Сколько длится проверка трудовой инспекции. Проверка трудовой инспекции малого предприятия - пошаговая инструкция. Виды плановых проверок

За что накажут инспектора: Провел проверку без распоряжения или без оснований, Не выдал акт проверки, Нарушил сроки проверки, Не согласовал проверку с прокуратурой. Наказание назначает мировой судья по КоАП РФ.

Нет распоряжения на проверку

Иногда инспекторы приходят в компанию без распоряжения. Они предъявляют удостоверения и просят документы по списку. Такие действия незаконны. Проверять компанию без распоряжения нельзя (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ ). Инспектору грозит штраф по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, если он проведет проверку без распоряжения.

Пример, Инспектор провела проверку компании без распоряжения. Прокуратура выявила нарушение и направила материалы дела мировому судье на рассмотрение. Инспектор утверждала, что имела право запрашивать документы, чтобы установить необходимые обстоятельства. Суд этот довод не принял. Он указал, что проверки можно проводить только при наличии распоряжений. В итоге суд оштрафовал инспектора по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ (решение Пензенского областного суда от 14.01.2016 по делу № 12–5/2016).

Таким образом, если инспектор пришел к вам с проверкой без распоряжения, вы не обязаны пускать его на территорию и предъявлять документы. Если вы все же отдали документы и инспектор выписал вам предписание и штраф, оспаривайте их. Суд признает предписание и штраф незаконными.

В жалобе не указаны нарушения

Проверка незаконна, если у инспектора не было оснований ее проводить. Например, работник выразил отношение к работодателю, но не жаловался на невыплату зарплаты, перевод на другое рабочее место или дисциплинарное взыскание. Инспектор не имеет права проверять компанию, так как в жалобе не указаны конкретные нарушения. Если же работник лишь выразил недовольство работодателем или сетует на плохие условия жизни, то проверять компанию нельзя.

Превышены сроки проверки

Срок любой проверки трудовой инспекции не должен превышать 20 рабочих дней. Точный срок контрольных мероприятий указывается в распоряжении. Инспектор вправе закончить проверку и досрочно. Также он имеет право ходатайствовать перед руководителем инспекции о продлении проверки. Например, если по уважительным причинам не смог оценить соответствие деятельности компании требованиям закона. Однако превышать срок проверки нельзя. За такое нарушение инспектору грозит штраф.

Глава 48.1 ТК РФ устанавливает упрощенное регулирование труда лиц, работающих у работодателей – микропредприятий. Типовой трудовой договор.

Узнайте, что может проверить у вас трудовая инспекция

Зачастую проверка, проводимая государственной инспекцией труда становится нелегким испытанием для руководителя и бухгалтера (в особенности, когда он ведет кадровый учет).

Варианты, при которых трудовая инспекция может нанести визит в организацию:

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ ) достаточно подробно указаны основания для проведения проверки трудовой инспекцией или другими государственными органами. Основания подразделяются на 2 группы:

1) Для плановой проверки .

2) Для внеплановой проверки .

Все ли организации могут попасть под плановую проверку, проводимую трудовой инспекции?

Да, и это возможно в следующих случаях. Причем для проведения плановой проверки достаточно всего лишь одного основания:

1) со дня государственной регистрации определенного работодателя прошло три года.

2) с момента завершения последней плановой проверки прошло три года.

3) с начала фактического ведения работодателем предпринимательской деятельности прошло три года.

Что может послужить поводом для внеплановой проверки?

Частота проведения внеплановых трудовых проверок никак не регламентируется. Согласно Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.12 № 875 , основанием для их проведения являются следующие обстоятельства:

  1. или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  2. установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, ;
  3. невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  4. поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  5. жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  6. запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  7. приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Может ли работодатель получить информацию у проверяющего - от чьего имени была получена жалоба в трудовую инспекцию?

Согласно закону анонимные обращения не рассматриваются трудовой инспекцией. А значит работник обязан указывать в жалобе свои данные, а именно Фамилию, Имя, Отчество, адрес, а также телефонный номер. Но в случае, когда заявитель хочет сохранить данные о себе в тайне (сделав соответствующую запись в заявлении), то инспекторы обязуются действовать конфиденциально. Это право закреплено в . Стоит отметить, что проверка организации должна быть проведена таким образом, чтобы никто не догадался с чей именно подачи она запланирована.

Какие полномочия есть у инспектора труда во время проверки?

С полным перечнем полномочий инспекторами можно ознакомиться в пункте 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства. утвержденного постановлением Правительства РФ №875 от 01.09.2012 г.

13. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда имеют право:
а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного "образца" посещать работодателей в целях проведения их проверки;
б) запрашивать у работодателей и их представителей, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения , информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными "законами" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составляют соответствующий акт;
г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения "требований" охраны труда;
ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с "законодательством" Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным "требованиям" охраны труда;
и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Как можно получить информацию о плановой проверке в организации?

Получить информацию о том, планируется ли в вашей организации проверка можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации - http://www.genproc.gov.ru/.

Для этого следует зайти в раздел «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год».

Следует иметь ввиду, что согласно п.7 ст.9 Закона № 294-ФЗ Генеральная прокуратура имеет обязательство по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и должна размещать данный документ на своем сайте до 31 декабря текущего календарного года. Однако имейте ввиду, что это относится к плановым проверкам трудовой инспекции.

Перечень документов, которые может затребовать трудовая инспекция для проверки

Как правило трудовая инспекция может затребовать в обязательном порядка следующие кадровые и документы трудового законодательства:

  1. Трудовой и коллективный договоры
  2. Книги по учету и движению трудовых книжек
  3. Личные карточки работников
  4. Штатное расписание
  5. и извещение о начале отпуска
  6. График работы и Табель учета рабочего времени
  7. Локальные акты. К обязательным локальным актам относятся правила внутреннего , положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работников () и инструкции по охране труда ()
  8. Документы по охране труда
  9. Приказы (распоряжения) работодателя
  10. Документы по специальной оценке рабочих мест
  11. Журналы инструктажей;
  12. Документы на оплату труда (платежные ведомости, лицевые счета работников и др.)

Кроме оригиналов вышеназванных документов следует предоставить и подтверждение того, что сотрудник с ними ознакомлен.

Какие действия следует произвести в том случае, если у организации нет документов, требуемых трудовой инспекцией, во избежание штрафа?

Работодатель должен быть уведомлен о проведении внеплановой проверки не позднее чем за сутки до момента начала ее проведения. Но согласно имеют место и проверки без уведомлений. Так что, если позволяет время, то следует максимально быстро заняться подготовкой и оформлением недостающих документов.

В организациях, которые применяют УСН, за кадровый учет довольно часто отвечает сам бухгалтер. Какие документы ему следует не забыть оформить?

Зачастую в небольших фирмах нет локальных актов (положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных работников и т. д.). А это и есть нарушение. Данные документы должны быть утверждены, даже если в организации по найму работает всего один человек.

Примечание : Трудовая инспекция занимается проверкой всех документов, касающихся кадровой работы и документов, которые связаны с охраной труда, независимо от величины предприятия и количества занятых работников.

Довольно часто не уделяется должное внимание соблюдению требований законодательства в отношении охраны труда. К примеру, у работодателей нет инструкций об охране труда или журналов регистрации инструктажа по охране труда.

Порой забывают и о проведении аттестации рабочих мест, а также обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, если в них есть необходимость.

Список документов, проверяемых трудовой инспекцией, является открытым.

Какие нарушения имеют место при оформлении трудовых договоров, Наиболее частые нарушения в кадровом учете?

Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,- это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.

Что именно работодатели могут оформить неправильно?

Нарушениями будут признаны:

1) факт не указания в договоре размера заработной платы;

3) отсутствие подписи работника о получении его экземпляра трудового договора, которая должна быть на экземпляре, который принадлежит работодателю.

Варианты ошибок при оформлении графика отпусков. Что делать, если у компании нет графика отпусков?

Если работодатель заранее уведомлен о проверке со стороны трудовой инспекции, то он может заняться составлением графика отпусков до начала ее проведения. Отметим, что утвердить данный документ следует приказом руководителя от декабря прошлого года. Имейте ввиду, что график отпусков должен быть утвержден за две недели до наступления календарного года. Эти правила указаны в . Но вот на самом деле этот срок редко соблюдается. Поэтому можно сделать график отпусков в летнее время, а утвердить его серединой декабря прошлого года.

Еще одна ситуация. Некоторым работникам, к примеру лицам до 18 лет, следует предоставлять отпуск в любое время по первому требованию (согласно Трудового кодекса РФ). Есть ли необходимость в составлении графика отпусков на этих сотрудников?

Безусловно, в график отпусков необходимо включить всех сотрудников, а также имеющих право получения отпуска в подходящее для них время. Если, сотрудник захочет изменить указанную предварительно дату отпуска, то он может просто заранее подать заявление. Работодатель не имеет права отказать работнику в данном вопросе.

Действительно ли работник должен быть извещен под роспись об отпуске не позднее чем за две недели до его начала?

Да, это так, о чем свидетельствует . Работодатель должен иметь подтверждение этого извещения. Но зачастую такого документа у него нет. А это уже нарушение. Также работодатели довольно часто нарушают сроки выплаты отпускных. Согласно Трудового Кодекса РФ оплата отпуска должна производиться не позднее чем за три календарных дня до его начала.

Может ли инспекторов заинтересовать то, как работники делят свой отпуск на части?

Ежегодный основной отпуск должен быть не меньше 28 календарных дней, установленных законом. Об этом говорится в . При делении отпуска по заявлению работника, одна его часть не должна быть меньше 14 дней, согласно . А значит, Когда вы предоставляете работникам отпуск работникам отпуск частями, проверьте, чтобы хотя бы одна из частей была не меньше 14 календарных дней.

Когда инспекторов интересует размер заработной платы

Сумма заработной платы должна быть прописана в трудовом договоре.

Может ли размер зарплаты быть предметом проверки?

В статье 133 ТК РФ сказано, что заработная плата, которая начислена за отработанный месяц, не может быть ниже . С 1 января 2015 года он равен 5965 руб. Если же в регионе заключено и опубликовано соглашение о региональном МРОТ, который выше федерального, то выплата зарплаты ниже регионального МРОТ будет являться нарушением.

Должен ли быть указан размер зарплаты именно в рублях?

Безусловно, в трудовом договоре нельзя прописывать сумму заработной платы в иностранной валюте.

Сколько раз в месяц сотрудник должен получать заработную плату?

Согласно выплата заработной платы должна производиться не реже 1 раза в полмесяца. Согласно письму Роструда №472-6-0 от 01.03.2007 г. заявление работника о согласии получать оклад один раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности.

Почему нужно выписывать расчетные листки. Можно ли обойтись без расчетного листка?

Нет, этого делать нельзя. Согласно ст.136 ТК РФ при выплате зарплаты работодатель обязан извещать работника о составных частях его заработной платы, о размерах и об основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, причем в письменной форме. Так что расчетные листки должны быть выданы при каждой выплате зарплаты. О чем свидетельствует письмо Роструда №739-6-1 от 18.03.2010г. А согласно постановлению Верховного суда РФ № 75-АД10-3 от 23.12.2010г. В случае невыполнения этих правил, можно получить штраф по ст.5.27 КоАП Российской Федерации.

Нужно выдавать расчетные листки, если зарплата перечисляется на банковские карточки?

Не смотря на то, что заработная плата работникам перечисляется на пластиковые банковские карточки, работодатель обязан выдавать им с данными о начислениях и удержаниях.

Если учесть, что заработная плата должна выплачиваться не реже раза в полмесяца нужно ли выдавать, расчетный листок дважды в месяц?

Это так, но при определенных обстоятельствах допускается выдача расчетных листков один раз в месяц, если они выдаются в бумажной форме (согласно письму Роструда №5277-6-1 от 24.12.2007г.) Расчетный листок может быть выдан работнику либо в момент выдачи зарплаты (при выплате наличными), либо он должен быть доступным со дня выплаты зарплаты в случае перечисления ее на банковскую карту работника.

Если при проведении проверки, инспекторы спросят у работников - выдают ли им расчетные листки, а кто-то не вспомнит об их получении, то какие действия следует предпринять, чтобы в дальнейшем не объясняться с проверяющими?

Прекрасный вариант- в день выдачи зарплаты повесить объявление или же сделать рассылку по электронной почте о том, что, если кому-то из работников нужны расчетные листки, то следует обращаться в бухгалтерию. И зафиксировать выдачу листков.

Зафиксировать выдачу расчетных листков можно при помощи журнала регистрации их выдачи, в котором работник будет подтверждать получение листка своей подписью. Еще можно составить список работников, которые при получении заработной платы будут расписываться в нем.

Но вот Трудовой кодекс не предписывает вручать работникам расчетные листки под роспись, поэтому введение какой-либо формы регистрации получения листков остается на усмотрение работодателя.

Правила оформления трудовых книжек. Какие существуют нюансы при проведении проверки трудовых книжек?

Согласно , в случае, если сотрудник проработал в организации более 5 дней и его работа является основной, то работодатель обязан оформить на него трудовую книжку. А значит у работодателя должны быть оформлены трудовые книжки на всех работников. Работник должен быть ознакомлен со всеми записями в своей трудовой книжке. Для этого под приказами, которые послужили основанием для соответствующей записи. К примеру о назначении на новую должность, работнику следует поставить свою подпись.

Примечание : Согласно письма Минфина РФ № 0307-11/367 от 27.11.2008 г.при оформлении трудовой книжки на работника, у которого нет стажа, следует удержать НДФЛ со стоимости книжки из его зарплаты.

Где должны храниться трудовые книжки?

Они должны храниться в сейфе или несгораемом шкафу. Трудовую книжку нельзя выдавать работнику, если нужно, то ему сделают заверенную копию.

На что следует обращать внимание работодателям, нанимающим иностранных граждан?

Довольно часто при с ним заключают срочный трудовой договор, который действует в течение срока разрешения на работу иностранца. А это является ошибкой. Ведь согласно ст.58 и 59 ТК РФ, заключить срочный договор можно только при определенных обстоятельствах. А срок разрешения на работу иностранца не является таким обстоятельством. Поэтому при проверке, действия работодателя, заключившего с иностранцем срочный договор до истечения у него разрешения на работу будут признаны неправомерными. А организация будет привлечена к административной ответственности. Поэтому, при приеме на работу иностранных граждан, при прочих равных условиях лучше заключать с ними обычные трудовые договоры на неопределенный срок.

Довольно часто на иностранных работников не заводят трудовые книжки. Это ошибочный подход. Как уже было сказано выше, на работника, проработавшего в организации более 5 дней должна быть заведена трудовая книжка. Иностранные граждане не являются исключением.

На какую сумму инспектор труда может оштрафовать. Какая ответственность может ждать работодателя, если были выявлены нарушения при проверке его работы?

Для начала инспектором трудовой инспекции будет выдано предписание об устранении нарушений (согласно ). Если нарушение не будет устранено, то возможна и административная ответственность в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток или же штраф для должностных лиц и предпринимателей от 1000 до 5000 руб., а для организаций от 30 000 до 50 000 руб. Избежать штрафа по данному основанию можно в случае, если это правонарушение будет выявлено инспекторами спустя два месяца с момента его совершения. А также согласно ст.20 Закона №294-ФЗ можно обжаловать результаты проверки трудовой инспекции.

Оплата штрафа не освобождает работодателя от устранения выявленных недостатков.

Кто является должностными лицами?

Руководители государственных или коммерческих структур.

Штраф должен оплачивать руководитель, предприниматель или сама компания?

Не только. На основании локальных актов организации на отдельных работников, например на начальника отдела кадров, главного бухгалтера, могут возлагаться организационно-распорядительные функции. В таком случае ответственность будут нести эти лица. А вот рядового работника оштрафовать в административном порядке нельзя.

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда» .
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Реестр внеплановых проверок на 2018 - 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Внеплановая проверка трудовой инспекции - в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

В некоторых случаях о предстоящем визите проверяющих можно узнать заранее. Для инициирования проверки трудовой инспекции, как, впрочем, и любой другой проверки, непременно нужны причины для ее проведения.

У государственной инспекции труда (Роструда) есть несколько причин для визита в ту или иную организацию. Первая – это включение организации в план проверок на текущий год. Найти этот план можно на сайте регионального отделения инспекции Роструда rostrud.ru или на сайте прокуратуры genproc.gov.ru (планы публикуются по подразделениям в субъектах РФ). Обратите внимание, что нередко на плановые проверки инспекторы приходят не одни, а совместно с другими проверяющими органами. Например, в сфере торговли и строительства широко распространено применение иностранной рабочей силы, поэтому обычно проверки инспекторами Роструда и ФМС проводятся совместно. Одно радует – что частота плановых проверок не может быть больше, чем один раз в 3 года.

Кроме того, также заблаговременно можно знать о предстоящей проверке и подготовиться к ней в случае выдачи проверяющими по результатам проверки предписания об устранении выявленных недостатков. По истечении установленного в предписании срока непременно явится проверяющий, чтобы убедиться в точном и своевременном устранении обнаруженных ранее нарушений. Примечательно, что об этой «повторной» проверке, согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ, инспектор вправе не уведомлять работодателя. Следует учесть, что уже само предписание в некотором роде свидетельствует о предстоящем визите.

Вторая причина – обращение граждан за защитой своих законных прав, нарушенных работодателем или его должностными лицами. В этом случае проверка будет внеплановой и даже может ограничиться документарной формой в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ. В отличие от выездной такая проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа, а не там, где фактически осуществляется деятельность проверяемого юридического лица. Такая проверка по сути сводится к необходимости представления пояснений по выявленным трудовой инспекцией несоответствиям или противоречиям в документах, на что дается не более 10 рабочих дней.

Но чаще работодатели узнают о подобных обращениях своих работников или их родственников лишь от самих проверяющих, которые к тому же не обязаны ставить в известность о конкретном лице, обратившемся к ним с жалобой, в силу ст. 358 Трудового кодекса РФ. По данным Федеральной службы по труду и занятости, в 2010 г. было рассмотрено боле 220 тыс. жалоб, из которых необоснованными были признаны не более трети. Это означает, что каждая третья проверка по этому основанию в 2010 г. проводилась по надуманному поводу, а в действительности никаких нарушений работодателем допущено не было.

Третья причина – несчастный случай на производстве, об этом визите работодатель всегда заранее знает, поскольку, в соответствии со ст. 228 Трудового кодекса РФ, работодатель сам обязан сообщать о таких случаях в территориальное отделение Роструда. Однако в 2010 г. в дополнение к сообщенным 47 722 несчастным случаям на производстве инспекторами Роструда было обнаружено еще более полутора тысяч фактов сокрытых несчастных случаев, при этом каждый пятый из них был со смертельным исходом. Такие случаи прямо относятся к вопросам охраны и безопасности труда, которые по ст. 212 Трудового кодекса целиком отнесены к обязанностям работодателя, поэтому любое подобное происшествие вызывает у инспекторов Роструда сомнения в исполнении работодателем всех своих обязанностей.

В отношении самих несчастных случаев хотелось бы отметить, что действующее законодательство (в частности Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») позволяет компенсировать практически все расходы как по лечению и реабилитации пострадавших, так и по профилактическим мероприятиям для предотвращения самих травм и заболеваний. За сокрытие таких случаев от органов социального страхования ст. 15.34 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц и предпринимателей в сумме от 500 до 1000 руб. либо на организацию в сумме от 5000 до 10 000 руб. Но трудовые инспекции такие штрафы налагать не вправе, поскольку исполнение обязательств по социальному страхованию не входит в их компетенцию.

В любом случае на основании п. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ проверяющие обязаны направить копию распоряжения о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня до ее начала. О проведении внеплановой выездной проверки уведомление производится не менее чем за 24 ч до ее начала в соответствии с п. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней. Однако если проверка связана с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то срок ее проведения может быть продлен, но не более чем еще на 20 дней.

В компетенцию трудовой инспекции входят проверки организаций и предпринимателей сразу по двум направлениям – по трудовым отношениям и по охране труда. Основными вопросами при проверке будут соблюдение правил приема на работу и увольнения, вопросы оплаты труда, соблюдение режима труда и отдыха, выполнение требований по организации безопасности и охране труда.

Особое внимание при проверке инспекторы уделяют локальным внутренним документам организации, таким как коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о защите персональных данных, о коммерческой тайне и т.д. Необходимо, чтобы все они в совокупности и каждый в отдельности соответствовали закону и не противоречили друг другу. При этом возможно, что для работников будут установлены условия, улучшающие их положение по сравнению с минимальными требованиями, установленными в законе. Например, в коллективном договоре может быть установлен отпуск продолжительностью 30 календарных дней вместо 28, регламентированных ст. 115 Трудового кодекса РФ.

Однако если сотрудники компании работают по несколько лет без отпусков,какой бы продолжительности они ни были, это будет нарушением трудовых прав работников. График отпусков необходимо соблюдать и при этом своевременно знакомить с ним всех сотрудников, вовремя отправлять их в отпуск (не более 2 лет между двумя отпусками и не менее 14 дней, если отпуск отгуливается частями).

При приеме на работу требовательные к качеству исполняемой функции работодатели нередко устанавливают для вновь принятых сотрудников испытательный срок. При этом не всегда учитывают требования ст. 70 Трудового кодекса, ограничивающей максимальную продолжительность испытательного срока 3 месяцами. Только для руководящих должностей этот срок может быть увеличен до полугода. При этом ряд лиц не может быть подвергнут подобному испытанию – например, впервые поступающие по окончании вуза молодые специалисты или беременные женщины. Для работодателя это означает, что таких лиц необходимо либо сразу принимать на постоянную работу, либо отказывать в приеме, что по известным причинам лучше делать под благовидным предлогом.

В течение испытательного срока порой выясняется, что работник со своими обязанностями не справляется и испытания не выдерживает. Порой для этого достаточно нескольких дней, и часто работодатели решают «не портить трудовую книжку» и не вносят записи о приеме на работу с испытательным сроком и последующем увольнении. На деле же это только вредит всем последующим потенциальным работодателям, да и сам такой работник вместо повышения своей ответственности или квалификации продолжает просто переходить с места на место, что не делает его жизнь лучше.

В ст. 70 Трудового кодекса РФ законодатель закрепил обязанность работодателя оговаривать в тексте трудового договора условие об испытании с обязательным указанием срока испытания. Именно трудовой договор является основанием для издания приказа о приеме на работу, а не наоборот. Если работник был фактически допущен к работе без оформления трудового договора, то при последующем оформлении трудового договора в письменной форме в него придется включить условие об испытании. А сделать это можно лишь в случае, когда до начала работы стороны пришли к соглашению о назначении работнику испытания при приеме, и это соглашение было оформлено письменно. Записи в трудовую книжку вносятся согласно Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России № 69 от 10.10.2003, на основании приказа о приеме на работу либо приказа об увольнении.

О расторжении с работником трудового договора в связи с неудовлетворительными результатами испытания работодатель обязан письменно уведомить его минимум за 3 дня. При этом изложенные в уведомлении причины расторжения трудового договора должны быть аргументированы соответствующими фактами и доказательствами, подтверждающими невыполнение или ненадлежащее выполнение данным работником порученной работы. К моменту увольнения должны быть внесены все необходимые записи в трудовой книжке, а также выполнен расчет заработной платы за отработанные дни, выдача заработной платы должна производиться не позднее дня увольнения вместе с выдачей трудовой книжки. О расторжении трудового договора в нем самом (в экземпляре работодателя) делается соответствующая запись.

В последнее время многие организации столкнулись с необходимостью проведения сокращения штата сотрудников, что не останется без внимания проверяющих. Процедура довольно сложная, к тому же ее описание в Трудовом кодексе распределено по разным статьям, и собрать все вместе в состоянии лишь грамотный специалист. Поэтому учесть все нюансы такого увольнения работников и провести его безошибочно редко кому удается. Тем не менее можно самостоятельно «по горячим следам» проверить все документы и выполненные действия на предмет их соответствия требованиям законодательства и устранить допущенные нарушения. Самым серьезным нарушением в этой ситуации признается несоблюдение срока предупреждения о предстоящем увольнении. По ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении работодатель предупреждает работника под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения. Если же это касается сезонных работников, то они уведомляются не менее чем за 7 календарных дней по ст. 296 Трудового кодекса РФ, а для временных работников (заключивших трудовой договор на срок до 2 месяцев) срок уведомления сокращается до 3 календарных дней в соответствии со ст. 292 Трудового кодекса РФ.

Последствия проверок инспекциями Роструда могут оказаться неприятными для руководства в разной степени. За нарушения законодательства о труде предусмотрено несколько видов ответственности. Самым легким (после «идеального» исхода, когда не было обнаружено никаких нарушений) можно назвать вынесение предписания об устранении нарушений трудового законодательства и решение о привлечении к административной ответственности. Предписание обычно предусматривает ряд действий, которые следует выполнить к указанному сроку – например, внести в трудовые договоры нормы об отпусках работников, утвердить должностные инструкции, выплатить задержанную заработную плату работникам и т.п. Если предписание в срок не исполнено, то при последующей проверке ответственным должностным лицам придется уплатить штраф по ст. 19.5 КоАП РФ в размере от 1000 до 2000 рублей.

Кроме того, может быть применено более суровое наказание – дисквалификация руководителя на срок до 3 лет. Суть этого наказания заключается не только в отстранении от должности либо лишении статуса индивидуального предпринимателя. В течение установленного срока запрещается занимать любые другие руководящие должности в организациях и входить в советы директоров или наблюдательные советы. Такое решение принимается исключительно в судебном порядке, после чего данные о дисквалифицированных должностных лицах поступают в специальные отделы МВД, занимающиеся ведением реестра дисквалифицированных лиц. Информацию о конкретном претенденте на должность руководителя перед заключением трудового договора с сотрудником может запросить любой работодатель, если, конечно, не пожалеет 100 рублей.

В случае обнаружения любых нарушений трудового законодательства может последовать привлечение к административной ответственности, что обычно выражается в уплате штрафов, установленных ст. 5.27 КоАП РФ. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 рублей, а организация – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот. Если же директор повторно будет уличен в несоблюдении законодательства об оплате труда, его подвергают дисквалификации на срок от года до 3 лет. Но не так страшны штрафы, как право инспектора приостановить деятельность предпринимателя или организации на срок 90 суток. Обратите внимание: если штрафы выписать вправе инспектор, то решение о дисквалификации или приостановке может быть принято только судом. Для такого сурового решения необходимы действительно серьезные нарушения, чтобы наказание было соразмерно проступку.

В чем выражается административное приостановление деятельности: временно прекращается деятельность организаций, предпринимателей, их структурных подразделений, эксплуатация зданий, помещений и агрегатов. При этом не ограничивается деятельность, направленная на устранение выявленных проверкой Роструда недостатков, не блокируются расчетный счет, продолжается производство продукции и услуг, если такое производство или его результаты не причиняют вреда работникам и потребителям либо объектам природной среды.

Тяжкие последствия при нарушении норм трудового законодательства или длительная невыплата зарплаты могут привести и к более суровой – уголовной ответственности. По ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ для этого только и нужно, чтобы зарплата не выплачивалась дольше 2 месяцев либо повлекла тяжкие последствия. Здесь санкции значительно строже: при длительной невыплате – штраф до 120 тыс. рублей, а то и лишение свободы на срок до 2 лет. Расследование административного правонарушения по сокрытию страхового случая страхователем на практике часто сопровождается выявлением нарушений правил охраны труда, что в тяжелых случаях влечет уголовную ответственность по ст. 143 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил. Из судебной практики по таким делам видно, что большинство из них разрешаются без уголовных санкций – дела закрываются по примирению сторон. Но сам факт нахождения под следствием налагает на предпринимателя определенные неудобства: ограничиваются возможности на получение кредита или исключаются любые дальние поездки.

В случае же причинения тяжких последствий (обычно под этим понимается смерть человека) санкции ужесточаются: штраф увеличивается до 500 000 рублей, а срок тюремного заключения может оказаться от 3 до 7 лет. По таким делам из-за их тяжести примирение уже невозможно. В исключительных случаях удается получить не реальный срок с отбыванием в удаленной колонии, а условный. Разница условно осужденного гражданина и свободного будет ощутима из-за неснятой до истечения условного срока судимости, которая учитывается при регистрации кредитных организаций или при выдаче лицензий на осуществление банковских операций, при поступлении на государственную службу и в некоторых других случаях.

В завершение хотелось бы отметить, что кроме функции контроля Роструд обязан выполнять и не менее важную функцию информирования и консультирования по вопросам соблюдения трудового законодательства. Согласно п. 5 Административного регламента Роструда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 № 702н, эта функция исполняется не только в отношении физических лиц, но и в отношении всех работодателей – как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Поэтому по всем возникающим вопросам рекомендуется обращаться с запросами в территориальные органы трудовой инспекции. Это поможет как минимум в двух аспектах: во-первых, у организации будет время для того, чтобы устранить имеющиеся недостатки, если из консультации будет ясно, что те или иные действия не соответствуют законодательству. Во-вторых, к моменту проверки на руках у ответственных лиц уже будут разъяснения по проблемным вопросам, которыми они и руководствовались в своих действиях, – это, как правило, исключает наложение административной ответственности. И, кроме того, все подобные консультации можно получить бесплатно, что иногда тоже имеет значение.

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

Проверки государственными органами компаний различных форм собственности на предмет соответствия их деятельности нормам трудового права, закреплены законодательством РФ в сфере надзора. Для подобных действий государственных структур имеются соответствующие основания, регламенты и процедуры. Главной целью проверок трудовой инспекции является контроль за соблюдением должностными лицами, предпринимателями и организациями норм и требований трудового законодательства (статьи 353 и 356 ТК РФ).

Проведение трудовыми инспекциями (территориальными подразделениями Роструда) проверок организаций регулируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», Постановлением Правительства РФ № 875, закрепившем Положение о надзоре в сфере трудового законодательства и иными нормативными актами. На региональном и местном уровнях также имеются регламентирующие такие проверки законы.

Проверки трудовой инспекции – непростой период в жизни любого предприятия, огромная физическая и моральная нагрузка на руководство, финансовую и кадровую службы.

Поэтому, так важно знать характерные особенности таких мероприятий, и быть готовым к ним заблаговременно.

Основания для проведения проверок

Проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен строго законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие даже одного основания , из называемых Законом № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Для проведения внеплановой проверки нужен определенный повод, исходящий, как правило, от сотрудников предприятия и сигнализирующий о различного рода нарушениях (часть 7 статьи 360 ТК РФ):

  • обращение работника с заявлением в трудовую инспекцию о нарушении его трудовых прав со стороны работодателя;
  • поступление запроса о ревизии условий труда на рабочем месте от сотрудника какой-либо организации;
  • получение заявления от физических лиц, организаций, работодателей, органов государственной власти, СМИ о случаях нарушения норм трудового права. Эти действия должны нести угрозу нанесения вреда жизни и здоровью сотрудников;
  • завершение срока исправления работодателем нарушений по предписанию трудовой инспекции;
  • издание приказа (распоряжения) руководителя подразделения государственной трудовой инспекции об осуществлении внеплановой проверки по запросу прокурора, поручению Президента или Правительства.

Полезная информация руководителю о данной процедуре

Анонимные обращения трудовой инспекцией, как и другими государственными органами, не рассматриваются. В РФ это правило закреплено на законодательном уровне. В заявлении работника в трудовую инспекцию в обязательном порядке указывается его основные данные: ФИО, адрес и номер телефона.

Если жалоба подана сотрудником на работодателя , то последний, как правило, желает владеть информацией, от чьего имени было заявлено о факте нарушений. Однако, сотрудник может сохранить данные о себе в тайне (обязательно упомянув об этом в заявлении), тогда инспекторы должны действовать строго конфиденциально (статья 358 ТК РФ).

Закон не предусматривает обязательного уведомления работодателей о проведении внеплановых проверок. Если предупреждение о дате начала инспекции не способно повлиять на качество проверки в целом, то трудовой инспектор может предупредить работодателя не позднее, чем за сутки до прихода проверяющих на предприятие, что чаще всего и происходит на практике.

Если имеет место не комплексная, а тематическая проверка выполнения требований законодательства в сфере труда, то инспекторы в своих действиях не имеют права выходить за рамки обозначенных вопросов , требовать сведения вне предмета ревизии. Так, если тема проверки – документы по охране труда, то проверяющие не могут касаться вопросов деятельности кадровой службы.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

При выявлении нарушений административная ответственность (штраф) может быть наложена не только на руководителя организации, но и на ее отдельных работников, к примеру, начальника отдела кадров, бухгалтера. Однако рядовых сотрудников оштрафовать нельзя.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Документация для ревизии инспекцией

Официально утвержденного состава и порядка документов, которые необходимо проверить инспекции, не существует. Неважно, какого рода проверки проводятся в организациях, – плановые или внеплановые, трудовая инспекция вправе затребовать любые документы , касающиеся деятельности организации в сфере труда. Особенно, если речь идет о комплексных проверках. Предъявляются как оригиналы документов для инспектирования, так и подтверждения того, что работники были ознакомлены с ними (росписи в журналах). С полученных оригиналов допустимо делать копии и выписки.

Весь массив инспектируемых документов можно разделить на три большие группы :

  • Документы кадровой службы: и Учредительный договор, коллективный договор, с вкладышами, личные карточки работников, различные должностные инструкции (например, и др.) и , многочисленные приказы по кадрам (о , об увольнении, о переводе, об отпуске, о поощрениях, о командировках и др.), больничные листы, и соответствующие извещения, положение об оплате труда и премировании, журналы и книги учета и ознакомления (книга учета движения трудовых книжек и вкладышей, журнал ознакомления с локальными нормативными актами и др.).
  • Документы бухгалтерии: многочисленные документы, связанные с оплатой труда – , расчетные листки, лицевые счета работников и др.
  • Документы по охране труда: , положение о персональных данных, инструкции, связанные с охраной труда, положения об аттестации, документы об обучении и медосмотрах граждан, журнал инструктажа по технике безопасности, соответствующие приказы (распоряжения) работодателя и др.

Проведение проверки в бухгалтерии и в отделе кадров

Бухгалтерский отдел и отдел кадров – ключевые участки ревизионных действий уполномоченных органов. Именно в этих местах на предприятии и сосредоточено основное количество необходимой документации.

В бухгалтерии осуществляется проверка соответствия системы оплаты труда на предприятии действующему законодательству, выявляются, не нарушены ли экономические права работников. Проверяющими могут быть затребованы: платежные ведомости, расчетные листки работников, лицевые счета сотрудников, касса, чековые книжки.


Частыми нарушениями
на этом участке работы могут быть:

  • игнорирование оповещения работников о зарплате при помощи расчетных листков;
  • неправильное оформление платежных ведомостей;
  • отсутствие подписей работников на документах, ошибки в лицевых счетах сотрудников и др.

Предметом проверки в отделе кадров являются: учредительные документы организации, коллективный и трудовые договора, трудовые книжки и их вкладыши, документы по отпуску и выплате заработной платы, локальные акты организации, документы, связанные с охраной труда, приказы и распоряжения работодателя, извещения и уведомления, заявления и справки, журналы и книги учета с подписями ознакомленных с правилами и событиями сотрудников.

Изучаются кадровые приказы : приказы о приеме на работу, о переводе, об отпусках, об увольнении, о командировке, о поощрении, по формам, утвержденным Госкомстатом РФ от 2004 года. Также ревизоров могут заинтересовать приказы о дисциплинарных взысканиях, о сверхурочных работах, об отстранении от работы, о временном переводе из-за производственной необходимости и т.п.

Локальные нормативные акты должны иметь форму и содержание в строгом соответствии с законом, не должны допускать противоречий по отношению друг к другу, а также к трудовым договорам и штатному расписанию (разный рабочий график, различные системы оплаты труда и др.).

Частые документальные нарушения в кадровой службе:

По результатам плановой проверки составляется специальный акт , а если имели место нарушения, – соответствующий протокол . Работодателю выдается предписание об их устранении в определенный срок.

Если этого не последовало, то вступает в силу административная ответственность по отношению к руководителю на основании Кодекса об административных правонарушениях. Проверка предприятия трудовой инспекцией может быть обжалована либо главному госинспектору труда РФ, либо с помощью подачи .

Период проведения плановых проверок

Плановая проверка надзорного органа в сфере труда инспектирует трехлетний период деятельности предприятия. При этом в настоящее время на сайте Генпрокуратуры РФ можно узнать о графике плановых проверок организаций на определенный год. Такой план в обязательном порядке размещается на сайте до конца следующего перед проверочным года.

Роструд должен за три дня до начала уведомить организацию о проведении на ее территории плановой проверки. Проведение проверки, не включенной в общегодовой график, запрещается, ее результаты аннулируются.

Несмотря на то, что плановые проверки положено производить не чаще одного раза в три года, из этого правила имеются исключения . В отношении образовательных, медицинских организаций и предприятий социальной сферы проверяющие мероприятия осуществляются два раза и более в течение трех лет.

Внеплановая проверка может быть проведена в любой момент. Даты проверок фиксируются в журнале учета мероприятий по контролю.

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок – не выше 60 рабочих дней. Однако, если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Как правильно подготовиться к проверке

Проверка организации трудовой инспекцией является масштабным мероприятием, к которому невозможно подготовиться одномоментно. Поэтому, рекомендуется периодическое проведение внутреннего аудита документации предприятия , чтобы была полная готовность даже к внеплановой ревизии.

Лучше правильно оформлять документы сразу, «по факту», не откладывая «на потом», а также периодически приводить их в порядок , проверять на соответствие трудовому законодательству. У работодателя все обязательные документы по труду должны присутствовать в наличии и быть надлежащим образом оформленными.

В первую очередь, специалисты трудовой инспекции обращают внимание на наличие и правильное оформление различных правоустанавливающих документов в организации. Все типовые распоряжения и приказы должны составляться по специальным формам; под заявлениями и расписками работников – стоять их подписи; журналы – иметь твердые обложки, быть переплетены и , с нумерацией страниц, указанием общего количества листов, подписями ответственных лиц и печатью организации.

Также при проведении любого вида проверок во избежание штрафа, следует максимальное внимание уделить подготовке недостающих документов . Таковыми часто оказываются локальные нормативные акты, которыми любят пренебрегать небольшие фирмы. Проверяется не только их наличие, но и структура оформления, соблюдение их на практике.

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

Для удобства работы кадровой службы рекомендуется поместить отдельно перечень особых категорий работников: несовершеннолетних, находящихся в , занятых на вредном производстве, сотрудников с особенностями возрастного развития, иностранных граждан, и др. В случае проверок трудовая инспекция уделяет соблюдению их трудовых прав повышенное внимание.

О правилах и особенностях проведения проверок трудовой инспекцией смотрите в следующей видеолекции:

  • составляет акт проверки (ч. 1-5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8-9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:

  • наименование территориальной трудовой инспекции;
  • даты начала и окончания проверки;
  • продолжительность проверки;
  • дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Рассмотрение административного правонарушения

Протокол об административном правонарушении , составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения - 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:

  • о назначении административного наказания ;
  • о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции .



Просмотров