Положение о мерах. Приказ о мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций. "положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" в книгах

2 марта 1881 г. – вступление Алекс.3 на престол . Наследником стал после смерти свего старш.брата Николая (1865г.). В лит.-ре сложилось мнение, что Алекс.был малоообраз.личностью, но это далеко не так, он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Воспитатель – генерал-адъютант В.А.Перовский, заведовал образованием – А.И.Чивилев (проф.МГУ, извест.экономист). Большое внимание на Алекс.оказал Победоносцев,преподававш.ему законоведение. Будучи наслед.престола, Алекс.участв.в засед.Гос.совета, Комитета минист., участв.в русско-турец.войне и уже тогда у него сложились консерватив.политич.воззрения. В совещ.послед.лет царств.Александара 2 ,наследник высказ.за неприкосновен.ничем не огранич.самодеражавия и необходим.реперссив.мер против революционеров. 1 марта 1881 г – убийство Алекс.2 ,событие тяжело сказалось на царевиче, первые годы царствования он провел в Гатчине.Своей главной задачей Александр поставил подавление не только революцион., но и либерально – оппозицион.движения . Во внешней полит.царь старался избегать военных конфликтов,за что его прозвали «царь-миротворец».

Вдохновителями реакционного политич.курса самодержавия в то время явились К.П.Победоносцев и М.Н.Катков. Победоносцев – заявил о себе как талантливый публицист,писатель либеральных воззрений. Он усердно занимался историей русского граждан.права и считался лучшим его знатоком. Ему прочили блест.карьеру, он стал профес.МГУ, его «Курс граждан.права» был настольной книгой для юристов. В 1865 г. он оставил преподав.и посвятил себя гос.службе, стал сенатором, а затем членом Госуд.совета. Апрель 1880 – Алекс.2 назначил Победон.обер-прокурором Святейшего Синода.От либеральных воззрений Победон.перешел в сторонника охранительной полит.самодержавия. После гибели Алекс.2, Побед.стал в центре полит.жизни России и по сути определял политику растерявшегося после гибели отца Алекс.3.

Катков - тоже от либеральных воззрений перешел к охранит.политке, получив публицистич.образование,1857 г. – он стал редактором либерального жур. «Русский вестник». С 1862 г. – поворот к охранит.политике,1863 – его деятельность как редактора и публициста сосредоточ.в «Московских ведомостях», где он публиковал статьи охранительного характера, которые оказали большое воздейств.на правит.круги.Позднее у него сложил.близ.отнош.с Победоносцевым.

8 марта 1881 – в Комитете министров под председат.императора сост.обсужд.проекта Лорис – Меликова (5 февр.1881 г – император одобрил меры предлож.Меликовым, план получил наз. «констит.Лорис-Меликова», предложения: «умиротворение» страны, предлагались шаги по пути привлеч.к законодательству выборных представителей), в защиту проекта высказались: воен.мин.Д.А.Милютин, мин.народ.просвещ. А.А.Сабуров,мин.финанс.А.А.Абаза. Против: граф С.Г.Строганов (заявил,проект ведет прямо к конституции), его поддерж.Александр 3. Победоносцев обрушился не только на проект,но на реформы 60-70-х, проект Лорис-Меликова был отвергнут.

1матра 1881 – созд. «Священная дружина» - конспиративная организация для охраны царя и противодействия революц.террору. Возгл.: Шувалов, Воронцов-Дашков, Долгоруков,Бобринский,входили и другие высокопоставл.лица,имея русскую и зарубежн.агентуру,применяла провокации стремясь сбить с толку революционеров и посеять недоверие их друг к другу. В 1883г – Алекс.распоряд.прекратить деятельность дружины,она соперничала с гос.полицией и стала ей помехой в борьбе с революционерами.

29 апреля 1881 – обнародован напис.Победоносцевым при участии Катковаманифест «О незыблемости самодержавия» . Провозглашалось: император «с верою в силу и истину самодержав.власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений» Лорис – Меликов подал в отставку, после его ухода подали в отставку слывшие «либералами» Милютин, Абаза. Однако в стране, правительство не решалось круто изменить полит.курс. Вместо Лорис- Меликова минист.внутр.дел был назначен Н.П.Игнатьев .он предпринял ряд мер,чтобы прикрыть переход правительства к открытому реакцион.курсу. Он опубликовал циркуляр «О неприкосновенности прав дворянства и городского сословия».

14 августа 1881 - «Распоряжение о мерах к охранению гос.порядка и обществен.спокойствия и приведение опред.местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно этому акту, любая местность могла быть объявл.на чрезвыч.положении, и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Рос.империи. Местная администр., могла закрывать учеб.заведения,предприятия,приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряж., изданное как временное (на 3 года), возобновлялось по истечении 3-х лет и дейтств.до 1917г.

Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов для обсужд.вопроса о выкупных платежах крестьян. Ноябрь 1881 – учреждение Особой комиссии для составления проекта преобраз.местного управления под представит. М.С.Каханова «кахановская комиссия» - в условии усиления реакции,она оказалась бесплодной,1885 – ее упразднение.

27 мая 1882 – Игнатьев представил проект созыва совещательного Земского собора к коронации Алекс.3 в 1883. Однако под давление Победоносцева и Каткова проект был отвергнут,а Игнатьев получил отставку. 30 мая 1882 г – отставка Игнатьева знаменовала собой переход самодержавия к прямой и открытой реакции . В 80- 90-х гг в области просвещ.и печати, мест.управления, суда и в конфессион.политике последовал ряд законодат.актов, характеризовавшиеся как «контрреформы» -цель: ограничить действие реформ 60-70-х годов.

Однако внутр.политика самодержавия при Алекс.3 не сводилась к проведению контрреформ. (принимался и ряд мер,направленных на решение аграрно-крестьян.вопроса,военные преобраз., укрепл.финансов и развитие экономики страны).

С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.

Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояние усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал- губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т.д. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.

Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем. В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления. В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.

Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии.

Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием Сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

Оформление конституционной монархии в России. Основные законы Российской империи 1906 г. Правовой статус императора, порядок формирования, функционирование высших органов власти и управления.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная Дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной Думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились; «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным Советом и Государственной Думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной Думе и Государственному Совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной Думы могло осуществляться Сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Государственной Думы, было утверждено новое Положение о Государственном Совете.

Государственный Совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный Совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, Синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный Совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

УТВЕРЖДЕНО

Советом адвокатской палаты г. Москвы

Протокол № 3 от 13. 02.2003 г.

с изм. от 17.10.2013г. (протокол № 13)

ПОЛОЖЕНИЕ

о мерах, основаниях и порядке поощрения

Адвокатской палатой г. Москвы

1. В соответствии с решением учредительной конференции адвокатов г. Москвы от 25 ноября 2002 г. мерами поощрения адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы (далее - АП г. Москвы) являются:

Благодарность;

Денежная премия;

Ценный подарок;

Почетная грамота;

Занесение в Книгу почета московской адвокатуры.

Перечисленные меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов.

2. В Книгу почета Московской адвокатуры вносятся адвокаты за особо выдающиеся достижения в адвокатской деятельности и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 25 лет.

3. Ценным подарком и денежной премией награждаются отличившиеся адвокаты и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 15 лет.

4. Благодарность и награждение почетной грамотой Адвокатской палаты г. Москвы применяются к лицам, обладающим статусом адвоката и имеющим достижения и стаж адвокатской деятельности не менее двух лет, а также к сотрудникам адвокатских образований за многолетний и добросовестный труд в адвокатуре.

5. Награждение (поощрение) адвокатов г. Москвы адвокатскими наградами Адвокатской палаты г. Москвы производится решением Совета Адвокатской палаты г. Москвы, подписанному президентом палаты.

6. Мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лиц, обладающих статусом адвоката и отличившихся:

Высоким профессиональным мастерством при защите прав, свобод и интересов доверителей;

Активным участием в защите интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав;

Значительным вкладом в воспитание кадров стажеров и молодых адвокатов, обучение их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности;

Активным участием в организации деятельности адвокатуры в Российской федерации;

осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан.

7 . Меры поощрения применяются на основании решения Совета АП г. Москвы по представлению органа управления адвокатского образования, адвокатского коллектива либо президента, вице-президентов АП г. Москвы. В представлении указываются конкретные основания для поощрения адвоката.

8. В исключительных случаях по решению Совета АП г. Москвы мерой поощрения в виде почетной грамоты могут награждаться также граждане, внесшие значительный вклад в развитие российской адвокатуры.

9. Руководители адвокатских образований направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы ходатайство о награждении адвокатов - членов соответствующих образований, решение коллегиального органа адвокатского образования и подробную характеристику с указанием конкретных заслуг адвоката.

Адвокаты, осуществляющие профессиональную деятельность в Адвокатских кабинетах, направляют в Совет Адвокатской палаты г. Москвы подробную справку-объективку о своей адвокатской деятельности с указанием заслуг, для подготовки вице-президентом адвокатской палаты соответствующего представления о награждении адвоката, учредившего адвокатский кабинет.

10. Совет АП г. Москвы вправе отказать в ходатайстве без указания причин, изменить статус предлагаемой награды.

11. Совет АП г. Москвы вправе рассмотреть и поддержать ходатайства органов управления адвокатскими образованиями, коллективов адвокатских образований, президента и вице-президентов АП г. Москвы перед Федеральной палатой адвокатов РФ о награждении адвокатов государственными и ведомственными наградами, наградами общественных и иных организаций, а также о присвоении почетных званий.

12. Вручение наград (поощрений) производится в торжественной обстановке.

"ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ"

закон 14 авг. 1881 в России. Предполагал объявление тех или иных местностей империи на "исключительном положении", к-рое значительно расширяло пределы власти адм.-полицейских органов (отрешение от должности чиновников, закрытие собраний, органов печати, адм. ссылка и т. д.). Положение предусматривало введение состояния "усиленной охраны" и "чрезвычайной охраны". Первое должно было вводиться при "преступных посягательствах" против гос. строя или безопасности частных лиц и имуществ. Второе - "когда такими посягательствами население известных местностей будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер". Основания для объявления исключит. положения были сформулированы весьма неопределенно, что давало широкий простор местной администрации. Объявление местности на положении "усиленной охраны" предоставлялось ген.-губернаторам и мин. внутр. дел. Положение "чрезвычайной охраны" вводилось К-том министров, с 1906 - Советом Министров. Первое вводилось на один год, второе на 6 мес. Продление сроков осуществлялось решением К-та министров. Закон 14 авг., введенный как "временная мера", периодически продлевался и существовал до февр. 1917.

Лит.: 3ПСЗ, т. 1, СПБ, 1885, No 350; Зайончковский П. A., Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг., М., 1964; Гессен В. М., Исключительное положение, СПБ, 1908.

П. А. Зайончковский. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое ""ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ"" в других словарях:

    Положение усиленной (чрезвычайной) охраны (общее название исключительное положение) особенный правовой статус местности в государственном праве Российской империи, объявляемый при чрезвычайных ситуациях и гражданских волнениях. При… … Википедия

    Земские учреждения (по Положению 1890 года) губернские и уездные учреждения местного самоуправления в России в эпоху Александра III и Николая II, после их реформирования в 1890 году. Содержание 1 Перечень губерний с выборными земствами … Википедия

    Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… …

    I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСИЛЕННОЙ ОХРАНЕ - «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утверждено Александром III 14 августа 1881 г. после убийства террористами Императора Александра II. Положение позволяло без суда отправить подозрительных в… … Юридическая энциклопедия

    В России реформа судебной системы и судопроизводства; самая последовательная из буржуазных реформ 60 70 х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими… … Большая советская энциклопедия

<*> Biyushkina N.I. Theory of the state of emergency and law "On the measures of protection of state order and public peace" of august 14, 1881.

Биюшкина Надежда Иосифовна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, кандидат юридических наук.

Представленная к опубликованию статья посвящена изучению сложного переходного периода в истории Российского государства, связанного со вступлением на престол Александра III. Изучаются понятие, принципы чрезвычайного положения, комплекс нормативно-правовых актов, регламентировавших условия введения и функционирования режима исключительного положения.

Ключевые слова: правовое регулирование, положения, преступные посягательства, чрезвычайный характер, охранение государственного порядка.

The present article is devoted to study of a complicated transitional period in the history of the Russian state related enthronement of Alexander the III; studies the concept, principles of the state of emergency, complex of normative-law acts regulating the conditions of introduction and functioning of the regime of state of emergency.

Key words: legal regulation, provisions, criminal encroachments, extraordinary character, protection of the state order.

Положение от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" <1> является по своей юридической природе нормативно-правовым актом, упорядочившим и систематизировавшим все принятые на протяжении XIX в. нормы чрезвычайного характера. Необходимо согласиться с утверждением В.М. Гессена о том, что "Положение это является не чем иным, как кодификацией законодательных мероприятий, разновременно изданных, которыя в течение долговременного своего применения успели на практике вполне доказать свое безнадежное безсилие и полную свою безрезультатность" <2>. Действительно, в случае успешного действия предыдущих нормативно-правовых актов охранительного характера (таких как Именной Высочайший указ Правительствующему сенату от 9 августа 1878 г. "О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда" <3>, Именной Высочайший указ, данный Правительствующему сенату 5 апреля 1879 г., "О временных генерал-губернаторах в городах Санкт-Петербурге, Харькове и Одессе..." <4>), страна не была бы поставлена на грань катастрофы, символом которой стала гибель императора. Фактически сложившаяся на рубеже 70 - 80-х годов революционная ситуация в стране <5> убедительно свидетельствует о неэффективности всех предыдущих чрезвычайных правительственных мер. Как указывалось в журнале "Русская мысль", "большинство ныне кодифицированных мер были изданы в 1878 - 1879 гг. в видах противодействия распространению крамолы посредством устрашающего воздействия на общество. В свое время они произвели на общество известное действие, память о котором ни в ком не изгладилась" <6>. Таким образом, действенность реализации законодательных мер чрезвычайного характера была уже испытана на практике до введения в действие Положения от 14 августа 1881 г.

<1> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 350.
<2> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 160 - 161.
<3> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 53. Отделение 2-е. СПб., 1880. Ст. 58778.
<4> Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 54. СПб., 1881. Ст. 59476.
<5> Содержание и признаки указанной революционной ситуации подробно раскрыты в работе П.А. Зайончковского "Кризис самодержавия на рубеже 1870 - 1880-х годов". М., 1964. 511 с.
<6> По поводу Закона от 14 августа // Русская мысль. Книга X. М., 1881. С. 136.

В ряде именных императорских указов, изданных в начале царствования Александра III, были сформулированы предпосылки, цели и основные принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в рассматриваемом Положении: Манифест от 29 апреля 1881 г. "О призыве всех верных подданных к служению верою и правдой Его Императорскому Величеству и Государству", известный в истории под названием "О незыблемости самодержавия" <7>, Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" <8>.

<7> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.
<8> Там же. Ст. 382.

Так, в качестве обстоятельств, послуживших поводом к принятию названного Положения, Александр III упоминает ряд преступных посягательств на коренные основы государственного и общественного строя Отечества, последовавших в последние годы царствования императора Александра II. К таковым, несомненно, относятся 10-кратные покушения на убийство императора, окончившиеся в итоге убийством Александра II 1 марта 1881 г. <9> ("низкое и злодейское убийство Русскаго государя , посреди вернаго народа, готового положить за него жизнь свою, недостойными извергами из народа - есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбью и ужасом" <10>).

<9> Журнал "Русская старина" перечислял эти покушения по датам: "Адская злоба врагов счастия, покоя и благоденствия России преследовала ея Верховного вождя с 1866 года: 4 апреля 1866 г. произошло злодейское покушение Каракозова. 25 мая 1867 г. в Париже на жизнь Государя посягнул Березовский. 2 апреля 1879 г. цареубийственное покушение Соловьева. 19 ноября 1879 г. на линии Московско-Курской железной дороги последовал взрыв адской машины в подкопе, проведенном Гартманом. В 1879-м же году злодейская попытка взорвать царский поезд на Лозово-Севастопольской железной дороге. 5 февраля 1880 г. взрыв в Зимнем дворце. В исходе февраля 1881 г. присылка взрывчатого состава, в виде пилюль доктора Ложюжа. В январе и феврале 1881 г. мина, заложенная поперек Малой Садовой улицы из лавки Кобылева. 1-го марта 1881 г. взрыв двух снарядов, брошенных двумя извергами" (Император Александр II. 1 марта 1881 г. // Русская старина. 1881. Апрель. С. 894).
<10> Манифест от 29 апреля 1881 г. "О незыблемости самодержавия" // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 118.

Основными целями издания Положения от 4 августа 1881 г. согласно названным императорским Указам являются следующие: искоренение гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, утверждение веры и нравственности, доброе воспитание детей, истребление неправды и хищения, водворение порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Александром II <11>.

<11> Там же.

Большую ценность для изучения законодательных актов чрезвычайного характера представляют легализованные императорским Указом от 4 сентября 1881 г. принципы чрезвычайного правового регулирования, заложенные в Положении "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия":

  • соразмерность пространства особых полномочий властей, поставленных на страже общественного порядка, с ответственностью, возлагаемою на них исключительными обстоятельствами времени;
  • временный характер исключительных мер;
  • соответствие исключительных мер действительной потребности охранения порядка, недопустимость излишнего отягощения законных интересов верного престолу населения.

В теории дополнительно выделяют также принципы: чрезвычайности обстоятельств (наступление своеобразных, т.е. явно выделяющихся среди других моментов государственной жизни, необычных, т.е. значительно отклоняющихся от нормального течения государственной жизни, и временных по своему характеру обстоятельств), необходимости в мере (недостаточность законных средств для ответа на чрезвычайные обстоятельства, неотложная потребность в издаваемой мере, причинная связь между издаваемой мерой и чрезвычайными обстоятельствами) <12>.

<12> Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России. СПб., 1911. С. 55 - 80.

Таким образом, как говорится в императорском Указе от 4 сентября 1881 г., "усматривая, что в изданных разновременно узаконениях для облегчения борьбы с крамолой, сущность и пределы полномочий административных начальств указаны не с достаточною в сем отношении определительностью, мы сочли за благо повелеть, подвергнув совокупному пересмотру все временные законы, изданные в последнее время, начертать взамен сих узаконений, особое положение, в котором были бы указаны, с большею чем ныне точностью, с одной стороны пределы полномочий административных начальств при чрезвычайных обстоятельствах, а с другой - сущность обязанностей, возлагаемых на население исключительными обстоятельствами государственной жизни" <13>.

<13> Указ Правительствующему сенату от 4 сентября 1881 г. "Об издании Положения к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны" (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382).

Составленный Особо учрежденной Комиссией проект положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, по предварительному рассмотрению его в Комитете министров, был утвержден высочайшей законодательной властью императора 14 августа 1881 г. и введен в действие 4 сентября 1881 г. <14>.

<14> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. I. СПб., 1885. Ст. 382.

Положение оперирует термином "исключительное положение", определяя его основные признаки: расширение круга обязанностей и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности, а равно возложение таковых чрезвычайных полномочий временно учреждаемым для этой цели правительственным органам при одновременном усилении ответственности как частных, так и административных властей за неисполнение обязанностей, на них возложенных. Исследователь В.М. Гессен представляет понятие исключительного положения в широком смысле как "совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставляемых правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существования государства" <15>. При этом он рассматривает в качестве исключительного положения военное (или осадное) в собственном смысле этого слова, вводимое в случае внешней войны, и фиктивное военное положение, вводимое в случае внутренних смут <16>. Таким образом, исключительное положение, регулируемое Положением от 14 августа 1881 г., относится ко второму виду общей категории, выделенной Гессеном. Похожая точка зрения представлена Н.Н. Белявским, он также выделяет военное и осадное положение, которые вводятся при условии недостаточности мер общей гражданской полиции и сводятся к ограничению гражданской свободы при расширении администрации в целях подавления преступных посягательств <17>.

<15> Гессен В.М. Исключительное положение. СПб., 1908. С. 74.
<16> Там же.
<17> Белявский Н.Н. Полицейское право (административное право): Конспект лекций. Юрьев, 1910. С. 91.

Существует и узкое понимание "исключительного положения", которого придерживается большинство исследователей в области полицейского права. В частности, И.Т. Тарасов противопоставляет его "военному положению": существенным отличием исключительного и военного положения является то, что "в первом случае усиливается власть полиции и администрации, во втором же случае полиция и администрация подчиняются военной власти, в руках которой сосредоточивается управление" <18>. Л. Штейн также выделяет чистое понятие "исключительное положение", приводя при этом совокупность его качественных признаков: 1) объявление исключительного положения исходит от административного управления, в обязанности которого входит обеспечение публичной безопасности, по предварительному соглашению с высшим органом правосудия (если же таковое не последовало, то окончательное разрешение вопроса зависит от министра внутренних дел); 2) объявление носит характер формальный и публичный; 3) исключительное положение должно распространяться только на те преступления, которые ввиду частого повторения вызвали необходимость его введения; 4) установление новой, более строгой системы наказаний; 5) криминализация деяний, ранее не являвшихся наказуемыми, но представляющих опасность в условиях сложившейся обстановки; 6) ужесточение правил печати; 7) полицейские действия должны распространяться только на определенные преступления, объявленные подсудными чрезвычайным судам (не обязательно военным, но, во всяком случае, без участия присяжных заседателей); 8) при общем принципе неприкосновенности прав отдельных лиц полиция уполномочивается на совершение обысков, выемок, наложение арестов, запрещений и т.п. без предварительного судебного разрешения <19>.

<18> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. Вып. 1. М., 1891. С. 93.
<19> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152.

Л. Штейн также проводит разграничение военного и исключительного положения, представляя при этом более полный ряд отличительных критериев: 1) военное положение объявляется при возникновении внешней опасности со стороны враждебной вооруженной силы; 2) вводится только в определенной местности, где налицо явная угроза нападения; 3) все административные органы продолжают выполнять свои обязанности в той степени, в какой они не переданы военным органам; 4) при военном положении полномочия по изданию обязательных к исполнению предписаний переходят от полиции к военной власти; 5) в административном порядке полицейские органы безусловно подчиняются военным; 6) дела о неисполнении военных предписаний подведомственны военному суду; 7) военные власти наделяются правом приостанавливать деятельность различных государственных и общественных учреждений, управлений; 8) обжалование действий военной власти возможно только в административном порядке, в вышестоящий орган, но не в судебном <20>.

<20> Основные положения Лоренца Штейна по полицейскому праву в связи с его учением об управлении, изложенные приготовляющимся к профессорскому званию по кафедре полицейского права И. Тарасовым. Киев, 1874. С. 152 - 153.

В Положении выделяются два возможных состояния исключительного положения: усиленная охрана и чрезвычайное положение, которые различаются между собой по основаниям введения, степени ограничений прав и свобод, порядку административного управления.

Круг оснований для введения положения усиленной охраны явно шире по сравнению с чрезвычайным положением: сюда относятся любые обстоятельства, свидетельствующие о нарушении общественного спокойствия преступными посягательствами (или приготовлениями к таковым), направленными как против существующего государственного строя, так и против безопасности частных лиц и их имущества, для пресечения которых действующего законодательства окажется недостаточно. Тем самым понятие политического преступления в Положении дополняется также противоправными деяниями, направленными против частных лиц (разумеется, здесь имеются в виду имущие сословия - дворяне, духовенство, купечество), способными повлечь нарушение общественного порядка. Таким образом, интересы сословий, являющихся опорой самодержавной власти, охраняются на уровне государственных теми же средствами.

При этом состояние чрезвычайного положения могло быть введено только в случае, если меры, принятые для пресечения подобных нарушений, оказались безрезультатными и существует явная угроза массовых волнений и беспорядков ("когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка").

Принцип временного характера исключительных мер реализуется в Положении посредством установления точных временных единиц, определяющих ограничительный срок действия введенных исключительных положений: состояние усиленной охраны могло вводиться в местности на один год, чрезвычайное положение, учитывая более жесткий характер сопровождаемых им ограничений, - на шесть месяцев. Продление названных предельных сроков допускалось при условии одобрения Комитетом министров представления об этом министра внутренних дел с указанием причин такой необходимости. Впоследствии такой способ определения срока действия исключительного положения критиковался в связи с тем, что на практике он зачастую приводил к совершенно обратным результатам: чрезвычайные законы продолжали действовать и по миновании обстоятельств, вызвавших необходимость их применения, а представители местной власти не торопились выходить с представлением о досрочной отмене действия исключительных мер, пользуясь своими обширными полномочиями, упрощавшими исполнение возложенной на них обязанности по поддержанию общественного порядка, до истечения установленного срока <21>.

<21> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительнаго статского советника Макарова. Б/г. С. 12.

Практическое содержание понятия исключительного положения не может быть полностью раскрыто без рассмотрения института административной высылки, наиболее широко применяемого в чрезвычайном состоянии.

Положение от 14 августа 1881 г. предоставляло местным губернаторам и генерал-губернаторам право воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны, а также применять административную высылку в определенную местность европейской или азиатской России с обязательством безотлучного там пребывания в течение назначенного срока, т.е. полномочия по ограничению свободы передвижения и выбора места жительства. Отличия этих двух мер теоретически заключаются в степени стеснения указанных свобод: если при воспрещении проживания в определенной местности за лицом сохраняется свобода выбора места проживания на любой другой территории в течение неопределенного срока, то при административной высылке наблюдается полное ее отрицание - лицо подвергается принудительному препровождению в местность, заранее установленную властным органом, на конкретный временной период. Отсюда вытекают и различия в порядке применения указанных мер: запрет проживания может объявить губернатор или генерал-губернатор единолично, тогда как в отношении административной высылки действовала более усложненная процедура. Соответствующая власть, убедившись в необходимости высылки определенного лица <22>, делала представление об этом министру внутренних дел с подробным указанием причин, послуживших основанием к такой мере. Подобные представления рассматривались особым совещанием, созданным при министре внутренних дел, под председательством одного из товарищей министра и четырех членов: двух от Министерства внутренних дел и двух от Министерства юстиции. Постановления, выносимые названным совещанием, передавались на утверждение министру внутренних дел.

<22> Первоначальная редакция ст. 32 Положения об административной высылке оперировала термином "частное лицо", что давало большую свободу местным властям в применении этой меры. Высочайше утвержденным Положением Комитета Министров от 1 июля 1881 г. (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 3. СПб., 1886. Ст. 1655) абстрактное понятие "частное лицо" в гипотезе данной нормы было дополнено уточнением "признаваемое вредным для государственного порядка или общественного спокойствия". Таким образом, в качестве условия применения административной высылки необходимо было обосновать государственную или общественную опасность пребывания лица в данной местности.

Представленная точка зрения на разграничение понятий "административная высылка" и "воспрещение пребывания в местности" вытекает из анализа соответствующих правовых норм Положения от 14 августа 1881 г. При этом существуют и другие взгляды на данную проблему. Так, профессор В.М. Гессен указывает на необходимость различения института административной высылки и административной ссылки <23>. Под первым он понимает удаление лица из определенной местности (т.е. воспрещение пребывания в местности) <24>, а под вторым - водворение лица в местности, определенной законом, судебным решением или административным распоряжением (т.е. административная высылка в нашем понимании) <25>. Учение В.М. Гессена продолжает И.Т. Тарасов <26>.

<23> Гессен В.М. Очерк административного права // Юридический факультет: Сборник лекций для самообразования. Семейный университет Ф.С. Комарского. Вып. 1 - 2. СПб., 1903. С. 75 - 76.
<24> Кроме Положения от 14 августа 1881 г., данный институт прослеживался и в других нормативно-правовых актах: в приложении 1 к ст. 28 Положения о видах на жительство лицо, проживающее в столице без надлежащего вида или с просроченным и ненадлежащим видом на жительство, подлежало выдворению из столицы сроком до 4 лет; в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных предусматривалось, что лицо, состоящее под надзором полиции по судебному приговору, лишается права проживания в столицах им всех местностях столичных губерний, в губернских городах ближе 25 верст, во всех крепостях и местностях, отстоящих от крепостей ближе 25 верст и во всех местностях, где запрещалось водворение поднадзорных высочайшими повелениями; согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений запрещала въезд и жительство в столицах в течение 7 лет священнослужителям, лишенным сана за пороки и неблагочестивые поступки (ст. 179), лица, исключенные из податных обществ и не принимаемые в них ввиду дурного поведения, передавались в распоряжение правительства и высылались в Сибирь (ст. 240, прим. 3) нищие-бродяги, чиновники, отстраненные от службы за разврат, отсылались на родину (ст. ст. 195, 206).
<25> Кроме как мера исключительного положения, административная высылка применялась также в отношении лиц, сосланных по приговорам суда, выдворенным за нищенство на основании ст. 20 Положения о видах на жительство, и скопцов, которым паспорта на отлучку не выдавались по ст. ст. 31 и 32 Устава о паспортах.
<26> Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. М., 1891. С. 86 - 87.

Исследователь В. Иозефи трактует оба эти понятия, руководствуясь термином "высылка": высылка с определением узких границ (в определенную местность, т.е. административная высылка), которая может быть применена только после ряда предварительных действий - арест, вынесение решения уполномоченным на применение высылки органом и т.д., а также высылка с более широким указанием границ (т.е. воспрещение пребывания в определенной местности), которую он характеризует как смягченную форму высылки, применяемую в качестве переходной ступени к полной свободе <27>.

<27> Иозефи В. Опыт юридической науки полицейского права. 1902. С. 135 - 137.

Следует отметить при этом, что практика применения выдворений и административных высылок зачастую не соблюдала названных различий этих мер и иногда лицо подлежало выдворению из местности, объявленной в состоянии исключительного положения, с правом самостоятельного выбора места проживания в порядке административной высылки. Так, например, 11 марта 1882 г. одесским полицмейстером сообщалось нижегородскому полицмейстеру о том, что состоящая под надзором полиции за политическую неблагонадежность по определению Особого совещания, образованного согласно ст. 34 Положения о государственной охране, вдова, бывшая студентка Марья Григорьева Фесенко, по распоряжению временного одесского генерал-губернатора удалена из местностей Одесского генерал-губернаторства, объявленных в положении усиленной охраны, с предоставлением ей добровольного способа выселения из Одессы. На основании изложенного Марья Фесенко избрала местом своего жительства г. Казань, куда и выбыла 15 марта поездом железной дороги по проездному свидетельству, выданному мною 12 марта N 230, причем, если навигация между Казанью и Нижним Новгородом еще не открыта, ей предоставлялось право прожить в Н. Новгороде до открытия навигации <28>.

<28> ГАНО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 544. Л. 10 (с об.)

Практика применения выдворения за пределы определенной местности в первое же время показала нежелательные последствия следующего рода. Высланные лица, неблагонадежные в политическом смысле, не допускались к водворению на жительство во всех территориях, объявленных в положении усиленной охраны. Вследствие этого они вынуждены были селиться в свободных от действия исключительных мер местностях, причем с целью поиска достаточного заработка устраивались на жительство преимущественно в губернских городах, где нередко встречались со своими единомышленниками, переносившими аналогичную меру пресечения. В результате население таких городов, в среде которого до сих пор не встречалось никаких тревожных веяний, подвергалось "тлетворному влиянию сказанных лиц, заносивших в места своего новаго водворения противоправительственную пропаганду" <29>. Таким образом, более эффективной в плане достижения поставленных целей мерой показала себя административная высылка в определенную местность с обязательством безотлучного там пребывания.

<29>

Ведущие исследователи того периода, изучавшие проблематику чрезвычайных мероприятий, выражают солидарное мнение о правомерности принятия подобного рода правительственных действий законодательного характера.

Как показывает практика тех лет, меры выдворения и административной высылки очень часто применялись при исключительном положении. Многочисленные либерально настроенные критики существовавшего порядка писали: "Сотни тысяч людей обоего пола, молодых и старых ежегодно отправляются в далекий путь, "в места не столь отдаленныя", где земля никогда не оттаивает, куда почта доходит раз или два раза в год" <30>. Приведенное утверждение подтверждается и официальными источниками, в частности материалами обсуждения проекта закона об исключительном положении 1905 г., в которых обобщался практический опыт почти 25-летнего применения Положения от 14 августа 1881 г.: "...с течением времени представители административной власти на местах, ссылаясь на недостаточность вообще обычных, имеющихся в распоряжении администрации средств для успешной борьбы со всякого рода нежелательными элементами в обществе, стали применять разсматриваемую меру не только к лицам, политически неблагонадежным, но и вообще к таким обывателям, поведение которых, по мнению начальства, нарушало спокойное течение общественной жизни" <31>. "Русская мысль" обращалась в то время к правительству с вопросом: "Неужели нельзя прекратить административной ссылки? ...В печати каждый день появляются все новыя и новыя известия о потрясающем душу положении людей, которые как дикие звери произволом местной администрации загоняются в поселки среди лесов и болот..." <32>. Вследствие обширных размеров, которых достигло применение административной высылки указанных лиц, 7 декабря 1895 г. было вынесено Высочайшее постановление "О некоторых, в идее временной меры, изменениях действующих об административной высылки постановлений" <33>, которым устанавливалась необходимость получения предварительного разрешения Особой комиссии Министерства внутренних дел на каждый случай применения высылки.

<30> Д.Г. О чрезвычайных законах (об усиленной и чрезвычайной охране и военном положении). М.: Труд и воля, 1906. С. 14.
<31> Краткая объяснительная записка к проекту "Исключительного положения", выработанному междуведомственною комиссиею под председательством Товарища Министра Внутренних Дел, действительного статского советника Макарова. Б/г. С. 31.
<32> Внутреннее обозрение // Русская мысль. Книга II. М., 1881. С. 36.
<33> Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. XV. СПб., 1899. Ст. 12223.

Таким образом, представленный анализ понятия исключительного положения на примере Положения от 14 августа 1881 г. "О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" убедительно доказывает правомерный характер этого явления в государственно-правовой действительности. Необходимость предотвращения угрозы основным устоям государства и общества предоставляет правительству право на введение ряда разумных ограничений правового статуса граждан в целях обеспечения их безопасности. При этом основной проблемой в правовой науке в части регулирования условий введения, содержания и последствий исключительного положения всегда являлись достижение и сохранение в подобной чрезвычайной ситуации баланса публичных и частных интересов. Одним из возможных путей нахождения решения поставленной проблемы является изучение дореволюционных правовых источников по данному предмету.



Просмотров