К источникам хозяйственного права относится. Лицензирование хозяйственной деятельности. Момент заключения договора

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права -- это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права, в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законодательства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный нормативный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения, но и отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпринимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственности, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы. Не ставя перед собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать законы, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышленных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об инвестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее -- Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее--Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее -- Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее - Закон о биржах) и др.;

  • - законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.
  • 4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Президентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

  • 5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
  • 6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.
  • 7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.
  • 8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
  • 9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
  • 10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двух - сторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и много - сторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

хозяйственный право лицензирование закон

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • · Конституция Российской Федерации -- основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;
  • · Кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, и также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения, и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;
  • · Федеральный конституционный закон, называемый иногда также органическим, представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке по сравнению с федеральным законом. Он обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральш.ш шкопом. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;
  • · Федеральный закон -- нормативный правовой акт высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащий первичные нормы права, принятый в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ, либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон -- продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;
  • · Указы Президента РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • · Постановления Правительства РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;
  • · Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, -- Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка РФ и др.;
  • · акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • · акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе и хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве примеров можно привести следующие совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ:

  • · от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»;
  • · от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • · от 4 декабря 2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»;
  • · от 12 ноября 2001 г. № 15 и от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
  • · Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц».

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение.Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам:

  • · Это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору.
  • · Это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота.
  • · Это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Обычай хозяйственного оборота -- это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но обязательно подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В своей практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка Кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.

Тема: Понятие и виды источников хозяйственного права и лицензирование хозяйственной деятельности

Тип: Контрольная работа | Размер: 64.50K | Скачано: 42 | Добавлен 07.02.11 в 10:02 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


1. Понятие и виды источников хозяйственного права 3

2. Лицензирование хозяйственной деятельности 11

Список литературы 16

Понятие и виды источников хозяйственного права

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Источники предпринимательского права — это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующие предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников хозяйственного права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы, теснейшим образом взаимосвязанные между собой.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ . Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и иные пра-вовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны про-тиворечить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те кон-ституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гаран-тии предпринимательства и конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим раз-граничением проводит дифференциацию источников права. Так, согласно ст. 71, в ведении Российской Федерации находятся федераль-ная государственная собственность и управление ею, установление ос-нов федеральной политики и федеральные программы в области эко-номического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданское процессу-альное и арбитражное процессуальное законодательство.

Отнесение предпринимательского и гражданского законодатель-ства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предприни-мательской деятельности в масштабах России, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства, заключения и исполнения договоров.

В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного само-управления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение на-селением вопросов местного значения, владения, пользования и рас-поряжения муниципальной собственностью.

2. Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации : Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правона-рушениях, Уголовный кодекс РФ и др.

Вопрос о месте ГК РФ в системе предпринимательского законода-тельства сложен. Дело в том, что Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Гражданский кодекс РФ в том виде, в котором он существует ныне, следует, по-видимому, рассматривать как комплексный норма-тивный акт. Некоторые его статьи регулируют не только частноправо-вые отношения, но и отношения публичного характера (например, нор-мы о конкуренции и национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев ГК РФ оп-ределяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения, что также выходит за границы гражданско-правовой материи.

Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпри-нимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской де-ятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и кончая предпри-нимательскими договорами - все это представлено в ГК РФ. Обра-щает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпри-нимателей и для лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает разные основания ответственнос-ти, ст. 322 - различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников пред-принимательского права играют федеральные законы . Не ставя пе-ред собой задачу их перечисления, попробуем сгруппировать зако-ны, выбрав в качестве критерия сферу предпринимательства, которая тем или иным актом регулируется:

законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О кон-куренции и ограничении монополистической деятельности на товар-ных рынках» (далее - Закон о конкуренции на товарных рынках), Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о РЦБ);

законы, устанавливающие правовое положение субъектов, дей-ствующих на рынке, например федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО), от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприя-тиях), от 8 сентября 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных коопера-тивах» (далее - Закон о производственных кооперативах), от 8 февра-ля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (далее - Закон о финансово-промышлен-ных группах);

законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской де-ятельности, например Закон РСФСР от 26 июня 1991№ 1488-1 «Об ин-вестиционной деятельности» (далее - Закон об инвестициях в РСФСР), федеральные законы от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи), от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельнос-ти» (далее — Закон об аудите), от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценоч-ной деятельности» (далее—Закон об оценочной деятельности) и др.;

законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъ-ектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, на-пример Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках), Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торгов-ле» (далее - Закон о биржах) и др.;

Законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например федеральные законы от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (да-лее - Закон о лицензировании), от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом ре-гулировании), от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре-гистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон о регистрации) и др.

4. Подзаконные акты также играют большую роль в деле регулиро-вания предпринимательской деятельности. Среди них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Пре-зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению го-сударственного регулирования цен (тарифов)»). Издаваемые Прези-дентом РФ акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции РФ опреде-ляет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гаран-тией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституцион-ности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст. 125 Конституции РФ).

Указы как средство регулирования предпринимательских отно-шений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую роль на протяжении нескольких лет решал, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления Правительства РФ , изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предприни-мательского права. Акты Правительства в точном смысле их регуля-тивных возможностей должны издаваться в развитие и во исполнение законов и указов. Например, в соответствии с Законом об оценочной деятельности Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 утверждены стандарты оценки.

Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (та-рифов)» принято Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое вре-мя основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Большой массив источников предпринимательского права - норма-тивные акты федеральных органов исполнительной власти, приня-тые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наиболь-шее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Минис-терство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета, от-четности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирова-ние отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встреча-ются еще Постановления Верховного Совета РФ . Примером действу-ющего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 1320-1 «О разграничении государ-ственной собственности в РФ на федеральную собственность, государ-ственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативные правовые акты СССР также продолжают действо-вать, если они не отменены и не противоречат действующему законода-тельству Российской Федерации. Так, применяется, с учетом многочис-ленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утв. Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного ус-тройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъек-тов Российской Федерации. Их иерархия по юридической силе час-то напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источни-ков предпринимательского права можно найти и Законы г.Москвы, и распоряжения Мэра Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образо-ваний и их органов связаны с правом собственности на принадлежа-щие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых сами-ми хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразде-лениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тай-ны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Ло-кальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота .

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко приме-няемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независи-мо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

(Ст. 5ГКРФ)

Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применя-ются наряду с законодательством, восполняя пробелы, но никак не вопреки ему. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных правовых актов и договора. Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте, в морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двухсторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не попадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а, следовательно, уменьшением доходов.

Лицензирование хозяйственной деятельности

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности предприятий, направленной на ее упорядочивание и совершенствование. Для осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности необходима лицензия.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 10 февраля 2002 г., заменив прежний закон с таким же названием от 25 сентября 1998г.

Этот Федеральный закон определил основные принципы осуществления лицензирования:

Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а так же положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новом перечне основных принципов отсутствует один, который стоял на первом месте в утратившем силу Федеральном законе от 25 сентября 1998 г.: защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан и безопасности государства. Теперь этот принцип фигурирует в качестве основного критерия определения лицензируемых видов деятельности.

Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» дает исчерпывающий их перечень. В него включено 103 вида деятельности. В п.3 этой статьи указывается, что введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на 17 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление внешнеэкономических операций и др.

Лицензируются следующие виды деятельности в сфере торговля: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; деятельность по продаже электрической энергии гражданам; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом субъекте РФ, которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ. Лицензирующие органы осуществляют следующие функции:

  • Предоставление лицензий;
  • Приостановление действия лицензии;
  • Возобновление действия лицензии;
  • Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • Аннулирование лицензии;
  • Введение реестров лицензии, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • Контроль над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • Обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  • Заявление с просьбой о выдаче лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течение которого лицензиат намерен ее осуществлять;
  • Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата;
  • Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
  • Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействия.

Федеральным законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или места нахождения; для индивидуальных предпринимателей - изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать 6 месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Федеральным законом так же предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

За рассмотрение заявления соискателя лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

Список литературы

  1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник.- 5-е издание.М.: «Юриспруденция», 2009г.- 800с.
  2. Хозяйственное (предпринимательское право). Учебник для вузов/Отв. Ред. Д.ю.н., проф.Ю.Е. Булатецкий, д.и.н., проф. Н.А. Машкин - М.: Норма, 2007-752с.
  3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление.: учеб. пособиед/студентов вузов. Под. ред. В.Я. Горфинкеля. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 495с.
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2009 года. - Новосибирск: Сиб. университет.изд-во, 2009. - 541 с.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся основные правовые нормы хозяйственных правоотношений.

В зависимости от юридической силы нормативных актов источники хозяйственного права разделяются на:

1. Акты федеральных органов;

2. Акты субъектов РФ;

3. Акты органов самоуправления;

4. Акты бывшего СССР;

5. Международные правовые акты.

Акты федеральных органов включают законы РФ, подзаконные федеральные акты.

В общем случае закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом РФ или его субъектом, в законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы РФ включают:

· конституцию РФ, которая обладает наивысшей юридической силой и является базой для всего законодательства;

· гражданский кодекс;

· федеральные конституционные законы - это нормативно-правовые акты, определяющие основные начала государственного и общественного строя, а также положение личности;

· федеральные законы - это нормативно-правовые акты, принимаемые в соответствии с федеральными конституционными законами и регламентирующие отдельные сферы общественной жизни;

· акты федерального собрания - декларации, положения и постановления.

Подзаконные федеральные акты включают:

· указы и распоряжения президента;

· постановления и распоряжения правительства;

· нормативные акты министерств и ведомств.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконны субъектов РФ.

Нормативно-правовые документы местных администраций действуют на территории данного района.

После распада СССР на территории РФ продолжают действовать союзные акты, которые не противоречат российскому законодательству.

Международные правовые акты - это набор международных нормативно-правовых документов, которые имеют преимущества перед российским законодательством.

Кроме перечисленных нормативных документов источниками хозяйственного права являются обычаи делового оборота и решения Арбитражных судов.

Принципы хозяйственного права - это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для хозяйственного права характерны следующие принципы:

Принцип целенаправленности воздействия на достижения обоюдных интересов субъектов хозяйственных правоотношений;

Равноправие субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в иерархии управления;

Принцип экономической свободы и поощрения предпринимателями поведения хозяйствующих субъектов;

Принцип поощрения добросовестной конкуренции;

Принцип защиты от монополизма;

Принцип комплексного воздействия со стороны государства на хозяйственные отношения;

Принцип законности.

В рыночных условиях оценку законности определяет достижение экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов без нарушения законодательства.

Правовая система включает в себя отдельные отрасли права: хозяйственное, административное и т.д. Эти отрасли права являются основными элементами правовой системы. Они являются самостоятельными подразделениями правовой системы и состоят из правовых норм, регулирующих качественно-специфический вид общественных отношений, то есть правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в предпринимательской деятельности, образуют отрасль хозяйственного права. В свою очередь отрасли права подразделяются на правовые институты, т.е. обособленные комплексы правовых норм, регулирующие отношения конкретного вида.

Ограничение хозяйственного права от других отраслей права осуществляется при сравнении предмета хозяйственного права с предметами правового регулирования смежных отраслей. В основном область хозяйственного права - воспроизводственные отношения в экономике.

Однако, не все аспекты воспроизводственных отношений регулируются только хозяйственным правом. Например, потребление производственного продукта, который является составной частью воспроизводственного процесса, регулируется рамками гражданского права, т.е. в реальной жизни различные отрасли права взаимосвязаны друг с другом.

1. Под источником права в общем значении понимается государ-

ственная воля, выраженная в акте компетентного государственного

органа. В конкретном значении источником права являются именно

важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулиро-

вание. Для хозяйственного права эта задача тем более важна, пос-

кольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет

системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представ-

ляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными

государственными органами вне какой-либо системы. Установление

круга источников хозяйственного права осложнено и научными пред-

ставлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

2. Очевидно, что главным источником является Конституция

Российской Федерации. Для хозяйственного права здесь центральное

значение имеют нормы ст. 8-9, определяющие равенство форм

собственности.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость ис-

пользовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм

собственности: государственной, муниципальной собственности и

собственности граждан.

В этой главе не упомянуты коллективная собственность, пол-

учившая закрепление в Законе о собственности в РСФСР. Известно,

что в ряде законодательных актов уже функционировавшая коллек-

тивная собственность кооперативов и колхозов переведена законо-

дателем в разряд коллективно-долевой (коллективно-совместной),

общей долевой, общей совместной, трактуемых в качестве частной

собственности (*1). Известно также, что в ст. 12 Конституции РФ пос-

ледних лет была реформирована и аграрная государственная собст-

венность: принадлежащие ранее государству имущественные фонды

совхозов объявлены собственностью совхозов, а их собственность в

(**1) См., например, ст. 5 Закона РФ "0 потребительской копперации в Российской

Федерации>. - ВВС. 1992, № 30. ст. 1788. ст. 8-9 Земельного кодекса РСФСР. -

ВВС. 1991 ,№22. ст. 768. Указ Президента РФ от 27 декабря 1992 года мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР>. - ВВС, 1992, № 1, ст. 53.

упоминаемых здесь актах в свою очередь стала трактоваться как

общая долевая, общая совместная, то есть частная собственность.

Исключительная собственность на землю государства заменена

своеобразным институтом многообразия форм собственности на зем-

лю отдельных субъектов.

Новая Конституция РФ устранила понятие личной собственности

граждан, что дало им основание использовать имущество в том числе

и в производственных целях, а не только для удовлетворения своих

потребностей, как это было ранее.

В новом Основном законе исключены нормы, говорившие о пла-

новости ведения хозяйства, исходя из задач перехода к рыночной

экономике. Устранено также упоминание о хозрасчете как методе

ведения хозяйства. Из этого можно сделать вывод, что данный метод

хозяйствования, опиравшийся на директивную плановость, по об-

щему правилу более не применяется лаже предприятиями, дейст-

вующими на базе государственной и муниципальной собственности.

Конституция РФ в ее нынешнем виде отразила противоречия

переходного к рынку периода. Она выразила шаткий компромисс

сил, выступающих за разные рыночные варианты хозяйства: капи-

талистический и социалистический.

Эти противоречия будут нам

понятны и в ходе изучения отдельных тем курса. Как они будут

разрешены, покажет время.

3. Основным видом источников хозяйственного законодательства

являются законы Российской Федерации. Переход к законодатель-

ству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно

следует отнести к положительному явлению в нашей жизни. Досто-

инство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и при-

нятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссы-

латься на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации

экономического строительства. Законы регламентируют исходные

позиции рыночной экономики. К числу таких законов относятся

Закон, Закон принимательской деятельности>, Закон РСФСР ограничении монополистической деятельности на товарных рынках>

Большая группа законов посвящена правовому положению субъ-

ектов, действующих в новых условиях. Это Закон РСФСР тральном банке РСФСР (Банке России)>, деятельности в РСФСР>, (*1),

(*2) и другие.

(**1) ВВС, 1991 .№ 1. ст. 5.

(**2) ВВС, 1992, № 18. ст. 961.

В законах (*1), областном Совете народных депутатов и краевой, областной адми-

нистрации> (*2) изложены основные положения о статусе регионов,

краев и областей, районов, городов, функционирующих на базе

муниципальной собственности и государственной собственности, на-

ходящейся в ведении краев и областей. Через компетенцию соот-

ветствующей администрации определена компетенция данных тер-

риториальных образований в области экономики.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хо-

зяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции

и товаров, инвестирования, приватизации) закупки сельскохозяй-

ственных продуктов, перевозки грузов и другие.

Законом урегулирован статус и деятельность центрального пра-

воохранительного органа власти хозяйственных отношений - Ар-

битражного Суда Российской Федерации, Закон суде> (*3) и Арбитражно-процессуальный кодекс (*4) определяют положе-

ние арбитражного суда и главную процессуальную форму реализации

защиты хозяйственных прав.

Необходимо учитывать, что правосубъектность и компетенция

регионов сегодня определяется наряду с названными законами также

Указом Президента РФ от 22 октября 1993 года № 1723 началах организации государственной власти в субъектах Российской

Федерации> (*5), которым утверждено Положение об основных началах

организации и деятельности органов государственной власти краев,

областей, городов федерального значения, автономной области, ав-

тономных округов Российской Федерации на период поэтапной кон-

ституционной реформы. Этим Указом подтверждено также, что

названные законы применяются в части, не противоречащей насто-

ящему Указу (ст. 2).

Указом Президента РФ от 26 октября 1993 года № 1760 реформе местного самоуправления в Российской Федерации> (*6) уста-

новлено, что Закон РФ Федерации> применяется в части, не противоречащей настоящему

Указу, что функции городских и районных Советов выполняет со-

ответствующая местная администрация.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с Указом Пре-

(**1) ВВС. 1991. № 29, ст. 1010

(**2) ВВС, 1992, № 13, ст. 697.

(**3) ВВС 1991, № 30. ст. 1013.

(**4) ВВС, 1992, № 16, ст. 836.

(**5) САПП, 1993 № 43, ст. 4089.

(**6) САПП, 1993 №44 ст. 4188.

вании в период поэтапной конституционной реформы в Российской

Федерации> (*1) подтверждено действие всех законов Российской Фе-

Особо набежит сказать о таких законах, как Основы гражданского

законодательства Союза СССР и республик и ГК РСФСР, которые

применяются на территории Российской Федерации с оговорками,

сделанными в постановлении Верховного Совета Российской федера-

ции от 14 июля 1992 года № 3301-2 правоотношений в период проведения экономической реформы>. (*2) В

этих законах регламентируются традиционно по дуалистической мо-

дели отношения в области товарно-денежного оборота.

4. Указы Президента Российской Федерации составляют большой

массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отноше-

ния. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации

указы Президента не могут противоречить Конституции и Феде-

ральным законам Российской Федерации.В случае их противоречия

действует норма Конституции, закона Российский Федерации.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений

применяются в силу этого при пробельности в решении законом тех

или иных вопросов или при необходимости оперативного развития

законодательных решений.

Таковы, например, Указ Президента РФ государственного регулирования поставок в 1992 году отдельных

видов продукции и товаров за пределы Российской Федерации в

декабря 1991 года резерва РСФСР в 1992 году (*4), Указ от 20 февраля 1992 года мерах по стабилизации работы промышленности Российской Феде-

рации в 1992 году> (*5), Указ от 16 февраля 1992 года лизации деятельности предприятий потребительской кооперации в

Российской Федерации> (*6).

Надо тем не менее отметить, что в период проведения реформы

президентские Указы использовались не только в дополнение и

развитие законов, но нередко даже вопреки Конституции Российской

Федерации. В качестве примера можно привести Указ Президента

(**1) (САПП. 1993. №41. ст. 3919)

(**2) ВВС, 1 992, № 30, ст. 1800. См. также: постановление Верховного Совета РФ от 3

марта 1993 г. "0 некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на

территории Российской Федерации". - ВВС. 1993. № 1 1 . ст.393.

(**3) ВВС, 1992, № 1,ст, 52.

(**4) ВВС. 1992, № 2, ст. 76.

(**5) ВВС. 1992, №9, ст. 442.

(**6) ВВС, 1992. № 9, ст. 415

мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР> (*1), в котором

вопреки ст. 12 действовавшей тогда Конституции Российской Фе-

дерации была намечена широкая приватизация земель, включение

их в оборот через залог, обмен земельных паев, сдача в аренду уже

не властью госорганов, а граждан, продажа земель гражданам и

юридическим лицам. Указ к тому же, не считаясь с волей собствен-

ников колхозов, декретировал преобразование коллективной формы

собственности в частную, заставляет колхозы выделять земельные

и имущественные паи членам колхозов и бывшим колхозникам.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встре-

чались постановления Верховного Совета Российской Федерации.

Такие постановления опирались на ст. 113 Регламента Верховного

Совета РСФСР. В соответствии с этой нормой в целях осуществления

распорядительных и контрольных полномочий Верховный Совет

Российской Федерации был вправе принимать и постановления.

Насколько точно здесь выдерживалась намеченная Регламентом

компетенция, проводилось разграничение между законодательным

разрешением вопроса и путем принятия постановлений? Ответить

на этот вопрос достаточно сложно. Однако, в области хозяйственных

отношений такие постановления необходимо учитывать в качестве

источников хозяйственного права.

Примером актов такого рода могут служить постановление от 30

Крайнего Севера и приравненные к ним местности" (*3), постановление

вердившее Положение о чеках (*5), и другие.

6. Постановления Правительства Российской Федерации, издан-

ные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками

хозяйственного права. Акты правительства в точном смысле их

регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и ис-

полнение законов, Трудно сказать, выдерживается ли сегодня пра-

вительством это положение. Например, большинство актов о статусе

хозяйствующих субъектов принято на уровне законов. Но тем не

менее статус такого важнейшего хозяйствующего субъекта, как ак-

ционерное общество определяет Положение об акционерных общес-

(**1) ВВС, 1992, №1, ст. 53.

(**2) ВВС. 1992, № 15, ст. 804.

(**3) ВВС, 1992, № 16. ст. 843.

(**4) ВВС, 1992, № 30.

ст. 1791.

(**5) ВВС, 1992, № 24, ст. 1283.

твах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от

Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых

биржах в РСФСР утверждено постановлением Правительства РСФСР

В этом смысле более обоснованно появление в ряду актов-норм

хозяйственного права постановления правительства Российской Фе-

дерации от 5 августа 1992 года, утвердившее Положение затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результатов, учитываемых при налого-

обложении прибыли> (*4), постановления правительства Российской Фе-

7. В ряду источников хозяйственного права стоят акты минис-

терств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, дей-

ствующих непосредственно в экономической сфере. Это министер-

ство финансов РФ, министерство внешнеэкономических связей РФ,

министерство экономики РФ, Государственный комитет по антимо-

нопольной политике и поддержке новых экономических структур,

Центральный Банк России и другие.

Например, такой важнейший акт, как Положение о бухгалтерском

учете и отчетности в Российской Федерации утверждено приказом

года утверждена инструкция сделок с ценными бумагами (*7). Постановлением комитета цен при

Министерстве экономики Российской Федерации № 2, 1992 г. ут-

вержден Порядок декларирования свободных цен и тарифов на

продукцию производственно-технического назначения, товары на-

родного потребления и услуги, производимые (оказываемые) пред-

приятиями-монополистами (*8).

(**1) СП РСФСР, 1991 ,№6, ст. 92.

(**2) СП РСФСР, 1991 ,№5. ст. 26.

(**3) ЭиЖ, 1991, №36.

(**4) САПП, 1992, № 9, ст. 602.

(**5) САПП, 1993, № 48, ст. 4662.

(**6) БНА, 1992, № 6.

(**7) ФГ, 1992, № 28.

(**8) ЭиЖ. 1992. №33,; №34.

Много актов по вопросам налогообложения издается Государст-

венной налоговой службой Российской Федерации, которые регули-

руют финансовые доходы предприятий и предпринимателей и в

частности являются источниками хозяйственного права. Например,

8. Местные органы власти и управления также могут издавать

нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь

на Конституцию РФ, Закон РСФСР от 4 июля 1991 года самоуправлении>, Закон РФ депутатов и краевой, областной администрации>.

Ст. 73 Конституции Российской Федерации предусматривает воз-

можности регулирования субъектами Российской Федерации всех

отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных

ст. 71-72. Эти указания Основного закона развиты в упомянутых

законах о компетенции соответствующих Советов и местной адми-

нистрации (ст. 27, 45, 49-57 Закона народных депутатов и краевой, областной администрации>;

ст. 18,38,39,60 и др. Закона).

Например, район вправе определить правила пользования при-

родными ресурсами, правила пользования водозаборными соору-

жениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации

муниципальных предприятий и муниципального имущества

(ст. 55 п. 7, II, 16 Закона), а

районная администрация определяет условия проведения изыс-

кательских работ на территории района (ст. 60 п. 13 того же

Очевидно, что главные регулирующие возможности территори-

альных образований и их органов связаны с правом собственности

на принадлежащие им имущественные фонды.

9. В связи с изменением функций государственного арбитража

и преобразованием его в арбитражный суд по новому должен быть

решен вопрос о нормативном характере актов Высшего арбитражного

суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона Пленум

Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассматривает

обобщенные материалы практики применения законодательства ар-

битражными судами и дает в порядке судебного толкования руко-

водящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РСФСР обяза-

тельны для всей системы арбитражных судов России. Являются эти

разъяснения источниками права?

(**1) ФГ. 1992. №16.

При решении данного вопроса, очевидно, надо исходить из двух

соображений. Преобразование арбитража в арбитражный суд озна-

чает отход от представлений об арбитраже, как об органе управления,

наделенном в силу этого правом регулировать деятельность пред-

приятий, основанных на государственной собственности. Превраще-

ние арбитража в арбитражный суд означает появление органа пра-

восудия в сфере экономических споров, где действуют уже не ячейки

государственного народного хозяйства, а самые различные субъекты,

основанные на разных формах собственности. Органы же правосудия

не могут законодательствовать. Как ранее мы не признавали нор-

мотворческой компетенции за Верховным Судом СССР, так не

может идти речь о признании возможностей нормотворчества за

Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Это противо-

речило бы также принципу разделения законодательной, исполни-

тельной и судебной власти, закрепленному ст. 10 Конституции Рос-

сийской Федерации.

Исходя из этого разъяснения Пленума Высшего арбитражного

суда - не источник права, а лишь средство установления единооб-

разного понимания законов хозяйственной сферы. Обобщая прак-

тику, Высший арбитражный суд Российской Федерации разрабаты-

вает и в установленном порядке вносит предложения по совершен-

ствованию законодательства (ст. 32 Закона).



Просмотров