Положение о мерах. Приказ о мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций. "положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в книгах
2 марта 1881 г. – вступление Алекс.3 на престол . Наследником стал после смерти свего старш.брата Николая (1865г.). В лит.-ре сложилось мнение, что Алекс.был малоообраз.личностью, но это далеко не так, он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Воспитатель – генерал-адъютант В.А.Перовский, заведовал образованием – А.И.Чивилев (проф.МГУ, извест.экономист). Большое внимание на Алекс.оказал Победоносцев,преподававш.ему законоведение. Будучи наслед.престола, Алекс.участв.в засед.Гос.совета, Комитета минист., участв.в русско-турец.войне и уже тогда у него сложились консерватив.политич.воззрения. В совещ.послед.лет царств.Александара 2 ,наследник высказ.за неприкосновен.ничем не огранич.самодеражавия и необходим.реперссив.мер против революционеров. 1 марта 1881 г – убийство Алекс.2 ,событие тяжело сказалось на царевиче, первые годы царствования он провел в Гатчине.Своей главной задачей Александр поставил подавление не только революцион., но и либерально – оппозицион.движения . Во внешней полит.царь старался избегать военных конфликтов,за что его прозвали «царь-миротворец».
Вдохновителями реакционного политич.курса самодержавия в то время явились К.П.Победоносцев и М.Н.Катков. Победоносцев – заявил о себе как талантливый публицист,писатель либеральных воззрений. Он усердно занимался историей русского граждан.права и считался лучшим его знатоком. Ему прочили блест.карьеру, он стал профес.МГУ, его «Курс граждан.права» был настольной книгой для юристов. В 1865 г. он оставил преподав.и посвятил себя гос.службе, стал сенатором, а затем членом Госуд.совета. Апрель 1880 – Алекс.2 назначил Победон.обер-прокурором Святейшего Синода.От либеральных воззрений Победон.перешел в сторонника охранительной полит.самодержавия. После гибели Алекс.2, Побед.стал в центре полит.жизни России и по сути определял политику растерявшегося после гибели отца Алекс.3.
Катков - тоже от либеральных воззрений перешел к охранит.политке, получив публицистич.образование,1857 г. – он стал редактором либерального жур. «Русский вестник». С 1862 г. – поворот к охранит.политике,1863 – его деятельность как редактора и публициста сосредоточ.в «Московских ведомостях», где он публиковал статьи охранительного характера, которые оказали большое воздейств.на правит.круги.Позднее у него сложил.близ.отнош.с Победоносцевым.
8 марта 1881 – в Комитете министров под председат.императора сост.обсужд.проекта Лорис – Меликова (5 февр.1881 г – император одобрил меры предлож.Меликовым, план получил наз. «констит.Лорис-Меликова», предложения: «умиротворение» страны, предлагались шаги по пути привлеч.к законодательству выборных представителей), в защиту проекта высказались: воен.мин.Д.А.Милютин, мин.народ.просвещ. А.А.Сабуров,мин.финанс.А.А.Абаза. Против: граф С.Г.Строганов (заявил,проект ведет прямо к конституции), его поддерж.Александр 3. Победоносцев обрушился не только на проект,но на реформы 60-70-х, проект Лорис-Меликова был отвергнут.
1матра 1881 – созд. «Священная дружина» - конспиративная организация для охраны царя и противодействия революц.террору. Возгл.: Шувалов, Воронцов-Дашков, Долгоруков,Бобринский,входили и другие высокопоставл.лица,имея русскую и зарубежн.агентуру,применяла провокации стремясь сбить с толку революционеров и посеять недоверие их друг к другу. В 1883г – Алекс.распоряд.прекратить деятельность дружины,она соперничала с гос.полицией и стала ей помехой в борьбе с революционерами.
29 апреля 1881 – обнародован напис.Победоносцевым при участии Катковаманифест «О незыблемости самодержавия» . Провозглашалось: император «с верою в силу и истину самодержав.власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений» Лорис – Меликов подал в отставку, после его ухода подали в отставку слывшие «либералами» Милютин, Абаза. Однако в стране, правительство не решалось круто изменить полит.курс. Вместо Лорис- Меликова минист.внутр.дел был назначен Н.П.Игнатьев .он предпринял ряд мер,чтобы прикрыть переход правительства к открытому реакцион.курсу. Он опубликовал циркуляр «О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия».
14 августа 1881 - «Распоряжение о мерах к охранению гос.порядка и обществен.спокойствия и приведение опред.местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно этому акту, любая местность могла быть объявл.на чрезвыч.положении, и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Рос.империи. Местная администр., могла закрывать учеб.заведения,предприятия,приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряж., изданное как временное (на 3 года), возобновлялось по истечении 3-х лет и дейтств.до 1917г.
Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов для обсужд.вопроса о выкупных платежах крестьян. Ноябрь 1881 – учреждение Особой комиссии для составления проекта преобраз.местного управления под представит. М.С.Каханова «кахановская комиссия» - в условии усиления реакции,она оказалась бесплодной,1885 – ее упразднение.
27 мая 1882 – Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собора к коронации Алекс.3 в 1883. Однако под давление Победоносцева и Каткова проект был отвергнут,а Игнатьев получил отставку. 30 мая 1882 г – отставка Игнатьева знаменовала собой переход самодержавия к прямой и открытой реакции . В 80- 90-х гг в области просвещ.и печати, мест.управления, суда и в конфессион.политике последовал ряд законодат.актов, характеризовавшиеся как «контрреформы» -цель: ограничить действие реформ 60-70-х годов.
Однако внутр.политика самодержавия при Алекс.3 не сводилась к проведению контрреформ. (принимался и ряд мер,направленных на решение аграрно-крестьян.вопроса,военные преобраз., укрепл.финансов и развитие экономики страны).
С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.
Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.
Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояние усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал- губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т.д. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.
Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.
Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.
Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии.
Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием Сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.
Оформление конституционной монархии в России. Основные законы Российской империи 1906 г. Правовой статус императора, порядок формирования, функционирование высших органов власти и управления.
На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.
Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная Дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.
17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной Думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились; «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.
Основные законы предоставили Государственной Думе и Государственному Совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.
Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.
20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.
Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной Думы могло осуществляться Сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.
20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной Думы, было утверждено новое Положение о Государственном Совете.
Государственный Совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный Совет на утверждение императора.
Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный Совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.
УТВЕРЖДЕНО
Советом адвокатской палаты г. Москвы
Протокол № 3 от 13. 02.2003 г.
с изм. от 17.10.2013г. (протокол № 13)
ПОЛОЖЕНИЕ
о мерах, основаниях и порядке поощрения
Адвокатской палатой г. Москвы
1. В соответствии с решением учредительной конференции адвокатов г. Москвы от 25 ноября 2002 г. мерами поощрения адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы (далее - АП г. Москвы) являются:
Благодарность;
Денежная премия;
Ценный подарок;
Почетная грамота;
Занесение в Книгу почета московской адвокатуры.
Перечисленные меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.
2. В Книгу почета Московской адвокатуры вносятся адвокаты за особо выдающиеся достижения в адвокатской деятельности и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 25 лет.
3. Ценным подарком и денежной премией награждаются отличившиеся адвокаты и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 15 лет.
4. Благодарность и награждение почетной грамотой Адвокатской палаты г. Москвы применяются к лицам, обладающим статусом адвоката и имеющим достижения и стаж адвокатской деятельности не менее двух лет, а также к сотрудникам адвокатских образований за многолетний и добросовестный труд в адвокатуре.
5. Награждение (поощрение) адвокатов г. Москвы адвокатскими наградами Адвокатской палаты г. Москвы производится решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, подписанному президентом палаты.
6. Мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лиц, обладающих статусом адвоката и отличившихся:
Высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и интересов доверителей;
Активным участием в защите интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав;
Значительным вкладом в воспитание кадров стажеров и молодых адвокатов, обучение их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности;
Активным участием в организации деятельности адвокатуры в Российской федерации;
осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан.
7 . Меры поощрения применяются на основании решения Совета АП г. Москвы по представлению органа управления адвокатского образования, адвокатского коллектива либо президента, вице-президентов АП г. Москвы. В представлении указываются конкретные основания для поощрения адвоката.
8. В исключительных случаях по решению Совета АП г. Москвы мерой поощрения в виде почетной грамоты могут награждаться также граждане, внесшие значительный вклад в развитие российской адвокатуры.
9. Руководители адвокатских образований направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы ходатайство о награждении адвокатов - членов соответствующих образований, решение коллегиального органа адвокатского образования и подробную характеристику с указанием конкретных заслуг адвоката.
Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в Адвокатских кабинетах, направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы подробную справку-объективку о своей адвокатской деятельности с указанием заслуг, для подготовки вице-президентом адвокатской палаты соответствующего представления о награждении адвоката, учредившего адвокатский кабинет.
10. Совет АП г. Москвы вправе отказать в ходатайстве без указания причин, изменить статус предлагаемой награды.
11. Совет АП г. Москвы вправе рассмотреть и поддержать ходатайства органов управления адвокатскими образованиями, коллективов адвокатских образований, президента и вице-президентов АП г. Москвы перед Федеральной палатой адвокатов РФ о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами, наградами общественных и иных организаций, а также о присвоении почетных званий.
12. Вручение наград (поощрений) производится в торжественной обстановке.
"ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ"
закон 14 авг. 1881 в России. Предполагал объявление тех или иных местностей империи на "исключительном положении", к-рое значительно расширяло пределы власти адм.-полицейских органов (отрешение от должности чиновников, закрытие собраний, органов печати, адм. ссылка и т. д.). Положение предусматривало введение состояния "усиленной охраны" и "чрезвычайной охраны". Первое должно было вводиться при "преступных посягательствах" против гос. строя или безопасности частных лиц и имуществ. Второе - "когда такими посягательствами население известных местностей будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер". Основания для объявления исключит. положения были сформулированы весьма неопределенно, что давало широкий простор местной администрации. Объявление местности на положении "усиленной охраны" предоставлялось ген.-губернаторам и мин. внутр. дел. Положение "чрезвычайной охраны" вводилось К-том министров, с 1906 - Советом Министров. Первое вводилось на один год, второе на 6 мес. Продление сроков осуществлялось решением К-та министров. Закон 14 авг., введенный как "временная мера", периодически продлевался и существовал до февр. 1917.
Лит.: 3ПСЗ, т. 1, СПБ, 1885, No 350; Зайончковский П. A., Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг., М., 1964; Гессен В. М., Исключительное положение, СПБ, 1908.
П. А. Зайончковский. Москва.
Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .
Смотреть что такое ""ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ"" в других словарях:
Положение усиленной (чрезвычайной) охраны (общее название исключительное положение) особенный правовой статус местности в государственном праве Российской империи, объявляемый при чрезвычайных ситуациях и гражданских волнениях. При… … Википедия
Земские учреждения (по Положению 1890 года) губернские и уездные учреждения местного самоуправления в России в эпоху Александра III и Николая II, после их реформирования в 1890 году. Содержание 1 Перечень губерний с выборными земствами … Википедия
Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… …
I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСИЛЕННОЙ ОХРАНЕ - «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утверждено Александром III 14 августа 1881 г. после убийства террористами Императора Александра II. Положение позволяло без суда отправить подозрительных в… … Юридическая энциклопедия
В России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия
Биюшкина Надежда Иосифовна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кандидат юридических наук.
Представленная к опубликованию статья посвящена изучению сложного переходного периода в истории Российского государства, связанного со вступлением на престол Александра III. Изучаются понятие, принципы чрезвычайного положения, комплекс нормативно-правовых актов, регламентировавших условия введения и функционирования режима исключительного положения.
Ключевые слова: правовое регулирование, положения, преступные посягательства, чрезвычайный характер, охранение государственного порядка.
The present article is devoted to study of a complicated transitional period in the history of the Russian state related enthronement of Alexander the III; studies the concept, principles of the state of emergency, complex of normative-law acts regulating the conditions of introduction and functioning of the regime of state of emergency.
Key words: legal regulation, provisions, criminal encroachments, extraordinary character, protection of the state order.
Положение от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" <1> является по своей юридической природе нормативно-правовым актом, упорядочившим и систематизировавшим все принятые на протяжении XIX в. нормы чрезвычайного характера. Необходимо согласиться с утверждением В.М. Гессена о том, что "Положение это является не чем иным, как кодификацией законодательных мероприятий, разновременно изданных, которыя в течение долговременного своего применения успели на практике вполне доказать свое безнадежное безсилие и полную свою безрезультатность" <2>. Действительно, в случае успешного действия предыдущих нормативно-правовых актов охранительного характера (таких как Именной Высочайший указ Правительствующему сенату от 9 августа 1878 г. "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда" <3>, Именной Высочайший указ, данный Правительствующему сенату 5 апреля 1879 г., "О временных генерал-губернаторах в городах Санкт-Петербурге, Харькове и Одессе..." <4>), страна не была бы поставлена на грань катастрофы, символом которой стала гибель императора. Фактически сложившаяся на рубеже 70 - 80-х годов революционная ситуация в стране <5> убедительно свидетельствует о неэффективности всех предыдущих чрезвычайных правительственных мер. Как указывалось в журнале "Русская мысль", "большинство ныне кодифицированных мер были изданы в 1878 - 1879 гг. в видах противодействия распространению крамолы посредством устрашающего воздействия на общество. В свое время они произвели на общество известное действие, память о котором ни в ком не изгладилась" <6>. Таким образом, действенность реализации законодательных мер чрезвычайного характера была уже испытана на практике до введения в действие Положения от 14 августа 1881 г.
<1> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 350.
<2> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 160 - 161.
<3> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 53. Отделение 2-е. СПб., 1880. Ст. 58778.
<4> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 54. СПб., 1881. Ст. 59476.
<5> Содержание и признаки указанной революционной ситуации подробно раскрыты в работе П.А. Зайончковского "Кризис самодержавия на рубеже 1870 - 1880-х годов". М., 1964. 511 с.
<6> По поводу Закона от 14 августа // Русская мысль. Книга X. М., 1881. С. 136.
В ряде именных императорских указов, изданных в начале царствования Александра III, были сформулированы предпосылки, цели и основные принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в рассматриваемом Положении: Манифест от 29 апреля 1881 г. "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдой Его Императорскому Величеству и Государству", известный в истории под названием "О незыблемости самодержавия" <7>, Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" <8>.
<7> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.
<8> Там же. Ст. 382.
Так, в качестве обстоятельств, послуживших поводом к принятию названного Положения, Александр III упоминает ряд преступных посягательств на коренные основы государственного и общественного строя Отечества, последовавших в последние годы царствования императора Александра II. К таковым, несомненно, относятся 10-кратные покушения на убийство императора, окончившиеся в итоге убийством Александра II 1 марта 1881 г. <9> ("низкое и злодейское убийство Русскаго государя , посреди вернаго народа, готового положить за него жизнь свою, недостойными извергами из народа - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбью и ужасом" <10>).
<9> Журнал "Русская старина" перечислял эти покушения по датам: "Адская злоба врагов счастия, покоя и благоденствия России преследовала ея Верховного вождя с 1866 года: 4 апреля 1866 г. произошло злодейское покушение Каракозова. 25 мая 1867 г. в Париже на жизнь Государя посягнул Березовский. 2 апреля 1879 г. цареубийственное покушение Соловьева. 19 ноября 1879 г. на линии Московско-Курской железной дороги последовал взрыв адской машины в подкопе, проведенном Гартманом. В 1879-м же году злодейская попытка взорвать царский поезд на Лозово-Севастопольской железной дороге. 5 февраля 1880 г. взрыв в Зимнем дворце. В исходе февраля 1881 г. присылка взрывчатого состава, в виде пилюль доктора Ложюжа. В январе и феврале 1881 г. мина, заложенная поперек Малой Садовой улицы из лавки Кобылева. 1-го марта 1881 г. взрыв двух снарядов, брошенных двумя извергами" (Император Александр II. 1 марта 1881 г. // Русская старина. 1881. Апрель. С. 894).
<10> Манифест от 29 апреля 1881 г. "О незыблемости самодержавия" // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.
Основными целями издания Положения от 4 августа 1881 г. согласно названным императорским Указам являются следующие: искоренение гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, утверждение веры и нравственности, доброе воспитание детей, истребление неправды и хищения, водворение порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Александром II <11>.
<11> Там же.
Большую ценность для изучения законодательных актов чрезвычайного характера представляют легализованные императорским Указом от 4 сентября 1881 г. принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в Положении "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия":
- соразмерность пространства особых полномочий властей, поставленных на страже общественного порядка, с ответственностью, возлагаемою на них исключительными обстоятельствами времени;
- временный характер исключительных мер;
- соответствие исключительных мер действительной потребности охранения порядка, недопустимость излишнего отягощения законных интересов верного престолу населения.
В теории дополнительно выделяют также принципы: чрезвычайности обстоятельств (наступление своеобразных, т.е. явно выделяющихся среди других моментов государственной жизни, необычных, т.е. значительно отклоняющихся от нормального течения государственной жизни, и временных по своему характеру обстоятельств), необходимости в мере (недостаточность законных средств для ответа на чрезвычайные обстоятельства, неотложная потребность в издаваемой мере, причинная связь между издаваемой мерой и чрезвычайными обстоятельствами) <12>.
<12> Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России. СПб., 1911. С. 55 - 80.
Таким образом, как говорится в императорском Указе от 4 сентября 1881 г., "усматривая, что в изданных разновременно узаконениях для облегчения борьбы с крамолой, сущность и пределы полномочий административных начальств указаны не с достаточною в сем отношении определительностью, мы сочли за благо повелеть, подвергнув совокупному пересмотру все временные законы, изданные в последнее время, начертать взамен сих узаконений, особое положение, в котором были бы указаны, с большею чем ныне точностью, с одной стороны пределы полномочий административных начальств при чрезвычайных обстоятельствах, а с другой - сущность обязанностей, возлагаемых на население исключительными обстоятельствами государственной жизни" <13>.
<13> Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382).
Составленный Особо учрежденной Комиссией проект положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, по предварительному рассмотрению его в Комитете министров, был утвержден высочайшей законодательной властью императора 14 августа 1881 г. и введен в действие 4 сентября 1881 г. <14>.
<14> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382.
Положение оперирует термином "исключительное положение", определяя его основные признаки: расширение круга обязанностей и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности, а равно возложение таковых чрезвычайных полномочий временно учреждаемым для этой цели правительственным органам при одновременном усилении ответственности как частных, так и административных властей за неисполнение обязанностей, на них возложенных. Исследователь В.М. Гессен представляет понятие исключительного положения в широком смысле как "совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существования государства" <15>. При этом он рассматривает в качестве исключительного положения военное (или осадное) в собственном смысле этого слова, вводимое в случае внешней войны, и фиктивное военное положение, вводимое в случае внутренних смут <16>. Таким образом, исключительное положение, регулируемое Положением от 14 августа 1881 г., относится ко второму виду общей категории, выделенной Гессеном. Похожая точка зрения представлена Н.Н. Белявским, он также выделяет военное и осадное положение, которые вводятся при условии недостаточности мер общей гражданской полиции и сводятся к ограничению гражданской свободы при расширении администрации в целях подавления преступных посягательств <17>.
<15> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 74.
<16> Там же.
<17> Белявский Н.Н. Полицейское право (административное право): Конспект лекций. Юрьев, 1910. С. 91.
Существует и узкое понимание "исключительного положения", которого придерживается большинство исследователей в области полицейского права. В частности, И.Т. Тарасов противопоставляет его "военному положению": существенным отличием исключительного и военного положения является то, что "в первом случае усиливается власть полиции и администрации, во втором же случае полиция и администрация подчиняются военной власти, в руках которой сосредоточивается управление" <18>. Л. Штейн также выделяет чистое понятие "исключительное положение", приводя при этом совокупность его качественных признаков: 1) объявление исключительного положения исходит от административного управления, в обязанности которого входит обеспечение публичной безопасности, по предварительному соглашению с высшим органом правосудия (если же таковое не последовало, то окончательное разрешение вопроса зависит от министра внутренних дел); 2) объявление носит характер формальный и публичный; 3) исключительное положение должно распространяться только на те преступления, которые ввиду частого повторения вызвали необходимость его введения; 4) установление новой, более строгой системы наказаний; 5) криминализация деяний, ранее не являвшихся наказуемыми, но представляющих опасность в условиях сложившейся обстановки; 6) ужесточение правил печати; 7) полицейские действия должны распространяться только на определенные преступления, объявленные подсудными чрезвычайным судам (не обязательно военным, но, во всяком случае, без участия присяжных заседателей); 8) при общем принципе неприкосновенности прав отдельных лиц полиция уполномочивается на совершение обысков, выемок, наложение арестов, запрещений и т.п. без предварительного судебного разрешения <19>.
<18> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. М., 1891. С. 93.
<19> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152.
Л. Штейн также проводит разграничение военного и исключительного положения, представляя при этом более полный ряд отличительных критериев: 1) военное положение объявляется при возникновении внешней опасности со стороны враждебной вооруженной силы; 2) вводится только в определенной местности, где налицо явная угроза нападения; 3) все административные органы продолжают выполнять свои обязанности в той степени, в какой они не переданы военным органам; 4) при военном положении полномочия по изданию обязательных к исполнению предписаний переходят от полиции к военной власти; 5) в административном порядке полицейские органы безусловно подчиняются военным; 6) дела о неисполнении военных предписаний подведомственны военному суду; 7) военные власти наделяются правом приостанавливать деятельность различных государственных и общественных учреждений, управлений; 8) обжалование действий военной власти возможно только в административном порядке, в вышестоящий орган, но не в судебном <20>.
<20> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152 - 153.
В Положении выделяются два возможных состояния исключительного положения: усиленная охрана и чрезвычайное положение, которые различаются между собой по основаниям введения, степени ограничений прав и свобод, порядку административного управления.
Круг оснований для введения положения усиленной охраны явно шире по сравнению с чрезвычайным положением: сюда относятся любые обстоятельства, свидетельствующие о нарушении общественного спокойствия преступными посягательствами (или приготовлениями к таковым), направленными как против существующего государственного строя, так и против безопасности частных лиц и их имущества, для пресечения которых действующего законодательства окажется недостаточно. Тем самым понятие политического преступления в Положении дополняется также противоправными деяниями, направленными против частных лиц (разумеется, здесь имеются в виду имущие сословия - дворяне, духовенство, купечество), способными повлечь нарушение общественного порядка. Таким образом, интересы сословий, являющихся опорой самодержавной власти, охраняются на уровне государственных теми же средствами.
При этом состояние чрезвычайного положения могло быть введено только в случае, если меры, принятые для пресечения подобных нарушений, оказались безрезультатными и существует явная угроза массовых волнений и беспорядков ("когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка").
Принцип временного характера исключительных мер реализуется в Положении посредством установления точных временных единиц, определяющих ограничительный срок действия введенных исключительных положений: состояние усиленной охраны могло вводиться в местности на один год, чрезвычайное положение, учитывая более жесткий характер сопровождаемых им ограничений, - на шесть месяцев. Продление названных предельных сроков допускалось при условии одобрения Комитетом министров представления об этом министра внутренних дел с указанием причин такой необходимости. Впоследствии такой способ определения срока действия исключительного положения критиковался в связи с тем, что на практике он зачастую приводил к совершенно обратным результатам: чрезвычайные законы продолжали действовать и по миновании обстоятельств, вызвавших необходимость их применения, а представители местной власти не торопились выходить с представлением о досрочной отмене действия исключительных мер, пользуясь своими обширными полномочиями, упрощавшими исполнение возложенной на них обязанности по поддержанию общественного порядка, до истечения установленного срока <21>.
<21> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительнаго статского советника Макарова. Б/г. С. 12.
Практическое содержание понятия исключительного положения не может быть полностью раскрыто без рассмотрения института административной высылки, наиболее широко применяемого в чрезвычайном состоянии.
Положение от 14 августа 1881 г. предоставляло местным губернаторам и генерал-губернаторам право воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны, а также применять административную высылку в определенную местность европейской или азиатской России с обязательством безотлучного там пребывания в течение назначенного срока, т.е. полномочия по ограничению свободы передвижения и выбора места жительства. Отличия этих двух мер теоретически заключаются в степени стеснения указанных свобод: если при воспрещении проживания в определенной местности за лицом сохраняется свобода выбора места проживания на любой другой территории в течение неопределенного срока, то при административной высылке наблюдается полное ее отрицание - лицо подвергается принудительному препровождению в местность, заранее установленную властным органом, на конкретный временной период. Отсюда вытекают и различия в порядке применения указанных мер: запрет проживания может объявить губернатор или генерал-губернатор единолично, тогда как в отношении административной высылки действовала более усложненная процедура. Соответствующая власть, убедившись в необходимости высылки определенного лица <22>, делала представление об этом министру внутренних дел с подробным указанием причин, послуживших основанием к такой мере. Подобные представления рассматривались особым совещанием, созданным при министре внутренних дел, под председательством одного из товарищей министра и четырех членов: двух от Министерства внутренних дел и двух от Министерства юстиции. Постановления, выносимые названным совещанием, передавались на утверждение министру внутренних дел.
<22> Первоначальная редакция ст. 32 Положения об административной высылке оперировала термином "частное лицо", что давало большую свободу местным властям в применении этой меры. Высочайше утвержденным Положением Комитета Министров от 1 июля 1881 г. (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 3. СПб., 1886. Ст. 1655) абстрактное понятие "частное лицо" в гипотезе данной нормы было дополнено уточнением "признаваемое вредным для государственного порядка или общественного спокойствия". Таким образом, в качестве условия применения административной высылки необходимо было обосновать государственную или общественную опасность пребывания лица в данной местности.
Представленная точка зрения на разграничение понятий "административная высылка" и "воспрещение пребывания в местности" вытекает из анализа соответствующих правовых норм Положения от 14 августа 1881 г. При этом существуют и другие взгляды на данную проблему. Так, профессор В.М. Гессен указывает на необходимость различения института административной высылки и административной ссылки <23>. Под первым он понимает удаление лица из определенной местности (т.е. воспрещение пребывания в местности) <24>, а под вторым - водворение лица в местности, определенной законом, судебным решением или административным распоряжением (т.е. административная высылка в нашем понимании) <25>. Учение В.М. Гессена продолжает И.Т. Тарасов <26>.
<23> Гессен В.М. Очерк административного права // Юридический факультет: Сборник лекций для самообразования. Семейный университет Ф.С. Комарского. Вып. 1 - 2. СПб., 1903. С. 75 - 76.
<24> Кроме Положения от 14 августа 1881 г., данный институт прослеживался и в других нормативно-правовых актах: в приложении 1 к ст. 28 Положения о видах на жительство лицо, проживающее в столице без надлежащего вида или с просроченным и ненадлежащим видом на жительство, подлежало выдворению из столицы сроком до 4 лет; в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных предусматривалось, что лицо, состоящее под надзором полиции по судебному приговору, лишается права проживания в столицах им всех местностях столичных губерний, в губернских городах ближе 25 верст, во всех крепостях и местностях, отстоящих от крепостей ближе 25 верст и во всех местностях, где запрещалось водворение поднадзорных высочайшими повелениями; согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений запрещала въезд и жительство в столицах в течение 7 лет священнослужителям, лишенным сана за пороки и неблагочестивые поступки (ст. 179), лица, исключенные из податных обществ и не принимаемые в них ввиду дурного поведения, передавались в распоряжение правительства и высылались в Сибирь (ст. 240, прим. 3) нищие-бродяги, чиновники, отстраненные от службы за разврат, отсылались на родину (ст. ст. 195, 206).
<25> Кроме как мера исключительного положения, административная высылка применялась также в отношении лиц, сосланных по приговорам суда, выдворенным за нищенство на основании ст. 20 Положения о видах на жительство, и скопцов, которым паспорта на отлучку не выдавались по ст. ст. 31 и 32 Устава о паспортах.
<26> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. М., 1891. С. 86 - 87.
Исследователь В. Иозефи трактует оба эти понятия, руководствуясь термином "высылка": высылка с определением узких границ (в определенную местность, т.е. административная высылка), которая может быть применена только после ряда предварительных действий - арест, вынесение решения уполномоченным на применение высылки органом и т.д., а также высылка с более широким указанием границ (т.е. воспрещение пребывания в определенной местности), которую он характеризует как смягченную форму высылки, применяемую в качестве переходной ступени к полной свободе <27>.
<27> Иозефи В. Опыт юридической науки полицейского права. 1902. С. 135 - 137.
Следует отметить при этом, что практика применения выдворений и административных высылок зачастую не соблюдала названных различий этих мер и иногда лицо подлежало выдворению из местности, объявленной в состоянии исключительного положения, с правом самостоятельного выбора места проживания в порядке административной высылки. Так, например, 11 марта 1882 г. одесским полицмейстером сообщалось нижегородскому полицмейстеру о том, что состоящая под надзором полиции за политическую неблагонадежность по определению Особого совещания, образованного согласно ст. 34 Положения о государственной охране, вдова, бывшая студентка Марья Григорьева Фесенко, по распоряжению временного одесского генерал-губернатора удалена из местностей Одесского генерал-губернаторства, объявленных в положении усиленной охраны, с предоставлением ей добровольного способа выселения из Одессы. На основании изложенного Марья Фесенко избрала местом своего жительства г. Казань, куда и выбыла 15 марта поездом железной дороги по проездному свидетельству, выданному мною 12 марта N 230, причем, если навигация между Казанью и Нижним Новгородом еще не открыта, ей предоставлялось право прожить в Н. Новгороде до открытия навигации <28>.
<28> ГАНО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 544. Л. 10 (с об.)
Практика применения выдворения за пределы определенной местности в первое же время показала нежелательные последствия следующего рода. Высланные лица, неблагонадежные в политическом смысле, не допускались к водворению на жительство во всех территориях, объявленных в положении усиленной охраны. Вследствие этого они вынуждены были селиться в свободных от действия исключительных мер местностях, причем с целью поиска достаточного заработка устраивались на жительство преимущественно в губернских городах, где нередко встречались со своими единомышленниками, переносившими аналогичную меру пресечения. В результате население таких городов, в среде которого до сих пор не встречалось никаких тревожных веяний, подвергалось "тлетворному влиянию сказанных лиц, заносивших в места своего новаго водворения противоправительственную пропаганду" <29>. Таким образом, более эффективной в плане достижения поставленных целей мерой показала себя административная высылка в определенную местность с обязательством безотлучного там пребывания.
<29>
Ведущие исследователи того периода, изучавшие проблематику чрезвычайных мероприятий, выражают солидарное мнение о правомерности принятия подобного рода правительственных действий законодательного характера.
Как показывает практика тех лет, меры выдворения и административной высылки очень часто применялись при исключительном положении. Многочисленные либерально настроенные критики существовавшего порядка писали: "Сотни тысяч людей обоего пола, молодых и старых ежегодно отправляются в далекий путь, "в места не столь отдаленныя", где земля никогда не оттаивает, куда почта доходит раз или два раза в год" <30>. Приведенное утверждение подтверждается и официальными источниками, в частности материалами обсуждения проекта закона об исключительном положении 1905 г., в которых обобщался практический опыт почти 25-летнего применения Положения от 14 августа 1881 г.: "...с течением времени представители административной власти на местах, ссылаясь на недостаточность вообще обычных, имеющихся в распоряжении администрации средств для успешной борьбы со всякого рода нежелательными элементами в обществе, стали применять разсматриваемую меру не только к лицам, политически неблагонадежным, но и вообще к таким обывателям, поведение которых, по мнению начальства, нарушало спокойное течение общественной жизни" <31>. "Русская мысль" обращалась в то время к правительству с вопросом: "Неужели нельзя прекратить административной ссылки? ...В печати каждый день появляются все новыя и новыя известия о потрясающем душу положении людей, которые как дикие звери произволом местной администрации загоняются в поселки среди лесов и болот..." <32>. Вследствие обширных размеров, которых достигло применение административной высылки указанных лиц, 7 декабря 1895 г. было вынесено Высочайшее постановление "О некоторых, в идее временной меры, изменениях действующих об административной высылки постановлений" <33>, которым устанавливалась необходимость получения предварительного разрешения Особой комиссии Министерства внутренних дел на каждый случай применения высылки.
<30> Д.Г. О чрезвычайных законах (об усиленной и чрезвычайной охране и военном положении). М.: Труд и воля, 1906. С. 14.
<31> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительного статского советника Макарова. Б/г. С. 31.
<32> Внутреннее обозрение // Русская мысль. Книга II. М., 1881. С. 36.
<33> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XV. СПб., 1899. Ст. 12223.
Таким образом, представленный анализ понятия исключительного положения на примере Положения от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" убедительно доказывает правомерный характер этого явления в государственно-правовой действительности. Необходимость предотвращения угрозы основным устоям государства и общества предоставляет правительству право на введение ряда разумных ограничений правового статуса граждан в целях обеспечения их безопасности. При этом основной проблемой в правовой науке в части регулирования условий введения, содержания и последствий исключительного положения всегда являлись достижение и сохранение в подобной чрезвычайной ситуации баланса публичных и частных интересов. Одним из возможных путей нахождения решения поставленной проблемы является изучение дореволюционных правовых источников по данному предмету.