Есть ли изменение а запрете иностранных прав. Порядок замены иностранного водительского удостоверения на российское. Для того чтобы получить ВУ России, ему потребуется

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины «Правовое регулирование управленческой деятельности» предназначена для реализации государст­венных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпуск­ников по специальностям 0611 Документационное обеспечение управления и архивоведение и 0613 Государственное и муниципальное управление среднего профессионального образования повышенного уровня и является еди­ной для всех форм обучения, а также для всех типов и видов образователь­ных учреждений, реализующих программы дополнительной подготовки. Примерная про­грамма служит основой для разработки рабочей программы дис­циплины образовательным учреждениям.

Учебная дисциплина «Правовое регулирование управленческой деятельности» является специальной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения дисциплин углубленной подготовки.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

    о прикладном характере дисциплины в рамках специальности;

    о системе российского права;

    о цельности и дифференцированности права;

знать:

уметь:

    пользоваться нормативно-правовыми документами;

    определять и классифицировать характер правоотношения и его принадлежность соответствующей отрасли права;

    обобщать и структурировать информацию.

Изучение программного материала должно способствовать формирова­нию у студентов нового экономического мышления.

Примерная программа рассчитана на 82 часа (в том числе 30 часов – практические занятия) для повышенного уровня профессионального образования.

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образователь­ное учреждение может вносить изменения в содержание, последователь­ность изучения учебного материала и распределение учебных часов по раз­делам (темам), а также в перечень практических заня­тий, не нарушая логики изложения дисциплины и при условии выполнения государственных требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа рассматривается цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Дисциплина «Правовое регулирование управленческой деятельности» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении правовых и социально-экономических дисциплин, раскрывает практику правового обеспечения управления во всех его проявлениях.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуа­ций, проводить дискуссии по правовым проблемам управленческой деятельности, работать с методическими и справочными мате­риалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требова­ния к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний студентов рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль.

Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Количество

аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в том числе практ. зан.

1

Введение

2

Раздел 1

10

4

Тема 1.1

Административно-правовые отношения

Тема 1.2

Административно-правовые формы и методы управления

Раздел 2

Гражданское право РФ

10

4

Тема 2.1

Гражданское законодательство РФ

Тема 2.2

Право собственности и другие вещные права. Обеспечение исполнения обязательств

Раздел 3

Предпринимательское право РФ

4

Тема 3.1

Нормативно-правовая база и регулирование предпринимательства

Раздел 4

Административное право РФ

18

6

Тема 4.1

Субъекты административного права

Тема 4.2

Органы государственной власти субъектов РФ

Тема 4.3

Государственная служба

Тема 4.4

Административные правонарушения и административная ответственность

Раздел 5

Муниципальное право РФ

12

4

Тема 5.1

Муниципально-правовые отношения

Тема 5.2

Основы местного самоуправления

Раздел 6

Финансовое и налоговое право РФ

14

6

Тема 6.1

Правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Тема 6.2

Система налогов и сборов в РФ

Тема 6.3

Антимонопольное законодательство и его роль в регулировании хозяйственной деятельности

Раздел 7

Бюджетное и банковское право РФ

6

2

Тема 7.1

Бюджет и бюджетное право

Тема 7.2

Нормативно-правовая база ведения банковской деятельности

Раздел 8

Архивное право РФ

6

4

Тема 8.1

Правовое регулирование документационного обеспечения управления и архивоведения

Всего по дисциплине:

82

30

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Студент должен

иметь представление:

Значение и содержание дисциплины «Правовое регулирование управленческой деятельности» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов дисциплин.

Источники и нормативно-правовая база деятельности органов государственного и муниципального управления.

Особенности современного состояния законодательства в связи с право­вой реформой, проводимой в стране.

Раздел 1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Тема 1.1 Административно-правовые отношения

Студент должен

иметь представление:

    о структуре правоотношений;

знать:

    понятие, виды административно-правовых отношений;

    понятие, виды административно-правовых норм;

    условия, предусмотренные административно-правовыми нормами.

Понятие и особенности административно-правовых отношений, их структура. Виды административно-правовых правоотношений. Субординационные отношения. Координационные отношения. Вертикальные административные правоотношения. Горизонтальные административные правоотношения. Основания возникновения. Изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Понятие и особенности административно-правовых норм. Юридические факты – условия, предусмотренные административно-правовыми нормами. Правомерные действия. Неправомерные действия. Административный договор.

Тема 1.2 Административно-правовые формы и методы

управления

Студент должен

знать:

    понятие и виды административно-правовых форм и методов;

    систему форм административной деятельности;

    правовые акты управления и их особенности;

    классификацию правовых актов;

уметь:

Понятие и виды административно-правовых форм. Система административной деятельности: установление общеобязательных норм; издание административных актов; заключение договоров. Осуществление общественно-организационной деятельности; совершение материально-технических действий. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение, отличие от других правовых актов. Виды правовых актов управления. Порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия правовых актов управления. Требования, предъявляемые к таким актам. Порядок отмены, изменения, приостановления актов управления.

Понятие и виды административно-правовых методов. Сущность и виды поощрений. Понятие и виды административного принуждения. Основание его применения. Органы, применяющие административное принуждение.

Практические занятия

Раздел 2 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО РФ

Тема 2.1 Гражданское законодательство РФ

Студент должен

знать:

    состав и структуру гражданского законодательства;

    порядок и способы возникновения гражданских прав и обязанно­стей;

    характер и виды гражданских правонарушений;

    способы защиты гражданских прав;

    виды договоров, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ;

    основные объекты гражданских прав;

    способы оформления сделок с недвижимостью;

уметь:

    составлять гражданско-правовой договор;

    составлять различные виды доверенностей.

Понятие гражданского права, его значение и роль в ре­гулировании правонарушений. Основные источники, составляющие граж­данское законодательство, возникновение, изменение и прекращение граж­данских прав и обязанностей. Гражданские правонарушения. Защита граж­данских прав. Участники (субъекты) гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица, субъекты РФ, муниципальные образо­вания. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты гражданских правоотношений. Виды объектов гражданских прав. Ценные бумаги как объект граждан­ских прав. Нематериальные блага и их защита. Движимое и недвижимое имущество. Государственная регистрация недвижимости. Служебная и коммер­ческая тайна. Сделки в гражданском праве. Виды гражданско-правовых договоров. Представительство и дове­ренность при осуществлении сделок.

Практические занятия

Тема 2.2 Право собственности и другие вещные права.

Обеспечение исполнения обязательств

Студент должен

знать:

    виды собственности в РФ;

    объекты исключительной федеральной собственности;

    виды и порядок управления государственной собственностью;

    характер и виды ответственности за неисполнение или ненадлежа­щее исполнение обязательств;

    способы обеспечения исполнения обязательств;

    основные виды санкций, возлагаемых на нарушителя обязательства.

Приобретение и прекращение права собственности, виды собственно­сти. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. За­щита права собственности и других прав. Сроки, место и порядок исполнения обязательств. Солидарные обяза­тельства и требования; встречное исполнение обязательств. Очередность погашения требований по обязательствам. Способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка и пеня; за­лог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток.

Раздел 3 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО РФ

Тема 3.1 Нормативно-правовая база и регулирование

предпринимательства

Студент должен

знать:

    нормативно-правовую базу предпринимательства;

    характер рассмотрения хозяйственных споров в Арбитражном суде;

    основные принципы деятельности банковской системы;

    назначение и характер работы товарных бирж;

    порядок банкротства (несостоятельности) предприятий;

    порядок подготовки дела для подачи иска в арбитраж;

    формы определения состоятельности предприятия.

Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности: конституционные нормы, обеспечивающие экономическую свободу предпринимательства, гражданское законодательство. Субъекты предпринимательского права. Субъекты государственного и муниципального предпринимательства. Объединения хозяйствующих субъектов. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов. Несостоятельность хозяйствующих субъектов. Хозяйственные сделки. Коммерческое представительство. Арбитраж­ное право и процесс. Конкуренция и монополизм. Банкротство предпри­ятий.

Раздел 4 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РФ

Тема 4.1 Субъекты административного права

Студент должен

знать:

    группы субъектов административного права;

    принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;

    систему исполнительной власти в Российской Федерации;

    виды и классификацию органов исполнительной власти;

уметь:

    проводить разделение предприятий по группам в зависимости от формы собственности;

    оформлять необходимые документы, связанные с осуществлением норм административного права.

Общая характеристика субъектов административного права: органы государственной власти – органы исполнительной власти, Президент РФ, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления; общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы, гильдии; административные предприятия и учреждения; физические лица. Понятие и особенности органов исполнительной власти. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Практические занятия

Тема 4.2 Органы государственной власти субъектов РФ

Студент должен

знать:

    характеристику органов государственной власти субъектов РФ;

    органы законодательной (представительной) власти республик в составе РФ;

    органы исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный статус субъектов РФ. Общая характеристика органов государственной власти субъектов РФ. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ. Компетенция органов законодательной власти краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Органы исполнительной власти субъектов РФ. Структура органов краевой и областной администрации.

Тема 4.3 Государственная служба

Студент должен

знать:

    виды государственной службы;

    законодательство о государственной службе;

    принципы государственной службы;

    классификацию государственных должностей;

    правовой статус и обязанности государственного (гражданского) служащего.

Понятие и виды государственной службы. Общефункциональная государственная служба. Специальная государственная служба. Государственная (гражданская) служба. Государственная служба субъектов РФ. Принципы государственной службы. Законодательство о государственной службе. Понятие и классификация государственных должностей и государственных служащих. Правовой статус государственного (гражданского) служащего. Права государственного (гражданского) служащего. Обязанности государственного (гражданского) служащего. Порядок прохождения государственной (гражданской) службы. Законодательная основа муниципальной службы. Основные принципы муниципальной службы.

Тема 4.4 Административные правонарушения и

административная ответственность

Студент должен

знать:

    виды административно-правовых форм управления;

    виды административных правонарушений;

    виды административных взысканий;

    порядок наложения взыскания;

    структуру органов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях;

уметь:

    определять характер правонарушения;

    отличать административные правонарушения от других видов пра­вонарушений.

Виды административных правонарушений и виды взысканий. Органы, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонаруше­ниях. Рассмотрение дел, обжалование и опротестование. Нарушения, пося­гающие на: права граждан и здоровье населения, безопасность окружаю­щей среды, сохранность памятников истории и культуры. Нарушения ветеринарно-санитарных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, торгово-финансовых, автодорожных, транспортных и иных правил.

Практическое занятие

Раздел 5 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РФ

Тема 5.1 Муниципально-правовые отношения

Студент должен

знать:

    нормы и источники муниципального права;

    историю возникновения местного самоуправления в РФ;

    ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

    зарубежный опыт местного самоуправления.

Понятие муниципального права. Атрибуты и критерии местного самоуправления. Система муниципального права. Муниципально-правовые отношения. Нормы и источники муниципального права. История развития местного самоуправления в России. Необходимость реформирования системы местных органов власти. Система местного самоуправления. Понятия и общая характеристика полномочий органов местного самоуправления.

Тема 5.2 Основы местного самоуправления

Студент должен

знать:

    полномочия органов местного самоуправления во всех сферах общественной жизни;

    территориальные основы местного самоуправления;

    финансово-экономические основы местного самоуправления;

уметь:

    ориентироваться в вопросах компетенции органов местного самоуправления;

    пользоваться законодательной базой для осуществления местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления. Влияние особенностей территории на формирование муниципальных образований. Местное самоуправление на территориях со специальным административно-правовым режимом. Устав муниципального образования. Государственная регистрация уставов муниципального образования. Муниципальные выборы. Местный референдум. Собрания, сходы. Органы местного самоуправления: представительные, исполнительные. Глава муниципального образования. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Гарантии и защита прав местного самоуправления.

Практические занятия

Раздел 6 ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО РФ

Тема 6.1 Правовые основы финансовой деятельности

государства и органов местного самоуправления

Студент должен

знать:

уметь:

Финансовый контроль. Органы финансового контроля. Центральный банк РФ. Инвестиционная деятельность в РФ. Денежная система РФ. Валютное регулирование. Валютный контроль. Иностран­ные инвестиции. Правовые основы государственных расходов и сметно-бюджетного финансирования.

Практические занятия

Тема 6.2 Система налогов и сборов в РФ

Студент должен

знать:

    налоговые органы РФ;

    порядок осуществления федеральных налогов и сборов;

    порядок осуществления региональных налогов и сборов;

    порядок осуществления местных налогов и сборов;

    порядок и сроки уплаты налогов;

    ответственность за нарушение налогового законодательства;

уметь:

    определять порядок уплаты налогов;

    определять базу налогообложения.

Налоговые органы РФ. Федеральные налоги и сборы. Классификация налогов и сборов. Региональные налоги и сборы. Местные налоги и сборы. Порядок и сроки уплаты налогов. Субъект налогообложения. Налоговое представительство. Налоговый статус физических лиц. Налоговый статус юридических лиц. Объект и предмет налогообложения. Налоговая база и налоговая ставка. Налоговый контроль. Налоговая декларация. Налоговая тайна. Ответственность за нарушения налогового законодательства. Понятие и виды специальных налоговых режимов.

Практическое занятие

Тема 6.3 Антимонопольное законодательство и его роль в

регулировании хозяйственной деятельности

Студент должен

знать:

    антимонопольное законодательство;

    характер и цель обеспечения конкуренции на товарных рынках;

    порядок государственного регулирования цен;

    назначение и характер деятельности Антимонопольного комитета;

    характер антимонопольного нарушения.

Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности, обеспечение конкуренции на товарных рынках. Государственное регулиро­вание установления и применения цен на товары, работы и услуги. Анти­монопольный комитет.

Раздел 7 БЮДЖЕТНОЕ И БАНКОВСКОЕ ПРАВО РФ

Тема 7.1 Бюджет и бюджетное право

Студент должен

знать:

    основные источники формирования бюджетов разных уровней;

    основные способы и источники бюджетного финансирования;

    порядок формирования доходной части бюджета;

уметь:

    определять источники бюджетного финансирования.

Бюджет и бюджетное право. Понятие и сущность бюджетных прав. Бюджетная компетенция РФ. Бюджетная компетенция субъектов РФ. Бюджетная компетенция муниципальных образований. Бюджетное устройство РФ. Бюджетный контроль. Федеральный и региональные бюджеты, местный бюджет и порядок их формирования. Источники бюджетного фи­нансирования.

Практическое занятие

Тема 7.2 Нормативно-правовая база ведения банковской

деятельности

Студент должен

знать:

    основные нормативно-правовые акты, регулирующие ведение банковской деятельности;

    ответственность за нарушения законодательства.

Основные источники правового регулирования банковской деятельности: конституционные нормы, обеспечивающие экономическую свободу банковской деятельности, гражданское законодательство. Арбитраж­ное право и процесс. Банки и бан­ковская деятельность. Конкуренция и монополизм. Банкротство предпри­ятий.

Раздел 8 АРХИВНОЕ ПРАВО РФ

Тема 8.1 Правовое регулирование документального

обеспечения управления и архивоведения

Студент должен

иметь представление:

    о нормативно-методической базе делопроизводства, регламентирующей вопросы документационного обеспечения;

знать:

    состав нормативно-методической базы делопроизводства и архивоведения;

    законодательные акты РФ в сфере информации и документации;

    Указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ;

    государственные стандарты на документацию и правила хранения и сдачи документов в государственные архивы;

    порядок и сроки архивного хранения документов;

уметь:

    применять на практике нормативно-правовую базу обеспечения управления и архивоведения.

Состав нормативно-методической базы делопроизводства и архивоведения. Законодательные акты РФ в сфере информации, документации, архивоведения. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующие вопросы документационного обеспечения и архивного хранения. Государственные стандарты на документацию. Нормы времени на работу по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления. Укрупнённые нормы времени на работы с научно-технической документацией в архивах, учреждений, организаций, предприятий.

Практические занятия

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Тема 1.2

Круглый стол: «Административно-правовые отношения».

Тема 2.1

Составление проекта гражданско-правового договора. Составление различного рода доверенностей.

Тема 4.1

Дискуссия на тему: «Субъекты административного права».

Тема 4.4

Рассмотрение видов административных правонарушений на примере конкретных ситуаций.

Тема 5.2

Круглый стол: «Основы местного самоуправления».

Тема 6.1

Круглый стол: «Правовые основы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления».

Тема 6.2

Сообщения на тему: «Действие актов налогового законодательства РФ во времени, в пространстве и по кругу лиц».

Тема 7.1

Семинарское занятие: «Формирование бюджетов разных уровней».

Тема 8.1

Круглый стол: «Законодательные акты РФ в сфере информации и документации».

НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Декларация прав и свобод человека и гражданина от 12 ноября 1991 года.

Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2.

Арбитражной процессуальный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве».

Федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации».

Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации» от 24 ноября 1995 года.

Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления».

Указ Президента РФ «О перечне сведений, отнесённых к государственной тайне».

Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

Закон РФ «О защите прав потребителей».

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации».

Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации».

Закон РФ «Об охране окружающей среды».

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской федерации.

Водный кодекс Российской Федерации.

Лесной кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., № 79-ФЗ.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М: Экономика, 1998-2001.

Беляев В.П., Мануковская А.Н., Фарберова О.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. – М.: РДЛ, 2003.

Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2002.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник/ М.: Норма – Инфра М, 2000.

Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2002.

ГабричидзеБ.Н., Чернявского А.Г. М. Административное право. Учебник. / Под ред.: «Издательство Проспект», 2003.

Дойников И.В. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебное пособие. / М.: «Приор-издат», 2003.

Под ред. Карасевой М.В . Финансовое право. Учебное пособие /– М.: Норма 2001.

Кушлина В.И., Волгина Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. Под редакцией – М.: Экономика, 2001-2002.

Лаптев B .В. Предпринимательское право. – М.: Юристь, 1997.

Под ред. проф. Орловского Ю.П. Трудовое право. Учебник/ – М.: «ИНФРА – М», 2003.

Пчелинцева Л.М. Семейное право. Учебник./ – М.: Норма, 1999.

Садиков О.Н.

Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Оно имеет особый предмет, поскольку связано главным образом с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. В общем, его предназначением является упорядочение целеполагания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.
Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности, выступающих предметом правового регулирования государственного управления: отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, благодаря и посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь, имеют правовые механизмы объективизации и объективации государственного управления; отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий); центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности; волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, причем по причине как профессионального несения государственной службы (кадровый состав государственных органов), так и обращения в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.
Государственное управление (что уже не раз отмечалось) есть властное управляющее воздействие, опирающееся на государство - организованную силу общества. Поэтому очевидно, что любые пробелы ("белые пятна") в предмете его правового регулирования снижают уровень управления, создают управленческие "шумы", ведут к злоупотреблениям и произволу. Важно также понимать, что государственное управление относится к явлениям долженствования, а не свободной воли участников управленческих отношений. В нем государственные органы и лица, занимающие государственные должности, обязаны действовать в определенном направлении и определенным образом, ибо они уполномочены государством на решение государственных, общественных и частных проблем жизнедеятельности людей. Суть государственного управления в том-то и заключается, что его управляющие воздействия формируются и реализуются не тогда, когда это кому-то· хочется или у кого-то появилось к нему желание, а когда в нем существует потребность у управляемых объектов. Поэтому в государственном управлении все должно быть прописано юридически, в том числе суть свободной деятельности соответствующих органов и ее границы.
В центре правового регулирования государственного управления находится правовой статус государственного органа. Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.
Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в целостной системе государственных органов страны.
Принадлежность органов к законодательной, исполнительной и судебной власти (по горизонтали) местному самоуправлению (по вертикали), а также к какой-либо специализированной подсистеме органов исполнительной власти создает основы для формулирования их правовых статусов. Этот же признак раскрывает вертикальные и горизонтальные линии взаимодействия органов и их соподчинения.
Во-вторых, "несущим" моментом правового статуса выступает компетенция государственного органа - юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы осуществления управленческих функций; перечень управляемых объектов или отдельных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.
В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования . Ведь реализация компетенции требует соответствующей организационной "мощности" (штатного расписания) органа и правовой организации деятельности его подразделений и лиц, занимающих в нем должности. Компетенция каждого государственного органа не только должна быть реализована, но реализована соответствующими должностными лицами, в установленных правовых формах и процедурах, при использовании правовых методов и с надлежащими правовыми последствиями.
В целом составными предмета правового регулирования являются цели, функции, структуры, формы, методы, стадии, процедуры, операции, принципы и многие другие (неодушевленные) элементы государственного управления . Это - регулирование главным образом управленческих институтов, формальных явлений и их взаимоотношений, которые практически используются (или, наоборот, не используются) людьми, осваиваются и вводятся ими в решение общественных и частных проблем.
В правовом регулировании государственного управления соответственно особенностям его предмета действует метод правового регулирования. Последний давно уже определяется как совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы. Метод правового регулирования характеризуют два момента: субъект (источник) правового регулирования, т.е. орган, уполномоченный на издание соответствующих правовых норм; смысл и содержание самих правовых норм. Субъект (источник) правового регулирования государственного управления указывает на возможности, характер и пределы деятельности определенных государственных органов по изданию правовых норм в области управления. Соответственно ему различают: централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах органами государственной власти государства в целом либо его субъектов (при федеративном устройстве) в рамках их компетенции и объектов юрисдикции.

Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управленческих процессах (и отношениях), зависят от способов правового регулирования, в которых содержится свойство (суть) юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого взаимодействия. Среди способов правового регулирования (вообще) различают: позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия; запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.
Таким образом, предметом правового регулирования государственного управления выступают государственно-правовые институты (элементы), сознание, поведение и деятельность людей, связанные с обеспечением формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Соответственно этому предмету из многообразия метода правового регулирования используются те его приемы, средства, способы, структуры и смыслы норм, которые придают правовому статусу государственных органов (а в них - государственных должностей) и процессам их функционирования определенность, целенаправленность и последовательность. Поэтому очень многое зависит здесь от правовых форм, в которых все эти явления юридически отражаются и закрепляются.

В современных условиях правовое регулирование государственного управления в России преимущественно фокусируется на:

Разработке правовых механизмов реализации государственной политики,

установлении правовых основ хозяйственной деятельности, например, государственного стимулирования предпринимательства, обеспечения равноправия всех форм собственности, охраны прав собственника, защиты прав потребителя, пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции и т.п.;

Создании нормативной базы для эффективного управления предприятиями, организациями и учреждениями государственного сектора; регулировании функционирования различных объектов негосударственного сектора; координации функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

Обеспечении и реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

Осуществлении государственного контроля и надзора за работой управляемых и регулируемых сфер общественной жизнедеятельности.

В законодательных и иных правовых актах государственных органов представительной и исполнительной властей определяются конкретные пути, по которым должно вестись правовое регулирование в целях совершенствования и повышения эффективности государственного управления. На современном этапе развития российского общества приоритетной формой правового регулирования государственного управления признается законодательная. Однако на практике оно ведется преимущественно в подзаконном порядке.

Сейчас многие граждане иностранных государств, работающие в России водителями, задаются вопросом, как быстро и правильно обменять свои национальные права на российские. Автоинструкторы сегодня дадут полную инструкцию, как это сделать.

Наказание для иностранцев

Замена водительских прав — обязательная юридическая процедура для тех граждан СНГ и других стран, которые управляют транспортом на территории нашей страны. То есть, как говорят инструкторы по вождению , лица из стран СНГ, приехавшие в Россию осуществлять предпринимательскую деятельность, в частности перевозку пассажиров или грузов, должны в обязательном порядке получить водительские корочки российского образца.

Нарушителям будет грозить серьезное наказание. Для самого водителя это штраф 5-15 тысяч рублей, а вот для работодателя сумма будет намного серьезней — до 50 тысяч рублей.

Однако у иностранцев еще есть время: с иностранными правами можно будет садиться за руль до 2017 года. Причина как всегда банальна: механизм обмена прав пока тщательно не проработан, и требуется некоторое время, чтобы продумать все нюансы обмена.

Какие потребуется документы?

Для замены иностранного удостоверения на российское потребуются следующие документы:

  • гражданский паспорт водителя-иностранца;
  • действующее водительское удостоверение, с которым иностранец ездит на данный момент;
  • обязательна медицинская справка , то есть водитель должен пройти врачей, список которых установлен соответствующими законодательными актами;
  • нужно предъявить документы о том, что человек зарегистрирован на территории России;
  • миграционная карта (выдается иностранцам при въезде в Россию);
  • разрешение на то, что человек может осуществлять трудовую деятельность на российской территории. Выдается это разрешение органами ФМС.

Все эти документы сначала рассматриваются специализированным отделом ГИБДД , которое и выносит решение, разрешить замену прав или нет. После рассмотрения водителю возвращают его национальные права.

Временное пребывание

Не будут исключением и те иностранцы, которые находятся в РФ по режиму временного пребывания. Они могут работать водителем с иностранным или международным удостоверением.

Основные параметры правомерности управления ТС при наличии международных или иностранных прав :

  • Корочки должны соответствовать требованиям, которые описаны в Венской конвенции 1968-го года (конвенция о дорожном движении).
  • Записи в водительских правах гражданина другой страны должны быть сделаны латинскими буквами (или продублированы).

Если все эти условия не соблюдены, то иностранец, кроме своего национального ВУ, должен возить с собой перевод всех данных, которые содержатся в его правах. Перевод должен быть сделан на русский язык.

Более того, перевод должен быть заверен, и только после этого он будет иметь юридическую силу. Заверение осуществляется нотариусом в порядке, установленном законом РФ.

Обучение вождению

Одним из этапов обмена прав для иностранцев является обучение вождению, причем как практической части, так и теоретической. Обучение нужно пройти в автошколе.

Далее идут экзамены: сначала в автошколе , а потом в ГИБДД. Если экзамены провалены, то обменять права не удастся. Придется идти на пересдачу.

Кстати, для сдачи «гаишных» экзаменов следует получить допуск. Решение о нем, при наличии у кандидата на сдачу экзаменов всех необходимых документов, принимается в течение 15 дней.

Видео о том, как заменить иностранные водительские права:

Спокойствия и внимательности за рулем!

В статье использовано изображение с сайта ria.ru

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.



Просмотров