Государственное устройство рф схема. Государственное устройство россии

Одним из самых трудных моментов в жизни человека является необходимость выбора. Нам часто приходится переживать ситуации выбора: мы выбираем профессию, книгу для чтения, музыку для отдыха, своего избранника, наряд для вечеринки и т. п. Выбор является отказом от чего-либо, предпочтением одного перед другим. Современный человек сталкивается с еще одним типом выбора - политические выборы, (в которых все зависит от избирателя) от результатов которых зависит будущее всей страны.

Компетентность избирателей всегда будет являться актуальной социальной проблемой, разрешение которой влияет на формирование демократического правового государства, гражданского общества и правозаконности. Граждане Российской Федерации имеют право как участвовать в управлении делами государства, так и выбирать представителей власти. Поэтому от правильного выбора зависит дальнейшая судьба России. Неэффективным для решения этой проблемы является сведение ее к «болезни роста» демократической культуры граждан России. Проблема компетентности избирателей нуждается в глубоком исследовании с разных сторон (социология, психология, история, политология, права, экономика и т. д.).

Объектом своего изучения мы выбрали проблемы, возникающие вследствие некомпетентности избирателей. Нас волнует, почему некоторые люди, голосуя, не продумывают свой выбор, а другие вообще не участвуют в выборах и референдумах. Мы хотим выяснить, кто же все-таки ответственен за результаты выборов.

В ходе своей работы мы постараемся ответить на вопрос, в чем конкретно проявляется проблема непрофессионализма избирателей и причины возникновения такой ситуации.

Изучить проблему компетентности норильских избирателей и факторы на нее влияющие.

Выяснить факторы, влияющие на активность избирателей.

Изучить проблемы, возникающие из-за некомпетентности норильских избирателей.

Установить связь между социальным положением человека и его гражданской позицией.

Методика исследования:

Изучить литературу по теме исследования;

Изучить историю выборов;

Разобраться в политическом устройстве Российской Федерации;

Провести социологические опросы по данной теме.

Политические выборы в России.

В этой главе мне хочется кратко рассмотреть историю политических выборов в России, чтобы понять закономерности этого явления.

Активный процесс образования политических партий в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в России, связанный с распадом КПСС, стал второй по счету попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале ХХ в. Однако процесс формирования многопартийной системы в России был прерван Октябрьской революцией 1917 г. , после которой в стране установилась однопартийность.

Отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности. Принятый в октябре 1990г. закон СССР «Об общественных объединения» «вводил» принцип многопартийности в политическую жизнь. С марта 1991г. началась регистрация партий и общественных организаций.

Партийная система в России представлена значительным многообразием политических группировок. Они различаются по трем критериям:

2. По способам преобразования российского общества: сторонники преобразований и последователи быстрых и глубоких изменений (радикалы)

3. По отношению к правящему режиму: оппозиционные и правящие партии.

1. Пропорциональная избирательная система предполагает голосование по партийным спискам. Эта система применяется в Италии, Израиле, некоторых латиноамериканских странах и др.

2. Мажоритарная система предполагает, что результаты выборов определяются абсолютными или относительным большинством голосов, поданных за данного кандидата или данную партию в избирательном округе. Эта система используется в Великобритании, Канаде, Индии и др. странах.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» половина мест в Думе(225) определяется на выборах по пропорциональной системе; другая половина депутатов избирается по мажоритарной системе.

Политическое устройство Российской Федерации.

Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления. (Ст. 1 Конституции РФ).

Так что же такое государство?

Государство – главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Таким образом, понятия «власть», « политика» и «государство» взаимосвязаны и взаимообусловлены теснейшим образом. Есть три основных принципа. Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа.

Федеральные Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть органы Федеральное собрание. Глава государства – президент РФ.

государственной власти Правительство Российской Федерации Суды России

Совет Гос. Дума федерации Верховный суд РФ; Высший арбитражный суд РФ;

Конституционный суд РФ; И иные федеральные суды

Прокуратура РФ

Региональные органы гос. власти Законодательное собрание Красноярского края Губернатор Красноярского края Суды

Местное самоуправление Городские или районные советы Администрация, мэр города Суды

Таблица 1. «Органы государственной власти и местного самоуправления»

Многонациональный народ – источник власти, осуществляет свою власть непосредственно (референдум) и через органы государственной власти и местного самоуправления (свободные выборы)- (ст. 3 Конституции РФ).

В России власть делится на законодательную, судебную и исполнительную.

Законодательная власть.

Федеральное Собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. (Ст. 94 Конституции РФ). Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. (ст. 95 Конституции РФ). Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок формирования Совета федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами (ст. 96 Конституции РФ).

Исполнительная власть.

Главой государства является президент РФ (Ст. 80 Конституции РФ). Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10лет (Ст. 81 Конституции РФ).

Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя правительства РФ, заместителей Председателя и Федеральных министров (Ст. 110 Конституции РФ). Председатель Правительства РФ назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы. (Ст. 111 Конституции РФ).

Судебная власть.

Правосудие в РФ осуществляется только судом(Ст. 118 Конституции РФ). Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения Конституции РФ о системе судов развиты и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

Правовая и политическая культура общества.

Для того чтобы окончательно понять и изучить интересующий меня вопрос: «некомпетентность избирателей», я посчитала нужным дополнительно изучить материалы по правовой и политической культуре общества.

С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникавшие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определялись существующей культурой общества.

Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры формирует духовную личность. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему.

1. Правовая культура.

Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство, является неотъемлемым элементом культуры. Оно способствует приобщению человечества к культуре, ее совершенствованию и расцвету. Состояние и уровень правовой культуры, в свою очередь, отражает особенности культуры в целом.

Правовая культура

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям.

Правовая культура тесно связанна с правосознанием. Правосознание – один из компонентов правовой культуры, главный защитник человека, запутавшегося в хитросплетениях социальных норм. В самом общем виде правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему (оценок как права, так и путей его реализации).

2. Политическая культура.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т. д.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического поведения всех членов общества. Она заключает в себе не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. Совокупность норм, ценностей, идеалов, символов традиций обеспечивает интеграцию общества вокруг общепризнанных целей, способствует гражданскому согласию и стабильности.

Норильский избиратель.

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участницами женского движения. Не все захотят сделать политику своей профессией. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них - дело ответственное. Ведь, голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.

В результате социологического опроса мы пытались ответить для себя на вопрос: компетентный ли норильский избиратель. Было опрошено 220 человек. Им предлагалось ответить на вопросы по избирательному праву:

1) перед кем отвечает депутат за результаты своей работы?

2) возрастной ценз избирателя в России?

3) что такое активное и пассивное избирательное право?

4) для чего создается избирательная комиссия?

5) права и обязанности избирателя в день выборов?

6) кто в РФ не имеет избирательного права?

7) кто ответственен за результаты выборов?

8) участвуете ли вы в выборах?

9) почему не участвуете в выборах?

1. 60% ответили верно, что депутат должен действовать в интересах всего народа.

3. вызвал затруднение у 20% респондентов

6. 33% респондентов ответили верно

7. 93% респондентов считают, что избиратель несет ответственность за результаты выборов.

8. по результатам 81% из 100% участвуют в выборах, но 19% не проявляют гражданской позиции.

9. мнения разделились. Одна половина опрошенных считает, что их мнение не повлияет на результаты выборов, другая же половина думает, что судьбу общества определяют политики.

Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство норильских избирателей (81%) являются компетентными, имеют гражданскую позицию и высказывают ее, образует так называемый электорат Норильска. Ему не все равно, кто находится у власти в городе, стране. Эти люди проявляют интерес к политике, следят за политическими новостями. И нам приятно осознавать, что судьба нашего города не безразлична его жителям и значит у него есть будущее. Но часть граждан (19 %) не задумываются о будущем своей страны, своего города, не интересуется политикой вообще, считая, что от них ничего не зависит, предоставляет свои голоса «нечистоплотным» политикам. Им еще предстоит осознать, что каждый человек своим выбором несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет. В качестве рекомендаций, хотелось бы предложить следующее:

Ввести дополнительную телевизионную программу в рамках политико-правового просвещения населения города;

Больше внимания уделять агитации молодежи используя СМИ, особенно популярные среди подростков радиостанции;

Использовать средства Интернета: размещать и обсуждать в форуме актуальные политико-правовые вопросы в течении всего года.

«Плохие государственные деятели избираются

Жак Примо (1902-1974)

Конституция Российской Федерации ст. 6 гласит: «Человек, его права и свободы являются вышей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Получается, что будущее страны зависит от общества. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу. Как активно будут участвовать граждане в выборах, такой и будет их страна. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек предоставляет ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне.

Для того чтобы квалифицированно участвовать в политической жизни нужно быть политически культурным человеком. Чтобы обладать этим качеством, необязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Достаточно стремиться стать культурным человеком, в частности в политическом отношении. Эта способность избавляет человека от жалкого удела быть игрушкой в руках недобросовестных политических деятелей, политиков.

Передо мной стояла одна цель: изучить проблему некомпетентности норильских избирателей. В результате социального опроса я выяснила, что большинство норильских избирателей компетентны. Но, к сожалению, есть все-таки и часть граждан, которая плохо знает политическую культуру.

Если не будет функционировать избирательная система, демократия лишается важнейшей своей основы – выборности государственных органов власти. Поэтому очень важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей, чтобы как можно больше граждан высказывали свое мнение по поводу годности тех или иных кандидатов. Это нужно гражданам, осознавшим сущность демократического общественного и государственного строя. На избирателе лежит большая ответственность. От его воли, компетентности, прозорливости зависит будущее страны.

Глоссарий.

Агитация предвыборная – деятельность граждан, партии, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании «за» или «против» тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Бюллетень – лист с именами кандидатов для голосования.

Вето(в гражданском праве) – 1)устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение уполномоченным на то органом или лицом. 2)безусловный или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановление другого.

Власть – способность влиять в нужном направлении на позиции людей, способность подчинять своей воле.

Власть политическая – способность одного субъекта навязывать свою волю другим – массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Осуществляется в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Предполагает удовлетворение интересов больших групп людей.

Вотум – мнение или постановлене, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.

Глава государства – конституционный статус Президента РФ.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов. Является наиболее важным политической системы.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая принадлежность лица к конкретному государству.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Декрет – постановление верховной власти по какому-либо вопросу, имеющее силу закона.

Демократия – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ, свободные выборы как способ формирования властных институтов, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности и т. д.

Закон – нормативно правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства или непосредственно гражданами путем референдума.

Законодательство – форма выражения объективного права, весь комплекс издаваемых правотворческими органами нормативных актов, важнейшим из которых является закон.

Идеология политическая – система представлений об устройстве и развитии общества, выражающих интересы социальных групп.

Институт политический – совокупность ролей и функций, а также структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

Кодекс – законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.

Конституция – юридический документ, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.

Культура политическая – совокупность знаний, представлений, установок, опыта, стандартов политической деятельности, позволяющих субъекту эффективно выполнять политические роли.

Легитимность – признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых решений со стороны общества.

Лидер политический – личность, способная постоянно и решающим образом влиять на общество, группы людей благодаря наличию у нее политической власти.

Лобби – разновидность групп давления, создаваемых при исполнительных и законодательных органах власти для защиты интересов социальных общностей, слоев.

Ментальность – совокупность устойчивых представлений группы о политической действительности, характеризующих особый способ группового мышления.

Многопартийность – законная деятельность нескольких официально зарегистрированных политических партий и движений.

Общество гражданское – способ организации социальной жизни, характеризующийся свободой (в рамках правовых норм) частной жизни граждан, наличием условий для самодеятельности в политической, экономической и социальной сферах.

Партия политическая – орган6изованная группа единомышленников, представляющая интересы народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Политика – сфера общественной жизни, связанная с деятельностью социальных групп, партий, отдельных людей, направленная на решение социально значимых вопросов с помощью власти.

Политология – общественная наука, изучающая область политических отношений.

Политическая система общества – совокупность политических институтов, организаций, групп и отдельных людей, которые участвуют в политической деятельности, в осуществлении политической власти.

Правомерное поведение – поведение, не противоречащее соответствующее нормам права, основа законности и правопорядка.

Правомерность – соответствие явлений общественной и личной жизни требованиям и дозволениям закона.

Публичная власть – аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей.

Публичное право – совокупность отраслей и норм права, регулирующих отношения, обеспечивающие значимые общественные и государственные интересы.

Режим политический – совокупность средств и методов реализации политической власти. Отражает характер связи власти и индивида.

Республика – форма государства, институты которого создаются на основе всеобщих выборов.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организационной социальной общности в управлении собственными делами.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во внешних делах.

Указ – правовой акт главы государства, например президента.


Территория России находится в 11 часовых поясах (со 2-го по 12-й), но 11-й и 12-й пояса объединены в один, поэтому поясное время в России отличается не на 11, а на 10 часов.
Россия омывается водами трех океанов: Северного Ледовитого на севере, Атлантического на западе и Тихого на востоке, и имеет самые протяженные границы - 62,3 тыс. км, из которых на сухопутные приходится 24,6 тыс. км, на морские - 37,7 тыс. км. Столь огромные размеры территории и протяженные границы обусловливают многие особенности геополитического положения страны.
Геополитическое положение страны- это ее место на политической карте мира и ее отношение к различным государствам или группам государств. После распада СССР геополитическое положение Российской Федерации заметно ухудшилось. СССР по суше граничил с 12-ю странами, а после его распада Россия приобрела новые границы - с бывшими союзными республиками, которые в большинстве случаев не оборудованы должным образом, что наносит ущерб ее экономической и государственной безопасности. Сейчас 48 из 89 субъектов федерации являются пограничными, а два из них имеют границы даже с тремя государствами: Псковская обл. - с Эстонией, Латвией и Белоруссией и Республика Алтай - с Казахстаном, Китаем и Монголией.
Геополитическое положение России существенного ухудшилось в результате ликвидации политического блока стран Варшавского договора и экономического союза СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). Большая часть бывших социалистических стран-союзников СССР уже вступила в ЕЭС и военный блок НАТО, лидером которого являются США. Вслед за ними в западное сообщество потянулись и некоторые бывшие союзные республики СССР (Эстония, Латвия и Литва). В итоге всех этих геополитических изменений Россия по отношению к Западу практически вернулась к состоянию времен Ивана Грозного (XVI век).
В результате распада СССР Россия лишилась удобных выходов к морям, хорошо оборудованных портов на Балтике (Рига, Таллин, Клайпеда, Вентспилс) и на Черном море (Одесса, Ильичевск,Николаев, Севастополь) и многих военно-морских баз. Утратив значительные территории ранее единого государства Россия потеряла и часть ресурсного потенциала (месторождения), и огромные основные фонды в виде заводов, военных баз, санаторно-курортных учреждений общесоюзного подчинения, мощностей космодрома Байконур (за них теперь приходится платить Казахстану годовую арендную плату в 115 млн долларов) и т.п. Чтобы компенсировать эти утраты, пришлось во многом заново создавать промышленную инфраструктуру (строительство нового нефтеналивного порта на Балтийском море в Усть-Луге, расширение портовых мощностей в оставшихся в Европейской части страны портах- С.-Петербурге, Мурманске и Новороссийске, строительство обходных железнодорожных веток и ниток трубопроводов и др.
Административно-политическое устройство России
Российская Федерация является парламентской республикой. Глава государства - президент, который избирается сроком на 4 года. Одновременно он является также Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. С марта 2000 г. Президентом России является В. В. Путин. Представительный и законодательный орган РФ- двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Исполнительную власть осуществляет Правительство России.
Россия является федеративным государством. В соответствии с Конституцией 1993г. в состав РФ входит 89 равноправных субъектов федерации, в том числе 49 областей и 6 краев (в преимущественно русских регионах), 21 национальная республика (Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Чувашская, Удмуртия, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Северная Осетия-Алания, Алтай, Хакассия, Бурятия, Тува, Саха-Якутия), 10 автономных округов (Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский, Корякский, Чукотский), 1 автономная область (Еврейская) и 2 города федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты федерации имеют равный политический статус, одинаковое представительство в Совете Федерации, но по своему экономическому и социальному потенциалу они, конечно, сильно различаются. Значительно различаются субъекты и по площади.
На низовом уровне все административно-территориальные единицы делятся на районы, которые в свою очередь состоят из сельских и городских администраций.

Что такое политическое устройство? Это совокупность институтов и идеологий, которые формируют политическую деятельность в обществе. При этом политическим устройством государства называют структуру власти именно в федерации, а не в унитаризме. К данному типу относятся такие страны, как РФ, США, Германия и др. Кстати, федерации также бывают разного вида и у каждой из них есть своя форма политического устройства.

Осуществление управления обществом в доисторические времена

Для того чтобы общество было управляемым, возникла необходимость в создании государственного строя, то есть политической организации общества. Как известно, государство неразрывно связано с правом, поэтому при изучении теории государства и права начинают с его происхождения. До того как возникло первое государственно-политическое устройство, человечество жило в первобытно-общинном строе. Основой для производственных отношений в таком обществе служили средства производства, а также общественная собственность. Для того чтобы из одной формации произошел переход в другую, то есть из первобытно-общинного строя - к государственному, нужно было перейти от самоуправления, которое наблюдалось в первобытном обществе, к государственному управлению. Данный процесс происходил не сразу: для этого потребовались целые столетия, при этом в некоторых исторических регионах распад первобытно-общинного строя и возникновение государства происходили в зависимости от исторических условий по-разному. Это означает, что какой-либо четкой модели нет.

“Эволюция” госстроя

В первых государствах, которые возникли на базе первобытно-общинного строя, политическое устройство стало рабовладельческим. Наряду с государственной властью, в них появилось и право - выражение воли класса, господствующего над остальными. Вслед за рабовладельческим строем возникли следующие типы государства и права: феодальный (ое) и буржуазный (ое). При этом государства, принадлежащие к одному типу, имели одинаковые формы устройства правления, политического режима. Ведь это указывает на то, как организованы право и государства, какие функции они выполняют. Ученые-политологи смогли определить, что каждому из данных типов общества были присущи как общие, так и специфические характеристики. И тем не менее формы государственно-политического устройства во всех из них включали следующие элементы:



Форма государственного правления

Под данным термином понимается организация главных органов власти в государстве. Сюда входят такие элементы, как порядок их формирования, взаимоотношения между классом властьпридержащих и управляемыми, степень вовлеченности народных масс в процесс управление государством. Кстати, формы правления могут быть самыми разнообразными. При этом нужно знать, что даже если в нескольких странах - один и тот же тип государственного устройства, политический режим в них может быть различным.

Основные формы правления

К ним относятся республика и монархия. Первая - это такая форма правления, при которой источником власти является большинство народа, а органами власти становятся члены общества, избранные народом. При монархии же государством единолично управляет монарх - король, император, царь и т. д. При этом после смерти правителя на престол поднимается его наследник. Однако и здесь не все однозначно.

Монархия может быть следующих видов:

  • абсолютная , в которой глава государства является полновластным “хозяином” как страны, так и народа, населяющего ее территорию;
  • конституционная , где монарх не является полномочным “хозяином” государства и согласует свои действия с конституцией, ограничивающей его полномочия.

Республика также бывает нескольких видов:



Государственное устройство

Это не внешняя, а внутренняя территориальная и национальная организация гос. власти (то есть происходит регуляция деления территории страны на части), а также правовое положение каждой из них и взаимоотношения между центром страны и ее составными частями. Форма же политического устройства - это элемент формы управления государством, который характеризует организацию государственно-политической власти по территориальному типу. В прошлом существовали такие формы государственного устройства, как империя и протектораты, однако в современном мире формами государственного устройства являются:

  • федерация;
  • конфедерация;
  • унитарное государство.

Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Унитарное государство

Как мы уже поняли, есть государства, которые состоят из нескольких автономных территориальных единиц, а есть единые государства. Это и есть унитарные, в которых присутствует всего лишь один субъект. В них деление на территориальные единицы - условные. Это районы, области, провинции, губернии и т. д. Примером унитарных государств являются большинство европейских стран, например Франция, Литва, Финляндия, Эстония, Армения, Норвегия, Румыния, Швеция и т.д. В унитарных государствах система законодательства одноуровневая. Страны подразделяются на АТЕ (административно-территориальные единицы), все граждане имеют только одно гражданство. По характеру взаимодействия местных и центральных органов власти унитарные государства бывают двух видов: централизованные (нет автономных образований и все территориальные части имеют одинаковый правовой статус) и децентрализованные (в их состав входят автономные образования).

Федеративное государство

Это те страны, которые образованы в результате объединения союзных государств или государственных образований, например штатов, республик, кантонов, земель и т. д. Признаками такого политического устройства, формой правления которого является федерация, являются:

  • входжение в его состав нескольких суверенных или союзных государств;
  • двухуровневая система государственных органов;
  • налогообложения - двухканальное.

Классификация федерации

Данный тип политического устройства может классифицироваться по следующим принципам:

1. По формированию субъектов. Ввиду этого они могут быть административно-территориальными, национально-государственными и смешанными.

2. По юридической основе. Исходя из этого, федерации бывают договорными и конституционными.

3. По равенству статусов. Классификация по данному признаку приводит к формированию типов симметричных и асимметричных федераций.



Конфедерация

А чем этот тип политического устройства отличается от предыдущего. Конфедерация — это не постоянный, а временный союз государств, который создается для совместного решения тех или иных политических или экономических задач. Конфедерация не имеет суверенитета, поскольку в данном случае и речи не может быть об общем центральном государственном аппарате и единой системе законодательства.

Конфедерация бывает следующих типов:

  • союз межгосударственного типа;
  • содружество;
  • сообщество.

Политический режим

В данной статье также хочется затронуть еще один очень важный пункт - режимы политического устройства. Давайте разберемся, что это такое. Политическим режимом является система приемов, методов и средств, которые помогают осуществлению политической власти. Какими они могут быть? Типами политрежима являются демократический и антидемократический. В данном контексте государство бывает правовым, авторитарным и тоталитарным.

Немного истории

Предже чем рассказать о политическом устройстве современной России, хочется поговорить о Киевском княжестве. Политическое устройство в нем было неустойчивым. Оно состояло из нескольких племенных и городских округов. Однако они не желали объединиться в единое государство. Вот почему Киевское княжество распалось в 11-м веке. Древняя Русь представляла собой совокупность многих княжеств, которые были объединены одной династией. У них были общие религия, народное сознание и язык. Это государство невозможно было отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Отношения между великим князем Киевской Руси и другими князьями складывались по следующему принципу - сюзерен и вассалы.

И тем не менее центр в княжестве был сильным. Великий князь обладал мощной дружиной, благодаря которой ему удавалось удерживать вокруг себя несколько десятков небольших княжеств. Князь был главой всей Руси. К 11 веку вследствие возрастания власти местных феодалов, образовался новый орган управления — феодальный съезд. На нем рассматривались вопросы по ведению войны или налаживанию мира, разделению земель и установлению вассалитета. После этого произошло усложнение общественного деления Киевской Руси. На самой верхушке иерархической пирамиды стоял, естественно, Киевский князь, ступенью ниже размещалась его дружина, постепенно с нею слился высший земский класс. Структура дружины также была не из простых. Она состоит из двух частей - старшей, то есть бояр и младшей - отроков. В дружину также входят рабы князя. Из этого “сословия” назначались члены княжеской администрации и судьи: посадник, верник и тиун. Кроме дружины, также есть класс людей, который делился на горожан, то есть купцов и ремесленников, а также сельчан - смердов и зависимых закупов. Церковники имели свою иерархию и стояли особняком.

Характеристика Российского государства

Наша страна является демократическим с республиканской формой правления. Политическое устройство России - федерация. В ее состав входят почти девять десятков субъектов. Среди них имеются республики (Татарстан, Башкоторстан и др.), автономные области и округа, края, области, ну и города федерального значения (Санкт-Петербург). Все эти субъекты равны по своим правам. Каждая из республик имеет свою конституцию и законодательство. Все остальные субъекты РФ имеют уставы и законодательства.

В Конституции России приведено определение страны: “РФ—суверенное федеративное государство, которое создано в результате исторического объединения народов.”. Незыблемые основы конституционного строя Российского государства являются федерализм, народовластие, республиканская форма правления и разделение властей. Конституционное право - основополагающая отрасль права РФ. Именно оно устанавливает принципы, которым должны следовать остальные отрасли права, определяет экономическую систему страны, положение личности в ней, а также фиксирует систему судебных органов, то есть государственное устройство Российского государства.

В чем состоит демократизм Российской Федерации? Он проявляется в первую очередь в том, что права и свободы граждан страны объявлены высшей ценностью ее Конституцией. Государство готово взять на себя следующие обязанности: первое - признавать, второе - соблюдать и третье - защищать эти права и свободы. А еще демократизм нашей страны состоит в проявлении власти народа во время свободных выборов или референдумов.

Политическое устройство России следующее: в ее состав входят равноправные субъекты РФ, так как у каждого из них имеется собственное законодательство. В этом и заключается федеративное устройство страны в целом, и оно основывается на целостности государственности страны и на единой системе государственной власти. Поэтому в конституции отмечено, что федеральные, то есть общие для всей страны законы имеют верховенство для всех граждан РФ, вне зависимости от того, в каком субъекте федерации они проживают.

В чем проявляется правовой характер права и государства России? Все общественные отношения, обязанности и права граждан определяются правом и фиксируются на уровне закона. Соблюдение закона обязательно как для граждан и организаций, так и для всех органов власти, в том числе и высших.

Россия - республика

Несмотря на то что РФ - федерация, она придерживается республиканской формы правления. Это определяется наличием трех ветвей власти: судебной, законодательной и исполнительной. Все они взаимосвязаны и находятся в единстве.

Принципы экономической жизни страны также закреплены в Конституции. Это в первую очередь относится к единству экономического пространства, то есть возможности свободного перемещения услуг, товаров и финансовых средств, а также поддержанию конкуренции, обеспечению свободы экономической деятельности для предпринимателей.

В основе экономических отношений лежат нормы, которые касаются собственности вообще. В России признаются, а также получают равную защиту как частная, так и государственная, муниципальная и другие формы собственности. Этот принцип, который относится к собственности, применяется и к одному из важнейших, если не самому главному богатству страны — земле. Земля и другие природные ресурсы распределены между частной, муниципальной, государственной и другими формами собственности.

Россия является страной с идеологическим и политическим многообразием. Ни одна из них не может быть провозглашенной в качестве обязательной. То же самое касается и религии, так как РФ - провозглашено как светское государство.

Административно-политическое устройство России представляет собой довольно сложный механизм управления. Он формируется на основе равноправия всех субъектов федерации и одновременно на предоставлении больших возможностей для самоуправления тем субъектам, которые имеют государственность (республикам). Политическое устройство России также весьма неоднозначно. Давайте попробуем все-таки разобраться, что собой представляет административный и государственный строй в РФ.

Форма правления

Прежде всего узнаем, каково устройство политической системы России. Согласно Конституции, РФ имеет форму республиканского правления. Но это довольно расплывчатое понятие, так как у республиканской модели - множество различных подвидов.

Если быть точнее, то форма политического устройства России смешанная. Но это также ещё не полная характеристика. Учитывая, что на политику страны оказывает значительное влияние как президент, так и Государственная дума (с превалированием первого), можно охарактеризовать государственно-политическое устройство России как смешанную президентско-парламентскую республику. Это довольно сложная по структуре, но тем не менее популярная в мире форма правления. Естественно, в российской парламентско-президентской республике имеются свои нюансы.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ - социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Органы власти

Политическое устройство России и конституционный строй играют определяющую роль в формировании органов власти. Конституция предполагает разделение власти на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. У каждой из них имеются свои функции и полномочия. Считается, что эффективное взаимодействие между ветвями власти способно обеспечить процветание государства. Кроме того, аналогичное подразделение ветвей власти имеется у государственных образований внутри России. Это субъекты Федерации, которые имеют статус республик.

Законодательная власть

Органом законодательной власти РФ является парламент, который носит название "Федеральное собрание". Оно включает в себя две палаты – Совет Федерации и Государственную думу.


Совет Федерации – это верхняя палата парламента. Данный орган обладает обширными полномочиями, которые оговорены в 102-й статье Конституции. Среди них - утверждение распоряжения президента об объявлении чрезвычайного положения, утверждение границ субъектов Федерации в пределах России, объявление выборов президента и т. д. Но основной функцией данной структуры является представительство регионов в законодательной власти.

Общая численность членов Совета Федерации, или, как их ещё называют, сенаторов, составляет 170 человек. Они формируются путем делегирования двух представителей от каждого субъекта Федерации: одного - от законодательного органа, а другого - от административного. Кроме того, президент также вправе назначать сенаторов, но не более 10 % от общей их численности. За основу берется представительство не по партийному, а по территориальному принципу.

Государственная дума – нижняя палата парламента. Именно на неё возложена основная задача по принятию законов Российской Федерации. В отличие от Совета Федерации она формируется по политическому признаку. Данный орган состоит из 450 депутатов, которые избираются методом прямого голосования граждан по смешанному принципу раз в пять лет. Смешанный принцип предполагает избрание одной половины депутатов по мажоритарной системе (выдвижение конкретного депутата в избирательном округе), а другой половины – пропорциональным способом (по спискам партий).

Исполнительная власть

Высшим институтом исполнительной власти РФ является правительство. Возглавляет его председатель правительства. Данная должность идентична посту премьер-министра в других странах.


Председатель правительства предлагается и назначается на свою должность президентом, но после утверждения данной кандидатуры Государственной думой. До утверждения претендент имеет статус исполняющего обязанности председателя правительства. Остальные члены правительства назначаются президентом по ходатайству председателя. Само правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Государственной думе.

В полномочия правительства входит осуществление распорядительной и исполнительной власти в стране, разработка проекта бюджета и других законов и нормативов.

Судебная власть

Следующей ветвью, которая составляет политическое устройство России, является судебная власть. Её структура состоит из судов различных инстанций, которые подразделяются на Конституционный суд, суды общей юрисдикции (уголовный, административный, гражданский, военный), арбитражный суд, а также специальный дисциплинарный орган для судей. Кроме того, особняком стоит Верховный суд РФ.

Судьи назначаются на свои должности различными органами власти, в зависимости от того, какого типа суд они представляют. Но в то же время судебная власть считается независимой от других ветвей.

Президент

В отличие от вышеописанных структур должность президента РФ формально не считается ветвью власти. Президент - гарант Конституции. Этот аспект обозначает устройство политической системы России. Кроме того, президент является главой государства. Срок действия полномочий президента составляет 5 лет. Данная должность не может заниматься одним и тем же лицом более двух раз подряд.


Территориальное устройство

Выше мы говорили о том, какое имеет современная Россия политическое устройство. Теперь настало время изучить её территориальное деление.

В настоящий момент существует сразу несколько типов территориального деления РФ. Из них наиболее важные следующие:

  • административное деление;
  • муниципальное деление;
  • экономическое районирование;
  • деление на федеральные округа;
  • деление на военные округа.

О каждом из этих типов внутригосударственных образований мы подробнее поговорим ниже.

Административное деление

Административно-политическое устройство России имеет несколько уровней. Высшим из них является уровень субъектов Федерации. Данные образования принято ещё называть регионами. Согласно Конституции, Россия имеет федеративное устройство, а её субъекты являются составными частями государства, имеющими равные права.


Вместе с тем регионы России неоднородны по своей сущности. Из 85 субъектов Федерации 22 региона имеют республиканский статус, 9 – краевой, 46 – областной. Кроме того, в число субъектов входит 4 автономных округа, 1 автономная область и 3 города федерального значения. Из всех вышеперечисленных регионов наибольшие возможности в самоуправлении имеют республики, которые по сути являются государствами внутри государства. У них имеется собственная Конституция, государственные языки, правительство и т. д. Но влияние республик на общую политику России не больше, чем у других регионов страны.

Три из четырёх автономных округов являются одновременно составными частями других субъектов РФ. Исключение составляет Чукотский АО, который не входит в состав других регионов страны.

Муниципальное деление

Кроме того, в Российской Федерации существует деление по муниципальному признаку. Муниципальное образование – это единица территориального самоуправления. Как правило, они являются составной частью регионов.

Согласно российскому законодательству, в настоящее время существует семь видов муниципальных образований: сельское и городское поселение, городской округ, муниципальный район, внутригородской район, внутригородская территория, городской округ с внутригородским делением.

Экономическое районирование

Социальное, политическое, экономическое устройство России было бы неполным без описания экономического районирования. Экономические районы – это группа регионов, связанных общими хозяйственными связями. Данный вид группирования регионов страны существовал еще в Советском Союзе и берет начало со времен Российской империи.

В настоящее время существует 12 экономических районов России. Но данный метод территориального деления уже фактически отжил своё. Об этом свидетельствует хотя бы то, что Крым после присоединения не включили в экономическое районирование.

Федеральные округа

Деление России на федеральные округа было введено в 2000 году. Именно данный вид структуризации по большому счету сейчас замещает экономическое районирование, хотя и последнее официально не упразднено.


В России насчитывается девять федеральных округов. Самый крупный из них по территории - Дальневосточный, а по численности населения – Центральный, главным городом которого является Москва. Центральными городами других округов тоже, как правило, являются самые большие населенные пункты данных региональных объединений.

Военные округа

Точно так же, как и федеральные округа с экономическими районами, военные округа считаются частью территориального деления России. Они являются фактическим объединением конкретных военных соединений, расположенных на определенной территории. Деление на округа было принято для более удобного взаимодействия между ними по разным вопросам, включая снабжение и призыв населения в ряды армии. Также данная структуризация должна обеспечить более надежную оборону регионов России в случае вторжения вражеских войск на территорию страны.


В настоящее время (с 2010 года) насчитывается четыре военных округа: Южный, Восточный, Западный и Центральный. Но так было не всегда. В 1991 году их насчитывалось девять, но постепенно численность уменьшалась путем укрупнения округов. Это способствует оптимизации распределения военных ресурсов, а также сокращению расходов на административный аппарат воинских сил страны.

Общие выводы

Как видим, общественно-политическое устройство России довольно сложно и имеет многоуровневый характер. Но это и неудивительно, ведь устройство самого большого государства мира с учетом интересов всех национальностей, общественных образований и религиозных общин, проживающих в нем, по определению не может быть простым.

Тем не менее остается довольно обширный простор для совершенствования. Уже можно сказать, что нынешняя структуризация более эффективна, чем политическое устройство России в 20 веке, когда только распался СССР. Но ещё предстоит много сделать для того, чтобы хотя бы приблизить уровень государственного управления к оптимальным показателям. Данная задача по силам только в случае совместных действий органов власти и граждан страны, которые их избирают. Только это может гарантировать позитивные изменения в указанном направлении.

После распада Советского Союза в 1991 г. Россия, согласно Конституции, стала независимым государством. Теперь её государственный строй основывается на демократических принципах народовластия, соблюдения прав человека, законности и правопорядка. В России действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, т. е. существуют три независимые друг от друга ветви власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Пост Президента Российской Федерации (РФ) учреждён 17 марта 1991 г. на всероссийском референдуме, когда Россия была ещё частью СССР.

Президент РФ (глава исполнительной власти) избирается на четырегода путём всеобщих выборов. Президентом может стать любой гражданин РФ не моложе 35 лет, проживший в стране не менее 10 лет. Одного и того же человека нельзя избрать на эту должность более чем на два срока подряд. К исполнению своих обязанностей Президент приступает с момента принесения присяги, а перестаёт их выполнять в момент принятия присяги вновь избранным Президентом. Полномочия Президента могут быть досрочно прекращены в случае его отставки - по состояниюздоровья или при отрешении от должности. Отрешение Президента от должности происходит в том случае, если Государственная Дума выдвигает в его адрес обвинение в государственной измене или в совершении иных тяжких преступлений. Об- винение должно быть подтверждено заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда России. Окончательное решение выносит Совет Федерации.

Согласно Конституции 1993 г., Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Он руководит работой Правительства, назначает министров, определяет время выборов в Государственную Думу и принимает решение о её роспуске, подписывает федеральные законы. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами России.

Исполнительной властью в стране обладает Правительство РФ. Оно разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет (от англ, budget) страны, осуществляет его исполнение и отчитывается перед Думой. Правительство управляет государственным имуществом, ведает обороной и внешней политикой, а также безопасностью государства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Высший орган законодательной власти в России - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: верхней и нижней. Принцип двухпалатного парламента предполагает, что первоначально проект закона рассматривается в нижней палате, а затем в верхней. Верхняя палата именуется Советом Федерации, нижняя - Государственной Думой. Совет Федерации и Государственная Дума проводят заседания раздельно, каждая палата имеет свои полномочия. Совместные заседания необходимы, только когда слушаются послания Президента, решения Конституционного Суда и выступления президентов зарубежных стран. Один и тот же человек не может быть членом обеих палат. Депутатам Государственной Думы запрещено состоять в других представительных и законодательных органах.

Членами Совета Федерации являются 198 человек, а Государственной Думы - 450. В Совет Федерации входят представители областей и республик - по одному от законодательного и исполнительного органов власти. Срок полномочий Совета Федерации Конституцией не устанавливается. Его члены часть времени заседают в Москве, а в остальной период заняты на местах - в законодательных и исполнительных органах областей и республик. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Им запрещено состоять на любых государственных должностях, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме творческой (преподавательской, научной, литературной и т. д.).

Федеральное Собрание вырабатывает федеральные законы. Первоначально закон принимается простым большинством голосов депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федерации. Если закон одобрен более чем половиной членов Совета Федерации или не был рассмотрен в течение двух недель, он считается принятым. Некоторые, особо важные для страны законы Совет Федерации должен рассматривать обязательно.

В том случае, если между палатами возникают разногласия, палаты формируют согласительную комиссию. Затем закон вновь рассматривает Дума. Если 2/3 депутатов (а не простое большинство) вновь голосуют «за», то закон принимается. Федеральный закон подлежит утверждению Президентом, который либо в течение двух недель подписывает его, либо накладывает вето. В последнем случае закон возвращается в Федеральное Собрание на доработку. Для преодоления вето в каждой из палат закон должен быть одобрен не менее чем 2/3 голосов.

Для утверждения некоторых особо важных законов (их называют конституционными) необходимо не менее 3/4 голосов в Совете Федерации и 2/3 голосов в Государственной Думе.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Судебная власть в РФ является, наряду с законодательной и исполнительной, самостоятельной ветвью государственной власти. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые, областные, городские суды, а также система федеральных арбитражных судов - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные суды субъектов РФ и мировые судьи.

Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по профессии не менее пяти лет. Судьи независимы: государственные, административные органы, партии, должностные лица не имеют права вмешиваться в их деятельность.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам является Верховный Суд РФ. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров, например, между разными фирмами, является Высший Арбитражный Суд РФ.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента России. Каждый судья назначается на срок 12 лет, возраст судьи не должен превышать 70 лет. Избрание на второй срок не предусмотрено.

Конституционный Суд определяет, соответствуют ли Конституции России законы, принятые Президентом и Федеральным Собранием. С той же позиции Конституционный Суд оценивает содержание конституций, уставов и законов областей и республик России, а также содержание международных договоров, которым предстоит вступить в законную силу, и т. д.

Конституционный Суд разрешает споры о полномочиях между различными правительственными учреждениями, между федеральной властью и властями республик и областей, рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и даёт в необходимых случаях толкование Конституции по конкретным вопросам. Решения Конституционного Суда окончательны, они не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их оглашения.



Просмотров