РСФСР, а затем - Верховного Совета Российской Федерации, а также о нормативных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, принятых в пределах полномочий, данных правительству в законе либо в президентском указе, тогда нередко имевшем силу закона.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона, правила указов у нас по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (ср. п. 3 ст. 3 ГК).

Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Президентские указы гражданско-правового характера входят в общую систему нормативных актов гражданского права.

Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь "на основании и во исполнение" перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.

Нормативные правовые акты
федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров. Неслучайными были попытки отдельных ведомств, например, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам), вывести свои нормативные акты, нередко противоречившие закону, из-под действия названных правил.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут теперь издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не в виде писем и телеграмм.

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

PAGE 18

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10899. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Принципы и функции гражданского права 28.68 KB
Принципы и функции гражданского права. Понятие частного права. Гражданское право как отрасль права как наука как учебная дисциплина.
6350. Понятие, предмет и метод гражданского права 25.17 KB
Понятие предмет и метод гражданского права Понятие гражданского права и предмет гражданского права. Функции и принципы гражданского права. Система гражданского права и соотношение гражданского права с другими отраслями права. Выражение особенностей предмета советского гражданского права в методе гражданскоправового регулирования.
21682. Предмет, метод, задачи и функции гражданского права 35.25 KB
Важно знать так же предмет и метод гражданского права, принципы и систему. Предмет регулирует как имущественные, так и лично неимущественные отношения. Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое воздействие было эффективным, т. е. достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений.
6331. Понятие и предмет гражданского права 60.04 KB
Гражданское право как частное право Право современной России делится на две большие части: право публичное и частное. Публичное право предписывает участникам публичных отношений поступать строго определенным образом. Гражданское право – право частное.
4331. 5.17 KB
Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...
21409. Понятие, предмет, метод и система трудового права РФ 40.85 KB
Нормы трудового права определяют порядок возникновения и прекращения трудовых правоотношений режим труда работников закреплённый внутренний трудовой распорядок т. Предметом трудового права являются общественные отношения возникающие при применении труда работников т. Сюда входят и нормы-принципы и нормы-задачи и общие вопросы организации труда и правового статуса субъектов трудового права. состоящим из нескольких простых содержащих лишь одно правомочие и корреспондирующую ему обязанность например по оплате труда в соответствии с...
297. Понятие, предмет и метод правового регулирования муниципального права 11.35 KB
Муниципальным в зарубежных странах называют городское и сельское самоуправление которое избирается населением и принимает от государства на себя бремя тяготы по решению вопросов местного значения. Выделение отрасли права регулирующего общественные отношения связанные с самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения муниципального образования по решению вопросов местного значения связано с тем что вопервых местное самоуправление составляет самостоятельную систему власти народа на местах а органы местного...
7317. 45.87 KB
О международных договорах Украины в Украине действует принцип примата международного права над национальным: если в международном договоре вступившем в силу напр.
6328. 22.24 KB
Обучаемый должен уяснить значение, роль и место финансового права в деятельности органов внутренних дел. Сформировать понятие финансовой деятельности государства. Дать понятие финансовой системы государства.
7662. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 37.72 KB
Право на социального обеспечения закреплено в ст. В современный период право социального обеспечения динамично развивается на основе новых концепций и принципов охватывает области отношений которые ранее находились за рамками правовой регламентации. Государство создает систему социального обеспечения участвует в финансировании пенсий пособий компенсаций медицинских и других социальных услуг.

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64-Ф3 от 13 июня 1996 года. Тем самым был завершен период подготовки качественно нового уголовного законодательства, регулирующего и охраняющего общественные отношения Российского государства на современном этапе. Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961 года прекратил свое существование, как и все законы, которые внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс РСФСР в период его действия.

Чем же вызвана необходимость разработки и принятия нового Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)? Прежде всего, это продиктовано коренными изменениями в социально-экономических отношениях в условиях перехода к рынку . На смену коллективным формам собственности (государственной, общественной) пришла преимущественно частная форма собственности , вместо государственного планового хозяйства формируется рыночный механизм, что требует создания иного правового механизма и разработки законодательной базы уголовно-правового регулирования, ориентированного на охрану не только личности и интересов личности и государства, но и рыночных отношений, всех форм собственности, предпринимательства от преступных посягательств.

Коренным образом изменилось государственное устройство, политическая и идеологическая системы. Взамен Советской власти , основанной на социалистических принципах и идеологии, пришло светское демократическое правовое государство с президентской формой правления (ст. 11 Конституции Российской Федерации). Современный период характеризуется также отсутствием господства одной идеологии во всех сферах жизни общества и Российского государства. Это обусловило при разработке и принятии нового уголовного законодательства адекватно отразить изменения государственно-правовых, социально-экономических, идеологических и иных аспектов российской действительности.

Источником уголовного законодательства России, как это следует из ст. 1 УК РФ, является только настоящий кодекс. Все новые законы, дополнения и изменения, предусматривающие уголовную ответственность , подлежат кодификации, т. е. включению в УК РФ.

Уголовное право - это совокупность правовых норм , принятых в установленном порядке высшим законодательным органом России, в которых содержатся общие положения, определяются преступные формы поведения, устанавливаются виды и размеры уголовной ответственности и наказания , а также меры, подкрепляющие и заменяющие уголовно-правовое воздействие.

Уголовное законодательство России, нашедшее отражение в УК РФ, таким образом, представляет собой систематизированное и кодифицированное уголовное законодательство, включающее в себя всю совокупность обязательных и исчерпывающих уголовно-правовых норм, действующих в России. Уголовный кодекс РФ - единственный источник уголовного права , все остальные нормативные правовые акты государства, решения Конституционного суда РФ , Верховного, Высшего арбитражного суда РФ, иных судебных органов, приказы Генеральной прокуратуры РФ, других правоохранительных и правоприменительных органов, субъектов РФ носят лишь ориентирующий, вспомогательный и разъясняющий характер и не могут быть источником уголовного законодательства.

Задачи теснейшим образом связаны с функциями уголовного права . В теории уголовного права выделяются:

регулятивная функция , проявляющаяся в воздействии на поведение людей уголовно-правовых предписаний с целью формирования законопослушных форм поведения («не убий», «не укради» и т. п.) Эта функция является как бы производной от конкретных запретов;

охранительная функция , связанная с непосредственной охраной тех объектов (общественных отношений), посягательство на которые влечет уголовную ответственность ;

воспитательная функция , проявляющаяся в формировании законопослушного поведения людей при реализации как регулятивной функции путем исполнения уголовно-правовых предписаний, так и охранительной функции под угрозой санкций при выходе за рамки законопослушного поведения. Для уголовного права при этом неважна мотивация законопослушного поведения, важно, чтобы гражданин просто не нарушал уголовный закон ;

предупредительная функция (ее называют еще превентивная) имеет две сферы воздействия. Во-первых, общее предупреждение. Оно связано с угрозой наказания для всех членов общества, независимо от социальных, национальных, экономических, религиозных и иных обстоятельств, характеризующих личность, в случаях совершения ими преступления. Речь, конечно же, идет прежде всего о недопущении совершения преступления так называемыми лицами «зоны криминального риска», которые при определенных условиях могут совершить преступление (например, «семейные дебоширы», недисциплинированные водители автотранспорта и др.) Но это превентивное воздействие также обращено и к законопослушным гражданам, так как предостерегает их от легкомыслия и небрежности в поведении, что в противном случае может привести к преступным последствиям. Во-вторых, специальное предупреждение. Оно связано с превентивным воздействием на лицо, которое уже ранее совершало преступление и привлекалось к уголовной ответственности или наказанию. Ответственность или наказание для таких лиц является разновидностью социального контроля государства за их поведением (осуждение к лишению свободы , исправительным работам и другим видам наказания), что существенно сводит к минимуму саму возможность совершения в таких условиях нового преступления. В то же время это не может служить гарантией того, что данное лицо вновь не совершит преступление. Повторная уголовная ответственность и наказание может назначаться судом в более широких рамках, чем за первое преступление данного вида. Специальное предупреждение связано с общим предупреждением, так как «показывает», к каким последствиям приводит совершение преступления. Это имеет важное значение, прежде всего, в отношении лиц, находящихся в «зоне криминального риска». В УК РФ специально выделена задача предупреждения преступлений (ст. 2), что придает большую значимость рассматриваемой функции;

стимулирующая (поощрительная) функция , которая, несмотря на преимущественно «карательный» характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих преступления, свойственна уголовному праву. Благодаря ей предоставляется возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы необходимой обороны , причинение вреда или задержание лица, совершившего преступление, и др.). Перечень данных , значительно расширен (он приведен в §§ 26 - 30, а также в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.)

Задачи уголовного законодательства могут уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями в политической, социально-экономической и правовой стратегии государства. Уголовная политика, как составная часть социальной политики Российского государства, подготавливает, во-первых, концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона . Во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации. В-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность .

Уголовное право России, как учебная дисциплина, принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также умений и навыков в применении основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Задачами уголовного права, как учебной дисциплины, являются:

  • формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;
  • формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;
  • выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

Реализация в полном объеме этих задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно вести борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

Наука уголовного права

Содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении судимых к нормальному образу жизни на свободе путем их трудоустройства и наделения иными социальными позициями, а также с помощью различных форм профилактического воздействия на них.

Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характеризуются тем, что профилактические цели достигаются посредством применения к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений вследствие необходимой обороны и задержания преступников основано на закрепляемом Конституцией социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона , в которых определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.

Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой обороны и задержании преступников, исключающих преступность деяний. Относительно этих целей и следует определять эффективность практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния .

Привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление как мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости так называемой «предварительной преступной деятельности» (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает сотрудников правоохранительных органов предотвращать возможные вредные последствия преступной деятельности, при выборе момента пресечения и лишь при невозможности пресечения преступления можно руководствоваться интересами получения доказательств обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит от своевременного выявления приготовления либо покушения на преступление, что требует тесной связи правоохранительных органов с населением.

В последние годы декриминализированы некоторые общественно опасные деяния (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и т. д.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, уменьшило профилактический потенциал уголовного законодательства, но такое положение должно восполняться за счет применения иных отраслей законодательства, например административного, для противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.

Выявление, регистрация преступлений, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений основаны на уголовном законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них - ограниченность сил и средств правоохранительных органов, что вынуждает их ранжировать свои задачи в деле выявления и раскрытия преступлений и использовать ограниченные силы и средства, прежде всего, для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов, начиная от выявления преступлений до исполнения наказаний. Они подчинены общим целям реализации уголовной ответственности и наказания.

Возмещение вреда, причиненного преступлениями, кроме иных, преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать возможность проведения обыска и выемки ценностей, орудий и средств совершения преступления, конфискации орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).

Квалификация общественно опасных деяний - уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности путем определения наличия ее основания и пределов последующей ответственности виновного лица.

Замена уголовной ответственности иной, более мягкой, ответственностью позволяет экономить уголовно-правовое принуждение при соблюдении условий, позволяющих обеспечить достижение общих целей уголовной ответственности. Эффективность практики применения этой уголовно-правовой меры определяется применительно к целям специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления динамики совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной ответственности за эти преступления на более мягкие меры. При этом следует также сопоставлять приведенные показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной ответственности на иные меры повторно совершили преступление.

В последние годы по многим причинам замена уголовной ответственности на иные меры стала значительно меньше применяться (сохранилась лишь замена уголовной ответственности несовершеннолетним на принудительные меры воспитательного характера), что создает опасность увеличения доли судимых в составе населения.

Смягчение наказание осужденным - судебная функция, однако обоснованность судебных решений во многом зависит от полноты и достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно судить по динамике доли рецидивов преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.

Основные меры в контексте уголовной политики - это, наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения, меры непосредственного правоприменения : профилактика с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона, а также норм с так называемой «двойной превенцией»; реализация уголовной ответственности преступников; исправительное воздействие на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его меры и последующей помощи им в социализации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, способствующих эффективной борьбе с преступностью, противодействию преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.

Связан сегодня с гражданскими делами. В этой статье будет рассказано про понятие, предмет и метод гражданского процессуального права, которое тесно связано с правосудием по гражданскому производству.

Понятие гражданского процесса

Процесс по гражданским делам является составным элементом гражданского процессуального права (ГПП). Что подразумевается под ГПП? В области юриспруденции это самостоятельная правовая отрасль, представляющая собой совокупность определенных норм. Каждая норма ГПП направлена на защиту оспариваемых или нарушенных гражданских интересов и прав.

Под гражданским процессом понимается учебная дисциплина, содержащая в себе ряд теорий, доктрин, учений и предписаний в сфере гражданского судопроизводства. По сути, гражданский процесс есть деятельность суда, целью которого является защита спорного или нарушенного права.

Понятие, предмет, источники и методы гражданского процессуального права тесно связаны с основными задачами рассматриваемой отрасли. О них следует рассказать далее.

Основные задачи

Гражданское процессуальное право имеет две основные задачи. Первая связана со своевременным и правильным разрешением дел в ходе гражданского судопроизводства. Необходимо защищать права и законные интересы физических или юридических лиц, муниципалитетов, субъектов РФ или самой России как субъекта правоотношений.

Вторая задача правовой отрасли - укрепление правопорядка и законности, своевременное предупреждение нарушений права, формирование уважительного отношения к российским законам.

За последние несколько лет система науки, предмет и методы гражданского процессуального права существенно модернизировались. Так, в ГПК РСФСР одной из задач правовой отрасли было быстрое рассмотрение дел. Сегодня понятие быстроты заменено на своевременность, что более правильно и эффективно.

Структура права

Вся научная система, предмет и методы гражданского процессуального права формируют целостную систему, которая делится на две части. Первая часть именуется общей. Она включает в себя основные, наиболее важные положения, которые могут быть применимы ко всем ступеням производства. В общую систему входят понятия подведомственности, представительства, подсудности и основополагающих принципов.

Есть также вторая часть, именуемая особенной. Она включает в себя и виды производства. Обе части регламентируются основным юридическим источником отрасли - ГПК РФ, который состоит из 7 разделов и 47 глав. Всего в Кодексе 446 статей.

Источники гражданского процессуального права

Предмет, метод и система рассматриваемой правовой отрасли определяются отдельными юридическими документами, которые в данном случае именуются правовыми источниками. Что входит в юридическую базу ГПП? Во-первых, это основной закон страны - Конституция РФ. Судопроизводству в Конституции посвящена седьмая глава. Во-вторых, это различные международные соглашения. В случае с гражданским процессом здесь необходимо выделить Гаагскую конвенцию 1954 года по основным вопросам гражданского процесса.

Важную группу правовых источников составляет федеральное законодательство. Здесь следует выделить ФЗ "О судебной системе", а также законы, характеризующие отдельные виды судопроизводства (ФЗ "О военных судах", "Об арбитражном производстве" и т. д.).

Наконец, важнейшим правовым актом в рассматриваемой отрасли права является Гражданский процессуальный кодекс. Именно в этом документе зафиксированы понятие, предмет, методы и система гражданского процессуального права.

О принципах судопроизводства

На каких основополагающих началах и идеях базируется рассматриваемая правовая система? Все принципы ГПП можно поделить на две группы. Первая группа именуется организационной. Основной элемент здесь - принцип законности. Он означает, что производство гражданского типа реализуется на основе существующего законодательства. Деятельность судебных инстанций не может выходить за пределы, строго установленные законодательством.

Второй принцип устанавливается статьей 108 российской Конституции. Это осуществление правосудия только судом. Ни одна другая отрасль, кроме судебной, не имеет возможности вершить правосудие.

Во вторую группу входят дополнительные принципы. Это, например, сочетание коллегиальности и единоначалия в составе суда. Простой пример - сравнение мирового судьи и широкого состава Верховного суда. В зависимости от ранга судебные инстанции могут иметь различный состав.

Стоит также обозначить принципы независимости судей, равенства всех перед законом, принцип государственного языка, гласности и открытости, состязательности, равноправия и т. д.

Гражданское процессуальное право: предмет и методы

Субъекты ГПП постоянно взаимодействуют между собой. Возникающие в процессе такого взаимодействия общественные отношения как раз будут являться основой и предметом гражданского процессуального права.

Метод правового регулирования в рассматриваемой отрасли права есть совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых государство способно регулировать отношения в обществе. Сами отношения, как уже было сказано, являются отраслевым предметом и связаны с судопроизводством.

Специалисты в области юриспруденции выделяют два метода правового регулирования. Это диспозитивный (со свободной распоряжения) и императивный (со строгим властным характером) методы. Как и в любой другой правовой отрасли, в ГПП методы совмещены. Однако преобладают здесь императивные начала, так как сам вид права тесно связан с

Действие права

Понятие, предмет и методы гражданского процессуального права тесно связаны с функционированием правовой отрасли во времени и пространстве.

Во времени нормы ГПП производятся в период совершения соответствующих Для примера можно выделить исполнение судебных постановлений. При этом не зависит от временных рамок процессуальный закон, который функционирует в любой момент времени.

В пространстве нормы ГПП определяются в зависимости от компетенции государственного органа, который издал необходимый для применения закон. Немалую роль здесь играет и место нахождения судебной инстанции, которая рассматривает отдельное дело или реализует процессуальные действия. Все российские суды должны руководствоваться ГПК РФ. Это означает, что процессуальные нормы функционируют на всей территории страны.

Есть также деление норм по кругу лиц. В данном случае гражданские нормы обязательны для всех граждан и организаций без исключения. ГПК РФ распространяется также на иностранцев и лиц без гражданства, которые находятся на территории российского государства.

Виды гражданского процесса

Предмет и методы гражданского процессуального права формируют основные виды судопроизводства. В соответствии с ГПК РФ существует семь основных видов производства.

Первый вид именуется приказным. На этой стадии отсутствует рассмотрение дела, и, соответственно, подготовка к судебному разбирательству. Данный вид производства предполагает лишь вынесение судебного постановления о взыскании имущества или денежной суммы.

Второй вид - исковое производство. Сюда входят все стадии процесса: подача искового заявления, использование средств защиты и исполнение производства. Третий тип именуется особым производством. Здесь отсутствуют какие-либо споры о праве. Целью такого производства является установление особого факта (удочерение или усыновление, признание недееспособности и т. д.).

Дела, связанные с публичными правоотношениями, входят в четвертый тип производства. Здесь оспариваются нормативные акты, решения, деяния государственных органов и т. д. Именно путем оспаривания реализуется защита прав. Пятый тип производства связан с участием в ГПП иностранных лиц, а шестой тип - с исполнением постановлений третейских судов. Третейские суды не входят в государственную систему. Это частные инстанции, занимающиеся разрешением экономических споров, постановления которых обязательны. Последний тип производства связан с исполнением судебных решений.

Стадии процесса

Защита или восстановление права или законного интереса в суде реализуется по нескольким стадиям. Большинство специалистов в области юриспруденции выделяют пять основных ступеней гражданского процесса.

Первая стадия связана с возбуждение судопроизводства. Здесь решается вопрос о начале рассмотрения дела на основании поданной жалобы. В данном случае судебная инстанция должна вынести решения о принятии заявления или отказе в принятии. Отказ выносится в случае неправильного оформления документа, при отсутствии предмета спора, если дело неподсудно инстанции или же заявление составлено недееспособным лицом.

На второй стадии происходит подготовка дела к судебному разбирательству. Определяются обстоятельства дела, исследуются сроки обращения в суд и т. д. Рассмотрение дела по существу является третьей стадией. По итогу судебная инстанция выносит мотивированное решение.

Четвертая стадия предполагает пересмотр решения в кассационной или апелляционной инстанции, но только если решение не вступило в силу. Пересмотр вступившего в силу решения относится к пятой производственной ступени. То же касается и пересмотра дела из-за вновь открывшихся обстоятельств.

Таким образом, предмет, метод, источники и понятие гражданского процессуального права тесно связаны с основными судопроизводственными стадиями. При этом и сами представленные ступени целиком зависят от правовых основ юридической отрасли.

Правовые отношения

Что входит в понятие процессуальных правоотношений в гражданской отрасли права? Это отношения, возникающие между субъектами гражданского судебного производства, которые строго регулируются гражданским законодательством РФ. Правоотношения возникают в момент подачи соответствующего иска. В течение пяти дней судья принимает решение о принятии дела или об отказе в его рассмотрении.

Существует три предпосылки для возникновения рассматриваемых правоотношений. Первая предпосылка - норма ГПП. Это общеобязательное формальное предписание, определяемое предметом, методом и системой гражданского процессуального права. Вторая предпосылка - юридический факт. Это определенное действие или бездействие как источник делопроизводства. Третий важный элемент именуется правоспособностью. Это совокупность прав, которыми может распоряжаться субъект ГПП. А что известно о самом субъекте?

Субъекты права

В рассматриваемом типе судопроизводства принимают участие субъекты в лице ответчика и истца. Также в деле замешаны третьи лица - прокуроры, судьи, свидетели, заинтересованные граждане, присяжные, следователи и многие другие. Все они являются субъектами делопроизводства, права которых зависят от предмета и методов гражданского процессуального права.

Система отрасли предполагает участие лишь дееспособных субъектов. Если иск был подан несовершеннолетним или ограниченно дееспособным лицом, то суд вправе отказать в рассмотрении дела.

Система доказывания

Как и в любой другой отрасли судопроизводства, ГПП предполагает наличие обширной доказательственной системы для эффективной защиты своих интересов и прав. Что понимается под доказыванием в рассматриваемой юридической системе? Это регламентированная законом деятельность субъектов производства, направленная на изучение фактических обстоятельств дела путем предоставления доказательств.

Если кратко, предмет и методы гражданского процессуального права предполагают наличие пяти стадий доказывания. Первая ступень связана с указанием заинтересованных лиц на доказательства. Вторая стадия предполагается представление и раскрытие элементов доказывания. На третьей и четвертой стадиях происходит собирание и фиксация доказательств, а на последней ступени - оценивание. Именно по итогам оценивания будет разрешено то или иное дело.

Гражданское право — одна из основных составных частей всякой развитой правовой системы. Термин «гражданское право» берет свое начало от наиболее древней части римского правопорядка — «цивильного права» (ius civile), под которым понималось право жителей Рима (cives Romani) как государства-города (civitas), т. е. право исконных римских граждан — квиритов (ius civile Quiritium, «квиритское гражданское право»). В дальнейшем, как известно, ius civile охватило практически всю область частного права (ius privatum) и стало отождествляться с ним, а затем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law). Здесь оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому гражданское право сейчас нередко называют цивильным правом, цивилистикой, а занимающихся им специалистов — цивилистами.

Термин «Гражданское право» употребляется во всех системах права, хотя его содержание в определенной мере меняется с изменением экономических, политических и культурных условий жизни того или иного общества.

В современном праве термин «гражданское право» многозначен. Под ним понимаются, в частности:

а) отрасль права как определенная совокупность правовых норм;

б) наука как система знаний, идей, представлений о гражданско-правовых явлениях;

в) учебная дисциплина.

Понятие гражданского права — это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права — это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

1. Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ.

Имущественно-стоимостные отношения отличаются следующими признаками:

  • по объектам — эти отношения возникают по поводу материальных благ, имеющих стоимость, т. е. являющихся товаром и поэтому имеющих цену и исчисляемых в деньгах;
  • по субъектам — их участники обладают обособленным имуществом и наделены распорядительной самостоятельностью, они являются, как правило, собственниками либо субъектами других вещных прав;
  • по содержанию — они являются эквивалентно-возмездными, т. е. обеспечивают получение материальной выгоды обеими сторонами.

2. Личные неимущественные отношения — отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями. Существуют также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными.

В нынешних современных условиях рынка следует обратить внимание, на то, что в проекте Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской федерации (рекомендован Президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 2 от 11 марта 2009 г.) 1 уделяется внимание такому вопросу, как предмет регулирования гражданского законодательства (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а именно, законодатель, отказавшись от формулирования закрытого перечня видов гражданско-правовых отношений, указал признаки, позволяющие отграничивать их от отношений, регулируемых иными отраслями права. Этот подход оправдывает себя.

В то же время в п. 1 ст. 2 ГК РФ перечислены наиболее значимые, системообразующие виды гражданских правоотношений. В их числе не названы отношения, связанные с участием в юридических лицах и с управлением ими (корпоративные отношения). Особо интересен вопрос о корпоративных отношениях. В настоящее время сформирована обширная практика, рассматривающая отношения, связанные с участием в юридическом лице и с управлением им (корпоративные отношения), в качестве особых гражданско-правовых отношений, которые не могут быть сведены ни к вещным, ни к обязательственным правоотношениям. Отсутствие упоминания о корпоративных отношениях в п. 1 ст. 2 ГК РФ следует отнести к недостаткам действующего ГК РФ.

Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Основные методы:

1. Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

2. Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения.

Функции гражданского права

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями (задачами). Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций.

Функции гражданского права — это определенные направления влияния гражданско-правовых норм, обусловленные содержанием общественных отношений, которые включены в предмет гражданско-правового регулирования. Различают регулятивную, охранную, предупредительно-воспитательную и предупредительно-стимулирующую функции.

Реализация регулятивной функции обеспечивает урегулирование нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, а также личных неимущественных. 2

Действие охранной функции обеспечивает защиту нарушенных субъективных имущественных и личных прав. 3

Предупредительно-воспитательный эффект достигается посредством института гражданско-правовой ответственности. Сам факт существования гражданско-правовых норм об ответственности позитивно влияет на правосознание граждан, удерживая их от правонарушений.

1.2. Система и принципы гражданского права. Основные принципы гражданского законодательства РФ

Под равенством участников гражданских отношений понимается отсутствие между ними отношений власти и подчинения. В то же время объем принадлежащих участнику таких отношений субъективных прав может быть различным.

Неприкосновенность собственности – это не только один из основных принципов гражданского законодательства, но и важнейший конституционный принцип, сформулированный в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Например, понятие «свобода договора» содержится в ст. 421 ГК РФ.

Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела означает, что любое ограничение свободы усмотрения субъектов гражданских правоотношений в приобретении и осуществлении своих гражданских прав или получение информации о частной сфере этих субъектов помимо их воли допустимо лишь на основании и в порядке, установленных законом.

Осуществление и защита гражданских прав раскрыты в ст. 9 – 16 ГК РФ.

Осуществление гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе представляет собой общий принцип гражданского права. Отступление от него допускается при реализации полномочий представителя, своей волей осуществляющего гражданские права представляемого в интересах последнего. О представительстве см. комментарий к ст. 182 – 184 ГК РФ.

Правило относительно свободы определения любых не противоречащих законодательству условий договора конкретизируется применительно к договорным отношениям принципом свободы усмотрения участников гражданских правоотношений, их правом совершать сделки, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

ГК РФ допускает основания ограничения гражданских прав и воспроизводит соответствующие положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом ограничение существующего субъективного права не следует отождествлять со случаями, когда само право по своему содержанию изначально является ограниченным в силу закона по сравнению с другим аналогичным, но более «сильным» правом, как это имеет место при сравнении, например, права собственности с производными от него иными вещными правами – правом хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и правом оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).

В целом гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц, формирующиеся по инициативе их участников и преследующие цели удовлетворения их собственных интересов.

Система гражданского права

Гражданское право как система включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть гражданского права — основные положения о понятии, возникновении, осуществлении и защите гражданских прав, субъектах и объектах гражданского оборота, а также о сроках и некоторые другие правила общего порядка, применимые ко всем гражданским правоотношениям. Она имеет важное системообразующее, теоретико-познавательное и вместе с тем практическое правоприменительное значение, ибо составляющие ее правила так или иначе учитываются при применении всех других гражданско-правовых норм. С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть гражданского права.

Гражданское право делится на подотрасли – наиболее крупные группировки норм, регулирующие однородные группы отношений и имеющие свои общие положения. В настоящее время можно выделить в российском гражданском праве шесть таких подотраслей:

  • вещное право, оформляющее принадлежность вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки и результата имущественного оборота;
  • обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот. Обязательственное право в свою очередь разделяется на подотрасли договорного и деликтного права, имея при этом единую для них собственную Общую часть;
  • исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (т. е. права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов — произведений науки, литературы и искусства, изобретений и полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и т. п.);
  • наследственное право, регулирующее переход имущества в случае смерти граждан к другим лицам;
  • международное частное право, регулирующее права, подлежащие применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или осложненных иным иностранным элементом;
  • защита нематериальных (личных неимущественных) благ (чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц, жизни, здоровья и личной неприкосновенности граждан, их частной жизни и т. п.).

В свою очередь перечисленные подотрасли делятся на институты — совокупности норм, регулирующих менее крупные однородные группы общественных отношений. Так, в подотрасли вещных прав можно выделить институты права собственности, ограниченных вещных прав, вещно-правовых способов их защиты, а в подотрасли обязательственного договорного права – институты отдельных договорных обязательств (купли-продажи, аренды, подряда и т. д.). Институты разделяются на более мелкие совокупности норм – субинституты. Например, институты договорных обязательств разделяются на субинституты, охватывающие правила об отдельных их разновидностях (институт договора купли-продажи – на субинституты розничной купли-продажи, поставки поставки, контрактации и т. д.).

Термин «источник права» многозначен. В большинстве случаев речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение.

К источникам гражданского права относится законодательство — законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры.

В качестве источников гражданского права рассматриваются ныне международно-правовые акты (положения). В п. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они, как и общие принципы гражданского права, определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Их примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права.

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве акта российского права.

Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют ныне весьма значительный по объему законодательный массив. Именно поэтому для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его упорядочения и систематизации. Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Во главе этой системы действующего законодательства стоит Конституция РФ, нормы которой имеют высшую юридическую силу в отношении норм любых законов и других нормативных актов.

Следует обратить внимание на то, что нормы гражданского права содержатся и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (в частности, Жилищный кодекс РФ). Поэтому перечисленные нормативные акты могут приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Центральным актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс Российской Федерации, состоящий из четырех частей (федеральных законов). Это проистекает не только из общего характера содержащихся в нем правил, но и требования о том, чтобы все иные гражданские законы, а также другие законы, содержащие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК РФ). В то же время кодекс существенно повысил роль федеральных законов в регулировании имущественных отношений, установив своих нормах прямые отсылки к конкретным законам.

Входят в систему гражданского законодательства (понимаемую в широком смысле) и подзаконные акты. Прежде всего, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, правовые акты министерств и иных государственных ведомств. Среди них наиболее распространены в последнее время нормативные акты Правительства РФ, имеющие гражданско-правовое значение. Но правительственные постановления могут и должны приниматься лишь «на основании и во исполнение» актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК РФ). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ).

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Их принятие обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК РФ), однако они регулируют значительную часть разнообразных хозяйственных отношений имущественного характера.

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно как для определения момента вступления соответствующего акта в силу, так и для ознакомления с его содержанием всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым надлежит руководствоваться.

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ). Федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз.2 п. 3 ст. 1 ГК РФ).

В проекте Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской федерации (рекомендован Президиумом Совета к опубликованию в целях обсуждения (протокол № 2 от 11 марта 2009 г.) в предложения по совершенствованию законодательства предусмотрено, в частности, следующее: положения ст. 5 ГК РФ нуждаются в изменении в части устранения существующего ограничения сферы применения обычая как сложившегося и широко распространенного в гражданском обороте правила поведения только предпринимательскими отношениями. В ст. 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права должны быть названы обычай и его разновидность – обычай делового оборота.

Соответственно необходимо скорректировать ссылки на обычай делового оборота в тексте кодекса.

Необходимо решить вопрос о месте обычая в иерархии источников гражданского права. Возможны два варианта:

б) Закрепить приоритет обычая над диспозитивной нормой права, что будет соответствовать значению, которое придано ему в международных договорах (в частности, в ст. 9 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и др.), в зарубежном законодательстве и общепризнанной международной практике. В современных условиях такой подход послужит стабильности оборота. Поскольку международная практика касается только торговых обычаев (по ГК РФ — обычаи делового оборота), необходимо специально обсудить вопрос о том, можно ли распространить описанный подход на иные обычаи.

В зависимости от решения по вопросу о приоритете обычая перед диспозитивной нормой, изменить формулировку п. 2 ст. 5 и привести в соответствие с ней ст. 6, возможно ст. 7, ст. 421 и др. ГК РФ.

Обратите внимание, что цивилистическая доктрина не является источником права, так как обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера.

Поэтому наиболее интересен в современных условиях построения России как правового государства Указ Президента РФ от 18.07.2008 г. 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым Совету при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательскому центру частного права при Президенте РФ было получено разработать Концепцию развития гражданского законодательства в срок до 1 июня 2009 года, обеспечив ее публичное обсуждение. Концепция разбита на несколько разделов, например уже одобрены проекты:

  • Концепции совершенствования общих положений обязательственного права России.
  • Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации
  • Концепции развития законодательства о юридических лицах.
  • Концепции развития законодательства о вещном праве.
  • Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках.
  • Концепции совершенствования раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
  • Концепции совершенствования раздела VI Гражданского кодекса Российской Федерации «Международное частное право».

Гражданское право и гражданское законодательство - понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собою совокупность норм права, то второе — это совокупность нормативных актов. Законодательство есть форма выражения права, или, как принято говорить, источник права. Оно играет важную роль в жизни общества.

Соотношение понятий «гражданское право» и «гражданское законодательство» выражается в следующем:

  1. Гражданское право представляет собой систему правых норм, а гражданское правовое законодательство – систему законодательных и иных правых актов, содержащих гражданско-правые нормы.
  2. Гражданское право, выражающееся в системе гражданско-правых норм, представляет собой содержание гражданского законодательства, а последнее – основную форму гражданского права, состоящую из знаковых элементов законодательных и иных правовых актов;
  3. гражданское право по своему объему шире гражданского законодательства, поскольку источниками гражданского права являются не только законодательные и иные нормативные правовые акты, но и правовые обычаи и правовые прецеденты.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

Практикумы

Название практикума Аннотация

Презентации

Название презентации Аннотация


Просмотров