Кто относится к судебной власти. Судебная власть рф

одна из ветвей власти государства, устанавливающая факты нарушения конституции и закона и определяющая на основе закона санкции за их нарушение. В Российской Федерации «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (см. Конституция РФ. Ст. 118)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права путем конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые от имени государства вершат правосудие, и в этом состоит их особая юридическая и политико-социальная роль и значимость. Поэтому в политологии судебная власть рассматривается как ветвь государственной власти, точнее ее орган, а не правоохранительная и правоприменительная системы. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, а не политической целесообразности, политическим нормам и взглядам. Программам политических институтов. Судьи несменяемы, неприкосновенны. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Верховенство закона абсолютно на всей территории Российской Федерации.

Чтобы обеспечить самостоятельность и независимость судов, Конституция устанавливает также, что финансирование производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого существования правосудия в соответствии с федеральным законом.

Судебная власть состоит из трех частей: Конституционные суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Конституционные суды занимаются проверкой на конституционность актов органов публичной власти; разрешают споры о компетентности между федеральными органами государственной власти, между ними и субъектами федерации, а также между субъектами федерации; даю толкование Конституции РФ и др. Суды общей юрисдикции осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Именно с ними может иметь "дело" любой гражданин, поскольку им подсудны (особенно районные (городские) суды) практически все дела. Арбитражные суды рассматривают споры в сфере экономики, управлении, о банкротстве и т.п., при которых одной стороной выступает юридическое лицо или гражданин-предприниматель.

Начавшаяся в России правовая реформа призвана закрепить и развить верховенство закона для всех граждан, социальных общностей людей, политических институтов, чтобы обеспечить движение общества и государства к правовому государству и гражданскому обществу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ключевые термины и понятия:

  • признаки судебной власти;
  • судебная система;
  • принципы правосудия;
  • правовой статус судей;
  • модели правосудия;
  • структура судебных органов.

В результате изучения данной главы студент должен

знать :

Понятие, признаки и особенности судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти;

уметь :

Выделять общие и специальные принципы организации и деятельности судебной власти;

владеть :

навыками ориентации в современном законодательстве, касающемся конституционного статуса судей.

Понятие, признаки и особенности судебной власти

Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Характеристика судебной власти представлена на схеме 12.1.

Суды стали государственными учреждениями, когда люди отказались от самосуда. Это историческое превращение судебной власти в самостоятельную сферу государственного регулирования произошло в XVIII в. Сначала в правовой доктрине, особенно в теории раздела власти, описанной Дж. Локком и Ш. Монтескьё, а потом и в конституционных актах, начиная с Конституции США 1787 г., суды отделяются от органов исполнительной

Схема 12.1.

власти. С этого момента становится правомерным использование понятия "судебная власть".

Согласно теории раздела властей судебная власть – самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной), которая представляет собой: а) совокупность полномочий для совершения правосудия; б) систему государственных органов, которые осуществляют эти полномочия.

В юридической литературе к полномочиям, которые объясняют смысл судебной власти, относят: конституционный контроль; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и других судебных решений; рассмотрение и проведение материалов (дел) об административных нарушениях; участие в формировании судебного корпуса и содействие органам товарищеского суда.

Теоретически судебную власть как вид власти нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Но практически судебная власть и суд (судебная система) не могут существовать отдельно друг от друга.

Судебная власть как ветвь государственной власти своим происхождением обязана народу, который является источником любой государственной власти. Поэтому самостоятельность и независимость судебной власти, о которой так часто пишут в научных трудах и которая зафиксирована в законодательстве, должна существовать только во взаимоотношениях с властью законодательной и исполнительной.

Известно, что каждая ветвь власти осуществляет свои функции с помощью особых органов. В судебной власти таковыми являются суды, которые составляют в своей совокупности судебную систему. Ее организационные формы, зафиксированные законом, могут быть изменены только в законодательном порядке. Уже первая писаная конституция – Конституция США – отображает этот момент, закрепив в разд. 1 ст. 111 такое положение: "Судебная власть США осуществляется Высшим судом и теми низшими судами, которые будут время от времени становиться и заручаться Конгрессом". В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти возлагается на суды разных категорий: суды общей компетенции, специализированные, административные, конституционные, а также иногда на так называемые квазисудебные органы. Значит, судебная система – это совокупность всех судов данного государства, которые имеют общие задачи, связанные между собою отношениями осуществления правосудия.

Судебная власть владеет признаками, которые отличают ее от других ветвей власти. Во-первых, она имеет конкретный (как правило, инцидентный) характер. По инициативе заявителя суд рассматривает и решает на основании норм права и от имени государства конкретные уголовные, гражданские, административные и другие споры, а также дела о конституционности и законности актов и действий государственных органов. Во-вторых, деятельность судебной власти происходит в границах строгой и тщательно регламентированной законом процедуры. В-третьих, судебная власть принадлежит судебным учреждениям, а осуществляется единолично судьей или судебной коллегией. Ее кадровый состав – судьи – создают особую профессиональную прослойку, так называемый судейский корпус, который имеет особый правовой статус (например, ст. 92 Основного закона ФРГ включает такое положение: "Судебная власть доверяется судьям"). Иначе говоря, судьи являются настоящими носителями судебной власти.

Лучше других передал социальную роль судебной власти французский исследователь государственного строя США Алексис де Токвиль, который в книге "О демократии в Америке" (1835 г.) писал: "Все власти имеют всего две возможности преодолеть сопротивление, которое оказывают ему граждане: материальные способы, какими они сами владеют, и решения судов, к чьей помощи они могут обращаться... большая мечта правосудия состоит в замене идеи насилия идеей права, в установлении правового препятствия между властью и силой, какую он использует" .

В литературе часто и нс без основания указывается, что никто, кроме судебной системы в лице созданных сю судов, нс может совершать правосудие от имени государства. Кроме того, конституционное право многих зарубежных стран запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов, в том числе в условиях чрезвычайного военного положения. Вместе с тем подчеркивается, что никто, в том числе государство в лице его органов, не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы, касающейся осуществления правосудия.

Все физические и юридические лица, включая высшие органы власти и государственного управления, обязаны беспрекословно выполнять судебные постановления. Известный латинский афоризм ("Да свершится правосудие, даже если погибнет мир") означает, что право должно осуществляться судом, несмотря ни на какие политические последствия.

Но при всей относительной самостоятельности судебной власти вся ее деятельность во многом зависит от других ветвей власти, прежде всего от законодательной. Именно последняя определяет компетенцию отдельных участков судебной системы, статус судей и ряд других вопросов. Основой этой законодательной регламентации является конституция. Конституционные принципы детализируются в специальных законах (об этом речь пойдет ниже).

Что касается исполнительной ветви власти, то по отношению к судебной системе она менее значима. В самом общем виде ее роль сводится к материально-техническому обеспечению деятельности судов. Эта роль еще значительнее в тех государствах, где на министерство юстиции возложены отдельные управленческие функции и руководство прокуратурой, как, например, в ФРГ.

Во второй половине XX в. выявилась тенденция передачи ответственных функций особым органам судебного самоуправления, которые предусмотрены многими конституциями новейшего периода (например, Высший совет магистратуры – в Италии, во Франции; Высший совет судебной власти – в Болгарии; Всепольский Судебный Совет – в Польше, Совет правосудия – в Армении). На такие и подобные им органы судебного правосудия возложены обязанности формирования судебного корпуса, назначения на должность судей и прокуроров, установления дисциплинарной ответственности, реорганизации отдельных судов, инспектирования судов в необходимых случаях.

В конституционном праве нет однозначного ответа и на вопрос, относится ли к органам судебной власти прокуратура. Обычно решение этого вопроса зависит от места, которое занимает прокуратура в системе государственных органов. В большинстве стран, как свидетельствует сравнительный анализ судебных систем, прокуратура действует под общим руководством министра юстиции. Судьи и прокуроры в данном случае объединены в единый профессиональный корпус, который называется магистратурой. При такой системе прокуратура охватывается понятием судебной власти. В тех же странах (КНР, Венгрия и др.), где прокуратура является организационно самостоятельной системой, она занимает промежуточное положение между судебной и исполнительной ветвями власти, нередко ближе к последней. В США, например, министр юстиции одновременно занимает должность Генерального прокурора, но здесь прокуратура имеет в значительной мере децентрализованный характер.

Во Франции при судах первой инстанции действуют республиканские прокуратуры, при каждом суде второй (апелляционной) инстанции – генеральный прокурор с группой помощников. При высшей судебной инстанции состоит Генеральный прокурор Кассационного Суда со своим аппаратом. Прокуроры представляют государство в уголовных и гражданских процессах, осуществляют контроль деятельности следственных органов. Общее руководство прокуратурой осуществляет министр юстиции.

Остается спорным и вопрос отнесения к органам судебной власти специальных органов, призванных решать вопросы ответственности главы государства, министров и других должностных лиц (например, Высшая палата правосудия и Суд республики во Франции). Против отнесения этих органов к судебной власти можно выдвинуть такой неоспоримый аргумент, как избрание их членов палатами парламента из числа депутатов.

Наконец, еще одно замечание методологического характера. Как уже было указано выше, суды существуют давно и повсюду. Но наличие судов не означает наличия судебной власти. Для того чтобы она выделилась в относительно самостоятельную и независимую ветвь власти, понадобился длительный период развития конституционализма и утверждения демократических форм правления. Поэтому можно говорить о том, что утверждение самостоятельной судебной власти – это результат движения стран мира по пути правовой государственности.

  • Токвиль А. де. О демократии в Америке // История США. Хрестоматия: пособие для вузов. М., 2007. С. 79–88.

Понятие судебной власти.

Судебная власть – сложное социальное явление, поэтому и понятие её также сложно. Судебную власть можно рассматривать с разных позиций: организации, функционирования, реализации и её роли в обществе. Характер, направление деятельности и роль позволяют признать, что судебная власть заявляет о себе как о политико-социально-правовом явлении. Однако надлежащие организация и функционирование на современном этапе развития имеют первостепенное значения.

С учётом имеющихся в правовой науке дефиниций, данных с позиций определённых отраслей правовых знаний, способствующих пониманию сферы воздействия судебной власти на различные отношения, складывающиеся в обществе, можно вывести более целостное понятие.

Судебную власть можно определить как способность и возможность государства защитить нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, руководствуясь действующим законодательством, осуществляемую судами в предусмотренных законом процессуальных формах и обеспеченную принудительным исполнением.

Признаки судебной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти, одна из трёх её ветвей, установленная Конституцией РФ, т.е. в законодательном порядке. Проявленная судебной властью воля выражается от имени государства и показывает государственное волеизъявление.

2. Судебная власть едина. Единство судебной власти находит своё выражение в общих принципах организации и деятельности судов, перечень которых дан в Конституции РФ исчерпывающе.

3. Судебная власть осуществляется только судами, создаваемыми в предусмотренном законом порядке. Создание и деятельность чрезвычайных судов запрещены Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118).

4. Исключительность судебной власти. Она проявляется в том, что законодательные, исполнительные органы государственной власти, должностные лица и государственные служащие, общественные организации не наделены её полномочиями.

5. Судебная власть в осуществлении своих функций независима, самостоятельна и обособлена. Вмешательства в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечёт уголовную ответственность.

6. Судебная власть осуществляет свои правомочия только в процессуальной форме. Процессуальный порядок судебной деятельности призван обеспечить законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

7. Форма реализации судебной власти – судопроизводство: конституционное, гражданское, уголовное, административное.

8. Подзаконность деятельности судебной власти. Этот принцип состоит и проявляется в том, что акты органов судебной власти, изданные в пределах их компетенции, должны соответствовать закону, приниматься на основе закона и во исполнение закона. Компетенция судов, их полномочия определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Описанные признаки показывают, что суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению спора, возникшего между физическими и (или) юридическими лицами по поводу права, справедливому его разрешению на основании закона.

Принципы судебной власти.

Правовые принципы – это стандарты правового подхода, основанные на Конституции РФ, её нормах, положениях закона, на нормах и принципах международного права, зарождающиеся изначально как правовые идеи, подтверждённые затем практикой их применения. Принципы, как правило, представляют собой идейно-правовую основу организации суда, статус судей – носителей судебной власти и их деятельности.

Принцип независимости , как и сама независимость судей обеспечивает в целом проведение судебного процесса с соблюдением процедур, но особенно – тайны совещания судей, т.к. акт судебной власти оглашается сразу по выходу из совещательной комнаты. Независимость каждого судьи составляет независимость судебной власти в целом.

Независимость судебной власти обеспечивается в первую очередь тем, что она действует только в рамках процесса. Процесс как бы консервирует, закрывает собой судебную власть от воздействия извне.

Принцип несменяемости означает, что после наделения полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи не ограничивается сроком, кроме случаев отдельно оговоренных законом (ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Частью принципа несменяемости судей является невозможность прекращения полномочий судьи без его волеизъявления.

Принцип неприкосновенности . Ст. 122 Конституции РФ предусмотрела неприкосновенность судьи, его жилища, имущества как одну из существенных гарантий независимости и самостоятельности судебной власти. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях безопасности других людей.

Принцип финансирования судебной власти проистекает из принципа самостоятельности судебной власти и означает, что финансирование судов должно производиться непосредственно за счёт средств государственного бюджета в соответствии со ст. 124 Конституции РФ. Указанное требование основного закона создаёт условия независимого осуществления правосудия.

Принцип публичности (гласности) судебной власти . Этот принцип показывает многосторонность действия и открыто признаваемый государством публичный интерес, который выражается в том, чтобы общество знало о существующих гарантиях его защиты с целью обеспечения дальнейшего социального развития и жизнедеятельности социума в правовых рамках.

В соответствии с этим принципом рассмотрение судебных дел происходит открыто, гласно. В закрытых заседаниях слушаются дела, когда затрагивается коммерческая тайна, затрагиваются интересы, охраняемые государственной тайной, для упреждения нарушения тайны усыновления и ряду семейных отношений.

Принцип состязательности и равноправия сторон.

Принцип состязательности и равноправия сторон установлен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ.

В Российской правовой науке и практике состязательность судопроизводства означает, что инициирование судебного разбирательства по конкретному делу возможно только заинтересованной стороной либо органами уголовного преследования от имени государства. При этом судом представляется равная возможность участвовать в судебном разбирательстве всем заинтересованным лицам, которые обладают определёнными процессуальными правами в соответствии с их положением не по усмотрению суда, а в соответствии с процессуальными нормами.

Участники судебного разбирательства пользуются равными правами по представлению доказательств, исследованию материалов дела, заявлению ходатайств, обжалованию актов судебной власти. Ни одна из сторон не пользуется преимуществом перед другой стороной. Так реализуется принцип равноправия сторон.

Принцип национального языка судопроизводства и участия граждан в осуществлении правосудия .

Под государственным языком обычно понимается родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребляемый в нём. На нём публикуются законы и правовые акты, пишутся официальные документы, стенограммы заседаний, деловых встреч, ведётся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях.

Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов.

Русский язык – это родной язык большинства населения Российской Федерации – русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России независимо от их национальности.

Государственный язык – это важнейшая гарантия доступности правосудия.

В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона о судебной системе судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ и других общих, военных, арбитражных судах ведутся на русском языке.

Благодаря действию принципа национального языка граждане России могут принимать участие в осуществлении правосудия, понимать всё происходящее в судебном процессе и реализовать п. 5 ст. 32 Конституции РФ, гласящей «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

Принцип организационной обособленности системы судебных учреждений и осуществление правосудия только судом.

Обособленная (автономная) система органов судебной власти, не входящих структурно в органы администрации, местного самоуправления или правоохранительные органы, являет собой признак самостоятельности судебных учреждений и в целом судебной системы.

Осуществление правосудия только судом – это признак определяет самостоятельность российского суда.

К осуществлению правосудия закон позволяет привлекать только присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы (например, третейские суды, суды офицерской чести, коммерческие суды, арбитражи) не вправе возложить на себя осуществление правосудия. Самостоятельность суда сочетается с принципом осуществления правосудия только судом и недопустимостью (запретом) вмешательства в судебную деятельность в целом.

Принцип участия присяжных заседателей в работе суда.

Суд присяжных обеспечивает реальное и непосредственное участие населения в осуществлении правосудия и уже по этому признаку представляет собой наиболее демократическую форму осуществления правосудия.

В России суд присяжных, вводимый согласно судебно-правовой реформе 1991 года, действует для рассмотрения только уголовных дел, подсудных областным, краевым (и приравненным к ним городским) судам, т.е. по делам о преступлениях повышенной общественной опасности, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. И в этом случае суд присяжных признаётся наиболее надёжной системой гарантий, судебной защиты прав и законных интересов личности, защиты от произвола и судебной ошибки.

Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессионального судьи.

Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что присяжным заседателям обеспечивается применение закона, как он понимается населением. Каждый из них убеждён, что предстоящий перед судом, понимал или мог понимать закон, за нарушение которого он осуждён.

Доказательством возможности понимания закона является удостоверение 12 частных и не имеющих юридической подготовки лиц, признающих своим решением, что закон доступен пониманию.

Процедура отбора присяжных заседателей для скамьи присяжных и участия в процессе гарантирует беспристрастность и неподкупность присяжных заседателей. Голосование в совещательной комнате проводится открыто. Никто из присяжных не вправе воздержаться от голосования. Если голоса разделятся поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ. По результатам голосования принимается присяжными заседателями вердикт – решение коллегии присяжных заседателей по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности или невиновности подсудимого.

Вердикт может быть обвинительным или оправдательным. В вердикте присяжных наиболее оптимально соединяются как интересы государственных институтов, стоящих на страже социальной стабильности и целостности государства, так и правовые воззрения народа.

Лекция 2. Функции судебной власти .

С учётом целей деятельности судебной власти её функции следует определить как основные направления реализации принадлежащих судам полномочий по разрешению возникающих в обществе социальных конфликтов, споров, а её формы – способ внешнего проявления, установления, выражения, т.е. порядок судопроизводства.

Длительное время единственным назначением суда в государстве являлось осуществление правосудия.

Правосудие можно определить как правоприменительную деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, административных материалов в пределах предоставленной законом судебной компетенции, осуществляемой посредством применения судопроизводства, предусмотренного Конституцией РФ, в целях обеспечения высшего уровня охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Функция конституционного контроля. Конституционный контроль обеспечивает Конституционный суд Российской Федерации. Он выражается в проверке федеральных законов, других актов на предмет их соответствия Конституции РФ. Проводя проверку нормативных актов на предмет их соответствия Конституции РФ, Конституционный Суд РФ не устанавливает фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам, что закреплено в ч. 3 и ч. 4 ст. 3 ФКЗ РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

«Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы и права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов».

Вместе с этим закон предусмотрел исключение: Конституционный Суд РФ исследует фактические обстоятельства, когда это не входит в компетенцию других судов или иных органов и когда по некоторым вопросам, входящим в компетенцию Конституционного Суда РФ, он окончательно разрешает спор, исключая дальнейшее производство по данному вопросу, что невозможно без исследования фактических обстоятельств дела (например, при разрешении споров о компетенции). Такая деятельность есть отступление, без которого конкретный конфликт разрешён быть не может.

Все полномочия Конституционного Суда РФ исчерпывающе перечислены в ст. 125 Конституции РФ.

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обладает той отличительной особенностью, что гражданин вправе привести в действие механизм защиты прав и свобод всегда, когда он считает, что его права, законные интересы и свободы нарушены или находятся под реальной угрозой их ущемления.

Вменение Конституционному Суду РФ осуществления конституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции РФ на всей территории России свидетельствует о том, что судебная власть приобретает многофункциональный характер .

Среди наиболее действующих функций, помимо правосудия и конституционного контроля следует отметить функцию судебного контроля .

Судебный контроль представляет собой контрольную составляющую в деятельности суда по рассмотрению судебных дел в части надлежащего выполнения государственной функции по обеспечению реального признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, существующей постоянно и непрестанно самой значимой, а потому всегда привлекающей внимание судебной власти. Перед судом в порядке реализации судебного контроля стоит задача предупредить нарушение закона (не допустить нарушения закона) или выявить нарушение в применении закона и принять необходимые предусмотренные законом меры.

Примерами действия функции судебного контроля могут быть процессуальные меры – арест имущества в обеспечение иска, контроль за избранием меры пресечения в виде содержания под стражей, ограничение права на тайну телефонных переговоров, судебной постановление о производстве выемки документов, контроль за исполнением судебных постановлений судебным приставом – исполнителем в соответствии в правовыми нормами раздела VII ГПК РФ и др.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношениес другими ветвями государственной власти. Разделение властей

1.2 Признаки судебной власти

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда

РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

2.4 Конституционный Суд РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.


1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами .

Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками .

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство - разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

7. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43-83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. - см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений.

Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью.

Состояние судебной власти оказывает определяющее воздействие на все стороны жизни общества. Там, где не уважают судебную власть, закон, правит в лучшем случае чиновник, а в худшем - насилие. Такое общество обречено на постепенное самоуничтожение.

Суды выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.

Судебное разбирательство является открытым, публичным, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истца и ответчика, защитника (адвоката) и обвинителя (прокурора). Суд выносит решения от имени государства на основе действующего законодательства. Решение суда может быть отменено судом высшей инстанции лишь на основании закона, так как судебные органы не находятся в отношениях подчиненности одного другому. Судья подчиняется только закону.

Судебная система РФ

В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституционный Суд. суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Они осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Суды подразделяются также на федеральные и региональные (субъектов РФ). Судьи всех видов и уровней судов образуют судейское сообщество.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных исключительно к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем году, может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; за время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность судов, несут ответственность по закону.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста.

Государство защищает личность, жилище, имущество судьи, судья не может привлекаться к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело против него может возбудить только Генеральный прокурор с согласия квалификационной коллегии судей. Судья может иметь огнестрельное оружие.

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, а также порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ. По жалобам о нарушении прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Президент РФ, палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (одна пятая часть всего количества), Правительство РФ. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ,

Президент РФ имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ. прав и свобод человека и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием. Судья обязан голосовать, он не может воздерживаться, уклоняться от голосования. Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отменено. Только в одном случае решение Конституционного Суда может быть неокончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты в своей стране.

Конституционный Суд решает вопросы права и не вмешивается в политику". Он автономен, независим в финансовом отношении: ему выделяются средства из бюджета, которыми он распоряжается самостоятельно.

Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, не подменяет ни суды общей юрисдикции. ни арбитражные, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не вправе отменять нормативные акты. Конституционный Суд оценивает нормы закона с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.

Конституционный Суд не наделен нормотворческими полномочиями, его постановления и определения не являются самостоятельными источниками права, но развивают законодательство.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из которых утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судья федерального уровня получает по указу Президента РФ.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, судов краевых, областных, городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, судов районных, органов судебного сообщества, финансирования мировых судей. Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для осуществления независимого правосудия.

В состав Верховного Суда РФ входят 115 судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступают судебной инстанцией по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды

Арбитражные суды разрешают споры между юридическими лицами. гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления (по договорам между предприятиями, между бизнесом и государством, по налогам, о банкротстве). В случаях, когда решения суда не исполняются по вине должностных лиц, материалы направляются в прокуратуру для предъявления исков о взыскании штрафов и привлечения к уголовной ответственности.

Новые формы хозяйствования резко увеличили количество экономических споров требующих судебного вмешательства: неплатежи, недобросовестность одной из сторон, стремление получить выгоду за счет контрагента и т.п. Сейчас в системе арбитражных судов 92 суда в субъектах РФ, 10 окружных арбитражных судов, в них занято 2,5 тыс. судей.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

В 1991 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР (в 1992 г. преобразован в Экономический Суд СНГ). Он рассматривал споры, связанные с государственной собственностью. В современном статусе Высший Арбитражный Суд действует с февраля 1992 г.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Третейские суды создаются для разрешения экономических споров в деловом мире. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Третейский суд предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам. В случае неисполнения следует принудительное исполнение по приказу арбитражного суда без рассмотрения дела по существу. Третейские суды эффективны гам, где высок уровень деловой культуры. Они финансируются за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

В США до 80% коммерческих споров разрешаются с помощью третейских судов, переговоров, посредников, т.е. минуя государственные структуры. В Германии, наоборот, судятся в основном в государственных судах.

Суды субъектов РФ

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

В существовании такого контрольного органа региональные власти объективно мало заинтересованы, поэтому конституционные (уставные) суды действуют далеко не везде. Их полномочия часто реализуют суды общей юрисдикции.

Мировой судья является низшим звеном судов общей юрисдикции. Число мировых судей и судейских участков определяется Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ и законом региона. Например, законом г. Москвы в городе предусмотрено иметь 384 мировых судьи.

Мировые судьи призваны облегчить доступ гражданам к правосудию. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции: имущественные споры при цене иска менее 500 МРОТ, трудовые споры (кроме восстановления на работе), бракоразводные и другие дела, разгружают федеральную систему судов, ускоряя рассмотрение дела.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в пределах судебного участка.

Постановления мировых судей являются обязательными для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических, должностных и физических лиц.

Мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более пяти лет. Они входят в единую судебную систему РФ. На них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, материального обеспечения, установленные законом.

Органы судейского сообщества

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти судейским сообществом образуются следующие органы:

  • Всероссийский съезд судей;
  • Конференция судей субъектов РФ;
  • Совет судей России;
  • советы судей субъектов РФ;
  • общие собрания судей;
  • Высшая квалификационная коллегия судей России;
  • Квалификационная коллегия судей субъекта РФ.

Органы судейского сообщества действуют коллегиально, гласно, при невмешательстве в судебную деятельность.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Делегаты на съезд избираются по нормам представительства от каждого вида судов. Съезд собирается один раз в четыре года, формирует совет судей РФ. Совет судей избирает председателя совета и его заместителей.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования "законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.

Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 человек по нормам представительства по видам судов, а также представителей от общественности (10 человек) и от Президента РФ (один член). Представители от общественности назначаются Советом Федерации.

Кандидатуры на должности судей отбираются в судейских квалификационных коллегиях, согласовываются с субъектами РФ и представляются для назначения Президенту РФ.

Согласование назначения судей многоступенчато. Президент РФ не может принять решение о назначении, если согласование затягивается.

Назначаются судьи вначале на три года, а затем пожизненно. Сейчас более 50% судей и все председатели судов, в том числе Председатель Верховного Суда, назначены пожизненно.

Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной или дисциплинарной ответственности. Коллегия отрешает от должности судей, совершивших недостойные поступки.

Порядок назначения судей
Должность
Кто назначает на должность
Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ
Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей
Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заключении квалификационных коллегий судей
Председатели военных судов и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ
Судьи военных судов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей
Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи федеральных арбитражных судов округов
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, а также судьи (в том числе председатели и заместители председателя) районных судов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи арбитражных судов субъектов РФ
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Мировые судьи, судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Назначаются (избираются) в порядке, установленном законами субъектов РФ

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения прав человека. В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском суде Указом Президента от 2 марта 1998 г. № 310 учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченный по правам человека назначается Президентом РФ, ему подотчетен и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы. Основной функцией Уполномоченного по правам человека является защита интересов России при рассмотрении в суде дел, возбужденных против нее на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он выступает в качестве представителя России при разбирательстве дел, ведет переговоры о досудебном их урегулировании.

В федеральном бюджете отдельной строкой предусматриваются расходы на защиту интересов России в Европейском суде и выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений судом. Уполномоченный осуществляет свои функции одновременно с исполнением обязанностей по государственной должности федеральной государственной службы, которую он занимает.

Вступление России в Совет Европы стало побудительным мотивом ускорения судебной реформы. Приняты законы об адвокатуре, судейском сообществе, введен институт судебных приставов, обновлены процессуальные кодексы. Однако коренные вопросы укрепления судебной власти, повышения качества правосудия, его доступности решаются медленно, половинчато или формально подстраиваются под западные стандарты.

В посланиях Президента парламенту отмечается неэффективность деятельности судебной системы. В стране сложилось теневое правосудие, теневая юстиция, судьи нередко принимают решения не по закону, а под давлением заинтересованных сторон. Нарушаются сроки рассмотрения дел, низка квалификация судей, не хватает кадров (нагрузка на судью в четыре раза превышает норму).

Многие считают, что психологически судьи еще не готовы к обладанию пожизненным статусом. Пожизненное назначение снижает стимулы к совершенствованию, карьерному росту. Ротация руководящих кадров является азбукой управления. Мир идет по пути профессионализма и специализации судейского корпуса, а в России многие в судах присяжных видят разрешение всех проблем.



Просмотров