Что такое демократическое государство? Демократия как форма государственного правления

Народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина . Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти .

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов , в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Подробнее

Обеспечение прав и свобод человека и гражданин а - важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание , Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов«demos» -народ и «kratos» -власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государ­ственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции(V-IVвв. до н. э.), где демос - крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства - полиса через Народное собрание (верховную и законо­дательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании выс­ших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского госу­дарства (оно, кстати, было небольшим: от столицы до крайней его точки - всего несколько десятков километров) был положен в основу создания совре­менных демократических государств.

Демократию следует отличать от охлократии (греч. - «власть толпы»). Ох­лократия противостоит государственным институтам, праву, подменяет принцип гражданской свободы принципом вольности, произвола. При охло­кратии толпа выступает хозяином положения, устраивает мятежи, погромы, беспорядки.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

а) особуюформу организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

б)форму устройства любой организации, основанной на принципах рав­ноправия ее членов, периодической выборности органов управления и при­нятии в них решений по большинству;

в)мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

г)социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демо­кратии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как власть. Демократия естьспособ (один из спо­собов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллекти­ва в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, госу­дарстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия мо­жет быть какполитической, так инеполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой пер­вобытное, естественное самоуправление.

Американский президент Авраам Линкольн определял демократическое государство как «правление народа, избранное народом и для народа».

Для демократии как способа организации государственной власти харак­терны следующие общие принципы:

1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.

2. Выборность основных органов государства.

3. Равноправие граждан и прежде всего - равенство их избирательных прав.

4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Вместе с тем современные концепции демократии, основанные на ценно­стях либерализма (от лат. «liberalis» -свободный), дополняют названные принципы новыми, такими как:

а) уважение прав человека, их приоритет над правами государства;

б) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

в) уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

г) верховенство закона;

д) разделение властей; и др.

Здесь как бы осуществляется переход от демократиибольшинства к демо­кратииконсенсуса. В современном демократическом государстве управление производитсяпо воле большинства , нос учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путемголосования, так и с использованием методасогласования.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения формнепосредственной ипредста­вительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление на­рода или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и др.). Референдум - это всенародное голосование по законопро­ектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударствен­ного значения, затрагивающим интересы народа. (Более полное определение референдума дают Ю.А. Дмитриев и В.В. Комарова, по мнению которых, «ре­ферендум - это форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, имеющее высшую юридическую силу и обязатель­ное для исполнения органами, организациями и гражданами, в отношении ко­торых решение референдума имеет императивный характер».) Институт ре­ферендума широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. (Родиной референдума при­нято считать Швейцарию, а первой датой его проведения - 1439 г.)

Представительная (репрезентативная, парламентарная) демократия озна­чает осуществление власти народом через представительные органы. Пред­ставительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов и призваны выражать волю наро­да, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа име­ют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно из­бираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

В демократически организованном обществе государственные формы де­мократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления (они не входят в систему органов государст­ва) или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, ос­нованных на демократических принципах.

Демократизм государства зависит от того, как организованы все его меха­низмы и прежде всего - высшие органы государственной власти (форма правления). И с этой точки зрения принципам демократии в наибольшей сте­пени отвечает такая форма правления, как республика. И, строго говоря, только она может быть признана демократическим государством. Однако в этом плане между элементами формы государства могут наблюдаться несоот­ветствия, тем более, что, в конечном счете, степень демократии в стране от­ражается в политическом режиме. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима - к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентарной республикой, а с точки зрения поли­тического режима - авторитарным государством.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в Российской Федерации является ее многонацио­нальный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референ­дум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Россий­ской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий пре­следуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.

Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное са­моуправление. Вообще самоуправление - это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к об­ществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной (по крайней мере в обозримой пер­спективе), «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений различных людей, а так­же необходимость для социальной системы принимать по определенным во­просам обязательные для всех решения» (проф. В.П. Пугачев). Однако следу­ет, видимо, учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:

а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;

б) когда они совпадают частично.

Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект уп­равления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой -старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объ­екта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом на­правлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репре­зентативная (представительная) демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Вместе с тем противники представитель­ной демократии отмечают целый ряд еенедостатков:

- фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выбора­ми и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

Неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

Приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа долж­ностных лиц;

Слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

Ущемление политического равенства, возможностей всех граждан участ­вовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы предста­вительных органов;

Широкие возможности политического манипулирования, принятия не­угодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой сис­темы власти.

Немецкий социолог и политический деятель Ральф Густав Дарендорф, ха­рактеризуя представительную, репрезентативную демократию, замечает, что вопреки буквальному значению «демократия - не «правление народа»; тако­го на свете просто не бывает. Демократия - это правительство, избираемое народом, а если необходимо - то народом и смещаемое; кроме того, демокра­тия - это правительство со своим собственным курсом». В последнее время демократии зачастую дается позитивная оценка не как способу реализации власти народом, а какметоду смены власти мирным, бескровным путем.

Разумеется, что демократия как форма организации государственной влас­ти не лишена недостатков и не всегда дает нужный социальный эффект, она требует соответствия политической культуры и ментальности населения. Пере­ход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени (во Фран­ции процесс демократизации общества длился около 200 лет, в Англии - на протяжении 500-600 лет). Отечественный политолог Андраник Мигранян пишет: «На начальном этапе своего становления демократические структуры еще настолько хрупки, что если в политический процесс разом врываются огром­ные массы людей, не обученные культуре демократии, не имеющие представ­ления о ее ценностях, то они неизбежно рушат эти хрупкие, сложно уравнове­шенные построения». В этой связи он полагает, что переход от тоталитаризма к демократии должен быть опосредован периодом авторитарного правления, при котором вся полнота власти наверху должна быть сосредоточена в руках, как его называет Мигранян, «просвещенного автократора».

Неприемлема демократия в экстремальных ситуациях - в периоды войн, острых кризисов и т. п. Вместе с тем, как говорил Уинстон Черчилль, «у де­мократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».

Россия -демократическое государство.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. РФ – государство народовластия.

2. Территориальная целостность и суверинитет – важнейшие характеристики федеративного государства.

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это положение отражает главные цели строительства нашего государства, дает четкое представление о тех ценностях, к достижению которых оно стремится.

В соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 года современное Российское государство характеризуется как.

Демократическое;

Правовое;

С республиканской формой правления;

Социальное;

Светское;

Федеративное;

Суверенное

Россия -демократическое государство.

Демократическим признается государство, в котором, с одной стороны, на практике реализуется принцип народовластия, то есть реальная власть принадлежит народу, с другой - права и свободы человека, являясь высшей ценностью, обеспечены и защищены.

Россия как демократическое государство имеет следующие конституционные характеристики:

1. Единственным источником власти в России и носителем суверенитета является ее многонациональный народ. Это означает, что наша страна провозглашается государством народовластия или демократическим государством (слово "демократия" в переводе с древнегреческого означает "народовластие"). Народ Российской Федерации ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в России. Только свободно выраженная воля народа создает государство и придает государственной власти и ее органам законность, правомерность. Поэтому все государственные органы должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции, и только в его интересах. Государственная власть в России вторична, производна от власти ее народа, поэтому является лишь способом, формой, с помощью которой народ реализует свое самоуправление, свои интересы.

2. Россия как демократическое государство характеризуется также тем, что никто, никакая организа-

ция, орган, должностное лицо не могут присваивать власть народа.

3. Понятие "демократическое государство" неразрывно связано с такими понятиями, как "конституционное" и "правовое государство".

4. Важнейшим признаком российского демократического государства является реальное народовластие.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в зависимости от формы волеизъявления народа различаются непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная демократия - это прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в статье 3 Конституции РФ, - является референдум и свободные выборы". Иными формами прямого народовластия могут быть общие собрания граждан, народная законодательная инициатива, отзыв депутата представительного органа, плебисцит, личное участие в деятельности органов власти и др.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, представляющие граждан и наделенные правом принятия решений, выражающих волю народа или части населения. Органы государственной власти РФ - Президент РФ, парламент России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления состоят из полномочных представителей народа, которые выражают его волю в принимаемых законах, иных правовых актах, регулирующих отношения между человеком, обществом и государством.

5. Отличительная черта демократического государства - признание, охрана и защита прав человека.

Конституция РФ провозгласила, что каждый человек, его права и свободы являются высшей ценностью в обществе и государстве. Одновременно устанавливается конституционная обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Тем самым во взаимоотношениях государства и личности приоритет принадлежит именно человеку как высшей ценности. Конституционные права и свободы в России принято разделять на 3 основные группы: личные (или гражданские); политические; социально-экономические и культурные. Это деление основано на международных стандартах в области прав человека, установленных Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) и Международными пактами о правах человека (1966 г.).

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

НАЦИОНА́ЛЬНОЙ ДЕМОКРА́ТИИ ГОСУДА́РСТВО

гос-во переходного характера, возникающее в процессе нац.-освободит. революции в совр. эпоху и опирающееся на классовый союз движущих сил этой революции; форма гос. развития стран, завоевавших политич. независимость в результате распада колониальной системы империализма, к-рая обеспечивает дальнейшее развертывание, углубление и доведение до конца нац.-освободит. революции, переход на некапиталистич. путь развития. Положение о Н. д. г. было выдвинуто в Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий 1960 (см. "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 67–68).

С крушением колониальных режимов совр. нац.-освободит. революции вступают в этап борьбы за экономич. независимость, за нац. возрождение. Как показывает опыт экономически отставших стран, капиталистич. путь развития не в состоянии обеспечить решение этих задач. Нац. возрождение в кратчайшие историч. сроки может быть достигнуто на некапиталистич. пути развития, к-рый в совр. условиях общего кризиса капитализма и все возрастающего влияния мировой социалистич. системы становится практически возможным для молодых нац. гос-в Азии, Африки, Лат. Америки, вне зависимости от уровня их развития. Для перехода на некапиталистич. путь революция нуждается в гос-ве особого типа. Гос. власть должна иметь общедемократич., общенац. характер и выражать интересы самых широких слоев населения, а не к.-л. одного класса. Для многих стран наиболее целесообразной формой такого гос-ва является Н. д. г. Поскольку империализм еще представляет собой серьезную угрозу для освободившихся стран и стремится к реставрации в новых формах колониализма, он, объединяясь с внутр. реакцией, стоящей на антипатриотич. позициях, остается гл. врагом нац.-освободит. революции. Главное противоречие обществ. развития этих стран – противоречие с империализмом. Отсюда вытекает преимущественно антиимпериалистич. обще-демократич. характер осн. мероприятий новой власти в течение продолжит. периода. При этом мероприятия, ведущие к некапиталистич. развитию, являются одновременно требованиями нац.-освободит. антиколониальной борьбы. Этим обеспечивается возможность формирования широкой социальной основы для некапиталистич. развития и объективная предпосылка для создания Н. д. г. Важнейшей задачей Н. д. г. является защита экономич. и политич. независимости страны от посягательств империалистич. гос-в и иностр. монополий, проведение независимой и миролюбивой внешней политики, борьба против агрессивных планов империалистов.

Н. д. г. несовместимо с диктаторскими и деспотич. формами правления. Оно создает все необходимые условия для широкого участия нар. масс в определении гос. политики, обеспечивает всем демократич. организациям возможность активно участвовать в обществ. жизни страны, преграждает дорогу антикоммунизму. Н. д. г. опирается на широкий общенац. фронт. Им призван руководить не к.-л. один класс, а блок социальных сил, состоящий из представителей рабочего класса, крестьянства, средних слоев города и деревни и той части нац. буржуазии, к-рая выступает как активная антиимпериалистич., демократич. сила. Ведущая сила в создании Н. д. г. принадлежит рабочему классу и его союзникам – трудящимся массам деревни. Н. д. г. проводит антиимпериалистич. и демократич. политику в области экономики. Оно добивается полного искоренения пережитков феодализма, развертывает аграрную революцию, преграждает путь иностр. монополиям, принимает меры к построению нац. экономики, создает сильный гос. сектор в нар. х-ве страны, способствует развитию различных видов кооперации, особенно в с. х-ве. Превращение гос. сектора в определяющий фактор экономики страны может в условиях нац.-демократич. строя служить материальной основой для постепенного перехода страны на некапиталистич. путь. Решая общедемократич. задачи, Н. д. г. не ликвидирует частную собственность на средства произ-ва, как и не отстраняет от участия в управлении гос-вом нек-рые нетрудящиеся группы. Однако последоват. осуществление задач революции неизбежно приведет к такому использованию и перераспределению прибавочного продукта, к-рое отвечало бы интересам быстрейшего развития производит. сил и подъема жизненного уровня самых широких слоев населения.

Формы Н. д. г. в разных освободившихся странах неизбежно будут различны, однако его сущность и историч. функции будут в принципиальном отношении одинаковыми во всех случаях. Нац. демократия – это гибкая и подвижная, развивающаяся форма широкого классового союза, в к-ром существует не только единство, но и борьба входящих в него сил и где соотношение между этими силами не остается неизменным. По мере того, как решаются очередные общедемократич. задачи, по мере того, как Н. д. г. прокладывает путь к переходу к более высокой ступени обществ. развития, меняется его социальная база. Вокруг него сплачиваются все новые слои трудящихся и неэксплуататорских элементов, за счет отхода нек-рых эгоистических, узкоклассовых, оппортунистич. элементов. Все это в свою очередь повлечет за собой прогрессивное развитие самого Н. д. г.

Лит.: Программа КПСС (принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Пономарев Б., О гос-ве нац. демократии, "Коммунист", 1961, No 8; Чесноков Д., О гос-ве нац. демократии, "Политич. самообразование", 1961, No 6; Соболев А., Нац. демократия – путь к социальному прогрессу, "ПМиС", 1963, No 2.

К. Брутенц. Москва.



Просмотров