Административно правовой статус исполнительных органов государственной власти. Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, что свидетельствует о разделении всех государственных органов на государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Механизм государственной власти состоит из различных элементов, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Исполнительная власть – ветвь государственной власти, представленная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление путем реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера. Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах реализацию соответствующими органами государственной власти функций государства в сферах экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д. В ст. 77, 78, 85,110 и ряде других статей Конституции говорится о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. субъектах, в чью компетенцию входит ее реализация, – органах исполнительной власти.

Под органом исполнительной власти в литературе понимается самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, реализующая функции государственного управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) государственного ведения. Из данного определения выделяют следующие признаки органа исполнительной власти:

  • а) выполнение публичных, государственных функций на основе государственно-властных полномочий, включающих исполнительные, регулятивные, координационные, контрольно-надзорные и иные формы управленческой деятельности в определенной сфере, отрасли, регионе;
  • б) оформление правового статуса этого органа положением, которое утверждается вышестоящим органом государственной власти или законом;
  • в) право принимать в процессе исполнительно-распорядительной деятельности управленческие решения в форме правовых актов, виды и порядок принятия которых установлены законом, которые соответствуют действующему законодательству и обязательны для исполнения в сфере ведения данного органа;
  • г) сложная внутренняя структура;
  • д) финансирование из государственного бюджета (федерального или субъекта РФ). Орган и его служащие не могут заниматься какой-либо хозяйственной или коммерческой деятельностью;
  • е) включение органа в систему соподчинения в системе исполнительной власти и отчетность перед органом государственной власти, учреждающим его.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать юридически и организационно обособленный орган государственной власти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Органы исполнительной власти характеризуются следующими основными чертами.

  • 1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ. В Конституции устанавливается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти. Каждый орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
  • 2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции органов исполнительной власти, под которой следует понимать совокупность предметов ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения. Компетенция органов исполнительной власти определяется Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
  • 3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке. Так, порядок формирования Правительства РФ устанавливается Конституцией и Законом о Правительстве РФ. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Образование, реорганизация и ликвидация федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с законодательством РФ Президентом РФ путем определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов РФ создаются, реорганизовываются и ликвидируются в соответствии с законодательством субъектов РФ главами субъектов РФ или их законодательными органами.
  • 4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны – направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно- распорядительный характер.

В юридической литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

По территории деятельности:

  • – федеральные органы исполнительной власти;

По основаниям образования:

  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
  • – органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

По характеру компетенции:

  • – органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, областей);
  • – органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные отраслевые органы исполнительной власти);
  • – органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в своей сфере деятельности координируют деятельность иных органов исполнительной власти (федеральные министерства);
  • – органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управления (например, федеральные службы).

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);
  • – единоначальные органы исполнительной власти (министерства и другие органы исполнительной власти).

По организационно-правовой форме:

  • – министерства;
  • – иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы, федеральные агентства);
  • – органы исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 77 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти – совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, кадровыми, материальными и иными ресурсами, необходимыми для отправления исполнительно-распорядительной деятельности. Система исполнительной власти – это прежде всего подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее различные уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Орган как структурная единица имеет сложное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

Единство системы исполнительной власти обеспечивается прежде всего верховенством Конституции и федеральных законов; обязательностью для исполнения на всей территории России указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; Конституционным Судом РФ, определяющим соответствие актов органов исполнительной власти Конституции; федеральными судами, которые, подчиняясь только Конституции и федеральным законам, наделены полномочиями давать оценку решениям и действиям органов исполнительной власти и должностных лиц; Прокуратурой РФ, осуществляющей надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Особую роль в поддержании единства системы исполнительной власти играет Президент РФ. В соответствии с Конституцией он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80) и осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78); вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.

Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», часто содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления». А Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» характеризует субъекты исполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».

Наконец, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. допустил возможность использования в одном значении терминов «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Представляется, что в таком же значении могут характеризоваться и все органы исполнительной власти, включая федеральные.

Во всех случаях речь идет об одном и том же, а именно -- о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация ее задач, функций и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно -- об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».

Действующее законодательство, опирающееся на Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного управления. В то же время возможно использование и такого собирательного термина, как исполнительные органы, для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности.

При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Таким образом, итоговые позиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительной власти (исполнительных органов), выражаются в следующем.

  • 1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей. Подобное ограничительное их понимание приводит к необоснованному выводу о том, что якобы органы исполнительной власти функционируют только на уровне РФ и ее субъектов. Опровержение такого вывода содержится как в федеральном законодательстве, так и, в особенности, в законодательстве субъектов Федерации (например, нормы о территориальных и местных исполнительных органах). В то же время Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бы судить о том, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. По смыслу же ст. 110 Конституции исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает вопрос о иных органах исполнительной власти, которые, тем не менее, фактически существуют. Наконец, нельзя не учитывать отсутствие федерального закона об исполнительной власти и ее организации, что пока приводит к тому, что лишь на федеральном уровне определяется система и структура органов исполнительной власти. Что же касается дальнейших уровней государственно-управленческой деятельности, то их организационные формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразием и отсутствием должной упорядоченности. Это дает основания рассматривать в их качестве любые организационно-правовые формы проявления государственно-управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качестве исполнительных органов.
  • 2. Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
  • 3. Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определенного объема юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, -- наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.

Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны, они подзаконны, но предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.

  • 4. Исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия. Но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, не выполняют функции по реализации исполнительной власти, поскольку представляют собой не органы государства, а соответствующим образом организованные трудовые коллективы, основным назначением которых является создание материальных ценностей (например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец, осуществление социальных функций (например, больница, школа).
  • 5. Исполнительные органы также представляют собой определенные трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры. Имеется в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого работника (должностного лица), занимающего соответствующую государственную должность государственной службы. Именно государственные служащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительной власти (исполнительных органов).
  • 6. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочия и ответственность.

В ее рамках исполнительные органы совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение реализации законодательных и подзаконных правил поведения) и правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых норм) деятельности.

  • 7. Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительны ми органами не являющиеся.
  • 8. Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ.
  • 9. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ, либо по представлению глав администрации краев, областей и т.п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое представление об административной правосубъектности органов исполнительной власти (исполнительных органов), или же органов государственного управления.

Орган исполнительной власти -- структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт˸

Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

Они наделены оперативной самостоятельностью;

Они имеют, как правило, постоянные штаты;

Образуются вышестоящими органами;

Они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон ʼʼО Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также ᴇᴦο конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются˸

Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в т.ч. акты нормативного характера;

Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в какой-либо системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др.
Размещено на реф.рф
Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

  • - Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

    Понятия: органы исполнительной власти Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти. 2. Президент Российской Федерации как субъект административного... .



  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ: краев, областей и других субъектов РФ

    Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельноформируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав... .


  • - Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – республик.

    Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом или главой республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии,... .


  • -

    1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти, их классификация. 2. Правовое положение Правительства РФ. 3. Административно-правовой статус министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 4. Виды и особенности административно-правового... .


  • - Тема 4. Административно-правовой статус органов исполнительной власти

  • - Административно-правовой статус органов исполнительной власти всегда определяется нормами законодательных и подзаконных актов.

    Например, Федеральный Конституционный Закон «О правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ «О полномочиях представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе», Указ Президента РФ «Положение о Министерстве внутренних дел Российской... .


  • - Понятие, правовой статус органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти.

    Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной... .


  • 7. Предмет, задачи и система курса “Административное право”.
  • 8. Роль науки административного права в совершенствование государственного управления.
  • 10. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 11. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.
  • 12. Гарантии прав граждан в государственном управлении, их виды.
  • 13. Понятие и основные признаки органа исполнительной власти.
  • 14. Классификация органов исполнительной власти.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
  • 16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  • 17. Понятие государственной службы и ее принципы.
  • 18. Порядок прохождения государственной службы, виды государственных служащих
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений, их виды.
  • 20.Понятие и классификация форм государственного управления.
  • 21. Основные черты актов государственного управления.
  • 22. Классификация правовых актов управления.
  • 23. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.
  • 24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.
  • 25. Убеждение как метод государственного управления.
  • 26. Понятие методов государственного управления, их классификация.
  • 27. Цели и основания применения мер административного принуждения, их виды.
  • 28. Понятие и основные принципы административного процесса.
  • 29. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
  • 30. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 31. Административный надзор и его виды.
  • 32. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 33. Понятие состава административного правонарушения и его элементы.
  • 34. Принципы административной ответственности.
  • 35. Цели административного взыскания и их виды.
  • 36. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 37. Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение.
  • 39. Задачи производства по делам об административных правонарушениях.
  • 40 .Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
  • 41.Принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 43. Содержание протокола об административном правонарушении.
  • 44. Виды доказательств по делу об административном правонарушении.
  • 45. Виды мер административно-процессуального обеспечения, их характеристика.
  • 46. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
  • 47. Общие правила назначения наказания за совершение административного правонарушения.
  • 48. Сроки назначения административного наказания и порядок назначения наказания при совершении нескольких проступков.
  • 49. Понятие и сроки административного задержания.
  • 50. Органы и должностные лица, правомочные осуществлять административно задержание.
  • 51. Место и сроки рассмотрения дел об административном правонарушении.
  • 52. Порядок и сроки обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
  • 53. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа.
  • 54. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами.
  • 55. Административный штраф как вид административного наказания.
  • 56. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, как вид административного наказания.
  • 57. Административный арест как вид административного наказания.
  • 58. Управление внутренними делами.
  • 59. Управление государственной безопасностью.
  • 60. Управление юстицией.
  • 61. Управление в сфере контроля и надзора за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
  • 62. Управление обороной.
  • 63. Управление иностранными делами.
  • 64. Управление культурой.
  • 65. Управление образованием.
  • 66. Управление финансами и кредитом.
  • 67. Управление в сфере предпринимательской деятельности.
  • 68. Управление транспортным комплексом.
  • 69. Управление агропромышленным комплексом.
  • 70. Управление жилищно-коммунальным хозяйством.
  • 15. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.

    Понятие органа исполнительной власти (органа государственного управления, администрации) может быть определено как целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

    Административно-правовой статус органов исполнитель ной власти (органов государственного управления, администрации) определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами, положениями об органах (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации). Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

    Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

    Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

    Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

    Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует (управ ление оборонной, железнодорожным транспортом и др.). Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

    Оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

    Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, т.е. направления деятельности, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности ц структуру органа.

    16. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

    Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

    Функции местного самоуправления:

    – обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

    – обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

    – управление муниципальной собственностью;

    – обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

    – осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

    – обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

    В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

    Принципы делятся на общие и специальные.

    – верховенство Конституции РФ, федеральных законов;

    – самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

    – наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;

    – соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

    – многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

    – соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    – законность в организации деятельности местного самоуправления;

    – гласность деятельности местного самоуправления;

    – коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

    государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

    Специальные:

    – принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

    – принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в рФ».



    Просмотров