Правовая норма создается кем. Правовые нормы

Правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им прав и возложения на них юридических обязанностей.
Для правовых норм характерны следующие черты:
1. системность, т.к. они действуют не по одиночке, а в комплексе; 2. специализация, т.е. одни нормы закрепляют общие положения, другие вводят запреты, третьи – охраняют право.
Норма права может состоять из следующих элементов:
1. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого определяют, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указание о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т.е. определяет сферу действия нормы (кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий).
2. Диспозиция – указание на сами права и обязанности (в чем, должно состоять это исполнение).
3. Санкция - представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.
Правовые нормы делятся на следующие виды:
Регулятивные – норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Например: норма, закрепляющая правомочия собственника.
Правоохранительные – норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственного принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например: норма уголовного кодекса содержащая ответственность за кражу личного имущества.
Управомочивающие - нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. К примеру, ст.45 Конституции устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Обязывающие - содержащие предписание, что нужно делать. Так, ст. 24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
Запрещающие – норма запрета, устанавливающая, что нельзя делать. Например: не принимать законы нарушающие права человека
Императивные - нормы, которые выражены в категорических предписаниях и действуют независимо от усмотрения субъектов права. Например: взимание подоходного налога с заработной платы.
Диспозитивные (восполнительные) – нормы, которые действуют лишь тогда, когда субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения (если иное не предусмотрено договором).
Необходимой стадией процесса применения нормы права является её толкование - т.е. уяснение смысла и содержания нормы права, как это определено законодателем.
В зависимости от того, кто даёт толкование различают официальное (аутентичное, судебное) и доктринальное (учение). В зависимости от содержания правовой нормы различают адекватное толкование (буквальный смысл), ограничительное толкование (содержание нормы суживается), распространительное (смысл нормы трактуется шире текста).
Особым видом толкования правовых норм являются акты применения норм права – как официальная деятельность полномочных государственных органов.
Акты применения норм права порождают права и обязанности у конкретных лиц и органов, когда общее правило поведения конкретизируется, применительно к отдельному частному случаю.

Еще по теме ПРАВОВАЯ НОРМА:

  1. Юридическая норма и системность социалистического права. Логическая норма и норма-предписание
  2. Жилинский С. Э.. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М). - 672 с., 2001
  3. Белкин Р. С.. Криминалистика: проблемы сегодняш- него дня. Злободневные вопросы российской крими- налистики. - М.: Издательство НОРМА (Издатель- ская группа НОРМА-ИНФРА М). - 240 с., 2001

ПРАВОВАЯ НОРМА - правило поведения общего характера.

Бу-ду-чи раз-но-вид-но-стью со-ци-аль-ных норм, правовая норма об-ла-да-ет все-ми при-су-щи-ми им при-зна-ка-ми. Правовая норма при-ну-ди-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет пра-ви-ло по-ве-де-ния, ко-торое объ-ек-тив-но по сво-ему ха-рак-те-ру, до-пус-кая как ис-пол-не-ние, так и на-ру-ше-ние, ус-та-нав-ли-ва-ет-ся в ка-че-ст-ве обя-за-тель-но-го и обес-пе-чи-ва-ет-ся санк-ци-ей . Правовая норма со-ци-аль-на, то есть на-прав-ле-на на ре-гу-ли-ро-ва-ние от-но-ше-ний ме-ж-ду людь-ми и не яв-ля-ет-ся са-мо-ис-пол-ни-мой (тре-бу-ет для сво-его обес-пе-че-ния сис-те-мы спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ных и при-ме-няе-мых санк-ций). Правовая норма вы-ра-жа-ет со-ци-аль-но ти-пич-ные («нор-маль-ные») и со-ци-аль-но эф-фек-тив-ные (по-лез-ные) об-раз-цы по-ве-де-ния, ко-то-рые в си-лу это-го и ус-та-нав-ли-ва-ют-ся в ка-че-ст-ве при-ну-ди-тель-но обес-пе-чи-вае-мых пра-вил. Кро-ме этих при-зна-ков, об-щих для всех со-ци-аль-ных норм, Правовая норма об-ла-да-ет ря-дом и спе-ци-фических свойств. Правовая норма об-ще-обя-за-тель-на, то есть вы-ра-жа-ет тре-бо-ва-ние, ад-ре-са-ты ко-то-ро-го не пер-со-ни-фи-ци-ро-ва-ны и оп-ре-де-ля-ют-ся об-щи-ми, ро-до-вы-ми при-зна-ка-ми (гра-ж-да-не стра-ны , долж-но-ст-ные ли-ца, не-со-вер-шен-но-лет-ние, жен-щи-ны, имею-щие де-тей в воз-рас-те до трёх лет, и тому подобное). Об-ще-обя-за-тель-ность правовой нормы про-ис-те-ка-ет из её над-ле-жа-ще-го ус-та-нов-ле-ния (ком-пе-тент-ным ор-га-ном в оп-ре-де-лён-ном ис-точ-ни-ке пра-ва) и обес-пе-чи-ва-ет-ся в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти государственным при-ну-ж-де-ни-ем. Правовая норма пред-став-ля-ет со-бой фор-маль-но оп-ре-де-лён-ное пра-ви-ло по-ве-де-ния; она фик-си-ру-ет аб-ст-ракт-ные, фор-ма-ли-зо-ван-ные мо-де-ли по-ве-де-ния, но вме-сте с тем со-дер-жит до-ста-точ-но кон-крет-ные пред-пи-са-ния, по-зво-ляю-щие чёт-ко оп-ре-де-лять пра-ва и обя-зан-но-сти уча-ст-ни-ков ре-гу-ли-руе-мо-го от-но-ше-ния. Фор-маль-ная оп-ре-де-лён-ность правовой нормы тре-бу-ет её тек-сту-аль-но-го вы-ра-же-ния в том или ином ис-точ-ни-ке пра-ва (как пра-ви-ло, в письменном ак-те, хо-тя су-ще-ст-ву-ют и обыч-но-пра-во-вые нор-мы, не имею-щие письменного за-кре-п-ле-ния).

В за-ви-си-мо-сти от раз-ных сущ-но-ст-ных пред-став-ле-ний о пра-ве (ти-пов пра-во-по-ни-ма-ния) вы-де-ля-ют-ся и иные спе-ци-фические при-зна-ки правовой нормы. Для сто-рон-ни-ков ле-гист-ско-го (эта-ти-ст-ско-го, за-кон-ни-че-ско-го) по-зи-ти-виз-ма основным при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её ус-та-нов-ле-ние или санк-цио-ни-ро-ва-ние го-су-дар-ст-вом в ис-хо-дя-щем от не-го ак-те и обес-пе-чен-ность государственным при-ну-ж-де-нием. В рам-ках со-цио-ло-гической кон-цеп-ций пра-ва ак-цент де-ла-ет-ся на фак-ти-че-ской реа-ли-зуе-мо-сти правовой нормы; она долж-на быть ле-ги-тим-ной , во-пло-щать-ся в ре-аль-ных пра-во-от-но-ше-ни-ях, обес-пе-чи-вать-ся су-деб-ной и административной за-щи-той. С точ-ки зре-ния ес-те-ст-вен-но-пра-во-вой шко-лы важ-ней-шим при-зна-ком правовой нормы яв-ля-ет-ся её спра-вед-ли-вость, со-от-вет-ст-вие мо-раль-но-нрав-ст-вен-ным или ре-лигиозным пред-став-ле-ни-ям, до-ми-ни-рую-щим в об-ще-ст-ве. В ли-бер-тар-ных ин-тер-пре-та-ци-ях пра-ва правовая норма трак-ту-ет-ся как ме-ра сво-бо-ды уча-ст-ни-ков пра-во-от-но-ше-ний, вы-ра-жаю-щая и за-кре-п-ляю-щая их фор-маль-ное ра-вен-ст-во.

Правовая норма име-ет спе-ци-фическую ло-гическую струк-ту-ру, вклю-чаю-щую три эле-мен-та: ги-по-те-зу, дис-по-зи-цию и санк-цию. Ги-по-те-за - ука-за-ние на ус-ло-вия, при на-ли-чии ко-то-рых сле-ду-ет ру-ко-во-дство-вать-ся дан-ной нор-мой; дис-по-зи-ция - пред-пи-сы-вае-мое нор-мой пра-ви-ло по-ве-де-ния; санк-ция - не-бла-го-при-ят-ные по-след-ст-вия, на-сту-паю-щие в слу-чае на-ру-ше-ния дис-по-зи-ции. Схе-ма-тич-но ло-гическая струк-ту-ра правовой нормы мо-жет быть пред-став-ле-на в ви-де ус-лов-но-го пред-ло-же-ния: «Ес-ли… (ги-по-те-за), то… (дис-по-зи-ция), ина-че… (санк-ция)». Толь-ко един-ст-во всех трёх эле-мен-тов об-ра-зу-ет пра-во-вую нор-му.

Правовая норма все-гда вы-ра-же-на в том или ином нор-ма-тив-ном юри-дическом тек-сте (ис-точ-ни-ке пра-ва в фор-маль-ном смыс-ле). При этом язы-ко-вое вы-ра-же-ние и ор-га-ни-за-ция юри-дических тек-стов прак-ти-че-ски ни-ко-гда пол-но-стью не сов-па-да-ют с ло-гической струк-ту-рой правовой нормы. В кон-крет-ных их фраг-мен-тах (пре-ж-де все-го в стать-ях и пунк-тах за-ко-нов и других нор-ма-тив-ных ак-тов), как пра-ви-ло, бы-ва-ют пред-став-ле-ны лишь отдельных пред-пи-са-ния, об-ра-зую-щие тот или иной эле-мент ло-гической струк-ту-ры пра-во-вой нор-мы.

Раз-ли-ча-ют три спо-со-ба из-ло-же-ния правовой нормы в юри-дических тек-стах. Пря-мой спо-соб пред-по-ла-га-ет пол-ное вос-про-из-ве-де-ние в фраг-мен-те тек-ста (ста-тье, пунк-те) всех эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы. При ис-поль-зо-ва-нии от-сы-лоч-но-го спо-со-ба ука-зы-ва-ют-ся кон-крет-ные ста-тьи, час-ти, пунк-ты оп-ре-де-лён-но-го нор-ма-тив-но-го ак-та, где мож-но най-ти эле-мен-ты ло-гической струк-ту-ры правовой нормы, от-сут-ст-вую-щие в дан-ном фраг-мен-те. При блан-кет-ном спо-со-бе из-ло-же-ния для вос-ста-нов-ле-ния от-сут-ст-вую-щих эле-мен-тов ло-гической струк-ту-ры правовой нормы так-же не-об-хо-ди-мо об-ра-тить-ся к другому нор-ма-тив-но-му ак-ту, но от-сыл-ка к не-му осу-ще-ст-в-ля-ет-ся в са-мой об-щей фор-ме (например: «На-ру-ше-ние пра-вил тех-ни-ки безо-пас-но-сти на-ка-зы-ва-ет-ся…», «В слу-ча-ях, ус-та-нов-лен-ных фе-де-раль-ным за-ко-ном, …»). Кро-ме то-го, раз-ли-ча-ют аб-ст-ракт-ное (че-рез ука-за-ние на об-щие, ро-до-вые, фор-маль-ные при-зна-ки) и ка-зу-аль-ное (кон-крет-ное, де-таль-ное, си-туа-ци-он-ное) из-ло-же-ние правовой нормы. Аб-ст-ракт-ный спо-соб из-ло-же-ния правовой нормы ха-рак-те-рен для нор-ма-тив-ных ак-тов, ка-зу-аль-ный - для су-деб-ных и административных пре-це-ден-тов.

Су-ще-ст-ву-ет мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных клас-си-фи-ка-ций правовых норм. Все они в дос-та-точ-ной ме-ре ус-лов-ны. По от-рас-ле-вой при-над-леж-но-сти (по пред-ме-ту пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния) вы-де-ля-ют нор-мы кон-сти-ту-ци-он-но-го, ад-ми-ни-ст-ра-тив-но-го, гра-ж-дан-ско-го, уго-лов-но-го и тому подобное пра-ва. В за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра дис-по-зи-ции раз-ли-ча-ют за-пре-щаю-щие, обя-зы-ваю-щие и упра-во-мо-чи-ваю-щие правовые нормы. Спе-ци-фи-ка ис-поль-зуе-мо-го ме-то-да пра-во-во-го ре-гу-ли-ро-ва-ния по-зво-ля-ет го-во-рить об им-пе-ра-тив-ных (од-но-знач-но пред-пи-сы-ваю-щих кон-крет-ный ва-ри-ант по-ве-де-ния) и дис-по-зи-тив-ных (пре-дос-тав-ляю-щих воз-мож-ность для вы-бо-ра ва-ри-ан-та по-ве-де-ния) правовых нормах. По сфе-ре дей-ст-вия раз-ли-ча-ют правовые нормы об-щие и спе-ци-аль-ные, пред-став-ляю-щие со-бой ис-клю-че-ние, изъ-я-тие, ча-ст-ный слу-чай об-щих (например, правовые нормы, оп-ре-де-ляю-щие осо-бен-но-сти при-вле-че-ния к уго-ловной от-вет-ст-вен-но-сти отдельных ка-те-го-рий лиц - не-со-вер-шен-но-лет-них, де-пу-та-тов, су-дей). Из-вест-ны и так называемые не-ти-пич-ные нор-ма-тив-ные пред-пи-са-ния - нор-мы-прин-ци-пы, нор-мы-оп-ре-де-ле-ния.

Для того чтобы понять внутренние процессы, протекающие в законодательной практике, нужно четко представлять, что есть норма права. Это положение одинаково справедливо для всех где регулятором выступает нормативный акт.

Определение, включающее суть понятия

Множество подходов к правовому полю базируется на том, что собой представляет норма права и какую структуру она имеет. А потому следует определить самое явление.

Самое короткое определение, которое можно дать, заключается в следующем: норма права - это базовый элемент акта, регулирующего строго дифференцированные отношения в стране.

Столь общее понятие, однако, требует уточнения по целому ряду факторов, коими выступают следующие:

Образующие элементы нормы права

За время существования права выработала своего рода идеальную модель «клетки» законодательства. И на сегодняшний день она представляет собой структуру, состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза нормы права - это фактическое условие для её применения. Справедливым является утверждение, что в одной норме могут сосуществовать от двух и более указанных элементов. Связано такое положение с фактическими обстоятельствами жизни, а потому выделяют три основных вида - простые, альтернативные и сложные условия.

В простых наличествует лишь одно обстоятельство. Сложные связывают несколько фактов, при наличии или отсутствии которых буде задействована норма. Альтернативные же представляют собой совокупность условий, наличие одного из которых задействует оговоренную норму.

Диспозиция - это фактически то поведение, которое рассматривает норма права. Этооснова, на которую крепятся другие элементы. Как и в предыдущем случае, выделяют три вида: бланкетная (общее абсолютно для всех поведение), прямая (строго описанное поведение) и альтернативная (представляет выбор между указанными видами действий).

Санкция - наказание за неисполнение воли властных органов. Следует отметить, что не все нормы располагают этим элементом, но если он есть, то санкция закрепляется одним из следующих методов:

Абсолютно определенно - т. е. четко расписаны последствия;

Определена относительно - представлена «вилка» наказания, которое классифицируется компетентным лицом;

Альтернативные - представляют несколько вариантов наказания.

Представленная выше структура является примером идеальной нормы права, что в реальной жизни характерно для положений уголовного или

Правовые нормы

Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу.

Характер всеобщности отличает право от других норм социального регулирования (морали, религии и т.п.).

Нормативность права носит общеобязательный характер , что также выделяет право из других норм социального поведения.

Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции, правовостановительные меры и другие явления правовой действительности. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.


Определение юридической нормы


Представляется, что данное определение может создать впечатление об ограничении источников права только нормативными правовыми актами, исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется более удачным определением определение авторов учебника "Общая теория права и государства" под редакцией В.В. Лазарева:

"Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.


Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством.

Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив в нее самые главные признаки:

Норма, права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

Признаки правовых норм

Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм.

1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.

2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества.

3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества.

4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется.

5. Охраняемость, обеспеченность нормы права со стороны государства, включая и государственное принуждение.

Виды (классификация) правовых норм

Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются:

Исходные нормы - отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т.д.

Виды исходных норм.

Ö Нормы-начала – это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.

Ö Нормы-принципы – это правовые нормы, выражающие и закрепляющие принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

Ö Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования.

Ö Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора – в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение.

Ö Нормы-правила поведения – это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.

По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. По методу правового регулирования правовые нормы принято разделять на:

Ö Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких отступлений;

Ö Диспозитивные , предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона;

По форме выражения предписания нормы принято делить на:

Ö Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии;

Ö Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;

Ö Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.

В научной литературе выделяются и другие основания классификации правовых норм, например, по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что указанные основания более целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов, поэтому они рассмотрены нами в предыдущей теме.

Структура правовых норм

Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру.

Структура нормы права - это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.


Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные .

Примером положительной гипотезы , которая указывает на наличие факта, являются ст. 420 ГК РФ, которая признает договором наличие соглашения двух или нескольких лиц.

Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.

Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита ячества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять


Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.


Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт.

Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т.п.

Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб.

Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на абсолютно-определенные , относительно-определенные и альтернативные .


Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, .меры ответственности и меры предупредительного воздействия .

Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.

Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого нормативного акта

1. Норма права и статья закона совпадают – в одной статье закона или другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил .

2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько правовых норм .

3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст. 33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение.

Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношении. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.

РИС. Kurs1

Нормативно правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Гражданский, уголовный Кодексы РФ, Кодекс законов о труде РФ.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. М., 1981, 1982, т.1, гл.17 с.288-303; т.2 гл.21-23.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-239.

6. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права. /Правоведение. 1987. №1.

7. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989

8. Бабай А.Н. Вязов А.Л. Карпенкин Ю.Б. Теория права в определениях и схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994.с.16-19,41-44.

9. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, ХВИ ФПС.1997.

10. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.

11. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов. гос. и право. 1980.№2.

13. Общая теория права. Курс лекций./ под ред. Бабаева В.К., Н.-Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12.

14. Общая теория права и государства. Учебник/под ред. В.В.Лазарева. М.,1944,с.118-121.

15. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., Наука, 1982.

16. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А.С. М., 1990.

См. ст. 344 УК РФ об ответственности за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования.

См. ст. 341 УК РФ об ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности

Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной води, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством.

Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. «Норма права - это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности». Правовая норма является правилом для определенного отношения. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.

В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования. Нормы права традиционно выражаются через систему источников права, особенно через систему нормативных правовых актов. Нормы права могут выражаться не только через систему нормативных правовых актов, но и через прецеденты (судебные или административные), нормативные договоры, правовые обычаи и другие источники права. В основе содержания правовой нормы заключено нормативное предписание в соответствии с принципами правового регулирования определенных отношений. Главное свойство понятия нормы права - это регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  • общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  • формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  • государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением);
  • предоставительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  • микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны. Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н. Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права.

1. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

Гипотезы классифицируются по следующим основаниям.

  • По характеру содержании или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными. Первые определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права.
  • По степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия

нормы права. Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

  • В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

2. Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы, ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

  • По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и конкретные.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя деталей.

Конкретные диспозиции перечисляют предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места ни для какого усмотрения. Нормы с данными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

  • По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

  • По юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности субъектов права.

3. Санкции - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственною взыскания или положительной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности в отрицательном или положительном смысле. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям.

  • По степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражения и не могут быть изменены правоприменительным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего пределов наказания (поощрения), в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний (поощрений), предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или штраф и др.).

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний (поощрений) различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

  • По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др.
  • По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего в уголовном и административном).

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

  • По направленности неблагоприятных последствий санкции, как правило, делятся на личные и имущественные.

Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).



Просмотров