Курс лекций право. Правоведение - курс лекций

Предложенное учебное пособие ориентирует студентов неюридических специальностей на получение упорядоченных и концентрированных знаний и успешную сдачу экзамена по правоведению. Данная работа подготовлена с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной юридической мысли, способствует изучению и познанию права. Существенное внимание уделено современным авторским подходам к определению места и роли права, правоотношению в механизме правового регулирования, правонарушениям, юридической ответственности и ее основаниям, основам конституционного, гражданского и трудового права. Материал соответствует федеральным государственным образовательным стандарту и учебным программам вуза по данной дисциплине.

Тема 1. ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Тема 2. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА

Тема 4. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Тема 5. НОРМЫ ПРАВА

Тема 6. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 7. ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Тема 8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Тема 9. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Тема 10. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Тема 11. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Книги и учебники по дисциплине Правоведение, основы права:

  1. Бурдин, Василий Федорович.. Основы правовых знаний: учебное пособие: / В. Ф. Бурдин; М-во образования и науки, Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Ар­хангельск: КИРА,2016. - 157 с. - 2016 год
  2. Кононец А.Н., Листопадова Е.В., Мерецкая Н.А., Стрелкова Е.В., Туркулец С.Е., Филатов А.Е.. Правоведение: курс лекций / А.Н. Кононец, Е.В. Листопадова, Н.А. Мерецкая [и др.] ; под общ. ред. С.Е. Туркулец. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС,2013. - 202 с. - 2013 год
  3. Мухаев Раниш Тазитдинович. Правоведение. Учебник для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям. M,2013. - 431 с. - 2013 год
  4. Гаврилов С. М.. Правоведение: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. I. Основы теории государства и права / С.М. Гаврилов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та,2012. - 92 с. - 2012 год
  5. Низовцев В.В., Кетова Л.П., Реброва Н.М.. Правоведение: Учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 122 с. - 2011 год
  6. А.В. Карташов. Олимпиадные задания праву: сборник / сост.: А.В. Карташов; МО РМ, МРИО. - Саранск,2011. - 104 с. - 2011 год
  7. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.. Правоведение: сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 3 курса факультета фундаментально медицинского образования, обучающихся по спец. 060101 - лечебное дело /сост. Аверченко Е.А., Шульмин А.В.- Красноярск: тип. КрасГМУ,2010.­85 с. - 2010 год
  8. Камышев Э.Н., Литвинцева Г.Ю., Литвинцева М.Ю.. Правоведение. Учебное пособие. - Томск: ТПУ,2009. - 112 с. - 2009 год
  9. А.В. КУДАШКИН. ПРАВОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО. СПРАВОЧНИК ПО ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ ДЛЯ ЖИЛИЩНЫХ КОМИССИЙ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ. 2009 - 2009 год

а) форма правления;

б) форма государственного устройства;

в) политический режим.

Литература по теме занятия:

1. Алексеев, С.С. Теория права. [Текст] – М., 1995. - 311 с.

2. Теория права и государства [Текст]: учебник / под ред. проф. В.В. Лазарева. – М., 1997. – 432 с.

3.Теория государства и права [Текст]: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 1999. – 672 с.

4. Правоведение [Текст] : учеб. пособие / Р.В. Жогов, Т.В. Логунова, Р.Н. Новиков и др.; Воронеж. гос. технол. акад.- Воронеж: ВГТА, 2006.- 140с.

5. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. проф. В.Г. Стрекозова. – М., 2003. – 381 с.

6. Основы государства и права [Текст]: учебное пособие для поступающих в ВУЗы / под ред. академика О.Е. Кутафина. – М., 2004. – 461 с.

7. Серых, В.М. Теория государства и права [Текст]: учебник. - М., 2004. – 704 с.

  1. Государство: понятие, признаки, функции.

Государство – общность людей, объединенных единой территориальной организацией и подчиненных политической (публичной) власти, располагающая особыми средствами принуждения, применяемыми в необходимых случаях.

Признаки государства:

    Наличие политической (публичной) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

    Территориальная организация населения;

    Государственный суверенитет;

    Общеобязательный характер издаваемых государством актов;

    Налогообложение и взимание налогов.

1.Публичная власть – один из ведущих признаков государства. Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям, они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. Только с разделением общества на различные группы, слои, классы у индивидов появляются разнообразные интересы, регулирование которых означает политику.

Выступая арбитром между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер, но она не представляет собой власти всего общества, а стоит над обществом, отделена от него, приобретает автономность /независимость/ по отношению к другим источникам власти. Независимость от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельную личность /монарха, президента/, или на какой-либо орган, они действуют от имени государства в качестве его органов или представителей, на которых возложено выполнение публичных функций.

Публичная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, образующих государственный аппарат , для которого характерны:

а) осуществление управления обществом;

б) обладание властными полномочиями, вплоть до применения принуждения;

в) наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией;

г) право принятия общеобязательных для исполнения актов.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего наличием государственных границ, которые очерчивают пределы осуществления публичной власти, означают территориальную неприкосновенность страны.

Суверенитет , означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, ее определение жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все населения данного государства /кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета./ Только государство может посредством указанных актов устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать его к соблюдению.

Налогообложение – налоги и другие обязательные платежи (сборы, пошлины) без которых государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, находящихся на его территории, либо освобождать отдельные категории людей и организаций.

Функция государства – это особый механизм государственного воздействия на отношения в важнейших сферах общественной жизни, в котором конкретизируются сущность, социальное назначение, задачи и цели государства на конкретном историческом этапе развития и раскрывается активная служебная роль государства, как части надстройки, по отношению к базису.

Одним из основных критериев классификации являются сферы государственной деятельности. По этому основанию различаются внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это такие направления деятельности государства, которые обеспечивают решение задач внутреннего развития общества. К числу внутренних функций на современном этапе относятся:

Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан,

Обеспечение законности и правопорядка;

Политическая; экономическая; социальная;

Финансовая (налогообложения и финансового контроля);

Экологическая;

Культурная.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами.

Можно выделить следующие внешние функции государства: оборона страны; поддержка мирового порядка, борьба с международной преступностью и международным терроризмом; интеграция в мировую экономику; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, энергетической, сырьевой, демографической и др.).

На различных этапах исторического развития общества и государства набор внутренних и внешних функций был неодинаков, различным было и их содержание.

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

Что изучает правоведение?

Правоведение (юриспруденция) изучает право и государство в их взаимосвязи и взаимообусловленности; закономерности, свойственные отношениям права и государства, т.e. право и государство являются объектами изучения юридической науки. Кроме прaвоведения государственно-правовые явления изучаются также и другими общественными науками, тaкими, как философия, политология, социология, история, экономика и др. Однако каждая из этих наук изучает эти явления c позиций своего предмета и метода.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект по-разному, c помощью познавательных средств и приемов, свойственных именно данной науке.

B процессе научного изучения исходные знания об объекте дополняются системой теоретических понятии об основных свойствах данного объекта, o закономерностях его происхождения, функционировaния и развития. Эта система теоретических понятий и является предметом соответствующей науки.

Предметом правоведения (юриспруденции), таким образом, являются основные сущностные свойства признаки права, особенности отдельных отраслей права, его системообразующих элементов, норм права, субъектов правоотношений отношении государства и права.

Если предмет отвечает на вопрос: что изучает наука, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод есть прием или способ изучения действительности и получения о ней, объективных знаний. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология правоведения представляет собой систему приемов (способов) изучения как общих закономерностей возникновения и развития государства и права, так и частных проявлений, конкретных результатов этого развития, выражающихся в возникновении и действии конкретных правовых норм, влиянии этих норм на общественные отношения.

Предмет правоведения весьма многогранен, поскольку право охватывает и регулирует самые разные стороны жизни общества. В связи c этим правоведение также имеет сложную структуру, оно состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин (наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты права и государства. B совокупности эти дисциплины составляют единую систему юридических наук.

Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. Приведем одну их многих:

1) юридические науки теоретического и исторического профиля (теория права и государства, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.);

2) отраслевые юридические науки (конституционное право, административное право, гражданское право, земельное право, экологическое право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, Труворе право, семейное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки (правовая статистика, криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия и др.)

Общество, государство, политическая власть

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

    осуществляет от имени государства его функции;

    имеет определенную компетенцию;

    обладает властными полномочиями;

    характеризуется определенной структурой;

    имеет территориальный масштаб деятельности;

    образуется в порядке, установленном законом;

    устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

    по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (9)

    Программа

    Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Раздел 2 Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (18)

    Программа

    Юрайт, 2007 .- 462 c. Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине "Правоведение" Курс лекций по дисциплине "Правоведение" / С. Н. Мамедов; Владимирский государственный...

  • Материалы для подготовки к зачету по дисциплине «правоведение» 1 перечень вопросов для подготовки к зачету (в качестве темы для контрольной работы может быть использован любой из предложенных вопросов)

    Материалы для подготовки

    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» 1. Перечень вопросов для... : Акдемия, 2006. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько... 253 с. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и...

  • В предлагаемом пособии рассматриваются основные темы курса "Правоведение", в том числе некоторые отраслевые дисциплины, содержится не только теоретическое изложение предмета, но и исследование взаимодействия государства, права и общественной практики в современной России.
    Пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и зачетам, в сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе обучения правоведению, повторить основные понятия и составить примерный план ответа.
    Для студентов ВУЗов, аспирантов, специалистов государственной и муниципальной служб, а также всех интересующихся проблемами государства и права.

    Государство представляет собой конкретно-историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле, причем на различных территориях государства образовывались в разное время и различными способами. Однако создав государства, люди попали под их растущие властные устремления, собственные интересы и влияние. В дальнейшем, стремясь поставить государство под свой контроль, люди в то же время понимали невозможность своего существования без него.

    Почему же современный человек не может жить без государства, но одновременно стремится ограничить его власть? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к причинам возникновения государства.

    Содержание
    Список сокращений 7
    Лекция 1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 8
    1.1. Возникновение, понятие и признаки государства 8
    1.2. Форма государства 12
    1.3. Функции государства 16
    1.4. Право в системе социальных норм и его признаки 18
    1.5. Ценность права 23
    1.6. Государство и право в обществе переходного периода 24
    Вопросы для самопроверки 26
    Лекция 2. НОРМЫ ПРАВА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 27
    2.1. Понятие и признаки норм права 27
    2.2. Структура норм права, их виды и расположение в нормативно-правовых актах 30
    2.3. Юридическая техника 33
    2.4. Толкование норм права 39
    2.5. Действие нормативно-правовых актов 43
    Вопросы для самопроверки 48
    Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА ПРАВА 49
    3.1. Правовая система и правовая семья 49
    3.2. Романо-германская правовая семья 49
    3.3. Англо-американская правовая семья 50
    3.4. Религиозно-традиционная правовая семья 52
    3.5. Международное право как особая система права 55
    Вопросы для самопроверки 57
    Лекция 4. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ПРАВА. ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ 58
    4.1. Система источников права в Российской Федерации 58
    4.2. Правотворческая практика в Российской Федерации 63
    Вопросы для самопроверки 68
    Лекция 5. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА 69
    5.1. Общая характеристика системы права 69
    5.2. Предмет и метод правового регулирования 74
    5.3. Публичное и частное право 76
    5.4. Отрасли российского права (краткая характеристика) 78
    5.5. Система права и система законодательства 87
    Вопросы для самопроверки 91
    Лекция 6. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 92
    6.1. Понятие и признаки правонарушения 92
    6.2. Состав правонарушения 94
    6.3. Причины и условия правонарушений 97
    6.4. Понятие, признаки и функции юридической ответственности 99
    6.5. Принципы юридической ответственности 101
    6.6. Виды юридической ответственности 106
    Вопросы для самопроверки 109
    Лекция 7. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    7.1. Понятие и принципы законности
    7.2. Законность, правопорядок и общественный порядок 112
    7.3. Гарантии законности и правопорядка 114
    7.4. Правомерное поведение 117
    Вопросы для самопроверки 120
    Лекция 8. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 121
    8.1. Условия возникновения и развития правового государства 121
    8.2. Основные принципы правового государства 125
    8.3. Реализация основных принципов правового государства в Российской Федерации 127
    Вопросы для самопроверки 133
    Лекция 9. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 134
    9.1. Общая характеристика Конституции Российской Федерации 134
    9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации 135
    9.3. Теоретические основы конституционного строя Российской Федерации 137
    Вопросы для самопроверки 142
    Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 143
    10.1. Теоретические принципы федеративного устройства России 143
    10.2. Практика федеративных отношений в России 147
    10.3. Конституционное строение системы органов государственной власти в Российской Федерации 151
    10.4. Практика взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации 158
    Вопросы для самопроверки 160
    Лекция 11. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИ ЛИЦА. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ 161
    11.1. Гражданские правоотношения и их субъекты 161
    11.2. Общие положения о праве собственности 169
    Вопросы для самоконтроля 172
    Лекция 12. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НАРУШЕНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО 173
    12.1. Понятие, стороны и исполнение обязательства 173
    12.2. Обеспечение исполнения обязательств 175
    12.3. Ответственность за нарушение обязательств 180
    12.4. Прекращение обязательств 181
    12.5. Наследственное право 183
    Вопросы для самоконтроля 185
    Лекция 13. БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗАИМНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ 186
    13.1.Правовая основа брачно-семейных отношений 186
    13.2.Права и обязанности супругов 187
    13.3.Права и обязанности родителей 189
    13.4.Права и обязанности детей 191
    13.5. Ответственность по семейному праву 193
    Вопросы для самоконтроля 194
    Лекция 14. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ НАРУШЕНИЕ 195
    14.1. Понятие, содержание и срок трудового договора 195
    14.2. Заключение и изменение трудового договора 197
    14.3. Прекращение трудового договора 199
    14.4. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение 205
    Вопросы для самоконтроля 206
    Лекция 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 207
    15.1. Административное правонарушение, наказание, ответственность и их субъекты 207
    15.2.Виды административных наказаний 209
    Вопросы для самоконтроля 212
    Лекция 16. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО СОВЕРШЕНИЕ 213
    16.1. Понятие и категории преступлений 213
    16.2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 214
    16.3. Уголовное наказание 216
    16.4. Освобождение от уголовной ответственности и наказания 220
    Вопросы для самоконтроля 222
    Лекция 17. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА 223
    17.1. Основные проблемы экологического права 223
    17.2. Система законодательства в области использования и охраны природной среды 225
    17.3. Основные принципы экологического права 226
    Вопросы для самоконтроля 229
    Лекция 18. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 230
    18.1. Информация как объект защиты 230
    18.2. Защита государственной тайны 234
    Вопросы для самоконтроля 238
    Литература 239

    Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

    Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

    Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

    Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

    Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

    Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

    Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

    Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

    Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

    Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

    Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

    Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

    Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

    Обзорные лекции;

    Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

    Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

    Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

    В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

    При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

    При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

    Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

    Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

    Тема самостоятельной работы

    Номер раздела

    лекционного

    Продол-житель-ность
    5

    Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

    Тема самостоятельной работы

    Номер раздела

    лекционного

    Продол-житель-ность
    5

    Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

    Защита прав человека в государстве

    Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

    Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

    Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

    Гражданское право Российской Федерации

    Трудовое право Российской Федерации

    Уголовное право Российской Федерации



    Просмотров