Понятие и особенности финансово правового регулирования. А. Ю. ИльинФинансовое право

Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования

Право представляет собой особую форму социального регулирования, имеет определенное целевое назначение. Одной из основных целей права является содействие достижению диалектического взаимодействия объективно обусловленных социальных интересов (как частных, так и публичных) в процессе их реализации в любой форме социального взаимодействия. Такой формой социального взаимодействия может выступать государство, то есть речь идет о существовании государственно-организованного общества. Правовые нормы в свою очередь служат средствами реализации социальных целей. Система права - это многогранное правовое явление, включающее различные по своему содержанию и объему структурные элементы.

Финансовое право - публичное отрасль права. Именно в области финансов требует проведения сложного, однако очень важного разграничения между необходимыми государственными расходами и определением способа надлежащего распределения налогового бремени между различными субъектами. Законы, применяемые в финансах, отражают государственную политику и могут несколько отличаться от чисто "юридических" законов. Основной акт в сфере финансов - закон о государственном бюджете. Это не изложение правил достойного поведения, а план действий определенной организации (государства), которая предоставляет полномочия конкретным участникам финансовых отношений на мобилизацию, распределение или использование фондов денежных средств.

Характеризуя финансовое право как отрасль права, в первую очередь следует раскрыть его предмет и метод. Предмет правового регулирования представляет собой качественно однородный вид общественных отношений, на который влияют нормы определенной отрасли права. Для этих отношений характерны следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целеустремленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся, и типичные отношения; 4) отношения поведения, по которым можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере финансовой деятельности государства. П.М.Годме отмечает, что финансовое право - это отрасль публичного права, предметом которого являются нормы, регулирующие государственные финансы. При этом автор вполне справедливо подчеркивает публичный характер финансового права в стране, имеющей развитую рыночную экономику.

В финансовых отношениях интересы государства представляют органы, наделенные ею властными полномочиями - Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственная налоговая служба, Национальный банк и тому подобное. Другим участником финансовых отношений могут выступать как государственные органы, организации, учреждения (например, бюджетные организации), так и субъекты предпринимательской деятельности и граждане. Определяющим условием для отнесения таких отношений именно к финансовым является наличие деятельности по мобилизации, распределения или использования централизованных и децентрализованных фондов.

Метод финансово-правового регулирования - это совокупность средств воздействия со стороны государства на участников финансово-правовых отношений. Основным методом финансового права является метод властных предписаний, который по своей структуре является органически целостной системой непрерывного воздействия на участников финансово-правовых отношений в целях реализации ими своих функций.

Метод властных предписаний характерен для публичных отраслей права - конституционного, административного и уголовного. Однако в каждой отрасли он применяется в зависимости от предмета правового регулирования. Поскольку финансовое право связано с финансовой деятельностью государства, метод властных предписаний представляет собой органическую систему, олицетворяет целостность юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений, юридический статус их субъектов, распределение прав и обязанности " связей между ними, установление санкций за нарушение предписаний финансовых правовых норм и порядок их применения.

Хотя некоторые авторы считают, что метода финансово-правового регулирования присуща оперативная самостоятельность, поскольку субъекты правоприменения в финансовом праве, как и в административном, наделенные правом совершать действия по своему усмотрению. Например, право оперативной самостоятельности может выражаться в предоставлении субъекту финансового права возможности по его усмотрению оценивать юридические факты. Или к праву оперативной самостоятельности можно отнести принятие уполномоченным органом решения на основе норм, которые содержат гибкие неконкретные понятия и выражения. При этом субъект применения финансово-правовой нормы сам выясняет смысл и назначение общих понятий.

Наряду с методом властных предписаний, для финансового права характерны метод субординации, метод согласования, метод рекомендации и т.д., постепенно распространяются. Особенно это касается сферы муниципальных финансов, где органы местной власти и самоуправления получают большую самостоятельность в реализации своих полномочий, в том числе и в финансовой сфере. Хотя указанные методы, как правило, применяются вместе с основным методом финансового права - методом властных предписаний.

Следует отметить, что уже есть основания говорить о наличии сформированного в государстве финансового права. В подтверждение этого тезиса можно вспомнить нормотворческую деятельность парламента Украины, в частности принятие Бюджетного кодекса Украины, законов в сфере денежно-кредитной системы Украины, закрепленные на уровне законов компетенции специальных финансовых органов, рассмотрение проекта Налогового кодекса и тому подобное.

Контрольные вопросы и задания:

1. Понятие финансовой системы государства. Экономические и организационные основы создания финансовой системы государства

Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

  • Конституционное право .

Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

  • Финансовое право .

Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

Научный аспект финансового права

Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

Понятие финансового права

Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

Предмет финансового права

Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

Группы финансовых отношений

Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

Методы финансового регулирования

Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

Развитие финансового права

Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Финансовое право - это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими.

Обобщенно Финансовое право можно охарактеризовать как отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Будучи частью системы российского права и имея общие с другими отраслями права признаки, финансовое право вместе с тем отличается юридическими особенностями. Данной отрасли права присущи:

  1. свой предмет правового регулирования;
  2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
  3. только ему свойственная система.

В самом общем виде предмет финансового права определяется через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это категория, выработанная финансово-правовой наукой. Ее ценность заключается в следующем: а) с помощью этой категории удается выявить особенности отношений, составляющих предмет финансового права; б) эта категория позволяет отграничить отношения, составляющие предмет финансового права, от иных отношений, близких к финансово-правовым, но охватываемых иным отраслевым регулированием.

Отношения, существующие в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований и регулируемые нормами финансового права, весьма многообразны.

Прежде всего отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от функций финансовой деятельности на следующие группы отношений, возникающих в ходе:

а) мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

б) распределения финансовых ресурсов государства;

в) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

г) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

д) эмиссии денежных знаков.

В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты налогов и сборов; возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных займов; в связи с добровольными пожертвованиями в казну государства и т.д. Во вторую группу включаются, в частности, межбюджетные отношения, т.е. отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, а из последнего - бюджетам муниципальных образований и т.д. В третью группу включаются отношения по государственным и муниципальным расходам. В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций и т.д. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков.

Кроме того, отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от субъектов, между которыми они возникают. Во-первых , это отношения, с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой стороны - организациями и физическими лицами. Примером могут быть отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, наложения финансовых санкций и т.д. Во-вторых , это отношения между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Примером являются отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов.

Помимо отмеченного, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются по экономическому критерию на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сбору неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по государственным расходам и т.д. Другие отношения , составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с экономической точки зрения не входят в число финансовых, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, т.е. отсутствует главный признак финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Наконец, все отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются исходя из критерия финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам на: а) бюджетные, б) возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, в) возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, г) налоговые, д) неналоговые, е) отношения по государственному и муниципальному долгу, ж) отношения по государственным и муниципальным расходам, з) отношения по денежному обращению и расчетам, и) отношения по валютному регулированию и контролю и др.

Хотя подавляющее большинство отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет финансового права, однако в ней имеют место и другого рода отношения. Некоторые из них являются предметом гражданского права. Например: отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества; продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества в аренду, и др.

Помимо всего отмеченного отношения, регулируемые финансовым правом, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

В число имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят отношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, неналоговых платежей; отношения по перемещению денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов получателям этих средств, и др. С экономической точки зрения эти отношения являются финансовыми, ибо соответствуют всем признакам финансов. С юридической точки зрения их следует рассматривать как имущественные, т.е. отношения по поводу имущества, в качестве которого выступают такие материальные блага, как деньги в наличной и безналичной формах.

Вместе с тем целый ряд отношений, составляющих предмет финансового права, не опосредуют наличие и перемещение денежных средств, т.е. являются неимущественными. Это отношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению и т.д.; отношения, опосредующие порядок взыскания налогов, применение мер налоговой ответственности в рамках налогового права и т.д.

С экономической точки зрения эти отношения не являются финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств. В то же время с экономической и юридической точек зрения их можно рассматривать как неимущественные. Однако названные отношения непосредственно связаны и производим от имущественных отношений, составляющих предмет финансового права. Они не имеют самостоятельного значения, а служат исключительно для реализации имущественных отношений в рамках финансового права.

С учетом отмеченного, предметом финансового права являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Чтобы разобраться в предмете финансового права, надо хорошо понимать, что представляют собой: а) финансовая деятельность государства и муниципальных образований; б) имущественные отношения в системе финансового права; в) неимущественные отношения в системе финансового права.

Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права Это наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому в качестве дополнительного критерия отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

Основным методом финансово-правовою регулирования является метод властных предписаний. Это вполне естественно для финансового, как и иных отраслей публичного права, ибо обеспечить публичные интересы, которые являются в определенной мере удаленными от каждого конкретного субъекта (абстрактными) можно не иначе как только в принудительном порядке, т.е. используя императивный метод. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Эта сторона - государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания, содержащиеся в законах, подзаконных актах, управленческих решениях и проявляющиеся в конкретных правоотношениях.

Метод властных предписаний, используемый в финансовом праве, имеет две формы проявления.

Первая форма проявления этого метода сводится к тому, что властные предписания дает государство в законах, подзаконных актах, а стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют этим предписаниям. В подавляющем большинстве случаев метод властных предписаний в такой форме имеет место в налоговом праве как подотрасли финансового права. Например, правоотношения по уплате налога, по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке и другие практически не предполагают каких-либо властных предписаний налоговых органов, не построены на их усмотрении. Здесь и налоговый орган, и налогоплательщик подчиняются только воле законодателя, выраженной в законе. В такой форме метод властных предписаний весьма часто проявляется и в бюджетном праве, а также в иных институтах финансового права.

Вторая форма проявления метода властных предписаний сводится к тому, что властные предписания дает одна сторона финансового правоотношения, а другая лишь следует им. Например, органы, исполняющие бюджет, а также распорядители бюджетных средств могут во властном порядке (по собственному усмотрению) изменять лимиты бюджетных обязательств, изменять бюджетные ассигнования, осуществлять их перемещение в рамках группировки по функциональной классификации (ст. 224, 228 БК РФ). Соответственно, получатели бюджетных средств обязаны следовать этим предписаниям, ибо в противном случае они не смогут выполнить стоящие перед ними задачи. В данном случае метод властных предписаний проявляется через управленческие решения, принимаемые одной стороной правоотношения в отношении другой.

Надо иметь в виду, что соотношение форм проявления метода властных предписаний применительно к различным подотраслям и институтам права также различно.

В последние годы в финансово-правовом регулировании стал весьма активно использоваться и диспозитивньш метод. Его суть состоит в том, что решение вопроса осуществляется согласованной волей сторон правоотношения.

Этот метод проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при представлении налогового, а также инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 66, 68 НК РФ); при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных в БК РФ (ст. 202,203, 205, 208, 210); в ходе межбюджетных правоотношений при предоставлении бюджетных кредитов, при изменении сроков уплаты налогов (п. 2, 3 ст. 63 НК РФ) и др.

Диспозитивньш метод, применяемый в финансовом праве, не равен диспозитивному методу, испоользуемому в частноправовом регулировании. Он представляет собой симбиоз императивно-диспо-зитивных начал. Диспозитивный метод используется в финансово-правовом регулировании фрагментарно. Он не создает «фон» финансово-правового регулирования. Поэтому в целом финансово-правовые отношения характеризуются как властеотношения (см. ст. 3 и др. НК РФ).

Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

В настоящее время проявляется научная тенденция на расширение предмета финансового права до охвата им всех отношений, составляющих публичные финансы. При этом под публичными финансами следует понимать любые отношения по собиранию, распределению и использованию денежных средств, направленные на обеспечение публичных целей. Иначе говоря, это как отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, так и отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности иных субъектов, но обеспечивающие публичные интересы в силу задач, возложенных на них государством. Примером, в частности, могут являться отношения, возникающие при страховании и расходовании средств фонда страхования банковских вкладов (см.: Турбанов Л.В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации (административно-финансовый аспект). М., 2003. С. 75-103; НечайА.А. Правовые проблемы регулирования публичных расходов в государстве: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Киев, 2005. С. 12).

См Винницкий Д В Указ соч С 162

См. Ровинский ЕЛ. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод финансово-правового регулирования это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

При регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права.

Методология финансового права обусловлена регулируемыми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д.

С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.

· Императивный метод (повелительный; в юриспруденции - не допускающий выбора.) воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. В финансовом праве преобладает метод императивного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом.

Императивный (властный ) характер финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, упол-номоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и Т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима эко-номии.


· Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы с ледует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.

Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ.

В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.

Названные характерные черты методов правового воздействия в сочетании с финансово-правовым механизмом являются основными элементами юридического режима правового регулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образованием в системе российского

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Например, таким методом государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности.

Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов. Однако они могут действовать в этом направлении и через государственные налоговые органы и федеральное казначейство. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т.д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации - с другой).

Однако это не означает , что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово- правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансовыми органами.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы:

Согласования

В настоящее время такие методы получают все более широкое применение (это обу-словлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений). Так, федеральное законодательство содержит рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюд-жетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представительные органы государственной власти субъектов РФ.

По вопросам, касающимся общих принципов налогообложения, в Федеральном Собрании РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Финансовые органы могут предоставлять предприятиям на условиях, установленных зако-нодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа на основе соглашения между ними). Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования - методом властных предписаний.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Конституционное право - ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет основы правового положения личности, общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государ-ственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, областей, автономных образований как субъектов Федерации, возможности участия их в решении вопросов финансов, отнесенных к ведению федеральных органов. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе Российской Федерации, о разнообразии форм собственности как ее основе.

Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятельности государства, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финансовой, кредитной и денежной политики, права органов местного самоуправления утверждать местный бюджет и устанавливать местные налоги. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Так, существует большая группа финансово-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюджетов, определяют перечень бюджетных доходов и т.д. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово- правового института.

Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процесс е государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. Сферу административного права составляют отношения, связанные с деятельностью министерств, комитетов и других ор-ганов исполнительной власти по регулированию и координации в отраслях экономики, социально-культурной сфере и т.п. функции.

Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и Т.д. В процессе деятельности финансовых органов также возникают отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения долж-ностных лиц и т.п.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно выступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполнением ими функций по мобилизации и распределению государственных денежных средств вступают и в отношения на основе договора (например, договор ссуды, договор хранения и др.). Для таких отношений характерно равенство, экономическая обособленность сторон, и в предмет финансово- правового регулирования они не входят. .

Нормы финансового права в данном случае устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники финансово- кредитных ресурсов, которыми они оперируют, порядок планирования процесса обра-зования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций и т.п. Во всех этих случаях данные органы наделены властными полномочиями, необходимыми для выполнения их функций.

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права. Однако в рассмотренных случаях соприкосновение между отраслями права наиболее близкое.

Выяснение особенностей финансового права , умение отграничить его от других отраслей права имеет существенное практическое значение, так как способствует четкой организации финансовой деятельности государства и муниципальных образований с учетом ее специфики, помогает правильному применению юридических мер воздействия в необходимых случаях.

Страница 1 из 3

Финансовое право как отрасль права

Финансовое — это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью , финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими:

    • состоит из нормативных предписаний, определяющих поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности (в сфере финансовой деятельности государства);
    • обладает формальной определённостью;
    • обладает системностью;
    • внешняя форма выражения - законодательство (финансовое);
    • обязательность.

Финансовое право состоит из нормативных предписаний , которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности — в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т.д.

Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность . Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д. Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и и местного самоуправления». Формальная определенность — важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.

Финансовое право представляет систему норм . Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты.

Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения — финансовое законодательство, которое представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и , содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России и другие законы и подзаконные акты (Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 859, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.).

Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок у налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения.

Юридические особенности финансового права :

    1. свой ;
    2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
    3. только ему свойственная система.


Просмотров