Социально-правовая компетенция. Доступность социального обслуживания. Право социальной защиты - совокупность правовых норм, специально регулирующих такие положения, как укрепление правовой защиты детства, семьи, материнства, сферы занятости; проблемы соци

Знание специалистами и простыми гражданами основ социальной защиты может оказать помощь в решении задач социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В методическом пособии приводятся последние нормативные правовые документы, в том числе имеющие отношение к социальной защите инвалидов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Специалисты социальной работы достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. В своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он – защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения.

    Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

    Рассматривая проблему формирования социально-правовой компетенциии будущих социальных работников в вузе, необходимо остановиться на самом содержании термина «социально-правовая компетенция». Социально-правовая компетенция специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.

    Социально-правовая компетенция вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работников и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать.

    Социально-правовая компетенция складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации профессиональной деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты социально-правовой компетенции социального работника:

    Диагностико-прогностическая составляющая – использование совокупности диагностических методик с учетом прав и на основе уважения личного достоинства объекта профессиональной деятельности для прогнозирование динамики развития несовершеннолетних, их социальной среды воспитания и социально-педагогических перспектив развития личности.

    Организационно-управленческий компонент – организация, планирование и осуществление воспитательной и правовой подготовки участников процесса оказания помощи при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб.

    Превентивная составляющая – предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые документы.

    Правовоспитательный компонент – реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач.

    Консультативная составляющая – оказание социально-правовой помощи нуждающимся.

    Правозащитная составляющая – защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клинтам в социально-правовых вопросах.

    В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание компонентов социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

    На наш взгляд, особую значимость в настоящее время приобретает консультативная составляющая социально-правовой компетенции специалиста социальной работы.

    Социальное неблагополучие большинства населения на современном этапе, характеризующееся резким имущественным расслоением общества, безработицей, неудовлетворенностью материальным положением и т.д. усугубляется еще и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности как рядовых граждан, так и должностных лиц. Тем временем проблема реализации своих прав и возможностей напрямую зависит от знания и умения ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих законных прав и интересов. Однако даже поверхностный анализ обращений граждан в юридические консультации показывает, что люди лишены самых элементарных понятий и познаний в области права. Поэтому они вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы юрист объяснил им их права, а точнее обязанности государства перед ними. Фактически, люди платят за возможность приобщиться к праву. Тем не менее, и верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, – его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

    Для преодоления сложившейся ситуации помимо улучшения социально-экономических условий, развития социальной инфраструктуры необходима четкая проработка правовых механизмов обеспечения гарантий социальных прав человека и гражданина. Таковыми должны быть нормы особой отрасли права - социального права. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения. Оно тесно связано с другими отраслями права РФ, а именно – с конституционным, гражданским, административным, финансовым и уголовным правом и включает в себя трудовое, жилищное, семейное право, право социального обеспечения; страховое, пенсионное законодательство.

    Таким образом, назревшее противоречие между необходимостью реализации гражданами их социальных прав, интересов, потребностей и в то же время отсутствием доступных для большинства населения способов и механизмов их реализации и защиты явилось предпосылкой развития в нашем обществе социально-правовой деятельности, понимаемой как деятельность субъектов по преобразованию социально-правовой ситуации, процесса, явления в соответствии с целями и задачами реализации прав каждой личности в социуме.

    Г.Ф. Садрисламов субъектом социально-правовой деятельности видит социального юриста (специальность, выделенная Всероссийской квалификационной комиссией при Всероссийской ассоциации социальных работников и социальных педагогов, однако, не отраженная в государственном реестре специальностей социальной сферы), включив в перечень его должностных обязанностей помимо социально-правовой работы в социуме, установления причин социального неблагополучия, сбора статистической информации по микрорайону, осуществление патронажа, участия в работе по созданию объектов социальной сферы и т.д. также и проведение юридических консультаций. Таким образом, социально-правовое консультирование рассматривается как одно из направлений социально-правовой деятельности.

    Социально-правовое консультирование как профессиональная деятельность является относительно новой областью социально-правовой практики. Оно возникло в ответ на потребности людей в защите и реализации своих законных прав и интересов. Поэтому объектом социально-правового консультирования являются, прежде всего, представители социально уязвимых категорий населения с низкой правовой осведомленностью и, следовательно, испытывающие трудности в реализации своих прав.

    Исходя из анализа научной литературы, а также отечественного и зарубежного опыта деятельности правозащитных организаций и движений можно выделить основные характеристики социально-правового консультирования. Предметом социально-правового консультирования являются проблемные ситуации социально-правового характера, которые невозможно решить только юридическими, или только социальными способами.

    С процессуальной стороны социально-правовое консультирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие консультанта и клиента, направленное на разъяснение последнему его социальных прав и гарантий, а также способов и механизмов их реализации и защиты; а при необходимости оказание непосредственной помощи в решении сложившейся проблемной ситуации. При этом под взаимодействием понимается процесс взаимного влияния участников друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

    Цель данного вида консультирования – оказание квалифицированной социально-правовой помощи по решению проблемной ситуации клиента.

    Задачи социально-правового консультирования:

    · повышение уровня информированности клиентов об их правах;

    · оказание помощи во всестороннем анализе сложившейся проблемной ситуации;

    · выработка альтернативных путей решения проблемы;

    · оказание справочно-информационной помощи о системе государственных и общественных структур, которые могут содействовать решению проблемы;

    · разъяснение и толкование нормативно-правовых документов;

    · оказание помощи в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений;

    · осуществление посредничества между клиентом и различными учреждениями, организациями, специалистами;

    · представительство интересов клиента в суде или перед третьей стороной в качестве общественного защитника.

    Проведение социально-правового консультирования предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов.

    Целесообразность и целеустремленность. Любая консультация должна преследовать конкретную цель, решать строго определенную задачу.

    Добровольность и ненавязчивость. Консультация – это добровольные отношения между специалистом и клиентом, нуждающимся в помощи. Следовательно, консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

    Грамотность и компетентность. Консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

    Ориентация на нормы и ценности клиента. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Знание и соблюдение всех социальных прав и гарантий, в том числе норм международного права в области прав человека. В таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия закреплены основополагающие гражданско-правовые, социально-экономические права человека и гражданина, в том числе право на достоверную информацию и социально-правовую консультацию по интересующим вопросам. Ратификация данных документов Российской Федерацией накладывает на наше государство обязанность по соблюдению этих прав.

    Недопустимость решения проблемы за клиента. Задача консультанта - научить клиента использованию своих индивидуальных и социальных ресурсов для разрешения сложившейся проблемной ситуации.

    Разграничение личных и профессиональных отношений – важный показатель профессионализма консультанта.

    Сохранение конфиденциальности консультации. Вся информация, полученная от клиента, не подлежит разглашению, кроме как с согласия самого клиента.

    Проявление социально-правовой компетенции специалиста социальной работы во многом обусловлено наличием у него следующих групп профессионально важных качеств: социально-значимые (гуманистическая направленность личности, правовая культура, желание работать социальным педагогом, осознание важности этой работы и трудностей с ней связанных и др.); профессионально-интеллектуальные (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке и др.); профессионально-поведенческие (ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своих взглядов и др.); профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).

    Основываясь на исследование М.В. Горбушиной, мы выделили следующие уровни сформированности социально-правовой компетенции специалистов социальной работы: адаптивный (низкий), продуктивно-исполнительский (средний), креативный (высокий).

    Адаптивный уровень характеризуют: несформированные мотивы относительно будущей профессиональной деятельности, поверхностные знания в области права социального обеспечения, их фрагментарный характер и отсутствие готовности к их использованию в необходимых ситуациях, неспособность подбирать и анализировать нормативно-правовые документы, трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, неверная оценка проблемной ситуации, позиции клиента, недостаточный уровень развития организационно-коммуникативных способностей, нежелание понять партнера по общению, низкий уровень эмоциональных отношений, порой прагматический стиль деятельности, зависимые поведенческие реакции, неумение использовать полученные знания на практике, низкий уровень удовлетворенности и рефлексии собственной деятельности.

    Продуктивно-исполнительский уровень характеризуют: сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности, узнавание, запоминание и воспроизведение учебного материала, в тоже время, стремление к познанию и недостаточно сформированные умения, способность достаточно быстро определить проблему и способы ее решения, ошибки при отборе и анализе нормативно-правовых актов, адекватная в целом, но требующая довольно много времени оценка проблемной ситуации и своих возможностей в ее решении, ошибки при оформлении документов, затруднения при изложении своей позиции, наличие хорошо развитых личностно-профессиональных качеств, имеющих значение относительно правовой компетентности.

    Креативный уровень характеризуется: устойчивостью, активностью мотивационного компонента, согласованностью и сработанностью в межгрупповом взаимодействии, а также способностями быстро определить проблему и способы ее решения, самостоятельно и оперативно проводить поиск и анализ нормативно-правовых актов, правильно оценивать свои возможности в предоставлении помощи клиенту, излагать доступно и ясно свою точку зрения, высоким коммуникативно-организаторским контролем, характеризующимся умением входить в любую роль, способностью гибко реагировать на изменение ситуации, творческой активностью, проявляющейся в рамках воспроизводящей деятельности с элементами поиска новых решений в стандартных ситуациях, компетентностными поведенческими реакциями в группе, осознанием ответственности за результаты своей деятельности.

    Формирование социально-правовой компетенции у будущих специалистов социальной работы начинается в вузе. Изучая цикл правовых дисциплин, студент неизбежно ставит перед собой вопросы. Каковы его права и обязанности по отношению к человеку и природе? Каковы его права и обязанности по отношению к обществу в целом и к другим людям, к клиенту и к самому себе? Есть ли предел этих прав, а если есть, то каков он? Что значит закон и его исполнение? Каковы профессиональные обязанности социального работника и законодательная база социальной работы? Как и на основании чего, он, как специалист, как социальный работник, может защитить права своих клиентов? Как закон защищает права и свободы человека? Может ли и должен ли закон предоставлять социальную защиту своим гражданам в той или иной ситуации? Как действует закон в государстве? Как определяется право каждого на судебную защиту? Какие законы нужны для защиты слабых и беззащитных перед жизненными обстоятельствами людей?

    В процессе поиска ответов на эти вопросы формируется система ценностей, для которой характерны признание самоценности человека и ценности закона, без которого немыслимо существование государства в целом и деятельность людей в частности, а также тех, кто призван по долгу своей службы защищать обездоленных. Законность и социальная справедливость – вот принцип социальной работы. Конечно, нельзя утверждать, что изучение только правовых дисциплин формирует и развивает многие важные профессиональные качества специалиста по социальной работе, но правовая подготовка социального работника дает ему средства и инструментарий для ведения успешной и эффективной профессиональной деятельности в области социальной сферы.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • Понятие социального права
    • Список литературы

    Введение

    Социальная работа как вид профессиональной деятельности является универсальной. Универсальность ее заключается в том, что социальная работа представляет сложную целостную систему и охватывает весь спектр жизнедеятельности личности.

    Известно, что в каждой системе, чтобы она четко действовала, без перебоев, существуют принципы и закономерности взаимодействия, взаимовлияния личности с социальными институтами. В законодательных и других нормативных актах РФ сформулированы конкретные принципы права социальной защиты. Среди этих принципов называются такие:

    1. Соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственными гарантиями.

    2. Получение равных возможностей гражданами социальных услуг.

    3. Добровольное согласие граждан на получение услуг.

    4. Доступность социального обслуживания.

    5. Соблюдение конфиденциальности в социальной работе.

    6. Преемственность всех видов и форм социального обслуживания.

    7. Приоритет содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью и их жизни.

    8. Проведение профилактической работы.

    9. Содействие социальной реабилитации и адаптации.

    10. Государственная поддержка добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

    Понятие социального права

    В любом государстве существует правовая система, целью которой является полностью или в какой-то мере поддержка и защита социально-экономического я, воли и интересов различных классов, слоев и групп общества, создание и поддержка правопорядка.

    Развитие российского общества в последние годы убедительно показывает совершенную необходимость развития права социальной защиты, поскольку она обеспечивает не только реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и направлена на реализацию мер по социальной защите всего населения.

    Актуализации права социальной защиты и приведения этого социального арсенала "в боевую готовность" требует серьезная социальная напряженность в России.

    После либерализации цен в январе 1992 года сразу около 70-80 % населения (по разным источникам) оказались на грани нищенского существования. Впервые за многие годы, в том числе и после войны смертность превысила рождаемость

    на большей территории РФ. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема инвалидности: около 1 млн детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи.

    Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн человек.

    Растет преступность (ежегодно совершается около 2 млн преступлений).

    Вызывает особую опасность, что большое число преступлений совершается подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях - это подростки. Россия не только вышла "на передовые рубежи" по количеству алкоголиков, которых насчитывается около 20 млн человек, но и догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов.

    Что же представляет из себя вообще понятия "право" и "право социальной защиты"?

    Установившееся в науке определение "право" трактуется следующим образом: "Право - это регулятор отношений между людьми, который исходит от государства и охраняется от нарушений, наряду с воспитанием и убеждением, такой свойственной только праву мерой, как возможность государственного принуждения".

    Юридический справочник дает определение: "Право - это система правил (норм), установленных государством в целях закрепления и охраны существующих в обществе порядков".

    Право социальной защиты - совокупность правовых норм, специально регулирующих такие положения, как укрепление правовой защиты детства, семьи, материнства, сферы занятости; проблемы социального обеспечения, миграции и бездомности, опеки и попечительства и т.д.

    Праву социальной защиты присущ синтез социологического, социально-психологического, медицинского и социально-экологического подходов к рассматриваемым проблемам.

    Праву социальной защиты характерны существенные признаки права:

    1. Государственно-волевой характер.

    2. Нормативность.

    3. Властно-регулятивная форма.

    Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

    Право социальной защиты немыслимо вне создания волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля есть право.

    Государственная воля характеризуется тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами. Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

    Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учения о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественно-правовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое.

    Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и, особенно, в Конституции РФ.

    Таким образом, право - это государственная воля общества на данном этапе развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования.

    Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

    Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле, имея в виду, что оно будучи государственной волей общества не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту.

    Следует отметить, что право отличается от других социальных норм как обычай, мораль, нормы общественных объединений. Наиболее существенными из них являются:

    связь с государством;

    охрана от нарушений возможностью государственного принуждения;

    общеобязательность;

    формальная определенность;

    институционность;

    качество официального регулятора общественных отношений.

    Таким образом, право в социальной защите есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения, являются государственным регулятором общественных отношений.

    социальная работа правовая основа

    Государственно-правовые основы социальной работы

    Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции (Основном законе) Российской Федерации и конкретизированных в законах Российской Федерации и других нормативно-правовых актах.

    Конституция Российской Федерации наделена высшей юридической силой, а поэтому является основой текущего законодательства, в котором закреплены основы государственного и общественного устройства, важнейшие нормы регулирующие общественные отношения. Особую значимость для организации и осуществления социальной работы имеет ст.7 Конституции", согласно которой Российская Федерация провозглашается социальным государство.

    Социальным принято называть государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому гражданину достойного существования, стремиться к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

    Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойного его прожиточного минимума. Для этого каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Если такая возможность по разным причинам оказывается нереализованной и жизненно важные потребности не могут быть удовлетворены надлежащим образом, тогда государство оказывает помощь. В этой связи социальное государство, как правило, предусматривает право на труд. Однако в Конституции Российской Федерации (ст.37) содержится лишь право "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию". На наш взгляд, эта размытость формулировки несколько сглаживается наличием в этой же статье положения о праве на защиту от безработицы.

    В Конституции Российской Федерации закреплены права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право выбирать профессию и род занятий; право на защиту от безработицы; на отдых; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение; на образование; государственную защиту семьи. Укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности. Семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой общества и государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей, государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье и др.) и оказывает им социальную помощь.

    Одна из важнейших задач социального государства - обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя.

    Известно, что по своей природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильные, другие слабее, одни старше, другие моложе и т.д. Однако социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя вполне достижимо путем установления равенства общественного положения личности, которое определяется ее правами, свободами и обязанностями, закрепленными в нормах морали, правилах общежития, правовых актах.

    Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным действием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом же права, свободы и обязанности граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти или другими компетентными органами. Основные права, свободы и обязанности находят закрепление в Конституции государства.

    Административное, гражданское, уголовное и другие отрасли законодательства также регулируют права, свободы и обязанности граждан, конкретизируют их, дополняют, но не могут противоречить конституционным нормам.

    Непосредственным выражением социального равенства личности, ее общественного положения является идентичность правового статуса граждан. Правовой статус - это правовое положение личности в обществе, определяемое системой равных прав и обязанностей каждого гражданина, установленных Конституцией и другими законами государства. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

    Правовой статус гражданина России проявляется посредством равных для всех граждан субъективных прав и юридических обязанностей, установленных Конституцией и другими законами.

    Субъективное право - это вид и мера возможного поведения правомочного лица.

    Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного лица. Соотношение субъективных прав и обязанностей личности образует юридическую меру ее свободы. Права и обязанности не могут противопоставляться, так как свобода невозможна без ограничений. Свобода одной личности ограничивается свободой другой личности, поэтому общественная жизнь предполагает всегда единство и сочетание прав и обязанностей граждан.

    Правовой статус человека определяется его гражданством, возможностью оказывать влияние на решение государственных участвовать в осуществлении государственной власти, защищать и отстаивать свои интересы.

    Гражданство - это устойчивая постоянная правовая связь лица с определенным государством. Порядок приобретения гражданства и его основания определяются российским законодательством. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами.

    Субъективные права граждан могут использоваться ими в раз личных сферах общественной жизни. Однако их использование зависит от специфики общественной жизни. Как известно, право регулирует общественные отношения, отношения между людьми, между личностью и предприятиями, учреждениями, организациями, между коллективами. Но право не регулирует отношения между человеком и вещью, фауной, флорой. Оно регулирует лишь отношения по поводу вещи или других материальных и нематериальных благ. Субъективное право свидетельствует о праве человека владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими ему материальным (экономическим) и нематериальным (духовным) благом.

    Правовой статус гражданина Российской Федерации предусматривает равные для всех граждан субъективные права и обязанности (юридические), которые закреплены Конституцией Российской Федерации:

    личные права и свободы;

    политические права и свободы;

    социально-экономические права и свободы человека и гражданина;

    основные обязанности граждан.

    Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения всеми гражданами своих обязанностей. Поэтому, наделяя граждан широким кругом прав и свобод, Конституция возлагает на них определенные обязанности - важный компонент содержания правового статуса гражданина: во-первых, конституционные обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестно трудиться в избранной области общественно полезной деятельности и соблюдать трудовую дисциплину; бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному, и растительному миру и др.); во-вторых, обязанности, способствующие укреплению государственного строя, обороноспособности страны (оберегать интересы государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; защищать Отечество); в-третьих, обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (заботиться о сохранении исторических, и других культурных ценностей); в-четвертых, обязанности общегражданского характера (соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, уважение правил общежития, прав и законных интересов других лиц, национального достоинства других граждан; с достоинством нести звание гражданина Российской Федерации, всемирно содействовать охране общественного порядка, укреплять дружбу наций и народностей, заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезной деятельности, растить достойных граждан своего Отечества).

    Зафиксированные в Конституции права, свободы и обязанности граждан составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной работы с населением, различными слоями и группами. При этом следует учитывать, что в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Конституция Российской Федерации закрепляет, с одной стороны, право граждан на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, а с другой стороны, обязывает все государственные органы, общественные организации и должностных лиц уважать личность, охранять права и свободы граждан. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты населения, имеют дело не только и не столько с конституционными правами и обязанностями граждан, которые являются общими и равными для всех, сколько с субъективными правами и обязанностями, проявляющимися в конкретных общественных отношениях. Последние демонстрируют различные фактические правовые связи людей при равенстве социальных и правовых возможностей, поскольку всегда индивидуализированы, персонифицированы и обусловлены конкретной жизненной ситуацией.

    Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами. Например, женщина обычно физически слабее мужчины, она больше времени занята воспитанием детей в семье, ведением домашнего хозяйства; инвалид или больной человек имеет ограниченные возможности в реализации своих сил и способностей по сравнению со здоровым человеком и т.д. Вот почему Основной закон и другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, основное назначение которых состоит в обеспечении социальной справедливости в общественной жизни.

    Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей. Например, Конституция предусматривает меры по охране труда и здоровья женщин, созданию условий, позволяющих сочетать труд женщин с материнством; правовую защиту, материальную и моральную поддержку материнству и детству и многие другие. Использование гражданами своих прав является мощным стимулятором трудовой и общественно-политической активности, показателем гражданской зрелости личности и условием стабильности общественного развития. Поэтому органы государственного управления, органы социальной защиты населения прежде всего должны быть максимально заинтересованы в реальном осуществлении и наполнении прав и свобод граждан материальным и организационно-технологическим содержанием, их гарантированности. Укрепление гарантий прав и свобод граждан во многом обусловлено четкостью функционирования социальных служб, вкладом каждого социального работника в выполнение своего гражданского и профессионального долга.

    Большое место в социальной работе занимает помощь в реализации дополнительных прав или льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.

    Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые услуги перед государством и обществом - например, льготы рабочим и служащим, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, для семей погибших военнослужащих, для воинов-интернационалистов. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества: льготы, устанавливаемые шахтерам, металлургам, железнодорожникам, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, льготы для военнослужащих, лиц, уволенных с воинской службы, их семей и др. В-четвертых, льготы могут быть средством стимулирования видов деятельности, в которых заинтересовано общество и государство: льготы для совмещающих работу с обучением и др.

    Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социального развития, социальной защиты населения - непременное условие юридически грамотного осуществления социальной работы по полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией Российской Федерации конкретизируются в федеральных законах, актах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях министерств и ведомств, актах местных органов власти. Только за последние годы принят целый ряд законов, имеющих основополагающее значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности социальных служб и других учреждений социальной защиты населения. Например, значительно укрепил правовую основу социальной работы Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 г.).

    Основные направления государственно-правового регулирования социальной работы. Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

    В Законе Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации* (1995 г.) даны основные понятия, определяющие сущность новой для России отрасли социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуги материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    К социальным службам отнесены предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

    Важное значение имеет определение Законом понятия "трудная жизненная ситуация", поскольку оно является основополагающим для оказания социальных услуг. Закон подчеркивает, что это такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченость, безработица, отсутствие определенного места жительства и т.п.) и которую человек не может преодолеть самостоятельно.

    Законом определяется, что в зависимости от форм собственности социальные службы относятся к государственным, муниципальным или службам иных форм собственности. Важным является положение о том, что государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

    В ст.5 Закона закреплены принципы социального обслуживания:

    адресность - оказание социальных услуг не по принципу отношения к отдельным группам населения, а по принципу нуждаемости конкретного клиента;:

    доступность - услуги должны быть максимально приближены к клиентам территориально и быть в необходимом ассортименте;

    добровольность - услуги не могут оказываться вопреки воли гражданина за исключением случаев, когда речь идет об угрозе жизни и безопасности, прежде всего детей, пожилых и инвалидов;

    гуманность - человек в трудной ситуации прежде всего нуждается в заботливом, внимательном отношении к себе;

    приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

    конфиденциальность - неразглашение тайны клиента, бережное отношение к его чувствам;

    профилактическая направленность - помощь должна быть оказана не только в то время, когда человек уже попал в трудное положение, но она должна способствовать недопущению такого положения.

    Закон обязывает осуществлять социальное обслуживание в соответствии с государственными стандартами, определяющими основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Стандарты утверждаются Правительством России и являются обязательным для социальных служб всех форм собственности.

    Важнейшее положение Закона - установление права граждан на социальное обслуживание в государственной системе служб по основным видам, определяемым законом: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация временного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

    В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Определены общие основания для бесплатного обслуживания: неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью при условии отсутствия у обслуживаемого родственников и его малообеспеченности; ситуации, порожденные безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, вооруженными и межэтническими конфликтами.

    Бесплатные услуги оказываются также несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе определять дополнительные основания для оказания социальных услуг. Статья 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется: комплексные центры, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры социально-педагогической помощи, дома ночного пребывания, стационарные учреждения социального обслуживания и др. Закон устанавливает, что деятельность негосударственных и немуниципальных социальных служб подлежит лицензированию в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. В Законе определены порядок управления социальными службами, дается разграничение полномочий федеральных органов и органов власти субъектов Федерации в области социального обслуживания населения.

    Важное значение имеет раздел Закона, определяющий ресурсное обеспечение социальных служб. В частности, указывается, что данные службы в порядке, установленном законодательством, обеспечиваются земельными участками, имуществом, а их финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, государственных - из бюджета субъекта Федерации; муниципальных - из местного бюджета, иных форм собственности - из источников, предусмотренных учредительными документами. Закон разрешает в качестве дополнительных источников привлекать средства, поступающие от целевых социальных фондов, кредиты банков и других кредиторов, доходов от предпринимательской деятельности самих учреждений (она должна осуществляться только в соответствии с уставными целями), от ценных бумаг, плату за социальные услуги, благотворительные взносы и т.п.

    В Законе подчеркивается, что льготы и гарантии социальным работникам, устанавливают федеральные органы государственной власти и субъектов Российской Федерации. Наряду с этим подтверждается, что медицинские работники государственных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения. На сотрудников государственных социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, предоставляемые законодательством педагогическим кадрам образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся на попечении родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

    Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно.

    Закон устанавливает ответственность за его нарушение, порядок обжалования действий (бездействия) социальных служб в органах государственной власти, местного самоуправления или через суд. Важное значение для совершенствования социального обслуживания имеет Закон Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.).

    В Законе определены формы социального обслуживания:

    социальное обслуживание на дому;

    полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

    стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

    срочное социальное обслуживание;

    социально-консультативная помощь;

    Закон определяет права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания, меры по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в государственном, муниципальном и негосударственных секторах социального обслуживания.

    Впервые в Законе Российской Федерации регламентируются вопросы профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.

    Социально-правовой основой для развертывания разносторонней социальной работы с инвалидами стал Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.). В нем определяются понятия "инвалид", "ограничение жизнедеятельности", "социальная защита инвалидов", "реабилитация инвалидов", "обеспечение жизнедеятельности инвалидов". Правительством России была продолжена работа по организационному нормативному обеспечению реализации норм Закона. Так, в распоряжении Правительства от 19 февраля 1996 г. "О координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов" впервые говорится о создании организационного механизма действия важнейших норм Закона.

    Большой вклад в нормативно-правовое регулирование социальной работы с инвалидами внесли субъекты Российской Федерации, органы власти на местах. Так, правительством Москвы были внесены изменения в Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и Московский городской фонд общественного медицинского страхования. Решено, в частности, освободить от уплаты взносов на обязательное медицинское страхование с 1 февраля 1996 г. общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, Проведена большая работа по нормативно-правовому регулированию социальной работы с семьей и детьми. Была принята декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, 13 апреля 1992 г. принимается Закон "О дополнительных мерах по охране материнства и детства", в мае 1992 г. - Указ Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в декабре 1993 г. - Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение их размеров". В целях координации действий различных субъектов по оказанию помощи семье и детям Правительство Российской Федерации приняло в январе 1996 г. постановление "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1996-1997 гг.". Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Однако еще много жизненно важных проблем в социальной сфере нуждается в правовых нормативных актах, обеспечивающих эффективные организационные и финансовые меры.

    Таким образом, Конституция как Основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты личности, ее интересов не срабатывают. Только юридически компетентный социальный работник может надежно защищать права и законные интересы человека.

    Нормативно-правовая база социального обслуживания в России

    Первоосновой системы социальной защиты семьи и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции.

    Международные акты, к числу которых относятся конвенции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним.

    Международное законодательство по защите прав детства представлена Хартией детства, Декларацией прав ребенка (1959), важнейшим международным документом, который содержит обоснование, и описание основных прав ребенка является Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Конвенция провозглашает первую роль и семьи и родителей в заботе о детях, признает обязанности государства оказание всемирной помощи в этой заботе.

    К внутригосударственным правовым актам, на основании которых осуществляется работа с детьми, относится Конституция Российской Федерации (1993г.), которая является основным законом российского общества, и содержит основные права и свободы гражданина.

    Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны.

    В статье 7 (2) Конституции РФ говорится "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

    В ст.39 Конституции РФ говорится: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом".

    Вообще Конституция (1993) ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения.

    Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

    Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может быть дополнен и расширен законом.

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит ряд принципиальных положений, раскрывающих понятие "социальные службы". В Законе сформулированы понятия "социальные услуги", "клиент социальной службы", "трудная жизненная ситуация". В нем определены системы социальных служб: государственная, муниципальная, деятельность предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

    В 1997 году вышли "Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях" и "Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей". В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере социального обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.

    I группа - "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей" и др.

    П группа - Конституция РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15.02.95), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17.05.95) и др.

    Ш группа - нормативно-правовые акты, которые разработаны и приняты в субъектах Российской Федерации.

    На данный период времени можно говорить о двух уровнях правового обеспечения социального обслуживания почти во всех субъектах Российской Федерации. Но не везде сформировалось достаточное правовое поле и "правовая технология", т.е. определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

    К сожалению, наличие нормативной базы еще не обеспечивает эффективности социального обслуживания. Практически еще не утверждены и не разработаны государственные стандарты социального обслуживания населения, хотя такие попытки и предпринимались.

    Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых в 1995-1996 г. г. показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.

    Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.

    Итак, социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения". В нем указаны 13 видов обслуживания, осуществляемых социальными службами (комплексные, социально-реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).

    Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

    Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам.

    Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, то они в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров.

    Целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения. Что касается негосударственных форм обеспечения, то они в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

    В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от предприятий являются выплаты и услуги за счет текущих доходов. На основе коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

    Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

    Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Развитию благотворительной деятельности способствует Федеральный закон от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Согласно Закону целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов.

    Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

    Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию обеспечения по каналу.

    Список литературы

    1. Конституция РФ

    2. ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" 1995 год

    3. ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" 1995 год

    4. ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 1995

    5. ФЗ РФ от 11.08.95 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"

    6. Юридический справочник

    7. Фетюхин М.И. Социальное право: Курс лекций. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998. - 252 с., 1998

    8. http://jenessi.net/soc_rabota/377-4.3 - gosudarstvenno-pravovye-osnovy.html

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Инвалиды как объект социальной защиты. Проблемы инвалидов в Российской Федерации. Технологии работы с инвалидами в учреждениях социального обслуживания населения. Внедрение инновационных процессов в практику комплексного центра социального обслуживания.

      дипломная работа , добавлен 24.06.2015

      Правовые основы социального обеспечения в РФ. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения. Классификация социальных пособий. Пособие по временной нетрудоспособности. Пособие по беременности и родам. Пособие по безработице.

      курсовая работа , добавлен 19.05.2009

      История становления социального обеспечения. Социальные пособия и их виды. Правовые основы социального страхования в России и в зарубежных странах. Нормативно-правовые акты социальной защиты. Принципы социального обеспечения в Российской Федерации.

      реферат , добавлен 18.12.2014

      Понятие государственной социальной помощи и сущность срочной социальной помощи. Правовые основы организации срочной социальной помощи в Российской Федерации. Система управления обеспечением срочной социальной помощью населения Сахалинской области.

      курсовая работа , добавлен 17.05.2013

      Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.

      курсовая работа , добавлен 10.05.2015

      Теоретико-правовые аспекты социальной защиты населения в Российской Федерации. Критерии ее эффективности. Характеристика района Таганский и исследование деятельности УСЗН Таганского района Москвы в этой области. Пути совершенствования социальной политики.

      дипломная работа , добавлен 12.05.2014

      Характеристика социальной защиты населения и ее форм как объекта регионального социального управления. Изучение практики реализации форм социальной защиты населения в регионах Российской Федерации. Анализ проблем управления социальной защитой населения.

      курсовая работа , добавлен 22.07.2013

      Изучение истории создания, структуры и источников финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации. Исследование его роли в социальной поддержке населения. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Фонда социального страхования.

      курсовая работа , добавлен 02.03.2017

      Характеристика сфер жизнедеятельности человека. Опыт социальной работы по обеспечению правовой сферы жизнедеятельности незащищенных слоев населения. Государственная политика социальной защиты детства. Регулирование положения женщин. Общие права инвалидов.

      реферат , добавлен 12.03.2017

      Выявление особенностей социальной защиты отдельных групп населения. Проблемы социальной защищенности населения и деятельность органов местного самоуправления по вопросам социальной защиты. Организация работы с лицами, нуждающимися в социальной поддержке.

    В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

    Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

    Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

    Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

    Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

    Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 - 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необхоСергеях условий для ее эффективного функционирования.»

    В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»

    Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

    Социальная политика государства предоставляет собой деятельность по управлению сферой общественных отношений, которая призвана сохранять социальную безопасность и стабильность, а также обеспечивать воспроизводство новых поколений, поступательное развитие общества, достойную жизнь граждан. По мнению В.В. Клокова, социальная работа является структурообразующим элементом социальной политики наряду с социальным обеспечением, социальной помощью и социальной защиты.

    Государственная семейная политика является одним из направлений социальной политики и представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи. Реализация семейной политики предполагает осуществление практических мер по представлению семьям социальных гарантий с целью улучшения благосостояния и обеспечения нормального функционирования семьи в интересах государства. От того, как властные структуры формируют политику в отношении семьи, зависит стабильность этого социального института, а значит, и общества в целом.

    В нашей стране правовое регулирование отношений между обществом и семьей осуществляется на основе Конституции РФ (нынешняя редакция принята 12 декабря 1993г.), Семейного кодекса РФ, а также ряда федеральных законов - « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Следует отметить, что отдельные статьи, касающиеся правового обеспечения государственной семейной политики, имеются также в Гражданском кодексе РФ (1994), Трудовом кодексе РФ (2001), Уголовном кодексе РФ (1996), Уголовно- исполнительном кодексе РФ(1997), Жилищном кодексе РФ(2004).

    Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции, является социальным государством. Это означает, что приоритетом в деятельности органов власти и их основной целью должно являться обеспечение условий для свободного развития и достойной жизни граждан. Чтобы приблизится к этой цели, начиная с 90-х гг. государство предприняло ряд шагов по обновлению законодательной базы в области социальной политики и оптимизации деятельности системы социальной помощи семье и детям. При государственной поддержке стали активно развиваться сети учреждений социального обслуживания населения нового типа, основанных на комплексном подходе.

    Важным этапом в становлении концепции социальной политики в нашей стране стало издание Указа Президента Российской Федерации № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г.). Главной целью органов власти и негосударственных организаций, реализующих семейную политику, согласно данному документу, является создание условий для реализации семьей ее основных функций.

    Указом были определены четыре основных направления семейной политики:

    • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций) ;
    • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической функций);
    • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической функций);
    • - усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной, психологической функций).

    В последнее десятилетие возникли новые тенденции в социальной политике государства, связанные с необходимостью решения серьезных проблем, связанных с защитой семьи и детей. В период с 1992 по 2003 г. был принят ряд документов, определяющих основные ориентиры в организации социальной работы с семьей и детьми. Рассмотрим важнейшие из них.

    В июне 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.». Данным указом органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семьям и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей - инвалидов, социальные гостиницы для детей и ряд других учреждений.

    Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определил круг учреждений, ответственных за государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них были названы комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и подростковой преступности. Правительству предписывалось образовать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления специализированные учреждения (службы) по социальной реабилитации несовершеннолетних, а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для малолетних правонарушителей. В результате была определена система мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, сформирована нормативно-правовая база деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. Одним из значимых изменений в работе с безнадзорными детьми, совершившими общественно опасные деяния, стала реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные центры временной изоляции, являющиеся первым звеном системы социальной реабилитации несовершеннолетних.

    Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, утвержденным 7 июля 1998 г., была принята Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а уже через год, 24 июня 1999 г., вступил в силу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые в настоящее время определяет основные направления деятельности и меру ответственности федеральных министерств и ведомств, а также субъектов РФ в данном направлении социальной профилактики.

    Федеральный закон № 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. устанавливает нормы правового регулирования в области социального обслуживания семьи и детей. Согласно данному Закону социальные службы - это « предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальное обслуживание населения этим же Законом определяется как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный документ юридически закрепляет право семьи на получение социальных услуг как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях; определяет вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений и порядок их создания, деятельности, финансирования; закрепляет полномочия органов государственной власти в области социального обслуживания.

    Нормативно - правовая база в области социальной защиты детей - сирот развивалось в последнее десятилетие особенно динамично. Ее основу составляет ряд статей Семейного кодекса РФ, в частности статья 54 главы 11, гарантирующие следующие права ребенка: жить и воспитываться в семье; воспитываться с учетом обеспечения его интересов, всестороннего развития, уважения человеческого достоинства. Эта же статья определяет ответственность органов опеки и попечительства за судьбу ребенка в случае утраты им возможности воспитываться в родной семье. Статьи 69, 70 и 77 касаются содержательного (причины, основания) и процедурного аспектов лишения родительских прав. В статьях 124 - 144 главы 19 устанавливается порядок усыновления детей - сирот. В главе 20 определены основные положения опеки и попечительства над детьми, в статьях 151 - 155 главы 21 зафиксированы правила передачи ребенка в приемную семью.

    В дополнение к перечисленным главам и статьям Семейного кодекса в период с 1996 по 2002 г. были приняты следующие нормативно - правовые документы.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье», определявшее, в частности, ответственность административных учреждений, передающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за достоверность сведений, предоставляемых о нем приемной семье, а также регулирующее имущественные и наследственные отношения между приемными родителями и ребенком.

    Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 « Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». В документе устанавливается правовая норма ежегодного обследования условий жизни усыновленного ребенка в течение, как минимум, трех лет после усыновления с учетом таких критериев, как состояние здоровья, обучение, эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, внешний вид взаимоотношения в семье.

    Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 « Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 « Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», закреплявшее право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

    Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 « О детском доме семейного типа». Документ определяет принципы организации детского дома семейного типа, в частности число детей, которых можно взять на воспитание (не менее 5 и не более 10,общее число детей в семье, включая родных, не должно превышать 12 человек), и его основные задачи - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

    В региональной семейной политике перспективы развития в современной России связаны не только с законотворческой деятельностью на федеральном уровне, но и с активностью властных структур субъектов Федерации. Меры по поддержке семьи на этом уровне, как правило, представлены региональными законами и региональными целевыми программами и в основном касаются социальной защиты населения и адресной социальной помощи. При этом целостные системы нормативно - правового регулирования, предполагающие определение региональных целей, приоритетов, конкретных механизмов реализации семейной политики с учетом местной специфики, особенностей социально - экономического и демографического развития регионов, их финансовых и иных ресурсных возможностей, в субъектах Федерации не сформированы. В значительной степени это обусловлено незавершенностью нормативно - правовой базы социальной политики на федеральном уровне, а также отсутствием координации между властными структурами в центре и в регионах. Анализирую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в подавляющем большинстве краев и областей России, Е.И. Холостова отмечает, что административные решения принимаются « без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически, недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи». При этом именно программный метод, отличающийся от законодательного оформления мобильностью и гибкостью, должен стать приоритетным в региональной семейной политике. Особое внимание в субъектах Федерации, с точки зрения Е.И. Холостовой, целесообразно уделять внедрению целевых, комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по улучшению демографической ситуации, социализации детей, профилактике семейного неблагополучия, социальных болезней, детской беспризорности и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни.

    Тем не менее в ряде регионов заметны позитивные тенденции в области социальной поддержки семьи и детей. Так, во исполнение Федерального закона « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», начиная с 1995 г. и по сегодняшний момент, на территории России было открыто более 12 тыс. учреждений, предоставляющих услуги населению. При этом особенно активно развиваются на местах центры социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Большинство из этих центров являются многопрофильными и предоставляют гражданам разнообразные услуги - социально- медицинские, психолого - педагогические, социально - реабилитационные, хозяйственно - бытовые и пр. Региональные сети социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения включают в себя следующие учреждения:

    • - территориальные центры социальной помощи семье и детям;
    • - социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    • - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    • - реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
    • - социальные приюты для детей и подростков;
    • - центры психолого- педагогической помощи населению;
    • - центры экстренной психологической помощи по телефону.

    Не менее динамично формируются аналогичные региональные сети в системе образования, включающие службы социально - психологической, психолого - педагогической, психолого - медико - социальной помощи семье и детям.

    Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители нашего информационного сайта!
    Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью понять, что означает термин «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»? Какое значение она имеет в общей психологии? Аргументируйте ваше мнение на наглядных терминах.

    Стоит также отметить, что предмет психология многоуровневый и для эффективного и глубокого понимания темы необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. Рассмотрим для начала основное понятие «ПСИХОЛОГИЯ».

    ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека и группы людей (или общества). После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

    Чем же все-таки принято называть «социально-правовой деятельностью»? Социально-правовой деятельностью принято называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

    Стоит также дополнить, что данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти, такие как полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд. Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную и исполнительную практики.

    А какие принципы играют важную роль в правовой деятельности? Сюда входят, в первую очередь, нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении различных конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

    На этом наше занятие подошло к завершению. Полагаю, что этот урок прошел для Вас информативно и интересно. Если же что-то осталось сложным для Вас из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более конкретной форме.
    Желаем успехов!



Просмотров