Что таоке конституция. Что такое конституция? Понятие, нормы и принципы

основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме К. - всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. - документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. "Учредительная" в данном случае означает:

К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.

Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.

Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.

У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:

1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.

В нашей стране К. - это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть "писаной конституцией". Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют "неписаной конституцией" (например, в Великобритании).

Часто текст К. называется "Конституция (Основной Закон)" государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание "Основной закон" не используется.

В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, - это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована "конституционными законами";

2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.

Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):

3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;

4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.

Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это - историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе за" и "против" нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.

Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.

Наконец, особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу, хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.

Особый порядок изменения К. - это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример - процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое конституция? По форме этот документ похож на обычный закон, и у многих возникает вопрос, для чего этому акту необходимо отдельное название. Что выделяет ее из огромного массива нормативных текстов, в чем ее значение? Каково происхождение этого слова? В каких странах нет конституции? В чем ее сущность? Какие общественные отношения она регулирует? Попробуем ответить на все возникшие вопросы.

Обратимся к этимологии

Невозможно однозначно ответить на вопрос, что такое конституция, не узнав, откуда берет истоки этот термин. Происходит это слово от латинского “constitutio”, что в переводе на русский означает “установление, строение”. Еще хочется отметить, что слово «конституция» употребляется не только в значении определенного документа нормативного характера. Этот же термин используется в анатомии и означает совокупность устойчивых свойств организмов (как морфологических, так и функциональных), которая обусловлена наследственными характеристиками, а также интенсивным и продолжительным воздействием на него окружающей действительности. Таким образом, слово «конституция» описывает что-то стабильное и давно установленное.

Мнение ученых

В науке существует множество версий о том, что такое конституция. Как правило, в основе всех определений лежит место этого документа в системе всех правовых актов, а также предмет, который ей регулируется. Наиболее распространено понятие конституции как основного закона страны, который фиксирует организацию власти и определяет ее отношения с отдельными индивидуумами, а также со всем обществом. Если рассматривать форму этого документа, то можно сказать, что можно определить этот термин как акт (либо в отдельных случаях их совокупность), который имеет наивысшую юридическую силу. Именно по этой причине конституцию и именуют основным законом. Тот факт, что никакой другой акт государства не может и не должен противоречить положениям конституции, бесспорен. Однако наделяет этот документ таким свойством его материальное содержание, значение тех общественных отношений, которые попадают в зону его регулирования.

Основные положения

Понять, что такое конституция, поможет установление тех фундаментальных догматов, которые обычно в ней закрепляются. Чаще всего в этом документе находят отражение, во-первых, права и свободы людей и граждан. Помимо их провозглашения, конституция еще закрепляет и гарантии их соблюдения. Во-вторых, в этом акте дается прямое указание на организацию власти в государстве, на форму правления и другие значимые политические моменты.

Сущность

Эта философская категория отражает содержание документа. И по этому поводу в науке ведутся дискуссии. По мнению влиятельного ученого Ф. Лассаля конституция государства являет собой не что иное, как отражение соотношения сил в обществе, а значит, имеет классовый характер. Многие ученые, напротив, считают, что этот документ является формой выражения общесоциальных, народных интересов и представляет собой компромисс. Д. Л. Златопольский, в свою очередь, видит сущность конституции в народном суверенитете.

Признаки

Основным свойством этого документа является, безусловно, высшая юридическая сила. Не допускается отступление в других актах от положений конституции. Вторым признаком является относительная стабильность документа. Это связано с особым порядком изменения фиксированных в основном законе положений, а также дополнения новыми нормами. Российская конституция является жесткой. Это значит, что внесение поправок в ее текст – чрезвычайно тяжелый процесс. Третьей особенностью основного закона выступает прямое действие его норм. Это значит, что положения, зафиксированные в конституции, самостоятельны и не нуждаются в дополнительном опосредовании актами действующего законодательства. И, наконец, четвертый признак – основной закон играет роль нормотворческой базы, основы. Для остальных актов законодательства конституция является платформой, ядром.

Принципы

Конституции также имеют свой базис, то есть какие-то основополагающие постулаты, на которых строится весь ее текст. Основной закон РФ базируется, во-первых, на принципе демократизма. Суть его состоит в том, что конституцией закрепляется принадлежность всей власти народу. Кроме того, граждане государства провозглашаются носителями суверенитета. Второй принцип – это законность. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции, где речь идет о том, что основной закон имеет прямое действие, равно как и высшую юридическую силу. Третий постулат – равноправие всех граждан. Его мы найдем в ст. 19. Четвертый принцип – гуманизм. Он просматривается в признании человека наивысшей ценностью. Означает он заботу о людях, о развитии их наилучших духовных и необходимых физических качеств, а также и об материальных условиях жизни. Пятой основой конституции выступает идея государственного единства, которая имеет большое значение для многонациональной федерации. Найти закрепление этого принципа можно в Преамбуле, а также в ст. 4 Основного закона. Сочетается этот постулат и со следующим, шестым по счету, с установлением равноправия и самоопределения народов. Еще одним принципом, имеющим значение для организации управления в стране, является закрепление в ст. 10 и 11 Конституции разделения властей. И последний из основных, восьмой постулат – многопартийность, или, по-другому, идеологическое многообразие.

Зарождение

Как и где появились первые конституции? Прообразом первых подобного рода документов выступил колониальный договор 1620 года, который фиксировал правоотношения в Новой Англии (ныне земли США). А вообще этот институт зародился в США. Сначала конституции принимались в отдельных штатах (таких как Коннектикут, Нью-Гавен, Пенсильвания). Затем основной закон появился в США и как общегосударственный – в 1787 году. На европейском материке первые конституции были приняты в Польше и Франции (1791 год). В России этот документ появился лишь в XX веке – в 1918 году.

Российская конституция

В РФ действует Основной закон, который еще в 1993 году был народно принят. Включает в себя он, во-первых, Преамбулу, во-вторых, 2 раздела. Первый их них делится еще на 9 глав. В этом разделе отражены основы конституционного строя, правового положения личности, устройства государства. Кроме того, в нем закреплены базовые положения о высших властных органах. В совокупности раздел 1 составляет 137 статей. Вторая же часть Конституции состоит всего из 9 статей. Здесь речь идет о заключительных, равно как и переходных положениях.

Классификация

Считается, что конституция – закон важнейший по своей сути, однако в некоторых странах обходятся и без нее. Часто ставят в пример Великобританию, Израиль. Однако тот факт, что в этих странах нет акта под названием «Конституция», не может означать, что в их законодательстве не зафиксированы важнейшие постулаты государственного устройства. Изучая понятие конституции, следует заметить, что они могут быть писаными и неписаными. Первые являются традиционными, выраженными в форме документа под таким же названием. Вторые же (как в Великобритании и Израиле) представляют собой совокупность обычных законов, обычаев, а также актов судебной власти. Данные документы не объединяются в свод актов и не отграничиваются от других по признаку высшей юридической силы. Также актуальной является классификация конституций по признаку их адекватности, соответствия действительности. По этому критерию выделяют реальные и фиктивные основные законы. Предписания первых воплощают действительность, а вторые, в свою очередь, закрепляют такие положения, которые отличаются от фактической модели устройства государства. В идеале все конституции должны быть реальными, адекватными существующим в обществе и государстве правовым отношениям, но, к сожалению, на практике не всегда они обладают этими признаками.

Вопросы и задания

1. Что такое Конституция страны? Какое место среди других законов она занимает?

Конституция (от лат. constitution - устройство) – Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Как было сказано, конституция – это Основной закон государства. Он стоит над остальными законами. И принимаемые законы не должны противоречит конституции.

2. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вы можете реализовать личные, политические, экономические, социальные, культурные права.

Личные права – право на охрану достоинства личности государством - граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Политические – свобода вероисповедания - право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается.

Социальные – право на образование – обучение в школе.

Культурные – право на пользование родным языком – Россия является многонациональной страной и республики устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка

3. Какие обязанности есть у граждан России, в частности у вас?

1. Гражданин обязан соблюдать законы государства.

2. Гражданин должен платить налоги и сборы.

3. Гражданин должен защищать Отечество.

4. Гражданин должен сохранять природу.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры.

4. Какие обязанности имеет государство по отношению к своим гражданам?

1. Государство не имеет права ни отменять, ни ограничивать (кроме оговоренных законом случаев) права и свободы человека - а некоторые, основополагающие права - ни при каких обстоятельствах (что тоже оговорено законом).

2. Государство обязано активно содействовать созданию условий для реализации прав и свобод.

3. Государство обязано создавать специальные учреждения по охране прав.

4. Защита от внешних и внутренних угроз.

5. * Подготовьте сообщение об особенностях Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации – высший нормативно-правовой акт Российской Федерации. Принята по итогам референдума 12 декабря 1993г. Вступила в силу с момента ее официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России, Верховный совет России и заменила их Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Главный акт государства состоит из преамбулы, двух разделов, 137 статей, 9 параграфов, переходных и заключительных положений. Преамбула не включает никаких правовых норм, она наиболее значима, так как в ней прописаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию самой Конституции. В этом документе закреплены также новые теории организации общегосударственного строя, базисом которого является концепция разделения властей. Основный закон страны полагается знать каждому гражданину, не наизусть, но хотя бы в общих чертах. Но как показывает практика, даже каждый 10 человек незнаком с Конституцией, возможно, что есть даже те, кто о ней и не слышал.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Особенности конституции РФ:

1. Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

2. Конституция РФ обладает верховенство (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один правовой акт в стране не может быть принят, если он противоречит Конституции.

3. Конституция РФ имеет высшую юридически силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них.

4. Особый порядок охраны конституции. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

6. * Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

А обязанности без прав могут существовать в тоталитарных государствах. В таких государствах у людей права практически отсутствуют.

7. * Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? Приведите, если сможете, примеры нарушения прав граждан.

Записанные в Конституции права не всегда исполняются. Часто нарушение прав людей совершают сами же люди. Например, право на жизнь. Но однажды ночью на человека напали с целью ограбления и убили его. Данное право было нарушено другим человеком. Сюда же можно отнести и кражу, вождение машины в не трезвом состоянии.

Для соблюдения прав в реальной жизни необходимо развивать правовую культуру личности, а также развивать положительные качества человека. Со стороны как государства, так и человека должно быть неукоснительное исполнение законов.

?Проблема. Может ли подросток на практике реализовать все права гражданина России?

Подросток не может реализовать все права гражданина, поскольку законодательство ограничивает несовершеннолетних в правах. Например, участвовать в выборах могут граждане РФ, достигшие 18 лет.

Практикум. Заполните таблицу.

Понятие конституции к нам пришло из Древнего Рима и в переводе с латыни означает «устройство». В роли первых конституций в древнем мире выступали учредительные законы в древнегреческих полисах и римские законы царя Сервия Туллия, но первой принятой конституцией историки считают Статут Великого Княжества Литовского 1529 года, действовавший в Речи Посполитой, а затем также в Российской Империи до 1840 года. В современном смысле этого слова, первой конституцией стала Конституция США 1787 года, а затем была принята Конституция Речи Посполитой (1791 год) и Конституция Франции (также 1791 год). Две последних просуществовали не очень долго из-за развития событий в этих странах, а самой старой из ныне действующих конституций является Статут Республики Сан-Марино, принятый еще в 1600 году и базирующийся на городском уставе, принятом аж в 1300 году.

Итак, в современном понимании, конституция - это основной закон государства , нормативно-правовой акт , обладающий наивысшей юридической силой в стране, а также учредительный документ, определяющий основы политической, экономической и правовой системы государства. Обычно конституция принимается либо специально созванным учредительным собранием, либо референдумом. Конституция также описывает правовой статус государства и его граждан, а также их права и обязанности. С юридической точки зрения, конституция - это система норм права, на основе которых пишутся все остальные законы в стране.

Виды конституций.

По своей форме:

  • писаные конституции, или кодифицированные (единый нормативно-правовой акт);
  • неписаные конституции, или некодифицированные (несколько законов, разбросанных по множеству актов; может также быть в устной форме, как конституция Спарты, передававшаяся устно от отца к сыну).

Конституция Великобритании, например, является некодифицированной, она состоит из законов, прецедентов, конституционных обычаев. При этом нет какого-либо единого документа, претендующего на роль основного закона страны, и даже нет списка законов и других документов, которые бы относились к конституции. Это объясняется особой ролью прецедента как источника права.

По отношению к поправкам и дополнениям:

  • гибкие (постоянно дополняются и изменяются);
  • жесткие (практически неизменяемые);
  • комбинированные (гибкие с несколькими жесткими статьями, не подлежащими изменению).

Также бывают постоянные и временные конституции, хотя часто конституции, замышлявшиеся как постоянные, оказывались временными и наоборот.

Особенности конституции.

  1. Закрепление строя государства, формы государства, органов власти.
  2. Закрепление основных прав и свобод .
  3. Относительная стабильность.
  4. Основа для текущего законодательства .
  5. Особый порядок принятия и изменения.
  6. Нормативно-правовой акт прямого действия.
  7. Верховенство на всей территории государства.

Функции конституции.

Исходя из определения и особенностей конституции, мы можем перечислить ее основные функции:

  1. Учредительная функция - основа для развития правового государства.
  2. Организаторская функция - постановка новых задач, направление в котором необходимо развиваться государству.
  3. Внешнеполитическая функция - основа международной политической деятельности .
  4. Идеологическая функция - определенное политическое учение, например, коммунистический характер Конституции СССР.
  5. Юридическая функция.

Система экономических, социальных, политических и правовых отношений , которые устанавливает и охраняет конституция, называется конституционным строем . Основные признаки конституционного строя в демократическом государстве:

  • народный суверенитет (народовластие);
  • разделение власти на три ветки: законодательную, исполнительную и судебную;
  • нерушимость прав и свобод человека.

Современные конституции стали намного длиннее и детальнее, чем первые, короткие конституции. Но отрицательный момент в том, что они утрачивают свое символическое значение в пользу юридической направленности. Нельзя забывать, что конституция, в первую очередь, передает характер и особенность государства и его граждан. Конституция должна помогать нации в самоидентификации, формировании мировоззрения , обладать сильным духом и служить предметом гордости и почета для граждан страны.

понятие конституции рф

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г.

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1. Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

2. Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:

непосредственно народом на референдуме;

парламентом;

конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

3. Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Рассмотрим эти качества подробнее.

Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

4. Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации в настоящее время 89 субъектов Федерации).

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

Особый порядок предусмотрен для изменения ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав РФ. Изменения, связанные с принятием и образованием нового субъекта РФ, изменением конституционного статуса субъекта РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона. В тех же случаях, когда изменяется лишь наименование субъекта РФ, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Правовым основанием для этого служит решение об изменении своего наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ изменения наименования субъектов РФ (после принятия ими соответствующего решения) в тексте ч. 1 ст. 65 производится Указом Президента РФ. Так, Президент РФ принял Указ от 9 января 1996 г. о включении в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов РФ (Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия); Указ от 10 февраля 1996 г. о включении в ст. 65 Конституции наименования Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    человек, его права и свободы как высшая ценность;

    народовластие;

    полнота суверенитета Российской Федерации;

    равноправие субъектов РФ;

    единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

    экономическая свобода как условие развития экономической системы;

    разделение властей;

    гарантии местного самоуправления;

    идеологическое многообразие;

    политический плюрализм (принцип многопартийности);

    приоритет закона;

    приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

    особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2 Конституции, - обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является еемногонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа - характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть; Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

    никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация - тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.



Просмотров